Научная статья на тему 'Особенности гендерного подхода к реализации образовательного процесса в военных вузах России'

Особенности гендерного подхода к реализации образовательного процесса в военных вузах России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безопасность / образование / военные высшие учебные заведения / курсант / гендерный подход. / security / education / military higher education institutions / cadet / gender ap- proach.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М А. Медяева

В последние годы отмечается рост интереса к военной службе со стороны женской части общества. Это подтверждают данные конкурсного отбора абитуриентов в военные высшие учебные заведения. В статье рассмотрены особенности гендерного подхода к реализации образовательного процесса в военных вузах, с целью формирования целостной, саморазвивающейся, конкурентоспособной личности для выполнения профессиональных обязанностей военнослужащего Вооруженных сил Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF GENDER APPROACH TO THE IMPLEMENTATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN MILITARY UNIVERSITIES OF RUSSIA

In recent years, there has been a growing interest in military service on the part of the female part of society. This is confirmed by the data of the competitive selection of applicants to military higher educational institutions. The article discusses the features of the gender approach to the implementation of the educational process in military universities, with the aim of forming a coherent, self-developing, competitive personality to perform the professional duties of a military man of the Armed Forces of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Особенности гендерного подхода к реализации образовательного процесса в военных вузах России»

ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА К РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВОЕННЫХ ВУЗАХ РОССИИ

М.А. Медяева, преподаватель

Военная академия воздушно-космической обороны им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова (Россия, г. Тверь)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10911

Аннотация. В последние годы отмечается рост интереса к военной службе со стороны женской части общества. Это подтверждают данные конкурсного отбора абитуриентов в военные высшие учебные заведения. В статье рассмотрены особенности ген-дерного подхода к реализации образовательного процесса в военных вузах, с целью формирования целостной, саморазвивающейся, конкурентоспособной личности для выполнения профессиональных обязанностей военнослужащего Вооруженных сил Российской Федерации.

Ключевые слова: безопасность, образование, военные высшие учебные заведения, курсант, гендерный подход.

Женское образование многие годы было маргинальным. Девочки воспитывались исключительно в семье. Вплоть до конца XIX века нормой считалось раздельное обучение, которое жестко отстаивала церковь. Её аргументами, против совместного обучения, были забота о сохранении нравственности.

Неоценимый вклад в развитие женского образования в России сделала Екатерина II. Именно она открыла 1764 году в Санкт-Петербурге Воспитательное общество благородных девиц, чьим лозунгом было воспитание «добрых супруг, хороших матерей и хороших хозяек». И только в мае 1918 года в России было введено совместное обучение мальчиков и девочек для устранения неравноправия женского и мужского образования.

Термин «гендер» используется для разграничения биологического и социального толкования ролевых отношений мужчин и женщин в социуме. Он призван подчеркнуть не природную, а социокультурную причину межполовых различий.

Необходимость соблюдения «Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» привела к изменению роли и места женщины в современном обществе. Это позволило им претендовать на любые должности, вклю-

чая должности в рядах Вооружённых сил Российской Федерации (далее - ВС РФ).

Основные направления образовательного процесса в вузах Министерства обороны (далее - МО) сводятся к тому, чтобы дать курсантам многообразие военно-технических, общественно-гуманитарных, узкоспециальных дисциплин, сформировать гармоничную личность, развить профессионально важные качества, что обусловливает острый дефицит времени и приводит к противоречию между потребностью ВС в высококвалифицированных офицерах, в том числе и офицерах-женщинах, и существующей системой обучения и воспитания в военных вузах.

Гендерная асимметрия в военном вузе означает фактическую диспропорцию девушек и юношей в подготовке специалистов и отражает неравенство в этой сфере по половому признаку.

В процессе обучения необходимо воспитывать у курсантов обоих полов толерантное отношение к противоположному полу. Как показывает практика, большая часть курсантов-юношей негативно относятся к тому, что девушки получают военную специальность.

Большинство преподавателей и офицеров, участвующих в образовательном процессе девушек-курсантов, испытывают ор-

ганизационные и социально-

психологические трудности.

Начиная с третьего курса, начинается интенсивное изучение военно-

профессиональных дисциплин. Как отмечается в методических рекомендациях Генерального штаба ВС РФ по организации и ведению образовательного процесса в военных учебных заведениях МО РФ, оно направлено на формирование у выпускников военно-профессиональных теоретических знаний и практических умений и навыков, необходимых для выполнения функциональных обязанностей в войсках.

Девушки в большей степени ориентированы на получение теоретических знаний, а не на овладение практическими навыками, необходимыми для прохождения военной службы. Потому, поступив в высшие военное учебное заведение, она сталкиваются с трудностями, обусловленными следующими причинами:

1) резкая смена содержания, характера учебного материала, форм, методов учебного процесса;

2)слабая физическая подготовленность к требованиям военного вуза;

3) разлука с семьей, друзьями, жизнь в казарме;

4) сомнения в правильности своего выбора;

5) наличие в учебной деятельности целого ряда специфических для девушек дисциплин.

