на серьезная травма или во время напряженных занятий он «переиграл руки»), всегда может переключиться на любой другой вид деятельности, освоить другую, новую для него профессию в любом возрасте. Это происходит именно потому, что полученный во время занятий музыкой с раннего детства (с 4-5 лет) навык ежедневного труда без выходных дней и каникул приводит к тому, что этот труд не воспринимается музыкантом как тяжелая обязанность, а становится такой же важнейшей и естественной потребностью, как дыхание.
Кроме того, значительная и зачастую определяющая роль пальцевой активности музыканта поддерживает работу механизмов, отвечающих за усиление нейронных межполушарных связей мозга. Вспомним, что нажатие клавиши или струны музыкального инструмента по своим качествам и параметрам в корне отличается от нажатия кнопки. В этом смысле в области освоения учениками электронных музыкальных инструментов необходимо учитывать характер этих действий и не ждать продвижения ученика по линии чувствительности к связи характера звучания и характера прикосновения к музыкальному инструменту.
Вернемся к уже приведенным значениям и толкованию русской поговорки «Что написано пером, не вырубишь и топором» и дополним еще одним объяснением её смысла: та информация, которая поступила к нам с помощью письма, отпечатывается в нашей памяти лучше и запоминается на более длительный срок, чем воспринятая каким-либо другим способом.
В настоящий момент происходит возвращение к очной форме занятий со студентами, и, на первый взгляд, можно уже оставить в прошлом проблемы, связанные с дистанционными формами лекционных занятий. Однако, принимая во внимание сложность и зачастую непредсказуемость нашей жизни, отметим, что приобретенный в процессе довольно продолжительного временного периода опыт дистанционных занятий, во-первых, показал важность и необходимость непосредственного, очного общения педагога и студентов, во-вторых, способствовал более интенсивному освоению информационно-коммуникативных технологий (и студентами, и педагогами), в-третьих, поставил всех перед необходимостью создания новых методов и технологий лекционных занятий со студентами в новых условиях.
Так, руководством Московского городского педагогического университета в условиях дистанционных занятий была предложена гибридная форма лекционных занятий, во время которых часть студентов занимаются очно и находятся во время лекции в аудитории, а другая их часть, не имеющая возможности непосредственно присутствовать на занятии, подключается к основной группе с помощью компьютера. Такая форма занятий позволила объединить учебные группы в их первоначальном виде, охватить всех студентов учебным процессом, избежать провалов в освоении учебного материала. С другой стороны, ведение такого занятия для педагога создает новые трудности, так как сталкивает различные жанры лекционной работы.
Библиографический список
Степень достижения цели, обозначенной в данном исследовании, может быть охарактеризована как значительная, однако она не отменяет необходимость развернутого экспериментального исследования.
Ведение конспекта студентами - важная и необходимая часть их учебной работы независимо от того, в каком формате - очном или дистанционном - они ведутся. Письмо от руки позволяет лучше запоминать информацию, тренирует мозг, способствует активизации нейронных межполушарных связей. Кроме того, ведение конспекта развивает способность к концентрации внимания, ранжированию и смысловой организации получаемой информации.
Есть еще одна важная область, достойная педагогического внимания в связи с обращением к письму от руки. По собственным наблюдениям в процессе учебной деятельности в условиях музыкально-педагогического вуза нами было отмечено, что из года в год среди значительной массы студентов наблюдается уменьшение их способности к построению развернутых предложений (это равно касается и устной, и письменной речи). Студенты допускают массу ошибок, связанных с построением сложноподчиненных предложений - неверные падежи, конструкции по типу «проезжая мимо станции, у меня слетела шляпа», тотальная анархия в пунктуации и т.п.
Мы попытались применить забытый многими, но действенный метод улучшения грамотности в письменной и устной речи. В общих чертах он заключается в том, что ежедневно в течение месяца студент или школьник десять минут посвящает переписке рукой небольшого фрагмента прозаического текста (лучше, если это будут фрагменты из произведений Ивана Сергеевича Тургенева или Ивана Александровича Гончарова). Переписывать текст нужно внимательно и точно, не упуская никаких параметров написания слов и пунктуации. В идеале нужно один раз переписать текст правой рукой, а второй раз - левой.
