Научная статья на тему 'Система контроля и оценки достижений учащихся на уроках русского языка и литературы в старших классах средней школы'

Система контроля и оценки достижений учащихся на уроках русского языка и литературы в старших классах средней школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5397
910
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ / ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ЕГЭ / МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ВЛАДЕНИЯ ЯЗЫКОМ / ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛНОГО УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ / САМООБУЧЕНИЕ / САМОРАЗВИТИЕ / САМОПРОВЕРКА / САМОКОНТРОЛЬ / САМООЦЕНКА / СИСТЕМА ПРИСВОЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ УСВОЕНИЕМ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ОБУЧАЮЩИМИСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сапа Александр Валерьевич

В статье предлагается авторская система контроля и оценки достижений обучающихся на уроках русского языка и литературы в 10-11 классах в условиях подготовки к ЕГЭ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система контроля и оценки достижений учащихся на уроках русского языка и литературы в старших классах средней школы»

В статье предлагается авторская система контроля и оценки достижений обучающихся на уроках русского языка и литературы в 10-11 классах в условиях подготовки к ЕГЭ.

Сапа Александр Валерьевич,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель русского языка и литературы МОУ Тисульская средняя общеобразовательная школа № 1 п.г.т. Тисуль, Тисульский район, Кемеровская область aleksandr-sapa@yandex.ru

Система контроля и оценки достижений учащихся на уроках русского языка и литературы в старших классах средней школы

Какой должна быть современная система контроля и оценки достижений учащихся старших классов?

Ключевые слова: система контроля, оценка достижений обучающихся, ЕГЭ, модель компетентностного владения языком, технология полного усвоения знаний, самообучение, саморазвитие, самопроверка, самоконтроль, самооценка, система присвоения информации на уроках литературы в старших классах, система управления усвоением учебного материала обучающимися.

Является общепризнанным, что русский язык и литература имеют огромное значение в становлении и развитии ребёнка. Вместе с тем очевидно, что положение с обучением этим предметам в школе требует к себе самого серьёзного внимания. Анализ состояния их преподавания, анализ результатов ЕГЭ и ГИА показывает, что школа не вполне обеспечивает функциональную грамотность учащихся, их орфографическую и пунктуационную грамотность; недостаточно формируются навыки и умения устной и письменной речи.

Сегодня уровень подготовки выпускников средней школы по русскому языку (а в совокупности с ним и по литературе) вызывает серьёзную обеспокоенность, поэтому очень часто становится предметом широкого обсуждения. Так, например, по данным Центра оценки качества образования примерно 51% учащихся не достигает базового уровня подготовки по русскому языку, высокий уровень подготовки имеют всего лишь 7,3% учащихся, 68% выпускников школы на ЕГЭ по русскому языку допускают в небольшом тексте более четырёх орфографических и пунктуационных ошибок.

Эти цифры заставляют задуматься не только о том, насколько эффективны сегодня программы и методики преподавания русского языка и литературы в старших

классах, но и о целесообразности ныне существующей системы контроля и оценки достижений ученика.

Наличие стандарта образования по русскому языку и литературе, введение ЕГЭ требует как можно более объективной оценки знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в ходе изучения программного материала, а значит, и постоянного контроля качества усвоения этого материала. Поэтому проблема измерения результатов обучения и контроля достижений этих результатов - одна из ключевых в современной педагогике. Мы убеждены, что без хорошо налаженной проверки и своевременной оценки результатов обучения, учебных достижений каждого ученика нельзя говорить об эффективности обучения русскому языку и литературе, особенно на завершающем этапе школьного обучения.

Таким образом, налицо проблема, противоречие, которое однозначно пока не разрешено существующими исследованиями: как при наличии существующих программ и недостаточного количества часов, выделенных в Базисном учебном плане на преподавание русского языка и литературы в старших классах, добиться повышения качества знаний учащихся настолько, чтобы большинство из них без проблем могли справиться с тестами ЕГЭ и ГИА.

Одним из главных способов достижения этой цели мы считаем создание действенной системы контроля и оценки знаний, умений, навыков учащихся старших классов, созданной и успешно применяемой нами в течение последних пяти лет.

Как известно, русский язык в 10-11 классах - это своеобразный учебный курс, в обобщенном виде включающий в себя все, чему учащиеся научились на уроках русского языка в предшествующих классах.

Содержание обучения русскому языку на базовом уровне в старших классах структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим здесь развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Все эти задачи в полной мере решает программнометодический комплекс Н.Г. Гольцовой и И.В. Шамшина, по которому мы работаем уже четыре года. Авторы, решая большинство современных задач преподавания русского языка в старших классах, в том числе предлагают разветвлённую систему контроля достижений учащихся:

• При проверке домашнего задания - проверку усвоения теоретического материала, проверку качества выполнения домашнего упражнения, проверочную самостоятельную работу (или словарный диктант) на пройденный ранее материал.

• Этап первичного закрепления материала завершается самостоятельной работой: проверочным диктантом с последующей самопроверкой либо упражнениями на комплексный орфографический и пунктуационный анализ.

• Составной частью урока становятся задания «Готовимся к ЕГЭ»

• Заключительные контрольные работы проводятся в виде проверочных диктантов, комплексных анализов текстов, тестов ЕГЭ, лингвистических сочинений- миниатюр, рефератов по результатам изучения местного культурно-этнографического материала.

С нашей точки зрения, самыми эффективными формами контроля и оценки достижений по русскому языку в старших классах является пять основных: саморепе-титоры, комплексные контрольные работы, зачёты, контрольные диктанты и особенно тесты разных видов.

Мы пытаемся создать систему преподавания русского языка в старших классах, основанную на принципах самообучения и самоконтроля в целях эффективной подготовки к ЕГЭ.

В конечном итоге наша система изучения русского языка в 10-11 классах выглядит следующим образом:

1. Теоретический материал изучается учеником самостоятельно по учебнику Н.Г.Гольцовой и И.В.Шамшина на основе блочной подачи материала, основные положения изученного материала оформляются в виде таблицы (иногда материал даётся в уже готовой таблице, но его надо развернуть с помощью параграфов учебника).

