Научная статья на тему 'Работа с детской одаренностью'

Работа с детской одаренностью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК / ТАЛАНТ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / СКЛОННОСТИ / СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елисеева Наталья Геннадьевна

Статья посвящена вопросам организации работы с детской одаренностью в школе. Автор раскрывает цели и задачи деятельности педагога в рамках работы с одаренными детьми. Особое внимание обращается на необходимость создавать условия для самореализации одаренного ученика на уроке и во внеурочное время. Автор отмечает необходимость и важность обнаружения у ребенка уникальных способностей. В данной работе выделены ключевые моменты, на которые стоит обратить внимание при работе с одаренными детьми. Автор считает, что организовать работу с одаренными детьми можно через реализацию индивидуального образовательного маршрута.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Работа с детской одаренностью»

РАБОТА С ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТЬЮ Елисеева Н. Г.

Елисеева Наталья Геннадьевна - учитель русского языка и литературы, Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа, х. Бурковский, п. Третий Решающий, Среднеахтубинский район, Волгоградская область

Аннотация: статья посвящена вопросам организации работы с детской одаренностью в школе. Автор раскрывает цели и задачи деятельности педагога в рамках работы с одаренными детьми. Особое внимание обращается на необходимость создавать условия для самореализации одаренного ученика на уроке и во внеурочное время. Автор отмечает необходимость и важность обнаружения у ребенка уникальных способностей. В данной работе выделены ключевые моменты, на которые стоит обратить внимание при работе с одаренными детьми. Автор считает, что организовать работу с одаренными детьми можно через реализацию индивидуального образовательного маршрута.

Ключевые слова: одаренный ребенок, талант, творческий потенциал, склонности, способности.

Вкус отбирает, Воображение рисует, разум сравнивает, вкус отбирает, талант исполняет Гастон Левис

Талант - это развитие природных склонностей.

Оноре Бальзак

Способности определяются как такие индивидуально-психологические особенности субъекта, которые выражают его готовность к овладению различными видами деятельности и их успешному выполнению, являясь при этом условием их успешного выполнения [6].

Теплов Б. М. писал о том, что высота одаренности обнаруживается лишь по результатам жизненного дела человека, а ее направленность, своеобразие проявляются гораздо раньше: в устойчивых интересах и склонностях, в той или иной успешности выполнения разных видов деятельности, в сравнительной легкости усвоения разных предметов. Вопросы прогноза, когда речь идет о детях - одни из самых трудных и самых ответственных [7].

Современному обществу для экономического и социального благополучия страны нужны грамотные, интеллектуальные и творческие люди, способные принимать адекватные, творческие решения, мыслить точно и быстро. Воспитывать таких детей наряду с семьёй, призвана и школа. Забота об одарённых детях сегодня - это развитии науки, культуры, социальной жизни России в будущем. Развивая заложенные природой способности ребенка, школа решает стратегическую задачу, поставленную государством. Талантливые дети и молодёжь обеспечат тот потенциал ресурсов, который позволит сделать качественный скачок в экономической и социальной сфере Волгоградской области. Именно поэтому проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей в различных сферах деятельности наиболее актуальна в современной школе.

«Социальный заказ» ориентирует каждое ОУ искать новые формы и методы работы с одарённым ребёнком, ставить во главу угла его развитие, формировать индивидуальность, отслеживая и направляя каждый последующий виток на спирали в сторону раскрытия его творческого потенциала.

Важность этой задачи требует комплексного подхода к её решению, создания целостной системы работы с одарёнными детьми, т.е. работа с одаренными детьми должна быть выделена в особое направление, требующее соответствующих организационно-педагогических условий. Целью работы с одаренными детьми должно стать выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одаренных детей. Необходимо создавать условия для самореализации одаренного ученика на уроке и во внеурочное время. Каждому учителю рекомендуется сформировать систему выявления, развития и психолого-педагогического сопровождения одарённых детей, разработать механизм адресной поддержки одарённых детей и педагога, работающего с ними.

Лейтес Н. С. считает, что наиболее способствует развитию способностей творческая деятельность, которая заставляет ребенка думать. Он утверждал, что такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, получение нового знания, обнаружением в самом себе новых возможностей. Это становится сильным и действенным стимулом к занятиям ею, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей. Более того, творческая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов [4].

