Научная статья на тему 'Работа с одарёнными детьми лингвистической направленности'

Работа с одарёнными детьми лингвистической направленности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
312
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE / ДИАГНОСТИКА ГУМАНИТАРНОЙ ОДАРЁННОСТИ / МОНИТОРИНГ / MONITORING / РЕФЛЕКСИЯ / REFLECTION / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА / SYSTEMATIZATION OF LEXICAL AND GRAMMATICAL MATERIAL / DIAGNOSTICS OF THE LINGUISTIC TALENTED PUPILS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раевская Галина Дмитриевна

В статье рассматривается проблема детской одарённости гуманитарной направленности: от раннего проявления речевой деятельности детей и мотивации к изучению языка до осознанного желания овладеть иноязычной речью; представлены основные принципы составления индивидуального образовательного маршрута одарённого ученика согласно его потребностям, индивидуальным способностям и возможностям. В статье предлагаются варианты составления индивидуальных образовательных маршрутов в зависимости от поставленной учеником цели; конкретизируются задачи, намечаются этапы и условия его реализации, мониторинг и рефлексия как результат его успешного прохождения. Приведены примеры ИОМ ученицы по английскому языку с различными целями и сроками реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Работа с одарёнными детьми лингвистической направленности»

12. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология / Л.Ф. Обухова. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. 374 с.

13. Овчарова Р.В., Гизатуллина Э.Р. Психологическая структура нравственной сферы личности подростка / Р.В. Овчарова, Э.Р. Гизатуллина // Педагогическое образование в России, 2011. № 3. С. 103-108.

14. Овчарова Р.В., Гизатуллина Э.Р. Развитие нравственной сферы личности подростка / Р.В. Овчарова, Э.Р. Гизатуллина / Монография. Курган: Издательство Курганского государственного университета, 2011. 147 с.

15. Перекрестова Т.С. Духовно-нравственное воспитание как составляющая ФГОС: от теории к практике / Т.С. Перекрестова // Начальная школа плюс До и После: ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал, 2013. № 1. С. 11-15.

РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ

НАПРАВЛЕННОСТИ Раевская Г.Д. Email: Raevskaya640@scientifictext.ru

Раевская Галина Дмитриевна - учитель английского языка высшей квалификационной категории, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 1, г. Черепанов, Новосибирская область

Аннотация: в статье рассматривается проблема детской одарённости гуманитарной направленности: от раннего проявления речевой деятельности детей и мотивации к изучению языка до осознанного желания овладеть иноязычной речью; представлены основные принципы составления индивидуального образовательного маршрута одарённого ученика согласно его потребностям, индивидуальным способностям и возможностям. В статье предлагаются варианты составления индивидуальных образовательных маршрутов в зависимости от поставленной учеником цели; конкретизируются задачи, намечаются этапы и условия его реализации, мониторинг и рефлексия как результат его успешного прохождения. Приведены примеры ИОМ ученицы по английскому языку с различными целями и сроками реализации.

Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут, диагностика гуманитарной одарённости, мониторинг, рефлексия, систематизация лексико-грамматического материала.

ORGANIZATION OF THE ACTIVITY OF LINGUISTIC TALENTED PUPILS Raevskaya G.D.

Raevskaya Galina Dmitrievna - English Language Teacher of the Highest Qualification Category, MUNICIPAL AUTONOMOUS GENERAL EDUCATIONAL SCHOOL SECONDARY SCHOOL № 1, CHEREPANOV, NOVOSIBIRSK REGION

Abstract: the article deals with the problem of linguistic talented pupils: from the demonstrated ability of children's speech activity and motivation to learning the language to the conscious desire to master a foreign speech; the article presents the basic principles of the compiling of an individual educational route for a gifted student according to his needs, individual abilities and opportunities. The article suggests some options for compiling individual educational routes depending on the goal set by the student; specifies the tasks,

stages and conditions of its realization, monitoring and reflection as a result of a successful passage of an outlined route.

In the article there are some examples of IER (individual educational route) of a student in English with different goals and terms of implementation.

Keywords: individual educational route, diagnostics of the linguistic talented pupils, monitoring, reflection, systematization of lexical and grammatical material.

