С. П. Белокурова, Т. И. Зазнобина
СОВРЕМЕННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
(ЛИТЕРАТУРА. 9 КЛАСС)
SVETLANA P. BELOKOUROVA, TATIANA I. ZAZNOBINA MODERN TEACHING COURSE: NEW EDUCATION APPROACHES AND NEW OPPORTUNITIES (LITERATURE. 9TH FORM)
В статье, посвященной инновационному учебно-методическому комплекту «Литература. 9 класс» под ред. И. Н. Сухих, в состав которого входят учебник, книга для учителя, практикум для учащихся и электронное приложение, рассмотрены новые подходы к обучению и новые возможности, которые предоставляет данный учебно-методический комплект. Авторы предлагают обзор и анализ различных типов вопросов и заданий, входящих в УМК и направленных на формирование ключевых учебных компетенций девятиклассников в области литературного образования. В статье также представлены основные виды учебной деятельности, позволяющие включить учащихся в процессы, обеспечивающие социализацию и культурную самоидентификацию девятиклассников.
Ключевые слова: методика преподавания литературы в школе, учебно-методический комплекс, 9 класс.
The article is dedicated to an innovative teaching course "Literature. 9th Form", edited by I. N. Sukhikh. The course has the following components: Student's Book, Teacher's Book, Work book and IWB Software. The article examines new educational approaches and new opportunities, represented by the course. The authors suggest the review and analysis of different types of questions and tasks included into the course and directed to form main training (educational) competences of 9th formers in literary education. The article represents main kinds of the educational activity which involve students in the processes, providing socialization and cultural self-identification of 9th formers.
Keywords: methods of literature teaching at school, teaching course, 9th form.
Интересно ли современному школьнику ответить, на такой, например, вопрос:
Какого определения не давал А. С. Пушкин своему роману «Евгений Онегин»?
1) «Энциклопедиярусской жизни»; 2) «Свободный роман»; 3) «Роман в стихах»; 4) «Собранье пестрых глав».
Несомненно, для того чтобы дать правильный и обоснованный ответ, надо прочесть роман, познакомиться с критическими статьями или хотя бы фрагментами из них. Задача же учебника — предложить школьнику такие формы знакомства с литературой и методы её изучения, которые сделают книгу, художественное произведение интересным, понятным, значимым для юного читателя.
Учебно-методический комплект* «Литература. 9 класс» принадлежит к завершенной предметной линии учебников для 5-11 классов под общей редакцией доктора филологических наук, профессора кафедры литературы Санкт-Петербургского государственного университета
Светлана Павловна Белокурова
Учитель русского языка и литературы гимназии № 405 Санкт-Петербурга, методист Научно-методического центра Красногвардейского района Санкт-Петербурга, Заслуженный учитель РФ ► [email protected]
Татьяна Изевна Зазнобина
Учитель русского языка и литературы гимназии № 24 Санкт-Петербурга, методист Научно-методического центра Василеостровского района Санкт-Петербурга, Заслуженный учитель РФ
И. Н. Сухих. Содержание курса литературы в 9 классе строится на историко-литературной основе. Историко-литературный принцип организации учебного материала отражен в структуре и последовательности глав и разделов учебника.
В первой главе «Вечные образы: словарь культуры» представлены ключевые для формирования культурного контекста русской литературы ХУШ-Х1Х вв. авторы и произведения мировой литературы: «Эдип-царь» Еврипида, «Божественная комедия» Данте, «Гамлет» Шекспира, «Дон Жуан» Мольера, «Фауст» Гёте. В соответствии с требованиями ФГОС материалы учебника нацелены на мотивацию чтения и изучения художественных произведений русской литературы — от «Слова о полку Игореве» до поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души», на осмысление их нравственного и эстетического значения для русской культуры в целом и для каждого читателя в отдельности. Соотнесение общечеловеческого и конкретно-исторического подходов дает обучающимся возможность обратиться к вечным темам, актуализировать их применительно к своему жизненному и читательскому опыту. Это позволяет приблизить произведения прошлого к современности, усилить их нравственно-эстетическое воздействие на девятиклассников. Характер организации учебного материала — последовательное изучение литературных эпох и персоналий — помогает осмыслению специфики историко-литературного процесса от античности до первой половины XIX века в тесной связи и преемственности с мировой литературой.
