Научная статья на тему 'РОЛЬ КОНСПЕКТИРОВАНИЯ НА ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ СО СТУДЕНТАМИ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА'

РОЛЬ КОНСПЕКТИРОВАНИЯ НА ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ СО СТУДЕНТАМИ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лекционные занятия / конспектирование / написанные от руки тексты / информационно-компьютерные технологии / актуальные методы / применяемые на лекционных занятиях / очная / дистанционная / гибридная форма лекционных занятий / lectures / note-taking / handwritten texts / information and computer technologies / current methods used in lectures / face-to-face / remote / hybrid form of lectures

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.П. Кабкова

В данной статье внимание сосредоточено на проблемах письменной речи студентов и её связи с работой мозга. Появление новых, казалось бы, более эффективных и быстрых способов фиксации текстов, связанных с постоянно совершенствующейся областью информационно-компьютерных технологий, вытесняет традиционные формы, исчезает и область приложения написанных от руки текстов – официальные и личные письма, поздравительные открытки, студенческие конспекты и пр. Процесс фиксации текста происходит через нажатие кнопок, которое всегда одинаково по своей траектории, усилию и скорости. Вместе с тем уже не одно десятилетие ведутся исследования взаимосвязи процесса письма и развития мозга, что доказывает важную роль этого вида деятельности, особенно в условиях дистанционного формата лекционных занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF TAKING IN LECTURES WITH STUDENTS OF A MUSIC AND PEDAGOGICAL UNIVERSITY IN CONDITIONS OF A REMOTE FORMAT

In this article, attention is focused on problems of students’ written speech and its connection with the work of the brain. The emergence of new, seemingly more effective and faster ways of fixing texts associated with the constantly improving field of information and computer technologies, is replacing traditional forms, and the application area for handwritten texts disappears – official and personal letters, greeting cards, student notes, etc. The process of fixing the text occurs through pressing buttons, which is always the same in its trajectory, effort and speed. At the same time, for more than a decade, studies have been carried out on the relationship between the process of writing and brain development, which proves the important role of this type of activity, especially in the context of distance lectures.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ КОНСПЕКТИРОВАНИЯ НА ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ СО СТУДЕНТАМИ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА»

Студенческая группа в современном вузе многонациональна по своему составу: в российских вузах учатся как студенты из разных уголков страны, так ближнего и дальнего зарубежья. В воспитательной работе вузов можно использовать и этот факт: студенты участвуют в концертах, активно задействованы в творческих проектах, представляя искусство своих стран и народов.

Неотъемлемой частью целостного педагогического процесса в формировании коммуникативной компетенции у будущих специалистов творческой сферы должно быть включение студентов на каждом курсе в разнообразную учебную и внеучебную общественно-организаторскую деятельность, способствующую развитию этой компетенции у студентов, в частности:

1) общественно полезную, волонтерскую деятельность, особенно в отношении младших курсов в качестве привития навыков социальной активности и некоторых навыков общения, необходимых и для творческой, и для педагогической деятельности в области искусства;

2) культурно-просветительскую, художественно-творческую для расширения социальных контактов и формирования понимания ценностной основы социально-творческого потенциала личности;

Библиографический список

3) правовую, профессиональную, научную, студенческое самоуправление для повышения социальной активности, ответственности, развития лидерских способностей и умений работать в команде, конструктивно разрешать противоречия.

В заключение следует отметить, что процесс формирования коммуникативной компетенции студентов художественно-творческой сферы должен быть ориентирован на активное взаимодействие студентов с преподавателями. В организации учебной деятельности и преподавании учебных дисциплин преподавателям следует уделять больше внимания обеспечению направленности их содержания на коммуникативное взаимодействие участников образовательного процесса. Безусловно, центральным звеном процесса формирования коммуникативной компетенции будущего творческого работника является преподаватель, который должен не только реализовать воспитательный потенциала учебных дисциплин в обучающей деятельности, но и сосредоточить внимание студентов на необходимости личностного и профессионального саморазвития, собственного творческого совершенствования в области социализации.

1. Спирин А.В. Формирование социальной компетентности студентов в межвузовском образовательном пространстве. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Кострома, 2010.

2. Беденко Н.Н. Социальная компетентность личности в современной урбанистической культуре. Дисертация ... кандидата философских наук. Тверь, 2004.

3. Лигинчук ГГ. Психология профессиональной деятельности. Учебный курс (учебно-методический комплекс). Москва: Московский институт экономики, 2010.

4. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении: научно-методическое пособие. Москва: Эйдос, 2013.

5. Педагогика профессионального образования: учебное пособие под редакцией В.А. Сластёнина. Москва: Академия, 2004.

6. Жарков А.Д. Социально-культурная деятельность как специализированная область общественной практики. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013, № 1 (51): 96 - 101.

7. Майковская Л.С. Художественная направленность коммуникативной деятельности педагога-музыканта как необходимое условие формирования этнокультурной толерантности школьников. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2008, № 6: 184 - 188.

8. Христидис Т.В. Культура педагогического общения - социальное явление. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014; № 2 (58): 270 - 274.

9. Блох О.А. Педагогика и психология музыкального творчества как парадигма высшего профессионального образования. Материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой 45-летию Хабаровского государственного института искусств и культуры. Хабаровск, 2013: 23 - 31.

10. Жарков А.Д. Социально-культурная деятельность в воспитании современной молодежи. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013, № 2 (52): 108 - 112.

11. Школяр Л.В. Тенденции и перспективы раскрытия творческого потенциала молодежи. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015, № 2 (64): 118 - 123.

12. Алдошина М.И. Формирование этноэстетической культуры студентов в образовательном процессе университета (на материале подготовки специалистов социального и гуманитарного профилей). Диссертация ... доктора педагогических наук. Орел, 2009.

References

1. Spirin A.V. Formirovanie social'noj kompetentnosti studentov v mezhvuzovskom obrazovatel'nom prostranstve. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kostroma, 2010.

2. Bedenko N.N. Social'naya kompetentnost'lichnosti v sovremennoj urbanisticheskojkulture. Disertaciya ... kandidata filosofskih nauk. Tver', 2004.

3. Liginchuk G.G. Psihologiyaprofessional'nojdeyatel'nosti. Uchebnyj kurs (uchebno-metodicheskij kompleks). Moskva: Moskovskij institut 'ekonomiki, 2010.

4. Hutorskoj A.V. Kompetentnostnyjpodhod v obuchenii: nauchno-metodicheskoe posobie. Moskva: 'Ejdos, 2013.

5. Pedagogika professional'nogo obrazovaniya: uchebnoe posobie pod redakciej V.A. Slastenina. Moskva: Akademiya, 2004.

6. Zharkov A.D. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost' kak specializirovannaya oblast' obschestvennoj praktiki. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury iiskusstv. 2013, № 1 (51): 96 - 101.

7. Majkovskaya L.S. Hudozhestvennaya napravlennost' kommunikativnoj deyatel'nosti pedagoga-muzykanta kak neobhodimoe uslovie formirovaniya 'etnokul'turnoj tolerantnosti shkol'nikov. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2008, № 6: 184 - 188.

8. Hristidis T.V. Kul'tura pedagogicheskogo obscheniya - social'noe yavlenie. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2014; № 2 (58): 270 - 274.

9. Bloh O.A. Pedagogika i psihologiya muzykal'nogo tvorchestva kak paradigma vysshego professional'nogo obrazovaniya. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj 45-letiyu Habarovskogo gosudarstvennogo instituta iskusstv i kul'tury. Habarovsk, 2013: 23 - 31.

10. Zharkov A.D. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost' v vospitanii sovremennoj molodezhi. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2013, № 2 (52): 108 - 112.

11. Shkolyar L.V. Tendencii i perspektivy raskrytiya tvorcheskogo potenciala molodezhi. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2015, № 2 (64): 118 - 123.

12. Aldoshina M.I. Formirovanie 'etno'esteticheskoj kul'tury studentov v obrazovatel'nom processe universiteta (na materiale podgotovki specialistov social'nogo i gumanitarnogo profilej). Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Orel, 2009.

Статья поступила в редакцию 25.03.22

УДК 378

Kabkova E.P., Doct. of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Music Institute of Culture and Arts, State Autonomous educational institution

higher education in Moscow"Moscow City Pedagogical University' (Moscow, Russia), E-mail: borisr@comtv.ru

THE ROLE OF TAKING IN LECTURES WITH STUDENTS OF A MUSIC AND PEDAGOGICAL UNIVERSITY IN CONDITIONS OF A REMOTE FORMAT.

In this article, attention is focused on problems of students' written speech and its connection with the work of the brain. The emergence of new, seemingly more effective and faster ways of fixing texts associated with the constantly improving field of information and computer technologies, is replacing traditional forms, and the application area for handwritten texts disappears - official and personal letters, greeting cards, student notes, etc. The process of fixing the text occurs through pressing buttons, which is always the same in its trajectory, effort and speed. At the same time, for more than a decade, studies have been carried out on the relationship between the process of writing and brain development, which proves the important role of this type of activity, especially in the context of distance lectures.

