Научная статья на тему 'Детские новогодне-рождественские обряды и праздники русского населения Башкортостана (конец XIX-XX вв. )'

Детские новогодне-рождественские обряды и праздники русского населения Башкортостана (конец XIX-XX вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
402
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРЯДЫ И ПРАЗДНИКИ / ЭВОЛЮЦИЯ ОБРЯДОВЫХ ТРАДИЦИЙ / МАГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ / НОВОГОДНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ОБХОДЫ ДОМОВ / CEREMONIES AND HOLIDAYS / RITE TRADITION EVOLUTION / MAGIC ACTS / CHRISTMAS TREE CELEBRATIONS / HOUSE ROUNDS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Галиева Ф. Г., Гареева С. М.

В статье, написанной на основе публикаций прессы конца XIX-XX в. и полевых материалов авторов, прослежена эволюция детских новогодне-рождественских обрядов и праздников русского населения Башкортостана. Описаны колядования с участием детей, которые раньше совершались в условиях крестьянской общины, были направлены на приплод скота, хороший урожай, благополучие семьи, а в последние десятилетия в городах республики для развлечения населения. Отмечено разнообразие новогодних представлений для детей в зависимости от места проживания и социальных условий. Выявлено изменение новогодне-рождественских персонажей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN CHILDREN'S NEW YEAR AND CHRISTMAS CELEBRATIONS IN REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN (END OF THE 19TH-20TH CENTURIES

In the article the evolution of children's New Year and Christmas ceremonies and holidays of the Russian population of Bashkortostan is described on the basis of press publications of the end 19th -20th centuries. Carol-singing of children which was earlier carried out in the conditions of a peasant community was directed on cattle litter and family wellbeing and on people's entertainment in the recent years. Christmas ideas for children depending on the habitat and social conditions are also noted in the article.

Текст научной работы на тему «Детские новогодне-рождественские обряды и праздники русского населения Башкортостана (конец XIX-XX вв. )»

УДК 398.332.33

ДЕТСКИЕ НОВОГОДНЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОБРЯДЫ И ПРАЗДНИКИ РУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ БАШКОРТОСТАНА (КОНЕЦ XIX-XX ВВ.)

© Ф. Г. Галиева*, С. М. Гареева

Институт этнологических исследований Уфимского научного центра РАН Россия, Республика Башкортостан, 450077 г. Уфа, ул. К. Маркса, 6.

Тел.: +7 (917) 733 44 84; +7 (917) 471 55 80.

E-mail: afg18@mail.ru; svetlanamiassarovna@yandex.ru

В статье, написанной на основе публикаций прессы конца XIX-XX в. и полевых материалов авторов, прослежсена эволюция детских новогодне-рождественских обрядов и праздников русского населения Башкортостана. Описаны колядования с участием детей, которые раньше совершались в условиях крестьянской общины, были направлены на приплод скота, хороший урожай, благополучие семьи, а в последние десятилетия - в городах республики для развлечения населения. Отмечено разнообразие новогодних представлений для детей в зависимости от места проживания и социальных условий. Выявлено изменение новогоднерождественских персонажей.

Ключевые слова: обряды и праздники, эволюция обрядовых традиций, магические действия, новогодние представления, обходы домов.

Русское население Башкортостана на протяжении нескольких столетий сформировало своеобразную культуру как результат синтеза традиций переселенцев из многих губерний России, разнообразных этнических влияний, а также социальнополитических и экономических перемен. Примером могут служить праздники и обряды, проводившиеся в рубежное время земледельческого календаря -новогодне-рождественские дни солнцеворота, возрождения Природы. Не случайно особое место в этот период уделялось детям, олицетворяющим будущее. По случаю престольных праздников и народных обрядов взрослые покупали для детей подарки и сладости, пекли угощения, организовывали игры и соревнования, катания с гор и на лошадях. Дети сами совершали магические действия, направленные на хороший урожай, приплод скота, благополучие людей.

Кульминацией являлись новогодне-рождественские «елки». По материалам прессы, в Уфимской губернии они проводились еще в конце XIX -начале XX столетия: в городском полицейском управлении, при местных земских и церковноприходских школах «на средства жертвователей», в том числе купцов (г. Патокин), в других учебных заведениях [1-5]. В ряде случаев в целях организации средств для детских елок взрослое население проводило любительские спектакли [6].

