Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕРТНОЙ И КОНКУРСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ ШКОЛЬНЫХ ХОРОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ВЫЗОВОВ'

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕРТНОЙ И КОНКУРСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ ШКОЛЬНЫХ ХОРОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ВЫЗОВОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
106
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современные социокультурные вызовы / дистанционная форма занятий / организация и содержание занятий с хоровым коллективом / специфика обучения музыке / интентное взаимодействие педагога и учеников / modern socio-cultural challenges / distance form of classes / organization and content of classes with choir / specifics of teaching music / intent interaction between teacher and students

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Е П. Кабкова, Е Н. Николаева

В статье раскрывается специфика современной социокультурной ситуации, сложившейся в области образования, особенно на занятиях хоровых коллективов в условиях сближения основного и дополнительного образования. Показано, что важнейшей особенностью процесса обучения музыке является непосредственное, интентное взаимодействие педагога и учеников, которое становится проблематичным в условиях дистанционных форм занятий. В статье описан ряд ограничений, введенных в условиях пандемии, и некоторые способы преодоления негативных последствий таких ограничений. Приведены примеры организации и содержания занятий из собственной практики работы со школьным хоровым коллективом, описана такая форма работы с учащимися, как открытый урок, участие в конкурсах и концертах, отмечается роль репертуара в работе с хором, особенное значение придается произведениям народной музыки. Специальное внимание уделено важности и продуктивности обращения к художественному движению в процессе исполнения хоровых произведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION AND CONTENT OF CONCERT AND COMPETITIVE ACTIVITIES OF SCHOOL CHOIR STUDENTS IN CONDITIONS OF MODERN SOCIOCULTURAL CHALLENGES

The article reveals features of the modern socio-cultural situation that has developed in the field of education and, especially, in the classroom of choral groups in the context of the convergence of basic and additional education. It is shown that the most important specificity of the process of teaching music is the direct, intent interaction of a teacher and students, which becomes problematic in the conditions of distance learning. The article describes a number of restrictions introduced in the context of a pandemic and some ways to overcome the negative consequences of such restrictions. Examples of the organization and content of classes from their own practice of working with the school choir are given, such form of work with students as “Open Lesson”, participation in competitions and concerts are described, the role of the repertoire in working with the choir is noted, special importance is attached to works of folk music. Special attention is paid to the importance and productivity of referring to the artistic movement in the process of performing choral works.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕРТНОЙ И КОНКУРСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ ШКОЛЬНЫХ ХОРОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ВЫЗОВОВ»

всех возрастных этапах образования может обеспечить её развитие и укрепление и, соответственно, сокращение воздействий стихийной музыкальной среды, оказывающей в целом негативное воздействие на молодое поколение.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в выявлении и определении характера стихийно складывающейся музыкальной среды, который может быть определен как многомерный и непредсказуемый, отличающийся преобладающим присутствием коммерческих форм музыки и минимальным - образцов высокого музыкального искусства.

Этот опасный процесс и его последствия исследуется и психологами, и медиками, и криминалистами разных стран. В центре внимания находятся такие его параметры, как динамика психического состояния человека, ее изменение под влиянием воспринимаемой музыки и способность воспринимающего к сохранению концентрации внимания, логическим умозаключениям, самоконтролю, сохранению работоспособности и др.

В XXI веке среди молодежи и более старшего поколения значительно возросла популярность социальных компьютерных сетей - Facebook, ВКонтакте, Теиттер, ^адгат и др., обеспечивающих, с одной стороны, огромную территорию общения, а с другой - развивающих новое, пока недостаточно изученное поле взаимодействия пользователей, где индивидуальная активность зачастую замыкается сама на себе. Участники выкладывают краткие сообщения или фото- и видеоматериалы, отражающие события их жизни, заинтересовавшую их информацию, обмениваются краткими мнениями о различных событиях. Примечательно, что среди фотографий наибольшее количество составляют селфи -своеобразные автопортреты, отражающие замкнутость авторов на собственной личности. Обращает на себя внимание клиповый характер и самого стиля подобного общения, и формы его подачи.

Исследователи обращают пристальное внимание на взаимовлияние так называемого клипового сознания и личностных характеристик современной молодежи. Как отмечает М.А. Давыдова в своей статье «Клиповость сознания как механизм формирования деструктивного индивидуализма», наиболее решительными изменениями можно считать утрату интереса к обучению, усиление прагматизма, эгоизма, тщеславных устремлений [4].

