Научная статья на тему 'Воспитание девушек-курсантов в системе военного образования'

Воспитание девушек-курсантов в системе военного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
598
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОДЕРЖАНИЕ / ФОРМЫ / ПРИЕМЫ / ТЕХНОЛОГИИ / ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД / ДЕВУШКИ КУРСАНТЫ ВОЕННОГО ВУЗА / UPBRINGING / TEACHING / EDUCATION / MILITARY EDUCATION / CONTENTS / FORMS / TECHNIQUES / MEANS / TECHNOLOGIES / METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Светлана Анатольевна

В статье отмечается тенденция роста числа женщин среди личного состава Вооруженных Сил, что делает актуальным организацию их военно-профессиональной подготовки в военных вузах. Обращается внимание на особенности гендерного подхода в организации воспитательной работы с девушками курсантами в условиях военного вуза. Обосновывается необходимость опоры на идею дополнительности содержания, форм средств и технологий воспитания в женских подразделениях, формирование и развитие гендерной культуры у девушек, культивирование женственности. Описывается значимость обучения способам эмоциональной разрядки, навыкам подавления негативных эмоций. Показана роль использования шефских связей для обеспечения удовлетворения потребности в заботе о ком-то, стимулировании интереса к проблемам других, к трансляции своего позитивного социального опыта. Отмечается потребность поиска и адаптации технологий работы с девушками-курсантами в условиях военного вуза, их включения в логику воспитательной модели, содержащей сочетание принудительности (подчинения), адаптивности (приспособления) и побудительности (содействия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитина Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание девушек-курсантов в системе военного образования»

УДК 378 ; 355.1

Никитина Светлана Анатольевна

Военная академия РХБ защиты им. Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко, г. Кострома

clear211@rambler.ru

ВОСПИТАНИЕ ДЕВУШЕК-КУРСАНТОВ В СИСТЕМЕ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье отмечается тенденция роста числа женщин среди личного состава Вооруженных Сил, что делает актуальным организацию их военно-профессиональной подготовки в военных вузах. Обращается внимание на особенности гендерного подхода в организации воспитательной работы с девушками курсантами в условиях военного вуза. Обосновывается необходимость опоры на идею дополнительности содержания, форм средств и технологий воспитания в женских подразделениях, формирование и развитие гендерной культуры у девушек, культивирование женственности. Описывается значимость обучения способам эмоциональной разрядки, навыкам подавления негативных эмоций. Показана роль использования шефских связей для обеспечения удовлетворения потребности в заботе о ком-то, стимулировании интереса к проблемам других, к трансляции своего позитивного социального опыта. Отмечается потребность поиска и адаптации технологий работы с девушками-курсантами в условиях военного вуза, их включения в логику воспитательной модели, содержащей сочетание принудительности (подчинения), адаптивности (приспособления) и побудительности (содействия).

Ключевые слова: воспитание, обучение, образование, военное образование, содержание, формы, приемы, технологии, гендерный подход, девушки курсанты военного вуза.

Конец восьмидесятых и начало девяностых годов прошлого века в России ознаменовались серьезными переменами в социальной, политической, экономической жизни общества, в расстановке геополитических приоритетов, в концептуальных подходах к вопросам обеспечения национальной безопасности страны, что привело к глубокой и разносторонней модернизации Вооруженных Сил Российской Федерации, потребовало перехода от кадрово-призывного к контрактному принципу комплектования войск, реформирования военного образования. Именно в этот период отмечается, с одной стороны, увеличение численности военнослужащих-женщин в армейских подразделениях, с другой стороны, расширение их функций и содержания деятельности. Поэтому наблюдается интерес в науке и периодической печати к проблеме: «Женщина и армия».

Анализ публикаций, посвященных вопросу привлечения женщин на военную службу, позволяет констатировать, что практика их включения в личный состав Вооруженных Сил существовала во многих странах мира с появлением массовых армий и в последующие десятилетия отмечается неуклонное увеличение их доли.

