Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ НА ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ НА ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
266
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / МЕТОДОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИКА / КУММУЛЯТИВИЗМ / ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ АППАРАТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Уварова Ольга Владимировна

Искусство игры на духовых инструментах, прошло большой исторический путь, и в настоящее время характеризуется более высоким, по сравнению с предшествующими периодами, уровнем исполнительского мастерства музыкантов. С изменением социально - культурной среды, исторического состояния общества, его музыкально - художественной просвещённости традиции могут развиваться, трансформироваться или обновляться. Исследования методологических аспектов исполнительского аппарата музыканта- духовика основаны на аккумуляции музыкально-теоретических знаний и преемственности в педагогике. Данная научно-исследовательская деятельность, как и любая творческая деятельность, всегда направлена на получение объективно нового результата. Важный фактор успешной исполнительской деятельности в преемственности музыкально-исторического и исполнительского опыта как ценностных составляющих музыкального исполнительского искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ НА ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»

по| предложенной теме.

Дерево решений - класс делится на 3 или 4 группы а одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос| и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом| группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.

Часто используют и такую форму интеракции, как, «Займи позицию». Зачитывается какое-нибудь утверждение и ученики должны подойти к плакату со1 словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию» [3, с.37].

Интерактивное творчество преподавателя и его1 подопечных не имерт границ. Необходимо, лишь грамотно, и умело1 руководить им для достижения требуемых задач.

При планировании интерактивного урока, следует помнить, что1 интерактивное обучение - это, прежде всего, обучение - сотрудничество, в процессе которого происходит взаимосотрудничество педагога и его1 воспитанника.

В чем! жи главные черты "интерактива"? Безусловно, чтоб интерактивное обучение - это особенная форма организации процесса познания, которая подразумевает вполне1 четкие и предсказуемые цели. Главной из этих целей является формирование комфортных условий обучения, таких, при которых уче!ник чувствует свои успешные личностные результаты, чтоб делает плодотворным сам процесс приобретения знаний, как таковой.

Никишина И.В. утверждает, чтоб «Суть интерактивного обучения состоит в том, чтоб учебный процесс организован таким образом, чтоб практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать под поводу того, чтоб они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, чтоб каждый вносит срой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходил это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, чтоб позволяет ни только получаты новое знание, нож и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формый кооперации и сотрудничества.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого| участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного! выступающего, так и одного! мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблема на основе анализа| обстоятельств! и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы» [4 с.11].

Список литературы

1. Интерактивные методы обучения: учебно-метод. пособие / С.С. Кашлев. 2-е изд. - Минск: ТетраСистемс, 2013, 224с.

2. Лободина Н.В. Комплексные занятия под программе «От рождения до школы», Волгоград: Издательство: Учитель, 2013.

3. Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинари для учителей» М., 2004. - 82 с.

4. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе!: использование интерактивных форм1 и методов! в процессе обучения учащихся и педагогов. 2-е изд., стереотип. - Волгоград: Учитель, 2008. - 91 с.

5. Теория и методика воспитания младших школьников : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Н. Землянская. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 507 с.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ НА ДУХОВЫХ

ИНСТРУМЕНТАХ.

Уварова Ольга Владимировна

Аннотация. Искусство игры на духовых инструментах, прошло большой исторический путь, и в настоящее время характеризуется более высоким, по сравнению с предшествующими периодами, уровнем исполнительского мастерства музыкантов. С изменением социально - культурной среды, исторического состояния общества, его музыкально - художественной просвещённости традиции могут развиваться, трансформироваться или обновляться. Исследования методологических аспектов исполнительского аппарата музыканта- духовика основаны на аккумуляции музыкально-теоретических знаний и преемственности в педагогике. Данная научно-исследовательская деятельность, как и любая творческая деятельность, всегда направлена на получение объективно нового результата. Важный фактор успешной исполнительской деятельности в преемственности музыкально-исторического и исполнительского опыта как ценностных составляющих музыкального исполнительского искусства.

Ключевые слова: духовые инструменты, методология, педагогика, куммулятивизм, исполнительский аппарат.