Исследователи считают, что под воздействием массовой культуры и, в частности, под воздействием неконтролируемого погружения в виртуальное пространство компьютерных игр у школьников формируется тот тип мышления, который определяется как клиповое сознание. Мелькающий калейдоскоп информации, лишенный четкой логики и рациональных оснований, «делает людей легко программируемыми, восприимчивыми ко всяким чудесам, тайнам и прочей мистике» [5]. Это способствует, как показали наблюдения, снижению у школьников уровня критического сознания и самосознания.

Библиографический список

Приведенные примеры теоретических исследований и практических проявлений стихийной музыкальной среды с отчетливостью показывают, что существует опасность негативных воздействий на психическое и физическое здоровье молодежи, погруженной в подобную среду.

В результате изучения структуры, строения и воздействия стихийной музыкальной среды на подрастающее поколение были сформулированы наиболее общие выводы:

- стихийная музыкальная среда - объективно существующее явление современной жизни, широко распространенное и повсеместно воздействующее на все сферы растущего человека - интеллектуальную, физическую, эмоциональную, коммуникативную, духовную;

- воздействие стихийной музыкальной среды находит поддержку в государственной политике, направленной на последовательное сокращение учебного времени урока «Музыка» в общеобразовательной школе;

- формирующееся под воздействием стихийной музыкальной среды так называемое «клиповое сознание» приводит к снижению у школьников уровня критического сознания и самосознания;

- в качестве противовеса воздействию стихийной музыкальной среды может быть принята педагогически организованная музыкальная среда с ее научно обоснованным содержанием, воспитывающим влиянием и выраженным развивающим воздействием на всех участников образовательного процесса.

Степень достижения цели, обозначенной в данном исследовании, - понимание того, какие риски несет стихийная музыкальная среда и на основе этого понимания первоначальное выстраивание плана работы с этим сложным и влиятельным явлением - может быть охарактеризована как первоначальное осмысление имеющейся проблемы и поиск путей её решения. Это обеспечивает новизну исследовательской работы, которая заключается в признании влиятельности, непредсказуемости и негативном воздействии в большинстве проявлений такого объективно существующего явления, как стихийная музыкальная среда, а также в самом факте обращения к возможностям «педагогически организованной музыкальной среды», системное формирование которой может обеспечить необходимый баланс и сокращение воздействий стихийной музыкальной среды, оказывающей в целом негативное воздействие на молодое поколение.

Перспектива дальнейших исследований видится в обращении исследовательской мысли к более глубокому изучению такого влиятельного и непредсказуемого явления, как стихийная музыкальная среда, создание и внедрение новых эффективных методов развития и укрепления педагогически организованной музыкальной среды как единственного действенного источника воздействия на негативные влияния стихийной музыкальной среды.

1. Каратыгина М.И. Pax Sonoris как предмет: современного музыкознания. Pax Sonoris: история и современность (памяти М.А. Этингера). Москва, 2008; Выпуск 3: 38 - 44.

2. Курчан Н.Н. Музыкальная культура ХХ века. Мировая художественная культура, ХХ век: кино, театр, музыка. Санкт-Петербург: Питер, 2009.

3. Уколова Л.И. Педагогически организованная музыкальная среда как средство становления духовной культуры растущего человека. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва. 2008.

4. Давыдова М.А. Клиповость сознания как механизм формирования деструктивного индивидуализма. Избранные материалы X Международного конгресса молодых ученых. Нальчик, 2007: 32 - 37. Available at: http://mith.ru/caucas/pers25.htm

5. Васильева К. Опасное клиповое мышление. Независимая газета. 2007; 19 октября.

References

1. Karatygina M.I. Pax Sonoris kak predmet sovremennogo muzykoznaniya. Pax Sonoris: istoriya i sovremennost' (pamyati M.A. 'Etingera). Moskva, 2008; Vypusk 3: 38 - 44.

2. Kurchan N.N. Muzykal'naya kul'tura ХХ veka. Mirovaya hudozhestvennaya kultura, ХХ vek: kino, teatr, muzyka. Sankt-Peterburg: Piter, 2009.

3. Ukolova L.I. Pedagogicheski organizovannaya muzykal'naya sreda kak sredstvo stanovleniya duhovnoj kultury rastuschego cheloveka. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva. 2008.