Временем елок были декабрь и январь. Чаще они приурочивались к празднику Рождества Христова. Так, в 1904 г. заботами Ея Превосходительства С. И. Соколовской - попечительницы местных детских приютов, в Уфе был проведен праздник. Накануне дети написали о том, что бы они хотели получить в дар. «После того как подарки детям были розданы, вся масса их занялась этими подарками настолько сосредоточенно, что, казалось, для них ничего, кроме подарков, не существует». На второй день Рождества состоялась «обычная благотворительная елка» в помещении дворянского дома [7]. В 1905 г. на Миньярском заводе силами «интеллигенции завода» на первый

день Рождества елка была проведена для более 500 школьников и детей солдат Русско-японской войны. Пели праздничный тропарь и кондак, народный гимн и детские песни, декламировали стихи [8]. Очевидцы подчеркивали неописуемую радость детей при виде освещенной электричеством и украшенной елки. В качестве подарков дети получали игрушки, конфеты, кусок материи на платье, валенки, книги, пеналы с письменными приборами, перочинные ножики, шарфы, платки и проч. Для уфимских детей приглашали бальный оркестр Городского Пожарного Общества, состоящий из профессиональных музыкантов, а также коллектив музыкантов-любителей - дружинников (всего 31 чел.).

На праздниках, организованных в помещениях церковно-приходских школ, дети вначале под руководством наставников исполняли гимн «Боже, царя храни!», другие религиозные песнопения, а также народные песни, веселились и плясали вокруг елки. Автор репортажа 4 января в селе Покровское-Дурасово Стерлитамакского уезда отмечает: «Наше село небольшое, народ крайне бедный и стоит на низком уровне развития, а потому всякое разумное развлечение для народа, вроде прошедшей елки, очень уместно и желательно, так как мера эта отвлекает от пьянства» [9].

В анонсах предстоящих детских елок порой указывалась программа: при открытии елки -исполнение народного гимна; вручение подарков -«книжек нравственного содержания» и пакета с гостинцами; после елки - танцы. Начало елки - в 19.00, а танцев - в 21.00 [10].

Традиция ставить елки в домах, на площадях и украшать их появилась на территории Башкортостана вначале в крупных городах, а затем в сельских селениях. Информаторы затрудняются ответить на вопрос, почему ставится именно елка. Некоторые, ссылаясь на опубликованные источники, отвечают, что елка - древо жизни, что лесная красавица (пусть даже искусственная) служит символом добра, красоты и процветания.

* автор, ответственный за переписку

1366

ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ и ПОЛИТОЛОГИЯ

По полевым материалам, еще в 1950-е - 1960-е гг. нередко ставили одну елку на все село: в частных домах, школах, клубах. В 1970-х гг. она появилась во многих сельских учреждениях. Наряжали ее фабричными бумажными прессованными или самодельными игрушками, сделанными из цветной бумаги (цепочки, фонарики, звездочки, снежинки), фантиками от конфет. Бусы для елки в ряде случаев делали из ржаной соломы, нарезанной полосками

3-4 см и нанизанной на нитку; они блестели и выглядели очень красиво (д. Ивушкино Дуванского района). Сейчас традиция украшать елку самодельными игрушками сохранилась лишь отчасти, повсеместно используют фабричные изделия.

По материалам местной прессы, первая елка в Стерлитамаке проведена в 1937 г. Она была установлена в одном из классов начальной школы №12. Дети водили хороводы, исполняли танец снежинок и пели «Песню о Родине» И. О. Дунаевского и В. И. Лебедева-Кумача «Широка страна моя родная, // Много в ней лесов, полей и рек» и т.д. В этот же год впервые прошли елки для детей колхозников в школах Золотоношки, Талалаевки, Боголю-бовки, Пестровки, Услов и других деревень Стер-литамакского района. На организацию новогодних вечеров для детей горсовет и профсоюзные организации выделили более 10 тыс. руб. «Дело это было для всех новое, поэтому райкомом комсомола были выданы рекомендации по подготовке праздника» по технике пожарной безопасности [11].

В прессе за 1941 г. читаем: «Многие пришли ряжеными. Вот два кота с уморительными рожицами, а вот ястреб с длинным клювом и черными крыльями; комичным сочетанием цветов ярко выделяются клоуны; вызывая общий смех, ряженый поп удивительно тонко изображает подгулявшего служителя культа». Цена билета на городской бал-маскарад, проходивший в здании Городского театра, отличалась: для пришедших в костюмах - 3 рубля, без костюмов - 5 рублей [12-13], за лучшие костюмы учреждались ценные призы. В последние годы детские новогодние костюмы легко купить в магазинах или взять на прокат, хотя до сих пор некоторые родители шьют детям по такому случаю наряды сами: это, ставшие классикой, Снежинки, Снежная королева, герои мультфильмов, сказочные персонажи.