2. Далее учеником самостоятельно под руководством учителя выполняются тренировочные, обобщающие упражнения в следующей последовательности: ученику сначала предъявляются упражнения, в которых изучаемый материал представлен в изолированном виде, затем - в сочетании с другими схожими орфограммами или пунктограммами, и только потом следует работа по комплексному анализу текста, в котором присутствуют изучаемые языковые явления. Проверка выполненных упражнений осуществляется самими учащимися по ключам к данным упражнениям. Оценка осуществляется тоже самостоятельно на основе известных ученику критериев. Все допущенные ошибки обязательно отрабатываются: ученик выполняет дополнительные упражнение на данную орфограмму.

3. В конце темы учащимся предлагается самостоятельно проверить и оценить свои знания с помощью тематических тестов достижений, предлагаемых Р.Н. и Е.В.Бунеевыми1. Эти тесты проверяются и оцениваются учителем. Иногда вместо тестов могут проводиться комплексные контрольные работы или зачёты.

4. В конце учебного периода, полугодия и года проводятся обобщающие контрольные работы или обобщающие тесты, а также контрольные творческие работы.

Естественно, совсем другими, по сравнению с традиционным уроком, становятся учебные занятия по русскому языку в старших классах. Основа таких занятий -самостоятельная деятельность обучающихся, где самоконтроль и самооценка занимают одно из главных мест.

Мы считаем, что именно урок, в основе которого

1 Бунеев, Р.Н., Бунеева, Е.В., Болотник, Л.В. Тематические тесты для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ [Текст]/ Р.Н.Бунеев и др. - М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2004

лежат такие сферы деятельности ученика, как самообучение, саморазвитие, самопроверка, самоконтроль, самооценка, сможет решить задачи обучения русскому языку в старших классах. Вот какой представляется нам структура такого урока:

1. Организационный этап (3-5 минут): приветствие, визуальный контроль готовности к уроку, работа с журналом.

2. Мотивационный этап (2-3 минуты): представление учителем темы урока и значимости её для старшеклассников, а также плана предстоящего урока.

3. Словарный диктант «Проверяю себя» (2030 слов на самые трудные случаи, в том числе наборы словарных слов, которые часто встречаются в тестах, или слов из домашних упражнений).

4. Работа с заданиями «Готовимся к ЕГЭ» (материалы даются дозированно, связываются с темой урока или содержанием словарного диктанта, но главное место занимает отработка навыков по культуре речи, стилистике и анализу текста).

5. Этап проверки домашнего задания с использованием само- и взаимопроверки с последующей само-взаимооценкой.

6. Этап изучения теоретического материала, цель которого - «понять»: самостоятельная работа с учебником (2-6 параграфов) на основе теории поэтапного формирования умственных действий - чтение; составление плана ответа, таблицы, тезисов, опорного или словесного конспекта, и т.д.; рассказ товарищу; проговаривание изученного про себя; ответы на поставленные учителем вопросы (устно или письменно), составление алгоритмов.

7. Тестирование по освоению теоретического материала с последующей само-или взаимопроверкой.

8. Этап первичного закрепления материала: выполнение тренировочных, обобщающих, творческих упражнений в определённой последовательности с последующей самопроверкой по ключам, предложенным учителем.

9. Самостоятельная работа: проверочный диктант с последующей самопроверкой и самооценкой либо упражнения на комплексный орфографический и пунктуационный анализ.

10. Контрольный тест по изученной теме, проверяющий качество усвоения теоретических знаний и степень овладения практическими навыками (материалом для теста служит весь материал, который повторялся или изучался на уроке). Тест проверяется и оценивается учителем.

11. Этап подведения итогов учебного занятия: выводы, выделение ключевых понятий темы, самооценка усвоения темы каждым учеником - заполнение оценочного листа урока.

12. Этап дачи домашнего задания (задания трёх видов: работа со связным текстом по пройденной теме, опережающее домашнее задание по теме следующего урока и работа над ошибками, допущенными в классной работе).

Прокомментируем некоторые моменты предлагаемой системы работы на уроке:

• Оценку всех заданий, выполняемых учениками лучше проводить не по обычной пятибалльной системе, а по десятибалльной (можно воспользоваться показателями десятибалльной шкалы оценки по русскому языку, разработанной В.П.Симоновым при участии учителя СШ №22 г.Сергиева Посада Г.Н. Дурновой1.

• Среди этапов урока можно выделить шесть, которые подлежат оценке: словарный диктант и/или задания «Готовимся к ЕГЭ», домашнее задание, тест по освоению теоретического материала, самостоятельная работа, контрольный тест по изученной теме. На основании этого составляется и оценочный лист урока:

• При такой оценке деятельности старшеклассника он может максимально набрать 60 баллов. Это количество баллов является отправной точкой в создании критериев оценки ученика:

55-60 баллов - «5»;

46-54 балла - «4»;

30-45 баллов - «3»;

менее 30 баллов - «2».

• Оценку тестов желательно тоже проводить по таким же критериям, считая максимальным количеством баллов, которые может набрать ученик за тест, - 60.

• Учителю при подобной системе оценивания достижений учеников не приходится думать о выставлении итоговых оценок учащимся, тем более если в учёте оценок пойти дальше: ввести сводные оценочные листы класса на определённый учебный период:

В модели компетентностного владения языком, которую мы предлагаем, учитель и школьники находятся в позиции равноправных исследователей, а суть деятельности педагога заключается в создании ситуации самостоятельного «добывания» знаний, самоконтроля, самооценки и самокоррекции.

Ниже мы предлагаем подробный конспект урока русского языка в 10 классе, на котором в полной мере реализована предлагаемая модель.

Тема урока: «Употребление гласных после шипящих и Ц» (в работе используется учебник: Гольцова, Н.Г., Шамшин, П.В. Русский язык. 10-11 классы

1 Симонов, В.П. Парадоксы трёхбалльной шкалы, или Как заработать «два» [Текст] / В.П. Симонов// Начальная школа. - 2001. - № 1

[Текст]: учебник для общеобразовательных школ/ Н.Г Гольцова, П. В.Шамшин. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2005).