Key words: lectures, note-taking, handwritten texts, information and computer technologies, current methods used in lectures, face-to-face, remote, hybrid form of lectures.

Е.П. Кабкова, д-р пед. наук, проф., Департамент музыкального искусства института культуры и искусств ГАОУ ВО города Москвы

«Московский городской педагогический университет», г. Москва, E-mail: borisr@comtv.ru

РОЛЬ КОНСПЕКТИРОВАНИЯ НА ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ СО СТУДЕНТАМИ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА

В данной статье внимание сосредоточено на проблемах письменной речи студентов и её связи с работой мозга. Появление новых, казалось бы, более эффективных и быстрых способов фиксации текстов, связанных с постоянно совершенствующейся областью информационно-компьютерных технологий, вытесняет традиционные формы, исчезает и область приложения написанных от руки текстов - официальные и личные письма, поздравительные открытки, студенческие конспекты и пр. Процесс фиксации текста происходит через нажатие кнопок, которое всегда одинаково по своей траектории, усилию и скорости. Вместе с тем уже не одно десятилетие ведутся исследования взаимосвязи процесса письма и развития мозга, что доказывает важную роль этого вида деятельности, особенно в условиях дистанционного формата лекционных занятий.

Ключевые слова: лекционные занятия, конспектирование, написанные от руки тексты, информационно-компьютерные технологии, актуальные методы, применяемые на лекционных занятиях, очная, дистанционная, гибридная форма лекционных занятий.

Известная народная пословица «Написано пером, не вырубить и топором», приведенная, в том числе, в книге В.И. Даля «Пословицы русского народа» [1], имеет несколько значений. Наиболее распространенное толкование данной пословицы заключается в том, что допущенные в тексте (написанном и опубликованном) ошибки уже не исправить, и нужно к процессу создания текста относиться с большим вниманием.

Второй вариант рассматривает сам процесс написания с другой стороны - раз написанное и ставшее известным уже невозможно изменить. Этим подчеркивалась в старину незыблемость официального документа, на котором был зафиксирован тот или иной приказ, которому следовало беспрекословно подчиняться.

Важной здесь виделась и художественно-образная составляющая, когда, по меткому замечанию Н.В. Гоголя, «... каркнет само за себя прозвище во всё свое воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица. Произнесенное метко, всё равно что писанное, не вырубливается топором» [2].

Представляет интерес и версия, которая обращает наше внимание на сам материал, которым в прошлом пользовались для письма - это пергамент и чернила. Когда пергамент весь был израсходован, чернила с него счищали и пользовались этим материалом заново.

Однако очертания букв все же проступали, так как при написании чернила глубоко впитывались в толщу пергамента. Отсюда и утверждение вечности, «не-убиваемости» записанных слов.

В русле предлагаемой к рассмотрению статьи мы вспомнили о данной пословице в связи с тем, что в наши дни процесс писания текста рукой стремительно уходит в прошлое, так как появились другие, казалось бы, более эффективные и быстрые способы фиксации текстов - все они связаны с постоянно развивающейся и совершенствующейся областью информационно-компьютерных технологий.

Кроме того, практически исчезла и область приложения написанных от руки текстов - официальные и личные письма, поздравительные открытки, студенческие конспекты. Процесс фиксации текста происходит через нажатие кнопок, которое всегда одинаково по своей траектории, усилию и скорости.

Вместе с тем уже не одно десятилетие ведутся исследования взаимосвязи процесса письма и развития мозга. В 1986 году так называемое экспрессивное письмо было представлено в работах профессора психологии Техасского университета Джеймса Пейнбеккера, обратившего внимание на взаимосвязь процесса письма с психологическим и соматическим здоровьем человека. Метод экспрессивного письма весьма подробно изложен в тексте, размещенном в Интернете [3], а также в статьях Дарьи Кутузовой «Письменные практики в помощь себе и другим» (https://writing-cures.livejoumal.com/tag), «Письменное самораскрытие» (https://pismennyepraktiki.com/library).

Целью исследования стало выявление роли конспектирования студентами информации, полученной на лекционных занятиях (как в очном, так и дистанционном формате), подтверждение взаимосвязи писания рукой и активизации работы мозга.

