Научная статья на тему 'К вопросу о формировании нравственных качеств подростков'

К вопросу о формировании нравственных качеств подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
545
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / TEENAGER / НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / MORAL QUALITIES / ЧЕСТНОСТЬ / HONESTY / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / RESPONSIBILITY / ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ / DISCIPLINE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ус Оксана Александровна

В данной статье рассмотрены некоторые аспекты проблем нравственного воспитания подростков; проанализированы результаты эмпирического исследования по уточнению степени важности формирования нравственных качеств у современных обучающихся; выявлены доминирующие нравственные качества (честность (правдивость), ответственность, дисциплинированность); на основе результатов проведённого исследования данные качества, по мнению автора, могут выступать ориентирами для организации в данном контексте воспитательной работы по внеурочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании нравственных качеств подростков»

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ

ПОДРОСТКОВ Ус О.А. Email: [email protected]

Ус Оксана Александровна - преподаватель, кафедра общей и социальной педагогики, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Аннотация: в данной статье рассмотрены некоторые аспекты проблем нравственного воспитания подростков; проанализированы результаты эмпирического исследования по уточнению степени важности формирования нравственных качеств у современных обучающихся; выявлены доминирующие нравственные качества (честность (правдивость), ответственность, дисциплинированность); на основе результатов проведённого исследования данные качества, по мнению автора, могут выступать ориентирами для организации в данном контексте воспитательной работы по внеурочной деятельности. Ключевые слова: подросток, нравственные качества, честность, ответственность, дисциплинированность.

THE QUESTION OF THE FORMATION OF MORAL QUALITIES

OF TEENAGERS Us О.А.

Us Oksana Aleksandrovna - Lecturer, DEPARTMENT OF GENERAL AND SOCIAL PEDAGOGICS,

FEDERAL STATE BUDGET EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION KUBAN STATE UNIVERSITY, KRASNODAR

Abstract: in this article some aspects of problems of moral education of teenagers are considered; results of empirical research on refining of degree of importance of formation of moral qualities at modern trained are analysed; dominating moral qualities (honesty, responsibility, discipline) are revealed; on the basis of results of the carried-out research these qualities, according to the author, can act as reference points for the organization in this context of educational work on extracurricular activities. Keywords: teenager, moral qualities, honesty, responsibility, discipline.

УДК 371.8

Многочисленные стремительно меняющие друг друга социальные, экономические, культурные потрясения, которые происходят в нашем обществе, негативно влияют на условия воспитания детей. И как результат этих процессов рост психологического и социально-педагогического неблагополучия современных подростков, характеризующийся отсутствием знаний, навыков и качеств личности, ведущих к сохранению нравственного здоровья и успешной социализации [5, 6, 9, 14].

Многочисленные психолого-педагогические исследования последних лет в качестве ведущих факторов, способствующих появлению трудных (в том числе с позиции нравственного выбора) ситуаций в жизни современного подростка, выделяют тревогу о будущем, неуверенность в своих возможностях справится с предстоящими трудностями, проблемами во взаимоотношениях с родителями [1, 2, 4, 7].

Несмотря на то, что проблема совладания человека с различными кризисными ситуациями подробно разрабатывалась еще в прошлом столетии, проблема адекватного поведения подростков в трудной ситуации остается актуальной.

Переходный подростковый возраст является наиболее проблемным с точки зрения личностного и нравственного развития ребенка. Общее развитие личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самопознания, обретение нового опыта общения со сверстниками - все это приводит к стремительному увеличению социально ценных переживаний, формированию основ нравственно приемлемого или безнравственного поведения. Бурное развитие эмоциональной сферы подростка создает в этот период проблемы и критические ситуации: частая беспричинная смена настроений, личностные переживания, импульсивность, полярность чувств, - все это последствия «подросткового комплекса» и особенностей его развития. Мотивационная сфера подростка также подвержена серьезным преобразованиям, особенно это касается мотивов общения. Основной спецификой подросткового возраста является «социальная ситуация развития» - развитие взаимоотношений, выходящих за пределы круга семьи. На подростка серьезное влияние способны оказывать социальное окружение, сверстники и взрослые. Для подростка уже не актуальны отношения с родителями, педагогами, а первостепенны отношения со сверстниками, референтной группой, важна принадлежность к какой-либо группе (аффилиативная потребность). Зачастую реализация этой потребности приводит к безнравственному поведению: грубости, безответственности, эгоизму, лживости, недисциплинированности и т.п. [11, 12, 13].