Учебник включает обзорные и монографические темы, сочетание которых позволяет не только познакомить учащихся с выдающимися зарубежными и отечественными произведениями, такими как комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль», повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума», лирика, драматургия и роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», лирика М. Ю. Лермонтова и его роман в новеллах «Герой нашего времени», поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души», но и показать их место в историко-литературном процессе и русской культуре в целом. Монографические
темы дают максимально полную картину жизни и творчества писателей, и при этом судьба каждого автора, благодаря многочисленным отсылкам, перекличкам и реминисценциям, включена в широкий культурный контекст эпохи и шире — в контекст русской и мировой литературы. Так, например, пушкинская универсальность — отмеченная еще Ф. М. Достоевским «всемирная отзывчивость» поэта — становится предметом обсуждения и организующей учебный материал идеей в главах «Мудрость Пушкина» и «Роман романов: энциклопедия русской литературы». Фактический материал о писателях каждой из монографических глав обобщен в хронологических таблицах «Основные даты жизни и творчества», кратко и системно информирующих учащихся о главных вехах биографии изучаемых авторов. Работа с таблицами позволяет систематизировать знания девятиклассников в области истории литературы и организовать промежуточный контроль при изучении биографических тем.
В главах учебника последовательно реализуется принцип преемственности: поступательное развитие русской литературы ХУШ-Х1Х веков открывается исследованием трансформации литературных направлений изучаемого периода: классицизм (Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин) — сентиментализм (Н. М. Карамзин) — романтизм (раннее творчество А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова) — реализм (зрелое творчество А. С. Пушкина, творчество Н. В. Гоголя). Освоение специфики литературных направлений и их роли в развитии русской культуры строится вокруг ключевых фактов истории литературы и подкрепляется теоретико-литературными знаниями, необходимыми девятиклассникам.
Методический аппарат учебника, как и его содержательная часть, развивает умение использовать профессиональную терминологию в процессе изучения предмета. Любое теоретико-литературное понятие вводится на основе практики и как ее итог. Освоение предусмотренных программой теоретико-литературных понятий происходит в процессе анализа художественных текстов, в непосредственной связи с произведением. Например, в главе «Василий Андреевич
Жуковский» вопросы и задания концентрируют внимание девятиклассников на специфике творческого метода поэта, в частности от учащихся требуется самостоятельное решение проблем идентификации творчества поэта с точки зрения его принадлежности к литературному направлению, особенностей поэтики и др. На решение этих вопросов направлены задания, содержащие исследовательский компонент: на примере одного из произведений предлагается провести мини-исследование и сформулировать ответы на вопросы:
1. Какие романтические принципы проявились в поэзии Жуковского? Как вы понимаете определение А. Н. Веселовского «поэзия чувства и сердечного воображения»? 2. В чем своеобразие пейзажных стихотворений Жуковского? 3. Какова специфика баллад Жуковского? 4. Какую роль в поэзии Жуковского играют символические мотивы?
Последовательно во всех главах учебника, а также в «Практикуме» для учащихся новые термины литературоведения выделяются курсивом и истолковываются в сносках, например, понятие акростих в монографической главе «Гавриил Романович Державин», эпиграмма в главе «Александр Сергеевич Пушкин», апокрифический в главе «Александр Сергеевич Грибоедов» и другие. В учебнике в сносках также истолкованы новые для учащихся понятия, например, апология, антропоморфизм, эмпиризм и другие. Даны переводы цитат на иностранных языках, включенных в текст учебника, толкование устаревших слов, географических наименований, упоминаемых имен литературных героев и исторических личностей. Краткие статьи о деятелях культуры и искусства, литературоведах, критиках, поэтах и писателях изучаемых эпох, не вошедших в список монографических тем, включены в «Словарь имён деятелей культуры» в конце 2-й части учебника. Там же приведена «Табель о рангах».
В главах учебника девятиклассникам предлагаются для осмысления и обсуждения различные литературоведческие концепции. Учебник, как и УМК в целом, включает сведения о новейших достижениях современного литературоведения, дискуссионные вопросы истолкования
произведений, например, вопрос современного «прочтения» комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», столкновение интерпретаций образов Чацкого, Софьи и Молчалина в критике XIX века и в современном литературоведении. Задания «Практикума» предлагают технологию организации диспута об основных проблемах и персонажах комедии.