К сожалению, пока не удалось организовать достаточно развернутый эксперимент в этой области, но это дело будущего. На сегодняшний день наблюдение за студентами, регулярно обращавшимися к данному упражнению, показало, что они стали делать гораздо меньше ошибок и в письменной, и в устной речи. Повторим, что это пока самые поверхностные выводы, но и они обладают убедительностью.
Таким образом, заключаем, что роль конспектирования на лекционных занятиях со студентами в условиях дистанционного формата трудно переоценить, так как сам процесс писания рукой активизирует межполушарные связи, способствует более глубокому запоминанию полученной информации, развитию внимания, способности к сравнению, анализу и ранжированию. Это особенно ярко проявляется в работе со студентами - будущими педагогами-музыкантами, так как взаимодействие пальцевых ощущений и активности с деятельностью мозга у них уже находится на высоком уроне, и эффект письма от руки проявляется более ярко на этой «подготовленной почве».
1. Даль В.И. Пословицы русского народа. Раздел «Грамота». Available at: https://dslov.ru/txt/81/t81_26.htm
2. Гоголь Н.В. Мёртвые души. Available at: https://ilibrary.rU/text/78/p.6/index.html
3. Тарасова Н.П. Метод экспрессивного письма Пеннебейкера. Available at: https://www.b17.ru/blog/66644/
4. Голованов Г. Нейробиологи доказали: письмо от руки переводит мозг в режим обучения - 2020. Available at: https://hightech.plus/2020/10/04/neirobiologi-dokazali-pismo-ot-ruki-perevodit-mozg-v-rezhim-obucheniya
5. Пианистка Мария Юдина: Какую силу духа надо иметь, чтобы так играть! Available at: https://www.pravmir.ru/pianistka-mariya-yudina-kakuyu-silu-duxa-nado-imet-chtoby-tak-igrat/
References
1. Dal' V.I. Poslovicyrusskogo naroda. Razdel «Gramota». Available at: https://dslov.ru/txt/81/t81_26.htm
2. Gogol' N.V. Mertvye dushi. Available at: https://ilibrary.ru/text/78/p.6/index.html
3. Tarasova N.P. Metod 'ekspressivnogo pis'ma Pennebejkera. Available at: https://www.b17.ru/blog/66644/
4. Golovanov G. Nejrobiologi dokazali: pis'mo otrukiperevodit mozg v rezhim obucheniya - 2020. Available at: https://hightech.plus/2020/10/04/neirobiologi-dokazali-pismo-ot-ruki-perevodit-mozg-v-rezhim-obucheniya
5. Pianistka Mariya Yudina: Kakuyu silu duha nado ¡met, chtoby tak igrat'! Available at: https://www.pravmir.ru/pianistka-mariya-yudina-kakuyu-silu-duxa-nado-imet-chtoby-tak-igrat/
Статья поступила в редакцию 30.03.22
УДК 372.878
Knyazeva G.L., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Moscow City University (Moscow, Russia), E-mail: knyazevagl@yandex.ru
Pecherskaya A.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Professor, Moscow State High School of Music n.a. A.G. Sohnittke (Moscow, Russia),
E-mail: surok1208@rаmbler.ru
PIANO PEDAGOGICAL REPERTOIRE AS A FACTOR OF HARMONIZATION OF INDIVIDUAL AND PERSONAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS-MUSICIANS. The article discusses issues related to the interaction of the pedagogical repertoire and the individual psychological characteristics of the personality of a student musician. The main manifestations of temperament types in musical and performing activities are characterized. The comparison of existing approaches to the problem of selecting a pedagogical repertoire in connection with the individual psychological characteristics of students is given, their pros and cons are shown. Based on the generalization of many years of practical experience, an effective approach is proposed that takes into account the natural determinism of individual psychological personality traits and is aimed at achieving a balance of strengths and weaknesses of a piano student by choosing appropriate musical compositions and methods of work.
Key words: musical performance, individual and personal characteristics, temperament, character, personality, piano student, pedagogical repertoire.
Г.Л. Князева, канд. пед. наук, доц., Московский городской педагогический университет, E-mail: knyazevagl@yandex.ru
А.Б. Печерская, канд. пед. наук, доц., проф., Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке, E-mail: surok1208@rаmbler.ru
ФОРТЕПИАННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕПЕРТУАР
КАК ФАКТОР ГАРМОНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ
ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ
В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с взаимодействием педагогического репертуара и индивидуально-психологических свойств личности студента-музыканта. Охарактеризованы основные проявления типов темперамента в музыкально-исполнительской деятельности. Дается сравнение существующих подходов к проблеме подбора педагогического репертуара в связи с индивидуально-психологическими особенностями обучающихся, показаны их плюсы и минусы. На основе обобщения многолетнего практического опыта предложен эффективный подход, учитывающий природную детерминированность индивидуально-психологических свойств личности и направленный на достижение баланса сильных и слабых сторон студента-пианиста путем выбора соответствующих музыкальных произведений и методов работы.