Историко-педагогический анализ данной проблемы, выполненный С.Л. Рыковым, свидетельствует об эволюции военно-профессионального статуса женщин на различных исторических этапах: на первом (IV в. до н.э. - сер. XVI в. н.э.) их деятельность связана с ранними женскими формированиями (амазонки), функциями охраны порядка (спартиатки), охраны глав государств, обслуживания воинских отрядов в ходе боевых действий; на втором (сер. XVI в. - к. XIX в.) отмечается постепенная институализация их представительства в боевых подходах наравне с мужчинами (Англия, Канада, Франция); на третьем (с нач. XX в. по настоящее время) характеризуется их полноправное участие в военно-профессиональной деятельности

и расширение спектра воинских профессий с их участием [8, с. 21].

Не стала исключением в этом отношении и Россия. Несмотря на то, что военная служба длительное время считалась мужским делом, известны, во-первых, отдельные случаи успешного участия женщин, скрывавших свой пол в военных действиях (Н.А. Дурова, А.М. Тихомирова и др.), во-вторых, формирование в 1787 году женского «потешного» подразделения, в-третьих, создание в годы первой мировой войны женских «батальонов смерти», в-четвертых, участие многих женщин в рядах Красной армии в годы гражданской (Р.С. Землячка, Л.Г. Москиевская, О.М. Овчинникова, Л.М. Рейс-нер, В.И. Суздальцева и др.) [2, с. 258].

В Великую Отечественную войну женщины служили в войсках связи, ПВО, авиации, тылового обеспечения, в дорожных частях, военно-медицинских учреждениях, в разведке, в стрелковых бригадах. Своей повседневной деятельностью они доказали, что физически, психологически способны преодолевать трудности, ответственно относиться к порученным заданиям, принимать обдуманные решения.

Следовательно, к концу двадцатого века в феминизированных армиях мира, в отечественной практике отмечается привлечение женщин к участию в военно-служебной деятельности, благодаря чему был накоплен определенный опыт использования их природного и социального ресурса для решения конкретных задач обеспечения национальной безопасности страны. В последующие годы под влиянием комплекса социально-экономических и демократических факторов во многих странах мира и в России отмечается тенденция процентного роста числа женщин среди личного состава Вооруженных Сил, что делает актуальным организацию их военно-профессиональной подготовки в военных вузах.

Анализ периодической печати, сайтов военно-учебных заведений страны, сайта Министерства обороны Российской Федерации позволяет сде-

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «ij- 2016, Том 22

© Никитина С.А., 2016

160

лать ряд выводов: 1) процесс подготовки девушек в качестве военных специалистов, сопровождающийся констатацией достигнутого образовательного уровня, в военных вузах ведется по многим специальностям и профилям в течение 5 лет и завершается выдачей диплома государственного образца с присвоением звания «лейтенант». В ряде вузов практикуется обучение в рамках среднего специального образовательного уровня; 2) отбор кандидатов для зачисления включает определение годности по состоянию здоровья, профессиональной пригодности (на основе обследования), общеобразовательной подготовленности по результатам ЕГЭ и проверки физической готовности. Несмотря на столь серьезные требования средний конкурс среди девушек по военным вузам последние годы составлял 12,4 человека на место; 3) ведущими мотивами выбора профессии военного были: желание продолжить семейную традицию (15%), возможность на бесплатной основе получить хорошее образование (24%), гарантированное трудоустройство после окончания вуза (18%), социальная защищенность (18,5%), возможность самореализации (12%), надежда на успешную служебную карьеру (3%), решение личных проблем (3%), другие варианты (6%); 4) предпочтение профиля будущей деятельности очень разнообразны. Однако в первых рядах при ранжировании находятся все военно-медицинские профессии, системы специальной связи и информационно-телекоммуникационные технологии, эксплуатация автоматизированных систем, финансы, экономическая безопасность, военный перевод, психологическое и правовое обеспечение. При этом, наборы девушек-курсантов периодически объявлялись в некоторые военные вузы или, несмотря на востребованность этих выпускников, прекращались в течение нескольких лет, в результате чего нарушалась преемственность в работе с ними и в первую очередь в их профессиональном воспитании.

