Научная статья на тему 'Воспитание доброжелательности в системе духовно-нравственного развития личности'

Воспитание доброжелательности в системе духовно-нравственного развития личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
701
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT OF A PERSONALITY / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ / GOODWILL / DOING GOOD THINGS TO PEOPLE / МИЛОСЕРДИЕ / MERCY / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / JUSTICE / TRUSTFULNESS / ДОБРОТВОРЧЕСТВО / ДОВЕРЧИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриева Е.В.

В статье обосновано и рассмотрено воспитание доброжелательности как интегративного личностного качества, определяющего стремление к осуществлению жизнедеятельности на основе ценности Добра (добрые дела и доброжелательные отношения) и включающее в себя совокупность следующих качеств: добротворчества (понимание и принятие Добра как жизненной ценности, стремление к Добротворчеству); милосердия (стремление помочь к людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации понимании необходимости); справедливости (стремление к построению отношений с окружающим миром на основе соблюдения законности, порядка и равноправия); доверительности (понимание значимости, продуктивности и безопасности взаимодействия с окружающим миром и процесса Добротворчества).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF GOODWILL IN SYSTEM OF SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT OF A PERSONALITY

In the article goodwill education is proved and considered as the integrative personal quality, which defines aspiration to implementation of activity on the basis of good value (good deeds and benevolent relations) and includes set of the following qualities: kindness (understanding and acceptance of doing good as a vital value, aspiration to doing good things to people); mercies (aspiration to help people, who are in a difficult life situation understanding of need); justice (aspiration to creation of the relations with the world on the basis of respecting the rule of law, an order and equality); credibility (understanding of the importance, efficiency and safety of interaction with the world and the process of doing good).

Текст научной работы на тему «Воспитание доброжелательности в системе духовно-нравственного развития личности»

подготовка должна включать: углубленную предметную подготовку по циклу профилирующих для военных вузов дисциплин; специальную (военную) теоретическую подготовку; подготовку к эффективному обучению в вузе (развитие интеллектуальных умений, творческого мышления, самостоятельности, способности к саморазвитию и потребности в этом, компьютерной грамотности и т. п.) [10; 11 и др.];

- физическая подготовка - предполагает формирование физической готовности к учебе в военных вузах и к осуществлению военно-профессиональной деятельности; она должна включать как общую, так и специальную физическую подготовку [12 и др.]. В ее процессе необходимо: осуществлять развитие профессионально значимых двигательных способностей и физических качеств; повышать устойчивость организма к физическим нагрузкам и воздействию неблагоприятных факторов; содействовать военно-патриотическому и нравственному воспитанию учащихся; обучать основам физического самосовершенствования и самоконтроля.

- военная подготовка - должна включать теоретический и практический аспекты и может осуществляться в рамках морально-психологической (профессиональная направленность), интеллектуальной (специальные знания, умения и навыки) и физической (военно-прикладная физическая подготовка) довузовской подготовки.

Библиографический список

На наш взгляд, наиболее эффективно подготовка школьников к освоению военно-профессиональных образовательных программ сегодня может быть осуществлена в системе дополнительного образования. Социально-педагогический потенциал дополнительного образования заключается в усилении стартовых возможностей личности, содействии определению ее жизненных планов, в предметной ориентации в базисных видах деятельности с учетом интересов и способностей. При этом главный культурный смысл системы дополнительного образования состоит в том, что она обеспечивает и максимальное удовлетворение потребностей и интересов личности, и полное соответствие государственным и общественным требованиям к результатам подготовки. Это, учитывая все вышесказанное, позволяет предполагать возможность достижения следующих результатов довузовской подготовки школьников: осознанного стремления получить высшее военное образование; способности поступить и эффективно учиться в военном вузе; готовности качественно осуществлять военно-профессиональную деятельность по окончании учебного заведения. Эти пункты определены нами как основные задачи довузовской подготовки школьников к поступлению и учебе в военных вузах, обусловливающие содержание образовательного процесса.

1. Бабаева Н.М., Коротков С.А., Раков В.А.К вопросу о психологической службе в системе довузовского образования. Современный этап модернизации российского образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2004: 50 - 52.

2. Деянова Л.Г., Маркова О.Ю., Долженко Л.М. О роли довузовской подготовки в совершенствовании системы образования. Современный этап модернизации российского образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2004: 64 - 66.