Спектр имен литературоведов и критиков, мнениями и суждениями которых в учебнике и «Практикуме» подкрепляется учебный материал, говорит сам за себя: В. Г. Белинский, К. С. Аксаков, И. Ф. Анненский, Андрей Белый, В. В. Набоков, Ю. М. Лотман, В. С. Непомнящий, Ю. Манн, Д. С. Лихачёв, Г. А. Гуковский, И. Золотусский, А. Генис, П. Вайль, Е. Н. Цимбаева и др. Таким образом, очевидно, насколько широко в УМК использован принцип дискуссион-ности: практически во всех разделах учебника и «Практикума» авторы сталкивают взгляды литературоведов на произведение, что позволяет школьникам увидеть множественность возможных прочтений и истолкований. По принципу дискуссионности выстроены, например, главы о «Горе от ума»: «Карикатуры и портреты: 25 глупцов?», «Странная комедия: странствия во времени». Тот же принцип множественности взглядов на персонажа используется в главах о «Слове о полку Игореве» (оценка поступка Игоря), о «Евгении Онегине» (Об Онегине), «Герое нашего времени» (о Печорине) и «Мертвых душах» (о помещиках и Чичикове). Кроме того, углубление интереса к предмету происходит за счет самостоятельной работы с критической литературой: после текста каждой монографической главы или раздела учебника девятиклассникам предлагается рубрика «Литература для дополнительного чтения»: список критических и литературоведческих текстов, дополняющих учебный материал. Список литературы для учителя ко всем темам включен в «Книгу для учителя».
Методический аппарат учебника обеспечивает овладение приемами отбора, анализа и синтеза информации на определенную тему, формирует навыки смыслового чтения и самостоятельной учебной деятельности. Структура заданий
учебника в целом такова: задания к тексту главы; задания к изучаемому произведению; задания творческого и исследовательского характера; задания, связанные с проектной деятельностью или написанием рефератов и исследований. Например, к главе «Гавриил Романович Державин» в учебнике предложены проверяющие сформированность предметных и метапредметных УУД задания.
1. Сделайте краткий обзор исторических событий и подготовьте краткие «портреты» исторических лиц, с которыми связана жизнь Державина. 2. Составьте таблицу жанров, в которых работал Державин. 3. Определите специфику держа-винских од и проведите исследование по самостоятельно разработанным критериям, позволяющее увидеть, чем они отличаются от од Ломоносова. 4. На смерть А. В. Суворова Державин написал стихотворение «Снигирь» (1800). Почти через два века поэт, лауреат Нобелевской премии И. А. Бродский (1940-1996) использовал его строфу и мотивы в стихотворении «На смерть Жукова» (1974). Прочитайте эти тексты (тексты включены в задание). Напишите исследование или реферат: «Два полководца — два поэта».
Практически во всех тематических блоках «Практикума» с целью контроля смыслового чтения девятиклассникам предлагается заполнить таблицы или матрицы цитатным материалом, записать результаты самостоятельного исследования и сделать выводы. Так, задание 2 «Практикума» к теме «Николай Васильевич Гоголь» содержит исследовательский компонент, синтезирует языковой и читательский опыт девятиклассников и предлагает ответить на проблемный вопрос с опорой на анализ прочитанного ранее:
Наверное, вы уже не раз замечали, что фразы, которые часто звучат вокруг нас, принадлежат перу Гоголя. Закончите известные цитаты из разных произведений писателя и вспомните, откуда они «вылетели».
- Есть еще порох в_
- Чему смеетесь?_
- С Пушкиным на дружеской _
- А подать сюда Ляпкина-_
- Брать борзыми_
- Легкость в мыслях_
- Пренеприятное известие: к нам едет_
Продолжите список ставших крылатыми гоголевских фраз:
Как вы думаете, почему авторство расхожей фразы о том, что в России «две беды — дураки и дороги», приписывают Гоголю? Аргументируйте свою точку зрения.
Выделение специальными значками вопросов и заданий разных типов и уровней сложности позволяет дифференцировать обучение внутри класса (Т — вопросы и задания к тексту главы учебника, теория; ! — творческое задание, П — вопросы задания к произведению; И — исследовательская работа; О — задания сопоставительного характера; * — задания повышенной сложности). К теме «Александр Сергеевич Пушкин» предложены среди прочих такие задания:
Т — 1. Какими историческими и биографическими обстоятельствами продиктованы пушкинские строки: «Нам целый мир чужбина / Отечество нам Царское Село»? <...> 8. Что такое слова-сигналы? Какие слова-сигналы использованы в пушкинской вольнолюбивой лирике?