Актуальность исследования заключается в том, что, принимая во внимание ценность указанного выше направления психологии, мы тем не менее рискнули оценить пользу письменной практики для студентов музыкально-педагогических вузов в условиях удаленного и гибридного форматов лекционных занятий.

Теоретическая значимость исследования базируется на выявлении путей взаимодействия письменной работы студентов в процессе создания конспекта лекции в условиях очного и дистанционного форматов.

Здесь необходимо также помнить, что социокультурная ситуация в стране постоянно изменяется - введение и отмена дистанционной формы занятий полностью зависит от того, насколько активно развивается распространение заболевания среди населения. В данный момент наблюдается снижение опасности инфицирования в связи с проведенной вакцинацией и самим ходом пандемии. Повсеместно отменяется дистанционная форма лекционной работы и возвращается её основная форма - очного проведения занятий, что возвращает нас в привычную и наиболее эффективную область.

Вместе с тем длительное применение дистанционных форм принесло в практику образования свои изменения - как негативные, так и позитивные. Пози-

тивными изменениям, безусловно, стали те, которые способствуют активизации обращения всех участников образовательного процесса - и педагогов, и студентов - к возможностям информационно-компьютерных технологий, освоения ими новых программ, доступа к безграничному информационному пространству и т.д.

К негативным отнесем невозможность непосредственного, интентного контакта со студентами, трудности в контроле за их самостоятельной работой, взаимоисключающие факторы, свойственные прогрессивной в целом форме гибридных лекционных занятий (таких, при которых часть студентов занимаются очно и находятся в аудитории, а другая их часть, по разным причинам не допущенная к очным занятиям, находится в это время на удалении и подключается к общему занятию на основе одной из платформ - Microsoft Teams, Zoom Meetings и др.). Такими взаимоисключающими факторами являются противоречия в организации и проведении занятий, связанные с различием лекционных жанров - очные лекции требуют одной формы и алгоритма подготовки педагога, а дистанционные -другой.

Собственная практика работы со студентами показала, что такой вид работы обучающихся, как ведение конспекта, равно значимо для всех форм лекционных занятий. Трудность здесь состоит в том, что в удаленном формате значительно усложняется контроль за осуществлением этого вида деятельности. Вместе с тем, принимая во внимание важность письменного текста, самого акта письма, которая уже достаточно давно исследуется учеными, необходимо предметнее обсудить формы, методы и организацию конспектирования студентами лекционного материала.

Необходимо также иметь в виду особые психологические, нейрофизиологические, физические и личностные данные музыкантов - специалистов, чья профессиональная деятельность связана со значительной тактильной активностью.

Строго говоря, конспектирование играет важную роль и на лекционных занятиях, и в процессе изучения необходимой для освоения той или иной темы студентами во время самостоятельной работы. Обращаясь к книгам, статьям, интернет-ресурсам во время изучения необходимых научных материалов, студенты фиксируют важнейшие положения, наиболее значимые факты, интересные примеры и т.д. В процессе написания текста рукой включаются важнейшие механизмы, о которых упоминают исследователи.

В этой связи напомним, что наиболее впечатляющие результаты показали исследования нейробиологов. Их экспериментальная работа показала, что письмо рукой переключает мозг человека в «режим обучения». Так, профессор Одри ван дер Меер (известны, по крайней мере, два проведенных под её руководством исследования - в 2017 и в 2020 годах) из Норвежского университета естественных и технических наук (NTNU) провел эксперимент с применением электроэнцефалографии (ЭЭГ), что позволило исследователям увидеть и оценить активность мозга в каждом конкретном случае. Он отмечает: «Написание от руки создает гораздо большую активность в сенсомоторных отделах мозга. Когда вы ведете ручкой по бумаге, пишете буквы и слышите звук, который издаете во время письма, вы испытываете больше чувств. Эти переживания создают контакт между различными частями мозга и открывают его для обучения. Таким образом, мы лучше учимся и запоминаем информацию» [4].

Научная новизна исследования заключается в самом обращении к взаимодействию письма рукой в процессе лекционных занятий и активизации работы мозга. Здесь нелишним будет напомнить и о психологических особенностях профессиональных музыкантов, наличие которых никто сегодня не отрицает, но в целом и не придает им должного значения. С чем это связано?

Во-первых, профессиональный музыкант отличается от всех других профессионалов тем, что имеющиеся у него знания, умения и навыки не могут быть сохранены вне регулярной практики - музыкант обладает главной компетенцией, обеспечивающей его профессионализм - способностью и потребностью ежедневно работать.