3. Гусев В.В. Управление качеством подготовки военного специалиста: опыт системного моделирования: монография. В.В. Гусев. Орёл: ВИПС, 1997.

4. Алехин И.А. История военного образования в России XVIII - начала ХХ веков. И.А. Алехин. Право и образование. 2004; 6: 200 - 209.

5. Военная психология и педагогика: учебное пособие. Под редакцией П.А. Корчемного, Л.Г. Лаптева, В.Г. Михайловского. Москва, 1998.

6. Образцов П.И. Косухин В.М. Дидактика высшей военной школы: учебное пособие. Орёл, 2004.

7. Шевцов В.В. Перов А.Н. Формирование военно-профессиональной пригодности учащихся кадетских классов: состояние и перспективы. Современный этап модернизации российского образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2004: 103 - 105.

8. Фомин А.В. Типология курсантов военных вузов: мотивационный срез. Современные проблемы науки и образования. 2015; 2-1. Available at: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21179

9. Щербович В.А. Физическая подготовка граждан, находящихся в запасе, к военной службе по контрактую. Майкоп, 2005.

10. Алиев Ю.Б. Богин В.Г., Журавлев И.К. Прогностическая концепция целей и содержания образования. Москва, 1994.

11. Антонова С.Г. Информационная культура личности. Вопросы формирования. Высшее образование России. 1996; 2: 34 - 37.

12. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. Москва, 2000.

References

1. Babaeva N.M., Korotkov S.A., Rakov V.A.K voprosu o psihologicheskoj sluzhbe v sisteme dovuzovskogo obrazovaniya. Sovremennyj 'etap modernizaciirossijskogo obrazovaniya: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2004: 50 - 52.

2. Deyanova L.G., Markova O.Yu., Dolzhenko L.M. O roli dovuzovskoj podgotovki v sovershenstvovanii sistemy obrazovaniya. Sovremennyj 'etap modernizacii rossijskogo obrazovaniya: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2004: 64 - 66.

3. Gusev V.V. Upravlenie kachestvom podgotovki voennogo specialista: opyt sistemnogo modelirovaniya: monografiya. V.V. Gusev. Orel: VIPS, 1997.

4. Alehin I.A. Istoriya voennogo obrazovaniya v Rossii HVIII - nachala HH vekov. I.A. Alehin. Pravo i obrazovanie. 2004; 6: 200 - 209.

5. Voennaya psihologiya ipedagogika: uchebnoe posobie. Pod redakciej P.A. Korchemnogo, L.G. Lapteva, V.G. Mihajlovskogo. Moskva, 1998.

6. Obrazcov P.I. Kosuhin V.M. Didaktika vysshej voennoj shkoly uchebnoe posobie. Orel, 2004.

7. Shevcov V.V. Perov A.N. Formirovanie voenno-professional'noj prigodnosti uchaschihsya kadetskih klassov: sostoyanie i perspektivy. Sovremennyj 'etap modernizacii rossijskogo obrazovaniya: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2004: 103 - 105.

8. Fomin A.V. Tipologiya kursantov voennyh vuzov: motivacionnyj srez. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; 2-1. Available at: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21179

9. Scherbovich V.A. Fizicheskaya podgotovka grazhdan, nahodyaschihsya v zapase, k voennoj sluzhbe po kontraktuyu. Majkop, 2005.

10. Aliev Yu.B. Bogin V.G., Zhuravlev I.K. Prognosticheskaya koncepciya celejisoderzhaniya obrazovaniya. Moskva, 1994.

11. Antonova S.G. Informacionnaya kul'tura lichnosti. Voprosy formirovaniya. Vysshee obrazovanie Rossii. 1996; 2: 34 - 37.

12. Holodov Zh.K., Kuznecov V.S. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i sporta: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. Moskva, 2000.

Статья поступила в редакцию 20.11.17

УДК 371.4

Dmitriyeva E.V., teacher-psychologist, Public budgetary educational institution of high comprehensive school No. 520 of Kolpino

District of St. Petersburg (St. Petersburg, Russia), E-mail: elen-dmitrieva@mail.ru

EDUCATION OF GOODWILL IN SYSTEM OF SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT OF A PERSONALITY. In the article goodwill education is proved and considered as the integrative personal quality, which defines aspiration to implementation of activity on the basis of good value (good deeds and benevolent relations) and includes set of the following qualities: kindness (understanding and acceptance of doing good as a vital value, aspiration to doing good things to people); mercies (aspiration to help people, who are

in a difficult life situation understanding of need); justice (aspiration to creation of the relations with the world on the basis of respecting the rule of law, an order and equality); credibility (understanding of the importance, efficiency and safety of interaction with the world and the process of doing good).

