произошла необходимость в следующей работе по улучшению представлений младших о нравственных категориях. Однако необходимо проводить направленную работу, на ликвидацию разрыва между их нравственными качествами и особенностями поведения в повседневной жизни, а также систематическое педагогическое подкрепление.
Литература:
1. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998. - 80 с.
2. Бондаревская Е.В. Теория и практика личност-но-ориентированного образования. - Ростов-на-Д.: Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 2000. - 352 с.
3. Виноградов Г.С. Детский фольклор. (Публ. А.Н. Мар-тыновой) // Из истории русской фольклористики / отв. ред. А. А. Горелов. - Л.: 1978. -С. 158-188.
4. Выготский Л.С. Словарь Л.С. Выготского / под ред. A.A. Леонтьева. - М.: Смысл, 2007.
5. Капица О.И. Детский фольклор: Песни, потешки, дразнилки, сказки, игры. - Л., 1928. [Электронный ресурс] - URL:https://profilib.net/chtenie/81083/ fedor-kapitsa-russkiy-detskiy-folklor-uchebnoe-posobie.php (дата обращения: 18.01.2017).
6. Мельникова Н.В., Овчарова Р.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника : монография. - СПб. : Амалтея, 2008. - 336 с.
7. Мясищев В.Н. Психология отношений. - Воронеж, 1998.-362 с.
8. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть: Русский детский игровой фольклор: Кн. для учителя и учащихся / сост. М.Ю. Новицкая, Г.М. На-уменко. - М., 1995.
9. Рожков М.И. Теория и методика воспитания. -M. : ВАКО, 2004.
Ю.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -СПб. : Питер, 2006. - 713с. : ил. (Серия "Мастера психологии").
11.Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - М. : Педагогика, 1989. - 288 с.
12.Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании //Собр. пед. соч. Т. 1. - СПб., 1909.
13.Фромм Э. Психоанализ и этика. - М. : Республика, 1993. - 415 с.
14.Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. - М. : Пед. о-во России, 2001. 15.Эльконин Д.Б. Детская психология. - М. : Академия, 2004. - 384 с.
EDUCATION OF GOODWILL AND PREVENTION OF AGGRESSION: INTEGRATION OF PROCESSES
Dmitriyeva Elena Viktorovna, Postgraduate student, teacher-psychologist, High Comprehensive School № 520 of
Koipino district, St. Petersburg
in article the problem of the solution of contradictions between processes of education of the personality (formation and development of socially significant personal qualities) and prevention of personal disruptiveness (the prevention and prevention of manifestation of asocial personal qualities) is considered. On the basis of the principle of a dichotomy the concepts "goodwill" and "aggression" are correlated. The new structure of goodwill as sets of the following qualities is offered and proved: dobrotvorchestvo (understanding and acceptance of Good as vital value, aspiration to Dobrotvorchestvu); mercies (aspiration to help to the people who appeared in a difficult life situation understanding of need); justice (aspiration to creation of the relations with world around on the basis of respecting the rule of law, an order and equality); credibility (understanding of the importance, efficiency and safety of interaction with world around and process Dobrotvorchestva). The author's view of structure of aggression as complex of negative personal qualities (evil intention, cruelty, egoism, hostility) is offered and relevance of integration of problems of education of goodwill and prevention of aggression that allows to optimize pedagogical efforts, to overcome the existing contradictions between educational work and preventive activity is proved. The offered integrative model of education of goodwill and prevention of aggression has innovative character and can be used in educational process.
Keywords: goodwill education; aggression prevention; dobrotvorchestvo-evil intention; mercy - cruelty; justice egoism; credibility - hostility.
