Примечания
1. Ауценко Б. М. Некоторые аспекты развития и сохранения певческого голоса // Художественно-эстетическое образование и проблемы современной культуры. Владимир : ВГПУ, 2005. С. 120—124.
2. Маруфенко О. В. Некоторые аспекты формирования и развития вокально-слуховых навыков // Художественно-эстетическое образование и проблемы современной культуры. Владимир : ВГПУ, 2005. С. 94—100.
3. Силантьева И. И. Основы психологии вокально-сценического перевоплощения : учебно-методическое пособие для музыкальных вузов. Москва : Кириллица, 2008. 54 с.
4. Степун Ф. А. Природа актёрской души. Основные типы актёрского творчества // Сочинения. Москва : РОССПЭН, 2000. 1000 с.
References
1. Lutsenko V. M. Nekotoryie aspektyi razvitiya i sohraneniya pevcheskogo golosa [Some aspects of development and conservation singing voices]. Hudozhestvenno-esteticheskoe obrazovanie i problemyi sovremennoy kulturyi [Art-aesthetic education and problems of contemporary culture]. Vladimir, VGPU Publ., 2005, pp. 120—124.
2. Marufenko O. V. Nekotoryie aspektyi formirovaniya i razvitiya vokalno-sluhovyih navyikov [Some aspects of formation and development of vocal and listening skills]. Hudozhestvenno-esteticheskoe obrazovanie i problemyi sovremennoy kulturyi [Art-aesthetic education and problems of contemporary culture]. Vladimir, VGPU Publ., 2005, pp. 94—100.
3. Silanteva I. I. Osnovyi psihologii vokalno-stsenicheskogo perevoploscheniya [Fundamentals of psychology vocal transformation]. Moscow, Kirillitsa Publ., 2008. 54 p.
4. Stepun F. A. Priroda akterskoy dushi. Osnovnyie tipyi akterskogo tvorchestva [The nature of the actor's soul. The main types of actor's creativity]. Sochineniya [Works]. Moscow, ROSSPEN publ., 2000. 1000 p.
к ультура звука музыканта-духовика: теоретический анализ проблемы
УДК 378.978 И. А. Попова
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматривается важная методологическая проблема духовой исполнительской педагогики: формирование и развитие культуры звука у музыканта-духовика как специфической системы интонационно-выразительных средств, которые являются важными составляющими процесса звукоизвлечения на духовом инструменте. Также даётся дефиниция культуры звука музыканта-исполнителя, характеризуются его содержательные элементы, намечаются теоретические предпосылки, позволяющие интенсифицировать взаимодействие элементов, относящихся к структуре инструментального тона. Приводятся различные точки зрения отечественных музыкантов-духовиков. Кроме того, подчёркивается важность передачи творческого и музыкально-педагогического опыта в процессе воспитания профессионального музыканта-исполнителя. Рассматриваются основные характеристики и оценочные критерии культуры звучания с точки зрения музыкантов-исполнителей и педагогов-методистов. В заключение статьи определяется первооснова исполнительского мастерства музыканта-духовика.
Ключевые слова: искусство, исполнительство, методы обучения, воспитание, культура звука, технические приёмы, выразительные средства, музыкант, духовой инструмент.
ПОПОВА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА — аспирантка кафедры педагогики и психологии Московского государственного университета культуры и искусств
POPOVA IRINA ALEKSANDROVNA — doctoral student of Department of pedagogy and psychology, Moscow State University of Culture and Arts
e-mail: [email protected] © Попова И. А., 2014
I. A. Popova
Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406
CULTURE SOUND SPIRITS MUSICIAN: THEORETICAL ANALYSIS OF THE PROBLEM
The article discusses the formation and development of culture in sound spirits musician as an important methodological problem of performing brass pedagogy in general and as a specific system of intonation and expressive means in particular. These tools are an important component in the chain process of picking a wind instrument. Also it provides a definition of the culture sound, characterized by its informative elements, outlines the theoretical background, allowing to intensify the interaction of elements related to the structure of instrumental tone. It provides a different perspective of domestic spirits musician. Besides, it stresses the importance of the transfer of creative and musical-pedagogical experience in the process of education of professional performing musician. It shows the main characteristics and evaluation criteria of sound culture, in terms of musicians and educators. In conclusion the article defined the fundamental principle of mastery spirits of musicians.
