Научная статья на тему 'ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕКВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕКВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная деквалификация / дистанционное обучение / детская музыкальная школа / пандемия COVID-19 / professional deskilling / distance learning / children’s music school / pandemic of COVID-19

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.А. Ивахненко

В данной статье раскрывается проблема преодоления профессиональной деквалификации преподавателя детской музыкальной школы в условиях дистанционного обучения, введённого в связи с опасностью заражения новой коронавирусной инфекцией COVID-19. Обосновывается идея о том, что дистанционное обучение в детской музыкальной школе – перспективный этап развития образования. Прослеживается необходимость определения границ применения дистанционного формата обучения и выделения особенностей работы с учениками разных классов. В статье затрагивается тема сохранения качества обучения, защиты педагогических кадров от стресса, ухудшения состояния здоровья, снижения мотивации к саморазвитию и утраты профессиональных навыков. Даётся сравнение различных форм дистанционного обучения, оценивается возможность их применения в детской музыкальной школе. Особое внимание уделено участию детей в дистанционных музыкальных конкурсах и мастер-классах. В статье анализируются последствия прекращения участия детей в очных музыкальных конкурсах. Автор приходит к выводу о том, что отсутствие выступлений ученика на музыкальных конкурсах в очном формате препятствует выработке у него навыков управления сценическим волнением. Основное внимание автор акцентирует на необходимости очной подготовки учащихся к обучению в дистанционном формате, а также развитии самостоятельности детей как основной движущей силы в условиях временной отмены традиционной формы занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERCOMING PROFESSIONAL DESKILLING TEACHER OF CHILDREN’S MUSIC SCHOOL IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING

The article reveals a problem of overcoming professional deskilling of a teacher of a children’s music school in conditions of distance learning, introduced in connection with the danger of contracting the new coronavirus infection COVID-19. The idea is substantiated that distance learning in a children’s music school is a promising stage in the development of education. The author traces the necessity of defining boundaries of using the distance learning format and highlighting the peculiarities of working with pupils of different grades. The article touches upon preserving quality of education, protecting teaching staff from stress, deteriorating health, reducing motivation for self-development and loss of professional skills. A comparison of various forms of distance learning is given, and the possibility of their application in a children’s music school is assessed. Particular attention is paid to the participation of children in distance music competitions and master classes. The article analyzes consequences of termination of participation of children in full-time music competitions. The author comes to conclusion that the pupil’s lack of full-time performances at music competitions hinders the development of his skills in managing stage excitement. The author focuses on the need for full-time preparation of pupils for distance learning, as well as the development of children’s independence as the main driving force in the context of the temporary cancellation of the traditional form of classes.

Текст научной работы на тему «ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕКВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

ния небольшие изменения, дополняя, например, некоторые мелкие пьесы отсутствующими в нотах заключительными аккордами и т.д. Сам он этого не замечал, и, когда ему об этом говорили, удивлялся и шутил: «Ну автору позволительно». Это лишний раз подтверждает, что в процессе исполнения Скрябин как бы заново творил свои сочинения» [3, с. 102].

Итак, мы видим, насколько тесно взаимосвязаны мировоззрение, психологические особенности композитора с манерой его исполнительского стиля и стилистикой его произведений.

«Высшая утонченность» его музыкального творчества есть определенного рода отражение углубленности и утонченности внутреннего существа композитора. Известно, что Скрябин не любил больших залов и большой аудитории, наиболее естественно как пианист он раскрывался в домашней салонной атмосфере. Именно такому камерному пространству соответствовала и сила его игры с невысокими уровнями громкости. Можно говорить об особом исповедальном самовыражении композитора за роялем. Современники говорили, что он «играет как-то интимно, импровизируя, точно исповедуя самому себе сокровенные свои вдохновения; хотелось бы потушить огни и далее в темноте подслушивать движения его богатой души».

С другой стороны, образная сфера «высшей грандиозности» выражается в поистине космических идеях композитора о преобразовании человечества всего земного шара, которые он стремился воплотить в своих поздних творениях -«Прометее», «Предварительном действе к Мистерии».

Мы видим в его творчестве коренное изменение отношения и к самому инструменту Если в раннем творчестве он воспринимал рояль «по-шопеновски», романтизировано, лирически, то в позднем творчестве рояль - это уже инструмент символического выражения, способствующий получению необыкновенных «нематериальных» звучаний, где раскрываются все его «оркестровые» возможности.

Стоит отметить, что существующая условная нотография не могла в полноте отразить и зафиксировать все тонкости композиторского замысла. Об этом красноречиво высказывался О.А. Блок: «Необходимость глубокого восприятия нотного текста, понимание его многогранности и в то же время ограниченности в плане фиксации многоуровневой художественно-образной природы музыкального произведения обнажает стратегическую задачу исполнителя-интерпретатора: выйти в осмыслении за границы сугубо нотного фиксирования, осваивая «многоэтажное здание» композиторского гения, освещая его лучами озарения, вдохновения, творческого потенциала в целом» [4, с. 194].

В целях достижения наиболее точной фиксации образов композитору потребовался еще один язык - язык музыкально-исполнительской терминологии. При этом он не только пользовался устоявшимися обозначениями темпа и характера игры, но со свойственным ему поэтическим даром творил новые. Приведем в качестве примера некоторые авторские ремарки: «со сдерживаемым страхом», «танцуя» или еще: «douloureux déchirant» - мучительно, душераздирающе; «lent, vaque, indécis» - медленно, расплывчато, нерешительно; «fier, belliqueux» - надменно, воинственно и др.