Анализ современной социальной ситуации развития, в которой находятся подростки, позволяет прийти к выводу о том, что наблюдается кризис детства, проблемы эффективного функционирования социальных институтов общества, а СМИ и интернет играют передовую роль в формировании инновационных форм социализации подростков. Средства массовой информации в современном обществе являются одним из факторов процесса социализации и имеет зачастую пагубное влияние на нравственное воспитание подростков [8].

Подросток в силу своей возрастной особенности все подвергает сомнению. Воспитание современных подростков направлено на обучение только правам, без акцентирования внимания на ответственности и обязанностях. Если в прошлом большинство людей могли отличить нравственное от безнравственного, формированию системы нематериальных ценностей уделяли очень большое значение, то сейчас целое поколение растет с размытыми нравственными ценностями [1, 3, 4, 14]. Прекрасно ориентируясь в новейших технологиях, подростки, в том числе молодежь в общем, в своем большинстве практически беспомощна в бытовых вопросах, повседневной жизни, социальном взаимодействии [10, 15]. Живя в мире виртуальности, они не могут и не хотят строить программы поведения, просчитывать последствия своих действий. Поколение 21 века не имеет четких нравственных представлений, «что такое хорошо, а что такое плохо».

В целях определения того, какие нравственные качества у подростков в наименьшей степени сформированы, а также уточнения степени важности формирования нравственных качеств у современных обучающихся было организовано эмпирическое исследование. Для его проведения была разработана анкета для родителей и педагогов, предполагающая, в том числе рейтинговую оценку сформированности нравственных качеств личности у подростков и важности их формирования у обучающихся данного возраста.

В анкетировании приняли участие 454 человек (68 - педагогов 6-9 классов, 386 -родителей (законных представителей), обучающихся 6-9 классов) из 9 школ Краснодарского края. Анализ ответов на вопросы основной части позволяет констатировать следующее. Практически все респонденты, как педагоги, так и родители признают важность осуществления нравственного воспитания подрастающего поколения (93% родителей, 100% педагоги). Признаки нравственной воспитанности, указанные в ответах респондентов, можно представить в следующей классификации: отношение к себе (педагоги - 50%; родители - 32,1%); отношение к

близкому окружению (педагоги - 86,8%; родители - 68,4%); отношение к семье (педагоги - 94,1%; родители - 98,4%); отношение к учебе (педагоги - 100%; родители - 92,2%); отношение к выполнению обязанностей (педагоги - 98,5%; родители -78%). Качество реализации воспитательных функций семьей соответствует следующим средним оценкам: по мнению родителей +2,03±0,05, по мнению учителей +0,5±-0,04. Родители считают, что школа недостаточно качественно осуществляет нравственное воспитание детей (-0,9±0,8), тогда как педагоги свою работу оценивают намного выше (+2,1±0,9). Работу общества в этом направлении одинаково низко оценивают обе категории респондентов (-1,7±0,4).

Из результатов анкетирования следует, что наиболее несформированными, с одной стороны, и нуждающимися в формировании с другой стороны являются следующие качества подростков: честность (правдивость), ответственность, дисциплинированность.

В связи с этим, в контексте выявления содержательных основ воспитания нравственных качеств подростков логично исходить из приоритета формирования честности (правдивости), ответственности и дисциплинированности как ведущих целевых ориентиров воспитательной деятельности с подростками.

Список литературы /References

1. Антилогова Л.Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности / Л.Н. Антилогова / Автореферат дис. ... д-ра психол. наук. Новосибирск, 1999. 19 с.

2. Баджаева З.М. Педагогическое взаимодействие семьи и образовательного учреждения в нравственном воспитании подростков: дисс. ... кан. пед. наук: 13.00.01 Махачкала, 2011. 163 с.

