АНАЛИЗ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПОВЕДЕНИЕМ СТУДЕНТОВ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ Петрова Татьяна Александровна, к.ф.н.,
доцент кафедры менеджмента
Югорский государственный университет, г.Ханты-Мансийск, Россия
В статье анализируется возможность управления поведением студентов вуза при помощи внедрения регламентирующих норм, отраженных в Кодексе этики студентов.
В соответствии с классическими теориями управления, поведение человека поддается управленческому воздействию, и, независимо от возраста и воспитания индивида, поведение меняется в зависимости от внешних факторов, к которым относятся, в числе прочих, методы управления, и внутренних факторов - характера, самооценки, мотивации. Поступив в высшее учебное заведение, совершеннолетний человек проходит несколько периодов адаптации: физиологическую (к учебным нагрузкам), социально-психологическую (к новому студенческому и преподавательскому коллективу), организационную (к правилам обучения и поведения). При одинаковых внешних условиях каждый студент по-разному реагирует на изменение ситуации, его дальнейшее поведение определяется тем, насколько правильно выбраны методы организационного (административного) воздействия и насколько корректно применяется система требований по отдельным дисциплинам.
У индивида имеются две степени свободы в построении своего поведения в организации: с одной стороны, он обладает свободой в выборе форм поведения - принимать или не принимать существующие в организации формы и нормы поведения, а с другой - может принимать или не принимать ценности организации, разделять или не разделять ее философию. Каждый тип поведения характеризуется объективными и субъективными мотивами, пониманием необходимости определенного поведения, склонностью к нему [1]. Студент настроен на относительную свободу принятия своих решений по поводу, например, посещения занятий. Результаты такого решения видны не сразу, и когда в период сессии студент получает неудовлетворительную оценку, он, будучи «приспособленцем» или «бунтарем», склонен обвинять в этом несправедливые условия, предвзятое отношение, неравномерную нагрузку и т.п. Негативные эмоции, связанные с несбывшимися ожиданиями, сопровождаются отсутствием дальнейшего интереса к обучению, заниженной самооценкой и другими неприятными последствиями. Поэтому задача высшего учебного заведения состоит в том, чтобы на протяжении всего периода обучения выстроить единые требования к поведению студента, как со стороны организации, так и со стороны преподавателей при проведении занятий. Преподаватель выступает в данном случае и как представитель управляющей системы, и как воспита-
тель, который своим поведением (манерой общения) демонстрирует нормы педагогической этики и ежедневного этикета.
С точки зрения теории менеджмента, управление поведением является основой руководства людьми. Так, школа научного управления (Ф.Тейлор) уделяла внимание правильной системе дисциплинарных санкций и стимулированию для повышения эффективности труда; школа классического управления (А.Файоль) ввела принципы дисциплины и справедливого вознаграждения за качественный труд; теория бюрократического управления М.Вебера была построена на системе правил и процедур поведения в конкретных ситуациях. И хотя бюрократизм и бюрократы подвергаются постоянной критике со стороны современных теорий менеджмента, ни одна организация в образовательной системе не обходится без иерархического построения, оформления приказов, подчинения нижестоящего работника вышестоящему, четкой системы процедур и правил, ориентации системы коммуникаций на утвержденные нормы поведения. Но одновременно с этим, в соответствии с «теорией человеческих отношений» (Э.Мэйо), на эффективность умственного труда влияют социальные нормы поведения, социальные стимулы (общественное поощрение, например) в значительной мере сказываются на поведении членов группы, групповые факторы поведения главенствуют над личностными и для деятельности всей группы важно неформальное лидерство. Из этого следует, что необходимым условием воспитания нужного поведения в студенческой группе являются административные и социально-психологические методы воздействия, беседы с отдельными студентами, благодарность за хорошую учебу, выявление лучших студентов, стимулирование их творческой активности, внедрение общих норм поведения в виде кодекса этики.
В психологии отношений морально-этическое восприятие действительности рассматривается как высшее чувство наряду с интеллектуальным и эстетическим. Моральное формирование личности основывается не только на требованиях, но и на знании образцов и на процессе сопоставления своих действий и поступков с образцами, с оценкой. Этот внутренний процесс приводит к образованию оценочных отношений, формирующихся в связи с этическими, эстетическими, юридическими и другими критериями поступков и переживаний человека [2].