Key words: spiritual and moral development of a personality, education, goodwill, doing good things to people, mercy, justice, trustfulness.

Е.В. Дмитриева, педагог-психолог, Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа № 520 Колпинского района Санкт-Петербурга, E-mail: elen-dmitrieva@mail.ru

ВОСПИТАНИЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

В статье обосновано и рассмотрено воспитание доброжелательности как интегративного личностного качества, определяющего стремление к осуществлению жизнедеятельности на основе ценности Добра (добрые дела и доброжелательные отношения) и включающее в себя совокупность следующих качеств: добротворчества (понимание и принятие Добра как жизненной ценности, стремление к Добротворчеству); милосердия (стремление помочь к людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации понимании необходимости); справедливости (стремление к построению отношений с окружающим миром на основе соблюдения законности, порядка и равноправия); доверительности (понимание значимости, продуктивности и безопасности взаимодействия с окружающим миром и процесса Добротворчества).

Ключевые слова: духовно-нравственное развитие личности, воспитание, доброжелательность, добротворчество, милосердие, справедливость, доверчивость.

В Законе «Об образовании в РФ» (2012) определены следующие цели образования «интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и профессиональное развития человека» [1, с. 4 ]. В Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России духовно-нравственное развитие личности определяется как «осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом» [2, с. 6]. Духовно-нравственное воспитание, в соответствии с требованиями ФГОС, осуществляется как педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся следующих базовых национальных ценностей: «патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество» [2, с. 11].

В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» выделена другая система ценностей: «человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством» [3, с. 2].

Анализ современных педагогических исследований (Е.В. Бондаревская, М.В. Захарченко, В.И. Слободчиков, Т.И. Петракова, П.И Подласый) в области духовно-нравственного развития личности показал наличие проблемы выбора базовых нравственных идеалов и ценностей. Е.В. Бондаревская определяет духовно-нравственное развитие личности - «овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы нравственных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга и др.), способности делать выбор между добром и злом, измерять гуманистическими критериями свои поступки и поведение» [4, с. 37]. П.И Подласый. раскрывает понятие «нравственное воспитание» как «целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали» [5. с. 163]. Это позволяет утверждать, что приобщение ребенка к определенной нравственной ценности проявляется в формировании и развитии определенного личностного качества.

Следует отметить, что в системе духовно - нравственного развития недостаточно внимания уделяется воспитанию доброжелательности, которое принципиально отличается от воспитания нравственности. Это позволяет поставить цель научного исследования: анализ и определение доброжелательности как личностного качества, определяющего степень усвоения и принятия ребенком ценности Добра.

Исследователи выделяют несколько подходов к определению понятия «доброжелательность». Н.С. Нажалова отмечает, что «доброжелательность является стержневым качеством нравственной культуры детей в подростковом возрасте и выражается в отзывчивости, сочувствии, сострадании, милосердии и справед-

ливости» [6, с. 11]. М.Н. Сокольникова под доброжелательными отношениями понимает «общую положительно-эмоциональную направленность поведения ребенка в его взаимоотношениях со сверстниками, проявляющуюся в умении сочувствовать, понимать состояние детей, готовности оказывать помощь и вступать во взаимодействие со сверстниками в совместной двигательной деятельности» [7, с. 7]. Т.И. Ерофеева рассматривает доброжелательность как «необходимую основу, на которой может развиваться устойчивое положительное отношение к окружающим» [8, с. 12]. Отсутствие единого научного подхода к пониманию доброжелательности как личностного качества делает необходимым поиск интегративной модели доброжелательности как системы качеств, обеспечивающих стремление личности строить отношения с окружающим миром на основе Добра. Позитивное нормативно-ценностное содержание добра заключается в преодолении обособленности, разобщенности и отчуждения между людьми, утверждении взаимопонимания, морального равенства и гуманности в отношениях. Добро характеризует действия человека с точки зрения его духовного возвышения и нравственного совершенства.