Keywords: the art, performance, methods of teaching, education, culture of the sound, techniques devices, means of expression, musician, wind instrument.
Воспитание профессионального музыканта-исполнителя — это сложный, специально организованный и управляемый педагогический процесс, осуществляемый с целью передачи творческого и музыкально-педагогического опыта, в ходе которого музыкант-исполнитель погружается в различные виды музыкально-исполнительской деятельности — сольное, ансамблевое и оркестровое творчество.
Исполнительская практика убеждает, что для воплощения содержания и стилистического колорита музыкального произведения или оркестровой партии требуется не только использование набора технических приёмов и способов игры, но и целого комплекса разнообразных интонационно-выразительных средств, которые являются важными составляющими процесса звуко-извлечения на любом музыкальном инструменте, в том числе и на духовом инструменте. Особое значение для художественно-выразительного исполнения имеет качество извлекаемого на духовом инструменте звука, которое определяется тембральны-ми, высотными, громкостными, агогиче-скими, интонационными и штриховыми ха-
рактеристиками извлекаемого звука.
Проблема развития культуры инструментального звука у музыкантов-духовиков, находясь в центре внимания многих педагогов-духовиков, составляет сегодня,тем не менее, одну из слабо разработанных, но актуальных сфер современной теории исполнительства и музыкальной педагогики. Анализ специальной литературы для исполнителей на духовых инструментах показывает, что музыканты-духовики связывают представление о звуке духовых инструментов по-разному.
Например, в понимании известного учёного-духовика Б. А. Дикова, «действительная красота звучания всегда связана с осмысленностью, эмоциональностью и выразительностью исполнения, без чего немыслимо объективное раскрытие сущности музыкального образа. Поэтому развитие звука во многом обусловлено степенью развития интеллектуальных и душевных качеств музыканта-исполнителя. Чем тоньше его музыкально-слуховые ощущения и представления требуемого звучания, чем он лучше чувствует и понимает музыку, чем выразительнее воспроизводит её на инстру-
менте — тем короче будет его путь к овладению высококачественным звучанием инструмента» [1, с. 116].
Характеризуя звуковую сторону музыканта-духовика, мэтр отечественной школы игры на гобое И. Ф. Пушечников считает: «Звук как средство музыкально-художественной выразительности включает в себя ряд компонентов, причём отсутствие или плохое качество одного из них ведёт к антихудожественному звучанию в целом. Эти компоненты следующие: атака и прекращение звука, сила звука, интонация (художественное интонирование), нюансировка, исполнительский приём, выразительные возможности дыхания (главным образом выдоха). Все эти компоненты находятся в тесной взаимосвязи, и рассматривать каждый из них в отдельности молено лишь условно» [5, с. 101].
Замечательный кларнетист и педагог И. Ф. Оленчик, рассматривая аспекты методики обучения исполнительству, пишет: «Основы правильного восприятия и качественного извлечения звука или, как говорят, культуры звука должны закладываться с самых первых лет обучения кларнетиста, а путь к этому лежит через постановку исполнительского аппарата и формирование комплекса игровой техники» [4, с. 117].
А вот саксофонист-исследователь С. В. Кириллов видит проблему культуры звука в следующем: «Игровая техника саксофониста во всём своём многообразии служит мастерскому управлению звуком. В её основе лежит высокопрофессиональное зву-коизвлечение, то есть деятельность исполнительского аппарата, направленная к звукообразованию и регуляции звучания инструмента. Решение данной задачи становится возможным при высокоорганизованной работе биофизических компонентов, благодаря которой возникает звук с богатым тембром, разнообразной громкостной динамикой, устойчивым интонированием и т.д.» [2, с. 63].
