Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ОТВЕТСТВЕННОСТИ И САМОКОНТРОЛЯ У СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ВЫЗОВОВ'

ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ОТВЕТСТВЕННОСТИ И САМОКОНТРОЛЯ У СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ВЫЗОВОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современные социокультурные вызовы / педагогические / психологические и организационные задачи / дистанционная форма обучения студентов / ответственность и самоконтроль обучающихся / традиционные формы и методы музыкально-педагогического образования / профессиональные и этические принципы / modern socio-cultural challenges / pedagogical / psychological and organizational tasks / distance learning for students / responsibility and self-control of students / traditional forms and methods of musical and pedagogical education / professional and ethical principles

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тун Ячао, Цзинь Мэйтун

В современных постоянно меняющихся сложных социокультурных условиях область образования сталкивается с необходимостью оперативного решения встающих перед всей системой задач, включающих в себя педагогические, психологические и организационные задачи. Востребованная и широко распространившаяся в последние годы дистанционная форма обучения студентов способствует усилению внимания к воспитанию таких личностных качеств обучающихся, как ответственность и самоконтроль, которые не возникают одномоментно, в приказном порядке, а формируются постепенно, под влиянием целенаправленных усилий педагогов. В связи с этим отмечается, что целью исследования является поиск методов решения проблем, связанных с нечетким пониманием смысла и содержания дистанционной формы обучения. В статье уточняется содержание понятий «очное обучение», «онлайн-обучение», «дистанционное образование». Приведены примеры проблем технического, психологического и этического характера. Подчеркивается важность непосредственного, интентного взаимодействия учителя и ученика на индивидуальных занятиях, когда регулярность и качество самостоятельных занятий студента постоянно находятся под контролем педагога. Отмечается, что последовательное обращение к сбалансированному взаимодействию очного и дистанционного образования способствует сохранению достижений традиционных форм и методов музыкально-педагогического образования, связанных с непосредственным взаимовлиянием педагога и учеников, передачей молодому поколению не только профессиональных, но и этических принципов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тун Ячао, Цзинь Мэйтун

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RAISING A SENSE OF RESPONSIBILITY AND SELF-CONTROL AMONG STUDENTS OF MUSICAL AND PEDAGOGICAL UNIVERSITIES IN THE CONTEXT OF MODERN SOCIO-CULTURAL CHALLENGES

In today’s constantly changing complex socio-cultural conditions, the field of education is faced with the need to quickly solve problems facing the entire system, including pedagogical, psychological and organizational tasks. The distance form of education that is in demand and widespread in recent years contributes to increased attention to the education of such personal qualities of students as responsibility and self-control, which do not arise at once, in an orderly manner, but are formed gradually, under the influence of the targeted efforts of teachers. In this regard, it is noted that the task of the study is to find methods for solving problems associated with a fuzzy understanding of the meaning and content of distance learning. The article clarifies the content of the concepts “full-time education,” “online education,” “distance education.” Examples of technical, psychological and ethical problems are given. The importance of direct, intentional interaction between the teacher and the student in individual lessons is emphasized, when the regularity and quality of the student’s independent studies are constantly under the control of the teacher. It is noted that a consistent appeal to a balanced interaction of full-time and distance education contributes to the preservation of the achievements of traditional forms and methods of musical and pedagogical education associated with the direct interaction of the teacher and students, the transfer of not only professional, but also ethical principles to the younger generation.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ОТВЕТСТВЕННОСТИ И САМОКОНТРОЛЯ У СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ВЫЗОВОВ»

- подобрать и исполнить арпеджированные построения с ровным и синкопированным метроритмом;

- подготовить небольшой комплекс упражнений в виде авторской работы на предмет освоения штрихов деташе, тенуто;

- сочинить этюд для освоения определенного вида техники (например, диатоническое или хроматическое гаммообразное движение, аккордовые построения, арпеджированная фактура) и т. д.;

- придумать творческое задание для начинающих исполнителей в русле освоения мелизматики;

- оформить и показать творческое задание на предмет освоения скачков и игры двойными нотами (терциями, квартами, квинтами, секстами, октавами).

