Научная статья на тему 'Анализ нравственно-этических ценностей студенчества'

Анализ нравственно-этических ценностей студенчества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
347
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА / НРАВСТВЕННОСТЬ / ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ / МОЛОДЕЖНАЯ СРЕДА / РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ / МЕТОДЫ НРАВСТВЕННОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Петрова Татьяна Александровна

В данной статье приведены результаты реализации проекта «Мы за доброжелательность в обществе» в рамках Югорского государственного университета за период с 2012 по 2017 годы, результаты сравнительного анализа нравственно-этических ценностей студентов, выявлены проблемы в данной области и предложены направления этического воспитания студенческой молодежи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ нравственно-этических ценностей студенчества»

УДК 378.4

АНАЛИЗ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

СТУДЕНЧЕСТВА Петрова Татьяна Александровна, к.ф.н., доцент

Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, Россия

(e-mail: [email protected])

В данной статье приведены результаты реализации проекта «Мы за доброжелательность в обществе» в рамках Югорского государственного университета за период с 2012 по 2017 годы, результаты сравнительного анализа нравственно-этических ценностей студентов, выявлены проблемы в данной области и предложены направления этического воспитания студенческой молодежи

Ключевые слова: этика, нравственность, доброжелательность, молодежная среда, результаты анкетирования, методы нравственного восстановления

Во все времена, независимо от экономических и политических реалий, люди нуждались и нуждаются во внимании, уважении, соучастии. Потребность в уважении является потребностью высшего порядка, и проявляется в желании быть уверенным, что окружающие оценивают достаточно высоко и личностные качества человека, и то, что он делает. Внешнее проявление уважения к другому человеку выражается в доброжелательности, признании его заслуг и побед. Потребность в уважении зависит от возраста: у молодых людей она выражена сильнее, так как происходит процесс самоутверждения в молодежной группе, в коллективе. Эта, казалось бы, очевидная потребность все реже находит удовлетворение в среде студенчества, так как в последнее время у студентов наблюдается рост агрессивности, распространение повсеместно нецензурной речи, проявление эгоизма и равнодушия.

С целью выявления глубинных причин такого поведения и анализа потребностей молодежи нами была продолжена работа по реализации в Югорском государственном университете социального проекта «Мы за доброжелательность в обществе».

Проект о необходимости этичного поведения был начат в Институте менеджмента и экономики Югорского государственного университета в 2012 году. Результаты анкетирования и голосования в октябре 2012 года показали, что 36% имели низкий уровень доброжелательности. Наименьшее количество опрошенных жили по своим правилам, не обращая внимания на окружающих (13%). И хотя фактическое большинство (49%) студентов в 2012 году проголосовали за позитивный настрой и за доброжелательность, но негативно настроенных студентов и равнодушных было в сумме ровно столько же, сколько доброжелательных, - и это являлось проблемой.

Для решения проблемы пять лет назад была поставлена цель - помочь студентам осознать выгодность оптимистического мировосприятия, доброжелательности и цивилизованных отношений, возможности конструктивного диалога как наиболее эффективного средства предупреждения и решения межличностных конфликтов.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

- проинформировать студентов о цели проекта «Мы за доброжелательность в обществе»;

- распространить позитивный опыт людей, выбравших доброжелательный стиль отношений;

- создать новые возможности общения близких по духу людей;

- поддержать межнациональный и межконфессиональный диалог.

Реализация проекта в 2012 году прошла в 3 этапа. На 1 этапе, в октябре

2012 года, были проанкетированы 120 студентов Института менеджмента и экономики Югорского государственного университета. Гендерный состав респондентов: девушки - 68%, юноши - 32%. Цель - исследование уровня доброжелательности и этичности поведения студентов. В результате выявилось, что этические нормы в отношениях не только формально поддерживались большинством респондентов (67%), но и являлись для них внутренней потребностью. Некоторые студенты признались, что немного приукрасили свой образ, представляя себя более положительным, чем есть на самом деле. Но этот факт только подтвердил важное значение этичного поведения в жизни молодых людей и его влияние на имидж. Одновременно была отмечена и отрицательная тенденция: 40% респондентов постоянно использовали в речи нецензурные слова.