В ХХ веке произошла трансформация обрядового действия, связанного с Морозом. Раньше был обычай кормления его ложкой киселя или кутьи со словами: «Мороз! Мороз! Приходи кисель есть. Мороз! Мороз! Не бей наш овес!». Постепенно Мороз стал волшебным атрибутом праздника, исполнителем желаний детворы, шествует в сопровождении Снегурочки. Впервые Дед Мороз и Снегурочка пришли вместе на праздник елки в 1937 г. в Московский Дом Союзов. Традиция их приглашать в дома в Башкортостане широко распространилась в 1970-е гг., став доходным бизнесом для профессиональных и самодеятельных артистов. Сегодня без них не обходятся не только в детсадах и школах, но и приглашают на корпоративные вечеринки.

После елок дети вместе с сестрами и братьями раньше могли пойти кататься с горок - на коры-

тах, досках, лыках, полозьях от саней, на замороженных в тазу с водой с добавлением соломы «ледянках», на замороженных коровьих лепешках и «на чем придется». Во многих селах (в том числе Метели, Вознесенка, Тастуба Дуванского района) заливались катки. В Уфе каток на углу Пушкинской и Спасской (ныне Новомостовая) улиц зазывал посетителей тем, что по четвергам и праздничным дням с

4-х часов дня здесь играл оркестр военной духовой музыки [14]. В некоторые годы для уфимцев и других горожан организовывались цирковые представления [15]. На Базарной площади, помимо цирка, открывали «карусель», «общедоступный народный театр», а также каток в саду Видинеевых [16].

Сейчас в городах, селах и в некоторых деревнях заливают катки, строят горки, с которых катаются на пластмассовых фабричных «ледянках», снежноледяные сказочные городки с ледовыми фигурами -символами наступающего года и персонажами детских сказок, устанавливают качели и карусели. В обустройство таких городков в последние годы бесснежные зимы внесли свои коррективы, и взамен ледяных горок в городах Башкортостана появились горки лубяные (деревянные). «Пусть смотрятся они скромнее, зато безопаснее. Да и радости малышне доставляют никак не меньше!» [17].

В городах и деревнях сохранилась русская традиция катания на лошадях; в этой забаве сейчас принимают участие представители разных этносов и конфессий. В сельской местности разъезжают взрослые и дети по улицам селений под русскую гармошку с песнями и частушками, а в городских парках культуры наряжают кареты лошадей и пони для детей, повсюду звучит громкая музыка: русские, башкирские, татарские и иные песни и мелодии.

Традиция лепить снеговиков и снежных баб на Руси известна с языческих времен и дошла до наших дней. Сегодня это общественно-организованный праздник. В 2011 г. администрация г. Стерлитамака провела конкурс «Новогодний Стерлитамак», в котором приняли участие дети и взрослые - владельцы частных домов и жители многоквартирных. Победители получили денежные призы [18].

Дети не только были объектом особого внимания взрослых в новогодне-рождественский период, но и сами становились участниками магических обрядовых действий. Русские крестьяне Давлека-новского района заставляли ребят лазить под стол и «цыкать», как цыплята, «чтобы хорошо водились куры». Повсеместно в Башкортостане группы детей ранним утром осуществляли обходы домов с пением колядок и щедровок, желая всем благополучия, здоровья, приплода скота и хорошего урожая.

По воспоминаниям И. Е. Карпухина, в 40-е гг. ХХ века он участвовал в обряде «славить-засевать» в родной деревне Васильевка Альшеевского района Башкортостана. На шею славильщика подвешивали мешочек со злаками. Войдя в дом, дети разбрасывали (рассевали) пшеницу, овес, просо и т. п. по полу, сопровождая эти действия выкрикиванием слов:

Сею, вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю.

Сею рожь и пшеничку,

И горох, и чечевичку...

Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой!

С Новым годом!

С новым счастьем!

С новым здоровьем!

Лезьте на полочку,

Доставайте рублевочку!

Лезьте в сундучок,

Доставайте пятачок!

Разбрасывание зерен имитировало реальные действия крестьян, засевавших поля. Хозяева дома встречали славильщиков в праздничной одежде стоя. Первого славильщика ожидало самое щедрое, по понятиям тех лет, вознаграждение [19, с. 142].

Обычай колядования был перенесен на башкирские земли вместе с восточнославянскими переселенцами. Колядники (колядовщики), переодетые дети, а также парни, девушки, подростки, шествовали по домам с пением, играми, забавами, образуя не беспорядочную толпу, а упорядоченную группу людей по полу и возрасту. Каждый участник выполнял определенную функцию [20, с. 46-47]. Ходили по домам собирать свиные ножки, и к ужину каждая семья зажаривала их, начиняла ячневой крупой с фаршем или субпродуктами, пекла свиные, овечьи ноги и свиную голову (свинья - символ плодородия). Обрядовая ситуация определяла необходимость одеться так, чтобы героев не узнали: надевали шубу, вывернутую мехом наружу (общение с потусторонним миром), меняли походку, голос. Если в регионах России среди ряженых обычно была «цыганка», то в русских селениях Башкортостана - «башкирка» и «марийка» (Дуванс-кий, Зилаирский районы).