Когда творческая стезя пропитывает технические репетиции, они обретают не только смысл, но и результативность. Поэтому становятся желанными, а позже - необходимыми. Последний факт очень важен для систематизации технической работы. Маленькая победа рождает большую, когда есть желание и положительные эмоции. Они укрепляют волевое начало, придают силу и уверенность в исполнении. Подобные педагогические условия позволяют процесс технического развития сделать не только перманентным, но и продуктивным, а также художественно-ориентированным, целенаправленным, целесообразным, приносящим радость творчества Л.Е. Слуцкая обращала внимание на данные факты: «Очень важно, чтобы неизбежный профессиональный тренинг работа над преодолением технических трудностей, отработкой ремесленных навыков, без чего невозможно стать настоящим профессионалом, не убила в человеке любви к музыке, чтобы всю его жизнь с ним оставалось ощущение, что играть «приятно», радостно, желанно» [8, с. 58-59] .

Библиографический список

На основе изложенного выше можно сделать следующие выводы:

1. Развитие исполнительской техники обучающихся-инструменталистов в русле творческого процесса является актуальным и требует своего дальнейшего исследования.

2. Схематизм, алгоритмы в чистом виде, а также механистичность, формализм и стереотипность мышления представляют негативный ряд факторов в развитии исполнительской техники обучающихся-инструменталистов.

3. Противопоставление технического и художественно-образного в учебно-воспитательном процессе исполнителей-инструменталистов приводит к губительным последствиям, наносит ущерб целостному музыкально-творческому формированию подопечных.

4. Техническое и художественно-образное направления в образовании представляют важные детерминанты, обеспечивающие всестороннее музыкально-творческое развитие обучающихся-инструменталистов.

5. Осознанная, целенаправленная и целесообразная работа над исполнительской техникой способна вывести обучающихся-инструменталистов на качественно новые творческие рубежи.

6. Вариативный, детализированный и в то же время комплексный характер заданий, упражнений с элементами авторского творчества во многом определяет педагогические условия технического развития обучающихся-инструменталистов как креативного процесса.

7. Перспективы творческого развития обучающихся-инструменталистов заключаются в поиске образовательных моделей, принципов, педагогических условий, обеспечивающих художественно-техническую целостность, психомоторное единство, слуходвигательный контроль в исполнительском процессе.

1. Блок О.А. К вопросу об освоении музыкального произведения в пространстве «4D». Музыкознание. 2019; № 6: 42-47.

2. Шульпяков О.Ф. Работа над художественным произведением и формирование музыкального мышления исполнителя. Санкт-Петербург: Композитор, 2005.

3. Нейгауз Г. Г Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. Москва: Музыка, 1988.

4. Цыпин ГМ. Исполнитель и техника. Москва: Издательский центр «Академия», 1999.

5. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. Москва: Классика-XXI, 2006.

6. Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. Москва: Классика-XXI, 2004.

7. Блок О.А. Сочинительство как проявление целостного музыкально-творческого развития юных учащихся-инструменталистов. Искусство и образование. 2020; № 6 (128): 98-104.

8. Слуцкая Л.Е. Педагог-музыкант в отечественной системе профессионального музыкального образования: история и современность: монография. Москва: МГК им. П.И. Чайковского, 2010.

References

1. Blok O.A. K voprosu ob osvoenii muzykal'nogo proizvedeniya v prostranstve «4D». Muzykoznanie. 2019; № 6: 42-47.

2. Shul'pyakov O.F. Rabota nad hudozhestvennym proizvedeniem i formirovanie muzykal'nogo myshleniya ispolnitelya. Sankt-Peterburg: Kompozitor, 2005.