4. Davydova M.A. Klipovoct' soznaniya kak mehanizm formirovaniya destruktivnogo individualizma. Izbrannye materialyX Mezhdunarodnogo kongressa molodyh uchenyh. Nal'chik, 2007: 32 - 37. Available at: http://mith.ru/caucas/pers25.htm

5. Vasil'eva K. Opasnoe klipovoe myshlenie. Nezavisimaya gazeta. 2007; 19 oktyabrya.

Статья поступила в редакцию 24.11.21

УДК 37 (1174)

Kabkova E.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Music Institute of Culture and Arts, Moscow City Pedagogical University

(Moscow, Russia), E-mail: borisr@comtv.ru

Nikolaeva E.N., postgraduate, Department of Music Institute of Culture and Arts, Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia),

E-mail: ekaterina-solovushka@yandex.ru

ORGANIZATION AND CONTENT OF CONCERT AND COMPETITIVE ACTIVITIES OF SCHOOL CHOIR STUDENTS IN CONDITIONS OF MODERN SOCIO-CULTURAL CHALLENGES. The article reveals features of the modern socio-cultural situation that has developed in the field of education and, especially, in the classroom of choral groups in the context of the convergence of basic and additional education. It is shown that the most important specificity of the process of teaching music is the direct, intent interaction of a teacher and students, which becomes problematic in the conditions of distance learning. The article describes a number of restrictions introduced in the context of a pandemic and some ways to overcome the negative consequences of such restrictions. Examples of the organization and content of classes from their own practice of working with the school choir are given, such form of work with students as "Open Lesson", participation in competitions and concerts are described, the role of the repertoire in working with the choir is noted, special importance is attached to works of folk music. Special attention is paid to the importance and productivity of referring to the artistic movement in the process of performing choral works.

Key words: modern socio-cultural challenges, distance form of classes, organization and content of classes with choir, specifics of teaching music, intent interaction between teacher and students.

Е.П. Кабкова, д-р пед. наук, проф., Департамент музыкального искусства института культуры и искусств ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва, Е-mail: borisr@comtv.ru

Е.Н. Николаева, аспирант, Департамент музыкального искусства института культуры и искусств ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва, Е-mail: ekaterina-solovushka@yandex.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕРТНОЙ И КОНКУРСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ ШКОЛЬНЫХ ХОРОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ВЫЗОВОВ

В статье раскрывается специфика современной социокультурной ситуации, сложившейся в области образования, особенно на занятиях хоровых коллективов в условиях сближения основного и дополнительного образования. Показано, что важнейшей особенностью процесса обучения музыке является непосредственное, интентное взаимодействие педагога и учеников, которое становится проблематичным в условиях дистанционных форм занятий. В статье описан ряд ограничений, введенных в условиях пандемии, и некоторые способы преодоления негативных последствий таких ограничений. Приведены примеры организации и содержания занятий из собственной практики работы со школьным хоровым коллективом, описана такая форма работы с учащимися, как открытый урок, участие в конкурсах и концертах, отмечается роль репертуара в работе с хором, особенное значение придается произведениям народной музыки. Специальное внимание уделено важности и продуктивности обращения к художественному движению в процессе исполнения хоровых произведений.

Ключевые слова: современные социокультурные вызовы, дистанционная форма занятий, организация и содержание занятий с хоровым коллективом, специфика обучения музыке, интентное взаимодействие педагога и учеников.

На протяжении своей истории человечество постоянно сталкивается с различными социокультурными вызовами, которые и усложняют условия его существования, и, одновременно, становятся действенным катализатором поиска новых путей развития в процессе их преодоления. Современные исследователи определяют социокультурные вызовы как «социальные и культурные явления, создающие устойчивые напряжения в сфере образования в целом и в школе в частности... В социокультурных вызовах современной школе, в вызовах современному образованию имеет смысл выделить те, ... которые возникли недавно, но в современной ситуации приобрели, приобретают существенное значение, и те, которые пока только зарождаются, но могут оказаться значимыми для образования в рамках обозримого будущего» [1]. По мнению исследователей, среди каналов влияния культурных вызовов наиболее влиятельными и значимыми сегодня являются те из них, которые обеспечивают «использование информационно-технических средств в организуемой деятельности педагогов и школьников» [1], а также в процессе их общения. Принимая во внимание сам характер движения информации, который определяет меру, интенсивность и эффективность ее воздействия, то, что «информация не просто передается, а формируется, уточняется, развивается», исследователи отмечают, что «общение - это не просто обмен или движение информации. Обмен информацией предусматривает взаимовлияние субъектов, предполагает психологическое воздействие на поведение партнера с целью его изменения» [2, с. 143].

