17. Мотивация и мотивирование: различие в понятиях/ Юркова А.С., Петрова Т.А.// В сборнике: Актуальные вопросы развития современного обществ, сборник научных статей VI Международной научно-практической конференции. 2016. С. 373-375.
18. Аспекты единства и различий между понятиями "кадровая политика" и "кадровая стратегия"/ Юркова М.С., Петрова Т.А.// В сборнике: Актуальные вопросы развития современного обществ, сборник научных статей VI Международной научно-практической конференции. 2016. С. 375-377.
19. Влияние темперамента на выбор профессии/ Петрова Т.А., Касьяненко Т.В.// В сборнике: Будущее науки-2017, Сборник научных статей 5-й Международной молодежной научной конференции: в 4-х томах. Ответственный редактор Горохов А. А.. 2017. С. 125-129.
20. Совершенствование методов оценки государственных гражданских служащих/ Глущенко Д.Н., Петрова Т. А.// В сборнике: Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы и пути их решения, Сборник научных статей 7-ой Международной научно-практической конференции. 2017. С. 75-77.
21. Проблемы реализации кадрового резерва в органах государственного управления/ Гусева Е.В., Петрова Т.А.// В сборнике: Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы и пути их решения, Сборник научных статей 7-ой Международной научно-практической конференции. 2017. С. 85-88.
Petrova Tatyana Alexandrovna, Ph.D., associate professor Ugra State University, Khanty-Mansiysk, Russia ANALYSIS OF THE VALUES OF STUDENTS YOUTH
(e-mail: [email protected])
Abstract. This article analyzes the results of a survey conducted among full-time and parttime students. The purpose of the analysis is to determine the value priorities among students, identify problem areas, and address the moral problems of students. Keywords: material values, spiritual values, social values, patriotism, questioning, respondents.
УДК 378
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА РАБОТНИКОВ ВЫСШЕГО
УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ Петрова Татьяна Александровна, к.ф.н., доцент
Югорский государственный университет, г.Ханты-Мансийск, Россия
(e-mail: [email protected])
В данной статье проанализированы моральные нормы, которых придерживаются участники образовательного процесса в высшем учебном заведении, а также документы, определяющие нормы делового общения в вузе.
Ключевые слова: профессиональная этика, Кодекс профессиональной этики работников вуза, этика делового общения, моральные нормы, анкетирование, респонденты, нравственная культура.
Профессиональная деятельность работников высшего учебного заведения образует сложную систему взаимосвязанных нравственных отноше-
ний. В эту систему входит, прежде всего, отношение работников вуза к выполнению должностных обязанностей, в процессе которых реализуются этические категории добросовестности, ответственности, долга. Есть и другие уровни отношений, эффективность которых зависит от выполнения моральных обязательств. Так, отношение преподавателей к студентам предполагают реализацию этических категорий справедливости, объективности, доброжелательности. Отношения между коллегами, между руководителями и подчиненными в коллективе высшего учебного заведения реализуются через этические категории порядочности, уважения, не конфликтности. Наконец, новый уровень отношений, возникший в связи с реорганизацией вузов, когда в структуре вузов появились департаменты с контролирующими функциями и должности внутренних «проверяющих» заняли бывшие студенты без опыта работы, но с большими амбициями. Последний уровень отношений порождает в настоящее время нравственные проблемы, связанные с тщеславием, высокомерием, властолюбием.
Моральной нормой для работников вуза является сохранение классических вузовских традиций, где в основе поведения всегда находилась интеллигентность. Поведение на рабочем месте и вне его должно быть таково, чтобы оно не наносило ущерба имиджу вуза, доверию по стороны партнеров и получателей образовательных услуг. К партнерам вуза можно отнести крупные учреждения и предприятия города, где проходят практику студенты, финансовые учреждения, органы власти. В связи с этим необходимо соблюдение принципов открытости информации, верности слову, неподкупности.
Профессиональная этика работников высшего образования как научное направление выявляет влияние морали на работу учреждения, дает ответы на вопросы, что является правильным или ошибочным в поведении специалистов и преподавателей, что необходимо предпринимать для более успешной реализации делового общения.
