Научная статья на тему 'Анализ ценностей студенческой молодежи'

Анализ ценностей студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
829
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПАТРИОТИЗМ / АНКЕТИРОВАНИЕ / РЕСПОНДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Петрова Татьяна Александровна

В данной статье проанализированы результаты анкетирования, проведенного среди студентов очной и заочной форм обучения. Цель анализа определение ценностных приоритетов среди студенческой молодежи, выявление проблемных зон, направления решения нравственных проблем студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ ценностей студенческой молодежи»

25. Крымов С.М., Дудакова И. А. Концептуальные основы территориального маркетинга в сфере розничной торговли //Актуальные проблемы организации производства, менеджмента и маркетинга: коллективная монография. Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 2011.166 с., С.108-119.

Pasholikov Maxim Alexandrovich, candidate of Economic Sciences, (e-mail: vicerector.dm@spbstu.ru).

Dudakov Georgy Sergeevich, student (Zhoraa1999@mail.ru)

Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University. St. Petersburg.

THE ROLE OF ADVERTISING IN THE MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES

(ON EXAMPLE OF SAINT-PETERSBURG POLYTECHNIC UNIVERSITY)

Abstract. The article analyzes the use of advertising in the market of educational services. Various types of advertising and ways of its application are presented. The influence of advertising on consumers is shown.

Key words: advertising, University, types of advertising

УДК 378

АНАЛИЗ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Петрова Татьяна Александровна, к.ф.н., доцент Югорский государственный университет, г.Ханты-Мансийск, Россия

(e-mail: TA_Petrova@inbox.ru)

В данной статье проанализированы результаты анкетирования, проведенного среди студентов очной и заочной форм обучения. Цель анализа -определение ценностных приоритетов среди студенческой молодежи, выявление проблемных зон, направления решения нравственных проблем студенческой молодежи.

Ключевые слова: материальные ценности, духовные ценности, социальные ценности, патриотизм, анкетирование, респонденты.

Ценности человека, как жизненные ориентиры, выражают взгляды и убеждения, обобщенные представления людей о целях жизни и средствах их достижения, о нормах своего поведения, воплощают исторический опыт и смысл культуры отдельной личности и всего человечества. Это существующие в сознании каждого человека точки опоры, с которыми индивиды и социальные группы соотносят свои действия. Система ценностей человека является основой его отношения к миру.

Формирование новой системы ценностей в условиях ослабления политического и идеологического давления сопровождается критическим осмыслением старых, присущих обществу социалистического типа ценностей, вплоть до полного их отрицания. Такой подход часто приводит к отрицанию опыта предшествующего поколения. Нежелание жить в прежней системе ценностей сочетается с разочарованием в новых идеалах, которые оказались для многих либо недостижимыми, либо фальшивыми. Привыкание к свободе и частной инициативе сопровождается нежеланием брать на

себя ответственность за последствия собственных хозяйственных и финансовых решений. Среди молодежи преобладают те, кто признаются в невозможности самостоятельного определения своей судьбы. В старших возрастных группах роль собственного выбора становится доминирующей: человек готов быть хозяином своей судьбы. Свободной личностью может считаться тот, кто оказывается способным строить свои отношения с другими людьми на основе общечеловеческих ценностей.

Если выстраивать приоритеты, то к высшим ценностям относятся духовные ценности, которые приносят человеку мир в сердце: почитание родителей, любовь, отсутствие зависти, обид, семейные ценности. Безопасность и материальный достаток относятся к витальным, самым простейшим ценностям, значимым для сохранения и продолжения жизни.

В современном обществе многие ценности ситуационно изменчивы, поэтому ориентиром в поведении человека являются моральные качества: воспитанность, порядочность, образованность, терпимость, человечность. Эти ценности функционируют таким образом, что оказывают воздействие на волю. В большинстве случаев нравственная задача решается человеком в преодолении себя, обстоятельств, каждодневной рутины, давления авторитета или какого-либо иного внешнего принуждения.

Императивность морали осуществляется посредством противопоставления того, что должно быть, и того, что есть в жизни. Какой бы профессией не владел человек, каким бы высококлассным специалистом он ни был, его деятельность может быть социально полезной тогда, когда она основывается на нравственных ценностях. Только при условии соблюдения прав других людей человек чувствует внутреннее удовлетворение от деятельности, от жизни.

