Научная статья на тему 'Гендерное воспитание девушек в ведомственных вузах'

Гендерное воспитание девушек в ведомственных вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
526
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТ / ЮНОША / ДЕВУШКА / ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / МУЖЕСТВЕННОСТЬ / ЖЕНСТВЕННОСТЬ / CADET / YOUTH / GIRL / GENDER / GENDER EDUCATION / MANLINESS / FEMININITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гейжан Наталия Федоровна, Браженская Наталья Евгеньевна

На основе исследования, проведенного в Дальневосточном юридическом институте МВД России и Санкт-Петербургском университете МВД России, приводятся данные о значимости карьерных достижений и семейных отношений для курсантов, слушателей и студентов-девушек, предлагаются методы педагогического воздействия на формирование ценностных ориентаций в целях избежания деформации фемининного начала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER EDUCATION OF GIRLS IN DEPARTMENTAL HIGH SCHOOLS1St. Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russia

On the basis of the research done at the Far East Law Institute of Ministry of Internal Affairs of Russia and the St. Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russia some data are given concerning the importance of career achievements and family relations for female cadets and female students. Some methods are suggested concerning educational influence on value orientations formation in order to avoid the deformation of feminine origin.

Текст научной работы на тему «Гендерное воспитание девушек в ведомственных вузах»

УДК 37.017 ББК Ч481.359

Н. Ф. Гейжан, Н. Е. Браженская

Санкт-Петербург

Хабаровск

ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕВУШЕК В ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗАХ

ГСНТИ 14.01.11 Код ВАК 13.00.01 КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: курсант; юноша; девушка; гендер; гендерное воспитание; мужественность; женственность.

АННОТАЦИЯ. На основе исследования, проведенного в Дальневосточном юридическом институте МВД России и Санкт-Петербургском университете МВД России, приводятся данные о значимости карьерных достижений и семейных отношений для курсантов, слушателей и студентов-девушек, предлагаются методы педагогического воздействия на формирование ценностных ориентаций в целях избежания деформации фемининного начала.

N. F. Geizhan, N. E. Brazhenskaya

St. Petersburg Khabarovsk

GENDER EDUCATION OF GIRLS IN DEPARTMENTAL HIGH SCHOOLS

KEY WORDS: cadet, youth, girl, gender, gender education, manliness, femininity.

ABSTRACT. On the basis of the research done at the Far East Law Institute of Ministry of Internal Affairs of Russia and the St. - Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russia some data are given concerning the importance of career achievements and family relations for female cadets and female students. Some methods are suggested concerning educational influence on value orientations formation in order to avoid the deformation of feminine origin.

На протяжении последнего столетия произошли значительные изменения в самосознании женщин, изменились нормы поведения и ценностные ориентации большей части из них. Этот процесс нашел свое отражение во многих сферах социальной жизни. В частности, существенно возросла численность женщин, осваивающих традиционно мужские профессии, в том числе в правоохранительной деятельности и обеспечении государственной безопасности.

Осознание в обществе социальнопсихологических и ролевых различий мужчин и женщин обусловило введе© Гейжан Н. Ф., Браженская Н. Е., 2011

ние понятия «гендер» и его производных: гендерная психология, гендерные различия, гендерные стереотипы, гендерная идентичность. В отличие от понятия «пол», гендер акцентирует внимание не на природных, а на социально-психологических и культурологических характеристиках социализации мужчин и женщин.

Анализ понятия «гендер» показал, что оно было введено в социальнопсихологическую литературу в середине 50-х гг. ХХ в. и означает, в отличие от биологического, «социальный пол». Гендер задает характеристики так называемого «мужского» и «женского»

поведения, стиля и образа жизни, норм, предпочтений, жизненных устремлений в социуме. Личность в рамках гендерного подхода рассматривается с позиций «фемининности» и «маскулинности», которые характеризуют поведение и мужчин, и женщин, но проявляются в разных соотношениях. Современная тенденция к сближению стандартов мужественности и женственности приводит к положительным явлениям — обогащению и развитию личности, и к отрицательным — утрате некоторых характеристик, важных для гендерной идентичности.

