Таким образом, у кандидатов в приёмные родители наблюдается положительные намерения взятия ребёнка в семью. В ребёнке они видят ресурс для развития и семьи и удовлетворения себя в роли родителя.
Литература:
1. Басина Н.И. Социально-педагогическое сопровождение замещающей семьи (анализ понятийного дискурса) / Н.И. Басина // Мир науки. - 2018. - Т. 6. № 6. - С. 6.
2. Галагузова Ю.Н. Семья как психолого-педагогический феномен: основные тенденции развития / Ю.Н. Галагузова, Н.И. Мазурчук // Педагогическое образование в России. - 2019. - С. 81-84.
3. Корж Е.М., Данилова С.С. Социально-психологические особенности семей, принявших решение о взятии ребенка в семью / Е.М. Корж, С.М. Данилова // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. - 2019. - С. 54-60.
4. Свиридов А.Н. Социально-педагогические факторы успешности замещающего родительства / А.Н. Свиридов // Научно-методический журнал «Концепт». - 2014. - С. 31-35.
Психология
УДК 37.02
кандидат педагогических наук, доцент Гулевич Татьяна Михайловна Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); преподаватель высшей квалификационной категории, заслуженный деятель искусств ПМР Мемей Валентин Иванович
Приднестровский государственный институт искусств имени А.Г. Рубинштейна (г. Тирасполь)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ДУХОВЫХ
ИНСТРУМЕНТАХ
Аннотация. Важной искусствоведческой проблемой, решение которой более чем значимо для живой музыкально-педагогической и исполнительской практики, является процесс формирования и развития мастерства музыканта - духовика. Авторы статьи обращают внимание на важнейшие аспекты, связанные с фундаментальными основами процесса обучения игре на духовых инструментах, в частности психологии и психофизиологии деятельности будущего музыканта. Колоссальные возможности психологических аспектов музыкального исполнительства в состоянии придать необходимый импульс развитию методики обучения игре на духовых инструментах.
Ключевые слова: духовые инструменты, психология, педагогика, теория и практика исполнительства, индивидуальные особенности.
Annotation. An important problem of art criticism, the solution of which is more than significant for the live music-pedagogical and performing practice, is the process of formation and development of the skill of the musician - spiritualist. The authors of the article pay attention to the most important aspects related to the fundamental foundations of the process of learning to play wind instruments, in particular, the psychology and psychophysiology of the future musician's activity. The enormous potential of psychological aspects of musical performance can give the necessary impetus to the development of methods of teaching wind instruments.
Keywords: wind instruments, psychology, pedagogy, theory and practice of performance, individual characteristics.
Введение. Эволюция преобразований, происходящих в сфере культуры и искусства, настоятельно диктует необходимость обеспечения высокого качества подготовки будущих специалистов.
Очень важно коренным образом пересмотреть методологические и организационно - практические аспекты обучения игре на духовых инструментах с учетом потребностей социально-культурной сферы, выявив устаревшие и малоэффективные подходы, принципы обучения, исполнительские методы и приемы.
На сегодняшний день стержневым компонентом педагогики исполнительства является создание таких условий, которые будут способствовать самоактуализации и самореализации выпускников - духовиков в новом, для них, социальном и культурном пространстве.
Принимая данную позицию, мы считаем, что педагогам необходимо более интенсивно использовать на уроках всемирно признанные достижения отечественной науки в области психологии, физиологии движений в качестве основы для разработки новой методики обучения игре на духовых инструментах, т.е. вооружить студента методическими навыками, которые помогут ему стать компетентным специалистом.
Независимо от того, на каком уровне обучается студент (начальном, среднем или высшем), на протяжении всей исполнительской деятельности преподавателям необходимо четко придерживаться главных принципов дидактики:
- последовательности и систематичности,
- доступности (учет индивидуальных особенностей обучающихся),
- сознательности, активности и самостоятельности студентов в обучении,
- научности,
- интегративного подхода,
- педагогически целесообразно и четко организовать повторение, закрепление полученных знаний, формировать умения и навыки использования этих знаний на практике.
Данный постулат обуславливает насущную необходимость в поиске новых подходов к созданию современной музыкально-образовательной модели, соответствующей международным критериям качества образования.
Весьма примечателен и тот факт, что знание педагогами теории потребностей и мотивации позволит сформировать у студентов - духовиков профессиональные исполнительские и социальные компетенции, осознанное отношение к состоянию своего профессионального мастерства.