Так же одним из факторов, усложняющим адаптацию девушек-курсантов к условиям пребывания в военном вузе, является гендерная социализация, в частности, гендерные стереотипы, сформировавшиеся у мужчин-офицеров и курсантов-юношей с одной стороны, и у девушек-курсантов с другой.

Если рассматривать курсантов по шкале «мужественность-женственность», то существенных различий нет. У юношей имеется недостаточная мужественность и инфантилизм, а у девушек присутствует как женственные, так и мужественные характеристики.

Результаты обучающихся показывают, что по всем характеристикам показатели группы девушек выше, что опровергает

представления о том, что у девушек интеллектуальные и креативные способности ниже, чем у юношей.

Гендерный компонент образовательного процесса не реализуется, когда преподавателями не учитываются физиологические и психологические особенности представителей разного пола (не считая несколько сниженных нормативов по физической подготовке для девушек).

Если рассматривать процесс восприятия информации, то девушки усваивают новый материал по готовым схемам и информацию по известному алгоритму, а у юношей - активней обучение в дидактическом процессе «от обратного»: сначала - результат, потом - как мы к этому пришли. Одну и ту же учебную дисциплину и один и тот же учебный материал курсанты рассматривают с разными акцентами.

Для юношей именно соревнование является одним из стимулирующих методов обучения. В случае с курсантами-девушками соревнование надо применять дозировано, так как есть вероятность возникновения конфликта.

Одно из важных гендерных отличий, это мотивация к учебной деятельности у юношей и девушек разная. Процесс обучения для курсантов-юношей менее значим. Поэтому важно понимать, что оценка не является ведущим мотивирующим фактором для курсантов-юношей. В совместных учебных группах средний балл курсантов-девушек выше, чем у курсантов-юношей. Это вызвано тем, что девушкам понятнее требования, предъявляемые к процессу обучения, в то время как юношам ближе и понятнее организация несения службы.

Преподаватель, ориентируясь на ген-дерный состав учебной группы, определяет различные стили изложения нового материала на лекции и может расставлять разные акценты.

Из вышеизложенного следует, что отсутствие учета гендерного компонента в процессе обучения заметно снижает как само качество обучения, так и мотивацию курсантов.

Таким образом, для реализации гендер- профессиональных дисциплин) у девушек ного подхода в военных вузах рекоменду- по «левополушарному способу», а у юно-ется: шей по «правополушарному способу»;

- изучение и определение различий ме- -использование форм, методов и жду курсантами-юношами и курсантами- средств обучения с учетом гендерных осо-девушками; бенностей восприятия, анализа и передачи

- комплектование учебных групп по информации. половому признаку (хотя бы при изучении

Библиографический список

1. Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006. - 431 с.

2. Исаева Т. Высшая школа в гендерном ракурсе // Высшее образование в России. -2005. - №11. - С. 154-157.

3. Рыков С.Л., Вдовюк В. Гендерные исследования в педагогике (обзор литературы) // Высшее образование в России. - 2001. - №4. - С. 110-117.

4. Штылёва Л.В. Фактор пола в образовании. Гендерный подход и анализ: Монография. - М., 2008. - 316 с.

5. Костикова И., Митрофанова А., Пулина Н., Градскова Ю. Перспективы гендерного образования в России: взгляд педагога // Высшее образование в России. - 2001. - №2. -С. 105-112.

6. Грошев И.В. Психология половых различий: Монография. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. - 683 с.

7. Синельник М.В. Особенности социализации девушек-курсантов в сфере учебной деятельности в военном вузе // В сб.: Интеграция методической работы и системы повышения квалификации кадров. - Челябинск: Образование, 2010. - С. 205-209.

8. Бызова Л.В. Влияние гендерной идентичности на социально-психологическую адаптацию женщин: автореф. дис. канд. психол. наук. - Ярославль, 2006. - 25 с.

9. Гаах Н.А. Социальная самореализация военнослужащих - женщин Вооружённых сил Российской Федерации (социально-философский анализ): автореф. дис. канд. филос. наук. - М., 2001. - 23 с.

10. Ковальчук И.С. Мотивация профессиональной деятельности военнослужащих женщин вузов МО РФ: автореф. дис. кан. психол. наук. - М., 2003. - 20 с.

11. Крылов А.Ю. Личностно-профессиональная адаптация женщин к условиям военной службы в РВСН: автореф. дисс. кан. психол. наук. - М.: ВА РВСН, 2001. - 22 с.

FEATURES OF GENDER APPROACH TO THE IMPLEMENTATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN MILITARY UNIVERSITIES OF RUSSIA

M.A. Medyaeva, lecturer

Military academy of aerospace defense named after Marshall of the Soviet Union G.K. Zhukov (Russia, Tver)

Abstract. In recent years, there has been a growing interest in military service on the part of the female part of society. This is confirmed by the data of the competitive selection of applicants to military higher educational institutions. The article discusses the features of the gender approach to the implementation of the educational process in military universities, with the aim of forming a coherent, self-developing, competitive personality to perform the professional duties of a military man of the Armed Forces of the Russian Federation.

Keywords: security, education, military higher education institutions, cadet, gender approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.