В 2020-2021 годах мир столкнулся с новой формой социокультурных вызовов, оказавших серьезное влияние на область образования в целом, особенно на область музыкального образования. Это связано в первую очередь с тем, что важнейшей спецификой процесса обучения музыке является непосредственное, интентное взаимодействие педагога и учеников, так как знания и умения в области музыкального искусства передаются «из рук в руки», от педагога к его ученикам. Для сохранения и развития богатейших традиций музыкального образования необходимо, по словам профессора Л.И. Уколовой, обращаться к особенностям и содержанию педагогически организованной музыкальной среды: «интентному педагогическому включению, созданию атмосферы доверия, высокому «нравственному градусу», обращению к внутренним силам учащихся в процессе их погружения в атмосферу творческого созидания, широте интересов и всесторонней образованности педагога» [3, с. 13].

В сложившейся сегодня ситуации в области музыкального образования, когда продолжается переключение с непосредственного личного общения педагога и учеников на дистанционное, и в этих условиях интентное взаимодействие на уроке музыки становится все более и более проблематичным, особенно сложной видится проблема, связанная с новыми формами удаленных (дистанционных) занятий музыкой.

«Пандемия коронавируса не только поставила человечество перед новыми проблемами, но и вскрыла множество противоречий и нерешенных задач, которые, на первый взгляд, не представлялись первостепенными, но, накапливаясь и приобретая «критическую массу», под влиянием глобальной катастрофы (а именно так стоит уже характеризовать произошедшие события) проявились во всем своем драматическом обличье» [4, с. 290].

Цель исследования заключается в поиске необходимых для полноценных занятий в условиях удаленного общения форм и методов работы с участниками хоровых коллективов. В качестве первостепенных задач мы отмечаем следующие: выявление путей приспособления и методов, ставших результатом практической работы педагогов в новых условиях. В связи с эпидемиологической ситуацией в стране в 2020-2021 годах был введен ряд ограничений по проведению занятий в учебных и культурно-досуговых учреждениях. Постараемся показать,

каким образом происходил процесс приспособления к новым условиям занятий и со стороны учителя, и со стороны школьников, какими стали результаты данного процесса.

Здесь важно помнить, что продолжающийся процесс сближения общего и дополнительного образования, отражающийся в школьном образовании в виде растущего внимания к внеурочным занятиям, существенно помогает в организации и проведении хоровых занятий, расширяя их временные рамки. При этом возрастают требования к самой организации таких занятий и к привлечению продуктивных и интересных для школьников методов.

Необходимо специально остановиться на введении количественных ограничений. В классе могли одновременно находиться только 12 человек, поэтому весь состав хора необходимо было разделить на группы. 12 человек - это то минимальное количество участников, которое позволяет данной группе называться хором. В подростковом коллективе, где уже есть некоторая база, обеспечивающая усложнение осваиваемого музыкального материала, произведения исполняются уже на 3 и даже на 4 голоса. Данное количество участников хора позволяет обеспечить наличие необходимых партий и способствует большей уверенности школьников, чувствующих поддержку коллег. С другой стороны, это довольно небольшое количество участников каждой партии позволяет хормейстеру легко услышать и проверить каждого за отведенное время занятий. Воспитанники с помощью родителей самостоятельно разделили хоровой коллектив на две группы по 12 человек: одна группа занималась в утреннюю (первую) смену, а другая - во вторую. Это не противоречило приказу Роспотребнадзора и, кроме того, оказало содействие развитию всего коллектива в целом. Помимо этого, большую роль в активизации занятий сыграл и тот факт, что в занятиях вначале образовался большой перерыв (почти 5 месяцев), и ученики заметно соскучились по хоровым занятиям. На вопрос, что они хотели бы исполнить, они ответили, что хотят петь все, лишь бы петь «вживую». Это подтверждает необходимость очных занятий, во время которых происходит глубокое, эмоционально насыщенное взаимодействие учителя и учеников, а также потребность в таких занятиях самих школьников.

Большинство конкурсов и концертов были отменены или проходили в режиме онлайн. Естественно, что и директор учреждения, и руководители музыкальных коллективов стремятся показать только лучшие, несколько раз выверенные номера, и, таким образом, для формирования онлайн-концерта в большинстве случаев действует следующий алгоритм действий: вначале осуществляется аудиозапись, на которой воспитанник исполняет произведение, а затем уже на готовую аудиодорожку записывают видеоряд. То же самое происходит и в случае, когда выступать должен ансамбль. Ребятам не приходится самим контролировать строй и держать интонацию, ведь за них это сделает звукооператор, который услышит фальшь и попросит спеть снова или, что еще хуже, самостоятельно «подтянет» интонацию с помощью технических средств. Очевидно, что такого рода концерты нельзя назвать частью полноценного учебного процесса.