ВОСПИТАНИЕДОБРОЖЕЛА ТЕЛЬНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОСТИ: ИНТЕГРАЦИЯ ПРОЦЕССОВ
В статье рассматривается проблема решения противоречий между процессами воспитания личности (формирование и развитие социально значимых личностных качеств) и профилактики личностной деструктивности (предупреждение и профилактика проявления асоциальных личностных качеств). На основе принципа дихотомии соотнесены понятия "доброжелательность" и "агрессивность". Предложена и обоснована новая структура доброжелательности как совокупности следующих качеств: добротворчества (понимание и принятие Добра как жизненной ценности, стремление к Добротворчеству); милосердия (стремление помочь к людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации понимании необходимости); справедливости (стремление к постро-
УДК 371.4 ВАК РФ 13.00.01
©Дмитриева Е.В., 2018
ДМИТРИЕВА Елена Викторовна, соискатель, педагог-психолог, Средняя общеобразова тельная школа № 520 Колпинского района, Санкт-Петербург elen -dmitrie va&maii. ru
ению отношений с окружающим миром на основе соблюдения законности, порядка и равноправия); доверительности (понимание значимости, продуктивности и безопасности взаимодействия с окружающим миром и процесса Добротворчества). Предложен авторский взгляд на структуру агрессивности как комплекса негативных личностных качеств (злонамеренность, жестокость, эгоизм, враждебность) и доказана актуальность интеграции задач воспитания доброжелательности и профилактики агрессивности, что позволяет оптимизировать педагогические усилия, преодолеть существующие противоречия между воспитательной работой и профилактической деятельностью. Предложенная интегративная модель воспитания доброжелательности и профилактики агрессивности носит инновационный характер и может быть использована в образовательном процессе.
Ключевые слова: воспитание доброжелательности, профилактика агрессивности; добротворчество - злонамеренность; милосердие - жестокость; справедливость - эгоизм; доверительность - враждебность.
В психолого-педагогической науке и практике при анализе личностных качеств человека часто используется метод дихотомии, когда позитивное личностное качество противопоставляется негативному. В качестве примера, проанализируем дихотомию личностных качеств: доброжелательность-агрессивность. С учетом такого противопоставления можно выделить два дополняющих друг друга процесса: воспитание доброжелательности и профилактика агрессивности. Анализ теоретических исследований и практики реализации данных процессов показал:
- наличие научного интереса к исследованию сущностных характеристик воспитания доброжелательности и профилактики агрессивности и большой объем практической реализации данных процессов;
- несогласованность и противоречивость осуществления на практике воспитания доброжелательности и профилактики агрессивности;
- отсутствие единой трактовки сущности данных процессов.
Выявленные проблемы позволили нам определить цель исследования: проанализировать возможности интеграции воспитания доброжелательности и профилактики агрессивности. В педагогической науке не сложилось единого научного подхода к определению понятия "доброжелательность". В рамках нашего исследования доброжелательность рассматривается как особое личностное качество, показателями которого являются проявление дружелюбия, заботы и внимания, сострадания, отзывчивости, эмпатии.
Н.С. Нажалова отмечает, что "доброжелательность является стержневым качеством нравственной культуры детей в подростковом возрасте и выражается в отзывчивости, сочувствии, сострадании, милосердии и справедливости" [5, с.11]. М.Н. Сокольникова под доброжелательными отношениями понимает "общую положительно-эмоциональную направленность поведения ребенка в его взаимоотношениях со сверстниками, проявляющуюся в умении сочувствовать, понимать состояние детей, готовности оказывать помощь и вступать во взаимодействие со сверстниками в совместной двигательной деятельности" [7, с.7]. Т. И. Ерофеева рассматривает доброжелательность как "необходимую основу, на которой может развиваться устойчивое положительное отношение к окружающим" [1, с. 12].