Соответственно формированию этических оценок и связанной с этим критикой себя и других возникает требовательность, или требовательное отношение к окружающим и к самому себе. Отсюда же вытекает и особый вид этического отношения к другому человеку - уважение в положительном случае и пренебрежение или презрение в противоположном случае [2].
Социальная направленность личности проявляется и формируется в отношениях, поэтому важно, чтобы доминирующими были гуманные отношения, умение сохранять внутреннее равновесие и доброжелательность в общении. Еще совсем недавно этика в молодежной среде рассматрива-
лась как архаичное явление, но политические события последних лет показали необходимость уделять этическому воспитанию более пристальное внимание. Участники Третьего Всероссийского конгресса проректоров по воспитательной работе образовательных организаций высшего образования отмечают, что необходимо активизировать деятельность по граждан-ско-патриотическому воспитанию студенческой молодежи и утверждению в студенческой среде традиционных культурных, духовно-нравственных и национальных ценностей [3]. В Основах государственной молодежной политики отмечается, что в настоящее время существует тенденция нарастания негативного влияния целого ряда внутренних и внешних факторов, повышающих риски роста угроз ценностного, общественного и социально-экономического характера. Проблемным фактором является деструктивное информационное воздействие на молодежь, следствием которого в условиях социального расслоения, как показывает опыт других стран, могут стать повышенная агрессивность в молодежной среде, национальная и религиозная нетерпимость, а также социальное напряжение в обществе [4]. Для достижения целей государственной молодежной политики необходимо обратить внимание на формирование системы ценностей, предусматривающей создание условий для воспитания и развития молодежи, обладающей гуманистическим мировоззрением, устойчивой системой нравственных и гражданских ценностей [4].
Современные теории менеджмента описывают структуру потребностей человека, так как именно различные потребности определяют поведение. В многочисленных теориях мотивации предпринимается попытка понять, что побуждает человека к деятельности и как изменить его поведение, применяя различные стимулы. Управление поведением в организации предусматривает формирование и развитие стандартов поведения, формирование правил желаемого поведения, изменение мотивационных установок, корректировку и модификацию моделей поведения. Модели эффективного поведения формируются в соответствии с принятой стратегией развития организации. Так, в высших учебных заведениях разрабатывается Кодекс профессиональной этики педагогических работников. Соответственно, для студентов в большинстве вузов утверждается Кодекс этики студентов.
В Югорском государственном университете (г. Ханты-Мансийск) с 2014 года действует «Кодекс этики студентов ЮГУ» (далее по тексту -Кодекс). Разрабатывался он несколько лет, предшествующая работа включала анкетирование студентов, анализ восприятия студентами действительности, апробирование этических норм на отдельных студенческих группах. Первоначальный вариант Кодекса включал неформальные обращения к студентам, призыв к эмоциональному восприятию данного документа. Предполагалось, что студенческий Кодекс должен отличаться от преподавательского Кодекса именно неформальным стилем изложения норм и правил. При этом содержательная сторона правил от этого только бы выиграла. К примеру, в разделе 3 Кодекса «Нормы поведения» вместо
традиционного правила «добросовестно, серьезно и своевременно исполнять свои обязанности по отношению к учебному процессу» предлагалось следующее объяснение: «В обучении не бывает легких и гладких путей. Успехи и разочарования, различные испытания закаляют, раскрывают возможности и способности, учат преодолевать трудности, дают уверенность в своих силах - если относиться к учебе ответственно и добросовестно». Или, например, правило «проявлять порядочность по отношению к людям» сопровождалось пояснением: «Студент не позволяет себе само утверждаться за счет других: недопустимо присваивать чужие достижения, мысли, идеи, хвастаться успехами, ставя себя выше других».
Кодекс в окончательном варианте все-таки приобрел более официальную форму, включая в себя основные правила и этические принципы в традиционном виде: уважать права, законные интересы, честь и достоинство окружающих людей, доброжелательно относиться к друг к другу, к преподавателям и работникам вуза, контролировать свою речь, вести здоровый образ жизни, придерживаться делового стиля в одежде, соблюдать правила делового этикета, помогать друг другу. Кодекс содержит также другие нормы и правила, касающиеся поведения студента.
