ОДАРЕННЫМ ДЕТЯМ — ОДАРЕННЫХ ПЕДАГОГОВ
Е. Е. Кривовичева
В статье рассматриваются вопросы детской одаренности. Автор акцентирует внимание на том, что существует ряд проблем, связанных как с личностными особенностями одаренных детей, так и с самим процессом обучения. Практика работы с одаренными детьми свидетельствует о постоянно возникающих педагогических и психологических трудностях, обусловленных чрезвычайно малым числом специалистов, профессионально и личностно подготовленных к работе с одаренными детьми.
Проблема детской одаренности в последние десятилетия вызывает все больший интерес как во всем мире, так и в России. Рыночная экономика XXI века формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей. Общество заинтересовано в выявлении и активном использовании детей, показавших свою одаренность того или иного вида. Во всех развитых странах давно сформировано отношение к одаренности как к интеллектуальному капиталу общества, и поэтому созданы и успешно реализуются государственные программы по выявлению и поддержке одаренных детей.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более воспри-
имчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.
Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются не только проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, но и проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов для работы с одаренными детьми.
Анализ литературы по проблемам образования и обучения одаренных детей показал, что существует ряд проблем, связанных как с личностными особенностями таких детей, так и с самим процессом обучения. Наличие сверхвы-дающихся способностей не всегда качественно отражается в учебе [1]. Многие психологи и педагоги описывают ситуации «неуспешности» у одаренных детей [2].
Современная школа часто становится зоной задерживающего развития одаренных детей. Это подтверждается данными социальнопсихологических исследований. Свыше 30 %
сверходаренных детей отчисляются из школы за неуспеваемость, две трети одаренных детей скрываются под личиной интеллектуально пассивных школьников, процент самоубийств среди одаренных выше в 2 раза [5]. Это показатели того, что индивидуальность не смогла адаптироваться к стандартной программе, условиям жизни в школе. Одаренность — это прежде всего индивидуальность. Поэтому выявление и развитие разных видов одаренности стало одной из проблем, вызывающей затруднения. Учителя как правило нечетко представляют сущность этого понятия, часто сводят понимание одаренности к умственному развитию, не владея к тому же навыками его оценивания.
Многие учителя считали, что одаренный ребенок — это ребенок, успешный в учении (отличник), но это мнение было довольно быстро преодолено. Существует одаренность, проявляющаяся в способности к обучению (школьная одаренность), не вызывающая сомнений у учителей. Как правило она сопровождается быстротой умственной деятельности. Однако большинство учителей и родителей такой одаренностью исчерпывают само представление об этом явлении.
Одаренные дети часто не могут найти себе место в детском коллективе. Их часто считают выскочками, зазнайками, из-за своей исключительности они могут быть изгоями. Учитель, как правило, не может мириться с тем, что ребенок ведет себя очень независимо, может постоянно поправлять учителя перед другими учениками, подсказывать, вставать без разрешения.
Часто одаренные дети испытывают дискомфорт в школе из-за отсутствия дифференцированного обучения, из-за ориентации на среднего ученика. Как считают многие специалисты, массовая школа не может в полной мере выполнять функцию развития одаренных детей. Среднее образование, основной задачей которого является адаптация учащихся к современной жизни, делает практически невозможным развитие интеллектуальной одаренности.
Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Следует помнить, что как бы не был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давле-
ния, у него трудно воспитывать терпение, усидчивость и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творчеству, создавать обстановку для творчества. Чем больше создается возможностей для творческого самопрояв-ления всем детям, тем больше шансов обнаружения и выращивания в общей массе одаренных, редких, ярких и сильных разнообразных талантов. Поэтому задача педагогики состоит в том, чтобы, опираясь на идею всеобщей генетической одаренности детей, создать методику работы не только с ярко заявляющими талантами, но и обеспечивать поле деятельности для творческого самопроявления и самовыражения всем детям.
Кроме того, практика работы с одаренными детьми свидетельствует о постоянно возникающих педагогических и психологических трудностях, обусловленных чрезвычайно малым числом специалистов, профессионально и лич-ностно подготовленных к работе с одаренными детьми.
Российское образование последних лет подвергается реформированию. Вместе с тем в большинстве своем учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе строится без учета индивидуальности ребенка, поскольку она остается массовой. Школа в большей мере ориентируется на среднего ученика. На уроке учитель стремится подтянуть до программного уровня всех учащихся, а сильные, неординарные дети остаются без внимания. Постепенно они превращаются в поверхностных зазнаек и становятся далеко не самыми лучшими учениками. Часто в начальных классах можно увидеть детей-почемучек, которые постоянно что-то спрашивают, чем-то интересуются, хотят большего объема, глубины материала. Однако в среднем звене таких детей становится меньше, а в старших классах остаются единицы.
Таким образом возникает ряд противоречий:
— между все более возрастающими требованиями к формированию образованной, интеллектуально развитой, творческой личности и неготовностью образовательной системы решить эту проблему;
— между коллективным характером организации учебно-воспитательного процесса в школе и индивидуальным по своей сути характером учения;
— между целенаправленным воздействием «взрослой» культуры и спонтанностью развития ребенка, его индивидуальности;
— между ожиданиями родителей и реальной педагогической практикой.