А.Н. Скрябин своеобразно впитал многие стилевые черты своих учителей и кумиров - А.С. Аренского, С.И. Танеева Н.С. Зверева, В.И. Сафонова, Ф. Шопе-

Библиографический список

на, Ф. Листа - и не менее своеобразно их претворил в своем неповторимо оригинальном исполнительском и композиторском стиле. Пианистический стиль Скрябина, столь необычный и новый для своего времени, порождал самые разные отклики в среде музыкальной интеллигенции. Однако каждая волна пианистов выдвигала своего «скрябиниста», которым удавалось тонко и точно передать композиторский замысел, уникальность исполнительской выразительности. В их числе без преувеличения можно назвать С.Е. Фейнберга, Г Г Нейгауза, В.В. Софроницкого, С.Т. Рихтера, Д.А. Башкирова.

Стоит отметить самую главную черту исполнительского стиля композитора - он умел вдохновляться и вдохновлять, гореть и зажигать аудиторию. Хочется завершить словами, сказанными о великом композиторе и пианисте Владимиром Софроницким: «С юных лет через всю жизнь и до конца, радостно пронесу свою любовь к нему - живую, неизменную, непоколебимую! Жизнь, свет, борьба, воля - вот в чем истинное величие Скрябина».

Привлечение цитат и высказываний самого автора, а также выдающихся пианистов об исполнительском и композиторском творчестве автора способствует более глубокому погружению в стилистику композитора.

Важно, чтобы в сознании исполнителя созревала собственная идея, созвучная чаяниям, воззрениям композитора, которая позволяла бы верно мыслить стилистически. «Музыкальное творчество как отражение идеи предстает на уровне концептуальной модели будущего креативного продукта. Концепция построения музыкальной речи, выбор выразительных средств, тех или иных приоритетов как выражение доминантной идеи определяли появление и развитие жанров, стилей и направлений» [5, с. 234].

В качестве домашнего задания студенту необходимо порекомендовать прослушать и проанализировать исполнительские интерпретации выше перечисленных выдающихся «скрябинистов» - С.Е. Фейнберга, ГГ Нейгауза, В.В. Софроницкого, С.Т. Рихтера, Д.А. Башкирова. Такая работа не должна оставаться без дальнейшего внимания. Ее обязательно следует завершить обсуждением на уроке.

Таким образом, необходимо заключить, что именно погружение в творческий, исторический, стилистический контекст музыкальной деятельности композитора поможет освоению молодым пианистом важнейших компетенций, в числе которых такие как знание принципов соотношения музыкально-языковых и композиционных особенностей музыкального произведения и его исполнительской интерпретации; знание различных видов композиторских техник (от эпохи Возрождения и до современности); способность к чувственно-художественному восприятию музыкального произведения для создания яркой, образной сферы собственной интерпретации.

Перспективность данного метода работы, несмотря на его трудоемкость, обоснована не только теоретически, но и доказана в процессе его апробации автором статьи в русле собственной педагогической практики. Результатом становится более глубокий интерес студентов к биографии и творческому пути композитора, их большая чувствительность к стилистическим нюансам композиторского текста, интенсивная и увлеченная работа над произведениями, что в итоге становится фундаментом исполнительского профессионализма.

1. Блок О.А. К проблеме исполнительского анализа в классах инструменталистов. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 1 (86): 206 - 208.

2. Усенко Н.М. Новые аспекты в исследовании исполнительского искусства А. Скрябина. Южно-Российский музыкальный альманах. Ростов-на-Дону: РГК им. С.В. Рахманинова, 2005: 249 - 257.

3. Михайлов М.К. Александр Николаевич Скрябин, 1872 - 1915. Москва: Музыка, 1982.

4. Блок О.А. Музыкальное произведение как объект освоения в классах инструменталистов: герменевтический подход. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 5 (84): 193 - 195.

5. Блок О.А. Музыкальное творчество как объект теоретического анализа. Вестник МГУКИ. 2015; № 6 (68): 230 - 238.

6. Майковская Л.С. Приёмы и методы проблемного обучения в фортепианной педагогике. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 341 - 343.

7. Савшинский С.И. Работа над музыкальным произведением. Ленинград: Советский композитор, 1961.

8. Хентова С.М. Заметки о Скрябине-пианисте. Вопросы музыкально-исполнительского искусства. 1962; Выпуск 3: 37 - 64.

References

1. Blok O.A. K probleme ispolnitel'skogo analiza v klassah instrumentalistov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 1 (86): 206 - 208.

2. Usenko N.M. Novye aspekty v issledovanii ispolnitel'skogo iskusstva A. Skryabina. Yuzhno-Rossijskij muzykal'nyjal'manah. Rostov-na-Donu: RGK im. S.V. Rahmaninova, 2005: 249 - 257.

3. Mihajlov M.K. AleksandrNikolaevich Skryabin, 1872- 1915. Moskva: Muzyka, 1982.

4. Blok O.A. Muzykal'noe proizvedenie kak ob'ekt osvoeniya v klassah instrumentalistov: germenevticheskij podhod. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 5 (84): 193 - 195.

5. Blok O.A. Muzykal'noe tvorchestvo kak ob'ekt teoreticheskogo analiza. VestnikMGUKI. 2015; № 6 (68): 230 - 238.

6. Majkovskaya L.S. Priemy i metody problemnogo obucheniya v fortepiannoj pedagogike. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 341 - 343.