3. Nejgauz G.G. Ob iskusstve fortepiannojigry: Zapiskipedagoga. Moskva: Muzyka, 1988.

4. Cypin G.M. Ispolnitel'i tehnika. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 1999.

5. Bochkarev L.L. Psihologiya muzykal'nojdeyatel'nosti. Moskva: Klassika-XXI, 2006.

6. Savshinskij S.I. Rabota pianista nad muzykal'nym proizvedeniem. Moskva: Klassika-XXI, 2004.

7. Blok O.A. Sochinitel'stvo kak proyavlenie celostnogo muzykal'no-tvorcheskogo razvitiya yunyh uchaschihsya-instrumentalistov. Iskusstvo i obrazovanie. 2020; № 6 (128): 98-104.

8. Sluckaya L.E. Pedagog-muzykant v otechestvennoj sisteme professional'nogo muzykal'nogo obrazovaniya: istoriya i sovremennost': monografiya. Moskva: MGK im. P.I. Chajkovskogo, 2010.

Статья поступила в редакцию 21.11.22

УДК 378

Tong Yachao, postgraduate, Department of Music Institute of Culture and Arts, Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia),

E-mail: borisr@comtv.ru

Jin Meitong, postgraduate, Department of Music Institute of Culture and Arts, Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia),

E-mail: borisr@comtv.ru

RAISING A SENSE OF RESPONSIBILITY AND SELF-CONTROL AMONG STUDENTS OF MUSICAL AND PEDAGOGICAL UNIVERSITIES IN THE CONTEXT OF MODERN SOCIO-CULTURAL CHALLENGES. In today's constantly changing complex socio-cultural conditions, the field of education is faced with the need to quickly solve problems facing the entire system, including pedagogical, psychological and organizational tasks. The distance form of education that is in demand and widespread in recent years contributes to increased attention to the education of such personal qualities of students as responsibility and self-control, which do not arise at once, in an orderly manner, but are formed gradually, under the influence of the targeted efforts of teachers. In this regard, it is noted that the task of the study is to find methods for solving problems associated with a fuzzy understanding of the meaning and content of distance learning. The article clarifies the content of the concepts "full-time education," "online education," "distance education." Examples of technical, psychological and ethical problems are given. The importance of direct, intentional interaction between the teacher and the student in individual lessons is emphasized, when the regularity and quality of the student's independent studies are constantly under the control of the teacher. It is noted that a consistent appeal to a balanced interaction of full-time and distance education contributes to the preservation of the achievements of traditional forms and methods of musical and pedagogical education associated with the direct interaction of the teacher and students, the transfer of not only professional, but also ethical principles to the younger generation.

Key words: modern socio-cultural challenges, pedagogical, psychological and organizational tasks, distance learning for students, responsibility and self-control of students, traditional forms and methods of musical and pedagogical education, professional and ethical principles.

Тун Ячао, аспирант, Департамент музыкального искусства института культуры и искусств ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской

педагогический университет», г. Москва, Е-mail: borisr@comtv.ru

Цзинь Мэйтун, аспирант, Департамент музыкального искусства института культуры и искусств ГАОУ ВО города Москвы

«Московский городской педагогический университет», г. Москва, Е-mail: borisr@comtv.ru

ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ОТВЕТСТВЕННОСТИ И САМОКОНТРОЛЯ У СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ВЫЗОВОВ

В современных постоянно меняющихся сложных социокультурных условиях область образования сталкивается с необходимостью оперативного решения встающих перед всей системой задач, включающих в себя педагогические, психологические и организационные задачи. Востребованная и широко распространившаяся в последние годы дистанционная форма обучения студентов способствует усилению внимания к воспитанию таких личностных качеств обучающихся, как ответственность и самоконтроль, которые не возникают одномоментно, в приказном порядке, а формируются постепенно, под влиянием целенаправленных усилий педагогов. В связи с этим отмечается, что целью исследования является поиск методов решения проблем, связанных с нечетким пониманием смысла и содержания дистанционной формы обучения. В статье уточняется содержание понятий «очное обучение», «онлайн-об-учение», «дистанционное образование». Приведены примеры проблем технического, психологического и этического характера. Подчеркивается важность непосредственного, интентного взаимодействия учителя и ученика на индивидуальных занятиях, когда регулярность и качество самостоятельных занятий студента постоянно находятся под контролем педагога. Отмечается, что последовательное обращение к сбалансированному взаимодействию очного и дистанционного образования способствует сохранению достижений традиционных форм и методов музыкально-педагогического образования, связанных с непосредственным взаимовлиянием педагога и учеников, передачей молодому поколению не только профессиональных, но и этических принципов.