Цель урока: обобщение материала о правописании гласных после шипящих иЦвкорнях, в окончаниях и суффиксах слов различных частей речи, закрепление правописных навыков учащихся в словах данного цикла орфограмм. ХОД УРОКА:

I. Организационный и мотивационный этапы.

II. Словарный диктант «Проверяю себя»:

Драма, жаргон, идеал, идиллия, искусство, мотивировка, прототип, сентиментальный, мировоззрение, галерея, достоин презрения, философский, косность, монолог, приемлемый, объявить сумасшед-

шим, антагонизм, аплодировать, пародия, аккомпанемент, эксперимент, комплимент, оригинальный.

- Самопроверка по ключам, работа над ошибками.

- Объяснить лексическое значение подчёркнутых слов.

III. Работа с заданиями «Готовимся к ЕГЭ» (Выполните предлагаемые тесты: время выполнения с взаимопроверкой - 8 минут):

Тест № 1. Выберите правильный вариант лексического значения слова.

1. Антагонизм - а) репутация; б) противоречие; в) равнодушие.

2. Апатия - а) направление в медицине; б) равнодушие;

в) болезнь.

3. Апелляция - а) просьба о пересмотре чего-либо;

б) музыкальное произведение; в) косметическая

процедура.

4.Балласт - а) груз; б) болезнь; в) механизм.

5. Панегирик - а) тип темперамента; б) болезнь;

в)- хвалебная речь.

Тест № 2. Запишите номера слов, лексическое значение которых указано верно:

1. Боливар - мужская широкополая шляпа

2. Дорама - двойной стеклопакет

3. Каракатица - морской моллюск

4. Кипрей - житель острова Кипра

5. Корнет - большой корабль

Тест № 3. Выберите правильный вариант:

1. Письмо дошло до (а) адресата, б) адресанта) вовремя.

Словарный диктант и/или задания ЕГЭ Домашнее задание Тест по освоению теоретического материала Само стоятельная работа Контрольный тест Итого баллов Оценка

№ п/п Список учеников класса Поурочная оценка Тематический тест достижений Обобщающая контрольная работа Итоговая оценка за учебный период

Урок №1 Урок №2 Урок №3 Урок №4

1. Иванов Пётр 4 3 2 3 4 4 20:6=3,3=3

2. Бухгалтерия должна (а) оплатить, б) платить временному сотруднику зарплату.

3. Этот руководитель всегда проявляет (а) внимательность, б) внимание) к людям.

4. На участке значительная часть почвы (а)камен-ная, б) каменистая).

5. В озере (а) отображались, б) отражались) деревья и кустарники.

IV Этап изучения теоретического материала,

1. Изучите параграфы 21-22 учебника.

2. Составьте таблицу по теме урока, используя шаблоны.

Таблица №1.Е и О после шипящих и Ц

ё О е

В корне

В суффиксе

В окончании

Таблица №2. Гласные после шипящих и Ц

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а У и ы е э я

3. Составьте алгоритм работы с блоком орфограмм, в котором максимум три «шага».

4. С помощью таблиц и алгоритма запишите образцы доказательств написания гласных после шипящих и Цв следующих словах: кошёлка, шорох, копчёности, сброшюровать, циновка.

5. Проверка сделанного учеником, беседа по изученному материалу.

V Тестирование по освоению теоретического материала с последующей само-или взаимопроверкой.

1. Выберите из ряда букв только те, которые обозначают шипящие звуки: с, д, х, ч, щ, м, з, ш, ж, п.

2. Выберите из ряда слов те, которые по своему написанию выбиваются из традиции: ч...йка, ч...удо, брош...ра, ж...ри, ж...к, ж...раф, Лонж...мо, параш..т.

3. После Ц под ударением всегда пишется: а) О;

б)Ё; в)Е

4. В глаголе и глагольных частях речи в суффиксах и окончаниях под ударением всегда пишется: а) О; б) Ё; в) Е

5. В словосочетании «ож...г руку» на месте пропуска пишется:

а) О; б) Ё; в) Е

6. Назовите 5-6 слов, в которых в безударном положении после шипящих и Ц пишется буква О.

VI. Этап первичного закрепления материала: самостоятельная работа с упражнениями учебника с использованием самопроверки:

1. Упр.109-110.

2. Выборочный диктант по упр.111-112.

3. Упр .114.

4. Упр .115.

5. Упр .117.

6. Комментированный словарный диктант:

Толчёный, печёный, тушёнка, облицевать, чокаться, шёрстка, царицын, циновка, цилиндр, инспекция, чёрный, напечём, узколицый, смешон, инспекция, цыкнуть, бережёного бог бережёт, тяжёлый ожог, жёрдочка, герцогиня, шоколад, цыплята-птенцы курицы.

VII. Самостоятельная работа:

1. Проверочный диктант с последующей самопроверкой и самооценкой.

ЧОпорный чЁрт в чЁрной шёлковой одежОнке сидел на жёстком диване и пил депгЁвый желудевый кофе, изредка чОкаясь со своим отражением в тяжЁлом глянцЕвитом самоваре, стоящЕм на парчОвой скатерти шОколадного цвета. ЧЁрт был большОй обжОра и, несмотря на изжОгу и больную печЁнку, объедался крыжОвником со сгущЁнным молоком. Поев и погрозив своему отражению пальцЕм, чЁрт, молодцЕвато встряхнув чёлкой, пустился танцЕвать чЕчЁтку. ЦОканье его копыт было столь сильным, что в цОкольном этаже думали, что наверху гарцЕвала лошадь. Однако чЁрт был не очень искусным танцОром и, совершив один не совсем удачный скачОк, врезался в самовар и обжЁг свой пятачОк, покрытый мягкой шЁрсткой. ОжОг был очень тяжёл. ОгорчЁнный чЁрт куцЕй овцОй бросился к бочОнку с мочёными яблоками и сунул в него обожжЁнный пятачОк. «Правду говорят, что небережЁного Бог не бережЁт», - чЕртыхнулся чЁрт чЕртовской пословицЕй.