3. Белоусова Е.Л. Нравственное воспитание подростков в деятельности педагогов учреждений дополнительного образования детей. / Е.Л. Белоусова // Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Кемерово, 2003. 242 с.

4. Богдан С.В. Педагогическое стимулирование нравственного воспитания младших подростков во внеклассной деятельности школы: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. Оренбург, 1999. 19 с.

5. Воробьева А.Е., Купрейченко А.Б. Нравственное самоопределение разных социально-демографических групп молодежи / А.Е. Воробьева, А.Б. Купрейченко // Психологический журнал, 2011. Т. 32. № 1. С. 22-33.

6. Власова Т.И. Духовно-нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни / Т.И. Власова. (Технологии духовно -нравственного воспитания) // Педагогика, 2008. № 9. С. 108-113.

7. Глумной А.В. Развитие системы духовно-нравственного воспитания учащихся / А.В. Глумной / Дис. ... канд. пед. наук. М.: РГБ, 2005. 172 с.

8. Духовно-нравственное воспитание школьников // Педагогика (интернет-журнал). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://paidagogos.com/ (дата обращения: 03.01.2016).

9. Кравчёнок И.А., Михальчук С.Н. Семейные ценности как фактор духовно-нравственного воспитания ребенка // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XIII междунар. науч. практ. конф. Часть III. Новосибирск: СибАК, 2012.

10. Маслов С.И. Дидактическое основания духовно-нравственного воспитания / С.И. Маслов. (Концептуальные основы духовно-нравственного воспитания) // Педагогика, 2008. № 9. С. 46-51.

11. Мухина B. C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина/. М.: Издательский центр «Академия», 2015. 656 с.

12. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология / Л.Ф. Обухова. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. 374 с.

13. Овчарова Р.В., Гизатуллина Э.Р. Психологическая структура нравственной сферы личности подростка / Р.В. Овчарова, Э.Р. Гизатуллина // Педагогическое образование в России, 2011. № 3. С. 103-108.

14. Овчарова Р.В., Гизатуллина Э.Р. Развитие нравственной сферы личности подростка / Р.В. Овчарова, Э.Р. Гизатуллина / Монография. Курган: Издательство Курганского государственного университета, 2011. 147 с.

15. Перекрестова Т.С. Духовно-нравственное воспитание как составляющая ФГОС: от теории к практике / Т.С. Перекрестова // Начальная школа плюс До и После: ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал, 2013. № 1. С. 11-15.

РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ

НАПРАВЛЕННОСТИ Раевская Г.Д. Email: [email protected]

Раевская Галина Дмитриевна - учитель английского языка высшей квалификационной категории, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 1, г. Черепанов, Новосибирская область

Аннотация: в статье рассматривается проблема детской одарённости гуманитарной направленности: от раннего проявления речевой деятельности детей и мотивации к изучению языка до осознанного желания овладеть иноязычной речью; представлены основные принципы составления индивидуального образовательного маршрута одарённого ученика согласно его потребностям, индивидуальным способностям и возможностям. В статье предлагаются варианты составления индивидуальных образовательных маршрутов в зависимости от поставленной учеником цели; конкретизируются задачи, намечаются этапы и условия его реализации, мониторинг и рефлексия как результат его успешного прохождения. Приведены примеры ИОМ ученицы по английскому языку с различными целями и сроками реализации.

Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут, диагностика гуманитарной одарённости, мониторинг, рефлексия, систематизация лексико-грамматического материала.

ORGANIZATION OF THE ACTIVITY OF LINGUISTIC TALENTED PUPILS Raevskaya G.D.

Raevskaya Galina Dmitrievna - English Language Teacher of the Highest Qualification Category, MUNICIPAL AUTONOMOUS GENERAL EDUCATIONAL SCHOOL SECONDARY SCHOOL № 1, CHEREPANOV, NOVOSIBIRSK REGION

Abstract: the article deals with the problem of linguistic talented pupils: from the demonstrated ability of children's speech activity and motivation to learning the language to the conscious desire to master a foreign speech; the article presents the basic principles of the compiling of an individual educational route for a gifted student according to his needs, individual abilities and opportunities. The article suggests some options for compiling individual educational routes depending on the goal set by the student; specifies the tasks,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.