Достаточно напомнить, что оптимальные возможности выхода из проблемной ситуации заключаются в пересмотре концептуальных научных основ образовательного процесса и разработке инновационной методики обучения с учетом зон ближайшего и актуального развития студентов, обучающихся исполнительскому мастерству игры на духовых инструментах.
Изложение основного материала статьи. В новых социокультурных условиях особое значение приобретают современные концепции содержания музыкального образования и исполнительского творчества. Следовательно, целью воспитания и обучения студента - духовика является формирование личности новой формации, личности способной к творческой самореализации. Суть обозначенной цели вполне очевидна: найти нужный ориентир в качественно новом решении исполнительских и педагогических проблем, в соединении теории с практикой.
В контексте нашего исследования заслуживает внимания позиция К.А. Квашнина, Л.А. Бучнева (духовые инструменты), Р.Г. Лаптева (тромбон), П.Ю. Делий (валторна) и других выдающихся музыкантов, которые выдвигали предложения по совершенствованию теоретико-методического и организационно-практического компонентов образовательного процесса в сфере духового исполнительства.
Позиция С.В. Розанова, А.А. Федотова, А.М. Александрова, А.В. Володина, И.Н. Майорова, А.Р. Пресман, А.Г. Семенова, А.Л. Штарка, В.Д. Иванова о принципах, методах и приемах игры на духовых музыкальных инструментах видится сегодня более продуктивной, поскольку именно она способна улучшить ситуацию в системе духового инструментального образования.
Комплекс идей, касающихся школы игры на духовых инструментах рассматривались, как сложный психофизиологический акт, управляемый высшей нервной деятельностью человека, в исследованиях отечественных педагогов-духовиков XX века В.М. Блажевич, Б.А. Дикова, Г.А. Орвида, Н.И. Платонова, С.В. Розанова, А.И. Усова, А.А. Федотова, В.Н. Цыбина.
Практика обучения игре на духовых инструментах не может развиваться без опоры на психологические знания. В силу особой значимости этой проблемы, преподавателям необходимо опираться на знания теории потребностей и мотивации А. Маслоу, К. Альдерфера, X. Хекхаузена, положения Г. Олпорта о формировании мотивов и их влиянии на совершенствование деятельности личности, высказывания Б.Г. Ананьева о познавательной потребности, на результаты исследования в области мотивации и потребностей А.А. Вербицкого и Н.А. Бакшаевой.
Поистине неисчерпаемый кладезь для педагогов представляют собой труды по психологии А.Г. Асмолова, Н.А. Бернштейна, В.М. Бехтерева, И.Н. Горбача, С.Г. Корляковой, А.Н. Леонтьева, A.A. Мелик-Пашаева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, раскрывающие сущность и закономерности развития познавательных процессов, психических состояний и проявлений, имеющих значение для становления исполнительского мастерства.
К огромному сожалению, рекомендации корифеев психологии не объединены в самостоятельный раздел методики и их приходится собирать, как драгоценную россыпь, по многочисленным источникам.
Осознавая с одной стороны, абсолютную необходимость учета соотношения сознательного и подсознательного, значения темперамента студента и его волевых качеств при обучении игре на духовых инструментах, с другой - роль внутренних и внешних психологических факторов в исполнительском процессе, необходимо успешно и целесообразно обогащать палитру выразительных возможностей художественного интонирования.
В фокусе многочисленной плеяды исследователей находилось и находится решение проблем применения психологических составляющих музыкального исполнительства.
Наибольший интерес у нас вызвало учебное пособие Квашнина К.А. «Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах», в котором автор рассматривает ряд вопросов, не имеющих достаточной разработанности в различных методиках обучения музыкантов духовых специальностей [11].
Сегодня проблема, обозначенная Константином Александровичем, является одной из актуальных, потому что роль психологии и значение психофизиологических моментов в формировании музыкального исполнительства конкретно не рассматривались.
Мы солидарны с К.А. Квашниным в том, что необходимо создать такую систему подготовки студентов-духовиков, которая не ограничится передачей замысла композитора и выполнения обучающимися указаний преподавателя, а обеспечит обязательный учет таких личностных качеств как темперамент, чувства, эмоции, воля, восприятие, воображение, память, особенность мышления.