2. Контрольное списывание - упр.118.

VIII. Контрольный тест по изученной теме

ТЕСТ 1. Отметьте номера слов, в которых пишется Ё.

1) щ...лкать, 2) электросчетчик, 3) нйпоч...м,

4) снаб-ж...нный, 5) уч...ность, 6) отреш...нность,

7) прйч...м, 8) туш...нка, 9) ноч...вка, 10)танц...р, 11) облиц...вывать, 12) ч...каться, 13) чеч...тка, 14) перед рубежам, 15) со-круш...нно, 16) горяч..., 17) крюш..д, 18) наблюдать за стриж...м, 19) стриж...м мальчонку, 20) холщовый.

ТЕСТ 2. Отметьте номера слов, в которых пшпет-ся У.

1) брош...ра, 2) ош...пью, 3) параш...т, 4) щ...чий,

5) ж...ри, 6) сброшюровать, 7) сощ...ренный, 8) очутиться.

ТЕСТ 3. Отметьте номера слов, в которых пишется И.

1) ож...вление, 2) ш...ньон, 3) нач..дить, 4) ш..ллинг,

5) ш...мпанзе, 6) щ...вель, 7) ш...фоновый.

ТЕСТ 4. Отметьте номера слов, в которых пишется Ы

1) иниц...ал, 2) лейкоц...т, 3) на ц...почках,

4) панц...рь, 5) пац...ент, 6) пацифист, 7) рец...див,

8) ц...клоп, 9) лисиц...н домик, 10) щипц..., 11) яще-риц..л хвост, 12) ц...ган, 13) страниц..., 14) тенденция, 15) ц...стерна, 16) ц...трусовые, 17) куц...и хвост, 18) амортизац...ия, 19) ц...тадель, 20) ц...када.

ТЕСТ 5. Отметьте номера слов, в которых пишется И.

1) тромбоц...т, 2) ц...ц, 3) ц...ферблат, 4) эрудиц...я,

5) дикц...я, 6) инициалы, 7) иниц...атива, 8) принцип,

9) скворц..., 10) сестриц...н, 11) смуглолиц...й, 12) Цари-ц...но, 13)ц...нк, 14) цивилизация, 15) ц...

нга,16) ц...линдр, 17) ц...кнуть, 18) ц...пки, 19) ц... рюльник, 20) ц...пленок.

ТЕСТ 6.В каком ряду в каждом слове пропущена буква О?

1. изж...га, расч...ска, беч...вка, деш...вка,.

2. ж...кей, ш...колад, ш...рох, ш...в.

3. кош...лка, обж...ра, ш...пот, щ...лка,

4. щ...лочь, трущ...ба, ш...фёр, деш...вый.

ТЕСТ 7.В каком слове сделана ошибка?

1. цоколь

2. шёрстка

3. жолудь

4. мажор

IX.Этап подведения итогов учебного занятия: выводы, выделение ключевых понятий темы, самооценка усвоения темы каждым учеником - заполнение оценочного листа урока.

X. Этап дачи домашнего задания: п.21,22, упр.113, 116, работа над ошибками в классной работе.

Не менее значимой проблемой сегодня является и контроль литературного образования школьника. В методике преподавания литературы эта проблема почти не затрагивается. Чаще всего в книгах по методике преподавания литературы в школе называются такие традиционные формы контроля как устные и письменные пересказы прочитанного, составление планов к прочитанным главам и частям литературных произведений, опросы учащихся в тестовой форме. Некоторые к итоговым формам контроля относят творческие работы учащихся, сочинения, рецензии, рефераты.

Система присвоения информации на уроках литературы в старших классах общеобразовательной школы, разработанная нами, базируется на идеях сторонников кибернетического подхода о системном управлении усвоением учебного материала на уроке и во внеурочное время и идеях М.Бершадского о мониторинге учебного процесса.

По сути, это «технология полного усвоения знаний», поскольку самое важное в ней - формирование прочных знаний, умений и навыков учащихся. Цель учителя в данной системе - так организовать деятельность учащихся, чтобы процесс присвоения информации был мотивированным, осмысленным и контролируемым.

Первым уроком литературы в 10 классе всегда провожу урок на тему «Как и зачем надо изучать классическую литературу», на котором и знакомлю учеников с системой изучения литературы в старших классах, где одно из главных мест занимает система диагностических и контрольных процедур, которые в конечном итоге образуют достаточно стройную систему управления усвоением учебного материала обучающимися:

^ На одном из первых уроков по теме обязательно предлагается тест по прочитанному до урока произведению.

У В ходе изучения темы выполняется система письменных работ (в том числе домашних), каждая из которых будет оцениваться, а оценки выставляться в журнал.

> Итогом изучения темы являются зачёт (устный и/или письменный), контрольная работа и сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем.

^ В ходе изучения темы ведётся активная подготовка к зачёту, от которого могут быть освобождены учащиеся, которые выполнили все промежуточные самостоятельные и контрольные работы на «4» и «5».

^ Все оценки за промежуточные работы учеников вносятся в открытый лист учёта знаний, который играет мотивационную роль.

Таким образом, целью нашей работы является создание такой системы преподавания литературы, при которой ученик последовательно, логически оправданно усваивал бы знания о художественном мире писателя, научился интерпретировать и анализировать художественное произведение в единстве формы и содержания, овладел бы необходимыми навыками мыслительной и речевой деятельности.