Принятие Кодекса сопровождалось определенными организационными мероприятиями: созданием Этической комиссии университета, разработкой мер поощрения и наказания. Студентам, показывающим образец этичного поведения, определены различные формы морального поощрения: объявление благодарности, награждение грамотой университета, направление Благодарственного письма родителям студента, размещение фотографии студента на стенде «Самые доброжелательные студенты», учет этичного поведения в общем рейтинге оценки студента. Студентам, не выполняющим норм этики, за систематическое несоблюдение этических норм предусмотрено объявление замечания, выговора, отчисление из вуза за неэтичное поведение, в соответствии с Уставом университета и Кодексом этики студентов [5].
В Кодексе прописана процедура разрешения нравственных споров. Так, в случаях моральных дилемм (проблемных ситуаций, выход из которых предполагает лишь два взаимоисключающих решения, причем оба эти решения не являются безупречными с моральной точки зрения) студент может обратиться за разъяснениями или помощью в Этическую комиссию университета. Режим конфиденциальности процедуры разрешения нравственных споров является необходимым условием для ее проведения и принятия решения в обстановке доверия и безопасности [5].
Результаты влияния Кодекса на поведение студентов пока не исследовались научными методами, т.к. один год действия - небольшой срок, но можно отметить некоторые положительные моменты: при возникновении конфликтных ситуаций студенты уже обращались к экспертам по этике; каждой студенческой группе был выдан экземпляр Кодекса, и при необходимости копия Кодекса передавалась нарушителю. Большинство
студентов не нарушают правила поведения в силу своего воспитания и достаточно высокого этического уровня, но именно они были инициаторами принятия такого документа. В своих творческих (анонимных) эссе, посвященных доброжелательности в обществе и этичности делового общения, студенты написали: «Если люди научатся быть добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, то в мире станет намного меньше несчастных случаев. Подарив добро другому человеку, можно растопить его сердце и, возможно, он поможет другому человеку. Так, передавая доброжелательность по миру, можно улучшить нашу жизнь»; «помогать друг другу нужно не ради славы и благодарности, а просто так. Только тогда мы сможем что-то изменить в нашей жизни»; «людям нужно стать менее эгоистичными и начинать замечать людей вокруг себя. Каждому человеку приятно вежливое, внимательное отношение, но не нужно ждать этого от других, нужно самому проявлять такие качества».
Таким образом, при помощи регламентации этических норм и социально-психологических методов воздействия можно модифицировать поведение студентов в целях выработки оптимальной поведенческой модели, необходимой для усвоения знаний и эффективной коммуникации. Функциональные формы поведения, описанные в Кодексе, закрепляются с помощью положительного морального воздействия (поощрения, благодарности, подтверждение правильности выбранного способа лидерства в группе). Дисфункциональные формы поведения требуют применения различных форм наказания студента, и Кодекс помогает конкретизировать моменты нарушения. Не вызывает сомнения наличие этичности поведения со стороны преподавателя, который является образцом поведения для студента при соблюдении принципов справедливости, честности, доброжелательности, объективного отношения и добросовестного исполнения своих обязанностей. Итогом модификации поведения студента является такое организационное поведение, которое позволит повысить социальную эффективность учебной деятельности, сократить количество недобросовестных студентов, уменьшить вероятность возникновения конфликтов в студенческой среде, обратить внимание на культуру речи студентов, повысить результативность деятельности вуза в целом, воспитать ответственных и добросовестных будущих специалистов.
Список литературы
1. Управление персоналом организации. Учебник/ Под ред. А.Я. Кибанова. — 3-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2009.
2. Мясищев В.Н. Психология отношений. - М.: Институт практической психологии, 1995.
3. Резолюция Третьего Всероссийского конгресса проректоров по воспитательной работе образовательных организаций высшего образования, 2014 г.
4. Основы Государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 .11.2014 № 2403-р.
5. Кодекс этики студентов Югорского государственного университета, 2014.