П — <...> Каков основной конфликт поэмы «Цыганы»? Чем воля Алеко отличается от цыганской вольности?! — Какую тему пушкинской лирики С. Л. Франк считал основной? Назовите стихи, которые ей в наибольшей степени соответствуют. Попробуйте найти произведения, которые ее уточняют или отрицают. <... >
И — Прочитайте стихотворение Д. Самойлова «Дом-музей» (далее приводится текст стихотворения). Какие детали стихотворения соответствуют пушкинской биографии, а какие ей противоречат? Можно ли считать Пушкина прототипом старого поэта? Почему имя поэта в стихотворении не названо? Каково отношение поэта ХХ века к своему предшественнику?
* — Перечитайте описание гостей на именинах Татьяны («Гвоздин, хозяин превосходный, // Владелец нищих мужиков...»), Зарецкого («Теперь же добрый и простой // Отец семейства холостой»), представителей московского света («Все тот же шпиц и тот же муж») и др. Сочините свои эпиграммы на гостей Фамусова (А. С. Грибоедов «Горе от ума») или персонажей комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Можете проиллюстрировать эпиграммы.
^^^ [русская словесность в школе]
Такого рода визуальная дифференциация типов, структуры и уровня сложности заданий позволяет осуществить структурирование, обобщение, синтез учебной информации.
Методический аппарат учебника и «Практикума» также формирует критическое мышление, способность аргументированно высказывать свою точку зрения. Например, к вступительной главе «История и поэзия: кто — кого?» предлагается вопрос, позволяющий установить связи истории и литературы:
1. Какие известные вам исторические события нашли отражение в русской литературе у Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Толстого, писателей ХХ века?; далее — задание эвристического характера: 2. Можно ли найти на географической карте России и мира места, описанные в произведениях литературы, кроме тек, которые названы Э. Казакевичем?;
далее — аналитического:
3. Как вы понимаете пушкинское изречение «История народа принадлежит поэту»?;
и затем — пропедевтического, связанного с технологией критического мышления, требующего выдвижения гипотезы:
4. У современных историков и писателей существует понятие альтернативная история. Как вы думаете, что оно значит? Можете ли вы привести примеры таких исторических теорий или литературных произведений?
В главу «Вечные образы: словарь культуры» включены задания, позволяющие установить параллели между прошлым и современностью:
... 3. Перечитайте помещенное в конце раздела о Данте стихотворение Н. А. Заболоцкого. Объясните финальную строку «Но и Равенна мне не помогла», опираясь на текст стихотворения. 4. В стихотворении О. Э. Мандельштама «И Шуберт на воде, и Моцарт в птичьем гаме...» («Восьмистишия», 7) встречается определение «Гамлет, мысливший пугливыми шагами». Раскройте смысл этой метафоры. Имеет ли она отношение к шекспировскому герою? Сформулируйте и докажите текстом трагедии свои гипотезы.
Задания нацелены на осмысление культурных перекличек разных эпох. Такой тип постро-
ения методического аппарата способствует литературному развитию школьников и углублению интереса к предмету.
Для каждой темы программы 9 класса разработана система групповых и индивидуальных заданий, а также заданий по выбору учащихся. Например, представленные в «Практикуме» фронтальные задания по выбору:
Выполните одно из заданий по вашему выбору. 1. Нарисуйте пушкинский художественный мир таким, каким вы его представляете*. 2. Найдите в словарях определения понятий «свобода, воля, вольность, самодержавие, самовластье». Составьте «пушкинский» словарь-комментарий вольнолюбивой лирики, включите в него в качестве иллюстраций к словарным статьям цитаты из стихотворений поэта. Индивидуальные задания по выбору (примеры заданий к теме «Александр Сергеевич Пушкин»): 1. Перечитайте оду «Вольность». Проанализируйте словоупотребление понятий «самовластье» и «закон» в тексте оды. Подготовьте ответ на вопрос: что является адресатом критики поэта — самодержавие или самовластье? Каков политический идеал поэта, отраженный в оде? Аргументируйте свое мнение. 2. Перечитайте стихотворение «Деревня». Предположите, что могло понравиться в стихотворении императору Александру I. Объясните роль антитезы в стихотворении. Почему «Деревня» завершается не утверждением торжества свободы, а вопросом?