Восприятие и понимание литературного произведения предполагает особую мыслительную деятельность, объёмную аналитико-синтетическую работу. Методический путь анализа - это всеми возможными средствами побуждение к чтению, перечитыванию и интерпретации текста, а конечный результат - это хорошее знание текста художественного произведения, поскольку без этого нет смысла говорить о качественном обучении литературы. Поэтому в нашей системе работы уделяется столь пристальное внимание диагностическим тестам, письменным заданиям проблемного или исследовательского характера на уроке и дома, итоговым контрольным работам и зачётам, на которых, прежде всего, проверяется прочное знание

Ф.И.О ученика Диагностический тест Промежуточные тесты достижений Домашние работы контрольного характера Семинар или урок-практикум Сочинение Зачёт или К\Р Итог

№1 №2 №3 №4 №1 №2 №3

текста и умение работать с художественным произве- С учётом всего вышеизложенного наша система

дением. Всё это побуждает читать изучаемые тексты уроков литературы в старших классах выглядит сле-

всех без исключения учеников. дующим образом:

Типы уроков Основное содержание

1. Вводный урок (побудительно-мотивационный этап) 1. Общая характеристика эпохи (или темы). 2. Место писателя и его творчества в русской и мировой литературе, основные произведения писателя. 3. Споры вокруг творчества писателя. 3. Личность писателя в воспоминаниях современников. 4. Самостоятельное изучение биографии и творческого пути писателя по учебнику или дополнительной литературе с помощью предложенного плана или проблемных вопросов (в классе или дома). 5. Составление тезисов, биографической таблицы, опорного конспекта по изученному материалу (в классе или дома). 6. Оглашение планируемых результатов обучения по теме (запись перечня всех заданий, которые являются контрольными точками в диагностике знаний ученика при прохождении темы, выполняются к определённому сроку и заносятся в открытый лист учёта знаний). 7. Знакомство с контрольным тестом или текстом итоговой контрольной работы. 8.Запись тем итогового сочинения-рассуждения по изучаемому произведению.

2. Урок диагностики первоначальных знаний учащихся прочитанного самостоятельно текста произведения и биографии писателя (этап диагностики исходного состояния обученности учащегося) Выполнение набора диагностических тестов

3. Обзорная лекция установочного характера по прочитанному произведению (пред-коммуникативный этап восприятия текста) 1. Лекция учителя об идёйно-хуцожественном своеобразии творчества писателя и главных чертах новаторства. 2. Определение места изучаемого произведения среди других творений писателя. 3. Беседа по первоначальным впечатлениям по прочитанному тексту, использование методики «Задай свой вопрос учителю» 4. Слово учителя об истории создания произведения, спорах вокруг него. 5. Лекция об идейно-художественном своеобразии произведения (крупно-блочная подача материала). 6. Работа над ошибками в диагностическом тесте ( коррекция первоначальных знаний). 7. Запись вопросов уточняющего характера с последующими ответами на них дома.

4. Уроки углубленной работы по анализу и интерпретации текста художественного произведения (аналитико-синтетический, коммуникативный этап восприятия текста) а) Уроки работы с текстом «вслед за автором» б) Уроки анализа ключевых эпизодов текста в) Уроки анализа системы персонажей и характеристики героев г) Уроки-практикумы по анализу идейно-художественных особенностей изучаемого текста на основе серии проблемных вопросов (в том числе уроки-лабораторные работы) д) Уроки промежуточного контроля усвоения материал (выполнение тестов достижений и письменных домашних заданий контрольно-тренировочного характера) е) Семинарские занятия по ключевым проблемам произведения, неоднозначно трактуемых критикой ж) Урок-практикум по работе с критическими статьями, посвящённых анализу изучаемого произведения.

5. Урок обобщения и систематизации знаний. Беседа или дискуссия по изученному материалу.

б.Урок подготовки к написанию итогового сочинения-размышления Анализ предложенных тем и дача рекомендаций по написанию сочинений разных видов

7.Творческие уроки (пост- коммуникативный этап восприятия текста) 1.Написание классного или домашнего сочинения и его анализ. 2.Создание собственных произведений на основе изученного, его жанровых, стилистических и иных художественных особенностей 3.Итоговая конференция 4Литературная игра

8.Урок-консультация (этап подготовки к контрольной работе по теме) 1.Комментирование вопросов зачёта и заданий открытой контрольной работы. 2.Ответы на вопросы учеников 3.Показ образца устного ответа на зачёте, подготовленного желающими учениками.

9. Урок контроля знаний, умений и навыков по изученной теме 1.Зачёт 2.Контрольная работа с использованием тестов достижений.

10.Урок коррекции знаний Разбор ошибок, допущенных в контрольной работе и дача индивидуальных заданий по коррекции ошибок.

Таким образом, вся система изучения литературы в старших классах пронизана диагностическими и контрольными процедурами, которые в конечном итоге образуют достаточно строгую систему управления усвоением учебного материала обучающимися.

Организовать такую работу помогают сборники контрольных и проверочных работ Е. Димиденко и Н. Охри-менко; сборники тестов и проблемных заданий по русской литературе Я. Темиз, М. Мещеряковой, В.Чертова и Н.Коршуновой; сборник литературных викторин Петровичей; сборники интеллектуальных игр и викторин

О.Харитоновой, Л. Пироговой, Т. Кучиной, И.Г. Сухина; пособие по литературному моделированию В. Александрова, а также книги из серии «Домашний репетитор» по подготовке к ЕГЭ по литературе.

Приведём в качестве примера несколько видов контрольных работ, которые мы используем в практике преподавания литературы: во-первых, это образцы контрольных процедур, используемые при изучении лирики А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова (тестовая работа по теме «Лирика», домашние итоговые работы в форме литературных викторин «Мир Пушкина» и «Мир Лермонтова», итоговая контрольная работа ««Лирика А.С. Пушкина и М.ЮЛермонтова: черты сходства и различия», лабораторная работа по роману Е. Замятина «Мы».

1. Контрольная работа по теме «Лирика как род литературы»

I. Понятийный (терминологический) диктант

1. Поэтический трёхсложный размер со вторым ударным слогом

2. Поэтический метр, состоящий из трёх слогов, в котором ударный - третий.

3. Стихотворное произведение без рифм.

4. Поэтический стихотворный размер, в котором первый слог ударный.

5. Название строфы, состоящей из четырёх стихотворных строчек.

6. Один из тропов, суть которого в том, что явления или предметы неживой природы наделяются человеческими качествами.

7. Строфа из восьми стихотворных строчек.

8. Один из тропов, главный элемент поэтического слова, скрытое сравнение.