На 2-м этапе проекта проводилось голосование за мировоззренческие позиции во взаимоотношениях между личностью и обществом. В голосование были вовлечены студенты пяти институтов Югорского государственного университета. Целью являлось исследование важности этической составляющей в отношении студентов к внешней среде. Урны для голосования были помещены под плакатами, призывающими голосовать либо в пользу морали (представители «дельфинов»), либо в пользу агрессивного безнравственного поведения (представители «акул»). Результаты голосования в 2012 году показали, что большинство студентов относят себя к числу «акул» (53% ). Одна из ценностных установок «акул»: «Все люди, исключая меня, злые, слабые, глупые, ленивые. Они не ценят добро и понимают только язык силы» (Смирнов). «Дельфины» (47%) предпочитают установку: «Добром можно добиться от людей большего, чем силой. Большинство людей достойны уважения и доверия» (Смирнов). Свой выбор в пользу модели поведения «акул» в 2012 году студенты объяснили неопределенностью внешней среды, трудностями в трудоустройстве, отсутствием влиятельных родственников (необходимостью пробиваться самому), настроем на конкуренцию: «Конкуренция - это борьба. Если я не устраню их, то они устранят меня».

3 этап проекта был посвящен разработке проекта Кодекса этики студента Югорского государственного университета, который был впоследствии принят в 2013 году.

Итак, движение «Мы за доброжелательность в обществе» реализуется уже в течение пяти лет, с 2012 по 2017 годы, в рамках Института менеджмента и экономики Югорского государственного университета. За это время стало традицией проведение дискуссий об этике и нравственности, совместное решение моральных дилемм, использование в сложных случаях Кодекса этики студентов, просмотр в каждой студенческой группе 1 курса короткометражного фильма «Круговорот добра в природе», проведение бесед о пользе оптимистического мировосприятия и доброжелательного общения с людьми вне зависимости от их взглядов и убеждений. После просмотра фильма «Круговорот добра в природе» студенты традиционно пишут эссе, выпускники заполняют «Книгу пожеланий добра». В этой Книге собраны пожелания от всех выпускных групп, начиная с 2012 года.

В настоящее время можно подвести лишь некий промежуточный итог, анализируя эссе, результаты анкетирования студентов, которые сейчас учатся в Институте менеджмента и экономики. Необходимо учесть и внешние факторы, которые отличаются от тех, которые воздействовали на поведение молодежи пять лет назад: кризис толерантного мировоззрения в Западной Европе, военные действия в Сирии и на востоке Украины, политические и экономические санкции против России, угрозы террористических актов вызывают сегодня у молодежи неоднозначную реакцию.

Сравнивая рассуждения студентов, изложенные в эссе студентов, можно отметить возросшую неуверенность нынешнего поколения в возможность реализации вечных истин: «быть доброжелательным трудно, когда все думают только о себе» (обобщенный вывод 50% эссе, написанных в 2017 году). Пять лет назад лейтмотивом большинства творческих письменных работ было рассуждение: «есть готовность поделиться и духовным, и материальным, есть желание отдавать лучшую частичку себя другим людям». Но все-таки примерно 40% студентов рассуждают: «Добро по закону бумеранга возвращается, значит надо делать добро». Традиционно, как и пять лет назад, есть 10% равнодушных, их эссе помещается в нескольких строках формальных фраз.

В октябре 2017 года было проведено анкетирование студентов по тем же вопросам, которые были в анкете пять лет назад. В анкетировании участвовали 98 студентов направления подготовки «Управление персоналом», «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление». Среди респондентов 68% девушки, 32% юноши. В анкете 12 вопросов, в том числе 9 вопросов по типу одиночного выбора (разновидность частично закрытых вопросов), 3 вопроса по типу множественного выбора.

Результаты анкетирования показали, что, как и пять лет назад, студенты оказались единодушны в следующих позициях:

- «доброта, терпение и понимание со стороны других людей - желанные качества» (100%);

- «больше всего в отношениях обижает грубость и высокомерие» (80%).

Одновременно есть различия в восприятии студентами духовных ценностей в 2012 году и в 2017 году:

- необходимость быть доброжелательным к другим людям чувствуют 35% респондентов в 2017 году (58% в 2012 году);

- «честность необходима деловому человеку», - так считают 48% респондентов в 2017 году (69% в 2012 году);

- нецензурные слова в речи прохожих раздражают 48% респондентов в 2017 году (60% в 2012 г.).