Ключевые слова: современные социокультурные вызовы, педагогические, психологические и организационные задачи, дистанционная форма обучения студентов, ответственность и самоконтроль обучающихся, традиционные формы и методы музыкально-педагогического образования, профессиональные и этические принципы.

В современном мире высока степень нестабильности и изменчивости социокультурной обстановки, что влияет на все стороны жизни различных стран и, в том числе, способствует поиску новых форм взаимодействия в области образования.

Уже выработанные и апробированные методы совместной работы по подготовке специалистов в учреждениях высшего образования нередко утрачивают свою эффективность и требуют поиска новых путей сотрудничества. Так, например, произошло во время пандемии СШ019, когда основным видом занятий стала дистанционная форма их проведения, являющаяся серьезным нововведением и активизирующая привлечение возможностей информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс.

В настоящее время постоянные изменения в области культурного взаимодействия различных стран, сложности, связанные с работой транспорта, порой невозможность прибытия иностранных студентов для защиты дипломов и диссертационных рабст также представляют собой значительные преграды для осуществления продуктивного взаимодействия образовательных систем разных государств.

«Исследования, проведенные во время пандемии СШЮ-19, показали, что студенты столкнулись с рядом проявлений. В первую очередь они отмечают проблемы, связанные с низким качеством интернет-соединения... Обучаясь дистанционно, учащиеся меньше общаются с одногруппниками и преподавателями» [1].

Необходимость быстрого приспособления к новым условиям обучения и практически отсутствие действенной помощи в этом сложном процессе вызвали негативную реакцию обучающихся и рост их неуверенности в своих силах. «В этих условиях стал очевиден недостаточный уровень саморегуляции. Студентам пришлось учиться в одиночку и самостоятельно организовать учебный процесс» [1].

Становится очевидным, что необходимо больше внимания уделять развитию таких качеств характера студентов, как ответственность и самоконтроль, которые помогут им эффективно применять уже имеющиеся у них навыки самостоятельной работы и не тратить энергию на проявления негативной эмоциональной реакции, а рационально подходить к сложившимся обстоятельствам.

Цель исследования заключается в поиске методов решения проблем, связанных с нечетким пониманием смысла и содержания дистанционной формы обучения.

Актуальность исследования базируется на объективном характере возникающих в пространстве образования проблем и необходимости их эффективного решения, невозможного без четкого понимания сущности и содержания ставших наиболее распространенными сегодня формами образования, реализующими меры необходимого дистанцирования в сложных социокультурных условиях.

В русле исследуемой проблемы необходимо уточнить содержание понятий «очное обучение», «онлайн-обучение», «дистанционное образование». Смысл понятия «очное обучение» никогда не вызывал вопросов - всем было понятно, что это наиболее распространенная и эффективная форма обучения, при которой студенты лично посещают занятия в образовательном учреждении и непосредственно общаются с преподавателями и сокурсниками на протяжении всего курса образования.

Здесь нужно напомнить, что для студентов-музыкантов такая форма обучения является единственно возможной для получения качественного образования. Непосредственное, интентное общение с педагогом на индивидуальных занятиях по освоению того или иного музыкального инструмента, вокала, дирижирования - это непременное условие передачи нужных для последующей профессиональной деятельности знаний, умений и навыков, а также приобретения необходимых музыканту компетенций, корни которого уходят в традиции музыкальной педагогики.