7. Savshinskij S.I. Rabota nad muzykal'nymproizvedeniem. Leningrad: Sovetskij kompozitor, 1961.

8. Hentova S.M. Zametki o Skryabine-pianiste. Voprosy muzykal'no-ispolnitel'skogo iskusstva. 1962; Vypusk 3: 37 - 64.

Статья поступила в редакцию 21.11.21

УДК 37

Ivakhnenko A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), teacher, Pushkino Children's Music School (Pushkino, Russia), E-mail: ivaksasha@yandex.ru

OVERCOMING PROFESSIONAL DESKILLING TEACHER OF CHILDREN'S MUSIC SCHOOL IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING. Thy article reveals a problem of overcoming professional deskilling of a teacher of a children's music school in conditions of distance learning, introduced in connection with the danger of contracting the new coronavirus infection COVID-19. The idea is substantiated that distance learning in a children's music school is a promising stage in the

development of education. The author traces the necessity of defining boundaries of using the distance learning format and highlighting the peculiarities of working with pupils of different grades. The article touches upon preserving quality of education, protecting teaching staff from stress, deteriorating health, reducing motivation for self-development and loss of professional skills. A comparison of various forms of distance learning is given, and the possibility of their application in a children's music school is assessed. Particular attention is paid to the participation of children in distance music competitions and master classes. The article analyzes consequences of termination of participation of children in full-time music competitions. The author comes to conclusion that the pupil's lack of full-time performances at music competitions hinders the development of his skills in managing stage excitement. The author focuses on the need for full-time preparation of pupils for distance learning, as well as the development of children's independence as the main driving force in the context of the temporary cancellation of the traditional form of classes.

Key words: professional deskilling, distance learning, children's music school, pandemic of COVID-19.

А.А. Ивахненко, канд. пед. наук, преп., МБУДО «Пушкинская детская музыкальная школа», г. Пушкино, E-mail: ivaksasha@yandex.ru

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕКВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В данной статье раскрывается проблема преодоления профессиональной деквалификации преподавателя детской музыкальной школы в условиях дистанционного обучения, введённого в связи с опасностью заражения новой коронавирусной инфекцией COVID-19. Обосновывается идея о том, что дистанционное обучение в детской музыкальной школе - перспективный этап развития образования. Прослеживается необходимость определения границ применения дистанционного формата обучения и выделения особенностей работы с учениками разных классов. В статье затрагивается тема сохранения качества обучения, защиты педагогических кадров от стресса, ухудшения состояния здоровья, снижения мотивации к саморазвитию и утраты профессиональных навыков. Даётся сравнение различных форм дистанционного обучения, оценивается возможность их применения в детской музыкальной школе. Особое внимание уделено участию детей в дистанционных музыкальных конкурсах и мастер-классах. В статье анализируются последствия прекращения участия детей в очных музыкальных конкурсах. Автор приходит к выводу о том, что отсутствие выступлений ученика на музыкальных конкурсах в очном формате препятствует выработке у него навыков управления сценическим волнением. Основное внимание автор акцентирует на необходимости очной подготовки учащихся к обучению в дистанционном формате, а также развитии самостоятельности детей как основной движущей силы в условиях временной отмены традиционной формы занятий.

Ключевые слова: профессиональная деквалификация, дистанционное обучение, детская музыкальная школа, пандемия COVID-19.

Профессиональная деквалификация преподавателя детской музыкальной школы (далее - ДМШ) «представляет собой потерю квалификационных навыков, причиной которой является внутреннее состояние специалиста. Профессиональная деквалификация выражается в отсутствии стремления к самообразованию, совершенствованию музыкально-исполнительского мастерства, а также характеризуется утратой интереса к профессии» [1, с. 21].

Дистанционное обучение - «процесс...,в котором учитель и ученик ... географически разделены и потому опираются на электронные средства ... для организации учебного процесса» [2, с. 11]. Весомый вклад в изучение теории и практики дистанционного обучения внесли С.А. Бешенков, М.Ю. Бухаркина, Ю.П. Гос-подарик, А.А. Журин, С.А. Калашникова, Н.В. Ладыженская, М.В. Моисеева, Д.В. Новенко, А.Е. Петров, Н.Н. Петрова, Е.С. Полат, С.Р Шаповалова и другие. Данная форма работы с учащимися за последние 10-15 лет получила широкое распространение.

Актуальность исследования определяется рядом факторов. Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), повышение значимости межличностных контактов на расстоянии во всех сферах общественной жизни сделало «насущно необходимым изучение проблематики внедрения информационно-коммуникативных технологий . в систему обучения музыкантов, что является сегодня одним из приоритетных направлений в педагогике» [3, с. 21]. Создание специальных музыкальных инструментов для занятий посредством международной информационно-коммуникационной сети Интернет (например, дисклавир Yamaha), программного обеспечения и учебных порталов, появление социального запроса у любителей и профессионалов на онлайн-об-учение отвели дистанционному формату заметную нишу в ряду инновационных образовательных технологий. Научный и практический интерес к данной форме работы с учениками, поиск новых методов формирования профессиональных навыков у них вызвали к жизни немало педагогических исследований. Однако в 2020 году в связи с неожиданным переходом всех уровней образования к дистанционному обучению, вызванным пандемией новой коронавирусной инфекции COVID-19, отношение в обществе к данному формату резко изменилось не в лучшую сторону. Это произошло по причине выявления негативных последствий повсеместного внедрения дистанционного формата обучения, особенно в системе дополнительного музыкального образования.

Цель исследования - выработка методического подхода, содержащего практические рекомендации для эффективного применения дистанционных образовательных технологий в ДМШ. Это необходимо для решения проблем, связанных с восприятием участниками учебного процесса друг друга, полноценным формированием исполнительского аппарата детей, преодолением трудностей в выработке у них тактильных, мнестических, музыкально-слуховых и ритмических навыков.

Важно отметить, что новые трудности послужили снижению мотивации к обучению среди учащихся ДМШ, что отрицательно сказалось на его результатах. Это значительно подорвало доверие к дистанционному формату даже как к временной альтернативе традиционному обучению в ДМШ. Параллельно с этим у преподавателей ДМШ накопился профессиональный стресс, угрожающий здоровью, ведущий к эмоционально-психологическому «выгоранию» и ограничивающий горизонты творческого развития.