М. Горький сказал, что талант - это вера в себя, в свою силу. Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но творить, исполнять - это не талант, а умение, которое каждый может в себе выработать. Способность к творчеству - это признак одаренности. Явно проявлять свои способности может не каждый. Скрытую одаренность трудно разглядеть сразу. Однако одних способностей мало. Нужно много трудиться, чтобы достичь результатов. Б. Г. Ананьев считает, что развитие способностей связано с развитием всей личности, ее характера. Способности формируются в деятельности индивида, в процессе деятельности создаются определенные способы организации психических процессов, которые сказываются и на росте способностей, и на характере человека. Разбирая вопрос о роли задатков в развитии способностей, Б. Г. Ананьев подчеркивает, что в процессе деятельности задатки превращаются в способности [1].

Одаренный ученик легко воспринимает материал, творчески себя проявляет. У такого ученика ярко выраженная, доминирующая потребность в самом процессе умственной деятельности. Он получает удовольствие от умственного труда. И если создать благоприятные условия для его развития с раннего детства, то к окончанию старшей школы перед нами окажется успешный человек. Если же произойдет искажение и несвоевременное удовлетворение познавательных интересов, то способности останутся в неразвитом, зачаточном состоянии. Понимание этого делает успешной работу с одаренными детьми.

Продумывая систему работы с одаренностью ребенка, одновременно создаем условий для развития тех детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не выявлена, в отношении которых есть надежда на дальнейшее проявление себя, как творческого, активного, желающего и способного.

Как же организовать работу с одаренными? Реализовать запланированные мероприятия поможет индивидуальный образовательный маршрута ученика (ИОМ). Такой подход предполагает использование современных информационных технологий, в рамках которых одаренный ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей.

Образовательный маршрут каждого отдельного ученика разрабатываться учителем с учетом результатов входной диагностики, а также с учетом мнения родителей ребенка. Реализация образовательного маршрута проходит на занятиях по свободному выбору: факультативы, индивидуальные групповые занятия, элективные курсы, курсы по выбору, что позволяет реализовать дифференциацию обучения,

предполагающую применение разных методов работы. Это делает возможным учет различных потребностей и способностей одаренных детей.

Работая по ИОМ, обучающиеся принимают участие в различных проектах, учатся презентовать продукты своих проектов. В результате применения метода проектной деятельности одаренный ребенок вступает в соавторство в изучении каждого из предметов, вырабатывает исследовательские навыки, формирует аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска. Такие дети свободно ориентируются в научной и любой другой информации.

Естественно, возникает вопрос: «Кого можно считать одарённым ребенком, например, в предметной области «Филология»?

Чтобы определиться с ответом, пронаблюдайте за своими учениками. Обратите внимание на тех, кто ясно и точно выражает свои мысли как письменно, так и устно, легко построит рассказ, начиная от завязки сюжета и заканчивая разрешением какого-либо конфликта. Заинтересовать Вас должны и те, кто читает книги, статьи, научно -популярные издания с опережением своих сверстников на год-два. Придумывают что-то новое и необычное, когда рассказывают о чем-то уже знакомом и известном всем.

Одаренные дети обладают способностью выше средней к пониманию абстрактных понятий, к установлению обобщений. У них хорошая «моторная» координация, особенно между зрительными восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит). Такие дети не унывают, если идеи не одобрены со стороны или если его «эксперимент» не получился, а пытаются выяснить причины неудачи, чтобы их обязательно устранить. Разглядеть одаренность в ребенке очень сложно, особенно если она скрытая. Однако это благодарное занятие. Вложив немного усилий, создавая условия для работы такому ребенку, вы обязательно получите отдачу. Я желаю каждому учителю благодарных и талантливых учеников.

Литература

1. Ананьев Б. Г. О соотношении способностей и одаренности // Проблемы способностей. М., 1962.

2. ГильбухЮ. З. Внимание: одаренные дети. М.: Знание, 1991.

3. ЛейтесН. С. Возрастная одаренность // Семья и школа. № 9, 1990.

4. Лейтес Н. С. Об умственной одаренности. М., 1960.

5. Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.

6. Словарь психолога - практика. [Текст] / Сост. С. Ю. Головин. 2-е изд., перераб. и доп. Мн.: Харвест, 2001. 976 с.

7. Психология одаренности детей и подростков. [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтес, Т. М. Марютина и др.; Под общ. ред. Н. С. Лейтеса. 2-е изд., переаб. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.