В русских селениях Башкортостана в первой половине XX столетия в колядованиях принимали участие взрослые, прежде всего, холостая молодежь. Со временем это занятие стало считаться «несерьезным», в «игру» вступали дети [21, д. 333, л. 29]. В Благовещенском районе в середине прошлого столетия колядки пели дети: «Ходили они, бывало, с праздничком поздравляют и котомки ватрушками наполняют» [21, д. 329, л. 198; 22]. Подобная ситуация наблюдалась в других районах. Забывался обычай посыпания пола домов крупой. Сохранялось произнесение благопожеланий и требование вознаграждений. Уменьшался круг посещаемых домов: ходили не ко всем в селе, а лишь к родственникам и знакомым. Так сужалась коммуникативная функция, снижалась общественная значимость обычая. Этому способствовала утрата общинных традиций. Колядование из магического обряда превратилось в забаву при участии лиц разных этносов, включая тюркские и финно-угорские. Сейчас их проводят культработники, школьные учителя с детьми-подростками. В

Фольклорном архиве Стерлитамакской госпед-академии им. З. Биишевой имеются видеозаписи обхода домов колядующих в масках и ярких одеяниях, с гармоникой, частушками и величальными песнями, пожеланиями хозяевам богатства в виде хорошего урожая и требованиями даров.

Таким образом, на протяжении XX столетия многие новогодне-рождественские детские обряды и праздники эволюционировали. Утрачена магическая функция обрядовых действий, имеет место развлекательная. В праздник Нового года и Рождества детям сейчас дарят совсем другие подарки - не одежду, как раньше, а игрушки и современную технику. Их водят на новогодние представления с обилием спецэффектов, выступлениями профессиональных, в том числе цирковых, артистов. Появились новые традиции (пускание петард и многоцветных фейерверков), персонажи (символы приходящего нового года). Новый год в Республике Башкортостан и России стал общенациональным праздником, способствующим единению народов и гармонизации межэтнических отношений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Елка для детей городовых и пожарных служителей // Уфимские губернские ведомости (далее - УГВ). 1904. №9 (13 янв.).

2. В. П. Корреспонденция // УгВ. 1904. №11 (15 янв.).

3. Иванова А. Корреспонденция // УГВ. 1904. №13 (17 янв.).

4. Елка // УГВ. 1905. №3 (5 янв.).

5. Оренбургский листок. 1894. №1-5.

6. Катав-Ивановский завод // УГВ. 1904. №265 (10 дек.).

7. Хроника // УГВ. 1904. №282 (29 дек.).

8. Кавадеров П. Миньярский завод // УГВ. 1905. №9 (13 янв.).

9. Корреспонденция // УГВ. 1904. №11 (15 янв.).

10. Народные увеселения // УГВ. 1905. №271 (25 дек.).

11. Морозова Т. Снежинки, подарки и портрет вождя // Стер-литамакский рабочий. 2011. 1 янв.

12. Афиша // За пятилетку. 1941. №3 (1901). 8 янв.

13. Жариков А. Новогодняя елка // За пятилетку. 1941. №2 (1900). 5 янв.

14. Каток в Уфе // УГВ. 1905. №243 (23 нояб.).

15. [О цирке в Уфе] // УГВ. 1904. №284. (31 дек.).

16. Народные увеселения // УГВ. 1905. №271 (25 дек.).

17. Ариткулова Г. Были ледяные, стали «лубяные» // Истоки. 2009. №51 (663). 23 дек.

18. Калюжная Е. Горожане получили 85 тысяч рублей за красоту своих домов // Стерлитамакский рабочий. 2011. №10 (17304). 20 янв.

19. Карпухин И. Е. Русское устное народное творчество: учеб. пособие. 4-е изд., уточн. и доп. Стерлитамак, 1999. 199 с.

20. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники: Опыт историкоэтнографического исследования. СПб: Азбука, 1995. 176 с.

21. Русский фольклор Башкирии. Записи фольклорных экспедиций 1938-1939 гг. Башкир. НИИ яз. и литер. под рук. Н. П. Колпаковой (Ленинград). Записи фольклорных экспедиций 1948-1949 гг. кафедры фольклора МГУ им. М. В. Ломоносова совместно с Башкир. НИИ ист., яз. и литер. им. М. Гафури под рук. Э. В. Померанцевой // Архив Уфимского науч. центра РАН. Ф.3. Оп. 2. Д. 79-81, 181-197.

22. Русское народное творчество в Башкирии / Под общей ред. Э. В. Померанцевой; Сост. С. И. Минц, Н. С. Полищук, Э. В. Померанцева; Отв. ред. А. Н. Киреев. Уфа: Башкнигиздат, 1957. 327 с.

Поступила в редакцию 29.06.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.