УДК 372.881.1

Свою статью я бы хотела начать выдержкой из Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, которая трактуется так: « ... Современная экономика всё больше нуждается в специалистах, обладающих глубокими знаниями и способных к новаторству, поэтому работа по выявлению и развитию молодых талантов,- необходимый элемент модернизации экономики России» [1,2]. В этой связи, современная педагогика взяла курс на личностно-ориентированные концепции и технологии развития личности ребёнка, где проблема детской одарённости проявилась наиболее ярким образом.

Кто такой одарённый ребёнок-это ребёнок, который проявляет более высокую восприимчивость к учению и более выраженные творческие способности по сравнению со сверстниками при прочих равных условиях [2, 99] .

Кто такие одарённые дети в английском языке? Их видно без всяких тестов и анкет. Одни проявляют себя ещё в начальной школе своими коммуникативными способностями (умением логично пересказывать содержание прочитанного, выразительно декламировать стихи на русском языке), хорошим чтением и пониманием прослушанного на английском языке.

Другие проявляют себя чуть позже, на среднем этапе, когда приходит осознанное понимание структуры языка (бессознательное переходит в осознанное) и желание понять и овладеть языком (грамматика, лексика). Такие учащиеся всегда готовы к уроку, для них материал учебника, рассчитанный на среднего ученика, довольно лёгкий. Они активны, всегда рвутся отвечать, и с места, выкрикивая , и за соседа, который замешкался.

И вот на этом этапе очень важно поддержать их рвение, предлагая им не просто «идти вперёд по учебнику» (это неэффективно, они в любом случае освоят программный материал, с разницей кто-то раньше, кто-то как все), а создавая для каждого индивидуальный образовательный маршрут, который определяется его потребностями, индивидуальными способностями и возможностями.

В настоящее время существует универсальный план с ключевыми принципами к его составлению:

1. Диагностирование уровня базовых предметных знаний, уровня

развития способностей и индивидуальных возможностей учащегося.

2. Определение цели и постановки задач, которые должны быть

достигнуты учащимся по окончании прохождения ИОМ.

3. Определение времени, которое должен потратить ученик на освоение

программы ИОМ.

4. Определение роли родителей учащегося в реализации ИОМ.

5. Разработка учебно-тематического плана.

6. Мониторинг.

7. Рефлексия.

Главные вопросы при создании любой образовательной программы или маршрута: какой отобрать материал и как его структурировать? В любом случае его структура должна представлять систематичность и последовательность: от простого к сложному. Но в отличие от создания образовательной программы (которую пишет учитель), индивидуальный маршрут составляется совместно с учащимся, с учётом его пожеланий, запросов и потенциала его свободного времени.

Теперь разберём конкретно каждый этап.

1. Диагностика.

Базовые знания предмета диагностируем при помощи традиционных методов и приёмов контроля уровня (тесты, диктанты, контрольные и самостоятельные работы). Всё это возможно в рамках урока. Уровень развития способностей и индивидуальных возможностей, а также степень одарённости учащегося можно выявить на основе итогов конкурсов и других соревновательных мероприятий, в которых ученик достиг практических результатов. Это могут быть различные игровые конкурсы, как например, популярные «Британский бульдог», «Олимпус», «Молодёжный предметный чемпионат». Это- массовые конкурсы и они могут стать отправной точкой к выявлению одарённых учеников (если они заняли призовые места на уровне района). Другие конкурсы (конкурсы чтецов, театральные постановки, выполнение мини-проектов в рамках дополнительного образования, создание презентаций), позволяют учителю обратить более пристальное внимание на категорию активных учащихся.

2. Определение цели и постановка задач.

Ученик определяет цель, а учитель уточняет, корректирует и грамотно её формулирует. Например, цель ученика: «Хочу хорошо подготовится к ЕГЭ по английскому языку», учитель конкретизирует для себя эту цель: «Развитие коммуникативной компетенции учащегося на английском языке посредством расширения знаний и умений, выходящих за пределы содержания школьной программы».

Далее учитель и ученик совместно определяют задачи для достижения цели.