Термин «гендер» оказал влияние и на педагогику, в результате чего появились новые термины «гендерное обучение», «гендерное воспитание», «гендерная педагогика». При этом различаются термины «гендерное воспитание» и «половое воспитание», которые решают разные задачи в процессе личностного развития юношей и девушек.

В 90-х гг. ХХ в. возникла необходимость пересмотра современного образования с гендерных позиций. Определено, что сущностью гендерного воспитания является формирование личности, которая в процессе жизненной самореализации гармонично сочетает природное предназначение мужчины и женщины и собственные социальные устремления. В настоящее время система образования ориентирована на мужскую модель самореализации, что способствует маскулинизации женского поведения, разрушает семейные отношения, увеличивает количество разводов. Особенно ярко эти тенденции проявляются при освоении женщинами традиционно мужских профессий.

Среди гендерных исследований в педагогике можно выделить следующие направления: гендерный подход в обучении (Е. Н. Каменская, О. А. Константинова, Р. Сабиров), гендерная социализация в образовании (А. В. Смирнова, Е. В. Ярская-Смирнова), гендерный анализ школьных программ и гендерные стереотипы в учебниках (О. А. Константинова, Т. Б. Котлова), влияние гендерных стереотипов на воспитание и образование (Л. Н. На-долинская), гендерные аспекты препо-

давания в вузах (Л. Булатова, И. С. Кле-цина), гендерные аспекты образования и управления им (Н. Ю. Ерофеева, О. И. Чеснокова), изучение специфики профессиональной деятельности учителей — женщин и мужчин (Л. Ю. Орлова, Г. И. Шатон), проблемы разработки теории и методики гендерных исследований в системе подготовки студентов (О. И. Воронина), разработка методических программ для учителей по вопросам внедрения гендерного образования и воспитания в общеобразовательной школе (Л. Н. Штылева). Анализ литературы позволяет заключить, что гендерное воспитание в образовательном учреждении дает возможность обучаемым в большей степени раскрыть свои способности, способствует улучшению межличностного общения в группах и с педагогами вуза.

Особенности гендерного воспитания курсантов в вузах МВД России и Российской армии определяются спецификой учебно-служебной деятельности и заключаются в следующем: данное направление воспитательной работы не определено нормативными документами, однако является важной составляющей воспитания учащихся. Особенно гендерное воспитание в ведомственных вузах актуально для девушек, потому что им приходится включаться в учебно-служебную деятельность, требующую мужских качеств: силы, выносливости, применения физической силы, сталкиваться в профессиональной деятельности с грубостью, агрессией подозреваемых и пострадавших. Если говорить о последствиях, то отсутствие гендерного подхода в процессе учебнослужебной деятельности приводит к нарушениям приоритетов в системе семья-карьера, а также формированию у девушек маскулинных качеств.

Особое внимание следует уделить такому понятию, как «гендерная идентичность», которая в ведомственных образовательных учреждениях ориентирована в большей степени на «мужской» тип воспитания и поведения. Также в статье мы проанализируем понятие «гендерные стереотипы», которые не менее важны для осуществления воспитательной работы.

Гендерная идентичность — осознание себя связанным с образом мужественности и женственности, действующим в данной культуре на данном этапе исторического периода. Ранее этот термин в работах отечественных исследователей заменялся другими — «психологический пол», «половая идентичность», «полоролевые стереотипы», «полоролевые отношения» (В. С. Агеев, И. С. Кон, Т. А. Репина, Я. Л. Коломин-ский). Следует особо подчеркнуть, что эти слова не являются синонимами. Гендерная идентичность является более широким понятием, так как включает в себя не только ролевой аспект, но и образ человека в целом (от прически до манеры поведения). Также понятие «гендерная идентичность» несинонимично понятию «сексуальная идентичность» (гендер — понятие не столько биологическое, сколько культурное, социальное). Сексуальная идентичность может быть описана с точки зрения особенностей самовосприятия и самопредставления человека в контексте его сексуального поведения в структуре гендерной идентичности.

