12. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология / Л.Ф. Обухова. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. 374 с.
13. Овчарова Р.В., Гизатуллина Э.Р. Психологическая структура нравственной сферы личности подростка / Р.В. Овчарова, Э.Р. Гизатуллина // Педагогическое образование в России, 2011. № 3. С. 103-108.
14. Овчарова Р.В., Гизатуллина Э.Р. Развитие нравственной сферы личности подростка / Р.В. Овчарова, Э.Р. Гизатуллина / Монография. Курган: Издательство Курганского государственного университета, 2011. 147 с.
15. Перекрестова Т.С. Духовно-нравственное воспитание как составляющая ФГОС: от теории к практике / Т.С. Перекрестова // Начальная школа плюс До и После: ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал, 2013. № 1. С. 11-15.
РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ Раевская Г.Д. Email: [email protected]
Раевская Галина Дмитриевна - учитель английского языка высшей квалификационной категории, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 1, г. Черепанов, Новосибирская область
Аннотация: в статье рассматривается проблема детской одарённости гуманитарной направленности: от раннего проявления речевой деятельности детей и мотивации к изучению языка до осознанного желания овладеть иноязычной речью; представлены основные принципы составления индивидуального образовательного маршрута одарённого ученика согласно его потребностям, индивидуальным способностям и возможностям. В статье предлагаются варианты составления индивидуальных образовательных маршрутов в зависимости от поставленной учеником цели; конкретизируются задачи, намечаются этапы и условия его реализации, мониторинг и рефлексия как результат его успешного прохождения. Приведены примеры ИОМ ученицы по английскому языку с различными целями и сроками реализации.
Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут, диагностика гуманитарной одарённости, мониторинг, рефлексия, систематизация лексико-грамматического материала.
ORGANIZATION OF THE ACTIVITY OF LINGUISTIC TALENTED PUPILS Raevskaya G.D.
Raevskaya Galina Dmitrievna - English Language Teacher of the Highest Qualification Category, MUNICIPAL AUTONOMOUS GENERAL EDUCATIONAL SCHOOL SECONDARY SCHOOL № 1, CHEREPANOV, NOVOSIBIRSK REGION
Abstract: the article deals with the problem of linguistic talented pupils: from the demonstrated ability of children's speech activity and motivation to learning the language to the conscious desire to master a foreign speech; the article presents the basic principles of the compiling of an individual educational route for a gifted student according to his needs, individual abilities and opportunities. The article suggests some options for compiling individual educational routes depending on the goal set by the student; specifies the tasks,
stages and conditions of its realization, monitoring and reflection as a result of a successful passage of an outlined route.
In the article there are some examples of IER (individual educational route) of a student in English with different goals and terms of implementation.
Keywords: individual educational route, diagnostics of the linguistic talented pupils, monitoring, reflection, systematization of lexical and grammatical material.
УДК 372.881.1
Свою статью я бы хотела начать выдержкой из Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, которая трактуется так: « ... Современная экономика всё больше нуждается в специалистах, обладающих глубокими знаниями и способных к новаторству, поэтому работа по выявлению и развитию молодых талантов,- необходимый элемент модернизации экономики России» [1,2]. В этой связи, современная педагогика взяла курс на личностно-ориентированные концепции и технологии развития личности ребёнка, где проблема детской одарённости проявилась наиболее ярким образом.
Кто такой одарённый ребёнок-это ребёнок, который проявляет более высокую восприимчивость к учению и более выраженные творческие способности по сравнению со сверстниками при прочих равных условиях [2, 99] .
Кто такие одарённые дети в английском языке? Их видно без всяких тестов и анкет. Одни проявляют себя ещё в начальной школе своими коммуникативными способностями (умением логично пересказывать содержание прочитанного, выразительно декламировать стихи на русском языке), хорошим чтением и пониманием прослушанного на английском языке.
Другие проявляют себя чуть позже, на среднем этапе, когда приходит осознанное понимание структуры языка (бессознательное переходит в осознанное) и желание понять и овладеть языком (грамматика, лексика). Такие учащиеся всегда готовы к уроку, для них материал учебника, рассчитанный на среднего ученика, довольно лёгкий. Они активны, всегда рвутся отвечать, и с места, выкрикивая , и за соседа, который замешкался.
И вот на этом этапе очень важно поддержать их рвение, предлагая им не просто «идти вперёд по учебнику» (это неэффективно, они в любом случае освоят программный материал, с разницей кто-то раньше, кто-то как все), а создавая для каждого индивидуальный образовательный маршрут, который определяется его потребностями, индивидуальными способностями и возможностями.
В настоящее время существует универсальный план с ключевыми принципами к его составлению:
1. Диагностирование уровня базовых предметных знаний, уровня
развития способностей и индивидуальных возможностей учащегося.
2. Определение цели и постановки задач, которые должны быть
достигнуты учащимся по окончании прохождения ИОМ.
3. Определение времени, которое должен потратить ученик на освоение
программы ИОМ.
4. Определение роли родителей учащегося в реализации ИОМ.