Проведенные нами опросы на курсах повышения квалификации для командного и профессорско-преподавательского составов военных учебных заведений свидетельствуют, что существует неодобрительное отношение к обучению девушек в высшей военной школе. В частности, 56% опрошенных командиров подразделений, 51% преподавателей специальных дисциплин, признавая их более высокие учебные результаты, более развитые прилежание, ответственность, самостоятельность, чем у юношей, считали не целесообразным готовить из них специалистов для армии в военных вузах с экономической, морально-психологической точки зрения, а также указали на трудности, к преодолению которых они не подготовлены, что осложняет организацию всего образовательного процесса (гигиенические проблемы, особенности межличностных отношений, специфика реакций

на конфликты, отсутствие методики воспитания и обучения с учетом гендерных различий). Таким образом, сложилось явное противоречие между необходимостью подготовки девушек-курсантов в вузе, и неподготовленностью специалистов, которые по долгу службы работают с ними, фрагментарностью используемых приемов, методов, их несистемностью при организации профессионального воспитания в военном вузе.

Разрешение этого противоречия требует, во-первых, уточнение понимания содержания профессионального воспитания девушек-курсантов, во-вторых, на основе тендерного подхода объяснения форм и методов такого воспитания, в-третьих, характеристики методики организации воспитательной работы с ними в условиях военного вуза.

Профессиональное воспитание, вслед за Н.М. Борытко, И.А. Колесниковой, мы будем рассматривать как специально организованную педагогическую деятельность, ориентированную на формирование и развитие у обучающихся социально-профессионального опыта, создание условий для их успешной самореализации в профессиональном сообществе [6].

Содержание такого воспитания будет включать общие и особенные элементы. Общие отражены в нормативно-правовой базе, касающейся вопросов организации воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации и в системе военного образования. В них определены цели, задачи, основные направления деятельности ответственных лиц.

Цель, в частности, сформулирована предельно четко: «формирование воина-защитника Отечества, способного осознанно и достойно защищать интересы государства [4, с. 6], развитие у военнослужащих качеств российского патриота, военного профессионала и высоконравственной личности» [4, с. 38].

В соответствии с целью основными направлениями воспитания провозглашаются: государственно-патриотическое, воинское, нравственно-правовое, экономическое, эстетическое, физическое, экологическое. Комплексная их реализация через информационно-пропагандистскую, военно-социальную, культурно-досуговую, психологическую работу призвана обеспечивать необходимый уровень морально-психологического состояния обучающихся, их защищенность от негативных внешних воздействий, организованность, соблюдение дисциплины и правопорядка, культивировать у курсантов профессионально и социально значимые качества личности.

Особенная составляющая профессионального воспитания продиктована тем, что быть мужчиной и женщиной в обществе - это не только иметь анатомические различия, но и выполнять отличающиеся предписанные гендерные роли (С.Г. Айва-

зова, С.Л. Бем, В.Г. Горчакова, Г.М. Коджаспиро-ва, Г.Г. Силласте, Л.В. Штылева и др.), что, в свою очередь, требует учета этих обстоятельств в процессе образования и социализации.

Как отмечает в своих работах ряд исследователей [3; 5; 7; 11 и др.], во-первых, в современной научной литературе сложилось представление о бинарной оппозиции, предписываемой гендер-ными стереотипами (логичность - интуитивность, абстрактность - конкретность, сила Я - слабость Я, непостоянство - верность и др.), которые, с одной стороны, формируют отношение к роли женщины в обществе, с другой стороны, определяют ее место и ресурсы в системе социальных отношений и в профессиональной сфере. Во-вторых, женскому коммуникативному поведению характерны особенности (контактность, коммуникабельность, легкое переключение с мыслей на чувства, эм-патийность, гибкость и др.), которые также накладывают отпечаток на деловые и межличностные отношения в условиях мужского окружения; в-третьих, женщинам присущи личностные качества (усидчивость, скрупулезность, аккуратность, внимательность к работе, готовность к решениям и т.п.), которые позволяют ей уверенно чувствовать в ряде повседневных ситуаций.