9. Стопа без ударения.

10. Звуковое совпадение слов, чаще всего находящееся в конце стиха.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Строфа, состоящая из шести стихов (сочетание катрена и двустишия).

12. Стихотворный жанр, состоящий из двух катренов и двух терцетов.

13. Утяжелённая стопа.

14. Регулярное сочетание ударного слога с безударными в стихотворном метре.

15. Несколько поэтических строк, объединённых системой рифм и интонацией.

16. Строфа, состоящая из трёх стихов.

17. Поэтический двухсложный размер с первым ударным слогом.

18. Поэтический двухсложный размер со вторым ударным слогом.

II. По описанию определите жанр, вид рифмы, поэтический размер и вид строфы стихотворения:

1. Стихотворение в виде письма к любимой, на-

писанное двухсложным размером с первым ударным слогом, с использованием строфы, состоящей из четырёх поэтических строчек, рифмующихся в следующем порядке: 1-3, 2-4.

2. стихотворение грустного содержания, в котором выражается мотив одиночества героя, написанное трёхсложным размером с последним ударным слогом, с использованием строфы, состоящей из 8 строк, где первые четыре рифмуются в следующем порядке: 1-2, 3-4.

3. Стихотворение, состоящее из двух катренов и двух терцетов, написанное двухсложным пятистопным размером со вторым ударным слогом, строящееся на строгой последовательности поэтической мысли: утверждение - сомнение - обобщение - вывод - и имеющее следующую систему рифмовки в первых 8 строчках: 1-3, 5-7, 2-4, 6-8.

III. Охарактеризуйте рифму. Восстановите стихотворный отрывок, назовите его автора и стихотворение, откуда он взят.

I вариант II вариант

странники жемчужною изгнанники южную одинокий голубом далёкой родном

на охоту легко по болоту глубоко шумит бежит Буяна Салтана

IV. Сделайте характеристику стихотворений (жанр, вид строфы, вид рифмы, размер):

I вариант II вариант

«Песнь о вещем Олеге» «Я памятник себе воздвиг»

«Я помню чудное мгновенье» «Арион»

Одно любое стихотворение Лермонтова

2. Литературная викторина «Пушкинский мир» Итоговая домашняя самостоятельная работа по теме «Лирика А.С.Пушкина»)

1. Назовите число, месяц, год и место рождения А.С. Пушкина.

2. Как звали мать, отца, сестру, брата и няню А.С. Пушкина? Какое отношение его дед по материнской линии имел к Петру Первому?

3. Назовите первое появившееся в печати стихотворение Пушкина. Где оно было напечатано? Сколько лет было поэту в то время?

4. Под каким произведением поэт поставил свою полную подпись?

5. Какие клички были у Пушкина в Лицее и в «Арзамасе»?

6. В связи с чем весной 1820 года поэт вызывался к петербургскому генерал-губернатору М.А. Милорадо-вичу? Каковы последствия этого вызова?

7. Кто из возлюбленных Пушкина подарил ему на память талисман-перстень с сердоликом? Какова судьба этого перстня после смерти Пушкина?

8. 8 сентября 1826 года состоялась личная встреча Николая Первого и Александра Пушкина. Где она происходила, о чём говорили, к какому соглашению пришли?

9. Какое значение в творческой биографии Пушкина имеют Болдинские осени?

10. «Я могу быть подданным, даже рабом - но холопом и шутом не буду и у царя небесного». По какому случаю сделал такую запись в своём дневнике А.С. Пушкин 10 мая 1834 года?

11. Каждая из женщин привлекала Пушкина по-своему: внешностью, веселым нравом, образованностью. Но только об одной женщине Пушкин сказал: «Чистейшей прелести чистейший образец». Кто эта женщина и какое самое известное стихотворение посвящено ей?

12. Назовите 8 произведений Пушкина, в которых имя главной героини - Мария.

13. Перелистывая пушкинские стихотворные сборники, обращаешь внимание на число 19 октября. Так названо несколько стихотворений. Что значила эта дата для поэта?

14. Кому посвящено стихотворение «Я помню чудное мгновенье...»? Кто из композиторов создал романс на эти стихи и кому он его посвятил?

15. Назовите имена художников, написавших самые известные прижизненные портреты А.С. Пушкина? О каком из портретов Пушкин сказал: «Себя, как в зеркале, я вижу, но это зеркало мне льстит»?

16. Вам предлагается 2 списка: список произведений Пушкина и имена композиторов, создавших оперы и балеты на сюжеты этих произведений (вразброс). Выберите и запишите имя композитора и названия произведений, музыку к которым он написал:

- П.И.Чайковский «Бахчисарайский фонтан»

- Н.А.Римский-Корсаков «Сказка о золотом петушке»

- Ц.А.Кюи «Евгений Онегин»

- Б.В Асафьев «Кавказский пленник»

- М.И. Глинка «Руслан и Людмила»

- А.С.Даргомыжский «Русалка»

- Э.Ф.Направник «Дубровский»

17. Назовите не менее 3 мест в России, связанных с именем Пушкина.

3. Литературная викторина «Мир Лермонтова» (Итоговая домашняя самостоятельная работа по теме «Лирика М.Ю. Лермонтова»)

1. Какое отношение к М.Ю.Лермонтову имел премьер-министр России П.А.Столыпин?

2. Как звали домашнего учителя Лермонтова?

3. Кто из русских писателей учился вместе с Лермонтовым в Московском университете?

4. Как называлось первое произведение, которое Лермонтов, издавая, подписал своим именем? Где оно было напечатано?

5. Были ли знакомы лично Лермонтов и Пушкин?

6. На каком музыкальном инструменте любил играть Лермонтов?

7. Кто автор памятника на месте трагической гибели Лермонтова на дуэли?

8. Назовите поэму Лермонтова, у которой есть целых шесть авторских редакций?

9. Из каких произведений эти строки:

Заботой тайною хранима Перед иконой золотой Стоишь ты, ветвь Ерусалима,

Святыни гордый часовой!

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,-И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога.