5. Разработка учебно-тематического плана.
6. Мониторинг.
7. Рефлексия.
Главные вопросы при создании любой образовательной программы или маршрута: какой отобрать материал и как его структурировать? В любом случае его структура должна представлять систематичность и последовательность: от простого к сложному. Но в отличие от создания образовательной программы (которую пишет учитель), индивидуальный маршрут составляется совместно с учащимся, с учётом его пожеланий, запросов и потенциала его свободного времени.
Теперь разберём конкретно каждый этап.
1. Диагностика.
Базовые знания предмета диагностируем при помощи традиционных методов и приёмов контроля уровня (тесты, диктанты, контрольные и самостоятельные работы). Всё это возможно в рамках урока. Уровень развития способностей и индивидуальных возможностей, а также степень одарённости учащегося можно выявить на основе итогов конкурсов и других соревновательных мероприятий, в которых ученик достиг практических результатов. Это могут быть различные игровые конкурсы, как например, популярные «Британский бульдог», «Олимпус», «Молодёжный предметный чемпионат». Это- массовые конкурсы и они могут стать отправной точкой к выявлению одарённых учеников (если они заняли призовые места на уровне района). Другие конкурсы (конкурсы чтецов, театральные постановки, выполнение мини-проектов в рамках дополнительного образования, создание презентаций), позволяют учителю обратить более пристальное внимание на категорию активных учащихся.
2. Определение цели и постановка задач.
Ученик определяет цель, а учитель уточняет, корректирует и грамотно её формулирует. Например, цель ученика: «Хочу хорошо подготовится к ЕГЭ по английскому языку», учитель конкретизирует для себя эту цель: «Развитие коммуникативной компетенции учащегося на английском языке посредством расширения знаний и умений, выходящих за пределы содержания школьной программы».
Далее учитель и ученик совместно определяют задачи для достижения цели.
- Выбрать тематику общения , языковые средства, речевые клише.
- Ознакомиться с различными стратегиями выполнения заданий формата
ЕГЭ.
- Разработать свою персональную систему по обогащению словарного запаса учащихся, которая будет эффективно работать.
- Организовать самостоятельное лексико-грамматическое тестирование при помощи Интернет- тестов и тренажёров.
- Ознакомиться с форматом экзамена, особенностями формулировок заданий, критериями их оценивания.
- Научиться регламентировать время в процессе выполнения заданий ЕГЭ посредством моделирования ситуации реального экзамена.
3. Определение времени, которое должен потратить ученик на освоение программы ИОМ.
Учитель помогает ученику составить расписание учебных занятий самим учащимся с учётом урочной занятости, факультативной (групповой) деятельности по предмету, индивидуальной работы с учителем, самостоятельной работы (в том числе, с различными Интернет-ресурсами).
4. Определение роли родителей учащегося в реализации ИО.
Роль родителей, как правило, заключается в их осведомлённости о том, что их ребёнок работает по ИОМ и оказании финансовой поддержки, если есть необходимость в приобретении того или иного пособия.
5. Разработка учебно-тематического плана (учителем), в котором он определяет перечень заданий по всем видам РД, обязательных для выполнения (в данном случае в формате ЕГЭ).
6. Мониторинг.
На протяжении всего периода проводится диагностика (входная, промежуточная, итоговая)
7. Рефлексия как результат реализации намеченной программы, при которой ученик сопоставляет цели, которые он ставил перед собой, с тем, чего он достиг на самом деле (а это определяется его реальными результатами успеваемости, участием
в олимпиадах и конкурсах, наличием грамот, дипломов, сертификатов, и в целом общей удовлетворённостью ученика).
В качестве примера приведу индивидуальный образовательный маршрут Ирины З. ученицы 8 класса на 2015-19 гг.
Таблица 1. Индивидуальный образовательный маршрут Ирины З. ученицы 8 класса на 2015-19
гг.
класс учебный год цель
6 класс 2015-16 Развитие поисково-исследовательской деятельности на английском языке (в рамках подготовки к НПК школьников)
7 класс 2016-17 Развитие навыков декламации стихотворения на английском языке ( в рамках подготовки к литературным фестивалям)
8 класс 2017-18 Развитие спонтанной устной речи на английском языке (в рамках подготовки к муниципальному этапу Всероссийской олимпиады школьников)
9 класс 2018-19 Развитие коммуникативной компетенции учащихся на английском языке посредством расширения знаний и умений, углубляющих содержание школьной программы ( в рамках подготовки к ОГЭ)
От цели выбранного маршрута зависят сроки и условия его реализации.
6 класс
Цель. Развитие исследовательской деятельности на английском языке. Задачи:
- освоить методы научного исследования: наблюдение, эксперимент (анкетирование, рейтинг, опрос), статистический анализ и др.;
- овладеть умениями правильно пользоваться различными источниками для поиска информации;
- научиться правильно оформлять исследовательскую работу;
- приобрести опыт в публичных выступлениях.