Сравнительный анализ показывает, что большинство респондентов (45% в 2017 году против 33% в 2012 году) настроены пессимистично, т.к. выбрали следующее высказывание в качестве жизненной позиции: «людям приходится жить по законам зла, быть агрессивными друг к другу - по-другому не проживешь». Меньшее количество респондентов (41%) считают, что «мир полон любви и доброты, нужно только самому стараться делать для людей что-нибудь хорошее. Чем больше хорошего ты сделал другому, тем больше вернется тебе». Как и пять лет назад, есть студенты, которые живут по своим правилам, не обращая внимания на окружающих (14%). Отдельным вопросом стоял вопрос об отношении к нецензурной брани. Пять лет назад большинство студентов (60%) отметили, что их раздражают нецензурные слова в речи прохожих, так как в российском менталитете существует взаимосвязь между словами «ругаться» и «зло», поэтому использование ненормативной лексики расценивается как неуважение и даже агрессия к окружающим. В настоящее время нецензурная лексика воспринимается большинством (52%) как нормальное явление, которое уже их не раздражает, т.к. повсеместно распространено; меньшее количество (48%) респондентов не хотели бы слышать нецензурные слова в общественных местах.

Результаты анонимного голосования за мировоззренческие позиции («акулы» и «дельфины») показали, что большинство студентов относят себя к числу «акул» (68% в 2017 году против 53% в 2012 году). Ценностные установки «акул» описаны Смирновым Г.Н.: «Реальны лишь материальные ценности, все остальное - проповедь для неудачников. Я живу для себя. Потреблять все самое лучшее, не ограничивая своих желаний» [1]. Итак, количество респондентов, придерживающихся мировоззрения «акул», увеличилось на 15% по сравнению с 2012 годом.

«Дельфины» (35% в 2017 году против 47% в 2012 году) предпочитают следующую жизненную установку в перечне Смирнова Г.Н.: «Искренность и доверие в деловых отношениях - лучшая основа для сотрудничества. Существуют ценности духовные, непреходящие: любовь, дружба, благоговение перед красотой, перед величием проявлений человеческого духа»

[1]. Количество респондентов, придерживающихся мировоззрения «дельфинов», уменьшилось на 12% по сравнению с 2012 годом.

Такое мировосприятие отражает общие тенденции в сознании студенческой молодежи, как отмечают социологи: «В настоящее время духовно-нравственное состояние молодежи находится в переходном положении. С одной стороны достаточно сильны нравственные ценности предшествующих поколений, воспитанных в Советском Союзе. С другой стороны в обществе все с большей силой утверждаются либеральные ценности капиталистического общества. И те и другие имеют свои сильные и слабые стороны. Главной задачей современного этапа можно считать необходимость развития наиболее значимых, гуманистических составляющих и той и другой нравственных систем. Современная жизнь создает дефицит ряда человеческих качеств, которых не хватает как самим студентам, так и окружающим их людям.

Современные студенты планируют многого добиться в жизни и рассчитывают, в основном, на свои силы. При этом более половины из них готовы пойти на нарушение норм морали» [2].

В молодежной среде часто возникают моральные дилеммы: ожидая доброжелательности от других людей, обижаясь на грубость других, молодые люди не всегда уважительно относятся к окружающим и грубят сами по многим причинам, среди которых стереотипы общения в молодежной среде, возрастные особенности, гордость, равнодушие, эгоизм. Поколение 2000-х годов выросло на слогане «Люби себя», хотя первоначальный смысл этой фразы был ближе к саморазвитию: «занимайся спортом, береги здоровье, содержи себя в чистоте». Впоследствии положительный смысл заменили отрицательным: «Не думай ни о ком, кроме себя». Не последнюю роль в этом сыграли средства массовой информации.

В такой ситуации, когда с каждым годом углубляется кризис нравственности, необходимы государственные механизмы регулирования качества информации в сети интернет и телевидения, качества российских фильмов, в частности молодежных, направленных на создание ролевых моделей поведения в молодежной среде, качества воспитания в семье, школе и учреждениях высшего образования.