- Выбрать тематику общения , языковые средства, речевые клише.

- Ознакомиться с различными стратегиями выполнения заданий формата

ЕГЭ.

- Разработать свою персональную систему по обогащению словарного запаса учащихся, которая будет эффективно работать.

- Организовать самостоятельное лексико-грамматическое тестирование при помощи Интернет- тестов и тренажёров.

- Ознакомиться с форматом экзамена, особенностями формулировок заданий, критериями их оценивания.

- Научиться регламентировать время в процессе выполнения заданий ЕГЭ посредством моделирования ситуации реального экзамена.

3. Определение времени, которое должен потратить ученик на освоение программы ИОМ.

Учитель помогает ученику составить расписание учебных занятий самим учащимся с учётом урочной занятости, факультативной (групповой) деятельности по предмету, индивидуальной работы с учителем, самостоятельной работы (в том числе, с различными Интернет-ресурсами).

4. Определение роли родителей учащегося в реализации ИО.

Роль родителей, как правило, заключается в их осведомлённости о том, что их ребёнок работает по ИОМ и оказании финансовой поддержки, если есть необходимость в приобретении того или иного пособия.

5. Разработка учебно-тематического плана (учителем), в котором он определяет перечень заданий по всем видам РД, обязательных для выполнения (в данном случае в формате ЕГЭ).

6. Мониторинг.

На протяжении всего периода проводится диагностика (входная, промежуточная, итоговая)

7. Рефлексия как результат реализации намеченной программы, при которой ученик сопоставляет цели, которые он ставил перед собой, с тем, чего он достиг на самом деле (а это определяется его реальными результатами успеваемости, участием

в олимпиадах и конкурсах, наличием грамот, дипломов, сертификатов, и в целом общей удовлетворённостью ученика).

В качестве примера приведу индивидуальный образовательный маршрут Ирины З. ученицы 8 класса на 2015-19 гг.

Таблица 1. Индивидуальный образовательный маршрут Ирины З. ученицы 8 класса на 2015-19

гг.

класс учебный год цель

6 класс 2015-16 Развитие поисково-исследовательской деятельности на английском языке (в рамках подготовки к НПК школьников)

7 класс 2016-17 Развитие навыков декламации стихотворения на английском языке ( в рамках подготовки к литературным фестивалям)

8 класс 2017-18 Развитие спонтанной устной речи на английском языке (в рамках подготовки к муниципальному этапу Всероссийской олимпиады школьников)

9 класс 2018-19 Развитие коммуникативной компетенции учащихся на английском языке посредством расширения знаний и умений, углубляющих содержание школьной программы ( в рамках подготовки к ОГЭ)

От цели выбранного маршрута зависят сроки и условия его реализации.

6 класс

Цель. Развитие исследовательской деятельности на английском языке. Задачи:

- освоить методы научного исследования: наблюдение, эксперимент (анкетирование, рейтинг, опрос), статистический анализ и др.;

- овладеть умениями правильно пользоваться различными источниками для поиска информации;

- научиться правильно оформлять исследовательскую работу;

- приобрести опыт в публичных выступлениях.

Формы работы: консультация с учителем, самостоятельная Время прохождения маршрута: сентябрь - май Этапы прохождения маршрута:

1. Выбор предмета и объекта исследования, определение цели и ожидаемых результатов (сентябрь-октябрь)

2. Изучить теоретические основы выбранной проблемы, т.е. того, что уже известно (ноябрь-декабрь)

3. Выдвинуть гипотезу и провести исследование (январь - февраль)

4. Оформить полученные результаты в таблицы и диаграммы (март - апрель)

5. Презентовать исследование на НПК (май)

Рефлексия (мониторинг): диплом I степени за исследование в сфере гуманитарных и естественных наук на английском языке III областной научно-практической конференции по иностранным языкам среди учащихся г. Новосибирска и Новосибирской области

7 класс

Цель: Развитие навыков декламации стихотворения на английском языке. Задачи:

- овладеть сценической культурой речи (дикция, произношение, мимика);

- приобрести опыт в публичных выступлениях.