Научная новизна заключается в применении уже известной формы работы с детским хоровым коллективом (открытый урок) в новых сложных условиях. К сожалению, участвовать в массовых мероприятиях или конкурсах очно практически не представлялось возможным, в связи с чем было принято решение провести открытый урок, где каждый участник коллектива сможет представить вокальный номер сольно. Открытый урок был посвящен творчеству П.И. Чайковского и включал презентацию, познакомившую слушателей-зрителей с основными этапами жизни и творчества великого русского композитора и его современников. В открытом уроке приняли участие дети от 6 до 12 лет, они исполнили русские народные песни в обработке П.И. Чайковского, романсы Ц. Кюи, А. Аренского, А. Гурилева,

П. Булахова и, конечно, музыку самого П.И. Чайковского, а в начале открытого урока в исполнении руководителя данного коллектива прозвучали романсы «Скажи, о чем в тени ветвей» и «Серенада».

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что такого плана урок оказался очень продуктивным, каждый из воспитанников, несмотря на то, что в зале не было родителей и зрителей, испытывал волнение во время выступления, что, несомненно, является хорошим опытом в отличие от обычной аудиозаписи. Все участники концерта смогли не только узнать для себя новую информацию, но и закрепить подготовленный материал, который впоследствии был привлечен для участия в Международном конкурсе «Солнечный павлин».

Этот конкурс уже в пятый раз проходит в городе Серпухов (Московская область) и зарекомендовал себя как содержательное, высокопрофессиональное событие. Его номинации - «Инструментальное искусство», «Вокальное искусство», «Художественное слово» (литературно-чтецкий конкурс). В жюри конкурса - известные артисты, писатели, преподаватели из России и ряда стран дальнего и ближнего зарубежья.

Наши ученики в своей возрастной категории были отмечены дипломами и званиями лауреатов: Вероника Фильчагина - лауреат 1 премии, Елизавета Селиванова - лауреат 2 премии, Камилла Круглова - лауреат 3 премии, Манвел Тамасян - диплом 1 степени, Мария Матина - диплом 2 степени.

Кроме того, наш хоровой коллектив успешно выступил и на Международном конкурсе «Роза ветров», открывающем сейчас свой 28 сезон, где завоевал 1 место в номинации «Духовное пение».

Никакие сложности и социокультурные вызовы не отменяют календарные праздники, участие в которых всегда было существенной частью деятельности различных коллективов школьников. Каждый год участники хора и солисты готовят песни, посвященные тематике этих праздников (День матери, Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День Победы).

Для успешного выступления важнейшей составляющей является правильно подобранный репертуар. Главные критерии здесь, во-первых - такое содержание произведений, которое способствует воспитанию духовно-нравственных качеств учеников и их эстетического вкуса, а во-вторых, интерес самих исполнителей к исполняемым произведениям. Приведем пример выступления хора на новогоднем концерте, где были представлены три контрастных произведения -«Ночь тиха» (Ф. Грубер на слова И. Моора), рождественская колядка «Щедрик» в обработке Н.Д. Леонтовича и песня «Снег» (М. Славкин на слова Э. Фарджена).

Для достижения максимальной выразительности исполнения произведения Ф. Грубера, кроме решения довольно сложных интонационных задач, сочетания пения a cappella с пением в сопровождении фортепиано, была проведена большая работа по организации сценического пространства и динамики данного концертного номера - это световые эффекты - от мерцающего света свечи до ярких софитов, актерские задачи по сценодвижению.

Известная и популярная у публики украинская народная песня «Ще-дрик» - четырехголосное произведение, насыщенное разнообразными штрихами и нюансами, потребовала при её изучении значительных усилий и педагога, и учеников. Выступление в новогоднем концерте стало подготовкой к участию в Международном конкурсе «Роза ветров», где хор завоевал 1 место.

Песня «Снег» не отличается какими-то особыми интонационными и гармоническими сложностями: куплет исполняется в один голос, а хоровые аккорды появляются только в припеве. Но здесь важно общее настроение, выразительный аккомпанемент, на фоне которого на сцене происходит настоящая игра в снежки. Для учеников это было ново и очень интересно, так как до этого движение на сцене во время выступления хора ограничивалось покачиванием вправо-влево, поворотами и движением рук.