В основе доброжелательности лежит понимание сущности Добра, различение Добра и Зла, наличие стремления к осуществлению добрых дел и поступков. Обозначим данную составляющую доброжелательности как доброту (добротворчество).

Структуру доброты можно представить цепью последовательных, взаимообусловленных составляющих:

• Добро как фундаментальная ценность бытия: люди рождаются, чтобы творить Добро;

• Осознанное различения Добра и Зла: развитие нравственного регулятора-совести;

• Отношение к окружающему миру как пространству Добра

• Стремление, потребность в совершении добрых дел, неприятие зла;

• Знания о нормах, правилах доброго отношения к людям, об основах и логике свершения добрых дел;

• Умения и навыки доброго отношения к людям, достижение запланированного результата доброго дела, опыт добрых дел;

• Рефлексия и самооценка себя как человека, творящего Добро.

В.И. Новикова выделяет следующие составляющие воспитания «изложение сути и содержания норм и правил доброго отношения к людям; демонстрация привлекательных образцов проявления доброты, создание атмосферы доброжелательности в классе; создание системы ситуаций жизнедеятельности детского коллектива, предполагающих выбор воспитуемыми варианта проявления доброты и активное включение в его реализацию» [9, с. 11].

Следует отметить, что одной доброты для доброжелательности недостаточно. Проблема заключается в осознании объектов проявления заботы, поэтому в качестве второй составляющей доброжелательности выделим милосердие как способность человека к сочувствию, прощению, снисхождению, стремление к позитивному разрешению конфликтов и проблемных ситуаций

на основе любви и сострадания к окружающим. Милосердие определяется как величайшая добродетель, развитие которой обуславливается возникновением социальных потребностей, побуждающих человека действовать вопреки собственным интересам, направлять свою деятельность на благо окружающих, бескорыстно и не требуя материального вознаграждения. И. Кант среди нравственных качеств особо выделял человечность, человеколюбие, сотоварищество, умение чувствовать другого.

Т.А. Соловьёва, В.А. Гусева рассматривают милосердие школьника как личностную готовность школьника, «психологически настроенного бескорыстно делать добро, выполнять свой человеческий долг, не боясь предъявлять требования и, в то же время, проявляя снисхождение и терпимость» [10, с. 35]. В.А. Шутова выделяет педагогические условия, способствующие эффективности воспитания милосердия у детей: «ориентация на способность школьников к эмпатическим переживаниям, чувственным проявлениям милосердия; реализация аксиологического, эмоционального, познавательного и поведенческого компонентов милосердия с учетом рационального использования воспитательного потенциала учебного материала и индивидуально-личностной ориентации содержания воспитания милосердия; осуществление взаимодействия педагогов и родителей на основе сотрудничества и преемственности воспитания милосердия» [11, с. 12].

Еще одна проблема добротворчества связана с необходимостью объективной оценки добрых дел, поэтому в качестве третьей составляющей доброжелательности выделим справедливость. Д.С. Кураженков рассматривает справедливость как «результат честного, исполнимого и некабального (заключенного свободно и дающего выгоду каждой из сторон) соглашения между индивидами» [12, с. 12].

В психологической и педагогической науках (И. Бех, М. Бо-ришевский, М. Волкова, Е. Голинчик, А. Гулевич, Г. Левинталь, Ж. Пиаже, Л. Соснина и др.) справедливость определяется как одно из качеств личности, благодаря которому происходит объективное оценивание, как собственных поступков, так и действий других людей. Эта категория тесно связана с такими моральными качествами как: требовательность, принципиальность, добросовестность, честность, правдивость, искренняя открытость, доброжелательность. Выделим следующие определения справедливости:

• справедливость как закон (ассоциируется с «честностью», «порядочностью», «законом и правосудием», «равенством»);

• справедливость как милосердие и надежда (ассоциируется с «хорошим отношением к другим», «счастьем и мечтами»);

• справедливость как объективность знаний (ассоциируется с: правдой, истиной).

Ж.И. Власюк обращает внимание на «тесную связь справедливости с самооценкой индивида и отмечает, что воспитанник стремится, чтобы его оценивали не только по формальным (внешним) параметрам, но и по мотивам определенных действий, психологическому состоянию, в котором он находится» [13, с. 11].

