Научная статья на тему 'Воспитание детей дошкольного возраста в поликультурном пространстве'

Воспитание детей дошкольного возраста в поликультурном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Т. И.

В работе представлены результаты научно-исследовательской этнокультурологической экспедиции преподавателей Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета. Обобщен опыт работы дошкольных образовательных организаций Зилаирского района Республики Башкортостан в сохранении народных культурных традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание детей дошкольного возраста в поликультурном пространстве»

Воспитание детей дошкольного возраста в поликультурном пространстве

Петрова Т. И.,

кандидат педагогических наук, доцент, заместитель декана по научной работе факультета педагогики и психологии Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»,

г. Стерлитамак, Россия

Аннотация. В работе представлены результаты научно-исследовательской этнокультурологической экспедиции преподавателей Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета. Обобщен опыт работы дошкольных образовательных организаций Зилаирского района Республики Башкортостан в сохранении народных культурных традиций.

Республика Башкортостан является одним из самых полиэтнических субъектов Российской Федерации. В течение нескольких столетий в тесном этнокультурном взаимодействии проживают славянские (русские, украинцы, белорусы), тюркские (башкиры, татары, чуваши), финно-угорские (марийцы, мордва, удмурты) народы. Наиболее многочисленными этносами республики являются русские, башкиры и татары. В целом они составляют около 90% всего населения республики (Мажитова А.Р., 2012, с. 227).

Каждый этнос с его историей и культурой представляет собой сокровищницу социокультурного творчества народа. Все они являют собой бесценное достояние всего человечества. Этнос как таковой существует, действует, пока обладает присущей ему самобытностью, сохраняет и совершенствует этнические признаки. В Республике Башкортостан реализуются государственные программы по сохранению и развитию национальных культур и языков народов республики. Среди них «Возрождение и развитие башкирского народа», «Сохранение, изучение и развитие языков народов Республики Башкортостан», «Народы Башкортостана», программы по изучению, возрождению и развитию фольклора народов Республики Башкортостан, которые дали импульс духовному возрождению народов (Ирназаров Р.И., 2012, с. 147). Не случайно 2012 год в Башкортостане был объявлен Годом благополучного детства и укрепления семейных ценностей, что привлекает к данной проблематике особое внимание.

В сентябре 2014 года состоялась научно-исследовательская этнокультурологическая экспедиция Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, которая проходила в Зилаирском районе Республики Башкортостан. В состав экспедиции вошли преподаватели факультета педагогики и психологии, кафедры философии права и социальных наук юридического факультета, естественнонаучного факультета. Целью экспедиции было обобщение педагогического опыта по художественно-эстетическому воспитанию детей и подростков в образовательных учреждениях различного уровня с учетом этнокультурного компонента в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения. Для реализации цели были поставлены следующие задачи экспедиции:

- обобщить опыт реализации этнокультурного компонента в художественно-эстетическом воспитании детей и подростков (детский сад-школа-вуз);

- обобщить опыт реализации этнокультурного компонента в патриотическом воспитании детей и подростков;

- изучить психолого-педагогическое сопровождение в поликультурном образовательном пространстве Республики Башкортостан.

В ходе экспедиции особое внимание уделялось дошкольным образовательным организациям, так как здесь, на наш взгляд, формируются основы духовных и культурных ценностей родного края, где ребенок проживает, ежедневно сталкиваясь с проявлениями народной культуры: праздниками, семейными традициями, ритуалами, поведением окружающих, в том числе и педагогов. Воспитатель объединяет накопленный ребенком опыт с историческим, культурным опытом этноса.

В период проведения экспедиции участники были приглашены в дошкольную образовательную организацию «Радуга» села Матраево. Дети в башкирских национальных костюмах под руководством воспитателя и музыкального работника показали прекрасное знание башкирского языка и обычаев башкирского народа. При входе в детский сад участников экспедиции встречали дети исполнением башкирской народной песни. Комната группы была стилизована под башкирскую юрту и обставлена народной утварью (самовар, стол, пиалы, самотканые полотенца и паласы). Часть этого оформления была изготовлена детьми. На воспитателях были платья, которое носили в старину башкирские женщины, на голове платок, на ногах - галоши. В этот день каждого из нас охватило чувство близкого родства с окружающими и ощущение того, что попадаешь в мир родных и близких людей, лица которых излучали радость и доброту. Познакомившись с культурой народов, населяющих нашу республику, послушав песни и увидев народные танцы, мы попробовали изысканные блюда башкирской кухни.

Следующим пунктом нашей экспедиции была дошкольная образовательная организация «Ляйсан» деревни Юлдыбаево, где дошкольники занимаются в кружках русского и башкирского фольклора. Дети совместно с родителями и воспитателями готовились к приезду гостей: изготовили куклы в национальных костюмах, разучивали песни, стихи на родных языках, учили народные танцы и игры. Дети подготовительной группы совместно с воспитателем и музыкальным работником, одетыми в национальные костюмы, представили нам инсценировки игр разных народов («Куреш» («Борьба на поясах»), «Бесэй менэн сыскан» («Кот и мыши») с песнями и танцами («Семь девушек») и т. д. Мы наблюдали высокий национальный подъем, чувство гордости и национального самосознания детей, когда они вместе играют, поют и танцуют. Гости приняли активное участие в национальных играх и театрализованных представлениях.

Неоценимую педагогическую ценность в поликультурном развитии дошкольников имеют экскурсии, проводимые воспитателями в историко-краеведческие музеи деревни Юлдыбаево и села Зилаир. Музейная среда формирует у детей не только потребность в ознакомлении с культурным наследием, но и уважение к другим культурам. Дети в музее могут увидеть подлинные предметы народного быта и прикладного искусства разных народов, проживающих в районе (народные костюмы, головные уборы, предметы бытовой утвари, посуда, народные музыкальные инструменты кубыз, курай, фотоальбомы, картины, шэжэрэ (башкирская родословная, генеалогическая запись племен и родов у башкир, а также у других тюркских народов) и многое другое). Экспонаты музея учат понимать историческое прошлое родного села, района, республики.

Посетив дошкольные образовательные организации Зилаирского района, в котором проживают и работают люди разных национальностей, мы сделали вывод, что в районе ведется большая работа по сохранению традиций и культуры разных народов, начиная с дошкольного детства. Народное творчество - наши корни, и жить без них противоестественно. Без любви, без интереса к собственной истории, к культуре своей Родины не может быть полноценной жизни.

Литература

Ирназаров Р.И. 2012. Этническая субъектность: факторы ее реализации // Проблемы модернизации в социокультурных портретах регионов России: сборник материалов VIII

Всероссийской научно-практической конференции по программе «Социокультурная эволюция России и ее регионов». Уфа. С. 141-148.

Мажитова А.Р. 2012. Влияние модернизационных процессов на культурный капитал населения Республики Башкортостан // Проблемы модернизации в социокультурных портретах регионов России: сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции по программе «Социокультурная эволюция России и ее регионов». Уфа. С. 227-235.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.