Территория науки, 2013.№3
становятся жертвой именно сексуального домогательства, а мужчины -сексуального шантажа со стороны женщин.
Для того чтобы лучше понять природу и проявления этого феномена, рассмотрим фрагмент «Памятки по технике безопасности сексуального харассмента», которая официально распространяется среди сотрудников фирмы Филипп Моррис (см. табл. 2).
В западных странах широко развита практика предъявления исков по обвинению в сексуальном харассменте. По данным Министерства труда США, сумма выплат по делам о харассменте только за 2011 г. превышает миллиард долларов. Эти суммы чаще всего уплачивались работодателями, допустившими на рабочих местах возможность сексуальных приставаний.
В настоящее время в многочисленных статьях в Интернете приводится множество рекомендаций, как себя вести руководителю и чего следует избегать, чтобы не быть обвиненным в харассменте. Большинство из рекомендаций опирается на рассмотренные выше типы его проявления, и их можно выработать логически.
Список литературы
1. Антонова Н.В. Психология управления: Учеб. пособие. - М.: Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010. - С. 162-204.
2. Иванова В.С. Психология управления: Учеб. пособие. - Томск: Изд-во Томского политех. ун-та, 2009. - С. 38-42.
3. Кумкин А.Н., Косцова М.В. Психология управления: Учеб. пособие. - Севастополь: СНУЯЭиП, 2007. - С. 45-60.
Машин В.Н., Фадькин К.Н., Машин В.В.
О ПРОБЛЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВОЕННОМ ВУЗЕ С КУРСАНТАМИ-ДЕВУШКАМИ
Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А.
Гагарина
Ключевые слова: учебный процесс, военные вузы, курсанты-девушки.
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы организации учебного процесса в военном вузе с курсантами - девушками.
Keywords: educational process, military schools, students-girls.
Abstract: This article deals with the problems of the educational process in military high school with students - girls.
81
Территория науки, 2013.№3
Вопрос о допуске женщин к службе в армии совсем не нов. Существует мнение, что женское дело, которому они предназначены самой природой - рождение и воспитание детей. И, лишь, отдельные женщины, воспринимающие свой пол, как ошибку природы способны помышлять о военной службе. [2]. А ведь опыт привлечения на военную службу женщин имеет достаточно глубокие корни. Сведения об этом встречаются уже в первой половине Ш века и относятся к греческой армии [4]. В Российской истории к первым женским подразделениям относят те, в которые привлекались представители слабого пола в качества медсестёр, фельдшеров и врачей. Об этом имеются свидетельства с Крымской (1854-1855), Франко-Прусской (1870-1871), Русско-Турецкой (1877-1878) войн, Русско-Японской компании (1904-1905). В Первую мировую войну призыв на военную службу женщин носил уже массовый характер. В годы Второй мировой войны численность женщин составляла 8% от общей численности регулярных Вооружённых сил [3]. В настоящее время их количество превышает 10% [2].
Примерно с конца XX века ряд военных учебных заведений России стал готовить специалистов тех или иных воинских специальностей из числа девушек [3]. В 2002 году набор девушек-курсантов осуществляли 7 высших военных учебных заведений. К 2008 году количество вузов Министерства Обороны РФ, занимающихся подготовкой военнослужащих женского пола, увеличилось до 17, в том числе набор осуществили такие вузы как Рязанское училище ВДВ, Балтийский военно-морской институт имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Ставропольской военный институт связи и Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж). В 2009 году курсантские погоны вручили девушкам еще и в Ростовском институте РВСН и Тихоокеанском военно-морском институте имени С.О. Макарова.
При этом как, показали наблюдение и специальные исследования, практика ведения образовательной деятельности с девушками-курсантами потребовала иного подхода, явно отличающегося от построения процесса обучения и воспитания курсантов-юношей.
Анализируя традиционную модель организации образовательного процесса в военном вузе, можно констатировать факт, что на настоящий момент имеет место подход, существовавший не одно десятилетие и ориентированный на сугубо мужские коллективы курсантов, не учитывающий поло-ролевых особенностей обучающихся.
82
Территория науки, 2013.№3
На современном этапе развития человеческого общества общеизвестно существование стереотипов мужественности и женственности, отражающих различия в предназначении и психики мужчин и женщин. Но факт телесного несходства мужчин и женщин, ещё не говорит о том, что именно от него происходят все остальные наблюдаемые различия между ними. Помимо конституциональной стороны эти отличия имеют социокультурный контекст, который отражает то, что в данное время в данном обществе считается свойственным и приемлемым для мужчин, а что для женщин. Для выделения и объяснения социокультурных причин межполовых различий введён в 1975 году термин «гендер», обозначающий специфический набор культурных характеристик, которые опредёляют социальное поведение женщины и мужчины [1] и вскрывает отличия «социального пола» от биологического [6].