Проведение педагогических наблюдений и бесед с преподавателями ДМШ позволило констатировать ряд проблем, связанных с экстренным внедрением в учреждениях дополнительного музыкального образования дистанционного обучения и угрожающих профессиональному развитию специалистов, а именно:

- эмоциональное истощение, повышенная утомляемость, сопровождающаяся ощущением внутреннего напряжения, профессионального бессилия;

- ухудшение зрения, обострение хронических заболеваний, склонность к депрессии, вызванные вредным влиянием компьютера и гаджетов на здоровье;

- нарушение профессиональной коммуникации с коллегами-педагогами;

- затруднение взаимодействия с учащимися вследствие отсутствия эффективных навыков дистанционного обучения музыке, подходящих для реализации учебных программ ДМШ;

- усложнение подготовки учащихся к прохождению промежуточной и годовой аттестации, выпускным экзаменам, поступлению в музыкальные училища и колледжи;

- нарушение традиционного порядка подготовки и отбора учеников для участия в концертах, конкурсах, фестивалях и музыкальных олимпиадах;

- появление дополнительных трудностей с подготовкой к прохождению периодической аттестации преподавателями и концертмейстерами ДМШ.

Данные факторы определённо создают угрозу профессиональной деквалификации преподавателя ДМШ. Они свидетельствуют о неподготовленности педагога-музыканта к преодолению деквалификации в экстремальной ситуации вынужденного перехода на дистанционную форму обучения.

Противоположные мнения относительно роли, значения и методов дистанционного обучения музыке, появление массы трудностей по внедрению данного формата в педагогическую практику ДМШ позволили выявить противоречия между 1) инновационной сутью дистанционной формы обучения и практикой её внедрения в ДМШ; 2) необходимостью эффективной реализации образовательных программ ДМШ, повышения качества обучения и отсутствием практической возможности для этого при использовании исключительно дистанционного формата; 3) потребностью в творческой самоактуализации и развитии преподавателя ДМШ во время работы с учеником и угрозой профессиональной деквалификации педагога-музыканта в процессе реализации исключительно дистанционной формы обучения. Приведённые противоречия позволили сформулировать проблему исследования: как использовать дистанционный формат обучения в ДМШ, чтобы преодолеть угрозу профессиональной деквалификации преподавателя?

Задачами исследования являются:

- нахождение возможности снижения стрессового и других негативных эффектов от использования преподавателем ДМШ средств дистанционного обучения;

- разработка методов, сочетающих очный и дистанционный форматы, позволяющих не допускать снижения качества обучения учащихся и предупреждать профессиональную деквалификацию преподавателя ДМШ;

- теоретическое обоснование методов и приёмов, увеличивающих эффективность дистанционных занятий с учащимися, необходимых для внедрения в педагогическую практику ДМШ.

Дистанционное обучение как инновационный образовательный тренд и его применение в детской музыкальной школе

Последние 10-15 лет убедительно доказали, что дистанционное обучение стало одним из основных направлений развития российского образования. За это время данный формат перестал быть редкостью, что наглядно демонстрирует вся система образования, в том числе повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

В процессе распространения в России дистанционного формата обучения обнаруживались характерные особенности его использования на практике, формировалось представление о нём как о специфическом виде образовательных услуг, зачастую востребованного для получения второго или последующего высшего образования, повышения квалификации, профессиональной переподготовки. С особой активностью дистанционный формат обучения стал использоваться негосударственными (частными) образовательными организациями гуманитарного профиля. Уровень подобного рода образовательных услуг не всегда отличается качеством по сравнению с традиционно реализуемыми программами очного и заочного обучения. Это объясняется потребительским подходом к обучению как со стороны ученика или студента, так и приоритетом получения прибыли образовательной организацией над качеством преподавания. Отсутствие воспитания учеников и студентов, практикоориентированности, нацеленность на удовлетворение запросов «клиентов» не позволяют считать дистанционную модель полноценной заменой традиционным форматам обучения.

Однако следует отметить, что такое направление дистанционного образования, как повышение квалификации, находится в гораздо более выгодном положении по сравнению с «удалённым» обучением учеников или студентов. Причинами этого является, прежде всего, профессиональная ориентированность слушателей курсов повышения квалификации (КПК), наличие у них необходимого образования, важнейших практических навыков, развитие которых требуется для продвижения по службе или подтверждения своего статуса. Те же преимущества имеет и направление профессиональной переподготовки, однако в отдельных случаях с оговоркой на недостаток практикоориентированности.

Дистанционное обучение музыке по сравнению с другими дисциплинами имеет особенности, позволяющие считать данный формат актуальным для некоторых категорий учащихся. Для того чтобы оценить важнейшие особенности дистанционного обучения в ДМШ, необходимо выделить его основные формы:

- обычное синхронное обучение (онлайн-обучение) - предполагает общение педагога и ученика в реальном времени посредством международной информационно-коммуникационной сети Интернет через распространённые компьютерные программы и приложения (Zoom, Skype, WhatsApp, Viber, Telegram и

др.);

- специальное синхронное обучение - подразумевает применение разработанных для этого гибридных музыкальных инструментов, технологий обработки звука и его цифровой передачи онлайн (например, дисклавир Yamaha);

- асинхронное обучение - предполагает самостоятельную подготовку и запись учащимся изучаемых произведений на музыкальном инструменте и пересылку видеофайла преподавателю, просмотр педагогом данного файла, формирование критических замечаний и рекомендаций, их изложение ученику через средства связи;

- смешанное очно-дистанционное обучение - сочетает в себе черты традиционного очного и асинхронного «удалённого» метода занятий с учеником.

Важно отметить, что перечисленные формы дистанционного обучения в ДМШ далеко не равнозначны между собой. Их свободное применение в качестве замены традиционному очному обучению не позволяет вырабатывать необходимые знания, умения и навыки у детей согласно образовательным программам ДМШ.