Б.А. Диков, в своем труде «Методика обучения игре на духовых инструментах», обстоятельно изложил тесную взаимосвязь музыкально - педагогической практики с психологией: «играющий на любом инструменте должен координировать действия целого ряда компонентов: зрения, слуха, памяти, двигательного чувства, музыкально - этических представлений, волевых усилий и т.п. Именно это разнообразие психофизиологических действий, выполняемых музыкантом в процессе игры, и определяет сложность музыкально-исполнительской техники» [10, с. 10].
Как уже отмечалось, в современном отечественном музыкознании достаточно подробно изучены многие аспекты исполнительства на духовых инструментах, но психологические составляющие, которые выступают необходимым элементом в аспекте теоретического и практического обучения будущих музыкантов -духовиков, детально не рассматривались.
Следовательно, наблюдается противоречие между существующей потребностью высокой профессиональной подготовки исполнителей на духовых инструментах и слабым использованием психологического потенциала основных компонентов теории и методики обучения игре на духовых инструментах.
Поэтому мы решили сделать акцент на необходимости учета особенностей психики человека, как важного компонента художественной техники музыканта - духовика.
Научная новизна проблемы нашего исследования обусловила необходимость внедрения в методику обучения игре на духовых инструментах всей гаммы музыкальной психологии, как авангарда творческой личности.
Учитывая сложность изучаемых психических процессов, можно сказать, что проблема внедрения преподавателями психологических знаний в повседневную практику обучения музыкантов - духовиков предстает, как остро нуждающаяся в серьезном исследовательском поиске.
Много нерешенных проблем существует в методике обучения игре на духовых инструментах. Это такие тревожащие тенденции, как слабая связка с современными достижениями в области психологии, и находящееся на стадии изучения музыкальное мышление, и основанные на личном опыте рекомендации преподавателей.
Вторя К.А. Квашнину, можно констатировать, что серьезное изучение обозначенных проблем в вопросах
подготовки студентов - духовиков ждет своего момента.
Сконцентрировав внимание на основных положениях музыкальной психологии, мы классифицировали факторы, которые необходимо учитывать для совершенствования профессиональной деятельности:
- педагогическое взаимодействие, подразумевающее наличие субъект - субъектных отношений и взаимообратных связей;
- психофизиологический фактор, включающий в себя учет типов темперамента, интровертность и экстравертность, быстроту психических реакций;
- эмоциональный фактор, влияющий на межличностную коммуникацию;
- мотивационно - волевой фактор, предполагающий понимание студентами целесообразности своего обучения;
- профессионально - психологический фактор, формирующий у студентов стремление к приобретению профессионально значимых компетенций.
Музыкальное искусство красочно и колоритно выражает мысли, чувства, эмоции человека. Не подлежит сомнению, что в музыке очень важно темпераментное исполнение произведения, которое значительно активизирует слушательское восприятие.
Специального исследования темперамента как музыкально-художественного феномена пока не существует, но в историческом плане представления о человеческих темпераментах в музыке имеют давние корни.
Известно, что понятие темперамента присутствует в системе взглядов римского философа, математика и автора учебного руководства «Основы музыки» рубежа V-VI вв. Аниция Манлия Торквата Северина Боэция, представления которого о темпераментах были связаны с «человеческой музыкой» (música humana) [13, с. 3].
Среди крупнейших эстетиков искусства Возрождения, развивающих учение о темпераментах, называют теоретика и композитора XVI века Джозеффо Царлино [13, с. 3].
В XVIII веке о влиянии темперамента на музыкально-исполнительскую деятельность писал и Иоганн Иоахим Кванц: «Каждый исполнитель должен считаться с врожденными качествами своего темперамента и уметь владеть им...» [13, с. 5].
Теоретический анализ психологических исследований С.Л. Рубинштейна позволяет рассматривать темперамент, как динамику психической деятельности личности.
Педагогу важно усвоить, что зная индивидуально-психологические особенности студентов, можно правильно дозировать нагрузки, подобрать оптимальные формы педагогического воздействия.
Мы бы хотели предложить некоторые рекомендации для преподавателей в плане учета особенностей темперамента обучающихся.
Как показывает имеющийся у нас опыт, педагог склонен задавать на уроке тот темп, который соответствует его темпераменту. Например, у преподавателя ярко выражен холерический тип, и он старается держать быстрый темп урока, забывая, что такой темп может быть непосилен для ребят.
Следовательно, главная рекомендация педагогам - зная свои особенности, подстраиваться под особенности темперамента студентов.
Что же касается особенностей темперамента самих студентов, то хотелось бы вкратце остановиться на некоторых нюансах.