Казалось бы, государство уделяет особое внимание сфере образования и воспитания, об этом свидетельствует ряд федеральных законов, стратегических программ, нормативных правовых актов: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 295), федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы (Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. N 497) и другие. Одновременно с положительными фактами (внимание государства к сфере образования) необходимо констатировать факт отрицательный: из структуры

большинства высших учебных заведений в течение последних пяти лет были выведены должности проректора по воспитательной работе, заместителя директора института по воспитательной работе. Приоритетные когда-то воспитательные цели заменены сегодня на экономические: зарабатывание средств на нужды учреждения образования стало первоочередной задачей преподавателей.

Во время встречи с молодежью на Всемирном фестивале молодежи и студентов в октябре 2017 года, В. В. Путин отметил важность этической основы любого действия: «Когда мы что-то делаем и чем бы мы ни занимались, мы никогда не должны забывать про нравственные, этические основы нашего дела. Все, что мы делаем, должно идти на пользу дела, укреплять человека, а не разрушать его».

В истории современной России есть отличный пример государственного регулирования поведения граждан страны - это движение за здоровый образ жизни, запрет курения в общественных местах. Началось с общественной инициативы, анализа общей ситуации. Государство поддержало инициативу законодательной базой, запретом рекламы курения, ограничением и запретом показа по телевидению сцен, пропагандирующих курение. Слоганы на пачках с сигаретами, субтитры с призывами не брать пример с тех, кто в кадре использует сигареты, запрещающие знаки в учебных заведениях, предприятиях общественного питания, транспорте -все это мощное воздействие направлено на защиту физического здоровья нации.

Используя этот положительный пример, можно выработать государственную стратегию защиты нравственного здоровья молодого поколения, чтобы избежать другой социальной опасности - агрессивности, распущенности, национальной конфронтации, появления нетрадиционных форм семейной жизни, увеличения количества разводов по причине эгоизма и безответственности. В силу психологических и социальных особенностей возраста молодые люди воспринимают то, что видят и слышат. Поэтому необходимо использовать все методы воздействия: интернет, рекламу, возможности сотовых операторов, короткие ролики в маршрутных такси. Начинать с законодательной базы: с запрета нецензурной брани в общественных местах и штрафа за нарушение запрета. Как и здоровый образ жизни, нравственное здоровье касается каждого человека. Поэтому представители всех сфер деятельности могут подключиться к движению за этическое восстановление: в кино создавать образ положительного героя, в спорте более подробно рассказывать о тех, кто является примером нравственного поведения; в рабочих коллективах поощрять за добросовестность, ответственность, доброжелательность; в учреждениях образования ставить дополнительные баллы за проявление вежливости, чуткости, совестливости. К сожалению, понятие «совесть» некоторым молодым людям неизвестно или непонятно. Необходимо проанализировать, на каком участке воспитательной цепочки у детей теряются этические ориентиры. Ес-

ли это происходит в дошкольном возрасте и в младших классах, то скорее всего обучать этике нужно родителей. Если анализ покажет, что агрессивность появляется в среднем или заключительном периоде обучения в школе, то приоритетное значение отдавать этическим методам воздействия на школьников. Это возможно при поддержке государства, когда внедрение этических ценностей будет целью государственной политики.

Даже если этикой не будет предложено «сильных» инноваций, а будут только декларироваться традиционные нормы поведения, уже одним этим может быть оправдано «силовое» внедрение моральных норм в сферу отношений [3]. Главное достижение этики в высоком смысле - создание идейного фундамента, обеспечивающего возможность выбора точки опоры для реальных правильных действий. Но есть еще смысл «ежедневный» -нормальные взаимоотношения в студенческой среде, позволяющие получать удовлетворение от учебы, удовольствие от общения, реализацию потребности в самоуважении и уважении со стороны окружающих.

Список литературы

1. Смирнов Г.Н. Этика деловых отношений: М. : ТК Велби, Проспект, 2006. - 184 с.

2. В.В.Жолудева, Н.С. Панарский Нравственные ценности современной российской молодежи: результаты социологического исследования // Статистика и экономика, 2013. КиберЛенинка: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/, свободный (Дата обращения: 05.11.2017).

2. Этическая мозаика. Опыт нетрадиционной интерпретации этики / Под ред. И.Л.Зеленковой. - Минск : «Мэджик», 2001.

3. Инновационная экономика и ее финансовые механизмы/ Пайкович П.Р.// В сборнике: Наука и технологии в современном обществе, материалы Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. 2014. С. 141-149.