Изложенные мнения говорят нам о том,
что сегодня знания о данном классе исполнительского явления накоплены, а это значит, что созданы необходимые предпосылки для решения обсуждаемой проблемы. Однако в этих и в других мнениях наших авторитетных музыкантов-духовиков мы не находим как обоснования сущности понятия «культура звука», так и определения чётких методических ориентиров, указывающих на достижение высококачественного и художественно выразительного звука. В основном, понимание этого явления ограничивается субъективной характеристикой природы и свойств составляющих его элементов. Поэтому и сама проблема решается в каждом случае творчески индивидуально.
В настоящее время термины «культура звучания» и «культура звука» активно используются в профессиональном лексиконе музыкантов-исполнителей различных специальностей, в том числе и в речи музыкантов-духовиков. Однако в научно-методической литературе музыкантов исполнительского профиля отсутствует дефиниция этого понятия. По большей части, трактовка выражается в виде сентенций, окрашенных односторонностью объяснения его содержательности, а порой неопределённостью или недосказанностью смыслового посыла. Каждый музыкант по-своему преломляет суть проблемы. Так, например, говоря о культуре звука скрипача, М.Б. Либерман и М. М. Берлянчик имеют в виду «не только такие качества его тона, как яркость, сочность, масштабность, тембральная окрашенность, но, главное, подразумевается умение музыканта находить тонкие звуковые краски, соответствующие стилю эпохи и автора музыки, характеру художественной образности исполняемого произведения. А кроме того, предполагается и нечто большее: гибкость применения звуковых нюансов, фразировки и акцентировки, позволяющая реализовать своё собственное "видение" данной музыки, свою оригинальную интерпре-таторскую концепцию» [3, с. 6].
Разумеется, рассматривать вопрос вое-
питания культуры звука инструменталиста можно с различных точек зрения. Но в любом случае мы будем иметь дело с непосредственным выражением класса явлений единого по своей природе музыкально-исполнительского процесса. Сказанное позволяет нам уточнить содержание понятия «культура звука» инструменталиста в виде его дефиниции.
Итак, культура звука в широком смысле — это степень совершенства воспроизведения на инструменте тех или иных художественно-выразительных средств, которая достигается в процессе обучения, приобретения исполнительского опыта и под влиянием личной потребности музыканта в постоянном развитии и совершенствовании исполнительского мастерства. В данной интерпретации культура звука и все её элементы выступают в качестве категории, отражающей одну из важных сторон музыкально-исполнительского процесса, на основе которой возможно установить специфику данного явления и построить целостную теоретическую модель.
Культура звучания, как уже отмечалось, характеризуется тембровым, динамическим, агогическим, штриховым и интонационно-выразительным богатством, а также эмоциональностью и художественно-музыкальной образностью своего проявления. При этом, что особенно значимо, качество воспроизведения инструментального тона достигается приобретением комплекса прочно сформированных двигательно-тех-нических навыков звукоизвлечения. Причём качество и степень взаимодействия технических и выразительных компонентов исполнительского процесса обусловлены их функциональной близостью, направленной на гибкое, свободное и устойчивое управление звуком как главного средства художест-
венно-эстетического воздействия на слушателя. Каждый звуковой компонент, отличаясь содержательной стороной и спецификой своего эмоционального воздействия, в процессе игры проявляет себя по-разному, допуская в определённой мере варьирование авторского текста, а значит, и своеобразие той или иной исполнительской интерпретации.
В заключение следует отметить, что работа над формированием и развитием культуры звука — это первооснова исполнительского мастерства музыканта-духовика. Данная работа — это не только составная часть технологии игры, но и процесс развития музыкально-эстетического вкуса, музыкального мышления, эмоциональной отзывчивости на исполняемую музыку. Процесс формирования и развития культуры звука протекает поэтапно (на начальном, среднем и высшем уровнях воспитания музыкантов-духовиков), оставаясь всегда ориентированным на реализацию востребованных музыкально-образовательных целей и задач.