Формы работы: консультация с учителем, самостоятельная Время прохождения маршрута: сентябрь - март Этапы прохождения маршрута:

- выбрать стихотворение (сентябрь);

- отработать в чтении и переводе (октябрь);

- выучить новые слова (ноябрь);

- ознакомится с вариантами литературных переводов выбранного стихотворения (декабрь);

- создать презентацию (январь);

- подобрать музыкальное сопровождение (февраль);

- отработать в декламации перед одноклассниками (март);

- выступить на литературном фестивале

Рефлексия (мониторинг): сертификат участника II областного этапа литературного фестиваля, посвящённого юбилейным датам зарубежных писателей и благодарственно письмо за участие в Гала-концерте лучших номеров данного фестиваля

8 класс

Цель: Развитие спонтанной устной речи на английском языке

Задачи:

- систематизировать знания о структуре английского предложения;

- отработать типы вопросительных предложений в тренировочных упражнениях;

- овладеть приёмами связного высказывания - рассказ, описание, сообщение;

- активизировать в речи универсальные выражения, общепринятые клише, идиомы.

Формы работы: урок, самостоятельная индивидуальная

Время прохождения маршрута: сентябрь-ноябрь

Этапы прохождения маршрута:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Прослушивание и заучивание наизусть лучших образцов диалогической речи (http://onlinenglish.ru/index.html) (самостоятельно)

2. Инсценирование диалога по заданной ситуации и предложенным клише (на уроке в режиме парной работы)

3. Тренировка составления различных типов предложений к заданному слову (на каждом уроке в процессе речевой зарядки)

4. Составление рассказа с использованием денотатных карт (индивидуальная работа на уроке)

Рефлексия (мониторинг): диплом призёра муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников

9 класс

Цель: Качественная подготовка к сдаче ОГЭ.

Диагностика уровня знаний и умений:

- Текущие проверочные работы по всем видам речевой деятельности: входные, промежуточные, итоговые и поурочные ;

- Результаты внешней экспертизы: образовательный минимум, стандартизированная контрольная работа, всероссийские проверочные работы

Задачи:

1. Совершенствовать навык аудирования.

2. Пополнить словарный запас за счёт дополнительного чтения текстов художественной и научно-популярной литературы.

3. Систематизировать грамматический материл (времена , словоборазование...)

4. Тренировать устное связное высказывание в требуемом формате и заданном регламенте времени.

5. Овладеть техникой диалога на английском языке в режиме реплика стимул-реплика-реакция.

6. Совершенствовать навыки грамотного письма.

Прогнозируемый результат: успешная сдача ОГЭ по английскому языку.

Составление учебно-методического плана.

Форма занятости Вид деятельности Ресурсное обеспечение ( роль родителей) Мониторинг (удовлетворён ность)

Урок Диалог - Отметка

Эл. курс «Переписка по-английски» Практикум написания личных писем в тематике программы по английскому языку - самопроверка

Индивидуаль ная работа с учителем подготовленное монологическое высказывание Тренажёры по устной части https://infourok.ru/trenazher-oge-ustnaya-chast-angliyskiy-yazik- 1993527.html https://myslide.ru/presentation/sk achat- 10-variantov-trenazher-po-podgotovke-k-oge-po-anglijskomu-yazyku-ustnaya-chast-zadaniya-13

Лексический минимум Еженедельный словарный минимум (фразовые глаголы, прилагательные) Зачёт

Самостоятель ная работа дома Аудирование текстов Английский язык под редакцией Фоменко Е.А. с бесплатным аудиоприложением

- выполнение лексико-грамматических тестов в режиме онлайн Сайт Your teachers https://your-teachers.ru/anglijskij/testy-gia/grammatika-1 Самопроверка с занесением результатов в таблицу

Таким образом, правильно сформулированные цели и поэтапно разработанный индивидуальный маршрут позволяют ученику достичь своих целей.

Список литературы /References

1. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ 03.04.2012). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/kontseptsija- obshchenatsionalnoi-sistemy-vyjavlenija-i-razvitija-molodykh/ (дата обращения: 19.04.2018).

2. Панфилов А. Подготовка учителя к работе с одаренными детьми // Педагогика, 2004. № 2. С. 99-101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.