Ключевые слова: музыкальное исполнительство, индивидуально-личностные особенности, темперамент, характер, личность, студент-пианист, педагогический репертуар.
Важнейшую роль в жизни каждого человека играют его врожденные индивидуально-личностные данные, такие как типы высшей нервной деятельности, темперамента и черты характера. Не меньшее значение имеют эти неповторимые особенности в обучении и в профессиональной деятельности, в частности в музыкальном исполнительстве. Этот факт неоднократно подчеркивался психологами и педагогами (Б.П Ананьев, Ю.Б. Гиппенрейтер, Э.А. Голубева, Н.Д. Левитов, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, И.В. Страхов и др.). В музыкально-педагогической практике учет индивидуальных психологических проявлений учащихся решается, прежде всего, в рамках дифференциации, индивидуализации и персо-нализации обучения. Ими определяются как выбор преподавателем стиля педагогического общения, так и общие векторы развития молодого музыканта, проявляющиеся в подборе репертуара. Нужно ли ориентироваться на психологические характеристики студента при выборе тех или иных произведений для работы в фортепианном классе? Как правило, каждый педагог дает на этот вопрос однозначный ответ. Вместе с тем различные подходы к решению проблемы соотнесения изучаемого репертуара с психологическими факторами личности обучаемых приводят к многообразным образовательным результатам. Поэтому актуальным вопросом представляется рассмотреть возможности влияния педагогического репертуара на личность студента-пианиста и выявить наиболее эффективные подходы к выбору репертуара в фортепианном классе.
Объект исследования: процесс обучения в классе музыкально-инструментальной подготовки (фортепиано) педагогического вуза.
Предмет исследования: фортепианный педагогический репертуар как фактор гармонизации индивидуально-личностных особенностей студентов-музыкантов.
Цель исследования: выявление возможностей гармонизующего влияния педагогического репертуара на индивидуально-личностные особенности студентов-пианистов, апробация и внедрение соответствующего подхода в репертуарную политику.
Задачи исследования:
1. на основе изучения научной литературы проанализировать понятие индивидуально-личностных особенностей студента-музыканта в контексте фортепианной педагогики;
2. рассмотреть возможные способы подбора педагогического репертуара в соотнесении с индивидуально-личностными характеристиками обучающихся;
3. предложить наиболее эффективный подход к выбору репертуара в фортепианном классе в целях гармонизации индивидуально-личностных особенностей студентов.
Особенности образовательного процесса в каждом конкретном случае напрямую обусловлены индивидуально-личностными качествами обучающегося. Именно эти качества служат основой индивидуального стиля учебной и музыкально-исполнительской деятельности, формирования профессионального мастерства и творческой манеры молодых музыкантов. Прежде всего, это врожденная данность - тип высшей нервной деятельности, затем - темперамент и характер. В науке и в повседневном обиходе существует большое разнообразие определений и трактовок темперамента, характера и личности. Вместе с тем данные понятия довольно непросто различить, они тесно связаны, их часто смешивают.
Общность темперамента и характера обусловлена их физиологической основой - типом высшей нервной деятельности. Данная зависимость была установлена великим русским физиологом И.П. Павловым [1]. Темперамент определяется динамическими качествами психики человека - темпом, ритмом и силой психических состояний и процессов. Он включает в себя общую активность, эмоциональность и двигательные проявления, имеющие биологические предпосылки и, в свою очередь, существенно влияющие на формирование характера. Характер же проявляется преимущественно в поведенческих особенностях личности, то есть является не врожденным качеством, а продуктом социализации. В процессе индивидуальных занятий в классе фортепиано педагог сталкивается как с характером, так и с темпераментом ученика и непременно должен учитывать индивидуально-личностные свойства при составлении его образовательной траектории.
