Научная статья на тему 'О проблеме организации образовательного процесса в военном вузе с курсантами- девушками'

О проблеме организации образовательного процесса в военном вузе с курсантами- девушками Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебный процесс / военные вузы / курсанты- девушки / educational process / military schools / students-girls

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Машин В.Н., Фадькин К.Н., Машин В.В.

В статье рассматриваются проблемы организацииучебного процесса в военном вузе с курсантами – девушками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article deals with the problems of the educational process in military high school with students girls.

Текст научной работы на тему «О проблеме организации образовательного процесса в военном вузе с курсантами- девушками»

Территория науки, 2013.№3

становятся жертвой именно сексуального домогательства, а мужчины -сексуального шантажа со стороны женщин.

Для того чтобы лучше понять природу и проявления этого феномена, рассмотрим фрагмент «Памятки по технике безопасности сексуального харассмента», которая официально распространяется среди сотрудников фирмы Филипп Моррис (см. табл. 2).

В западных странах широко развита практика предъявления исков по обвинению в сексуальном харассменте. По данным Министерства труда США, сумма выплат по делам о харассменте только за 2011 г. превышает миллиард долларов. Эти суммы чаще всего уплачивались работодателями, допустившими на рабочих местах возможность сексуальных приставаний.

В настоящее время в многочисленных статьях в Интернете приводится множество рекомендаций, как себя вести руководителю и чего следует избегать, чтобы не быть обвиненным в харассменте. Большинство из рекомендаций опирается на рассмотренные выше типы его проявления, и их можно выработать логически.

Список литературы

1. Антонова Н.В. Психология управления: Учеб. пособие. - М.: Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010. - С. 162-204.

2. Иванова В.С. Психология управления: Учеб. пособие. - Томск: Изд-во Томского политех. ун-та, 2009. - С. 38-42.

3. Кумкин А.Н., Косцова М.В. Психология управления: Учеб. пособие. - Севастополь: СНУЯЭиП, 2007. - С. 45-60.

Машин В.Н., Фадькин К.Н., Машин В.В.

О ПРОБЛЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВОЕННОМ ВУЗЕ С КУРСАНТАМИ-ДЕВУШКАМИ

Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А.

Гагарина

Ключевые слова: учебный процесс, военные вузы, курсанты-девушки.

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы организации учебного процесса в военном вузе с курсантами - девушками.

Keywords: educational process, military schools, students-girls.

Abstract: This article deals with the problems of the educational process in military high school with students - girls.

81

Территория науки, 2013.№3

Вопрос о допуске женщин к службе в армии совсем не нов. Существует мнение, что женское дело, которому они предназначены самой природой - рождение и воспитание детей. И, лишь, отдельные женщины, воспринимающие свой пол, как ошибку природы способны помышлять о военной службе. [2]. А ведь опыт привлечения на военную службу женщин имеет достаточно глубокие корни. Сведения об этом встречаются уже в первой половине Ш века и относятся к греческой армии [4]. В Российской истории к первым женским подразделениям относят те, в которые привлекались представители слабого пола в качества медсестёр, фельдшеров и врачей. Об этом имеются свидетельства с Крымской (1854-1855), Франко-Прусской (1870-1871), Русско-Турецкой (1877-1878) войн, Русско-Японской компании (1904-1905). В Первую мировую войну призыв на военную службу женщин носил уже массовый характер. В годы Второй мировой войны численность женщин составляла 8% от общей численности регулярных Вооружённых сил [3]. В настоящее время их количество превышает 10% [2].

Примерно с конца XX века ряд военных учебных заведений России стал готовить специалистов тех или иных воинских специальностей из числа девушек [3]. В 2002 году набор девушек-курсантов осуществляли 7 высших военных учебных заведений. К 2008 году количество вузов Министерства Обороны РФ, занимающихся подготовкой военнослужащих женского пола, увеличилось до 17, в том числе набор осуществили такие вузы как Рязанское училище ВДВ, Балтийский военно-морской институт имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Ставропольской военный институт связи и Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж). В 2009 году курсантские погоны вручили девушкам еще и в Ростовском институте РВСН и Тихоокеанском военно-морском институте имени С.О. Макарова.

При этом как, показали наблюдение и специальные исследования, практика ведения образовательной деятельности с девушками-курсантами потребовала иного подхода, явно отличающегося от построения процесса обучения и воспитания курсантов-юношей.

Анализируя традиционную модель организации образовательного процесса в военном вузе, можно констатировать факт, что на настоящий момент имеет место подход, существовавший не одно десятилетие и ориентированный на сугубо мужские коллективы курсантов, не учитывающий поло-ролевых особенностей обучающихся.

82

Территория науки, 2013.№3

На современном этапе развития человеческого общества общеизвестно существование стереотипов мужественности и женственности, отражающих различия в предназначении и психики мужчин и женщин. Но факт телесного несходства мужчин и женщин, ещё не говорит о том, что именно от него происходят все остальные наблюдаемые различия между ними. Помимо конституциональной стороны эти отличия имеют социокультурный контекст, который отражает то, что в данное время в данном обществе считается свойственным и приемлемым для мужчин, а что для женщин. Для выделения и объяснения социокультурных причин межполовых различий введён в 1975 году термин «гендер», обозначающий специфический набор культурных характеристик, которые опредёляют социальное поведение женщины и мужчины [1] и вскрывает отличия «социального пола» от биологического [6].

