Раздел I
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦИО УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОКРУГА
УДК 371.214 Бутер Н. К.
Индивидуальный образовательный маршрут в изучении предмета как средство формирования и развития универсальных учебных действий
Аннотация: В статье рассматриваются теоретические и практические вопросы построения учащимися индивидуального образовательного маршрута в изучении предмета. Представлены конкретные рекомендации для педагогов, осваивающих технологию маршрутизации. В статье приведен алгоритм действий педагогов и учащихся при организации обучения по ИОМ, представлен пример создания матрицы образовательных результатов, дана примерная структура навигатора для учащихся.
Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ), навигатор, матрица образовательных результатов, карта образовательных ресурсов.
За последнюю четверть века в нашем мире произошли серьезные изменения во всех сферах деятельности. Несомненно, все изменения влияют и на самого человека: на его умения, компетенции, психологию. Система образования должна меняться вслед за остальными сферами нашей жизни. Согласно ФГОС выпускник основной школы -это личность, умеющая учиться, осознающая важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способная применять полученные знания на практике. Подобных результатов можно добиться, выстраивая образовательный процесс с опорой на принципы индивидуализации, открытости и вариативности [1]. Культура выбора, осознанный запрос школьника на собственный процесс образования, а вместе с ними и способность взять на себя ответственность за свой образовательный потенциал - чрезвычайно важная задача. Маршрутизация предметного обучения, по нашему мнению, является одним из возможных путей выпол-
нения обозначенной задачи. Как отмечает Т. М. Ковалева, для реализации принципа индивидуализации на уровне каждого учащегося самому школьнику необходимо овладеть культурой выбора и соорганизации различных образовательных предложений в свою собственную образовательную программу [3]. В условиях классно-урочной системы необходимо найти особые образовательные технологии и дидактические средства, способствующие овладению культурой выбора.
Проанализировав образовательную среду нашего образовательного учреждения, мы пришли к выводу, что условия для выбора учащимися своей траектории движения в основном создаются во внеурочной и вне-учебной деятельности. А на уроке такое поле деятельности практически не организуется. Поэтому, на наш взгляд, урок необходимо строить так, чтобы ребенок пытался самостоятельно и осознанно выстраивать свое продвижение в предмете. Этому способствует технология маршрутизации. Индивидуаль-
ный образовательный маршрут - это письменно зафиксированный проект движения ученика в определенном цикле уроков. ИОМ позволяет развивать у обучающихся умение ставить цель, планировать пути достижения образовательных результатов, прогнозировать уровень их достижений, корректировать собственные планы и способность самостоятельно оценивать и осознавать качество и уровень освоения материала. Уроки с обучением по ИОМ строятся иначе, чем обыч-
Есть маршрут, близкий к традиционному, но его тоже можно выбрать. Если трудно или очень легко, маршрут необходимо изменить.
Самым важным этапом при подготовке обучения по ИОМ является работа с образовательными результатами. Опираясь на требования к результатам по ФГОС, УМК, примерную рабочую программу, необходимо составить интеллект-карту на тему «Умения и знания обучающихся для выбранного цикла уроков». При этом важно продумать, что должны уметь и знать учащиеся до изучения темы, что будут знать, какие меж-
ные. Они становятся интереснее и значимее для детей. В маршрутизированном обучении дети получают возможность выразить свои учебные предпочтения, попробовать сделать выбор и взять на себя ответственность за него. Задача педагога при введении в образовательный процесс ИОМ - разработать систему образовательных выборов. Обучение по индивидуальным образовательным маршрутам требует определенных действий как педагога, так и обучающихся (таблица 1).
предметные связи подразумеваются в цикле уроков, на какие знания из других предметов можно опереться, какие знания и умения более легкие, а какие - наиболее трудные в освоении темы. Далее составляется матрица образовательных результатов. Так, по ИОМ были проведены уроки в 5-м классе по теме «Имя существительное». Учащимся был представлен перечень образовательных результатов (таблица 2). На основе этой матрицы пятиклассники проектировали собственный маршрут продвижения в теме, выбирая различные формы деятельности.