Ценностные ориентации человека, направленные на получение материального богатства, выраженного в приобретении элитного жилья, автомобиля, вещей, техники, могут повысить социальный статус личности, но они не улучшат социальное настроение, так как имеют преходящее значение. Намного спокойнее чувствует себя человек, который знает цену непреходящим ценностям, которые именуются духовными: семья, любовь, дружба, здоровье, самосовершенствование, творчество, знания, ответственность, чуткость, милосердие, справедливость, мудрость. Это общечеловеческие ценности, имеющие место во всех национальных культурах. Они отвечают высшим потребностям человека, без них человек не может состояться как личность.

Вместе с тем именно общечеловеческие ценности в настоящее время претерпевают изменения в их восприятии личностью, так как считаются неактуальными и неэффективными для достижения жизненного успеха. Такое мнение распространено именно в молодежной среде. Одновременно у молодежи остается внутренняя потребность в справедливости, эмпатии и доброжелательности в качестве обратной связи.

Наблюдается несоответствие в восприятии и передаче ценностей: по отношению к себе большинство людей ждут этичного поведения, но сами проявлять этические качества не торопятся, считая эти качества несовременными.

Сравнивая личностные ценности с социальными, необходимо отметить, что в настоящее время актуализированы ценности, связанные с деятельностью государства: справедливость, законность, социальная стабильность. Особенно важна социальная защищенность для молодых людей, не имеющих опыта профессиональной деятельности, не обладающих достаточными материальными средствами для приобретения собственного жилья, не располагающих большим временным ресурсом для создания семьи и первоначальной карьеры.

С целью выявления ценностных приоритетов в среде студенческой молодежи, в октябре 2018 г. было проведено анкетирование студентов очной и заочной форм обучения института менеджмента и экономики Югорского государственного университета. В анкетировании участвовали 2 группы респондентов: 45 студентов 3-4 курсов очной формы обучения (средний возраст 20 лет) и 33 студента 4-5 курсов заочной формы обучения (средний возраст 31 год).

Особенностью анкетирования было наличие заданий: а) выбрать из предложенных вариантов несколько ответов, которые наиболее значимы для респондента; б) в некоторых пунктах анкеты объяснить свой выбор, прокомментировать ситуацию.

Большинство респондентов обеих групп отметили важность духовных ценностей, без которых невозможно жить в социуме: семейные ценности, в том числе уважение родителей (82%), уважение человеческого достоинства (55%), ответственность (38%), справедливость (31%).

Вместе с тем некоторые ценности заметно уступили по своей значимости. Так, многим респондентам (69%) показался непонятным вопрос, касающийся патриотизма: «Как вы относитесь к жизненному принципу: «Прежде думать о Родине, а потом о себе»? Респонденты ответили следующим образом: «думать нужно о себе, потому что кроме тебя никто об этом не позаботится»; «современное общество живет по принципу: «каждый сам за себя»; «человек не способен думать о ком-то, кроме себя, тем более, если речь идет о неопределенном понятии «родина»; «целое поколение выросло на слогане «люби себя», перестраиваться нет смысла». Такое мировоззрение молодежи не может не вызывать тревоги, тем более, что патриотизм в настоящее время пропагандируется как общенациональная идея.

Отметим, что патриотизм как нравственную ценность выбрали 18% респондентов, они прокомментировали свой выбор следующим образом: «Родина меня защищает, предоставляет мне работу, возможность учиться, здесь я чувствую себя в безопасности»; «патриотизм - это любовь к малой

родине прежде всего, к месту, где родился, получил все необходимое»; «патриотизм проявляется в желании и возможности сделать свою страну лучше»; «патриотизм - это гордость за свою родину, ее достижения, победы».

С понятием «счастье» студенты 1 группы (средний возраст 20 лет) ассоциируют: устойчивое финансовое и материальное благополучие (83%); работа, которая приносит хорошие деньги и удовлетворение (68%); любовь, дружба (58%) (на выбор было предложено 7 ценностных позиций).

Респонденты 2 группы (средний возраст 31 год) отметили, что счастье у них ассоциируется не только с устойчивым финансовым и материальным благополучием (71%), но и с семьей (67%), с гарантией стабильности (40%), возможностью личностного роста (33%). Данная группа работающей молодежи уже определилась с жизненными целями, из 7 ценностных позиций приоритетными оказались духовные потребности.

На традиционный ценностный вопрос: «Все ли можно приобрести с помощью денег?» большинство респондентов (97%) ответили традиционно отрицательно, отметив, что уважение, любовь, авторитет в коллективе невозможно купить, так же как и загладить чувство вины перед родителями с помощью денег, если не смог вовремя прийти на помощь или проявить заботу. Такое одинаковое восприятие общечеловеческих истин еще раз доказывает общенациональное духовное единство молодых россиян в вопросах добра и зла.