4. Общекультурная и общепрофессиональная компетентности как новая парадигма формирования кадрового потенциала инновационной экономики/ Сафронов В.В., Ча-рочкина Е.Ю.// Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2012. № 2. С. 270-275.

5. Проблемы организации работы с кадровым резервом на машиностроительных предприятиях/ Фролова И.И.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. № 3 (8). С. 178-182.

6. Планирование по целям в системе управления/ Кузьмина В. М., Куцекобыльская А.А.

В книге: Сборник тезисов 3-й Всероссийской интернет-конференции «Грани науки 2014», отв. ред. А.В. Герасимов. 2014. С. 380-381.

7. Мотивационный компонент в управлении предприятием/ Кузьмина В.М., Максимова А.А.// В книге: Сборник тезисов 3-й Всероссийской интернет-конференции «Грани науки 2014» отв. ред. А.В. Герасимов. 2014. С. 384-385.

8. Факторы психической напряженности в процессе трудовой деятельности государственных служащих/ Кузьмина В.М.// В сборнике: Актуальные проблемы науки и техники, Сборник трудов VI международной научно-практической конференции молодых ученых. 2013. С. 88-89.

9. Формы стимулирования кадрового потенциала организации: от теории к практике/ Кузьмина В.М.// В сборнике: Экономика и управление предприятиями, отраслями, комплексами в условиях инновационного развития, сборник материалов Международной научно-практической конференции. Тверской государственный технический университет; Общая редакция О.М. Дюжиловой, Г.Г. Скворцовой. 2013. С. 232-236.

10. Анализ терминологии в науке управления персоналом/ Юркова М.С., Петрова Т. А.// В сборнике: Поколение будущего: Взгляд молодых ученых - 2015, сборник научных статей 4-й Международной молодежной научной конференции в 4-х томах. Ответственный редактор: Горохов А.А.. 2015. С. 404-407.

11. Внутренний рынок труда: сущность и особенности/ Юркова М.С., Петрова Т. А.// В сборнике: Поколение будущего: Взгляд молодых ученых - 2015, сборник научных статей 4-й Международной молодежной научной конференции в 4-х томах. Ответственный редактор: Горохов А.А.. 2015. С. 407-410.

12. Формирование ценностной модели личности в студенческой среде/ Петрова Т. А.// В сборнике: Личность как объект психологического и педагогического воздействия, Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 частях. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С. 30-34.

13. Мотивация и мотивирование: различие в понятиях/ Юркова А.С., Петрова Т.А.// В сборнике: Актуальные вопросы развития современного обществ, сборник научных статей VI Международной научно-практической конференции. 2016. С. 373-375.

14. Аспекты единства и различий между понятиями «кадровая политика» и «кадровая стратегия»/ Юркова М.С., Петрова Т.А.// В сборнике: Актуальные вопросы развития современного обществ, сборник научных статей VI Международной научно-практической конференции. 2016. С. 375-377.

15. Влияние темперамента на выбор профессии/ Петрова Т.А., Касьяненко Т.В.// В сборнике: Будущее науки-2017, Сборник научных статей 5-й Международной молодежной научной конференции: в 4-х томах. Ответственный редактор Горохов А. А.. 2017. С. 125-129.

16. Совершенствование методов оценки государственных гражданских служащих/ Глущенко Д.Н., Петрова Т. А.// В сборнике: Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы и пути их решения, Сборник научных статей 7-ой Международной научно-практической конференции. 2017. С. 75-77.

17. Проблемы реализации кадрового резерва в органах государственного управления/ Гусева Е.В., Петрова Т.А.// В сборнике: Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы и пути их решения, Сборник научных статей 7-ой Международной научно-практической конференции. 2017. С. 85-88.

18. Анализ методов управления поведением студентов в высшем учебном заведении/ Петрова Т. А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. № 2 (7). С. 210-214.

Petrova Tatiana Alexandrovna, Associate Professor

Ugra State University, Khanty-Mansiysk, Russia

ANALYSIS OF MORAL AND ETHICAL VALUES OF STUDENTS

Abstract. This article shows the results of the project "We are for goodwill in society" within the framework of the Ugra State University for the period from 2012 to 2017, the results of a comparative analysis of the moral and ethical values of students, identified problems in this area, and proposed directions for the ethical education of student youth.

Keywords: ethics, morality, benevolence, youth environment, survey results, methods of moral recovery

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.