Широкая проблематика гендерного подхода и его критическая направленность за последние двадцать лет позволили включить гендерный аспект во все существующие на сегодняшний день социально-гуманитарные исследования - от философии, социологии, права, истории до психологии, педагогики и лингвистики. Как показал анализ работ, посвященных проблемам пола в психологопедагогической литературе, ведущие их темы - сексуальнофизиологические и медицинские аспекты воспитания (П.П. Блонский, Д.И. Исаев, В.Е. Каган), анализ совместного и раздельного обучения полов (В.Д. Еремеева, А.В. Мудрик, И.А. Тупицина), учет половых различий в обучении и воспитании (Г.М. Бреслав, И.С. Кон). По данным сайта одного из центов гендерных исследований, за эти годы было представлено более двух тысяч кандидатских и докторских диссертаций, в названии которых звучал этот термин. Во многих крупных вузах созданы центры или лаборатории гендерных исследований. Одним из существенных достижений является возникновение сообщества гендерных экспертов, появившееся в конце 1990-х годов и принимающее участие в обсуждении законопроектов разного уровня и профиля. Однако, при этом следует констатировать, что столь интенсивное развитие нового научного направления пока не привело к системному внедрению гендерного подхода в содержание отечественного высшего образования, тем более реализуемого в военных вузах, ранее не ориентированных на подготовку девушек-курсантов.
По определению Л.В. Штылевой, гендерный подход - это «совокупность представлений, предполагающих, что различия в поведении и воспитании мужчин и женщин определяются не столько
83
Территория науки, 2013.№3
их физическими особенностями, сколько воспитанием,
распространенными в каждой культуре представлениями о сущности мужского и женского, государственной гендерной политикой» [7].
Социальные изменения в обществе ведут к существенным переменам в культурных стереотипах поведения мужчин и женщин. Это вызывает у людей некоторый психологический дискомфорт. Одни говорят об опасности феминизации мужчин, другие - о возрастающей маскулинизации женщин. Еще в 80-е гг. И.С. Кон отмечал, что «происходит ломка традиционной системы половых ролей и соответствующих ей культурных стереотипов» [5].
В настоящий момент эти процессы идут наиболее интенсивно и накладывают определенный отпечаток на формирование гендерных стереотипов поведения современной молодежи. Гендерный подход предполагает освоение позитивных поведенческих моделей, способных минимизировать риск возникновения гендерных конфликтов в образовательной среде.
Юноши и девушки, поступающие в военные вузы, уже имеют достаточно сформированные стереотипы своего поведения и опыт коммуникативных отношений, не всегда позитивный. Поэтому в процессе обучения необходимо воспитывать у курсантов обоих полов толерантное отношение к проявлению черт, свойственных противоположному полу. Как показывают проведенные опросы, около 40% курсантов-юношей негативно относятся к тому, что девушки получают военную специальность, 18% юношей считают обучение девушек пустой тратой времени и денег, 37% подозревают девушек в том, что они пришли в военный вуз не за образованием, а за женихами.
Гендерный подход к обучению и воспитанию курсантов военных вузов должен позволить отойти от традиционных трактовок представлений о понятиях «мужественное» и «женственное», которые, в свою очередь, являются конструктами индивида и культуры. Использование гендерного подхода в военном вузе обусловлено востребованностью целостной, саморазвивающейся,
самореализующейся, конкурентоспособной личности, способно жить в новых условиях российской действительности и выполнять эффективно профессиональные обязанности в условиях модернизации Вооруженных сил; необходимостью научного обоснования ценностноцелевого содержания учебно-воспитательного процесса в военных вузах с учетом гендерного потенциала.
84
Территория науки, 2013.№3
Список литературы
1. Богословский М.М. Гендерный вопрос в российских Вооружённых силах / Независимое военное обозрение. - №42(638). -12-18 ноября 2010 г. - С.8.
2. Горелов А.А., Абаплов Ю.В. О взаимосвязи показателей успешности образовательной деятельности и функционального состояния девушек, обучающихся в вузах МО РФ с уровнем из двигательной активности // Культура физическая и здоровье. - 2011. -№2(32). - С.60.
3. Итс Р.Ф. Женский лик земли. - Л.: Лениздат, 1988. - 224 с.
4. Кон И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии. - 1981. - № 2. - С.54.
5. Словарь философских терминов / Научная редакция проф. В.Г. Кузнецова. - М.: ИНФРА-М, 2009. - С.532.
6. Штылева Л. В. Теоретические подходы к разработке методики
гендерного анализа в образовании // Гендерная социализация и высшее профессиональное образование: Материалы науч.-практ. конф.
(Новосибирск, 24-25 мая 2006 г.). - Новосибирск: Изд-во НГИ, 2006. -С.86-87.
85