Таким образом, вопросы и задания учебника, «Книги для учителя» и «Практикума» объединены общей стратегией обучения, учитывают индивидуальные интересы и склонности учащихся, способствуют воспитанию эстетического вкуса и культурных компетенций.
Особое место в учебнике, «Книге для учителя» и «Практикуме» отведено внешним ссылкам на образовательные и филологические ресурсы, в частности на Фундаментальную электронную библиотеку (www.feb-web.ru), сайты, посвященные творчеству писателей, признанные научным и педагогическим сообществом. Многие задания «Практикума» сопровождаются указанием на электронные ресурсы, которые служат источником информации для самостоятельной работы.
Например, задание 5 к «Слову о полку Игореве» сформулировано следующим образом:
«Как вам уже известно, авторов фольклорных произведений, как и автора «Слова...», назвать невозможно. Объясните разницу между причинами «безымянности» фольклорных текстов и «Слова...». Сделать выводы вам поможет материал статьи учебника «Литература: от горухщи до «Мёртвых душ», а также информация на сайтах: ИМ:р:/фЬ-web.ru — Фундаментальная электронная библиотека: русская литература и фольклор; ь.Щ://Шь. rin.ru — Библиотека «Золотой фонд мировой литературы»; http://www.gumer.info — Библиотека Гумер — гуманитарные науки; http://www.philology. ru/default.htm — Русский филологический портал». Осуществите поиск материала на ресурсах по ключевым словам.
Задания учебно-методического комплекта способствуют также общекультурному росту девятиклассников. Так, например, вопросы и задания учебника к маленькой трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» позволяют увидеть связь разных культурных эпох и актуализировать важнейшие вопросы человеческого бытия как личностно значимые для детей:
На каком основании С. Н. Булгаков сравнил «Моцарта и Сальери» с диалогами Платона? Как пушкинские герои соотносятся с историческими прототипами?Какие философские вопросы поставлены в «Моцарте и Сальери»? Как они решаются? Верна ли, с вашей точки зрения, пушкинская формула «гений и злодейство две вещи несовместные»?
Необходимость нравственно-этической оценки героев и событий, представленных в произведениях программы 9 класса, гармонично сочетается с выявлением эстетического значения художественных текстов, воспитанием бережного отношения к слову. Многие задания помогают детям обогатить и активизировать словарный запас, развить устную и письменную речь, воображение, расширить читательский кругозор. Так, в частности, в большинстве заданий «Практикума» предлагается выполнить комментирование, провести словарную работу, например:
Прочитайте «Послужной список Грибоедова за 1829 год», составленный в связи с его назначени-
ем полномочным министром (Вазир-Мухтаром) в Персии. <...> Сведений о какой сфере деятельности Грибоедова не содержится в «Послужном списке» и почему? Свое суждение аргументируйте, обратившись к материалам учебника. Прокомментируйте чины А. С. Грибоедова по модели: Корнет — по «Табели о рангах» военный чин XIII класса, соответствует гражданскому (статскому, то есть штатскому) чину провинциального секретаря. Губернский секретарь — по «Табели о рангах» статский чин XII класса — соответствует военному чину подпоручика. Титулярный советник — ... Узнайте и запишите, за какие конкретные заслуги Грибоедов получал повышение по службе. В русской литературе XIX века, кроме А. С. Грибоедова, был еще один знаменитый поэт-дипломат. Назовите его имя.
Предложенная форма учебного задания позволяет произвести диагностику исследовательских умений, а именно поиска, отбора, систематизации материала, оптимизации форм его представления и т. п. Многие задания снабжены указаниями: «Аргументируйте свою точку зрения», «Объясните свой выбор» и т. п.. Например, в главе «Василий Андреевич Жуковский»:
Какую роль в лирике Жуковского мотив невыразимого? Сравните два взгляда на проблему: «Хотим прекрасное в полете удержать, / Ненареченному хотим названье дать — / И обессиленно безмолвствует искусство!» (В. А. Жуковский. «Невыразимое», 1819). — «Бывало, я был к себе неумолим и просиживал ночи за пятью строками. Из того времени я вынес убеждение, что нет такой мысли, которую человек не мог бы себя заставить выразить ясно и убедительно для другого, и всегда досадую, когда встречаю фразу: „нет слов выразить" и т. п. Вздор! Слово всегда есть, да ум наш ленив...» (Н. А. Некрасов — Л. Н. Толстому, 5 (17) мая 1857 г.). Кто, с вашей точки зрения, прав в этом заочном споре? Как он определяется временем и художественным методом? Назовите писателей, которые могли бы стоять на позиции Жуковского или поддержать точку зрения Некрасова.