Онлайн-обучение - форма занятий, возникшая не так давно и доказавшая свою эффективность при её сочетании с очными занятиями, которые во всех случаях имеют первостепенное значение.

В современном обществе доступность образования для всех желающих, вне зависимости от возраста, занятости и географического местоположения, играет важную роль. Поэтому довольно распространенными стали различные курсы, вебинары, мастер-классы, которые уже привычно проходят в удаленном формате. Однако в последнее время такой вид занятий под влиянием произошедших в мире событий преобразовался в систему дистанционного обучения. «Зарегистрированным в системе учащимся доступны справочные материалы, видеозаписи занятий, тестовые задания. Студенты участвуют в вебинарах, очных консультациях с нашими преподавателями. Контрольные работы и аттестационные задания они выполняют удаленно» [2].

Как видим, обучающиеся не только занимаются, не выходя из дома, но и, окончив высшее учебное заведение, получают государственный диплом о высшем образовании. Это говорит об известном снижении требований к качеству образования в целом.

Слово «онлайн» (online - от английского to be on line) означает «находиться на линии», «быть в сети», «подключенным к Интернету». «Офлайн» (от английского off line) - быть вне линии, то есть не в сети, в автономном режиме.

«Онлайн-обучение и онлайн-занятия - это обучение через Интернет. Сейчас получило распространение наименование «дистанционное обучение», что означает ровно то же самое - онлайн-обучение... Оно может быть индивидуальным, либо групповым. Это похоже на репетиторство, но только репетитор и ученик встречаются через Интернет, а не вживую.

В отличие от онлайн-занятия, онлайн-обучение может проходить без преподавателя, в режиме самостоятельного обучения. само занятие, лекцию, презентацию преподаватель выкладывает в Интернет заранее, а сам это занятие не ведет В разных случаях такое обучение проводится по-разному: самостоятельно, в режиме слушателя, вопросы задавать невозможно; либо в активном режиме - с поддержкой в виде проверки заданий и получения обратной связи. Можно задавать дополнительные вопросы, комментировать, отвечать на поставленные вопросы, участвовать в голосованиях и прочее» [3].

Практика показала, что данный формат занятий провоцирует возникновение целого ряда проблем, среди которых и проблемы технического характера, и, что еще более важно, проблемы психологические и этические. Технические сложности связаны, прежде всего, с тем, что сама система удаленного общения пока недостаточно разработана и далека от совершенства. Интернет-соединение зачастую неустойчиво и зависит от многих причин, прежде всего - от состояния погодных условий.

Проблемы психологические гораздо более многочисленны и разнообразны. Их можно сгруппировать по ряду признаков: наличие чувства ответственности у обучающегося, степень развитости чувства ответственности, способность к самоконтролю, реализация способности к самоконтролю, формы такой реализации и т. п.

Остановимся более подробно на психологических проблемах, возникающих в процессе дистанционного обучения в музыкально-педагогическом вузе.

Отметим, что при непосредственном, интентном взаимодействии учителя и ученика на индивидуальных занятиях регулярность и качество самостоятельных занятий студента постоянно находятся под контролем педагога. С одной стороны, это правильно, так как позволяет вовремя вносить поправки и исправлять недочеты самостоятельной работы. С другой стороны, такой плотный контроль не позволяет студенту развивать собственную самостоятельность, брать на себя ответственность за свои действия.

Здесь важным для педагога является соблюдение баланса между действенным контролем за деятельностью ученика и предоставлением ему возможности самостоятельных творческих и организационных решений.

Чувство ответственности не появляется одномоментно, а воспитывается постепенно, и в этом процессе значительную роль играет общение студента с педагогом, во время которого происходит передача жизненных принципов, обе-

спечивается связь поколений и вхождение молодых специалистов в профессиональное сообщество, сохраняющее традиционные ценности.

Такое общение «одновременно реализует коммуникативную, перцептивную и интерактивную функции, используя при этом совокупность вербальных, символических и кинестетических средств. Педагогическое общение образует специфический синтез всех основных характеристик, выражающийся в новом качественном содержании и определяющийся характером взаимодействия субъектов образовательного процесса» [4, с. 39].