В новом историческом периоде развития духового исполнительского творчества становится необходимой дальнейшая передача накопленного исполнительского и педагогического опыта молодому поколению музыкантов-духовиков. Подобный процесс протекает через изучение музыкально-исторической и научно- методической литературы, что также является учебной проблемой. Следовательно, её решение может положительно сказаться на теоретической и практической стороне развития духового исполнительского искусства в целом. Главный вектор данного исследования -теоретическое осмысление проблемы формирования исполнительского аппарата и развития исполнительского мастерства музыкантов-духовиков по средствам накопления научных представлений в данной области. Таким образом, предположить кумулятивизм как основную идею для методологического анализа научных материалов в данной области.

Педагогика профессионального обучения игре на музыкальных инструментах прошла довольно сложный путь развития. Трудности в освоении музыкального инструмента усугублялись и тем, что такие важные для исполнительского процесса науки как физиология, психология и акустика находились на низком уровне своего развития. Педагоги вынуждены были опираться на свои эмпирические представления и ощущения, которые без поддержки фундаментальных знаний естественных наук приводили, зачастую, к ошибочным выводам и рекомендациям. Нельзя отрицать и многие положительные моменты и достижения эмпирической педагогики, которые находят сегодня подтверждения в выводах объективных исследований.

Методология есть учение об организации деятельности человека. Но в организации и применении методологии нуждается не всякая деятельность. В научных трудах о методологии научного исследования разделяют деятельность человека на репродуктивную и продуктивную. Методологические аспекты исследования исполнительства на духовых инструментах, как и любая творческая работа, является продуктивной деятельностью и подразумевает развитие и совершенствование знаний. Так прототипом первого в истории музыкального духового инструмента была кость, в которую первобытный человек пробовал подуть. Речь идёт о колебаниях воздуха в пустотелой трубке. Даная деятельность со временем способствовала получению объективно нового результата. Позже появятся духовые инструменты, в основе звукоизвлечения которых также использован принцип, заставляющий кость издавать звуки. Однако с изменением и разнообразием трубок, изменяется и методологический подход к извлечению звуков. Первые научные знания применялись в практической деятельности ранних человеческих обществ, когда неразрывно соединялись производственные и познавательные процессы. Поэтому знания первоначально носили практический характер, исполняя роль методического руководства для конкретных видов человеческой деятельности.

По методу познания исследования в области исполнительства на духовых инструментах подразделяются:

- на эмпирические, которые более углубленно изучают знания, полученные в результате практики. Главными методами эмпирических наук являются наблюдения, измерения и эксперименты. Наука, которая находится на эмпирическом уровне, занимается сбором фактов, их первоначальным обобщением и классификацией. Эмпирические познания представляют науке факты, при этом фиксируются устойчивые связи и закономерности процесса извлечения звука на духовом инструменте;

- на теоретическое знание, которое является результатом обобщения эмпирических данных. На теоретическом уровне формулируются выводы, которые дают возможность объяснения эмпирических ситуаций. Всегда теоретическое знание опирается на эмпирическую действительность.

Искусство игры на духовых инструментах в наше время достигло такого уровня развития, когда дальнейший его прогресс уже не может быть обеспечен одними практическими усилиями. Эмпиризм в этой области в какой-то степени уже исчерпал свои возможности, он нуждается в активной теоретической поддержке. Таким образом, создание стройной, научно обоснованной теории является одной из самых актуальных проблем современного духового исполнительства. [ 2, с ]

Историческое развитие обучения на духовых инструментах берёт своё начало в первобытном обществе. Первые наскальные изображения свидетельствуют о существовании примитивных духовых инструментах - раковин и деревяшек. Следовательно, если один человек показывает другому, каким образом нужно извлекать звуки из полых трубок, то развитию преподавания музыки положено начало.

Во времена античности среди обязательных учебных дисциплин были сочинение и исполнение музыки. К этому же времени относятся образование первого в истории человечества оркестра, а так же первой записи нот. Можно предположить, что переписчики нот неизбежно решали методические проблемы, были музыкантами - исполнителями и преподавали игру на музыкальных инструментах. К эпохе средневековья неоднократно обновлялись конструкции духовых инструментов, что требовало непрерывного совершенствования способов игры на них и применения новых исполнительских приемов.