Темперамент можно отнести к фундаментальным свойствам человеческой психики, издавна привлекавшим внимание мыслителей. Типология темперамен-
тов известна с античных времен, восходит к Гиппократу и определяет особенности темперамента по преобладающей в человеке жидкости. Отсюда и названия: сангвиник (кровь), холерик (желчь), меланхолик (черная желчь), флегматик (слизь). Безусловно, содержание и трактовка понятия темперамент изменялись со временем и допускают применение в различных смысловых контекстах. С точки зрения современной науки темперамент характеризуется силой, скоростью и ритмом психических процессов (возбуждения и торможения) и состояний человека. Характеристиками сильной нервной системы являются такие проявления, как настойчивость, целеустремленность, эмоциональная стабильность, способность к длительным нагрузкам, стремление занять руководящее положение. И наоборот, слабость нервной системы проявляется в отсутствии выносливости (как физической, так и психической), повышенной утомляемости, пассивности, безынициативности, робости, замкнутости, мнительности. Подвижность нервных процессов характеризуется скоростью их возникновения и прекращения. Человеческая психика может быть подвижной (лабильной) или малоподвижной (инертной). Показателями подвижности нервных процессов выступают двигательно-мо-торная, речевая и мыслительная подвижность, энергичность, увлекаемость, эмоциональная реактивность. Проявляется она и в том, насколько быстро человек переключается, адаптируется к новым условиям или жизненным обстоятельствам, и в том, насколько активно он может войти в деятельность, испытывает ли затруднения в начале нового дела и при его окончании. На уравновешенность нервных процессов, сбалансированность возбуждения и торможения указывают основательность, дисциплинированность, стабильность поведения, самообладание, стрессоустойчивость, отсутствие резких и частых смен настроения, бурных эмоциональных всплесков.
Темперамент рассматривается как физиологическая основа характера. В жизни встречаются по большей части смешанные типы темперамента, но для понимания педагогической задачи в работе с конкретным студентом часто бывает достаточно определить преобладающий тип. Дадим краткую характеристику каждому из них и отметим особенности проявления основных типов темперамента в учебной и музыкально-исполнительской деятельности.
- Сангвиник как сильный, уравновешенный, подвижный тип в музыкальном исполнении отличается физической выносливостью, психологической устойчивостью, стабильностью выступлений в разных условиях. К слабым сторонам сангвиника-музыканта можно отнести некоторую поверхностность, невнимание к детализации нюансов, агогике, метроритмическим тонкостям.
- Холерик как сильный, неуравновешенный, подвижный тип подкупает яркостью, эмоциональной заразительностью, спонтанностью исполнения, но темпоритмически нестабилен, иногда теряет контроль над собой вплоть до неуправляемости и срыва.
- Меланхолик как слабый, неуравновешенный, инертный тип интересен чуткостью, способностью к тонкой нюансировке, гибкой агогике и тембровому разнообразию пластов фактуры, но быстро истощается эмоционально и физически.
- Флегматик как сильный, уравновешенный, инертный тип надежен в сценических условиях, основателен и настойчив в повседневной работе, однако не способен к быстрым переключениям.
Одним из средств решения задачи эффективного освоения учебного материала студентами-пианистами является адекватный подбор репертуара для тех или иных обучающихся. Необходимость учета психологических особенностей личности в обучении в настоящее время не подлежит ни малейшему сомнению. Существуют различные подходы к проблеме репертуара в связи с индивидуально-психологическими особенностями учащихся. Если исходить из крайностей, то кардинально противоположные позиции преподавателей таковы:
- педагог идет навстречу индивидуальной предрасположенности ученика, а существование такой предрасположенности подтверждается исследованиями музыкантов-психологов (М.В. Никешичев [2], Ю.А. Цагарелли [3]). Учащиеся различных типов темперамента, согласно утверждению М.В. Никешичева, тяготеют к исполнению произведений различных музыкальных стилей, что связано с особенностями нейродинамики психических процессов. Так, в наиболее общем плане, сангвиники предпочитают музыку эпохи классицизма, флегматики - барокко, меланхолики - романтизм, холерики - современные произведения. В свою
очередь, и склонность к тому или иному художественному стилю может многое сказать о человеке. Тяготеющие к музыке барокко на уровне поведения проявляют открытость, естественность и доверчивость. Предпочитающие классицизм демонстрируют такие психические качества, как уравновешенность, серьезность, постоянство в привязанностях и стабильность. Приверженцы романтизма проявляют мечтательность, эмоциональную неустойчивость, тревожность, часто беспомощность в столкновении с препятствиями, пессимизм и уход в фантазии. Любители современной музыки, как правило, и поведенчески инициативны, склонны ко всему новому, не боятся экспериментировать, обладают при этом некоторым критическим настроем, скептицизмом, не принимают ничего на веру, предпочитая иметь широкую информацию и подвергать все проверке. Таким образом, можно констатировать наличие устойчивых взаимосвязей между индивидуально-психологическими качествами музыканта и его репертуарно-стилисти-ческими предпочтениями.