В основе этой работы лежат методические принципы, выработанные долгой практикой педагогов и исполнителей-духовиков. Ведь методы являются одним из важнейших инструментов исполнительского и музыкально-образовательного процессов. Следовательно, вектор решения проблемы культуры звука вполне очевиден — совершенствовать методы гармоничного (технического и музыкально-художественного) развития исполнительской культуры музыканта-духовика в целом и методы работы над звуком в частности.
Таким образом, данный краткий теоретический анализ культуры звука позволяет надеяться на использование его предпосылок в дальнейшем построении научной концепции.
Примечания
1. Диков Б. А. Методика обучения игре на кларнете. Москва : Музыка, 1983. 192 с.
2. Кириллов С. В. Техника игры на саксофоне и проблемы интерпретации оригинальных произведений : дис. на соиск. уч. ст. кандидата искусствоведения / Кириллов С. В. Ростов-на-Дону, 2010. 166 с.
3. Амберман М. Б., Берлянчик М. М. Культура звука скрипача. Москва : Музыка, 1985. 160 с.
4. Оленчик И. Ф. Обучение и исполнительство на кларнете. Москва : Современная музыка, 2013. 160 с.
5. Пушечников И. Ф. Искусство игры на гобое. Санкт-Петербург : Композитор, 2005. 312 с. References
1. Dikov B. A. Metodika obuchenija igre na klarnete [Technique of learning to play the clarinet]. Moscow, Muzyka Publ., [Music Publ.], 1983. 192 p.
2. Kirillov S. V. Tehnika igry na saksofone i problemy intepretacii original'nyh proizvedenij. Diss. kand. iskusstvovedenija [The technique of playing the saxophone and problems interpretation could original works. Cand. History of Arts sci. diss.]. Rostov-on-Don, 2010. 166 p.
3. Liberman M. B., Berljanchik M. M. KuPtura zvuka skripacha [Culture violinist sound]. Moscow, Muzyka Publ., [Music Publ.], 1985. 160 p.
4. Olenchik I. F. Obuchenie i ispolniteVstvo na klarnete [Training and performing on clarinet]. Moscow, Sovremennaja muzyka Publ. [Contemporary Publ.], 2013. 160 p.
5. Pushechnikov I. F. Iskusstvo igry na goboe [The Art of Playing the oboe]. St. Petersburg, Kompozitor Publ. [Composer Publ.], 2005. 312 p.
сСПрогнозирование динамики
формирования ценностных представлений
студентов о профессии в вузе
УДК 378.147
Н. С. Спинжар
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье подчёркивается влияние реформы образования на процесс профессиональной подготовки и развития личности специалиста, делается акцент на индивидуально-профессиональный опыт, приобретённый до поступления в вуз, отражающийся на системе ценностных представлений о профессии и понимании социальной её миссии. Даётся понимание «профессиональным ценностям» как ориентирам, помогающим человеку выбирать и осваивать профессию.
Кроме того, рассматриваются проблемы формирования ценностных представлений о профессии у студентов в вузе, которые связаны с переносом индивидуально личностных нерешённых противоречий на принятие студентом основ профессии. Приводятся результаты исследования, указывающие на эффективность учебных занятий и используемой системы упражнений и подтверждающие динамику формирования ценностных представлений студентов о профессии, прогнозируемую на цикл психолого-педагогического воздействия.
Показана необходимость прогнозирования динамики формирования ценностных представлений студентов о своей профессии посредством целенаправленного их разрешения в рамках учебной деятельности по предметам психолого-педагогического цикла.
Ключевые слова: личностно-профессиональное развитие, система мотивов и ценностей, профессиональные ценности, педагогические ценности, представления.
СПИНЖАР НИНА СЕРГЕЕВНА — аспирантка кафедры педагогики и психологии Московского государственного университета культуры и искусств
SPINZHAR NINA SERGEEVNA — doctoral student of Department of pedagogy and psychology, Moscow State University of Culture and Arts
e-mail: [email protected]
204 © Спинжар Н. С., 2014