Проведенный нами теоретический анализ позволяет рассматривать доброжелательность как интегративное личностное качество, определяющее стремление к осуществлению жизнедеятельности на
основе ценности Добра (добрые дела и доброжелательные отношения) и включающее в себя совокупность следующих качеств:
-добротворчества (понимание и принятие Добра как жизненной ценности, стремление к Добротворчеству);
- милосердия (стремление помочь клюдям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации понимании необходимости);
- справедливости (стремление к построению отношений с окружающим миром на основе соблюдения законности, порядка и равноправия);
- доверительности (понимание значимости, продуктивности и безопасности взаимодействия с окружающим миром и процесса Добротворчества).
Уточнение содержания доброжелательности какличностного качества позволяет проанализировать противоположное ему качество "агрессивность" и определить его содержание. Агрессивность определяется как устойчивая черта личности, определяющая стремление и готовность к агрессивному поведению. A.C. Коповой рассматривает агрессивное поведение как "отклонение от социальных норм, в основе которого лежит нарушение социального развития личности и которое характеризуется разной степенью деформации системы внутренней поведенческой регуляции субъекта социализации (установок, ценностно-нормативных представлений, социального статуса, референтных ориентаций)" [4, с. 21].
М.А Ковальчук, A.B. Ковальчук, А.М Ходырев рассматривают педагогическую коррекцию агрессивного поведения подростков, как "процесс помощи ребенку, связанный с устранением десоциализирующих влияний со стороны ближайшего окружения, вызывающих проявление агрессивности с определенным постоянством в различных ситуациях и деструктивные действия со стороны ребенка, целью которых является нанесение вреда или оскорбления окружающим" [3, с. 37]. С учетом выявленных составляющих доброжелательности (добротворчество, милосердие, справедливость, доверительность) на основе принципа дихотомии выделим составляющие агрессивности.
В качестве противоположного добротворчеству личностного качества выделим злонамеренность (дихотомия творить добро - порождать Зло) как личностное качество, как стремление к разрушению окружающего мира. Про таких принято говорить: зол на весь мир. Одним из проявлений злонамеренности че-
ловека является вандализм, определяемый А.П. Русаковым как "преступление агрессивного характера, входе которыхуничтожается или повреждается чужое имущество, природные или электронно-информационные объекты, духовные и культурные ценности" [6, с. 14]. Среди проявлений злонамеренности также выделяют драчливость, проявление насилия, унижение. Особо следует выделить злонамеренность как основу экстремизма и терроризма. Профилактика злонамеренности начинается с изменения взглядов воспитанника на мир и отказа от нанесения зла и ущерба этому миру.
В качестве противоположного милосердию личностного качества выделим жестокость как личностную черту, определяющую стремление к причинению страданий, мучений людям или животным, выражающееся в действиях, бездействии, словах, а также фантазировании соответствующего содержания (В.В. Гульдан и Ю.М. Ан-тонян). Воспитанники проявляют негативное отношение к окружающим, демонстрируют повышенную конфликтность, не прощают "слабости", обижают и преследуют окружающих. В основе жестокости лежат: отсутствие жалости, неспособность к сопереживанию и состраданию; фанатизм; садизм; маниакальный аффект, глубокая депрессия. Профилактика жестокости предполагает коррекцию эмоционально-чувственной сферы ребенка, пробуждению любви к составляющим окружающего мира, проявление милосердия к ребенку со стороны окружающих. В психологии разработан целый спектр игр и тренингов профилактики проявлений жестокости.
Противоположным справедливости личностным качеством является эгоизм, в основе которого лежит желание считать себя выше других людей. Эгоизм порождает несправедливость, неравенство, высокомерие, обидчивость, подозрительность, мнительность, опасливость. Окружающий мир и жизненные обстоятельства становятся в глазах такого человека причиной всех его проблем и неприятностей. Эгоизм, характеризует заботу человека лишь о собственном благе и преимуществе. Эгоист склонен нарушать установленные правила, использовать других или даже наносить им вред с целью осуществления своих желаний. Профилактика эгоизма осуществляется в процессе совместной работы по решению конкретной проблемы или созданию определенного продукта. В процессе решения данной проблемы используются следующие средства: построение отношений с подростками на ос-
ЪС
I
LU
u
UJ
<
CI UJ
44
нове принципа справедливости, совместный анализ и рефлексия конфликтных ситуаций, развитие рефлексивных способностей воспитанников. Игровые технологии способствуют созданию системы управления, построенной на принципе справедливости. С позиции справедливости и равенства строится изучение законов, норм и правил. Особое внимание уделяется выстраиванию справедливых отношений в семье и школе.