Сложность добротворчества заключается в многозначности понятия Добра и его субъективности, то, что является Добром в одной жизненной ситуации, может оказаться Злом в другой. Эта проблема порождает необходимость выявления в качестве четвертой составляющей доброжелательности доверительность. Доверие является сложным комплексным образованием, вклю-

Библиографический список

чающим в себя знания соответствующей нормы и эмоциональное отношение к ней. Функции доверия в реальном поведении человека определяются этапом его формирования, субъективными особенностями личности и объективными условиями для проявления доверия, которые возникают в процессе взаимодействия человека с окружающим миром. Т.Н. Скрипкина рассматривает доверие как «свойство человека наделять явления и объекты окружающего мира, а так же других людей, их возможные будущие действия и свои собственные предполагаемые действия свойствами ситуативной значимости и безопасности (надежности)» [14, с. 22]. Наличие доверительности позволяет оценить последствия добрых дел, избежать негативных последствий поступков, кажущихся, на первый взгляд, добрыми.

Проведенный нами теоретический анализ позволяет рассматривать доброжелательность как интегративное личностное качество, определяющее стремление к осуществлению жизнедеятельности на основе ценности Добра (добрые дела и доброжелательные отношения) и включающее в себя совокупность следующих качеств:

• добротворчества (понимание и принятие Добра как жизненной ценности, стремление к Добротворчеству);

• милосердия (стремление помочь к людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации понимании необходимости);

• справедливости (стремление к построению отношений с окружающим миром на основе соблюдения законности, порядка и равноправия);

• доверительности (понимание значимости, продуктивности и безопасности взаимодействия с окружающим миром и процесса Добротворчества).

Данное определение не имеет аналогов в педагогике и психологии и является авторским. Теоретическая значимость предложенного определения заключается в системном рассмотрении доброжелательности как личностного качества, воспитание которого необходимо в системе духовно-нравственного развития личности

В современной социально-культурной ситуации следует отметить низкий уровень развития доброжелательности и необходимости ее воспитания.

Рассмотрим воспитание доброжелательности рассматривается как освоение личностью опыта проявления ценности Добра (добрые дела и доброжелательные отношения) накопленного обществом и осуществляется с учетом уникальности и своеобразия каждого учащегося как самосознательного, ответственного субъекта собственного развития.

Содержание воспитания доброжелательности включает в себя формирование и развитие доброты, милосердия, справедливости и доверительности.

Показателями результативности воспитания доброжелательности будут являться:

• способности к сознательному выбору добра

• сопереживание и позитивное отношение к людям

• отсутствие проявления агрессии в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что разработаны и успешно применяются отдельные методы и технологии воспитания доброжелательности, но построение системы воспитания доброжелательности требует специального педагогического исследования.

1. Закон «Об образовании в РФ».

2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва «Просвещение» 2009.

3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. Москва.

4. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов-на-Дону, 2000.

5. Подласый П.И. Педагогика: учебник для студентов высших пед. учеб. заведений. Москва: Просвещение, 1996.

6. Нажалова Н.С. Педагогические условия формирования доброжелательных отношений подростков. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Махачкала, 2015.

7. Сокольникова М.Н. Воспитание доброжелательных отношений у старших дошкольников на физкультурных занятиях. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 1998.

8. Ерофеева Т.И. Педагогические условия формирования доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 1986.

9. Новикова В.И.. Воспитание доброты как существенного качества личности младшего школьника. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 1994.

10. Соловьёва Т.А.,. Гусева В.А Теоретическая модель категории «милосердие школьника» как социокультурной доминанты в процессе духовно-нравственного развития современных школьников. Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2014; 4.

11. Шутова В.А. Педагогические условия воспитания милосердия у детей младшего школьного возраста. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 1999.

12. Кураженков Д.С. Феномен справедливости: социально-философский анализ. Автореферат диссертации ... кандидата философских наук. Челябинск, 2014.

13. Власюк Ж.И. Обзор проблемы справедливости в психолого-педагогическом измерении. Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2013; 264.

14. Скрипкина Т.П. Доверие как социально-психологическое явление. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Ростов-на-Дону, 1998.

References

1. Zakon «Ob obrazovanii vRF».

2. Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M. Tishkov V.A. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnostigrazhdanina Rossii. Moskva «Prosveschenie» 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda». Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 maya 2015 g. № 996-r. Moskva.