Выразительное движение во время исполнения хоровых произведений настолько захватило учеников, что для его организации в проекте, основанном на музыке The Beatles «Please Mr. Postman», «Can't buy me love», «Drive my car», «Back in USSR», был приглашен хореограф. Весь хоровой коллектив бесконечно благодарен также актерам театра «Вечерний звон» Константину Пономареву и Петру Якубовскому, которые исполнили роли Пола Маккартни и Джона Леннона. Благодаря их фантазии, актерской заразительности и юмору все исполнители чувствовали себя на сцене легко и свободно, а ведь сама конструкция номеров была довольно сложной: исполнение песен, театрализованные реплики Леннона и Маккартни со сценками из творческой жизни группы (так, была представлена сцена знаменитой встречи Битлз на приеме у королевы Елизаветы II и принцессы Маргарет), сопровождающимися сменой мизансцен. Все это происходило на фоне информационной видеопрезентации и потребовало значительной режиссерской и репетиционной работы.

Библиографический список

В работе хора, ансамбля и солистов независимо от условий деятельности конкретного школьного коллектива всегда значительное место в репертуаре занимает народная музыка. Народная песня - это своего рода летопись, которая отражает историю жизни людей с древних времен, в ней мы можем узнать обычаи, культуру, музыкальный колорит разных народов мира. Большое значение для работы со школьными хоровыми коллективами имеет тот факт, что народная музыка всегда сочетается с выразительными движениями исполнителей. Так, выдающийся педагог-вокалист, Заслуженный артист России Сергей Михайлович Казначеев неоднократно в своих работах отмечал значимость народной песни в современном вокальном обучении, подчеркивая необходимость развития навыков актерского мастерства [5].

Каждой народной песне характерны определенные интонации, ритмы, интервалы. Например, в русской народной песне чаще всего встречаются сексты, терции и постепенное движение мелодии. Мелодии сразу ложатся на слух и способствуют пению в ансамбле с различными подголосками. Воспитанники класса подготовили концерт, в котором прозвучали зарубежные и русские народные песни, где целью мероприятия являлась популяризация народной музыки. На концерте русская народная песня «Ах, ты, ноченька» прозвучала в дуэте Елизаветы Балыко и Ольги Никулиной. Песня исполняется в медленном темпе, отличается особой протяжностью мелодии, что помогает развитию дыхания и уверенному звучанию. Сложностью этого произведения являются скачки на октаву и септиму, при исполнении которых необходимо добиться ровного звучания без динамических провалов, а также нисходящее движение с элементами секвенции, при изучении которого нужно акцентировать сильную долю для отработки чистой интонации.

На концерте была исполнена также литовская народная песня «Неман, мой Неман» в обработке М. Петраускаса (русский текст Э. Александровой). Для удобства исполнения мы транспонировали мелодию на полтона ниже оригинала, что позволило на протяжении всей песни сохранять высокую позицию. Для того чтобы исполнитель мог отдохнуть, инструментальное вступление было повторено и перед вторым куплетом.

Для того чтобы начинающие певцы могли плавно вести звук на одном дыхании, в репертуар концерта была также включена словацкая народная песня «Спи, моя милая» в обработке В. Неедлы (русский текст С. Болотина и Т. Си-корской). Лирический характер песни, удобное построение мелодии, а также ее плавное нисходящее движение способствовало сохранению высокой позиции при исполнении, красивому ровному звучанию.

Наиболее общие выводы исследования:

- сложные, волнующие события последнего времени, отразившиеся на жизни всех людей, оказавшие влияние на организацию и содержание занятий музыкой с учащимися образовательных учреждений, существенно осложнили работу педагога-музыканта;

- очевидной стала необходимость поиска новых направлений и методов работы с учащимися в условиях современных вызовов;

- объективный процесс сближения общего и дополнительного образования, перестройка в организации и содержании занятий дают возможность руководителям хоровых коллективов добиваться успехов в работе с детьми, несмотря на сложности, возникающие в процессе реализации дистанционных форм обучения;

- данные возможности заключаются в следующем: применение уже известных методов работы в новых условиях; подготовка и участие в концертной и конкурсной деятельности, несмотря на сложные условия их дистанционного проведения; обязательное включение в репертуар народной музыки как неисчерпаемого источника духовной силы, необходимой сегодня каждому для преодоления возникающих во всех областях жизни сложностей и проблем.

Новизна исследования состоит в последовательном включении в работу уже известных на сегодня методов работы с хором, но с обязательной адаптацией их к возникающим новым условиям. Теоретическая значимость раскрывается в процессе наблюдения, исследования и объяснения новых шагов, предпринимаемых в музыкально-хоровой работе со школьниками, в описании самого алгоритма использования известных, но исследуемых в новых условиях методов работы. Практическая значимость состоит в том, что показаны уже имеющиеся на сегодняшний день результаты работы, проведенной с детским хоровым коллективом в условиях новых социокультурных вызовов.