Во время пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19, вызвавшей тотальное ограничение передвижения и социальной деятельности граждан, именно обычное синхронное обучение онлайн стало одним из самых распространённых форм дистанционной работы с учениками ДМШ. Большая нагрузка на цифровое оборудование, обеспечивающее выход в международную информационно-коммуникационную сеть Интернет, низкая скорость передачи данных или отсутствие возможности для этого в отдельных районах, плохое качество аудио- и видеосигналов, а также отсутствие навыков дистанционной работы у большинства преподавателей, высокий уровень стресса, неприятие данного формата у учеников и их родителей, снижение мотивации к обучению у детей вызвали ухудшение его результатов в ДМШ. В этой ситуации специалист лишился возможности привычным способом совершенствовать педагогическое мастерство, так как на время утратил возможность работать в открытой творческой среде. Это доказало несостоятельность обычного синхронного онлайн-обучения для применения в ДМШ. По этим же причинам данный формат не является оптимальным для студентов музыкальных колледжей и вузов. Его применимость для занятий с музыкантами-любителями зависит от возраста и индивидуальных способностей обучающихся, а также наличия или отсутствия профессиональной подготовки в прошлом (для взрослых).

Специальное синхронное обучение с применением гибридных музыкальных инструментов, технологий обработки звука и его цифровой передачи (например, дисклавир Yamaha) имеет значительно больше преимуществ по сравнению с обычным синхронным онлайн-обучением. Это объясняется тем, что в нужный

момент ученик и преподаватель получают возможность слышать выверенный с помощью цифровой обработки звук исполняемой музыки непосредственно на своём инструменте. Это преимущество особенно важно для учащихся средних и старших классов ДМШ, которые уверенно владеют навыками домашней работы над произведениями, а также имеют определённые исполнительские достижения. Однако низкая скорость интернет-соединения может свести на нет все эти преимущества. Кроме того, высокая стоимость подобных инструментов затрудняет их распространение в ДМШ и среди большинства учащихся.

В работе с учениками начальных классов ДМШ, не имеющих базовых исполнительских навыков, перечисленные преимущества также перестают быть таковыми. Это связано с необходимостью постоянной работы педагога над постановкой руки у начинающих инструменталистов, неусыпного контроля за звуко-извлечением, важностью постоянной демонстрации ученику верного исполнения на инструменте, возрастными особенностями большинства детей и высокой стоимостью подобных инструментов.

В первую очередь использование специального синхронного обучения онлайн с помощью дисклавира Yamaha подходит профессиональным музыкантам, концертирующим пианистам, которые участвуют в мастер-классах и получают консультации выдающихся музыкантов-профессионалов. Во вторую очередь -это студенты музыкальных колледжей и вузов, которые не имеют возможности посещать очные занятия у преподавателей. Установлено, что «использование гибридного музыкального инструмента с дополнительным аппаратным обеспечением в занятиях фортепиано благотворно влияет на профессиональные умения и навыки студентов» [4, с. 145].

Асинхронное обучение, подразумевающее самостоятельную подготовку, видеозапись учащимся изучаемой программы и её пересылку преподавателю, -метод дистанционного обучения, применение которого в ДМШ имеет ряд ограничений в работе с некоторыми категориями детей, а именно:

- учащиеся младших классов - отсутствие основных музыкально-исполнительских навыков, необходимость постоянного контроля со стороны преподавателя, потребность в помощи по работе над звуком и коррекции исполнительского аппарата;

- учащиеся средних и старших классов - пропорционально их успеваемости, общему интеллектуальному развитию, мотивированности, сформированно-сти исполнительских навыков, а также опыту самостоятельной работы дома;

- учащиеся младших, средних и старших классов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - сообразно возможности применения специального методического аппарата, позволяющего чутко отвечать на психофизические реакции детей, когда польза от применения дистанционного формата значительно превышает возможный вред.

Важно отметить, что в случае введения дистанционной формы обучения в ДМШ преподавателю необходимо дифференцировать подходы к организации обучения детей. Необходимо рассматривать самостоятельность как основную двигательную силу личности ребёнка, уровень развития которой определяет успех обучения в условиях вынужденных ограничений. «Вопросы, связанные с изучением самостоятельной работы обучающихся инструменталистов ... предполагают специальное рассмотрение» [5, с. 62-63]. Среди учащихся необходимо шире использовать игровые методы, развивающие их интерес к музыке как к таковой в целом и к работе за инструментом в частности. Это позволит компенсировать вред от использования форм обучения, в той или иной мере не подходящих для работы с конкретным ребёнком. Важно при этом уделять достойное внимание развитию слуха, ритма и памяти детей. Это требует комплексной совместной работы преподавателей-инструменталистов и теоретиков для выработки соответствующих методов и их внедрения в практику. Заметное место в этой работе должны занять инновационные средства обучения, что подразумевает использование здоровьесберегающих и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Это важно, так как «в настоящее время с особой остротой встает проблема . переосмысления имеющихся в арсенале педагога-музыканта технологий с точки зрения их здоровьесберегающего потенциала» [6, с. 105]. При этом полихудожественное педагогическое воздействие на учащихся может не только мотивировать их музыкально-творческую деятельность, но и создавать здоро-вьесберегающую образовательную среду для комфортного освоения учебного и концертного репертуара. Неслучайно О.А. Блок высказывался о том, что в рамках полихудожественного педагогического подхода активно разрабатываются методы апперцепции, интроспекции, обращается внимание на необходимость учета принципа соответствия художественного комплекса выразительных средств идее, теме, музыкально-образному содержанию произведений, принципа соразмерности познавательной, информационно-логической, эмоционально-чувственной, креативных линий [7]. «Музыка как вечное искусство продолжает оставаться «спасительной средой», позволяющей не только адаптировать детей в условиях художественно-творческой деятельности, но и сохранить и укрепить физическое и духовное здоровье, наполнить их жизнь яркими положительными впечатлениями» [8, с. 131].