Когда порой я на тебя смотрю,

В твои глаза вникая долгим взором: Таинственным я занят разговором,

Но не с тобой я сердцем говорю.

10. Кто сказал о Лермонтове: «И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека - грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого.

11. Напишите сочинение «Только одно стихотворение Лермонтова»

4. Контрольная работа «Лирика А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова: черты сходства и различия»

1. Из перечисленных характеристик выберите только те, которые являются общими для лирики Пушкина и Лермонтова:

а) Творчество начинается с романтизма

б) Центральная тема лирики - одиночество и странничества.

в) Подражание Байрону.

г) Одна из главных тем - тема дружбы.

д) Одна из главных тем - тема поэта и назначения поэзии.

е) Кавказские впечатления были плодотворными для лирики.

ж) Космические мотивы - одни из самых главных

з) Не последнее место занимает жанр романтической поэмы.

и) Характерен набор следующих образов: одинокий парус, дубовый листок, утёс, сосна...

к) Тема свободы как отражение романтических настроений.

2.Из перечисленных названий произведений Пушкина выпишите номера и названия тех, которые использовал и Лермонтов (Попытайтесь найти не только дословные повторения, но и названия, которые звучат очень близко):

1. «Анчар»

2. «Арион»

3. «Вадим»

4. «Демон»

5. «Желание»

6. «Зимний вечер»

7. «Кинжал»

8. «Кавказский пленник»

9. «Цыганы»

10. «Пророк»

11. «Деревня»

12. «Наполеон»

3. Ответьте на вопросы и выполните задания:

а) Общеизвестно, что в годы учёбы в Благородном пансионе Лермонтов открыл для себя гениальные творения Пушкина. Что из Пушкина в это время Лермонтова нравилось больше всего? Что он хотел в этих произведениях изменить?

б) Какое одноимённое с пушкинским произведение написал Лермонтов в это время? Что он изменил?

в) О каком стихотворении Лермонтова Николай I напишет: «Приятные стихи, нечего сказать, я послал Вей-марна в Царское село осмотреть бумаги Лермонтова... и удостовериться, не помешан ли он...»? Почему?

г) Встречались ли при жизни Лермонтов и Пушкин? Желал ли Лермонтов этой встречи?

д) Почему Лермонтов своё стихотворение, посвящённое Пушкину, назвал «Смерть поэта», а не «Смерть Пушкина»?

е) Немецкий поэт Новалис писал: «Чувство поэзии в близком родстве с чувством пророчества... Поэт и жрец были вначале одно...» Эта же мысль звучит у Ф.М.Достоевского: «Пушкин есть и пророчество и указание».

- Порассуждайте: кто такой пророк, по-вашему? Какими способностями он должен обладать? Любой ли человек, умеющий писать стихи, может называться поэтом-пророком?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Выберите из предлагаемого набора слова, которые характеризуют поэта-пророка: торговать лестью, лобзать монаршьи руки, бесстрашно служить истине, нести людям правду, петь дифирамбы, быть светоносной частицей, звать людей к свету, видеть не только то, что есть, но и то, что должно быть, ослеплённый блеском злата, передавать людям тревожный шёпот небес.

- Перечитайте стихотворения «Пророк», написанные Пушкиным и Лермонтовым. Как в своих стихах каждый из поэтов объясняют, что такое поэзия, кто такой поэт, для чего предназначена поэзия? Можно ли согласиться с тем, что «Пророк» Лермонтова является продолжением пушкинского «Пророка»? Обоснуйте своё мнение.

- Сравните ещё два одноимённых стихотворения Пушкина и Лермонтова «Поэт». Как в этих стихах поэты отвечают на вопрос: в чём прежде всего предназначение поэта и поэзии? От чего зависит роль поэта в обществе, по мнению каждого из поэтов? Что, по Лермонтову, изменилось в его эпоху по сравнению с эпохой Пушкина?

ж) Почему в лирике Лермонтова есть несколько стихотворений, которые называются «Исповедь», но нет ни одного, которое, как у Пушкина, называлось бы «Истина»?

4. Распределите названия стихов и поэм Пушкина и Лермонтова, которые даны вперемешку, в два столбика: «Дума», «Я памятник себе воздвиг...», «Поэт», «Деревня», «Родина», «Выхожу один я на дорогу», «Брожу ли я вдоль улиц тёмных», «К морю», «Я вас любил...», «Я не унижусь пред тобою», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Боярин Орша», «Медный всадник», «Утёс», «Анчар», «Осень», «К Чаа-

даеву», «Парус», «Элегия», «Зимнее утро», «Сожжённое письмо», «Тучи», «На холмах Грузии», «Нищий».

5. Закончите фрагменты стихотворений Пушкина и Лермонтова, соотнеся цифру и букву. Укажите название стихотворения и его автора.

5. Лабораторная работа по роману Е. Замятина «Мы»

I. Опираясь на текст романа «Мы», дайте толкование следующим так называемым «дискрипци-ям», без знания которых невозможно постичь до конца смысл романа Замятина:

- Единое Государство

- Скрижаль

- Двухсотлетняя война

- Интеграл

- Зелёная стена

- Материнская и отцовская норма

- Хранитель

- Благодетель

- Мефи

- Розовый талон

- Газовый колокол

- Бюро хранителей

- День Единогласия

- Праздник Правосудия

II. Соберите весь материал, отвечая на вопросы, предложенные ниже, для дальнейшего описания модели «идеального» государства, созданного Замятиным в романе.

- Каковы характерные черты внешнего устройства государства и сущности изображаемого мира? Какими образами-символами они выражены в тексте?

- Что такое «формула счастья», введённая в Едином Государстве? Какие меры предприняло Единое Государство, чтобы сделать своих граждан «счастливыми»? А в чём видят настоящее счастье граждане Единого Государства? Как в их сознании соотносятся счастье и свобода? В какие моменты жизни герой романа Д-503чувствует себя абсолютно счастливым?

- какое воплощение получила в романе идея всеобщего равенства? Как сумело Единое Государство удовлетворить все материальные и духовные запросы своих граждан?

- Какую систему ограничений создало Единое Государство?