Таблица 1
Алгоритм действий педагога и учащихся при организации обучения по ИОМ
Действия педагога Действия учащихся
Определяет цикл занятий по теме (от 3 до 7 уроков)
Формулирует образовательные результаты
Продумывает формы образовательной деятельности
Разрабатывает вариативный дидактический материал по теме для каждого образовательного результата (навигатор по теме)
Координирует работу по ИОМ (после представления учащимися ИОМ определяет время и место консультаций) Проектируют ИОМ по теме
В ходе работы учащихся по ИОМ ведет педагогическое наблюдение и выступает в роли консультанта Представляют маршрут учителю. Согласно маршруту выбирают вид деятельности и форму представления результата
Организует контроль и рефлексию Проходят контрольные точки, анализируют собственное продвижение в теме и оценивают степень достижения результатов
Таблица 2
Матрица образовательных результатов
№ Образовательный результат Через какие действия формируется (отглагольные существительные) С учителем В группе В паре Самостоятельно по карточке Иные (указать)
1 Самостоятельно определяет существительное по признакам: что обозначает, на какой вопрос отвечает, как изменяется ознакомление с признаками существительного на примерах х х х
изменение существительных по заданным признакам х х х
доказательство принадлежности одиночного слова к существительным по алгоритму х х
доказательство принадлежности слова из текста к существительным по алгоритму х х х
построение рассуждения на грамматическую тему х х
2 Самостоятельно определяет синтаксическую роль существительного выполнение синтаксического разбора предложения х х х
конструирование предложений с существительными в роли разных членов предложений х х х
3 Безошибочно определяет разряд существительного по значению чтение лингвистического текста, составление кластера по данному тексту х х
выполнение заданий на распределение существительных по разрядам х х х
4 Самостоятельно различает имена собственные и нарицательные сопоставление собственных и нарицательных существительных по отличительным признакам х х х
приведение примеров имен собственных из разных областей (литература, география, история) х х х
5 Самостоятельно различает одушевленные и неодушевленные имена существительные исследование признаков одушевленности и неодушевленности существительных через анализ примеров, работу с лингвистическим текстом, составление алгоритма х х х х
доказательство определения категории существительного по алгоритму х х
6 Самостоятельно определяет род имен существительных согласование в роде существительного с другими частями речи х х х
Следующий шаг в подготовке к обучению по ИОМ - составление карты образовательных ресурсов, которые вначале прогнозирует
учитель. Все ресурсы делятся на три группы: предметные (ресурсы, которые можно найти в библиотеке, музее и т. д.), социальные
(интересные места, события, люди, встреча с которыми поможет изучить тему), антропологические (личные особенности и черты, которые помогут учиться). Такая интеллект-карта может быть составлена в виде схемы, дерева, таблицы. Но она должна быть понятна для учащихся. В навигатор помещается карта с оставленными пустыми полями. Учащиеся, составляя маршрут, самостоятельно продумывают ресурсы и заполняют эти поля.
На очередном этапе подготовки к обучению по ИОМ подбирается необходимый дидактический вариативный материал для достижения учащимися образовательных результатов. Практические задания также помещаются в навигатор для учащихся, который содержит определенную структуру.
Примерная структура навигатора для учащихся по теме «Имя существительное. 5-й класс»
1. Интересные факты, цитаты по теме.
2. Содержательная карта уроков. (Это может быть схема, карта знаний, которая включает основные понятия. Карта позволяет учащимся обозначить границу знаний и незнаний).
3. Перечень образовательных результатов по теме. (Учащиеся в ходе движения по ИОМ делают заметки о степени достижения результатов.)
4. Карта образовательных ресурсов.
5. Матрица образовательных результатов. (Учащимся предлагается следующее задание: изучать и отрабатывать материал ты можешь разными способами: с учителем, в паре, группе, индивидуально. Изучи, какие варианты тебе предлагает учитель, и нарисуй свой маршрут движения в определенном цикле уроков.)
6. Практические задания для групповой, парной, индивидуальной работы.
7. Дополнительные материалы. (Памятки «Как провести мини-исследование и оформить полученные результаты», «Как под-
готовить устное сообщение», «Как оценить публичное выступление» и т. д.)
8. Контрольные задания.
9. Для заметок. (Рефлексия.)
Возникает вопрос: как организовать
деятельность на уроке с использованием ИОМ? Первый урок начинается со стартовой работы по теме (или предлагается опережающее задание), цель которой определить границу знаний и незнаний учащихся. Далее представляются образовательные результаты, показывается значимость изучения темы. Учащиеся объединяются в группы и знакомятся с навигатором, прорисовывают свой маршрут в изучении темы. Дома проектируют маршрут, находят дополнительные ресурсы.
Второй урок начинается с обсуждения проектов. Объединившись в группы, учащиеся смотрят, чьи маршруты совпали, какие возникли проблемы. Далее происходит со-координация маршрутов. Учитель организует пространство выборов учащихся: одни изучают тему с учителем, другие - в паре, третьи - в группе, четвертые - индивидуально. На каждом уроке возвращаемся к маршруту, выбирая форму деятельности. Последующие уроки строятся таким образом: корректирование маршрута - выполнение практических заданий - контрольная точка - рефлексия. Самое важное - не растерять учеников во время урока. Для этого необходима мотивация: интересные задания, общение с друзьями при выполнении задания совместно и т. д. В ходе изучения темы «Имя существительное» ни один пятиклассник не остался вне поля деятельности. Ребята выбирали мини-исследования по теме, публично выступали с сообщением, выполняли проектное задание (создавали стенгазету для одноклассников).