Во-вторых - игра на музыкальных инструментах всегда связана с активной работой мозга. Вспомним шутливое высказывание великой пианистки Марии Вениаминовны Юдиной, приведенное её сестрой: «Неужели вы думаете, что играют руками? Играют вот чем», - и она постучала себе по лбу» [5].

Давно замечено, что музыкант, даже в том случае, если он по каким-то причинам не может больше заниматься своей профессией (например, была получе-

на серьезная травма или во время напряженных занятий он «переиграл руки»), всегда может переключиться на любой другой вид деятельности, освоить другую, новую для него профессию в любом возрасте. Это происходит именно потому, что полученный во время занятий музыкой с раннего детства (с 4-5 лет) навык ежедневного труда без выходных дней и каникул приводит к тому, что этот труд не воспринимается музыкантом как тяжелая обязанность, а становится такой же важнейшей и естественной потребностью, как дыхание.

Кроме того, значительная и зачастую определяющая роль пальцевой активности музыканта поддерживает работу механизмов, отвечающих за усиление нейронных межполушарных связей мозга. Вспомним, что нажатие клавиши или струны музыкального инструмента по своим качествам и параметрам в корне отличается от нажатия кнопки. В этом смысле в области освоения учениками электронных музыкальных инструментов необходимо учитывать характер этих действий и не ждать продвижения ученика по линии чувствительности к связи характера звучания и характера прикосновения к музыкальному инструменту.

Вернемся к уже приведенным значениям и толкованию русской поговорки «Что написано пером, не вырубишь и топором» и дополним еще одним объяснением её смысла: та информация, которая поступила к нам с помощью письма, отпечатывается в нашей памяти лучше и запоминается на более длительный срок, чем воспринятая каким-либо другим способом.

В настоящий момент происходит возвращение к очной форме занятий со студентами, и, на первый взгляд, можно уже оставить в прошлом проблемы, связанные с дистанционными формами лекционных занятий. Однако, принимая во внимание сложность и зачастую непредсказуемость нашей жизни, отметим, что приобретенный в процессе довольно продолжительного временного периода опыт дистанционных занятий, во-первых, показал важность и необходимость непосредственного, очного общения педагога и студентов, во-вторых, способствовал более интенсивному освоению информационно-коммуникативных технологий (и студентами, и педагогами), в-третьих, поставил всех перед необходимостью создания новых методов и технологий лекционных занятий со студентами в новых условиях.

Так, руководством Московского городского педагогического университета в условиях дистанционных занятий была предложена гибридная форма лекционных занятий, во время которых часть студентов занимаются очно и находятся во время лекции в аудитории, а другая их часть, не имеющая возможности непосредственно присутствовать на занятии, подключается к основной группе с помощью компьютера. Такая форма занятий позволила объединить учебные группы в их первоначальном виде, охватить всех студентов учебным процессом, избежать провалов в освоении учебного материала. С другой стороны, ведение такого занятия для педагога создает новые трудности, так как сталкивает различные жанры лекционной работы.

Библиографический список

Степень достижения цели, обозначенной в данном исследовании, может быть охарактеризована как значительная, однако она не отменяет необходимость развернутого экспериментального исследования.

Ведение конспекта студентами - важная и необходимая часть их учебной работы независимо от того, в каком формате - очном или дистанционном - они ведутся. Письмо от руки позволяет лучше запоминать информацию, тренирует мозг, способствует активизации нейронных межполушарных связей. Кроме того, ведение конспекта развивает способность к концентрации внимания, ранжированию и смысловой организации получаемой информации.

Есть еще одна важная область, достойная педагогического внимания в связи с обращением к письму от руки. По собственным наблюдениям в процессе учебной деятельности в условиях музыкально-педагогического вуза нами было отмечено, что из года в год среди значительной массы студентов наблюдается уменьшение их способности к построению развернутых предложений (это равно касается и устной, и письменной речи). Студенты допускают массу ошибок, связанных с построением сложноподчиненных предложений - неверные падежи, конструкции по типу «проезжая мимо станции, у меня слетела шляпа», тотальная анархия в пунктуации и т.п.

Мы попытались применить забытый многими, но действенный метод улучшения грамотности в письменной и устной речи. В общих чертах он заключается в том, что ежедневно в течение месяца студент или школьник десять минут посвящает переписке рукой небольшого фрагмента прозаического текста (лучше, если это будут фрагменты из произведений Ивана Сергеевича Тургенева или Ивана Александровича Гончарова). Переписывать текст нужно внимательно и точно, не упуская никаких параметров написания слов и пунктуации. В идеале нужно один раз переписать текст правой рукой, а второй раз - левой.

