Научная статья на тему 'Этнокультурное воспитание дошкольников'

Этнокультурное воспитание дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
399
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ЭТНОС / ДОШКОЛЬНИКИ / ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Т. И.

Каждый этнос с его историей и культурой представляет собой сокровищницу социокультурного творчества народа. Этнос как таковой существует, действует, пока обладает присущей ему самобытностью, сохраняет и совершенствует этнические признаки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнокультурное воспитание дошкольников»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 1-2/2018 ISSN 2410-700Х отводилось особое место в повседневной жизни наших предков. И редкие праздники, и отдых после трудового дня не обходились без массовых игр, состязаний в силе и ловкости. Сегодня мы вспомним игры наших предков, поиграем в некоторые из них. В данное время эти игры забыты. И мы думаем, что в будущем дети с друзьями, со своими родными будут играть в эти игры.

Игра: «Путы». Завязываем сначала левую лодыжку, а потом к ней привязываем правую таким образом, что между ногами остается немного места. Команды бегут до отметки и обратно, та команда, которая пришла первой считается победителем.

Игра: «Урони полено». Игроки, взявшись за руки, встают в круг. В центре круга ставится полено высотой примерно 50 см. По команде игроки начинают быстро кружиться, стараясь сделать так, чтобы находящийся вблизи полена участник уронил его. Но этот участник должен, наоборот, сделать все возможное, чтобы не сбить полено. Выигрывает та команда, которая не уронила полено.

Игра: «Кочкарник». Для игры берут поленья 20 см длиной и 7 см толщиной. Ведущий отводит игроков и завязывает ему глаза. Затем 3 раза поворачивает их и направляет в сторону поленьев. Победителем считается тот, кто пройдет с закрытыми глазами между поленьев (кочек), ничего не задев.

Народная игра - понятие многомерное. Она несет символическую информацию о прошлом, передает подрастающему поколению традиции, свойственные менталитету народа, соответствует детской природе, удовлетворяет потребности ребенка в познании окружающего мира, в двигательной и умственной активности, развивает воображение и творческие наклонности. Для детей дошкольного возраста доступны, полезны якутские народные настольные игры как «Хабылык» (Лучинки), «Хаамыска» («Камешки»), «Баайа» («Волчок»), «Тырыынка» («Палочки»), «Тыксаан» («Фишки») и др. [2].

При обучении спортивным играм в детском саду необходимо формировать у детей положительное отношение к физической культуре и спорту, а также потребность к самостоятельным занятиям. Движения не только укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают моторику и координацию, они обеспечивают непрерывный синтез белковых соединений в мышцах, способствуя нормальному росту [3]. Таким образом, народная подвижная игра является основой физического развития, фундаментом настоящего и будущего здоровья детей, их гармоничного роста, формирования психики, качества проявления духовных способностей, жизненной активности.

Список использованной литературы:

1. Григорьева А.А. Этнопедагогика якутской семьи как феномен мировой цивилизации // Актуальные проблемы воспитания и развития личности: сб. ст. - М.,1999. - С. 33-40.

2. Осокина Т.И. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для восп. дет. сада. - М.: Просвещение, 1988. - 239 с.

3. Федоров А.С. Народные игры и забавы саха. - Дьокуускай: Бичик, 2011. - 96с.

© Петрова Т.И., Васильева Т.С., 2018

УДК 373.2

Т.И. Петрова

канд. пед. наук, доцент, СФ БашГУ, г. Стерлитамак, РФ, E-mail: [email protected]

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

Каждый этнос с его историей и культурой представляет собой сокровищницу социокультурного

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 1-2/2018 ISSN 2410-700Х творчества народа. Этнос как таковой существует, действует, пока обладает присущей ему самобытностью, сохраняет и совершенствует этнические признаки.

Ключевые слова Национальная культура, этнос, дошкольники, духовное развитие

В Республике Башкортостан реализуются государственные программы по сохранению и развитию национальных культур и языков народов республики. Среди них «Возрождение и развитие башкирского народа», «Сохранение, изучение и развитие языков народов Республики Башкортостан», «Народы Башкортостана», программы по изучению, возрождению и развитию фольклора народов Республики Башкортостан, которые дали импульс духовному возрождению народов [1]. Не случайно 2018 год в Башкортостане был объявлен Годом семьи, что привлекает к данной проблематике особое внимание.

Этнокультурологическая экспедиция Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета проходила в Зилаирском районе республики. Целью экспедиции было обобщение педагогического опыта по художественно-эстетическому воспитанию детей с учетом этнокультурного компонента в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. В ходе экспедиции особое внимание уделялось дошкольным образовательным организациям, так как здесь формируются основы духовных и культурных ценностей родного края, где ребенок ежедневно сталкивается с проявлениями народной культуры: праздниками, семейными традициями, ритуалами, поведением окружающих, в том числе и педагогов.