4. Bondarevskaya E.V. Teoriya ipraktika lichnostno orientirovannogo obrazovaniya. Rostov-na-Donu, 2000.

5. Podlasyj P.I. Pedagogika: uchebnik dlya studentov vysshih ped. ucheb. zavedenij. Moskva: Prosveschenie, 1996.

6. Nazhalova N.S. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya dobrozhelatel'nyh otnoshenij podrostkov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2015.

7. Sokol'nikova M.N. Vospitanie dobrozhelatel'nyh otnoshenij u starshih doshkol'nikov na fizkul'turnyh zanyatiyah. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 1998.

8. Erofeeva T.I. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya dobrozhelatel'nyh vzaimootnoshenij u detej starshego doshkol'nogo vozrasta. Avtoreferat dissertacii . kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1986.

9. Novikova V.I.. Vospitanie dobroty kak suschestvennogo kachestva lichnosti mladshego shkol'nika. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1994.

10. Solov'eva T.A.,. Guseva V.A Teoreticheskaya model' kategorii «miloserdie shkol'nika» kak sociokul'turnoj dominanty v processe duhovno-nravstvennogo razvitiya sovremennyh shkol'nikov. Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Social'no-gumanitarnye nauki. 2014; 4.

11. Shutova V.A. Pedagogicheskie usloviya vospitaniya miloserdiya u detej mladshego shkol'nogo vozrasta. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1999.

12. Kurazhenkov D.S. Fenomen spravedlivosti: social'no-filosofskij analiz. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Chelyabinsk, 2014.

13. Vlasyuk Zh.I. Obzor problemy spravedlivosti v psihologo-pedagogicheskom izmerenii. Vektor nauki TGU. Seriya: Pedagogika, psihologiya. 2013; 264.

14. Skripkina T.P. Doverie kak social'no-psihologicheskoe yavlenie. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 1998.

Статья поступила в редакцию 19.11.17

УДК 378.016:51

Dvo^nkina E.K., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Pedagogical Institute, Pacific State University (Khabarovsk,

Russia), E-mail: sispodx@inbox.ru

Korovina S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Far Eastern State Transport University (Khabarovsk, Russia),

E-mail: ko_dv_sveta@mail.ru

FORMATION OF STUDENTS' SUBJECTIVE POSITION BY MEANS OF STUDYING UNIVERSAL WAYS OF EDUCATIONAL ACTIVITY. The article examines the results of the research about possibilities of providing students with experience in mastering universal methods of cognitive activity. On the example of the problem's solution the article shows how students use universal methods for the management of the development of their intellect and spiritual potential by means of subject areas of educational disciplines. The systematic approach is taken as a methodological basis of the research, which allows seeing studies as a system with their own characteristics: composition (elements in the system), structure (relations between the elements of the composition, which is the goal); functioning (changes of the system's states).

Key words: formation of a subject position, universal methods of educational activity, system, purpose and technology.

Е.К. Дворянкина, д-р пед. наук, проф. Педагогического института Тихоокеанского государственного университета,

г. Хабаровск, E-mail: sispodx@inbox.ru

С.В. Коровина, канд. пед. наук, доц. Дальневосточного государственного университета путей сообщения,

г. Хабаровск, E-mail: ko_dv_sveta@mail.ru

СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ОВЛАДЕНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫМИ СПОСОБАМИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассмотрены результаты исследования авторами возможности обеспечения приобретения студентами опыта овладения универсальными способами познавательной деятельности. На примере решения задачи показано как студенты на учебных занятиях используют для выполнения заданий универсальные способы для управления развитием интеллекта и духовного потенциала средствами предметных областей учебных дисциплин. За методологическую основу исследования взят системный подход, что позволяет рассматривать обучение как систему с ее характеристиками: составом (элементы, входящие в систему), структурой (отношения между элементами состава, каковым является цель); функционированием (смена состояний системы).

Ключевые слова: становление субъектной позиции, универсальные способы учебной деятельности, система, цель и технология.

Накопленные научные знания, включая и их рациональное применение, являются хорошими инструментами, позволяющими реализовать человеческий потенциал, а также обеспечить социально-экономическое развитие общества и его гармонизацию. Нет сомнения в том, что развитие социума связано со способно-

стями и качествами людей, проживающих в стране, что обеспечивается образованием.

Происходящие изменения в современном обществе связаны с формирование образовательной среды, в которой должны создаваться условия для подготовки каждого студента в высшем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.