Смешанное очно-дистанционное обучение сочетает в себе элементы как очной, так и дистанционной методик. Это очные занятия с учеником, дополненные обучением подготовке к домашней записи изучаемых произведений и участию в выступлениях на сцене. Данная форма работы - перспективный этап развития дистанционного обучения музыке. Использование смешанного

очно-дистанционного обучения возможно также в формате, предполагающем запись учеником с помощью дисклавира Yamaha подготовленной программы или её частей для отправки преподавателю и получения критических замечаний. Однако в силу редкости применения дисклавира Yamaha в ДМШ России, его высокой стоимости данный формат не может рассматриваться как имеющий шансы на широкое распространение, он более актуален для студентов и участников профессиональных мастер-классов.

Мутации новой коронавирусной инфекции COVID-19, представляющие опасность для населения, с одной стороны, значительный рост количества дистанционных (заочных) музыкальных конкурсов, с другой, делает необходимым обучение учащихся на очных занятиях качественной домашней записи результатов своей работы. Для этого требуется:

- проведение целенаправленной разъяснительной работы с родителями учеников на тему необходимости внедрения элементов дистанционного обучения с целью подготовки к возможным социальным ограничениям, связанным с пандемией новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также участию в дистанционных (заочных) музыкальных конкурсах;

- обучение ребёнка на уроке в ДМШ видеозаписи результатов своих занятий дома, психологическая и практическая подготовка воспитанника к использованию цифровой аппаратуры в учебных целях и для подготовки к участию в дистанционных (заочных) музыкальных конкурсах;

- организация внутришкольных прослушиваний на предмет оценки степени освоения учащимися видеозаписи результатов подготовки домашнего задания по специальным и общим исполнительским дисциплинам, обучение детей самостоятельному анализу представленного таким образом материала.

Дистанционный формат музыкальных конкурсов и мастер-классов: особенности проведения и участия в них

Дистанционные формы обучения в различных сферах образования открывают для преподавателя ДМШ альтернативные пути развития и обучения учеников. Одним из таких путей является подготовка и участие детей в дистанционных музыкальных конкурсах, востребованность которых значительно возросла в условиях пандемии COVID-19. При всех преимуществах данного формата, позволяющего ограничивать перемещение в условиях пандемии, объективным его недостатком является невозможность выработки у учеников полноценного управления сценическим волнением, так как только очные выступления позволяют музыкантам ощутить атмосферу настоящей сцены. Это требует максимальных усилий воли и творческой концентрации, а «что такое сцена, знает лишь тот, кому хотя бы раз в жизни довелось самолично побывать на ней» [9, с. 23]. Из этого следует вывод о том, что безосновательное направление учащихся на конкурсы, проводящиеся только в дистанционном формате, крайне нежелательно, снижает качество подготовки детей и ставит под удар профессиональное развитие педагога-музыканта.

Серьёзной угрозой профессиональному развитию преподавателя ДМШ является многократное (более трёх раз подряд) повторение учеником одной и той же программы на различных музыкальных конкурсах, прежде всего, проводящихся в дистанционном формате. В силу большого количества подобных «ристалищ», приоритета коммерческого использования интереса к ним над качеством работы жюри у многих детей и даже их родителей может формироваться «звёздная болезнь», которая скрывает от них истинное положение вещей, усложняет общение с педагогами и губительно влияет на обучение и развитие учащихся в целом. У преподавателя при этом снижается профессиональная мотивация к освоению с учениками новых программ для участия в очных конкурсах более высокого уровня. Это ведёт специалиста к профессиональной деквалификации.

Проведение музыкально-исполнительских конкурсов в реальном времени посредством сети Интернет без применения специальных технических средств также нельзя считать полноценной альтернативой очному формату, так как присутствует угроза внезапного замедления трафика, остановки вещания, звук искажается во время трансляции. В подобных условиях в полной мере оценить степень подготовленности ученика не представляется возможным, а риск получения ребёнком психологической травмы из-за нарушения передачи данных весьма велик. Эти же обстоятельства снижают возможности конкурсанта по управлению сценическим волнением. Частичной альтернативой подобному формату музыкально-исполнительских конкурсов является применение дисклавира Yamaha, позволяющего передавать и с точностью воспроизводить оцифрованный звук через международную информационно-коммуникационную сеть Интернет, однако и в этом случае важную роль играют скорость передачи данных, надёжность сети и материальные возможности обеих сторон. Полный перевод учеников своего класса на участие только в дистанционных конкурсах различных видов значительно снижает возможность специалиста представлять результаты работы с ними на настоящей сцене и готовить воспитанников как концертных исполнителей. При этом у преподавателя снижается профессиональная мотивация для участия в очных конкурсах исполнительского мастерства педагогов-музыкантов.

Особое место в ряду дистанционных форм обучения музыке занимают мастер-классы. Во время наибольших ограничений, связанных с пандемией COVID-19, появилась отличная возможность в полной мере оценить эту форму работы с учениками и совершенствования профессионального мастерства преподавателей. Это стало возможным благодаря наличию в международной информационно-коммуникационной сети Интернет видеозаписей мастер-клас-

сов преподавателей различного уровня вплоть до известных мастеров. При этом важно отметить, что возможность дистанционного проведения мастер-классов в обычном синхронном режиме так же, как и проведение уроков, ограничивается возможностями передачи звука, скоростью трафика и угрозой внезапного прекращения трансляции. Использование дисклавира Yamaha в данной ситуации является альтернативой проведению мастер-класса в обычном синхронном режиме онлайн.