Следующий вопрос о семейных традициях также вызвал единодушный положительный ответ: «Традиционный брак мужчины и женщины - это ценность» (93%). Остальные респонденты (7%) выделили гражданский брак, отметив свободу в таком виде брака как ценность.

В группе социальных ценностей на первое место по значимости респонденты обеих групп поставили «защищенность молодых специалистов от безработицы». Комментарии: «Пенсионная реформа не учитывает проблемы молодых людей. Если представители старшего поколения останутся на своих рабочих местах, вакансий для молодых будет в десятки раз меньше»; «...работодатель несет юридическую ответственность за отказ в приеме на работу 50-летним, а про молодежь никто не подумал», «на рынке труда творится беспредел, никто не контролирует отбор, принимают только по родственным связям», «молодые специалисты с высшим образованием никому не нужны».

В отношении утраченных моральных норм, которые имеют тенденцию к еще большему уменьшению распространения среди молодежи, обе группы респондентов отметили отсутствие совести, отсутствие справедливости, отсутствие некоторых личностных нравственных качеств, таких как скромность, почтительное отношение к пожилым. При этом респонденты отметили, что данные ценности все-таки присутствуют у небольшого процента молодых людей, в основном у верующих.

На вопрос: «Что нужно изменить в обществе и в себе, чтобы ценностные ориентиры были правильными?» респонденты ответили следующим образом:

1 группа: «Уделять воспитанию детей больше внимания, не перекладывая это на компьютер»; «нравственные качества развивать с малых лет. Если не развили - наблюдать за другими, читать»; «относиться к другим так, как хотелось бы, чтобы относились к тебе»; «в школе воспитывать чувство патриотизма, рассказывая о героях»; «чаще говорить о реальных порядочных молодых людях»; «объединяться в молодежные группы сначала на региональном уровне, потом в большие объединения, чтобы сделать страну лучше».

2 группа: «На уровне государственной политики провозглашать и поддерживать те нравственные ценности, которые считаются традиционными»; «ценить то хорошее, что имеем сейчас»; «ввести цензуру на телевидении, запретить показ агрессии и грубости»; «для руководителей проводить лекции и тренинги»; «объяснять понятным языком религиозные нравственные заповеди: не завидуй, не лги, не кради, не убей».

Таким образом, в студенческой среде есть понимание того, что общечеловеческие традиционные ценности необходимы обществу. Этическим достижением на сегодняшний день можно считать единодушное признание молодыми людьми преходящего значения материальных ценностей, стремление к сохранению семейных традиций. Вместе с тем, выявилось преобладание меркантильных потребностей над духовными, потеря интереса к нравственным устоям общества и этичному поведению, непонимание сущности патриотизма, неверие в государство как гаранта защиты прав молодого поколения, преобладание пессимистических настроений. В связи с этим возникает противоречие: с одной стороны, молодежь выражает потребность влиять на процесс воспитания нравственных ценностей; с другой стороны - выбор ценностей является выбором самой личности, на которую влияют внешние факторы: социальная среда, информационные ресурсы. Процесс воспроизводства ценностей частично поддается направленному воздействию и сознательному контролю через воспитание, а также посредством самосовершенствования, через поступки человека. Важную роль в поддержании ценностей играет государство и его социальная политика, а также система воспитания и образования на всех ее уровнях: семейном, дошкольном, школьном, профессиональном.

Общечеловеческие ценности значимы во все времена, и пока человек живет в обществе, он будет чувствовать потребность в уважении со стороны окружающих и стремление в передаче своих духовных ценностей. Чем больше теоретических знаний в области этики получает молодой человек, тем вероятнее возможность применения полученных знаний в практике общения в молодежной среде.

Список литературы

1. Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина // Ежемесячный научный журнал «Дискуссия», номер 2, февраль 2010 г. с. 92-93.

2. Кузнецов В.Г. Философия / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В.В. Миронов, К.Х. Момджян. - Москва: ИНФРА-М, 2003. - 518 с.

3. Проблемы организации работы с кадровым резервом на машиностроительных предприятиях/ Фролова И.И.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. № 3 (8). С. 178-182.

4. Внутренний аудит системы менеджмента качества на предприятии/ Фролова И.И.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 1 (11). С. 286-293.

5. Использование технологии контроллинга в системе менеджмента качества предприятия/ Фролова И.И., Максимов Д.Ф.// Современные материалы, техника и технологии. 2016. № 2 (5). С. 214-220.