В качестве противоположного доверительности личностного качества выделим враждебность как склонность интенсивно и длительно, открыто или скрытым образом проявлять негативные чувства, эмоции к людям, которые воспринимаются в качестве врагов, демонстрировать готовность и желание причинить им зло. В. А. Жмуров определяет враждебность как "качество личности индивида воспринимать нейтрально или доброжелательно настроенных к нему людей своими личными врагами, лицами, представляющими непосредственную угрозу собственной безопасности, без объективных на это оснований" [2, с. 143]. Враждебность порождает неуверенность в своих действиях и недоверие к окружающим. В процессе профилактики враждебности используются следующие средства: тренинги развития уверенности, поддержка инициатив и самостоятельности подростков, организация творческой деятельности. Особо эффективными становятся игровые технологии, с помощью которых создается особый мир, в котором в основе отношений лежит доверие.
Таким образом, интеграция задач воспитания доброжелательности как комплекса позитивных личностных качеств (добротворчество, милосердие, справедливость, доверительность) и профилактики агрессивности как комплекса негативных личностных качеств (злонамеренность, жестокость, эгоизм, враждебность) позволяет оптимизировать педагогические усилия, преодолеть существующие противоречия между воспитательной работой и профилактической деятельности. Интеграция задач воспитания доброжелательности и профилактики агрессивности обеспечивается в процессе осуществления следующей последовательности действий:
- Диагностика соотношения доброжелательности и агрессивности в личности воспитанника: выявление индивидуальных особенностей и создание личностного портрета на основе оценки следующих дихотомических пар личностных качеств добротворчество-злонамеренность, милосердие - жестокость, спра-
ведливость-эгоизм, доверительность - враждебность.
- Мотивация и проектирование жизнедеятельности воспитанников: оказание помощи в проектировании жизненных целей и способов их достижения на основе ценности Добра.
- Включение воспитанников в различные виды созидательной деятельности, способствующей развитию добротворчества, милосердия, справедливости, доверительности.
- Коррекция негативных личностных качеств (злонамеренность, жестокость, эгоизм, враждебность), определяющих проявление агрессивности воспитанника: поиск индивидуальных средств решения, возникающих в процессе реализации жизненных целей, проблем и затруднений.
- Анализ личностных изменений воспитанников в дихотомии: доброжелательность -агрессивность: педагогическая поддержка рефлексии воспитанниками подростком жизнедеятельности на основе ценности Добра (добрые дела и доброжелательные отношения).
Каждый из предложенных этапов осуществляется в рамках конкретной формы групповой и индивидуальной работы с воспитанниками.
Использование в практической педагогической деятельности данного алгоритма действий оказалось эффективным, а интеграция задач воспитания доброжелательности и профилактики агрессивности позволила существенно повысить результативность воспитательной деятельности. Опыт показал, что наличие у воспитанников ярковыраженных негативных личностных качеств злонамеренность, жестокость, эгоизм, враждебность) тре-буетувеличения объема индивидуальной профилактической работы психотерапевтической и социально-педагогической направленности.
Литература:
1. Ерофеева Т.И. Педагогические условия формирования доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук /Т.И. Ерофеева НИИ дошк. воспитания АПН СССР. - М.: [б.и.], 1986. - 16 с.
2. Жмуров В.А. Психиатрия детско-подростково-го возраста. - Медицинская книга, 2016. - 550 с.