Для внедрения формата дистанционного мастер-класса в учебный процесс ДМШ целесообразно осуществление тематических видеозаписей очных занятий с учениками, которые вели бы преподаватели ведущих музыкальных школ, колледжей и вузов. Тематическое или циклическое использование видеозаписей мастер-классов актуально для применения в качестве методического пособия для педагогов и учебного - для учащихся ДМШ. При формировании тематических комплексов видеозаписей мастер-классов важно включать в них работу с различными по уровню подготовки учениками. При этом важно использовать произведения современных композиторов и учитывать региональные особенности. Это необходимо для охвата всего спектра методических проблем, возникающих у преподавателей ДМШ при работе с воспитанниками. Использование видеозаписей с исполнительскими рекомендациями, демонстрируемыми мастерами без участия учеников, может затруднить для педагога их применение на практике. Целесообразность практического использования видеозаписей мастер-классов во время работы с учеником определяется преподавателем ДМШ в каждом случае отдельно. Это зависит от общего уровня музыкального развития и профессиональной ориентированности ребёнка. Тщательный анализ видеозаписей мастер-классов педагогом, в том числе на уроке с учеником, позволяет специалисту избежать профессиональной стагнации, пополнить методический арсенал и предупредить профессиональную деквалификацию.

В процессе исследования нами был выработан методический подход, содержащий практические рекомендации, направленные на защиту преподавателей ДМШ от профессиональной деквалификации в условиях дистанционного обучения, а учащихся - от негативных последствий его использования. Решены следующие задачи:

1. Найдена возможность снижения эмоционально-психологического и профессионального стресса от использования «удалённых» методов обучения в работе с учениками ДМШ через внедрение смешанного очно-дистанционного формата занятий. Основой этого является «привитие» ученикам и их родителям осознания высокой вероятности временного перехода на дистанционный режим обучения, важности овладения навыками активных занятий дома. Последнее необходимо для постепенного прекращения использования обычного синхронного обучения и перехода к смешанному очно-дистанционному формату занятий. Таким образом, определён оптимальный вариант совместного использования очной и дистанционной форм работы с учениками, предотвращающий развитие стресса как у преподавателя ДМШ, так и у его воспитанников во время «удалённых» занятий посредством международной информационно-коммуникационной сети Интернет.

2. Разработаны методы очной подготовки детей к дистанционному обучению. Суть основного метода - развитие самостоятельности учащегося ДМШ в работе над изучаемыми произведениями дома, их регулярная видеозапись для совместного с преподавателем прослушивания и разбора на очном занятии. В качестве вспомогательного метода определены коллективные внутришколь-ные прослушивания видеозаписей, сделанных учениками ДМШ для представления видеоотчётов преподавателю по итогам самостоятельной работы дома. На основе данных методов сформирована система профилактики профессиональной деквалификации преподавателя ДМШ в условиях дистанционного обучения.

3. Теоретически обосновано, что использование дистанционного обучения в ДМШ не может быть эффективным без очной подготовки обучающихся к этому. Основными доказательствами служат практическая невозможность формирования исполнительского аппарата учеников (прежде всего, начальных классов) без непосредственного («физического») участия преподавателя, наличие постоянной опасности искажения звука и изображения во время обычных синхронных дистанционных занятий, усложнение формирования навыков управления сценическим волнением, повышение уровня стресса. Определены ограничения по применению асинхронного дистанционного обучения при работе с разными категориями учащихся, включая детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Аргументирована недопустимость перехода учащихся ДМШ на участие только в дистанционных конкурсах, рекомендовано ограничение повторений одной и той же программы, выносимой учениками на музыкальные состязания, сформированы основные методические рекомендации по использованию видеозаписей мастер-классов в условиях «удалённого» и очного обучения. Указано на важность подробного анализа преподавателем видеозаписей мастер-классов для непрерывного профессионального развития и предотвращения деквалификации. Определены границы применения гибридных музыкальных инструментов (например, дисклавир Yamaha) в дистанционном обучении для различных категорий учащихся-музыкантов.

Новизна исследовательской работы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- определены формы дистанционного обучения, приемлемые для использования в ДМШ;

- выявлены возможности использования данных форм дистанционного обучения в работе с учащимися различных возрастных групп;

- определены общие принципы применения дистанционного обучения в работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Теоретическая значимость итогов работы:

- установлены нормы подготовки к дистанционному обучению в ДМШ, рассматривающемуся как временная замена очных занятий с учащимися, его эффективность определяется степенью овладения детьми навыками самостоятельной работы, необходимой для использования смешанной очно-дистанционной формы изучения музыкального материала;

- выявлены отрицательные стороны различных форм дистанционного обучения в ДМШ, включая невозможность качественной постановки исполнительного аппарата у учащихся младших классов, ненадёжность интернет-соединения, повышение стресса;

Библиографический список

- установлена наиболее эффективная форма «удалённого» обучения в ДМШ - смешанное очно-дистанционное обучение.

Практическая значимость итогов работы заключается в том, что в исследовании разработаны методические основы для внедрения в практику ДМШ элементов дистанционного обучения, использование которого в тесной связи с очным развивает музыкально-исполнительские навыки учащихся, чувство ответственности за результаты работы, повышает их самостоятельность, способствует подготовке к участию в музыкальных конкурсах, не требующих присутствия, а также препятствует профессиональной деквалификации педагога-музыканта.

В дальнейшей работе представляет теоретический и практический интерес создание универсальной модели использования дистанционного формата обучения для учащихся ДМШ по различным специальностям. Материалы настоящей статьи могут использоваться на курсах повышения квалификации (КПК) преподавателей ДМШ.

1. Ивахненко А.А. Пути преодоления профессиональной деквалификации преподавателя детской музыкальной школы. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2021.