Нормы профессиональной этики основаны на общечеловеческих моральных нормах, но, в зависимости от сферы деятельности, профессиональная этика предписывает определенное поведение в разных видах трудовой деятельности. Кроме того, за выполнение моральных норм несет ответственность только сам человек, и его контролирует только совесть. Выполнение же норм профессиональной этики может контролировать коллектив или группа людей, с которыми взаимодействует специалист. Отвечать за неисполнение принципов профессиональной этики в этом случае приходится перед общественностью: получателями услуг, партнерами, коллегами. Поэтому нормы профессиональной этики должны быть документально закреплены, в отличие от моральных норм. К примеру, норма морали обязывает человека быть верным слову, но в зависимости от ситуации обещание может остаться невыполненным, и окружающие к этому могут отнестись снисходительно. Так, фраза преподавателя, обращенная к
студентам: «Осенью я обязательно угощу вас яблоками из нашего сада» является не однозначной. Исполнение данного обещания, с одной стороны, гарантируется («обязательно»), с другой стороны - несет в себе неопределенность во времени, зависимость от внешних факторов, поэтому на выполнение обещания обе стороны общения часто не рассчитывают, и это не влияет на их взаимоотношения. Профессиональная же этика в подобной ситуации предписывает обязательное выполнение обещания. Например, фраза преподавателя: «В следующем семестре я вам обязательно принесу учебник и методические рекомендации» также содержит неопределенность во времени и зависимость от возможных внешних факторов. Но невыполнение данного обещания будет свидетельствовать о непрофессионализме преподавателя, приведет к потере доверия студенческой группы.
Традиционно профессиональная этика работников высших учебных заведений не требовала документального закрепления, так как преподаватели, призванные воспитывать других людей, обязаны быть воспитанными. Также как и бывшие студенты, которые остались работать в вузе и стали выполнять контрольные функции, обязаны уважительно относиться к своим бывшим преподавателям. Но с течением времени появилась необходимость в создании этического кодекса работника вуза, предписывающего единые нормы профессионального поведения педагогов и других работников вуза.
Учитывая тот факт, что Югорский государственный университет является единственным федеральным высшим учебным заведением в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, требования к этическим нормам в деятельности работников вуза постоянно повышаются.
В связи с этим для анализа этической атмосферы были поставлены следующие задачи: выявить уровень осведомленности преподавателей Югорского государственного университета об этических нормах в служебной деятельности; проанализировать, как реализуется на практике «Кодекс профессиональной этики работников высшего учебного заведения», а также выяснить, как преподаватели и другие работники вуза относятся к существованию данного документа.
Для решения поставленных задач была разработана анкета из 10 вопросов, включающая шесть вопросов по типу одиночного выбора, два вопроса по типу множественного выбора, вопрос по типу ранжирования выбора, вопрос по типу свободного ответа. Анкетирование было проведено в Институте менеджмента и экономики Югорского государственного университета в июне 2018 года, через 3 года после принятия «Кодекса профессиональной этики работников высшего учебного заведения».
В ходе анкетирования было опрошено путем свободной выборки 72 респондента, среди которых 85% преподавателей и 15% специалистов и технических исполнителей (специалисты внутреннего департамента, секретари и лаборанты). Удельный вес мужчин и женщин в структуре опрошен-
ных составил: женщины - 92%, мужчины - 8%. Большинство опрошенных - лица в возрасте от 30 до 50 лет, самому молодому работнику - 21 год.
По результатам проведенного опроса было выявлено, что осведомлены о принятом в 2015 году «Кодексе профессиональной этики работников вуза» только 35% респондентов, 65% о нем «что-то слышали», 4% - ничего не знают.
Обязательным наличие «Кодекса профессиональной этики» признают 61% респондентов; скорее согласны, чем не согласны с этическими нормами 23% работников, 16% считают, что «культуру поведения нельзя внедрять сверху, это бесполезно».
Моральные нормы всегда имеют первостепенное значение для 54% респондентов, для 33% - в целом важны, но не являются определяющими в большинстве случаев, 13% никогда не задумываются об этом.
Среди положительных качеств, преобладающих, по мнению респондентов, у работников Югорского государственного университета: добросовестность, серьезное отношение к своим обязанностям, доброжелательность, тактичность и другие.
Среди недостающих качеств для развития высокой нравственной культуры работников вуза, по мнению респондентов: недостаточная адаптивность к меняющимся условиям, неорганизованность, которая выражается в несвоевременной сдаче рабочих программ и других обучающих материалов. Свои варианты ответов: «недостаточно терпения друг к другу»; «со стороны молодых коллег нет уважения к старшим по возрасту»; «всех качеств достаточно»; «все работники вуза соответствуют необходимым этическим требованиям».
Наличие конфликтов вследствие несоблюдения работниками надлежащих норм делового поведения респонденты оценили следующим образом: «случаются часто» - 37%, «иногда» - 43%, «никогда» - 20 %.
На вопрос: «Повысился ли уровень культуры работников вуза после принятия «Кодекса профессиональной этики»?» ответы распределились следующим образом: «да» - 15%, «скорее да, чем нет» - 18% , «скорее нет, чем да» - 37%, «нет, остался на том же уровне» - 30%. При этом указывается, что до принятия «Кодекса» этический уровень работников был достаточный для ведения преподавательской деятельности и выполнения других функций.