Многие педагоги стремятся использовать этот факт в целях повышения успешности, предлагая студенту для разучивания те произведения, которые ему заведомо легче даются. При таком подходе преподаватель подбирает произведения, в наибольшей степени соответствующие индивидуально-психическому облику студента, не упуская возможности показать его максимально выигрышно и избежать стресса. Безусловно, это путь наибольшего комфорта для всех участников образовательного процесса. Но такого рода решение одних исполнительских проблем усугубляет другие. Постоянное приспособление программы к возможностям студента ограничивает развитие его слабых сторон, не позволяя компенсировать их и раскрыться как гармоничной личности. Так, например, обладатель меланхолического темперамента из семестра в семестр выходит на сцену с миниатюрами Ф. Шопена, К. Дебюсси или А.К. Лядова, демонстрируя утонченную нюансировку, чуткое туше и владение гибкой агогикой, но, даже не попробовав овладеть масштабными и контрастными образами, скажем, сонатами Л. Бетховена или С.С. Прокофьева. Подобный подход можно считать целесообразным только в работе с новыми студентами на ограниченном временном промежутке, пока преподаватель изучает своего подопечного, его сильные и слабые стороны.
Противоположный путь заключается в том, что педагог пытается преодолеть субъективно-психологические факторы, постоянно включая в репертуар студента заведомо сложные для него сочинения. При таком подходе обучающийся вынужден преодолевать трудности, но это позволяет ему расширить свои исполнительские возможности и повысить объективный уровень профессионализма. Еще в XVIII в. известный флейтист И.И. Кванц указывал на необходимость для каждого музыканта-исполнителя знать свой врожденный темперамент и уметь им владеть. Особенно ценны замечания Кванца о важности сознательной работы над преодолением трудностей исполнения произведений «противоположного» характера [4, с. 124]. Это свидетельствует о том, что педагогический потенциал подчинения индивидуально-психологических свойств личности объективным требованиям исполнения был открыт уже достаточно давно. Но и на этом пути преподавателя и студента ожидают опасности. Постоянное безуспешное преодоление возможностей своей психики, действия «через силу» могут привести к фрустрации, утрате веры в себя. Работа над неблизкими по духу, непонятными по содержанию произведениями может стать причиной равнодушия и охлаждения к работе. Попавший в такую ситуацию студент не только не развивает свои слабые качества, но и теряет преимущество в сильных.
Проанализировав существующие подходы к выбору репертуара и обобщив практический материал, полученный в результате многолетнего опыта, мы предлагаем возможный путь решения данной проблемы, который позволяет существенно сбалансировать сильные и слабые стороны обучаемого на основе гармонизации его эмоционального строя. Разумеется, применение такого подхода потребует от педагога большого внимания к личности студента и не предполагает формального отношения. Подбор произведений для расширения исполнительского арсенала студента должен быть очень осторожным и взвешенным. Задачу лучше ставить следующим образом: не «преодолеть», а «раскрыть», не «бороться с...», а «помочь...», то есть важен позитивный, а не негативный посыл. Стремление осуществить, насколько это возможно, коррекцию личностных и характерологических свойств студента не исключает бережного отношения к его индивидуальности. А главное - нужно познакомить обучающегося с механизмами саморегуляции и самокоррекции психологических состояний, мотивировать
Библиографический список
его к работе над собой и направить на качественное преобразование собственной личности через музыкально-художественную деятельность. Для практической реализации этих положений полезным будет обратиться к комплексу методов, основанных на опыте театральной педагогики [5].