2. Теория и практика дистанционного обучения. Москва: Издательский центр «Академия», 2004.

3. Малыхина И.В. Совершенствование самостоятельной подготовки будущего педагога-пианиста средствами информационно-коммуникативных технологий. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2020.

4. Малыхина И.В. Интеграция гибридных музыкальных инструментов в российскую фортепианную исполнительскую школу. Интеграция образования. 2019; Т. 23, № 1: 137 - 149.

5. Блок О.А. Самостоятельная работа обучающихся инструменталистов в системе профессионального музыкального образования. Музыковедение. 2020; № 11: 61 - 69.

6. Торопова А.В., Львова Т.В. Здоровьесберегающая продуктивность музыкально-педагогических технологий. Человеческий капитал. 2012; № 2 (38): 104 - 107.

7. Блок О.А. Музыкальное развитие детей дошкольного возраста в учреждениях клубного типа. Вестник МГУКИ. 2015; № 3 (65): 147 - 152.

8. Блок О.А. Художественно-творческое развитие детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в культурно-досуговых центрах. Вестник МГУКИ. 2014; № 1 (57): 130 - 135.

9. Цыпин ГМ. Сценическое волнение и другие аспекты психологии исполнительской деятельности. Москва: Музыка, 2010.

References

1. Ivahnenko A.A. Putipreodoleniya professional'noj dekvalifikaciiprepodavatelya detskoj muzykal'noj shkoly. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2021.

2. Teoriya ipraktika distancionnogo obucheniya. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2004.

3. Malyhina I.V. Sovershenstvovanie samostoyatel'nojpodgotovki buduschego pedagoga-pianista sredstvami informacionno-kommunikativnyh tehnologij. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2020.

4. Malyhina I.V. Integraciya gibridnyh muzykal'nyh instrumentov v rossijskuyu fortepiannuyu ispolnitel'skuyu shkolu. Integraciya obrazovaniya. 2019; T. 23, № 1: 137 - 149.

5. Blok O.A. Samostoyatel'naya rabota obuchayuschihsya instrumentalistov v sisteme professional'nogo muzykal'nogo obrazovaniya. Muzykovedenie. 2020; № 11: 61 - 69.

6. Toropova A.V., L'vova T.V. Zdorov'esberegayuschaya produktivnost' muzykal'no-pedagogicheskih tehnologij. Chelovecheskij kapital. 2012; № 2 (38): 104 - 107.

7. Blok O.A. Muzykal'noe razvitie detej doshkol'nogo vozrasta v uchrezhdeniyah klubnogo tipa. Vestnik MGUKI. 2015; № 3 (65): 147 - 152.

8. Blok O.A. Hudozhestvenno-tvorcheskoe razvitie detej doshkol'nogo vozrasta na muzykal'nyh zanyatiyah v kul'turno-dosugovyh centrah. Vestnik MGUKI. 2014; № 1 (57): 130 -135.

9. Cypin G.M. Scenicheskoe volnenie i drugie aspekiy psihologii ispolnitel'skoj deyatel'nosti. Moskva: Muzyka, 2010.

Статья поступила в редакцию 21.11.21

УДК 37 (1174)

Kabkova E.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Music Institute of Culture and Arts, Moscow City Pedagogical University

(Moscow, Russia), E-mail: borisr@comtv.ru

SPONTANEOUS MUSICAL ENVIRONMENT AND ITS INFLUENCE ON THE DEVELOPMENT AND UPBRINGING OF THE GROWING GENERATION. In the

modern world, the influence of musical art and, more broadly, the musical environment as a whole is constantly increasing. Global changes that have taken place throughout the twentieth century in all areas of life have led to the great importance of the musical environment and its influence in all manifestations, including the spontaneous musical environment. This article examines the signs and content of a spontaneous musical environment, as well as its influence (both positive and negative) on schoolchildren and students. The signs of the ever-increasing influence of the art of music are shown, based on the wave nature of sound and its ability to penetrate into any environment, as well as on the constant improvement of sound recording and sound reproduction, which ensure the wide distribution of music. The author notes the unpredictability and multidimensionality of the spontaneously emerging musical environment, the prevailing presence of commercial forms of music in it and the minimal presence of samples of high musical art, which in its totality leads to negative consequences.

Key words: musical environment, spontaneous musical environment, clip consciousness, mosaic, fragmentary structure, sound of youth slang, intonation and word-creation components.

Е.П. Кабкова, д-р пед. наук, проф., Департамент музыкального искусства института культуры и искусств ГАОУ ВО «Московский городской

педагогический университет», г. Москва, E-mail: borisr@comtv.ru

СТИХИЙНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ СРЕДА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

В современном мире влиятельность музыкального искусства и, шире, музыкальной среды в целом постоянно увеличивается. Глобальные изменения, произошедшие на протяжении ХХ века во всех областях жизни, обусловили большую важность музыкальной, в том числе стихийной, среды и ее влиятельность во всех проявлениях. В данной статье рассматриваются признаки и содержание стихийной музыкальной среды, а также ее влияние (как позитивное, так и негативное) на школьников и студентов. Показаны признаки все возрастающей влиятельности музыкального искусства, базирующиеся на волновой природе звука и его способности к проникновению в любой среде, а также на постоянном совершенствовании звукозаписи и звуковоспроизведения, обеспечивающих широкое распространение музыки. Отмечается непредсказуемость и многомерность стихийно складывающейся музыкальной среды, преобладающее присутствие в ней коммерческих форм музыки и минимальное - образцов высокого музыкального искусства, что в своей совокупности приводит к негативным последствиям.

Ключевые слова: музыкальная среда, стихийная музыкальная среда, клиповое сознание, мозаичная, фрагментарная структура, звучание молодежного сленга, интонационная и словотворческая составляющие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.