3. Ковальчук М.А., Ковальчук A.B., Ходырев A.M. Профилактика и коррекция девиантного поведения в детской среде : монография. - Ярославль : Я ГПУ, 2005.
4. Коповой A.C. Агрессивное поведение подростков : монография / A.C. Коповой. - Саратов : Слово, 2005.- 109 с.
5. Нажалова Н. С. Педагогические условия формирования доброжелательных отношений подростков : автореф. дис.... канд. пед. наук / Н. С. Нажало-
ва; Дагестанский гос. пед. ун-т. - Махачкала: [б.и.], 2015.-22 с.
б. Русаков А. П.. Квалификация вандализма (метод. рекомендации) / А.П. Русаков; М-во внутр. дел Рос. Федерации. Гос. учреждение "Всерос. науч. -исслед. ин-т". - М.: Всерос. науч.-исслед. ин-т МВД России, 2002.- 17 с.
7. Сокольникова М.Н. Воспитание доброжелательных отношений у старших дошкольников на физкультурных занятиях : автореф. дис. ... канд. пед. наук / М.Н. Сокольникова; РГПУ им. А.И. Герцена. -СПб. :[б.и.], 1998. - 19 с.
THE ROLE OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN FORMATION OF COMPETENCE OF GRADUATES OF TECHNICAL UNIVERSITIES
Evsikova Almira Islamovna, Senior Lecturer, Saint-Petersburg State University of Civil Aviation, Saint-Petersburg
This article describes the specific use of certain pedagogical technologies in the educational process of a technical College. The author touched upon the conformity of formation of professionally significant competence of technical University students ' modern requirements for the competence of graduates to the labor market. The study aimed to estimate the contribution of various pedagogical technologies in formation of competence of graduates of technical University, the author came to the conclusion that despite the fact that each of the technologies has a number of advantages due to the scheme the most optimal combination of educational purposes and the degree of in formativeness of their achievement, none of the presented technology does not contribute to the achievement of educational objectives in full, especially as regards modules functional and technical disciplines.
Keywords: competence; pedagogical technology; technical University; the requirements of the labour market; the students.
РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ УДК378.005
В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВАК РФ 13.00.08
ВЫПУСКНИКОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
В данной статье рассмотрены специфические использования отдельных педа- © Евсикова А.И., 2018 готических технологий в условиях образовательного процесса технического вуза. Автором затронута тема соответствия формирования профессионально значимой компетентности студентов технического вуза современным требованиям, предъявляемых к компетентности выпускников с позиций современного рынка труда. В результате исследования, целью которого было определение вклада разнообразных педагогических технологий в формирование компетентности выпускников технического вуза, автор пришел к выводу о том, что, несмотря на то, что каждая из рассмотренных технологий обладает рядом достоинств, обусловленных схемой наиболее оптимального сочетания образовательных целей и степенью информативности их достижения, ни одна из представленных технологий не содействует достижению образовательных целей в полной мере, особенно в том, что касается модулей функциональных и технических учебных дисциплин.
Ключевые слова: компетентность; педагогическая технология; технический вуз; требования рынка труда; студенты.
Общеизвестный ныне термин "компетентность" охватывает самые различные стороны свойств и качеств личности [1]. На сегодняшний день проблемы компетентности будущего специалиста исследуются с разнообразных позиций, что обуславливает присутствие в её составе большого разнообразия сфер, в том числе когнитивной, операциональной, мотивационно-ценностной и т.д. [7]. Тема нашего исследования выбрана не случайно, так как кроме подходов к исследованию проблемы оценки компетентности, осуществляемых со стороны педагогов, важные требования к формируемой компетентности выпускников технического вуза предъявляются с позиций современного рынка труда, которые не противоречат педагогическому подходу и существующей схеме расщепления компетентности на ряд компетенций.
ЕВСИКОВА Альмира Исламовна, старший преподава тель, Санкт-Пе тербургский государственный университет гражданской авиации, Санкт-Петербург