Обучающиеся, с преобладающим холерическим типом темперамента новый материал схватывают быстро, но также быстро его и забывают. Для того, чтобы достичь успеха они приложат максимум усилий, проявив волевое начало и высокий артистизм. Поэтому понравившееся произведение исполнят с блеском. А вот при ритмической организации музыкального произведения часто испытывают трудности, так как склонны к ускорению темпа, сокращению пауз, могут недосчитать крупные длительности.
Характерные холерические черты объясняются доминированием процессов возбуждения над процессами торможения. Такого студента необходимо учить самообладанию, тактично контролировать, ни в коем случае не делать замечания в присутствии других обучающихся.
Студенты - сангвиники в процессе обучения отлично контактируют с педагогами, достаточно активны в общении, отличаются богатой мимикой и живостью движений. На уроке могут, по первому требованию, без особого напряжения, перестроиться на выполнение задания. Но при однообразной работе они проявят чувство раздражения. Свои творческие силы такие ребята реализуют в процессе подготовки к выступлениям, не испытывая дискомфорт в ответственных ситуациях.
Следовательно, при обучении нельзя допускать монотонность. Очень важно чередовать задания, воздействовать как вербально, так и через наглядно-иллюстративный метод. Особый акцент необходимо делать на формировании стойких навыков самоконтроля.
Говоря о флегматиках, мы хотели бы выделить такие индивидуальные особенности как уравновешенность и инертность, большую выносливость и трудоспособность. Они медленно включаются в работу, но всегда доводят ее до логического конца. Примечателен тот факт, что достоинством флегматиков является высокая степень самостоятельности при выполнении полученных заданий. Они без посторонней помощи приобретают знания, работают над собственным саморазвитием. При всех достоинствах данного типа темперамента, нельзя не упомянуть о таком недостатке, как медленный темп работы. Но упрекать таких студентов в медлительности нельзя, оптимально подбодрить не лишая при этом самостоятельности.
Конечно же, такой тип темперамента далеко не идеален для музыкально-исполнительской деятельности. Педагог должен приложить усилия, чтобы создать у обучающихся соответствующее настроение для правильного исполнения музыкального произведения, так как флегматики своего рода тугодумы.
Приоритетной задачей преподавателей является выбор эффективных средств воздействия и учет непредвиденных обстоятельств, которые могут «выбить из колеи» студента - флегматика, для которого необходимо заранее и максимально точно знать что, где и когда он должен делать.
Осуществляя работу со студентом - меланхоликом, необходимо постоянно помнить о высокой чувствительности их нервной системы. Такие студенты успешнее работают в спокойной обстановке, так как застенчивы и нерешительны, постоянно думают о возможной неудаче. Что касается успешности в обучении игре на духовых инструментах, то меланхоликам необходимо создать ситуацию успеха, подбодрить их. Подбирая для флегматиков музыкальные произведения, крайне важно отдать предпочтение лирическим произведениям.
Исходя из особенностей данного типа темперамента, важно подчеркнуть, что бодрость очень быстро
может смениться апатией и тогда обучающийся замкнется в себе. Не будет преувеличением отметить тот факт, что меланхолики больше других нуждаются в добром слове, заботе и внимании педагога.
В музыкальном исполнительстве очень необходим хорошо развитый музыкальный слух, выступающий как важнейшее условие для развития музыкальной памяти.
А.Д. Алексеев определяет музыкальную память, как понятие синтетическое, включающее в себя слуховую, двигательную, логическую, зрительную и другие виды памяти.
Александр Дмитриевич, без дидактической нарочитости, подчеркивал, что у музыканта должны быть развиты, по крайней мере, три вида памяти - слуховая, служащая основой для успешной работы в любой области музыкального искусства, логическая - связанная с пониманием содержания произведения, закономерностей развития мысли композитора и двигательная - крайне важная для исполнителя-инструменталиста [21.
Особого внимания заслуживает такой психологический процесс, как запоминание. Чтобы выработать у студентов правильные и прогрессирующие исполнительские навыки, обеспечить прочное усвоение приемов игры на духовых инструментах, преподавателю необходимо вводить информацию, используя креативное мышление и ассоциативные связи.
О профессионализме преподавателя, о его компетентности будет свидетельствовать тот факт, если, работая над развитием памяти студентов, он всегда будет помнить о необходимости придерживаться системы запоминания музыки.
Обучающиеся должны понимать, что музыка разворачивается во времени и воспроизведение целого произведения возможно только при условии прочного запоминания его частей. Именно поэтому вопрос об организации самостоятельной работы студентов приобретает особую значимость.