В целом респонденты оценивают уровень нравственной культуры работников вуза как средний - 52%, высокий - 43%, остальные респонденты воздерживались от оценки. Свои варианты ответов: «формальные отношения, как и принято на работе», «вежливая отстраненность», «специалисты, выполняющие контрольные функции, зазнались и ведут себя высокомерно, вот их и надо учить этичному поведению».
Степень важности (по убыванию) основных морально-этических принципов, лежащих в основе поведения работников вуза, определилась сле-
дующим образом: принцип объективности большинство респондентов выделили как самый важный для любого работника вуза. Объективность преподавателей достигается, по мнению респондентов, проведением оценочных мероприятий в форме тестирования, а также введением рейтинговой системы оценивания. Объективность для специалистов внутреннего департамента заключается в адекватной самооценке, помогающей качественно и без высокомерия выполнять свои конкретные функции.
Второе место по значимости - принцип уважения к личности. Данный принцип имеет широкое значение: по отношению к педагогам со стороны их руководителей - это поощрение достижений и личного вклада в деятельность вуза, возможность развития профессиональных навыков, гарантии защищенности чести и достоинства, доброго имени. По отношению к студентам со стороны преподавателя - умение выслушать студента, корректно сделать замечание, сохранить его престиж, поддержать инициативу. По отношению к преподавателям со стороны специалистов службы контроля - почтение, уважение заслуг и опыта.
Также респонденты отметили важность реализации принципа лояльности к вузу и принципа толерантности в многонациональном коллективе. В миссии Югорского государственного университета определены цели, связанные с воспитанием гуманистической системы ценностей, развитием созидательных традиций и новаций в духовной и материальной культуре, с сохранением социокультурных традиций коренных народов Югры.
В качестве открытого вопроса респондентам было предложено указать какие-либо дополнения к «Кодексу профессиональной этики работников вуза», другие пожелания для совершенствования нравственной культуры. Варианты ответов: «изучить всем «Кодекс профессиональной этики», «уделять больше внимания качеству преподавания, а не оформлению бесчисленного количества программ»; «не забывать главную цель - воспитание молодого поколения», «принятием Кодекса, декларированием норм поведения проблему тщеславия не решить»; «необходимо учитывать выполнение этических норм в рейтинге преподавательского состава».
По результатам анкетирования можно отметить, что отношение преподавателей к сложившемуся уровню профессиональной культуры неоднозначно. В основном преобладают положительные ответы и отзывы, работники откровенны и неравнодушны к вопросам профессиональной этики. Но выявились и проблемы: оказалось, что моральные нормы не имеют первостепенного значения для 33% работников вуза, участвующих в опросе; не достаточно развиты такие нравственные качества как терпение, адаптивность к меняющимся условиям, организованность; негативные моральные качества, которые демонстрируют работники внутреннего департамента, выполняющего контролирующие функции, приводят к разладу в коллективе, к понижению степени лояльности, негативным эмоциям, мешающим качественно работать и достигать цели организации.
При этом необходимость контроля признается всеми участниками образовательного процесса. Но должны соблюдаться этические нормы уважения к личности.
Принимая во внимание сложные внешние факторы, связанные с реформированием системы высшего образования, внутренние факторы - реорганизацию вуза, - можно считать подобное положение объективным результатом, требующим определенных решений и выводов. Принятие «Кодекса профессиональной этики работников вуза», по мнению большинства респондентов, помогает более эффективно выполнять свои должностные обязанности, а также обеспечить единые нормы поведения всех работников.
Кодекс служит основой для развития должной морали, призывает к ответственности за свои слова и поведение. В анкетах отмечается, что данный документ требует от работников вуза самоконтроля и самосовершенствования.
Очевидно, что авторитет вуза среди студентов, горожан и работодателей зависит не только от качества профессиональных знаний, но во многом и от нравственной составляющей всех работников в силу того, что высшее учебное заведение призвано быть образцом этических норм, определяющим социальное и нравственное самочувствие окружающего сообщества. Поэтому предлагается в перечень критериев для начисления баллов в рейтинговой системе оплаты труда профессорско-преподавательского состава включить показатель этичности: уровень добросовестного выполнения обязанностей (определяется по качеству преподавания, объему подготовленных учебно-методических материалов и своевременному их представлению); степень доброжелательности (определяется по умению выстраивать правильные и бесконфликтные деловые отношения со всеми участниками образовательного процесса, отсутствию жалоб со стороны студентов и коллег). Оценка может осуществляться методом анкетирования студентов, руководителей ОПОП, курс-лидеров и преподавательского состава.