Формы работы: консультация с учителем, самостоятельная Время прохождения маршрута: сентябрь - май Этапы прохождения маршрута:
1. Выбор предмета и объекта исследования, определение цели и ожидаемых результатов (сентябрь-октябрь)
2. Изучить теоретические основы выбранной проблемы, т.е. того, что уже известно (ноябрь-декабрь)
3. Выдвинуть гипотезу и провести исследование (январь - февраль)
4. Оформить полученные результаты в таблицы и диаграммы (март - апрель)
5. Презентовать исследование на НПК (май)
Рефлексия (мониторинг): диплом I степени за исследование в сфере гуманитарных и естественных наук на английском языке III областной научно-практической конференции по иностранным языкам среди учащихся г. Новосибирска и Новосибирской области
7 класс
Цель: Развитие навыков декламации стихотворения на английском языке. Задачи:
- овладеть сценической культурой речи (дикция, произношение, мимика);
- приобрести опыт в публичных выступлениях.
Формы работы: консультация с учителем, самостоятельная Время прохождения маршрута: сентябрь - март Этапы прохождения маршрута:
- выбрать стихотворение (сентябрь);
- отработать в чтении и переводе (октябрь);
- выучить новые слова (ноябрь);
- ознакомится с вариантами литературных переводов выбранного стихотворения (декабрь);
- создать презентацию (январь);
- подобрать музыкальное сопровождение (февраль);
- отработать в декламации перед одноклассниками (март);
- выступить на литературном фестивале
Рефлексия (мониторинг): сертификат участника II областного этапа литературного фестиваля, посвящённого юбилейным датам зарубежных писателей и благодарственно письмо за участие в Гала-концерте лучших номеров данного фестиваля
8 класс
Цель: Развитие спонтанной устной речи на английском языке
Задачи:
- систематизировать знания о структуре английского предложения;
- отработать типы вопросительных предложений в тренировочных упражнениях;
- овладеть приёмами связного высказывания - рассказ, описание, сообщение;
- активизировать в речи универсальные выражения, общепринятые клише, идиомы.
Формы работы: урок, самостоятельная индивидуальная
Время прохождения маршрута: сентябрь-ноябрь
Этапы прохождения маршрута:
1. Прослушивание и заучивание наизусть лучших образцов диалогической речи (http://onlinenglish.ru/index.html) (самостоятельно)
2. Инсценирование диалога по заданной ситуации и предложенным клише (на уроке в режиме парной работы)
3. Тренировка составления различных типов предложений к заданному слову (на каждом уроке в процессе речевой зарядки)
4. Составление рассказа с использованием денотатных карт (индивидуальная работа на уроке)
Рефлексия (мониторинг): диплом призёра муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников
9 класс
Цель: Качественная подготовка к сдаче ОГЭ.
Диагностика уровня знаний и умений:
- Текущие проверочные работы по всем видам речевой деятельности: входные, промежуточные, итоговые и поурочные ;
- Результаты внешней экспертизы: образовательный минимум, стандартизированная контрольная работа, всероссийские проверочные работы
Задачи:
1. Совершенствовать навык аудирования.
2. Пополнить словарный запас за счёт дополнительного чтения текстов художественной и научно-популярной литературы.
3. Систематизировать грамматический материл (времена , словоборазование...)
4. Тренировать устное связное высказывание в требуемом формате и заданном регламенте времени.
5. Овладеть техникой диалога на английском языке в режиме реплика стимул-реплика-реакция.
6. Совершенствовать навыки грамотного письма.
Прогнозируемый результат: успешная сдача ОГЭ по английскому языку.
Составление учебно-методического плана.
Форма занятости Вид деятельности Ресурсное обеспечение ( роль родителей) Мониторинг (удовлетворён ность)
Урок Диалог - Отметка
Эл. курс «Переписка по-английски» Практикум написания личных писем в тематике программы по английскому языку - самопроверка
Индивидуаль ная работа с учителем подготовленное монологическое высказывание Тренажёры по устной части https://infourok.ru/trenazher-oge-ustnaya-chast-angliyskiy-yazik- 1993527.html https://myslide.ru/presentation/sk achat- 10-variantov-trenazher-po-podgotovke-k-oge-po-anglijskomu-yazyku-ustnaya-chast-zadaniya-13
Лексический минимум Еженедельный словарный минимум (фразовые глаголы, прилагательные) Зачёт
Самостоятель ная работа дома Аудирование текстов Английский язык под редакцией Фоменко Е.А. с бесплатным аудиоприложением
- выполнение лексико-грамматических тестов в режиме онлайн Сайт Your teachers https://your-teachers.ru/anglijskij/testy-gia/grammatika-1 Самопроверка с занесением результатов в таблицу
Таким образом, правильно сформулированные цели и поэтапно разработанный индивидуальный маршрут позволяют ученику достичь своих целей.
Список литературы /References
1. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ 03.04.2012). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/kontseptsija- obshchenatsionalnoi-sistemy-vyjavlenija-i-razvitija-molodykh/ (дата обращения: 19.04.2018).
2. Панфилов А. Подготовка учителя к работе с одаренными детьми // Педагогика, 2004. № 2. С. 99-101.