В то же время, в большинстве своем, девушки не имеют достаточного опыта действовать в составе команды, не ориентированы на объединение для достижения успеха, легко попадают под влияние «теневых» сторон профессии, стараясь демонстрировать маскулинность в поведении, могут идти на поводу у своих эмоций, демонстрировать высокую тревожность.

Ретроспективный анализ собственного опыта обучения в Новочеркасском высшем командном училище связи имени Маршала Советского Союза В.Д. Соколовского, опыт работы с девушками-курсантами в Академии радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко в качестве командира взвода, изучение материалов по организации воспитательной работы в женских подразделениях в других военных вузах позволяют выявить ряд проблем, которые мы условно разделили на три группы:

1) проблемы, связанные с организацией жизнедеятельности в военном вузе (обусловленные сочетанием специфики военно-профессионального бучения и военно-служебной деятельности, недостаточностью в содержании образования и повседневном общении желательных образцов для идентификации и выбора ценностных ориентиров, социально-профессионального самоопределения, построения личной карьеры);

2) проблемы гендерных взаимоотношений внутри учебных групп и гетерогенных воинских коллективов, порождаемые официальной субординацией, преобладанием заискивающе защитных стратегий

поведения, ограниченностью средств и способов для самоутверждения и самореализации;

3) проблемы используемых методов и форм организации воспитательной работы с девушками-курсантами в военных вузах, среди которых рекомендованы: методы убеждения, «контрастной беседы», «сдерживания отрицательных эмоций», «немедленной остановки», стимулирования, индивидуального подхода, поощрения и принуждения [6, с. 34], и формы: экскурсии, праздники, встречи.

Все сказанное выше свидетельствует о необходимости введения в качестве принципа воспитания дополнительности, предполагающего расширение спектра решаемых воспитательных задач, разработку программ, включение новых методов, средств, форм работы с обучающимися. В частности, в целевом блоке к задачам следует добавить формирование и развитие гендерной культуры у девушек, культивирование женственности.

В первом случае подразумевается вооружение девушек-курсантов знаниями об особенностях женской психологии, социально-одобряемых моделях профессионального поведения, сильными и слабыми сторонами деятельности.

Во втором - формирование у обучающихся девушек установки на поддержание у себя внешней (аккуратность, естественность, красота в движениях, настроенность на создание семьи, домашнего уюта, рождение и воспитание детей) и внутренней (тактичность, приветливость, чуткость, умение общаться, способность к сопереживанию и т.п.) женственности, сохранение чувства пола, недопущение «деперсонализации», потери своего Я, своего места в социально-профессиональном сообществе.

Для успешного решения этих задач, наряду с общепринятыми направлениями воспитательной работы, как свидетельствует наш опыт, желательно, во-первых, включить программу «Имидж и общение». В центре внимания программы находятся особенности восприятия девушек-курсантов в гетерогенном коллективе, реализации организационной и управленческой функций женщиной-командиром в воинском подразделении, условия достижения успеха в межличностных отношениях и профессиональной сфере, правила построения карьеры. Дополнить ее, во-вторых, программой «Секреты жизненного успеха», в рамках которой предусматривается вооружение обучающихся знаниями о принципах безопасного поведения, способах волевой, эмоциональной регуляции поведения, развитие у них навыков рефлексивных действий, самосовершенствования, приемов построения и гармонизации семейных отношений, законов ас-сертивного поведения, сохранения и преумножения собственных ресурсов в различных ситуациях повседневности.

