Научная статья на тему 'Работа с одаренными детьми в образовательном учреждении'

Работа с одаренными детьми в образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1122
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Квимсадзе Елена Евгеньевна, Кошманова Юлия Александровна

Определены особенности работы с одаренными детьми в условиях образовательного учреждения, факторы развития детской одаренности и роль учителя в этом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Квимсадзе Елена Евгеньевна, Кошманова Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Работа с одаренными детьми в образовательном учреждении»

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

© 2012 Квимсадзе Е.Е., Кошманова Ю.А.*

Дагестанский республиканский многопрофильный лицей ^Дагестанский государственный педагогический университет

Определены особенности работы с одаренными детьми в условиях образовательного учреждения, факторы развития детской одаренности и роль учителя в этом процессе.

The authors of the article determined peculiarities of working with gifted children in the educational institution, the factors of the development of children's natural gifts and the teacher’s role in this process.

Ключевые слова: детская одаренность, интеллектуальная одаренность, творческая деятельность, проектная деятельность, программа работы с одаренными детьми.

Keywords: children's natural gifts, intellectual gifts, creative activity, projective activity, the program of working with gifted children.

Проблема детской одаренности не теряет актуальности, несмотря на многочисленные исследования,

поскольку работа с этой категорией учащихся имеет свои специфические особенности, а некоторые вопросы, так или иначе, остаются без однозначного ответа. Несомненно, работа с одаренными детьми важна, поскольку от этого зависит будущее страны, ее престиж на мировой арене, поскольку мы гордимся, когда видим на пьедестале наших лучших спортсменов, певцов, музыкантов и т. д., и все это

ассоциируется с Россией, с той землей, где они проживают или откуда их корни. Даже в случае отъезда одаренных и талантливых людей в другую страну, их достижения ассоциируются с родиной, вследствие чего немаловажно

обеспечить максимальный уровень развития личностного потенциала,

использование ресурсов (финансовых, педагогических, родительских) во благо себя, этноса, страны и т. д., условий для ее проявления, поддержки и развития.

Анализ психолого-педагогической литературы выявил существование двух точек зрения, согласно которым или все дети являются одаренными, или одаренные дети встречаются крайне редко [3].

На наш взгляд, вопрос следует рассматривать через понятие

«человеческий потенциал», которым обладают все, а его востребованность способствует «социализации» продуктов человеческой активности. Что касается объема «человеческого капитала», то он определяется «качеством языка» (новых смыслов, кодов, отношений), поскольку смыслы есть в каждом человеке, проходят через каждого.

Анализ зарубежных и российских исследований детей с повышенными способностями позволяет сказать, что в современном образовании способности детей не всегда полностью развиваются. Каждый ребенок от природы наделен тем или иным талантом, следовательно, важно, чтобы зерна таланта попали в благодатную почву, чтобы рядом в нужный момент оказался умный, внимательный наставник, который способствовал бы развитию таланта,

научил бы трудиться и т. д. Отметим, что в системе образования обычно обращают внимание на учащихся, обучающихся в школе на отлично, ярко проявляющих себя в каком-либо виде деятельности (музыка, рисование), обладающих оригинальным мышлением. Если проявляются явные признаки

одаренности (поет, рисует, решает задачи и т. д.), то учителя с ними работают, а если не проявляются, то и остаются нераскрытыми, поскольку не до талантов [1, 6].

Многие исследователи,

классифицируя одаренность, выделяют группы по видам деятельности:

- интеллектуальная,

характеризующаяся повышенной

любознательностью, исключительной сообразительностью, полным

погружением учащегося в умственную деятельность;

- творческая, характеризующаяся легкостью генерирования идей, способностью предлагать качественно разные, неповторяющиеся решения, оригинальностью мышления и т. д.;

- академическая, проявляющаяся в

успешном обучении отдельным учебным предметам, в выраженной

избирательности интересов, часто в ущерб другим учебным предметам, за что «получают нагоняи» от родителей и учителей;

- художественно-эстетическая,

включающая изобразительную,

музыкальную, литературную, актерскую разновидности;

- социальная, или лидерскую (наиболее поздно признанный и до сих пор вызывающий споры вид одаренности), связанная с легкостью установления контактов и высоким качеством межличностных отношений;

- психомоторная (спортивная), характеризующаяся способностью иметь объективную информацию о своих движениях (моторные, сенсорные и когнитивные и т. д.), контролировать действия и управлять ими.