Игровые технологии также эффективно работают на уроке, например:
Задание 9. Групповые задания. Прочитайте комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума» и подготовьте пять вопросов к викторине на знание текста пьесы. Группа 1: «Кто это говорит?»; Группа 2:
«О ком это говорится?»; Группа 3: «Кто и почему говорит о Москве?»; Группа 4: «Назовите внесцени-ческий персонаж, который... (укажите действие, поступок, реплику, которые помогут узнать действующее лицо)»; Группа 5: «Какой персонаж комедии (укажите действие, поступок, которые помогут узнать действующее лицо)»?; Группа 6: «Из чьих уст вылетела крылатая фраза?»
Сопровождающие многие темы программы видео- и аудиоматериалы способствуют развитию воссоздающего и творческого воображения. Так, изучение творчества М. Ю. Лермонтова начинается с просмотра фрагмента фильма С. Соловьева «Сто дней после детства» (1975) (эпизод «Кто есть кто? Первый день»); в методическое пособие для учителя включены задания на сопоставление интерпретаций стихотворения «Смерть поэта» в исполнении Владимира Яхонтова, Олега Даля, Михаила Козакова, а также прослушивание и обсуждение песни В. Цоя «Последний герой»; просмотр и анализ сцены дуэли из телеспектакля «Страницы журнала Печорина» (реж. А.Эфрос, 1975). Конечной целью освоения каждой темы курса становится самостоятельное создание учащимися оригинальных текстов разных жанров: отзывов, эссе, анализов текста, сценариев, критических статей, словарей или памяток, сочинений-рассуждений и т. п., осуществление проектов, оценивание результатов которых может проходить в форме конференции или презентации и предлагать как само-, так и взаимооценивание результатов деятельности участников проекта.
Кроме того, в процессе использования УМК могут быть оценены достижения в ходе индивидуальной учебной работы, сотрудничества в парах или группах; умение разрабатывать и проводить мониторинг по проблеме. Так, при подготовке к уроку по роману «Евгений Онегин» в «Книге для учителя» предлагаются задания:
Группа 3. Разработайте анкету и проведите анкетирование родителей, предложив им вопросы о героях романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Составьте вопросы, позволяющие выявить оценку поступков героев, отношение к ним читателей старшего поколения — родителей. Группа 4. Разработайте анкету и проведите анкетирование учителей, предложив им вопросы о героях романа
А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Составьте вопросы, позволяющие выявить оценку поступков героев, отношение к ним читателей старшего поколения — учителей.
Итоги выполнения заданий используются на уроке по теме «Роман героев: парадоксы любви» для организации дискуссии о судьбах персонажей с привлечением результатов анкетирования родителей и учителей, проведенного девятиклассниками.
Учебник, как и УМК в целом, содержит задания для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности. В качестве одной из форм итогового контроля в учебнике используется написание реферата, исследования, участие в проекте. Эти формы представлены последовательно во всех разделах учебника и в методическом сопровождении после каждой изученной темы. Широкий спектр предлагаемых девятиклассникам тем рефератов, проектов и исследований позволяет им осуществить выбор в рамках изучаемой темы, ориентироваться на свои интересы и способности. К жанру реферата отсылают в учебнике, в частности, задания:
1. «Вечернее размышление о Божьем величестве» начинает ряд космических стихов русской поэзии. Прочитайте тематически похожие стихотворения «Видение» (1829) Ф. И. Тютчева, «На стоге сена ночью южной...» (1857) А. А. Фета, «Когда вдали угаснет свет дневной...» (1948) Н. А. Заболоцкого, «Ночь» (1956) Б. Л. Пастернака. Напишите реферат «Космология в русской поэзии». 2. Сравните несколько поэтических переводов «Плача... » Напишите исследование или реферат «Поэтика «Плача Ярославны».
В «Практикуме» темы проектов приводятся после каждой темы под рубрикой «Проектная деятельность», например, после изучения творчества А. С. Пушкина даны следующие темы проектов.