Нередко приходится наблюдать, как на групповых занятиях студенты, обозначая свое присутствие на лекции при помощи аватара, могут одновременно заниматься другими делами, находиться в дороге, развлекаться и т. п. Как донести до них, что усвоение предлагаемой учебной информации в условиях дистанта -это их собственная обязанность и ответственность и, пропустив занятия, они, скорее всего, не смогут в дальнейшем восполнить данный пробел. Это уже не только психологическая, но и этическая проблема.

Научная этика, которая должна быть усвоена будущими специалистами, диктует, во-первых, уважительное отношение к труду своих коллег (в данном случае - к труду преподавателя), а во-вторых - высокую степень профессионализма, позволяющего молодому специалисту успешно трудиться в пространстве педагогики как науки - обосновывать и логически увязывать свои практические шаги, видеть методологические связи, вносить собственные новационные предложения в профессию и реализовывать их.

При недостаточно усвоенном учебном материале все это становится не только проблематичным, но и в большинстве случаев невозможным. Наличие диплома о высшем образовании в этом случае становится чистой формальностью.

Научная новизна исследования заключается в последовательном обращении к сбалансированному взаимодействию очного и дистанционного образования, сохранении достижений традиционных форм и методов музыкально-педагогического образования, связанных с непосредственным взаимовлиянием педагога и учеников, передачей молодому поколению не только профессиональных, но и этических принципов.

Теоретическая значимость базируется на обращении к трудам, изучающим музыкально-педагогические традиции, сложившиеся в российской педагогике и ставшие достоянием мировой культуры, а также к современным исследованиям нового направления образования, заключающегося в существенном увеличении доли дистанционных форм занятий.

На первый план здесь выходит развитие таких личностных качеств обучающихся, как ответственность и самостоятельность, необходимых для качественного решения образовательных задач в новых условиях, когда у студентов появляются возможности облегчения своей жизни в период обучения за счет поверхностного отношения к освоению необходимого учебного материала. Высокая степень ответственности обучающихся способствует их эффективному обучению и формирует самостоятельность в учебе и в реализации собственных творческих устремлений.

Как видим, ответственность и самостоятельность здесь неразрывно связаны и имеют большое значение для достижения высокого качества подготовки специалистов.

Библиографический список

«Многие исследователи считают, что сложившиеся в период пандемии образовательные практики нельзя назвать качественным онлайн-обучением. Новое явление получило название Emergency Remote Teaching and Learning2 или Emergency Remote Teaching (ERT) (экстренное удаленное преподавание) [Hodges et al., 2020]. ERT не является полноценным эквивалентом ни очного, ни дистанционного образования. Если целью онлайн-обучения является воссоздание полноценной образовательной среды, то ERT является временным переходом в альтернативный формат преподавания в связи с чрезвычайной ситуацией» [1].

Сегодня пока еще не сформировано представление о дистанционном обучении как самостоятельном явлении. В большинстве случаев имеет место фрагментарное и, как правило, достаточно поверхностное применение возможностей интернет-технологий в области музыкальной педагогики. Возникают угрозы появления в дальнейшем новых проблем, вытекающих из негативного влияния удаленных форм обучения на профессиональное становление будущих специалистов.

Исследователи считают, что в наше время, «по сути, единственным в мире аккредитованным музыкальным заведением, осуществляющим полноценный процесс дистанционного обучения музыке, в том числе и по исполнительскому направлению, является колледж Беркли-online, который ежегодно выпускает, музыкантов, обучавшихся по программе удаленного обучения. Во многих музыкальных учебных учреждениях развиваются отдельные виды дистанционного обучения, такие как тиражирование DVD или CD дисков с записями лекций, концертов, мастер-классов, видеоконференции, внедрение обучающих сред типа MOODLE в рамках преподавания теоретических дисциплин» [5].