Обратим внимание на то, что творческая одаренность не дублирует художественно-эстетическую и

интеллектуальную, несмотря на существование различных точек зрения

в вопросах взаимосвязи

интеллектуальной и творческой

одаренностей.

В соответствии с критерием «форма проявления» различаются явная и скрытая одаренности. В практической деятельности выделяется одаренность в ремеслах, спорте и организации деятельности, а в познании -интеллектуальная, различаемая в

зависимости от предметного содержания естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др. [4, 5]. В художественно-эстетической деятельности - хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность. В коммуникативной деятельности - лидерская и аттрактивная одаренность.

На основе анализа психологопедагогической литературы [7] факторы развития одаренности нами объединены в три группы:

- первая, включающая природные задатки, индивидуальные особенности ребенка;

- вторая, отражающая зависимость развития одаренности от характера деятельности;

- третья - все формы влияния социальной среды на ребенка (прежде всего, родителей и образовательного учреждения).

Ребенок рождается не с готовыми

способностями, а с задатками,

характеризующими анатомофизиологические особенности

организма, главным образом

центральной нервной системы,

выступающими предпосылками

развития способностей. Задатки развиваются в способности, когда ребенок активен, причем развитие специальных способностей базируется на развитии общих способностей. Характер деятельности раскрывается в зависимости от вида одаренности, но в любом случае - это творческая деятельность. Нужно помнить, что творчество для маленького ребенка -когда он привносит свое, что-то сверх заданного.

Ключевым аспектом реализации

стратегий проектной деятельности

выступает обоснование нескольких вариантов решения проблемы, где принципиально ищется не

«рациональный способ», а

анализируются и синтезируются различные точки зрения, подходы и варианты, через «игру в персонажей», «примерку ролей» с разными эмоциональными состояниями,

достройку сюжетов, определение последствий и т. д. При этом желание заниматься исследовательской

деятельностью свидетельствует об одаренности школьника, который с увлечением осваивает способы научной деятельности (наблюдение, опрос, тестирование, обработка полученных данных, подведение итогов,

планирование дальнейшей работы и т. д.), принимает решение о том, что и как нужно делать, и т. д. [1].

Согласно исследованиям,

подавляющее большинство одаренных школьников (87%) воспитываются в полных семьях, а зачастую (70%) вместе с ними и родителями живет кто-либо из родственников. При этом исследователи установили зависимость

интеллектуальной одаренности от количества детей в семье: чем больше братьев и сестер, тем ниже их средний коэффициент интеллектуальности.

Кроме того, ученые единодушны в том, что стиль взаимоотношений,

базирующийся на жестком контроле и силовом давлении, не способствует развитию одаренности личности.

Следовательно, императивный стиль взаимоотношений, характеризующийся однозначностью команд («Делай так, как я сказал...», «Сиди спокойно...»), когда родители требуют от ребенка

беспрекословного соблюдения их указаний, отношения основываются на авторитете взрослого, способствует

развитию пассивной податливости наряду с зависимостью и конформизмом.

В отличие от императивного, инструктивный стиль содержит больше информации, а требования закономерны и разумны, что способствует воспитанию инициативы и твердости.

Согласно зарубежной статистике, интеллектуально одарены 2% учащихся,

а повышенные умственные способности характерны для 15-16%, то есть в общем 18 школьникам из 100. При этом из 18 учащихся одаренность выявляется только у одного, которая будет развиваться и совершенствоваться в дальнейшем. Для того чтобы выявить одаренного школьника, целесообразно: определить, что такое одаренность, по каким признакам и в каком возрасте она проявляется; в соответствии с пониманием одаренности разработать диагностические методики,

позволяющие идентифицировать

одаренных школьников; правильно организовать школьников и т. д.