Разрешение указанных и других противоречий невозможно осуществить только усилиями школы. Необходим комплексный подход к решению проблемы. Существенную роль в этом процессе может сыграть дополнительное общее образование, в рамках которого наиболее реально осуществление модели творческого развития одаренного ребенка, системной работы с одаренными детьми в пределах конкретной территории. Для эффективной работы учреждений дополнительного образования с одаренными детьми и подростками необходим соответствующий научный базис.
Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Акцент делается не на то, что изучать, а на то, как изучать.
Главный принцип работы с одаренными детьми: принимать ребенка таким, какой он есть. В. И. Панов отмечает, что нужно уметь встать в субъект-субъектную позицию по отношению к ребенку, отойти от обычной линии, обычного проявления педагогического менталитета, когда ученик воспринимается как объект педагогического воздействия [4]. Исследователи, находясь в постоянном поиске, часто обращаются к развитию инновационных подходов построения учебного процесса. Учителя должны быть ориентированы на создание условий для одаренного ребенка. Такому ребенку следует занимать активную позицию в учебном процессе, познавать окружающий мир, вступать с ним в открытый диалог, самому искать ответы и не останавливаться на найденном как на окончательной истине.
В современной образовательной ситуации педагог становится основной ключевой фигурой воспитательного процесса и его личностные, профессионально-педагогические качества определяют сегодня особенность и эффективность воспитательного процесса, усиливаемого созданием воспитательной системы. Основ-
ная цель работы педагогов с одаренными детьми — это формирование зрелой потребности и способности для реализации их повышенных возможностей в творческой деятельности. Поэтому важнейшим элементом профессионального мастерства учителя является нахождение индивидуальных подходов к одаренным детям и умение предложить им такие виды целенаправленной деятельности, которые бы отвечали их запросам и способностям.
Современные учителя, ориентирующиеся на развитие способностей детей, понимают, что необходимо создавать условия для формирования внутренней мотивации деятельности, направленности личности и системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности.
Наиболее существенным фактором успешности работы учителя является глобальная личностная характеристика — система взглядов и убеждений, в которой большую значимость имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах работы. Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении.
Профессионально-личностная квалификация педагогов, работающих с одаренными детьми, имеет свою специфику, которая выражается в наличии следующих компонентов:
— психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одаренности;
— профессионально-личностная позиция педагогов, позволяющая успешно активизировать детскую одаренность; совмещать управление, контроль процесса обучения и предоставление учащимся свободы учиться;
— профессионально значимые личностные качества педагогов: высокий уровень развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации; стремление к личному росту.
По мнению некоторых исследователей, поведение учителя для одаренных детей в классе в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам: он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы; создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе; предоставляет учащимся обратную связь; использует различные стратегии обучения; уважает личность; способствует формированию
положительной самооценки ученика; уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения; стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня; проявляет уважение к индивидуальности ученика [3].
Следовательно, возникает вопрос проведения целенаправленной, профессиональной постоянной подготовки и самоподготовки педагогов к учительской деятельности, прежде всего в плане осознания себя в качестве ее субъекта, формирования педагогического самосознания. Позитивная Я-концепция составляет одну из важнейших характеристик учителя, работающего с одаренными детьми. Педагог, отличающийся низкой самооценкой, как правило испытывает чувство опасения перед своими воспитанниками, а значит, не может вызвать у них уважения. Профессиональная компетенция учителя, обучающего одаренных детей, основывается также на его специальной подготовке, увязанной с опытом практической работы. Среди других важных качеств учителя можно выделить интеллигентность, эрудированность, творческое начало, доброжелательность, чуткость. Но всеми современными исследователями отмечается, что именно любовь к детям следует
считать важнейшей личностной и профессиональной чертой педагога, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность.
Профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных учащихся, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.
Забота об одаренных детях сегодня — это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Важная задача взрослых — разглядеть и раскрыть едва проявивший себя росток одаренности, помочь ребенку освоить свой дар, сделать его достоянием своей индивидуальности, проявить заботу об одаренных детях, так как именно их интеллектуальные и творческие достижения имеют не просто личностный, а социальный смысл и именно высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Гершунский Б. С. Менталитет и образование / Б. С. Гершунский. — М. : Ин-т практ. психологии, 1996. — 144 с.
2. Глушаков Е. Б. Кому нужны наши вундеркинды? / Е. Б. Глушаков // Одаренный ребенок. — 2004. — № 4. — С. 118—123.
3. Лейтес н. С. Возрастная одаренность школьников / Н. С. Лейтес. — М. : Академия, 2000. — 320 с.
4. Панов В. И. Одаренные дети : выявление — обучение — развитие / В. И. Панов // Педагогика. — 2001. — № 4. — С. 30—45.
5. Torrance E. P. Assessing the further research of creative potential / E. P. Torrance, L. K. Hall // J. Of creative behavior. — Vol. 14, № 1. — 1990. — P. 1—19.
Поступила 26.12.08.