В дошкольной образовательной организации «Радуга» села Матраево дети в башкирских национальных костюмах под руководством воспитателя и музыкального работника показали прекрасное знание башкирского языка и обычаев башкирского народа. При входе в детский сад участников экспедиции встречали дети исполнением башкирской народной песни. Комната группы была стилизована под башкирскую юрту и обставлена народной утварью (самовар, стол, пиалы, самотканые полотенца и паласы). Часть этого оформления была изготовлена детьми. На воспитателях были платья, которое носили в старину башкирские женщины, на голове платок, на ногах - галоши. Познакомившись с культурой народов, населяющих нашу республику, послушав песни и увидев народные танцы, мы попробовали изысканные блюда башкирской кухни.

Следующим пунктом экспедиции была дошкольная образовательная организация «Ляйсан» деревни Юлдыбаево, где дошкольники занимаются в кружках русского и башкирского фольклора. Дети совместно с родителями и воспитателями готовились к приезду гостей: изготовили куклы в национальных костюмах, разучивали песни, стихи на родных языках, учили народные танцы и игры. Дети подготовительной группы совместно с воспитателем и музыкальным работником, одетыми в национальные костюмы, представили нам инсценировки игр разных народов («Куреш» («Борьба на поясах»), «Бесэй менэн сыскан» («Кот и мыши») с песнями и танцами («Ете тсы^» («Семь девушек») и т. д. Мы наблюдали высокий национальный подъем, чувство гордости и национального самосознания детей, когда они вместе играют, поют и танцуют. Гости приняли активное участие в национальных играх и театрализованных представлениях.

Неоценимую педагогическую ценность в поликультурном развитии дошкольников имеют экскурсии, проводимые воспитателями в историко-краеведческие музеи деревни Юлдыбаево и села Зилаир. Музейная среда формирует у детей не только потребность в ознакомлении с культурным наследием, но и уважение к другим культурам. Дети в музее могут увидеть подлинные предметы народного быта и прикладного искусства разных народов, проживающих в районе (народные костюмы, головные уборы, предметы бытовой утвари, посуда, народные музыкальные инструменты кубыз, курай, фотоальбомы, картины, шэжэрэ (башкирская родословная, генеалогическая запись племен и родов у башкир, а также у других тюркских народов) и многое другое). Экспонаты музея учат понимать историческое прошлое родного села, района, республики [2].

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 1-2/2018 ISSN 2410-700Х

Таким образом, посетив дошкольные образовательные организации Зилаирского района, в котором проживают и работают люди разных национальностей, мы сделали вывод, что в районе ведется большая работа по сохранению традиций и культуры разных народов, начиная с дошкольного детства. В детских садах закладываются основы любви к своей культуре, к родному краю, развивается творчество, происходит приобщение детей к традициям, обрядам, обычаям родного края. Список использованной литературы:

1. Ирназаров Р.И. Этническая субъектность: факторы ее реализации. // Проблемы модернизации в социокультурных портретах регионов России: сб. матер. VIII Всерос. науч.-практ. конф. по программе «Социокультурная эволюция России и ее регионов». - Уфа: АН РБ, Гилем, 2012. - С. 141-148.

2. Петрова Т.И., Петров С.С. Формирование личности ребенка младшего возраста в условиях поликультурного пространства региона // Научный потенциал. - 2015. - №1 (18). - С. 51-54.

© Петрова Т.И., 2018

УДК 7.092

Константин Григорьевич Терзи

кандидат педагогических наук, доцент, Московская государственная академия физической культуры(МГАФК),

п. Малаховка, Российская Федерация

ФАЗОВАЯ СТРУКТУРА ЖИМА ШТАНГИ ЛЕЖА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

СПОРТИВНОЙ ЭКИПИРОВКИ

Несмотря на то, что в последнее время появляется все больше публикаций посвященных технике выполнения соревновательных упражнений пауэрлифтинга, интерес к этой теме не угасает. Однако, в основном, эти работы основываются на субъективных оценках и таких методах исследования как видеосъемка и оценка экспертов. Наш эксперимент проводился на базе МГАФК с использованием комплекса методов исследования таких как: тензодинамометрия; акселерометрия; электрогониометрия и видеосъемка, что позволило существенно расширить знания в области теории и методики спортивной тренировки в пауэрлифтинге.

Целью исследования являлось: выявления фазовой структуры жима штанги лежа с использованием спортивной экипировки, на основании комплексного анализа основных действий при выполнении упражнения на примере спортсменки высокой квалификации МСМК.

Спортсменка выполняла жим штанги лежа на горизонтальной скамье в условиях приближенных к соревновательным. Особенность выполнения жима в спортивной экипировке заключается в том, что упражнение выполняется исключительно с максимальным или около максимальным весом штанги (95-100 %). В данном случае для анализа был выбран вес снаряда 152,5 кг, что составило 95 % от максимального результата показанного спортсменкой в этом упражнении (рис.1, 2 и табл. 1).

Предварительный анализ полученных в ходе эксперимента данных показал, что общепринятая фазовая структура соревновательного упражнения - жим, не совсем корректна и может быть существенно дополнена.

Так, при выполнении основных действий, на основании полученных в ходе эксперимента данных, автор выделяет три периода, семь фаз, шесть ключевых положений и три промежуточных. Общая продолжительность основных действий составила 12,05 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.