Гендерная идентичность, т.е. осознанная принадлежность к определенному полу, основывается на соматических признаках, а также на поведенческих и характерологических свойствах, оцениваемых по степени их соответствия нормативному стереотипу маскулинности или феминности.

Основными компонентами гендерной идентичности являются биологический пол и социально-психологические конструкты, реализующиеся в следующих категориях: маскулинность,

феминность, андрогинность, т. е. она не бинарна и включает в себя «третий пол», и если на определенных исторических этапах это были нэдлы в племени навахо, ксанифы в исламском Омане, бердаши в индейских племенах, то сейчас к ним можно отнести гомосексуалов, транссексуалов, метросексуалов.

Гендерная идентичность не определяется рождением, а вырабатывается в результате взаимодействия природных задатков и социальной типизации. Лишь субъект может решить, принимать или отвергать предложенные ро-

ли, либо «переустановить» их. Одним их факторов, оказывающих влияние на ее формирование является гендерная идеология, т.е. бытующее в обществе представление о качествах, желательных для мужчин и женщин. На ее формирование влияют собственный жизненный опыт, анализ поведения, общения, результатов деятельности, средства массовой информации и семейные отношения. Гендерная идентичность проявляется не только в выборе социальных ролей, принимаемых индивидом, но и в репрезентации себя миру. В современном обществе наблюдается противоречие мультиполяризации гендерных ролей и тяготения к патриархальным установкам.

Гендерная идентичность заведомо условна и связана с определенным контекстом. Первоначальная гендерная идентичность формируется у ребенка к полутора годам (Ш. Берн, Д. Рабл, Р. Слэйби, К. Стэнджер, С. Томпсон, К. Фрей, З. Фрейд) и, по мнению А. Д. Швецовой, составляет «наиболее устойчивый, стержневой элемент его самосознания» [4. С. 9]. С возрастом, по мнению ряда ученых (И. В. Романов, М. А. Щербаков, Э. Эриксон), объем и содержание первоначальной идентичности подвергается изменениям, проходит через преодоление кризисов, поэтому она может быть прогрессивной или регрессивной. Гендерная идентичность занимает важное место в структуре личности в подростковом и юношеском возрасте. С. В. Бут-ковская, основываясь на концепции Э. Эриксона, выделяет три основных аспекта идентичности: «чувство идентичности, процесс формирования идентичности (в котором важную роль играет идентификация) и результат (идентичность как некая конфигурация)» [2. С. 7].

Если женщина склонна к лидерству и обладает высокими социальными способностями, то может возникнуть проблема создания ее гендерной женской идентичности. В современном мире кризис женской идентичности вызван необходимостью гармоничного сочетания семейной и профессиональной сфер.

Привлекательность человека для противоположного пола заключается в

моделировании индивидуальностью типичных черт и качеств пола. Чем слабее выражены эти типичные черты и качества, тем менее привлекательна индивидуальность. Противопоставляя мужскую силу и женскую слабость, традиционно противопоставляют маскулинность и фемининность, поэтому слабость женщины, проявляясь в полной мере, оказывается привлекательным элементом. По-мнению Д. В. Колесова, перенимание женщинами мужских качеств происходит по двум причинам: во-первых, от непонимания

мужской психологии и того, какие именно качества привлекают мужчин; во-вторых, от того, что качества, позволяющие девушкам свободно и в дружеской обстановке общаться с мужчинами, не подходят для построения отношений и семейной жизни [2. С. 64]. Поведение женщины в рамках мужской модели прогнозируемо для мужчины, он знает, как она поведет себя в тот или иной момент, потому что точно так же повел бы себя. В результате этого прогнозируемое поведение и общение не вызывает у мужчин никакой реакции, необходимой для возникновения желания нравиться и строить отношения.