Интернет-технологии привлекают современных студентов-музыкантов и тем, что предоставляют им возможность прослушивания музыкальных произведений, записанных различными исполнителями - как современными, так и представителями прошлого времени. Являясь в целом положительным и полезным качеством, такое прослушивание уменьшает стремление студентов к посещению концертов и музыкальных спектаклей, а ведь важнейшее значение непосредственного восприятия музыки, слушания в «живом» исполнении традиционно считается основой развития восприятия и накопления слушательского опыта.

Таким образом, заключаем, что в условиях современных социокультурных вызовов появились (в том числе стихийно) новые дистанционные формы музыкально-педагогического образования. Наиболее удачные из них, являясь серьезным нововведением, требуют вместе с тем глубокой методической разработки и изучения возможных последствий их применения. Дистанционная форма проведения занятий со студентами музыкально-педагогических вузов, являясь серьезным нововведением, активизирующая привлечение возможностей информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс, требует сбалансированного взаимодействия очного и дистанционного образования, при достижении которого становится реально возможным сохранение достижений традиционных форм и методов музыкально-педагогического образования, связанных с непосредственным взаимовлиянием педагога и учеников, передачей молодому поколению не только профессиональных, но и этических принципов.

1. Захарова У.С., Вилкова К.А., Егоров Г.В. Этому невозможно обучить онлайн: прикладные специальности в условиях пандемии. Вопросы образования. Educational Studies Moscow. 2021; № 1: 115-137. Available at: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-1-115-137

2. Онлайн-образование. Available at: https://mi.university/online

3. Что значит онлайн и чем онлайн отличается от офлайн. Available at: https://www.inetgramotnost.rU/online-servisy/chto-znachit-onlajn.html#onlajn-obuchenie

4. Кабкова Е.П. Педагогическая самопрезентация как необходимая составляющая компетенции педагога искусства. Музыкальное искусство и педагогика на современном этапе развития: материалы научно-практической конференции. Москва: Департамент образования, ГАОУ ВО МГПУ 2011: 35-41.

5. Ключкова Е.Ю. Информационные технологии в структуре современного музыкального образования. Современные проблемы науки и образования. 2015; № 3. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19703

References

1. Zaharova U.S., Vilkova K.A., Egorov G.V. 'Etomu nevozmozhno obuchit' onlajn: prikladnye special'nosti v usloviyah pandemii. Voprosy obrazovaniya. Educational Studies Moscow. 2021; № 1: 115-137. Available at: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-1-115-137

2. Onlajn-obrazovanie. Available at: https://mi.university/online

3. Chto znachit onlajn ichem onlajn otlichaetsya ot oflajn. Available at: https://www.inetgramotnost.ru/online-servisy/chto-znachit-onlajn.html#onlajn-obuchenie

4. Kabkova E.P. Pedagogicheskaya samoprezentaciya kak neobhodimaya sostavlyayuschaya kompetencii pedagoga iskusstva. Muzykal'noe iskusstvo i pedagogika na sovremennom 'etape razvitiya: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: Departament obrazovaniya, GAOU VO MGPU, 2011: 35-41.

5. Klyuchkova E.Yu. Informacionnye tehnologii v strukture sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya. Sovremennyeproblemy naukiiobrazovaniya. 2015; № 3. Available at: https:// science-education.ru/ru/article/view?id=19703

Статья поступила в редакцию 18.11.22

УДК 372.878

Zhao Xiaolin, postgraduate, Department of Music Education and Education, Russian State Pedagogical University n.a. A.I. Herzen (St. Petersburg, Russia), E-mail: flutells@foxmail.com

THE SPECIFICITY OF STUDYING THE CHINESE ART SONG IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN CHINA. The article discusses the specifics of the study of Chinese art song at the present stage in higher educational institutions in China. The features of the development of the Chinese art song in universities are indicated, attention is drawn to the potential of the integrated method in the process of studying this phenomenon. The most effective way to optimize the pedagogical

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.