В качестве перспективы дальнейших исследований в данном направлении предлагаем не только применение уже известных сегодня методов работы с хором, но и разработку новых, отвечающих возникающим проблемам методов и технологий, которые позволят продолжать развивающую музыкально-эстетическую работу с многочисленными участниками хоровых коллективов - как в условиях основного, так и дополнительного образования.

1. Поляков С.Д. Социокультурные вызовы современной школе: опыт феноменологического анализа. Непрерывное образование: XXI век. 2017; Выпуск 2 (18). Available at: https://lil21.petrsu.ru/journal/article.php?id=3484

2. Кабкова Е.П. Педагогическая самопрезентация как необходимая составляющая компетенции педагога искусства. Музыкальное искусство и педагогика на современном этапе развития: материалы научно-практической конференции. Москва: Департамент образования, ГАОУ ВО МГПУ 2011: 139 - 148.

3. Уколова Л.И. Педагогически организованная музыкальная среда как средство становления духовной культуры растущего человека. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2008.

4. Ань Ж., Ли Ш. Проблемы профессиональной подготовки иностранных (китайских) студентов музыкально-педагогических вузов в условиях вызовов 2020 года. Юсовские чтения. Социокультурный портрет современного ребенка: российский и зарубежный опыт: сборник научных статей по материалам XX Международной научно-практической конференции. Москва: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2020.

5. Казначеев С.М., Ван Д. Развитие навыков актерского мастерства в современном вокальном обучении. Искусство и образование. 2020; № 2: 114 - 121.

References

1. Polyakov S.D. Sociokul'turnye vyzovy sovremennoj shkole: opyt fenomenologicheskogo analiza. Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. 2017; Vypusk 2 (18). Available at: https:// lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=3484

2. Kabkova E.P. Pedagogicheskaya samoprezentaciya kak neobhodimaya sostavlyayuschaya kompetencii pedagoga iskusstva. Muzykal'noe iskusstvo i pedagogika na sovremennom 'etape razvitiya: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: Departament obrazovaniya, GAOU VO MGPU, 2011: 139 - 148.

3. Ukolova L.I. Pedagogicheski organizovannaya muzykal'naya sreda kak sredstvo stanovleniya duhovnoj kul'tury rastuschego cheloveka. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2008.

4. An' Zh., Li Sh. Problemy professional'noj podgotovki inostrannyh (kitajskih) studentov muzykal'no-pedagogicheskih vuzov v usloviyah vyzovov 2020 goda. Yusovskie chteniya. Sociokul'turnyj portret sovremennogo rebenka: rossijskij i zarubezhnyj opyt: sbornik nauchnyh statej po materialam XX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: FGBNU «IHOiK RAO», 2020.

5. Kaznacheev S.M., Van D. Razvitie navykov akterskogo masterstva v sovremennom vokal'nom obuchenii. Iskusstvo i obrazovanie. 2020; № 2: 114 121.

Статья поступила в редакцию 04.10.21

УДК 37.018+398+78

Kaminskaya E.A., Doctor of Sciences (Cultural Studies), Cand. of Sciences (Pedagogy), Vice-Rector for Educational and Methodical Management, Professor, Institute of Modern Art, Member of the Imperial Russian Musical Society, member of the Russian Musical Union, member of the international club "Muzikantoff", member of the Russian national section of the International Society for Music Education at UNESCO (Moscow, Russia), E-mail: kaminskayae@mailru

CREATIVE REFRACTION OF TRADITIONS IN THE PROCESS OF STUDYING AND MASTERING MUSICAL FOLKLORE. In the article, the author explores the need to change the approach in teaching and mastering folklore from memorizing samples and reproducing them to creative reinterpretation of tradition. It is proved, based on the works of folklorists, the possibility of considering folklore as a set of textual variants in which the basis (formula) is preserved, but individual elements of poetic and musical texts are modified. The author notes that the formation of students' attitudes to the creative refraction of traditions is an important task of a teacher for the study and development of folklore. The variable approach to the subject of interpretation of folklore does not contradict the essence of this art, but on the contrary, constitutes the tradition of the existence of the phenomenon. The use of such a (variation-improvisational) pedagogical principle in the development of musical folklore makes it possible to activate the creative potential of students, to direct the process of developing their creative abilities in a positive direction. Key words: tradition, folklore tradition, musical folklore, variation, schematics.