Процесс формирования гендерной идентичности связан с процессом самосознания и самоидентичности. Гендерная самоидентичность является элементом самосознания, пониманием своей неповторимости и осознанием себя как члена определенной социальной группы, но в то же время как личности с набором собственных качеств и биологических особенностей. По мнению Л. В. Паруковой, гендерная самоидентичность женщины «может быть представлена как самовосприятие и самоопределение себя как представительницы женской социальной группы, предполагающее воспроизведение соответствующих моделей поведения и ролей» [3. С. 9]. Позитивная женская самоидентичность состоит из нескольких факторов: осознания, переживания и принятия своей гендерной роли, самореализации в рамках своей гендерной роли в двух направлениях — работа и материнство. Структура позитивной гендерной самоидентичности для жен-

щин в исследовании Паруковой представлена в следующих элементах:

«- осознание своей женской роли в рамках культурно-одобряемых ролей и стереотипов;

- осознание и положительное отношение к своей материнской роли;

- высокий уровень эмпатии и принятия;

- ощущение себя как сильной, успешной личности;

- высокая самооценка, социальная и жизненная активность;

- жизнерадостность, общительность при успешной профессиональной самореализации;

- наличие низкого уровня тревожности, высокой уверенности в себе, умение добиваться своего, активность» [3. С. 22].

По мнению Э. Эриксона, решающий момент для развития цельной женской идентичности — «это переход от юности к зрелости, когда молодая женщина, неважно какой профессии, о которой раньше заботились родители, оставляет родительскую семью и посвящает себя любви к чужому человеку» [5. С. 280]. Именно на этот период приходится обучение в высших учебных заведениях, а значит, у лиц, включенных в учебно-воспитательную деятельность, есть возможность сформировать адекватную гендерную идентичность курсантов-девушек.

Гендерная идентичность формируется на основании гендерных стереотипов — образов мужчин и женщин, распространяемых на всех представителей общества, независимо от личных особенностей; стереотипы схематизированы, эмоционально четко окрашены и основаны на гендерных предубеждениях, а не на рациональном взгляде. Первоначальной функцией гендерных стереотипов было поддержание иерархии. Устойчивые стереотипы позволяли четко регламентировать жизнь, что способствовало поддержанию стабильности и упорядоченности общественной системы. Женщины — слабый и неполноценный пол, способный лишь воспитывать детей и поэтому не имеющий право вести активную публичную жизнь — таков гендерный стереотип

античной Греции. Также гендерные стереотипы регулируют поведение людей на бессознательном уровне. Они служат образцами-схемами, сложившимися в культуре и воспринятыми из нее индивидом в процессе социализации; имеют общий код, позволяющий обнаруженное сходство и различие применить в общественной жизни. Гендерные стереотипы, свойственные определенной культуре, изменяются вместе с культурными и социальными изменениями. Эволюционный характер гендерных стереотипов ярче всего заметен при сопоставлении патриархального и современного общества «унисекс».

В целях определения гендерной идентичности, гендерных стереотипов авторами статьи было проведено исследование в 2009 и 2010 г. в Дальневосточном юридическом институте МВД России, в 2010 в Санкт-Петербургском университете МВД России на базе оперативно-розыскного и следственного факультетов с первого по пятый курс. Для сравнительного анализа гендерных характеристик были опрошены курсанты первых-четвертых курсов финансово-экономического факультета СПбУ МВД России, а также студентки гражданского вуза, обучающиеся по специальности «Юриспруденция». Всего на диагностическом этапе эксперимента было обследовано с помощью различных методик 479 человек. Из них 100 юношей и 219 девушек, обучающихся по специальностям «Правоохранительная деятельность» и «Юриспруденция», 60 девушек и 40 юношей финансово-экономического факультета, 60 девушек гражданского факультета по специальности «Юриспруденция».