Практикоориентированные проекты
Создание сборника «Авторские афоризмы в «Евгении Онегине»: бытовые и философские афоризмы». Написание предисловия и комментариев; Создание литературного сборника «„Евгений Онегин" в подражаниях и пародиях»: М. И. Воскресенский, М. Ю. Лермонтов, М. А. Ста-
хович, Д. Д. Минаев, М. А. Волошин, С. М. Соловьев, Вяч. И. Иванов, Ю. Балтрушайтис, Г. А. Шенгели, И. Северянин и др. Написание предисловия и комментариев к сборнику; Подготовка научной конференции по философской (любовной, дружеской, вольнолюбивой) лирике Пушкина. Задания к проекту «Научная конференция по философской лирике Пушкина» даны в Практикуме (Практикум. А. С. Пушкин. Лирика. Цыганы. Маленькие трагедии. Задание 45); Выпуск литературной газеты или журнала («Друзья Пушкина», «Пушкин в Крыму и на Кавказе» и т. п.); Подготовка заочной (виртуальной) экскурсии («Пушкин в Михайловском», «Пушкин в Петербурге», «Пушкин в Москве» и т. п.).
Исследовательские проекты
«Дуэли и дуэлянты в произведениях А. С. Пушкина». Создание словаря литературных персонажей; «„Евгений Онегин" как роман о стихах» (о некоторых жанровых включениях романа в стихах А. С. Пушкина); «„Метель" А. С. Пушкина и „Метель"В. А. Соллогуба: подражание или полемика?»; «Русский человек на rendez-vous» (А. С. Пушкин «Евгений Онегин», М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», И. А. Гончаров «Обломов», И. С. Тургенев «Ася», «Рудин», А. П. Чехов «Дом с мезонином»); «Сопоставление произведений, близких по теме («Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» А. С. Пушкина и «Памятник» Г. Р. Державина, «К морю» А. С. Пушкина и «Море» В. А. Жуковского и т. п.)»; «Эпиграфы „Евгения Онегина": источники и смысл»; Отзыв о переводе одного из произведений Пушкина на иностранный язык.
Творческие проекты
Подготовка и исполнение литературно-музыкальной композиции «В мире пушкинских произведений». Составление сборника (диска) музыкальных интерпретаций произведений А. С. Пушкина (романсы «Не пой, красавица, при мне...», «Я помню чудное мгновенье...», отрывки из опер П. И. Чайковского «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», М. И. Глинки «Руслан и Людмила», С. В. Рахманинова «Алеко» и др.). Написание предисловия к диску.
Подводя итоги, можно отметить, что обучение по УМК для 9 класса под ред. И. Н. Сухих дает школьникам новые возможности «общения» с литературой: прежде всего это владение приемами взаимодействия с текстом любого стиля и жанра, с художественным произведением (шире — с произведением искусства вообще), так
как основано это взаимодействие на современных подходах к анализу произведения.
ПРИМЕЧАНИЕ
* В основу содержания и структуры УМК для 9 класса положена программа «Литература: программа для 5-9 классов общеобразовательных учреждений: основное общее образование / [Т. В. Рыжкова, И. Н. Сухих, Ю. В. Малкова и др.]; под ред. И. Н. Сухих. М.: Издательский центр «Академия», 2012. Программа реализуется на базе учебно-методического комплекта, включающего: учебник, книгу для учителя (методическое пособие), практикум для учащихся и электронное приложение к учебнику. Состав учебно-методического комплекта для 9 класса. Учебник: Сухих И. Н. Литература. 9 класс (базовый уровень): В 2 ч. М.: Издательский центр «Академия»; Филологический ф-т СПбГУ, 2013. Наименование учебника соответствует наименованию учебного предмета «Литература» федерального государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования. Практикум для учащихся: Белокурова С. П., Дорофеева М. Г., Ежова И. В. и др. Литература. 9 класс (базовый уровень): Практикум: среднее (полное) общее образование / Под ред. С. П. Белокуровой, И. Н. Сухих. М.: Издательский центр «Академия», 2014; Методическое пособие: Белокурова С. П., Дорофеева М. Г., Ежова И. В. и др. Литература. 9 класс (базовый уровень): Книга для учителя: среднее (полное) общее образование / Под ред. С. П. Белокуровой, И. Н. Сухих. М.: Издательский центр «Академия», 2014 (Книга для учителя с методическими рекомендациями и поурочным планированием). Электронное приложение к учебнику: учебное электронное издание, включающее гипертекстовые и мультимедийные материалы, предназначенные для использования совместно с учебником.