Кроме того, необходимо выстроить эффективные коммуникации между работниками внутреннего департамента, в чьи функции входит контроль методической деятельности преподавателей, и самими преподавателями. Коммуникации должны быть построены на взаимном уважении, выстраивании вежливого диалога, заботе о выполнении миссии университета и повышении его имиджа. Если думать об общем деле, а не о том, кто «выше и главнее», то выиграет качество образования. Достичь эффективности в коммуникациях можно с помощью анкетирования преподавателей с целью оценивания деятельности специалистов внутреннего департамента. Помощь может оказать также более внимательное изучение «Кодекса профессиональной этики работников вуза», курсы повышения квалификации по тематике профессиональной этики.
Список литературы
1. Проблемы организации работы с кадровым резервом на машиностроительных предприятиях/ Фролова И.И.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. № 3 (8). С. 178-182.
2. Внутренний аудит системы менеджмента качества на предприятии/ Фролова И.И.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 1 (11). С. 286-293.
3. Использование технологии контроллинга в системе менеджмента качества предприятия/ Фролова И.И., Максимов Д.Ф.// Современные материалы, техника и технологии. 2016. № 2 (5). С. 214-220.
4. Оценка персонала строительных компаний на основе концепции TQM/ Фролова И.И., Галеев Б.Ш.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 5 (15). С. 31-36.
5. Разработка системы взаимоотношений с потребителями на основе концепции клиентоориентированности/ Муратов Р.Р., Фролова А.А., Фролова И.И.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 5 (15). С. 92-100.
6. Совершенствование деятельности отдела технического контроля на автомобильном предприятии/ Вахрамеева Е.А., Фролова И.И.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 5 (15). С. 19-25.
7. Исследование аптечного ассортимента лекарственных препаратов, применяемых для лечения угревой болезни/ Даутова И.И., Фролова И.И.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 7 (17). С. 77-83.
8. Совершенствование системы коммуникации с потребителями/ Конычев А.С., Фролова И.И.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 6 (16). С. 60-66.
9. Управление оборудованием на предприятиях пищевой промышленности/ Хузина А.Ф., Фролова И.И.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 6 (16). С. 172-178.
10. Анализ нравственно-этических ценностей студенчества/ Петрова Т. А./ Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 7 (25). С. 140-147.
11. Анализ методов управления поведением студентов в высшем учебном заведении/ Петрова Т. А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. № 2 (7). С. 210-214.
12. Новые функции кадровой службы учреждения/ Петрова Т.А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 7 (25). С. 148-154.
13. Анализ терминологии в науке управления персоналом/ Юркова М.С., Петрова Т. А.// В сборнике: Поколение будущего: Взгляд молодых ученых - 2015 сборник научных статей 4-й Международной молодежной научной конференции в 4-х томах. Ответственный редактор: Горохов А. А.. 2015. С. 404-407.
14. Внутренний рынок труда: сущность и особенности/ Юркова М.С., Петрова Т. А.// В сборнике: Поколение будущего: Взгляд молодых ученых - 2015 сборник научных статей 4-й Международной молодежной научной конференции в 4-х томах. Ответственный редактор: Горохов А.А.. 2015. С. 407-410.
15. Мотивация и мотивирование: различие в понятиях/ Юркова А.С., Петрова Т.А.// В сборнике: Актуальные вопросы развития современного обществ, сборник научных статей VI Международной научно-практической конференции. 2016. С. 373-375.
16. Аспекты единства и различий между понятиями "кадровая политика" и "кадровая стратегия"/ Юркова М.С., Петрова Т.А.// В сборнике: Актуальные вопросы разви-
тия современного обществ, сборник научных статей VI Международной научно-практической конференции. 2016. С. 375-377.
17. Влияние темперамента на выбор профессии/ Петрова Т.А., Касьяненко Т.В.// В сборнике: Будущее науки-2017, Сборник научных статей 5-й Международной молодежной научной конференции: в 4-х томах. Ответственный редактор Горохов А. А.. 2017. С. 125-129.
18. Совершенствование методов оценки государственных гражданских служащих/ Глущенко Д.Н., Петрова Т. А.// В сборнике: Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы и пути их решения, Сборник научных статей 7-ой Международной научно-практической конференции. 2017. С. 75-77.
19. Проблемы реализации кадрового резерва в органах государственного управления/ Гусева Е.В., Петрова Т.А.// В сборнике: Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы и пути их решения, Сборник научных статей 7-ой Международной научно-практической конференции. 2017. С. 85-88.
Petrova Tatyana Alexandrovna, Ph.D., associate professor Ugra State University, Khanty-Mansiysk, Russia
PROFESSIONAL ETHICS OF WORKERS OF THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION
(e-mail: [email protected])
Abstract. This article analyzes the moral standards that participants in the educational process in a higher education institution adhere to, as well as documents defining the norms of business communication in a higher educational institution.
Keywords: professional ethics, Code of professional ethics of university employees, ethics of business communication, moral norms, questioning, respondents, moral culture.