Учитывая то обстоятельство, что девушки тяжело переносят всякого рода принуждения, ограни-

162

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22

чения на этапе первичной социальной адаптации, важно обучение их способам эмоциональной разрядки, навыкам подавления негативных эмоций. Для этого организуются тематические тренинги, которые проводят специалисты службы психологического отбора во второй половине дня («Как лучше понять себя», «Потенциальная ловушка», «Как сделать лучше» и др.).

Наряду с принятыми формами и средствами организации воспитательного влияния на обучающихся в военном вузе, в работе с девушками-курсантами с целью расширения пространства для их самореализации, как показывает наш опыт, необходимо использовать шефские связи, обеспечивающие удовлетворение потребности в заботе о ком-то, покровительстве. Они призваны смягчить чувство ностальгии по семье, стимулировать интерес к проблемам других, к проявлению творчества, инициативы, к принятию на себя ответственности, к трансляции своего позитивного социального опыта.

В качестве объекта шефских связей, позволяющего решать все выше сформулированные задачи, был избран приют для несовершеннолетних, находящихся в трудной ситуации, работа с детьми в котором помогала обратить внимание девушек-курсантов на проблемы семьи, материнства и детства.

Предшествовала посещению приюта краткосрочная психологическая, социально-педагогическая, практическая подготовка курсантов. Первая включала серию лекций, бесед, рассказов, видеопросмотров, информирующих будущих шефов о возрастных, социально-психологических особенностях таких детей, их рисках. Вторая касалась вопросов налаживания сотрудничества с этими детьми, приемов и правил поведения, требований к их использованию. Третья представляла собой практикумы по организации деятельности, проведению малых форм воспитательной работы в возрастных группах.

Кроме того, для поддержания уверенности в себе стимулировалось участие девушек в научно-исследовательских, образовательных, социальных проектах. Для развития самоуважения и привития навыков работы в команде поощрялось их занятие спортом. Для разрушения стереотипов, обучения умению выходить за пределы женских традиционных ролей использовался экскурс в женские судьбы.

Реализация дополнительного содержания воспитательной работы с девушками-курсантами в усло-

виях военного вуза потребовала поиска и адаптации технологий, их включения в логику воспитательной модели, содержащей сочетание принудительности (подчинения), адаптивности (приспособления) и побудительности (содействия). За основу нами была взята методика коллективной творческой деятельности в комплексе с технологиями ситуационного обучения и профессиональной пробы.

Таким образом, воспитание девушек-курсантов в условиях военного вуза является сложным, многоаспектным процессом, эффективность которого требует опоры на идею дополнительности его содержания, форм средств и технологий.

Библиографический список

1. Александрова Э.М. и др. Современная девушка: как стать успешной и счастливой. - М.: ВАКО, 2014. - 144 с.

2. Военный энциклопедический словарь. - М.: Воениздат, 2007. - 832 с.

3. Воронова А.В., Мазилов В.А. Гендер: междисциплинарный анализ // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2015. - № 2. -С. 35-40.

4. Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации / под общ. ред. Н.И. Резника. - М.: ГУВР ВС РФ, 2005. - 469 с.

5. Исаев Д.Н. Половое воспитание детей. - Ростов н/Д: Феникс, 1998. - 258 с.

6. Кибальченко И.А. Теория и практика воспитательной деятельности. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 381 с.

7. Коджаспирова Г.М. Гендерная педагогика кадетских образовательных учреждений. - М.: Экон - Информ, 2008. - 99 с.

8. Рыков С.Л. Совершенствование профессионального воспитания военнослужащих-женщин Вооруженных Сил Российской Федерации: Авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2003. - 45 с.

9. Словарь по социальной педагогике / авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Академия, 2002. - 368 с.

10. Тихонова А.Е. Женщины в меняющемся мире: история и современность. - Ижевск: УдГУ, 1996. - 173 с.

11. Хрипкова А.Г. Девочка - Подросток - Девушка. - М.: Просвещение, 1993. - 312 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.