Внимательный и вдумчивый педагог сможет найти подход к каждому студенту, тактично предложив ему работу над, казалось бы, неудобным для него музыкальным материалом, но поставив при этом заманчивые цели и задачи. Продуктивным представляется применение следующих методов:
- для сангвиника: педагогический показ, эскизно-сопоставительный метод [6, с. 109], художественное сравнение;
- для холерика: целостный анализ произведения, метод эмоционально-структурного наполнения [6, с. 107], метод обобщения;
- для меланхолика: поощрение, метод дифференцированного анализа, метод физических действий пианиста [6, с. 110];
- для флегматика: словесная интерпретация музыкального образа, метод дирижирования, ассоциативно-аналитический метод [6, с. 108].
Разумеется, это не исключает комплексного использования всех средств педагогического воздействия, только ставит некоторые акценты, учитывающие внутренние детерминанты каждого темперамента. В работе с сангвиником необходимо составлять четкий план и точно обозначить, когда и что надлежит сделать, иначе возможна ситуация аврала. Меланхолику же, напротив, не нужно напоминать о сроках, это только повысит присущую ему тревожность и может ввергнуть в ступор. Для холерика эффективно находить новизну в произведениях прошлых эпох, а для флегматика важно проследить преемственность и традиционность и в современном музыкальном материале.
Но главное, конечно, систематично включать в репертуар студента произведения, которые помогли бы сбалансировать его сильные и слабые стороны, то есть, не утратив того, что дано природой, развить недостающие ему свойства. В качестве рекомендуемых примеров, не претендуя на полноту, можем предложить следующие варианты произведений для включения в программу:
- сангвинику: Э. Сати. Прелюдия, П.И. Чайковский. Соч. 2 №3 «Песня без слов», А. Дворжак. Соч. 85 «В древнем замке», А.К. Лядов. Соч. 17 «Пастораль», А.П Рубинштейн. Соч. 30 «Баркарола», В.С. Калинников «Русское интермеццо»;
- холерику: Ф. Лист. Ноктюрн №3 Ля-бемоль мажор «Грезы любви», Н.К. Метнер. Соч. 7 «Идиллия», С. Скотт. «В стране лотоса», Д. Мийо. «Осень», С.В. Рахманинов. Соч.16 Музыкальный момент Ре-бемоль мажор, А.Т. Пречани-нов «Звездная ночь»;
- меланхолику: Э. Григ «Танец из Йольстера», А. Копленд. Юмористическое скерцо «Кот и мышь», Р.К. Щедрин. «Русские трезвоны», А.Я. Эшпай. «Игра», С.С. Прокофьев. Соч. 32 Гавот фа-диез минор, Соч. 12 Прелюдия До мажор, Б. Барток. «Деревенская шутка»;
- флегматику: Р.К. Щедрин. Этюд ля минор, Э.В. Денисов. Скерцо, Э. Мак-Доуэлл. Соч. 39 №2 «Тарантелла», С.М. Ляпунов. Соч. 36 №6 «Горелки», М.А. Балакирев. «Полька», К.М. Вебер. «Блестящее рондо».
Обобщая сказанное, можно сделать следующие выводы:
1. Психологические особенности личности являются важным фактором, определяющим индивидуальный стиль учебной деятельности и исполнительскую манеру студента-пианиста.
2. Инструментальная педагогика располагает богатейшим и разнообразнейшим репертуаром [7; 8]. В целях наиболее эффективного освоения учебного материала подбор репертуара в фортепианном классе должен осуществляться с учетом индивидуально-психологических качеств каждого обучающегося.
3. Учитывая детерминированность природного компонента индивидуально-психологических свойств личности, педагогически целесообразным представляется средствами репертуара корректировать и гармонизовать сильные и слабые стороны обучающегося, чтобы привести его личностную, эмоциональную и исполнительскую структуру в состояние баланса, необходимого для творческой интерпретации музыкальных произведений, различных по стилю, жанру и характеру.
Перспектива дальнейших исследований по избранной проблематике нам видится связанной с разработкой репертуарного методического пособия, основанного на представленном в настоящей работе подходе к подбору фортепианного репертуара с учетом индивидуально-психологических особенностей студентов-пианистов.
1. Павлов И.П. Избранные труды. Москва: Издательство Академии педагогических наук РСФСР 1951.
2. Никешичев М.В. Исследование индивидуально-психологических особенностей студентов как фактор оптимизации процесса обучения игре на фортепиано. Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва: АН Институт психологии, 1990.
3. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности. Санкт-Петербург: Композитор, 2008.
4. Кванц И.И. Опыт наставлений в игре на флейте траверсо. Санкт-Петербург: Фонд Возрождения старинной музыки, 2013.