Для изучения гендерных характеристик курсантов и студентов использовались: методика «Фемининность — маскулинность» Сандры Бэм; специально разработанная анкета, направленная на выявление гендерных предпочтений и ценностей курсантов; мини-сочинение «Я через 10 лет»; индивидуальные и групповые беседы с курсантами, наблюдение за их поведением, речью, отношением к служебным обязанностям; экспертные оценки руководства

курсов и преподавателей, изучение документов.

При сравнении девушек, обучающихся в ведомственных образовательных учреждениях и в гражданском вузе, наблюдаются изменения в гендерных характеристиках курсантов-деву-шек, среди которых наибольшее значение для организации воспитания имеют: приоритет карьерных ориентаций, смешение категорий «карьера» и «самореализация», смешение понятий «женственность» и «материнство», возрастание маскулинных качеств, бедность представлений о женских ролях в обществе, недостаточность знаний о построении профессиональных и семейных отношений с учетом гендерных особенностей современной женщины.

Ответы на вопросы анкеты, сочинения показали повышенное значение карьеры для курсантов-девушек. Установлено, что на всех курсах ориентация на карьеру выражена в более высокой степени, чем на семью. Однако групповые и индивидуальные беседы с девушками показывают, что мечты о встрече любимого человека и создании семьи для них очень значимы. Результаты методики С. Бэм показали, что девушки-курсанты высоко оценивают свои женские качества — фемининность.

Вместе с тем методом наблюдения, бесед, экспертных оценок выявлено, что за период обучения от первого к третьему, и особенно к пятому, курсу у девушек формируются черты поведения, противопоказанные в семейной жизни и наносящие вред репродуктивному здоровью. Это стремление к лидерству, доминированию в отношениях с юношами, напористость, иногда грубость; до половины девушек к третьему курсу курят, сквернословят, проявляют агрессивные интонации во взаимоотношениях. Кроме того, выяснилось, что у девушек старших курсов весьма бедные представления о системе женских ролей, женском предназначении, способах гармонизации стремлений к семье и карьере. Очень слабо в ответах представлены такие качества, как женское достоинство, женская честь, самоуважение, женственность.

Таким образом, выявлены явные противоречия в ориентациях на семью, карьеру и готовность к реализации своих стремлений. Установлено, что юноши, в отличие от девушек, гораздо гармоничнее воспринимают себя, противоположный пол и свое предназначение в жизни. Анализируя мнение курсантов о предназначении женщины (по результатам анкетирования), следует отметить, что курсанты обоего пола придерживаются гендерных стереотипов, где материнство стоит на первом месте,а дом, семья — на втором. Юноши чаще называют среди значимых взаимоотношения (любовь) и женственность.

В целом следует отметить явные противоречия в представлениях кур-сантов-девушек о своем предназначении, бедность ролевых функций, а также преобладание гендерных стереотипов, которые, как показывают многочисленные исследования по семейной психологии, служат основой семейных конфликтов и разводов.

Таким образом, нами установлена необходимость осуществления гендерного воспитания курсантов, особенно усиленная в отношении девушек. Для этого авторами в учебный материал по определенным темам психолого-педа-гогических дисциплин включались сведения об особенностях профессионального и бытового поведения людей разного пола, о качествах, способствующих эффективному построению профессиональных и семейных отношений. Использовались элементы ролевых игр и дискуссий. Во внеучебное время в рамках воспитательной работы проводились просмотр и обсуждение художественных и документальных фильмов, посвященных созданию семьи, построению отношений; проводились тренинги, направленные на преодоление гендерной схематизации, на которых анализировались поступки и поведение юношей и девушек. В рамках изучения дисциплины «Служебный этикет» анализировались нормы служебного этикета в сравнении с традиционным, особенно с позиции отношения к женщинам; проводились ролевые игры, ориентированные на формирование гендерного типа поведения; ре-