Известно, что выявление одаренных школьников представляет собой сложный длительный процесс, где не эффективно одноразовое тестирование, какой бы надежный инструментарий мы ни использовали. Поэтому корректнее говорить о поиске одаренных школьников в процессе обучения по специальным программам, нежели об отборе. В ходе обучения одаренность можно заметить через конкретные успехи в каком-либо определенном виде занятий, например, рисовании или музыке. При этом с умственной

одаренностью все, на наш взгляд, намного сложнее, поскольку тесты креативности, интеллекта и т. д. не могут дать однозначно верного ответа, высокие показатели по нему не всегда следует считать показателем

одаренности, а полученные низкие значения еще не доказывают ее отсутствие.

Особенно важно в работе с

одаренными школьниками учитывать степень сформированности одаренности на актуальном (явная или скрытая) и потенциальном (когда имеется лишь определенный потенциал) уровне. Следует отметить, что именно у одаренных школьников возникают проблемы (сила, повышенная

познавательная потребность,

ненасытность любознательность и т. д.) в поведении. Кроме того, одаренный

школьник имеет повышенную

потребность в умственной нагрузке, поскольку он испытывает интерес к универсальному, общему, абстрактным

идеям и теориям, мыслит самостоятельно, стремится все делать по-своему и т. д.

Следовательно, поддержка

талантливого ученика выступает приоритетной государственной задачей, несмотря на то, что талант по определению находится за рамками «нормативной культуры», «выбивается из шеренги», «имеет что сказать» и т. д. Поэтому важно обладать

«креативностью», проявить

компетентность в условиях

неопределенности, создавать условия для следующего шага, инновационного поведения, о котором сегодня многие пишут. Значит, личностно-ориентированные технологии способствуют созданию для одаренных инновационной образовательной среды, применению развивающих моделей взаимодействия. При этом важно обеспечить системный эффект, для чего необходима поддержка, оплата услуги тьютора, выдача образовательного сертификата, создание площадки для реализации потенциала (краткосрочные курсы, мастер-классы, пробы каждого ребенка т. д.), обучение педагога работе не со средним ребенком, а с каждым с позиции развития.

Анализ показывает, что сегодня в образовании отсутствуют программы работы с одаренными детьми, в связи с чем эти проблемы решаются интуитивно и во многом зависят от личности учителя и его ответственного отношения к организации учебного процесса. Сегодня одаренным учащимся тяжело, поскольку для успешного выполнения

деятельности требуется не только наличие соответствующего сочетания способностей, но и обладание необходимыми навыками и умениями, которые без напряженной работы не формируются. В этой связи возникает проблема достаточности квалификации педагога в определенных сферах деятельности, правильности его действий по формированию умений и навыков, характеризующих потенциал одаренной личности, ее

ориентированность на достижение результата и т. д.

В современных условиях

информатизации образования одаренные

дети имеют проблемы в социализации, поскольку способны мыслить, вести себя неадекватно, одеваться по-другому, нуждаются в том, чтобы их воспринимали такими, какие они есть. При этом взаимоотношения одаренного ученика со средой зависят от ценности образования в классе, толерантности вообще и ко всем людям, наличия творческой атмосферы и т. д. Развитие

талантов мы должны воспринимать как данность, несмотря на то, что в традиционной школе для такой работы нет соответствующих условий. По нашему мнению, сегодня необходимо воспитать поколение учителей, верящих в то, что каждый одарен, но по-своему, а его способности и талант имеют индивидуальную ценность.

Примечания

1. Вульфсон Б. Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы. М. : Изд-во УРАО, 2003. С. 18. 2. Лейтес Н. С. Проблемы способностей в трудах Б. М. Теплова // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 40. 3. Овсянникова Е. А. Одаренные дети: (из опыта работы) // Завуч. 2004. № 7. С. 21. 4. Петровский А. В. Общая психология. М., 1976. С. 448. 5. Развитие современной педагогической науки в зарубежных странах / под ред. Б. Л. Вульфсона, З. А. Мальковой, Н. М. Воскресенской. М., 2003. С. 100. 6. Савенков А. И. Программа «Одаренный ребенок в массовой школе» / под ред. М. А. Ушакова. М. : Сентябрь, 2001. 7. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе. М. : Академия, 2000. С. 34.

Статья поступила в редакцию 26.04.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.