К сожалению, пока не удалось организовать достаточно развернутый эксперимент в этой области, но это дело будущего. На сегодняшний день наблюдение за студентами, регулярно обращавшимися к данному упражнению, показало, что они стали делать гораздо меньше ошибок и в письменной, и в устной речи. Повторим, что это пока самые поверхностные выводы, но и они обладают убедительностью.

Таким образом, заключаем, что роль конспектирования на лекционных занятиях со студентами в условиях дистанционного формата трудно переоценить, так как сам процесс писания рукой активизирует межполушарные связи, способствует более глубокому запоминанию полученной информации, развитию внимания, способности к сравнению, анализу и ранжированию. Это особенно ярко проявляется в работе со студентами - будущими педагогами-музыкантами, так как взаимодействие пальцевых ощущений и активности с деятельностью мозга у них уже находится на высоком уроне, и эффект письма от руки проявляется более ярко на этой «подготовленной почве».

1. Даль В.И. Пословицы русского народа. Раздел «Грамота». Available at: https://dslov.ru/txt/81/t81_26.htm

2. Гоголь Н.В. Мёртвые души. Available at: https://ilibrary.rU/text/78/p.6/index.html

3. Тарасова Н.П. Метод экспрессивного письма Пеннебейкера. Available at: https://www.b17.ru/blog/66644/

4. Голованов Г. Нейробиологи доказали: письмо от руки переводит мозг в режим обучения - 2020. Available at: https://hightech.plus/2020/10/04/neirobiologi-dokazali-pismo-ot-ruki-perevodit-mozg-v-rezhim-obucheniya

5. Пианистка Мария Юдина: Какую силу духа надо иметь, чтобы так играть! Available at: https://www.pravmir.ru/pianistka-mariya-yudina-kakuyu-silu-duxa-nado-imet-chtoby-tak-igrat/

References

1. Dal' V.I. Poslovicyrusskogo naroda. Razdel «Gramota». Available at: https://dslov.ru/txt/81/t81_26.htm

2. Gogol' N.V. Mertvye dushi. Available at: https://ilibrary.ru/text/78/p.6/index.html

3. Tarasova N.P. Metod 'ekspressivnogo pis'ma Pennebejkera. Available at: https://www.b17.ru/blog/66644/

4. Golovanov G. Nejrobiologi dokazali: pis'mo otrukiperevodit mozg v rezhim obucheniya - 2020. Available at: https://hightech.plus/2020/10/04/neirobiologi-dokazali-pismo-ot-ruki-perevodit-mozg-v-rezhim-obucheniya

5. Pianistka Mariya Yudina: Kakuyu silu duha nado ¡met, chtoby tak igrat'! Available at: https://www.pravmir.ru/pianistka-mariya-yudina-kakuyu-silu-duxa-nado-imet-chtoby-tak-igrat/

Статья поступила в редакцию 30.03.22

УДК 372.878

Knyazeva G.L., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Moscow City University (Moscow, Russia), E-mail: knyazevagl@yandex.ru

Pecherskaya A.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Professor, Moscow State High School of Music n.a. A.G. Sohnittke (Moscow, Russia),

E-mail: surok1208@rаmbler.ru

PIANO PEDAGOGICAL REPERTOIRE AS A FACTOR OF HARMONIZATION OF INDIVIDUAL AND PERSONAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS-MUSICIANS. The article discusses issues related to the interaction of the pedagogical repertoire and the individual psychological characteristics of the personality of a student musician. The main manifestations of temperament types in musical and performing activities are characterized. The comparison of existing approaches to the problem of selecting a pedagogical repertoire in connection with the individual psychological characteristics of students is given, their pros and cons are shown. Based on the generalization of many years of practical experience, an effective approach is proposed that takes into account the natural determinism of individual psychological personality traits and is aimed at achieving a balance of strengths and weaknesses of a piano student by choosing appropriate musical compositions and methods of work.

Key words: musical performance, individual and personal characteristics, temperament, character, personality, piano student, pedagogical repertoire.

Г.Л. Князева, канд. пед. наук, доц., Московский городской педагогический университет, E-mail: knyazevagl@yandex.ru

А.Б. Печерская, канд. пед. наук, доц., проф., Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке, E-mail: surok1208@rаmbler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.