Использование ИОМ способствует вовлечению учащихся и в оценочную деятельность. Как устроена система оценки на таких уроках? Обучение по ИОМ начинается
со стартовой работы. Учащиеся самостоятельно оценивают свои знания по теме. В ходе уроков обязательна промежуточная
Учитель намечает контрольные точки, которые нужно пройти детям. Обговаривается время и место предъявления результатов. Также в ходе уроков учителем ведется
На уроках особое место уделяется рефлексии. О чем рефлексировать? О продвижении каждого учащегося в теме и об уровне достижения образовательных результатов. На последнем уроке по изученной теме предлагаются вопросы для рефлексии:
- Какие цели ты ставил(а) перед изучением темы?
- Какие формы образовательной работы выбирал(а) и почему?
- Изменился ли твой маршрут, пока ты его проходил(а)? Как это было?
- Каких результатов ты достиг(ла)?
- Что неожиданно удалось? Что понравилось больше всего? Не понравилось?
- Кого хочешь поблагодарить и за что?
Имеет место и эмоциональная рефлексия. Учащиеся могут изобразить в цвете степень удовлетворенности результатом.
Эффективность обучения по ИОМ достаточно высока. Так, пятиклассники, прожив цикл уроков по индивидуальному маршруту,
оценка. В конце цикла уроков проводится итоговая контрольная работа. Виды оценочных процедур представлены в таблице 3.
педагогическое наблюдение, анализируется работа учащихся в навигаторе. Уровень сформированности УУД обучающихся фиксируется в таблице:
отмечали, что практически все достигли намеченных целей. Всем понравилась необычная работа по навигатору. Неожиданной для пятиклассников оказалась на уроке возможность выбора различных форм деятельности. На протяжении цикла уроков часть ребят не меняла свой маршрут, а некоторым приходилось корректировать его. Тогда учитель занимал тьюторскую позицию, сопровождая таких учащихся. Многие пятиклассники на протяжении всех уроков работали в паре постоянного состава, при этом качественно выполняли свою работу. Выбирая задания по интересам, исходя из собственных возможностей, ребята проводили мини-исследования «Прозвище - это хорошо или плохо», сравнивали грамматическую категорию рода существительных в русском, английском и немецком языке, создали стенгазету для пятиклассников. Необходимым условием выполнения таких заданий было публичное представление
Таблица 3
Виды оценочных процедур Инструментарий
Формирующее оценивание Индивидуальный прогресс Прогностическая оценка Промежуточная оценка Публичное выступление Диагностические задания Трехуровневые задания Доклад, сообщение Итоговые работы Портфолио
Таблица 4
Ф. И. Ставит цель Планирует деятельность Прогнозирует результат Корректирует маршрут Оценивает уровень усвоения темы
Петров Иван + ± + - +
полученных результатов. Нужно отметить, что даже дети с ограниченными возможностями впервые выступали перед классом. А одна учащаяся настолько была увлечена работой, что внесла коррективы в свой маршрут, чтобы быть консультантом в ходе проведения исследования. В итоге все учащиеся справились с контрольной работой, показав качество свыше 70%. Конечно, педагогу, осваивающему технологию маршрутизации, предстоит большая подготовительная работа. Но такие необычные уроки, где каждый занят своим делом, самостоятельно двигается по намеченному маршруту в освоении предметного содержания, несомненно, приносят положительные ре-
зультаты. Технологию маршрутизации также можно применять и на уроках обобщения и закрепления материала. В перспективе интересно провести интегрированные уроки в данной технологии совместно с другими учителями-предметниками. В рамках внеурочной деятельности применение ИОМ позволит формировать и личностные, и ме-тапредметные результаты.
Таким образом, анализ цикла уроков с применением ИОМ убеждает, что представленная технология позволяет формировать и развивать универсальные учебные действия обучающихся, способствует активизации познавательного интереса школьников, создает ситуацию успеха на уроке.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ
1. Буланов М. В. Индивидуальный образовательный маршрут в предметном обучении в средней школе в условиях классно-урочной системы // Дидактическое и нормативно-организационное обеспечение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся 2-11-х классов при реализации ФГОС нового поколения. Рабочие материалы межрегионального дистанционного курса 14 февраля -31 марта 2017 года. Москва.
2. Носова Е. П. Индивидуальная образовательная траектория: сущность и механизмы проявления // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Выпуск № 91 / 2009. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/individualnaya-obrazovatelnaya-traektoriya-suschnost-i-mehanizmy-proyavleniya#ixzz2xMnjEodR
3. Ковалева Т. М. Новые ресурсы дидактики для современной школы // Стратегии модернизации образования. Режим доступа: http://xn--c1arjr.xn--p1ai/wp-content/uploads/2015/05/Kovaleva_NiSH-1.2015.pdf