5. Цуркис Г.Л. О возможности применения методов театральной педагогики в фортепианном обучении. Педагогика искусства. 2012; № 1: 174 - 180.
6. Князева Г.Л. Развитие способности к творческой интерпретации у будущих педагогов-музыкантов: формы и методы. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2015.
7. Князева Г.Л., Печерская А.Б. Музыкальный текст как основа постижения композиторского стиля в исполнительском искусстве. Искусство и образование. 2019; № 6 (122): 39 - 46.
8. Блок О.А. Музыкальное произведение как объект освоения в классах инструменталистов: герменевтический подход. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 5 (84): 193 - 195.
References
1. Pavlov I.P. Izbrannye trudy. Moskva: Izdatel'stvo Akademii pedagogicheskih nauk RSFSR, 1951.
2. Nikeshichev M.V. Issledovanie individual'no-psihologicheskih osobennostej studentov kak faktor optimizacii processa obucheniya igre na fortepiano. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva: AN Institut psihologii, 1990.
3. Cagarelli Yu.A. Psihologiya muzykal'no-ispolnitel'skoj deyatel'nosti. Sankt-Peterburg: Kompozitor, 2008.
4. Kvanc I.I. Opyt nastavlenij v igre na flejte traverso. Sankt-Peterburg: Fond Vozrozhdeniya starinnoj muzyki, 2013.
5. Curkis G.L. O vozmozhnosti primeneniya metodov teatral'noj pedagogiki v fortepiannom obuchenii. Pedagogika iskusstva. 2012; № 1: 174 - 180.
6. Knyazeva G.L. Razvitie sposobnostik tvorcheskojinterpretacii u buduschih pedagogov-muzykantov: formy imetody. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2015.
7. Knyazeva G.L., Pecherskaya A.B. Muzykal'nyj tekst kak osnova postizheniya kompozitorskogo stilya v ispolnitel'skom iskusstve. Iskusstvo i obrazovanie. 2019; № 6 (122): 39 - 46.
8. Blok O.A. Muzykal'noe proizvedenie kak ob'ekt osvoeniya v klassah instrumentalistov: germenevticheskij podhod. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 5 (84): 193 - 195.
Статья поступила в редакцию 31.03.22
УДК 37.02
Makhova A.I., teacher, Svetlanov Children's School of Arts, Music School under Gnesin Russian Academy of Music (Moscow, Russia), E-mail: any_max@mail.ru
Borisova E.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), Associate Professor, Gnesin Russian Academy of Music (Moscow, Russia), E-mail: t202@mail.ru
MUSIC EDUCATION ENVIRONMENT: DEVELOPING STUDENTS' PERFROMING ACTIVITIES. The article focuses on the professional music performance aspect of music students' performance activities, its elements being experience, communication and health promotion. Interdisciplinarity, communication and health protection-oriented principles build synergetic interaction of teachers and students' experience, their personal and professional communication, a combination of physical, psychological and mental health. Teacher and students' activities are viewed upon in an educational setting and out of it. The key components are specified, such as concert/contest activities; attending of diverse cultural events; utilizing of arts-related approach to learning; major - ensemble interdisciplinary integration; performer's proper posture, breathing, technique; development psychology-oriented approach; communication in various situations; concentration, self-regulation, adequate reaction, self-development.
Key words: music student, performance activities, arts-related approach to teaching, experience, communication, health promotion, self-development.
А.И. Махова, преп., Детская школа искусств имени Е.Ф. Светланова; музыкальная школа Российской академии музыки имени Гнесиных, г. Москва,
E-mail: any_max@mail.ru
Е.Н. Борисова, канд. пед. наук, доц., Российская академия музыки имени Гнесиных, г. Москва, E-mail: t202@mail.ru
К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО МУЗЫКАНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Статья посвящена комплексному рассмотрению профессионально-исполнительского блока системы исполнительской деятельности учащихся-музыкантов, компонентами которого являются опыт, коммуникация и профессиональное здоровье музыканта. На основе педагогических принципов междисци-плинарности, коммуникативности и здоровьесбережения представлено синергетическое взаимодействие личностного и стороннего опыта преподавателей и учащихся, их межличностной и профессиональной коммуникации, синтеза их физического, психологического и духовного здоровья. Содержание компонентов рассмотрено в контексте деятельности учащихся и педагогов как в образовательном учреждении, так и за его пределами. Анализ обозначенных компонентов позволил выделить в каждом из них ключевые составляющие, в том числе концертную/конкурсную практику; посещение разноформатных культурных мероприятий; применение полихудожественных форм обучения; междисциплинарную интеграцию занятий по специальности и ансамблю; постановку исполнительского аппарата, дыхания, техники; учет возрастной психологии; взаимодействие с участниками общения в различных ситуациях; концентрацию, саморегуляцию, адекватность реагирования; самосовершенствование.