В IV веке в городах средневековой Европы были организованны корпорации музыкантов -духовиков, где зародилось первое профессиональное преподавание игры на духовых. Наглядно -ремесленная форма обучения в этот период имела принцип подражания педагогу, делая тоже что он. Обучение игре на духовых инструментах требовало обобщения методических знаний, но очень мало письменных свидетельств музыкально - педагогических наставлений сохранилось до современных дней.

XVIII век был временем стремительного развития и распространения оркестрово -исполнительской культуры в Западной Европе. Оркестры, инструментальные капеллы, оперные театры продолжали существовать при дворах коронованных особ, представителей дворянства и высшего духовенства. В начале века яркими исполнителями и преподавателями игры на духовых инструментах были А. Вивальди и Г. Телеман, позже - И.И. Кванц, А. Гампель, Эжен Леон Вивье.

В начале XIX столетия в Западной Европе начали складываться исполнительские и педагогические школы. Основную роль здесь сыграло открытие консерваторий в крупных городах Европы. Свой вклад в развитие духового исполнительства так же внесла Пражская консерватория. В ней преподавал кларнет Франц Тадеуш Блатт (1793 - 1856). Его имя связано с созданием «Полной школы для кларнета» (1828). В Венской консерватории с 1822 г. класс валторны возглавил Эдуард Константин Леви (1796 - 1846). Одним из первых он начал играть на валторне с вентилями. Классы духовых инструментов были открыты в Королевской высшей школе музыки в Берлине только в 1872 г. Трубу начал преподавать в 1873 г. известный музыкант Юлиус Козлек (1835 - 1905). Он написал «Большую школу для корнета-а-пистона и трубы» (в двух частях). Особенно плодотворной была творческая деятельность Анри Клинга (1842 - 1918). Он был профессором Женевской консерватории по классу валторны и теории музыки. Им написаны очень популярная для того времени «Школа для валторны», этюды для валторны, а также «школы» для кларнета, для гобоя, для фагота. Ему принадлежит ряд обработок, переложений и редакций классического репертуара для духовых инструментов. [1, с ] В XIX веке искусство игры на духовых инструментах достигло достаточно высокого уровня. Способствовало этому открытие в городах Европы консерваторий, публикация новой методической литературы, усовершенствование конструкций духовых инструментов. Не смотря на то, что преподавание игры на духовых инструментах чаще всего носило эмпирический характер, и многие профессора не опирались на научные факты, но именно они заложили фундамент для формирования научной методики. В начале XX столетия особенностью зарубежного исполнительства является совершенствование методики игры, которое коснулось новшеств в постановке губного аппарата при звукоизвлечении овладения новыми приемами артикуляции, освоения более прогрессивных систем основных духовых инструментов и их разновидностей. Широкое распространение в США получили «Первоначальные занятия для корнета» Герберта Кларка, одного из выдающихся американских виртуозов - корнетистов начала XX века; учебные пособия «Современный метод для корнета и трубы» в трёх частях Эрнста Вильямса; «Техника игры на трубе» Луиса Дэвидсона и другие. Известный американский валторнист и педагог Филипп Фаркас раскрывает секреты технологии игры на медных духовых инструментах в книге «Искусство игры на медных духовых инструментах» (1998г). Автор методики принимал участие в конструкции модели валторн фирмы «Холтон» и серии мундштуков, которые популярны до сих пор. Лучшие музыкальные мастера и фирмы постоянно совершенствуют свою продукцию. Исполнители требуют от них новых современных моделей инструментов, отличающихся чистотой интонации и строя, свободой во всех регистрах, легкостью и удобством техники игры. [4, с ]

Старые методы, рассчитанные на узкопрофессиональную, ремесленническую подготовку учащихся, уже не могли удовлетворить ни учащихся, ни педагогов. Потребовалась серьезно пересмотреть процесс обучения. Особое внимание при этом уделялось совершенствованию методов обучения, улучшению учебных программ и созданию новой, полноценной учебно-методической литературы для духовых инструментов. В настоящее время педагог любого музыкального вуза может с полным основанием потребовать выполнения следующих принципов преподавания:

- Воспитывать не узкого специалиста, а всесторонне грамотного музыканта, художественную личность;

- В учебной работе опираться на сознательное усвоение музыкального материала;

- Использовать научные достижения в области физиологии, педагогики, психологии;

- Обращаться к высокохудожественному репертуару. [2, с]

Данные принципы сыграли немаловажную роль в формировании навыков многих исполнителей на духовых инструментах, это является доказательством практической ценности. Кроме того, методический труд С. Розанова явился первым толчком для развития научного мышления в области педагогики на духовых инструментах. Именно после его выхода в печать развернулась активная работа по созданию новых методических пособий, в которых освящались новые вопросы обучения и игры на духовых инструментах. Научные знания аккумулировались в области правильного формирования аппарата музыканта - духовика. Например, особенности постановки, работа губ, исполнительское дыхание и другие аспекты стали объясняться с учетом современных научных данных. В современных педагогических системах затрагивается широкий круг вопросов, которые связанны с совершенствованием инструментария и акустической природы инструментов. Поднимаются вопросы интерпретации музыкального произведения; дальнейшего совершенствования учебного процесса; изложены результаты экспериментальных исследований по дыханию и некоторым факторам

исполнительского процесса музыканта-духовика. Методическую значимость имеют работы доцента И.П. Мозговенко, профессора Т.А. Докшицера, доцента Н.Н. Яворского, профессора И.Ф. Пушечникова, доцента В.П. Штеймана, преподавателей А.А.Розенберга, Л.Д. Беленова и Р.А. Маслова.

Проследив историческое развитие обучения на духовых инструментах, можно сделать вывод, что методология основывалась на эмпирических знаниях. Однако обобщение этих знаний способствовало становлению научного подхода на теоретическом уровне. Развитие методологических подходов к обучению на духовых инструментах проходило с учётом исторического опыта, а так же дальнейшего накопления и обновления научных материалов в данной области. Для современного искусства игры на духовых инструментах характерным становится растущий интерес к изучению истории инструментария, исполнительства, педагогики, к освоению музыкального наследия прошлого и настоящего.

Анализ научно-теоретических разработок музыкантов-духовиков позволяет сделать вывод, что историческое накопление опыта в вопросе исполнительской техники, постепенно кумулятивируется в систематические научные труды. Методология обучения на духовых инструментах основывалась на эмпирических знаниях. Однако обобщение этих знаний способствовало становлению научного подхода на теоретическом уровне. Развитие методологических подходов к обучению на духовых инструментах проходило с учётом исторического опыта, а так же дальнейшего накопления и обновления научных материалов в данной области. Основным фактором успешной исполнительской деятельности является преемственность музыкально-исторического и исполнительского опыта как ценностных составляющих музыкального исполнительского искусства. В результате развития методика обучения игры на духовых инструментах от примитивного извлечения звуков достигла высокохудожественного смысла. Научные знания аккумулировались в области правильного формирования аппарата музыканта - духовика. Например, особенности постановки, работа губ, исполнительское дыхание и другие аспекты стали объясняться с учетом современных научных данных. Таким образом, методическая работа стала продуктивной деятельностью направленной на получение нового результата. Современная духовая исполнительская культура характеризуется и появлением многих учебных пособий, «школ», руководств, этюдов, упражнений. В следующем периоде развития духового исполнительского творчества становится актуальной передача накопленного исполнительского и педагогического опыта молодому поколению музыкантов-духовиков.

Список литературы:

1. Левин, С. Я. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры / С.Я. Левин. - Л.: Музыка, 1973. Левин С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. - Л.: Музыка, 1973.

2. Пономарев, А.Б. Методология научных исследований: учеб. пособие /А.Б. Пономарев, Э.А. Пикулева. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2014. - 186 с.

3. Розанов, С. Основы методики преподавания игры на духовых инструментах / С. Розанов. - М.: Госмузиздат, 1938

4. Фаркас Ф. Искусство игры на медных духовых инструментах.- Москва: Издательство МГК, 1998. - 68с. Перевод с английского В. Н. Сериковой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.