В своей статье «Самостоятельная работа как средство развития интереса к обучению у студентов вуза», опубликованной в журнале «Проблемы современного педагогического образования», авторы Быстрова Н.В., Казначеева С.Н. и Юдакова О.В. вполне резонно отмечают, что «самостоятельная работа вырабатывает основное качество личности студента - профессиональную направленность, без которой трудно установить психологическую готовность к дальнейшей профессиональной деятельности» [7, с. 411.
Методически правильно организованная самостоятельная работа студентов обладает значительным психологическим потенциалом, так как в ней формируются и совершенствуются такие качества как осмысленность, целенаправленность, мотивация и стремление овладеть техникой игры на инструменте.
При определении значимости самостоятельной работы при обучении игре на духовых инструментах, на наш взгляд важно обозначить тот факт, что она имеет мощную когнитивную основу, нацеленную на достижение исполнительского успеха.
Выводы. Большую роль в формировании выводов данного исследования сыграл исполнительский, дирижерский и психолого-педагогический опыт авторов.
Более чем пятидесятилетний опыт обучения музыке позволил нам заострить внимание на рассмотренной проблеме, которая заключается в необходимости поиска качественно новых подходов и принципов при обучении игре на духовых музыкальных инструментах.
Реалии сегодняшнего дня требуют от всех преподавателей музыкальных вузов выбирать такие теоретические принципы, методы и средства, которые позволят поднять исполнительство на духовых инструментах на качественно новый уровень, отвечающий образовательным стандартам нового поколения, а также потребностям самих студентов.
Эффективность обучения будет существенно повышена, если на уроках применять всемирно признанные достижения психологии, не учитывающиеся в полной мере в музыкальной педагогике и исполнительстве.
Совершенствование подготовки студентов - духовиков в условиях музыкальных вузов обеспечит высокую мотивацию обучающихся, устойчивый контингент, а также профессиональную конкурентоспособность выпускников.
Мы считаем, что стержневым компонентом методики обучения игре на духовых инструментах является опора на знания в области психофизиологии и непосредственно психологии.
Характеризуя состояние изученности проблемы, приходится констатировать, что если мы хотим, чтобы результаты профессиональной подготовки выпускников соответствовали современным социокультурным требованиям, то каждое занятие, будь то занятие в классе или самостоятельная работа студента, необходимо дополнять психолого-педагогическими и интерактивными формами обучения.
Выполненное исследование не исчерпывает всех аспектов рассматриваемой проблемы и предполагает дальнейшее научное психолого-педагогическое исследование.
Литература:
1. Абаджян Г.А. Методика развития исполнительских приемов на духовых инструментах с помощью визуального индикатора / Г.А. Абаджян // Вопросы музыкальной педагогики: - Москва, 1983. - Вып. 4 -С. 19-29.
2. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано / А.Д. Алексеев - М.: Издательство Музыка, 1978. - 130 с.
3. Апатский В.Н. Опыт экспериментального исследования дыхания и амбушюра духовика // Методика обучения игре на духовых инструментах. - М., 1976. - Вып. 4. - С. 11-31.
4. Березин В. Начальный период обучения игре на духовых инструментах в связи с возрастными особенностями учащихся / Музыкальное исполнительство и педагогика / Сб. статей. Сост. Т.А. Гайдамович. М., 1991
5. Берхин Н.Б. Общие проблемы психологии искусства. М.: Знание, 1981. - 44 с.
6. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М.: Классика-ХХ1, 1997. - 85 с.
7. Быстрова Н.В., Казначеева С.Н., Юдакова О.В. Самостоятельная работа как средство развития интереса к обучению у студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2020. - Вып. 66. - Ч. 3. - 409 с.
8. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1986. - 347 с.
9. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М.: КБ Магистр, 1993. - 46 с.
10. Диков Б.А. Методика обучения игре на духовых инструментах / Б.А. Диков. - М.: Музгиз, 1962. - 116 с.
11. Квашнин К.А. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах: учебное пособие / Квашнин К.А.; Нижегор. гос. консерватория (академия) им. М.И. Глинки. - Н. Новгород: Изд-во Нижегородской консерватории, 2014. - 100 с.
12. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей / В.И. Петрушин. - М.: Владос, 1997. - 384 с.
13. Сальникова М.В. Темперамент как музыкально-художественный феномен: автреф. дис. ...канд. искусствоведения 17.00.02 / М.В. Сальникова. - Саратов, 2008. - 27 с.