Широкая проблематика гендерного подхода и его критическая направленность за последние двадцать лет позволили включить гендерный аспект во все существующие на сегодняшний день социально-гуманитарные исследования - от философии, социологии, права, истории до психологии, педагогики и лингвистики. Как показал анализ работ, посвященных проблемам пола в психологопедагогической литературе, ведущие их темы - сексуальнофизиологические и медицинские аспекты воспитания (П.П. Блонский, Д.И. Исаев, В.Е. Каган), анализ совместного и раздельного обучения полов (В.Д. Еремеева, А.В. Мудрик, И.А. Тупицина), учет половых различий в обучении и воспитании (Г.М. Бреслав, И.С. Кон). По данным сайта одного из центов гендерных исследований, за эти годы было представлено более двух тысяч кандидатских и докторских диссертаций, в названии которых звучал этот термин. Во многих крупных вузах созданы центры или лаборатории гендерных исследований. Одним из существенных достижений является возникновение сообщества гендерных экспертов, появившееся в конце 1990-х годов и принимающее участие в обсуждении законопроектов разного уровня и профиля. Однако, при этом следует констатировать, что столь интенсивное развитие нового научного направления пока не привело к системному внедрению гендерного подхода в содержание отечественного высшего образования, тем более реализуемого в военных вузах, ранее не ориентированных на подготовку девушек-курсантов.

По определению Л.В. Штылевой, гендерный подход - это «совокупность представлений, предполагающих, что различия в поведении и воспитании мужчин и женщин определяются не столько

83

Территория науки, 2013.№3

их физическими особенностями, сколько воспитанием,

распространенными в каждой культуре представлениями о сущности мужского и женского, государственной гендерной политикой» [7].

Социальные изменения в обществе ведут к существенным переменам в культурных стереотипах поведения мужчин и женщин. Это вызывает у людей некоторый психологический дискомфорт. Одни говорят об опасности феминизации мужчин, другие - о возрастающей маскулинизации женщин. Еще в 80-е гг. И.С. Кон отмечал, что «происходит ломка традиционной системы половых ролей и соответствующих ей культурных стереотипов» [5].

В настоящий момент эти процессы идут наиболее интенсивно и накладывают определенный отпечаток на формирование гендерных стереотипов поведения современной молодежи. Гендерный подход предполагает освоение позитивных поведенческих моделей, способных минимизировать риск возникновения гендерных конфликтов в образовательной среде.

Юноши и девушки, поступающие в военные вузы, уже имеют достаточно сформированные стереотипы своего поведения и опыт коммуникативных отношений, не всегда позитивный. Поэтому в процессе обучения необходимо воспитывать у курсантов обоих полов толерантное отношение к проявлению черт, свойственных противоположному полу. Как показывают проведенные опросы, около 40% курсантов-юношей негативно относятся к тому, что девушки получают военную специальность, 18% юношей считают обучение девушек пустой тратой времени и денег, 37% подозревают девушек в том, что они пришли в военный вуз не за образованием, а за женихами.

Гендерный подход к обучению и воспитанию курсантов военных вузов должен позволить отойти от традиционных трактовок представлений о понятиях «мужественное» и «женственное», которые, в свою очередь, являются конструктами индивида и культуры. Использование гендерного подхода в военном вузе обусловлено востребованностью целостной, саморазвивающейся,

самореализующейся, конкурентоспособной личности, способно жить в новых условиях российской действительности и выполнять эффективно профессиональные обязанности в условиях модернизации Вооруженных сил; необходимостью научного обоснования ценностноцелевого содержания учебно-воспитательного процесса в военных вузах с учетом гендерного потенциала.

84

Территория науки, 2013.№3

Список литературы

1. Богословский М.М. Гендерный вопрос в российских Вооружённых силах / Независимое военное обозрение. - №42(638). -12-18 ноября 2010 г. - С.8.

2. Горелов А.А., Абаплов Ю.В. О взаимосвязи показателей успешности образовательной деятельности и функционального состояния девушек, обучающихся в вузах МО РФ с уровнем из двигательной активности // Культура физическая и здоровье. - 2011. -№2(32). - С.60.

3. Итс Р.Ф. Женский лик земли. - Л.: Лениздат, 1988. - 224 с.

4. Кон И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии. - 1981. - № 2. - С.54.

5. Словарь философских терминов / Научная редакция проф. В.Г. Кузнецова. - М.: ИНФРА-М, 2009. - С.532.

6. Штылева Л. В. Теоретические подходы к разработке методики

гендерного анализа в образовании // Гендерная социализация и высшее профессиональное образование: Материалы науч.-практ. конф.

(Новосибирск, 24-25 мая 2006 г.). - Новосибирск: Изд-во НГИ, 2006. -С.86-87.

85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.