Ключевые слова: учащийся-музыкант, исполнительская деятельность, полихудожественные формы обучения, опыт, коммуникация, здоро-вьесбережение, саморазвитие.
В музыкальной образовательной среде опорными словами понятия «исполнительская деятельность» чаще всего являются такие как исполнительский аппарат, исполнительская техника, музыкальная выразительность, интерпретация произведения, сценическое самочувствие [1, 2, 3]. Однако не всегда существует отчетливое понимание того, как данные нерядоположенные элементы взаимодействуют друг с другом. Нередко попытки педагога развивать у учащихся соответствующие способности, знания, умения и опыт вне рассмотрения этих элементов в координационном соединении не приводят к должному результату: пребывание музыканта в оптимальном концертном состоянии не застраховывает его от шаблонной интерпретации произведения, виртуозная техника - от недостаточно эмоционально окрашенной музыкальной речи, а возросший исполнительский уровень и конкуренция не всегда дают импульс самосовершенствованию. Все чаще педагоги встречаются с исполнительской беспомощностью и стилистической неграмотностью обучающихся, узостью общекультурного кругозора, отсутствием готовности общаться и взаимодействовать, неумением/нежеланием проводить интраспективный анализ.
Цель статьи - рассмотреть в качестве компонентов профессионально-исполнительского блока системы исполнительской деятельности будущего музыканта исполнительский опыт, коммуникацию и профессиональное здоровье музыканта, которые синергетически взаимодействуют на основе принципов ме-ждисциплинарности, коммуникативности и здоровьесбережения.
Современная образовательная среда имеет подвижный характер, что обусловливает наличие у музыкального исполнителя умения оперативно реагировать на различные изменения, в том числе социокультурного характера. Увеличение числа конкурсов/фестивалей, конкуренции среди поступающих в учебные заведения и многие другие факторы стимулируют рост требований к исполнительскому уровню музыканта. Помимо образовательных стандартов существуют и интересы современного слушателя, который год за годом становится все более
требовательным. В связи с этим становление и дальнейшее совершенствование исполнительских навыков и умений исполнителя невозможно без активизации компонентов профессионально-исполнительской деятельности, таких как исполнительский опыт, коммуникация и профессиональное здоровье (см. табл. 1) [4].
Исполнительский опыт музыканта состоит не только из личного концер-тно-конкурсного опыта - он также включает в себя опыт преподавателя и сторонний опыт. Опыт преподавателя часто играет одну из ключевых ролей в формировании исполнительской деятельности будущего профессионального музыканта. Развитие артиста, педагога зависит от тех знаний и навыков, которые прививает в первую очередь преподаватель по специальности. Так, для учащихся младших классов педагог является первым примером концертного исполнителя, поэтому активная концертная деятельность (в школе и вне ее стен), участие в конкурсах и фестивалях поможет стать стимулом для учащихся. На сегодняшний день в конкурсной практике активно привлекается ансамбль «учитель - учащийся», который может быть представлен как дуэтом, так и большим количеством конкурсантов. Последний вариант подходит для той категории обучающихся, которые не готовы к сольному участию в музыкальных соревнованиях или же для начинающих с целью их «безболезненного» знакомства с конкурсной атмосферой [5].
Возрастные особенности необходимо учитывать на любой ступени обучения, будь то ученик первого класса или студент вуза, поскольку они напрямую связаны с психологическими особенностями.
Например, в подростковый период мы можем наблюдать чрезмерную реакцию на критику; раздражительность; нежелание справляться с трудностями; потребность в самоутверждении и т.д. Однако не следует забывать и об индивидуально-личностных качествах обучающихся, которые не зависят от возраста [6].
Когда речь идет об учащихся дополнительного образования (ДМШ и ДШИ), стоит помнить о необходимости наличия контроля со стороны педагога и родителя, в том числе. Работа цепочки «учитель - ученик - родитель» является одним