гулярно проводились индивидуальновоспитательные беседы с курсантами обоего пола, выяснялись наиболее важные для них вопросы, оказывались консультации по самоопределению себя в рамках пола, общению с противоположным полом; со слушателями-де-вушками, обучающимися на пятом курсе, обсуждались вопросы создания семьи, построение гармоничных отношений; с курсантами-девушками проводились заседания научного кружка, посвященные вопросам социальных ролей, поведения и мироощущения женщин в каждой роли. Курсантами-девушками подготовлены научные работы по преодолению гендерных стереотипов курсантами и имиджу женщины-сотрудника ОВД. Для проведения индивидуальных и групповых бесед по вопросам сохранения женского репродуктивного здоровья, ощущению женщины в современном мире и при работе в МВД приглашались сотрудники медицинских учреждений города, женщины, работающие в управлении внутренних дел.

Следует отметить, что важнейшим условием повышения эффективности гендерного воспитания в вузе является его внедрение в воспитательный процесс, осознание его важности в психо-лого-педагогическом и гуманитарном образовании, придание данной работе системности и наличие достаточного научно-методического обеспечения.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, сделаем следующие выводы.

Гендерное воспитание в вузе — это последовательное, планируемое формирование гендерного сознания и поведения учащихся, основанное на сохранении половой идентичности в условиях равных прав и возможностей, независимо от биологического пола (принцип эгалитаризма). Задачи гендерного воспитания — формирование правильной гендерной идентичности через преодоление гендерных стереотипов, подготовка к семейно-брачным отношениям, половое просвещение, осознание и принятие особенностей поведения людей с разным набором феминно-маскулинных качеств.

Задача гендерного воспитания в вузе МВД России заключается в предотвращении негативных последствий специализированного обучения на кур-сантов-девушек (так как выше нами было отмечено отсутствие негативного влияния на юношей). В связи с этим большое значение приобретает сохранение фемининного начала девушек. Процесс воспитания девушек предполагает преодоление противоречия между онтологической природой женщины, проявляющейся в ролях «матери» и «супруги», и социальными стереотипами, формирующими стремление к материальной независимости и карьерным достижениям женщины.

Содержание гендерного воспитания заключается в обогащении внутреннего мира курсантов, расширении восприятия себя и других, осознании форм и методов гендерного самовоспитания, освоении путей формирования гендерных стереотипов. Недостаточность ген-

дерного воспитания в условиях овладения специальностями для правоохранительной деятельности негативно сказывается на женской психике и проявляется в усилении значимости карьеры, непонимании других путей самореализации, смешении разных социальных ролей.

Основными формами гендерного воспитания являются: обогащение содержания учебных занятий гуманитарного цикла; групповые и индивидуальные тематические беседы, дискуссии; тренинги, конференции, ролевые игры, самоанализ; занятия в рамках научного кружка, информационные часы; встречи с медицинскими работниками и сотрудниками ОВД, обсуждение произведений искусства, литературы, кинофильмов; творческие конкурсы, выставки работ курсантов, посещение музеев и театров, творческие вечера, творческие задания; оформление стенгазет и периодической печати вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. БУТКОВСКАЯ С. А. Становление гендерной идентичности в процессе профессионального самоопределения : автореф. дис. ... канд. психол. наук 19.00.01 / Дальнев. гос. ун-т путей сообщения. 2006.

2. КОЛЕСОВ Д. В. Пол и секс в современном обществе. М., 2001.

3. ПАРУКОВА Л. В. Позитивная гендерная самоидентичность современной женщины и

критерии ее оценки : автореф. дис. . канд. психол. наук 19.00.01 / Дальнев. гос. ун-т путей сообщения. 2006.

4. ШВЕЦОВА А. Д. Различия смысловой сферы мужчин и женщин с разной гендерной

идентичностью : автореф. дис. ... канд. психол. наук 19.00.01 / Дальнев. гос. ун-т путей сообщения. 2009.

5. ЭРИКСОН Э. Идентичность: юность и кризис. М., 2006.

Статью рекомендует д-р. пед. наук, доцент Т. А. Сутырина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.