Е.А. Каминская, д-р культурологии, канд. пед. наук, проректор по учебно-методической работе, проф., Институт современного искусства, г. Москва, E-mail: kaminskayae@mail.ru

ТВОРЧЕСКОЕ ПРЕЛОМЛЕНИЕ ТРАДИЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА

В статье автор исследует необходимость изменения подхода в обучении и освоении фольклора с заучивания образцов и их воспроизведения к творческой реинтерпретации традиции. С опорой на работы фольклористов доказывается возможность рассмотрения фольклора как совокупности текстовых вариантов, в которых сохраняется основа (формула), но видоизменяются отдельные элементы поэтического и музыкального текстов. Автор отмечает, что формирование у обучающихся установки на творческое преломление традиций является важной задачей педагога по изучению и освоению фольклора. Вариативный подход к предмету интерпретации фольклора не противоречит сути этого искусства, а наоборот, составляет традицию бытования феномена. Применение подобного (вариационно-импровизационного) педагогического принципа в освоении музыкального фольклора позволяет активизировать творческий потенциал обучающихся, направить в позитивное русло процесс развития их творческих способностей.

Ключевые слова: традиция, фольклорная традиция, музыкальный фольклор, вариантность, формульность.

Фольклор является неисчерпаемым источником для научных исследований и творческой деятельности в силу множества обстоятельств. Прежде всего - это долгий исторический путь развития самого явления. Возникнув в глубокой древности, фольклор до настоящего времени сохраняет свое действенное присутствие в культуре. Конечно же, в разные исторические периоды фольклор занимал неодинаковое положение: от преобладания в культуре до нахождения на ее периферии. Однако это не умаляет сам факт его существования, развития и способности к видоизменению под влиянием обстоятельств. В процессе развития фольклор трансформировался в обширную область - фольклорную культуру, которая занимает существенное положение в современности. В силу столь долгого существования фольклор представлен множеством видов, подвидов, жанров, поджанров, произведений, находящихся в сложных взаимоотношениях друг с другом. Это порождает большое количество научных исследований, споров, дискуссий о понимании фольклора, его структуре, классификации, определении жанров, методов исследования и т.д. И каждый новый виток развития фольклора будет только их продуцировать. Помимо этого, долгий путь существования фольклора демонстрирует уникальную гибкость и адаптацию к меняющимся социокультурным обстоятельствам. Это служит ориентиром в практическом продолжении традиции, позволяя актуализировать те или иные его формы в соответствии с актуальными культурными практиками. В деятельности профессиональных музыкантов (как и других представителей художественной культуры) обращение к фольклору связано с поиском тем, образов, поэтической и музыкальной стилистики для собственного творчества. Каждый находит в фольклоре то, что наиболее ему близко и может быть качественно преломлено в рамках авторского произведения. Этим обусловлена актуальность обращения к фольклору на протяжении долгого времени со стороны деятелей художественной культуры. Одновременно с этим фольклор, бу-

дучи одним из глубинных оснований культуры, служит неким стержнем, вокруг которого выстраивается национальная идентичность. Следовательно, для каждого народа, этноса, нации в целом важно сохранение, воссоздание, регулярное обращение к фольклору как источнику ценностей, художественных образов, символов, которые распознаются всеми представителями этого народа, этноса как общие и значимые. В силу этого обращение к фольклору всегда будет актуальным.

В то же время следует констатировать тот факт, что постепенно живая передача фольклора в свойственных ему аутентичных видах утрачивается. Так, всё меньше мам поют своим детям колыбельные, предпочитая включать аудиозаписи; почти забыты пестушки (жанр, направленный на физическое развитие ребенка); молодежь не выходит в хороводы с целью выбора жениха и невесты и т.д. Это естественный исторический процесс, приводящий к изменению форм передачи опыта. На первый план в этом процессе выходит обучение, т.е. институционально организованная целенаправленная передача знаний, умений, навыков, ценностей и пр. В связи с сужением прежних форм преемственности и необходимостью сохранения фольклора возникла ситуация, когда важно выработать методически выверенные способы изучения фольклора, его освоения, воссоздания, воспроизведения и актуализации.

Таким образом, наблюдаются противоречия между значимостью актуального существования фольклора и его активным использованием в научной, творческой и педагогической сферах деятельности, с одной стороны, и недостаточной теоретико-методологической разработанностью проблем его грамотного изучения, освоения и актуализации, с другой; а также между потенциальными возможностями фольклора в различных сферах жизнедеятельности человека и общества и недостаточной реализацией этого потенциала в педагогических и иных социокультурных практиках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.