6. Оценка персонала строительных компаний на основе концепции TQM/ Фролова И.И., Галеев Б.Ш.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 5 (15). С. 31-36.

7. Разработка системы взаимоотношений с потребителями на основе концепции клиентоориентированности/ Муратов Р.Р., Фролова А.А., Фролова И.И.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 5 (15). С. 92-100.

8. Совершенствование деятельности отдела технического контроля на автомобильном предприятии/ Вахрамеева Е.А., Фролова И.И.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 5 (15). С. 19-25.

9. Исследование аптечного ассортимента лекарственных препаратов, применяемых для лечения угревой болезни/ Даутова И.И., Фролова И.И.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 7 (17). С. 77-83.

10. Совершенствование системы коммуникации с потребителями/ Конычев А.С., Фролова И.И.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 6 (16). С. 60-66.

11. Управление оборудованием на предприятиях пищевой промышленности/ Хузи-на А.Ф., Фролова И.И.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 6 (16). С. 172-178.

12. Анализ нравственно-этических ценностей студенчества/ Петрова Т.А./ Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 7 (25). С. 140-147.

13. Анализ методов управления поведением студентов в высшем учебном заведении/ Петрова Т. А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. № 2 (7). С. 210-214.

14. Новые функции кадровой службы учреждения/ Петрова Т.А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 7 (25). С. 148-154.

15. Анализ терминологии в науке управления персоналом/ Юркова М.С., Петрова Т. А.// В сборнике: Поколение будущего: Взгляд молодых ученых - 2015 сборник научных статей 4-й Международной молодежной научной конференции в 4-х томах. Ответственный редактор: Горохов А. А.. 2015. С. 404-407.

16. Внутренний рынок труда: сущность и особенности/ Юркова М.С., Петрова Т. А.// В сборнике: Поколение будущего: Взгляд молодых ученых - 2015 сборник научных статей 4-й Международной молодежной научной конференции в 4-х томах. Ответственный редактор: Горохов А.А.. 2015. С. 407-410.

17. Мотивация и мотивирование: различие в понятиях/ Юркова А.С., Петрова Т.А.// В сборнике: Актуальные вопросы развития современного обществ, сборник научных статей VI Международной научно-практической конференции. 2016. С. 373-375.

18. Аспекты единства и различий между понятиями "кадровая политика" и "кадровая стратегия"/ Юркова М.С., Петрова Т.А.// В сборнике: Актуальные вопросы развития современного обществ, сборник научных статей VI Международной научно-практической конференции. 2016. С. 375-377.

19. Влияние темперамента на выбор профессии/ Петрова Т.А., Касьяненко Т.В.// В сборнике: Будущее науки-2017, Сборник научных статей 5-й Международной молодежной научной конференции: в 4-х томах. Ответственный редактор Горохов А. А.. 2017. С. 125-129.

20. Совершенствование методов оценки государственных гражданских служащих/ Глущенко Д.Н., Петрова Т. А.// В сборнике: Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы и пути их решения, Сборник научных статей 7-ой Международной научно-практической конференции. 2017. С. 75-77.

21. Проблемы реализации кадрового резерва в органах государственного управления/ Гусева Е.В., Петрова Т.А.// В сборнике: Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы и пути их решения, Сборник научных статей 7-ой Международной научно-практической конференции. 2017. С. 85-88.

Petrova Tatyana Alexandrovna, Ph.D., associate professor Ugra State University, Khanty-Mansiysk, Russia ANALYSIS OF THE VALUES OF STUDENTS YOUTH

(e-mail: TA_Petrova@inbox.ru)

Abstract. This article analyzes the results of a survey conducted among full-time and parttime students. The purpose of the analysis is to determine the value priorities among students, identify problem areas, and address the moral problems of students. Keywords: material values, spiritual values, social values, patriotism, questioning, respondents.

УДК 378

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА РАБОТНИКОВ ВЫСШЕГО

УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ Петрова Татьяна Александровна, к.ф.н., доцент

Югорский государственный университет, г.Ханты-Мансийск, Россия

(e-mail: TA_Petrova@inbox.ru)

В данной статье проанализированы моральные нормы, которых придерживаются участники образовательного процесса в высшем учебном заведении, а также документы, определяющие нормы делового общения в вузе.

Ключевые слова: профессиональная этика, Кодекс профессиональной этики работников вуза, этика делового общения, моральные нормы, анкетирование, респонденты, нравственная культура.

Профессиональная деятельность работников высшего учебного заведения образует сложную систему взаимосвязанных нравственных отноше-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.