14. Сумеркин В.В. Методика обучения игре на тромбоне: Учеб. пособие для муз. вузов / В.В. Сумеркин -Изд. 2-е, дополн. СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2005. - 311 с.
15. Усов А.И. Вопросы теории и практики игры на валторне: учебное пособие / А.И. Усов - 2-е изд. -Москва: Музыка, 1965. - 135 с.
16. Федотов А.А. Методика обучения игре на духовых инструментах: Учеб. пособие для муз. вузов и муз. училищ / А.А. Федотов. - Москва: Музыка, 1975. - 159 с.
17. Холопова В.Н. Музыкальные эмоции: учеб. пособие для муз. вузов и вузов искусств / В.Н. Холопова; Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского, каф. междисциплинар. специализаций музыковедов. - 2-е изд., испр. - М., 2012.
Психология
УДК 37.015.3
старший преподаватель Исмаилова Наиля Иркиновна
Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); старший преподаватель Гайфуллина Наталья Геннадиевна Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)
СУБЪЕКТИВНЫЕ ТРУДНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ
Аннотация. Частой причиной обращения за консультацией к педагогу-психологу являются психическое и нравственное развития ребёнка, трудное поведение, построение детско-родительских взаимоотношений и другие проблемы воспитания и развития приёмного ребёнка. При этом многие специалисты не готовы к построению модели психолого-педагогического сопровождения замещающих родителей, обнаруживая субъективные пробелы профессиональных умений и навыков. С этой целью было проведено исследование, с использованием анкет «Типология детских характеров» и «Типология характеров родителей». В исследовании приняли участие педагоги-психологи образовательных учреждений города Елабуга Республики Татарстан. Основной задачей исследования явилось выявление характерологических типов приёмных детей и приёмных родителей, выступающие субъективными трудностями специалистов при психолого-педагогическом сопровождении процесса воспитания приёмного ребенка в замещающей семье. Выявилось, что субъективными трудностями при взаимодействии с родителями являются эпилептоидный тип, лабильный тип, истероидный тип, шизоидный тип, циклоидный тип, неустойчивый тип. Наибольшие субъективные трудности педагоги-психологи испытывают при взаимодействии с приёмными детьми злобно-забитого и лицемерного характерологических типов.
Ключевые слова: воспитание приёмного ребёнка, замещающая семья, приёмный родитель, психолого-педагогическое сопровождение.
Annotation. A common reason for seeking advice from a pedagogical psychologist is the child's mental and moral development, difficult behavior, building parent-child relationships and other problems of raising and developing a foster child. However, many experts are not ready to build a model of psychological and pedagogical support of foster parents, revealing the subjective gaps of professional skills. To this end, a study was conducted using the questionnaires "Typology of children's characters" and "Typology of the characters of parents." The study involved psychologists and educational institutions of the city of Elabuga of the Republic of Tatarstan. The main objective of the study was to identify the characterological types of foster children and foster parents, which are the subjective difficulties of specialists in the psychological and pedagogical support of the process of raising a foster child in a foster family. It turned out that subjective difficulties in interacting with parents are the epileptoid type, the labile type, the hysteroid type, the schizoid type, the cycloid type, and the unstable type. Teachers-psychologists experience the greatest subjective difficulties when interacting with foster children of maliciously-clogged and hypocritical characterological types.
Keywords: foster child education, substitute family, foster parent, psychological and pedagogical support.
Введение. Для успешного функционирования замещающей семьи недостаточно только придания ей определённого правового статуса. Особое значение приобретает психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи на всех этапах её развития [3].
Обзор теоретических и практических исследований показывает, что частыми причинами обращений приёмными родителями за консультацией к педагогу-психологу становятся: проблемы физического, психического и нравственного развития ребенка, принятого на воспитание; сопровождение процесса социализации ребенка; сопровождение процесса развития семьи на всех стадиях ее образования и динамики становления; сопровождение процесса идентификации членов семьи, осознания своих социальных ролей, своей значимости и персональности; сопровождение процесса формирования и укрепления воспитательного ресурса семьи; сопровождение процесса принятия замещающей семьи и ее членов социальным окружением [1], [4]. Можно предположить, что воспитательная деятельность приёмных родителей сопровождается дополнительными психологическими трудностями, вследствие чего родительская адаптация к новому члену семьи - приёмному ребенку, который является носителем уникального, порой трагического опыта развития и