- Какова роль Зеленой Стены, Часовой Скрижали, Единой Государственной Науки, искусства, сексуального закона в формировании сознания граждан Единого Государства? Как строится в Едином Государстве система подавления инакомыслия?

- Какая книга признана в едином Государстве «великим памятником древней литературы»? Почему?

- Какая наука легла в основу идеологии ЕГ? Почему объектом поклонения для нумеров стала фигура Тейлора? Какое символическое значение для Д-503 имеет корень из -1?

- Найдите эпизоды, в которых определена цена человеческой жизни в Едином Государстве.

III. На основе собранного материала опишите

модель государства, созданного в романе Замятина. Сравните модель Замятина с моделями государств, созданными Салтыковым-Щедриным или авторами романов-антиутопий, прочитанных вами самостоятельно (О. Хаксли, Р. Бредбери, Дж. Оруэл).

IV. А теперь, продолжая анализ романа-антиутопии, рассмотрим образный мир романа, выполняя задания, предложенные ниже:

1. На какие группы и по какому признаку можно разделить всех героев романа?

2. Что можно сказать о главном герое Д-503? Что общего у него с другими гражданами ЕГ и что изначально отличает его от остальных нумеров?

3. Попробуйте определить этапы изменений, которые происходят с главным героем в течение повествования. Как меняется его поведение, речь, психика, взгляды? В чём суть внутреннего конфликта в душе героя? Какие образы-символы служат для выражения внутренних противоречий героя?

4. Какова, по-вашему, главная причина конфликта Д-503 и государственной системы? Каков финал этого конфликта и его смысл?

1. Искучно и грустно...

2. Прощай, свободная стихия!..

3. Белеет парус одинокий

Но остался влажный след в морщине Старого утёса. Одиноко...

Душе настало пробужденье: и вот опять явилась ты...

На севере диком стоит

6

7

На голой вершине сосна.

Один и без цели по свету ношуся давно я Засох я без тени, увял я без сил и покоя.

В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой.

... и некому руку подать.

д.

Он стоит, задумался глубоко, и тихонько плачет он в пустыне.

е. ... моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец

ж. Тускло светит луч лампады Умирающим огнём.

з. В тумане моря голубом!..

и. Как мимолётное виденье Как гений чистой красоты.

к. «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей...

Одинок я - нет отрады: стены голые кругом...

8. Как труп в пустыне я лежал,

И бога глас ко мне воззвал:

9. И там говорит он: «Я бедный листочек дубовый,

До срока созрел я и вырос в отчизне суровой...

10. Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя,

5. Еретик - постоянный образ замятинской прозы. Кто из героев в романе «Мы» является еретиками? Против чего они протестуют, в чём суть их еретичества? Можноли Д-503 назвать еретиком?

6. Кто такие Мефи? Какова этимология этого слова? Подводя итоги всему сказанному, ещё раз подчеркнём, что систематический контроль знаний и умений учащихся - одно из основных условий повышения качества обучения. Учитель русского языка и литературы в своей работе должен использовать не только общепринятые формы контроля (самостоятельная и контрольная работы, устный опрос у доски и т.д.), но и систематически изобретать, внедрять свои средства контроля. Умелое владение учителем различными формами контроля и оценки знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика.

В результате проведения нетрадиционных форм контроля и оценки знаний и умений раскрываются индивидуальные особенности детей, повышается уровень подготовки к уроку, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях учащихся.

Разработанная нами и применяемая на практике система контроля и оценки достижений учащихся старших классов по русскому языку и литературе приносит положительные результаты: старшеклассники учатся самостоятельно добывать знания, овладевают самоконтролем и самооценкой, а главное, существенно повышается грамотность, отрабатывается устойчивый навык работы с тестами, создаётся стимул для внимательного чтения художественных произведений, а в конечном итоге обеспечивается качественная подготовка к ЕГЭ.

Литература

1. Анисимова, В.Изучение русского языка: путь к компетентности [Текст]/ В.Анисимова //Народное образование. 2004. - № 1.

2. Гольцова, Н.Г. Контрольные тесты: Орфография и пун-

ктуация. Для 10-11 классов общеобразовательных учреждений [Текст] / Н.Г Гольцова, И. В.Шамшин.- М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006

3. Гольцова, Н.Г. Русский язык. 10-11 классы [Текст]: книга для учителя/ Н.Г. Гольцова. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2005

4. Демиденко, Е.Л. Новые контрольные

и проверочные работы по литературе. 5-9 классы [Текст]: методическое пособие/ Е.Л. Демиденко. - М.: Дрофа, 2003

5. Знаете ли вы русскую литературу? Вопросы и ответы [Текст]/ Авт.-сост. Л.А. Жердева. - Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2003 (Готовимся к ЕГЭ)

6. Иссерс, О.С. Несколько уроков русского языка накануне экзамена [Текст]: пособие для абитуриентов в правилах, алгоритмах, тестах/ О.С. Иссерс, НА. Кузьмина - М.: Школа-Пресс, 1999

7. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку.10-11 классы [Текст]/ А.Б. Малюшкин, Л.Н. Иконницкая. - М.: ТЦ Сфера, 2004

8. Петрович, Н.М. Литературные викторины для детей [Текст]/Н.М.Петрович, В.Г. Петрович. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2000

9. Рахимкулова, Г.Ф. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по русскому языку [Текст]/ Г.Ф. Рахимкулова, М.Н. Черкасова, Л.Н. Черкасова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004

10. Русская литература XIX века в вопросах и ответах [Текст]: тесты, проверочные материалы/ Составители Я.В.Темиз, М.И.Мещерякова. - М.: Мегатрон, 1999

11. Смирнова, В.Т. Литература. Интенсивный курс подготовки к Единому государственному экзамену [Текст]/ В.Т. Смирнова, Е.А. Коваленко. - М.: Айрис-пресс, 2004

12. Штильман, С.Л.Индивидуальная коррекция грамотности в старших классах [Текст]/ С.Л. Штильман // Школьные технологии. - 2003. - № 5

4

г.

5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.