Научная статья на тему 'Инновационный урок в классе фортепиано на основе системы Дисклавир'

Инновационный урок в классе фортепиано на основе системы Дисклавир Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1130
300
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЙ УРОК / ДИСКЛАВИР / MIDI / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MUSIC EDUCATION / INNOVATIVE LESSON / DISKLAVIER / INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Малыхина И.В.

В статье рассматривается инновационный тип урока в классе фортепиано, базирующегося на педагогически ориентированных функциях инструмента Дисклавир. В настоящее время традиционная истема обучения игры на фортепиано содержит в себе ряд взаимосвязанных проблем, для разрешения которых в самостоятельных и индивидуальных с педагогом занятиях предлагается использовать музыкально-компьютерную технологию Дисклавир. В ходе сравнения традиционной и инновационной коммуникативных истем «учитель-ученик» рассматривается влияние различных вариантов использования Дисклавира на процесс освоения учебного репертуара, а также представляется подробная характеристика незаменимых для обучения игры на фортепиано технических функций инструмента. Выявляя педагогический потенциал ресурсов системы Дисклавир, автор статьи опирается на исследования в сфере философии, пихологии и физиологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE PIANO LESSON BASED ON THE SYSTEM OF THE DISKLAVIER

The article considers innovative piano lesson based on pedagogically functions of the system of the Disklavier. At the present the traditional system of the piano learning contains a number of the interrelated problems. To resolve these problems we offer students to use the system of the Disklavier in self-study and individual lessons with the teacher. During the comparison of traditional and innovative communication systems "teacher-student", the author examines the influence of different functions Diskla-vier on the process of learning. The article presents the characteristic of necessary technical functions of the instrument for learning piano. Revealing pedagogical potential of system of the Disklavier, the author is based on research in the field of philosophy, psychology and physiology.

Текст научной работы на тему «Инновационный урок в классе фортепиано на основе системы Дисклавир»

ИННОВАЦИОННЫЙ УРОК В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ ДИСКЛАВИР

И. В. Малыхина*,

Московский педагогический государственный университет

Аннотация. В статье рассматривается инновационный тип урока в классе фортепиано, базирующегося на педагогически ориентированных функциях инструмента Дисклавир. В настоящее время традиционная система обучения игры на фортепиано содержит в себе ряд взаимосвязанных проблем, для разрешения которых в самостоятельных и индивидуальных с педагогом занятиях предлагается использовать музыкально-компьютерную технологию - Дисклавир. В ходе сравнения традиционной и инновационной коммуникативных систем «учитель-ученик» рассматривается влияние различных вариантов использования Дисклавира на процесс освоения учебного репертуара, а также представляется подробная характеристика незаменимых для обучения игры на фортепиано технических функций инструмента. Выявляя педагогический потенциал ресурсов системы Дисклавир, автор статьи опирается на исследования в сфере философии, психологии и физиологии.

Ключевые слова: музыкальное образование, инновационный урок, Дисклавир, Midi, информационные технологии.

Abstract. The article considers innovative piano lesson based on pedagogically functions of the system of the Disklavier. At the present the traditional system of the piano learning contains a number of the interrelated problems. To resolve these problems we offer students to use the system of the Disklavier in self-study and individual lessons with the teacher. During the comparison of traditional and innovative communication systems "teacher-student", the author examines the influence of different functions Disklavier on the process of learning. The article presents the characteristic of necessary technical functions of the instrument for learning piano. Revealing pedagogical potential of system of the Disklavier, the author is based on research in the field of philosophy, psychology and physiology.

Keywords: music education, innovative lesson, Disklavier, Midi, information technologies.

144

* Научный руководитель - кандидат педагогических наук Б. Р. Иофис.

Внедрение инновационных технологий в систему общего и профессионального образования - сегодня одно из приоритетных направлений развития данной отрасли. Этот процесс неизбежно влечёт за собой изменение принципов и методов работы с учащимися, корректировку содержания образования, модификацию процесса контроля результатов обучения и т. д., что нашло отражение в исследованиях А. А. Грицай [1], Л. А. Савельевой [2] и др.

В связи с появлением различных электронных инструментов и компьютерных программ проблема применения инновационных технологий в области музыкального образования также является актуальной и получает раскрытие в ряде научных работ (С. С. Лукашёва [3], Л. Ю. Лосева и И. В. Соловьёва [4], Р. В. Панкевич [5] и др.).

С каждым годом расширяется ассортимент специальной аппаратуры, однако вот уже на протяжении 30 лет особое место среди музыкально-компьютерных технологий занимает разработка компании Yamaha - система Дис-клавир. Её отличительной чертой, как указывает производитель, является «интеграция оптических, цифровых и компьютерных технологий в традиционные акустические рояли» [6]. Именно соединение акустического инструмента и электронной составляющей в единое целое и применение этой системы в музыкальном образовании позволяют нам говорить о переходе на качественно новый уровень преподавания музыкально-исполнительских дисциплин, в том числе фортепиано.

На данный момент имеется ряд исследований, в которых рассматриваются отдельные аспекты работы данной

системы (K. Riley [7], Е. Н. Илларионова и М. Г Миннегалиева [8] и др.). Однако следует заметить, что использование инструмента предполагает не только знание его аппаратной части, но и разработку методической системы создания урока инновационного типа, которой пока ещё не существует.

Таким образом, наблюдается противоречие между практической потребностью использования системы Дис-клавир в музыкальном образовании и недостаточной теоретической разработанностью данной проблемы. Для её разрешения сравним традиционный и инновационный тип коммуникации учителя и ученика в классе фортепиано, но сначала сжато представим основные характеристики инструмента.

Как сообщается в техническом описании инструмента [9], система Дисклавир обладает следующими функциями: запись и воспроизведение, включая PianoSmart как их разновидности, Silent System, SmartKey, DisklavierRadio; интернет-подключение; подключение компьютера через Midi-разъёмы; караоке; калибровка; .... генератор тона. В предыдущих публи- I45 кациях было предложено распределить все перечисленные функции по следующим разделам:

1) базовые (без которых невозможна работа остальных функций);

2) педагогически ориентированные (могут использоваться непосредственно в педагогическом процессе);

3) вспомогательные педагогически ориентированные (дополняют педагогически ориентированные);

4)

вспомогательные технические

функции;

5) педагогически неориентированные (досугово-развлекательные) [10, с. 160-171].

В данной статье рассматриваются только те функции, которые могут быть полезны в классе фортепиано, такие как запись и воспроизведение, включая PianoSmart, а также подключение компьютера через Midi-разъёмы.

Запись, одна из базовых функций инструмента, осуществляется при помощи оптических датчиков, которые записывают не звук вибрации струн (как это делает звукозаписывающая аппаратура), а информацию (в формате Midi) обо всех движениях клавиш, молоточков и педалей. Основная задача этой функции - фиксация мельчайших деталей исполнения в формате Midi, что позволяет проводить дальнейшую работу с записью.

Воспроизведение, являясь одновременно базовой и педагогически ориентированной функцией инструмента, выполняется соленоидами, расположенными под клавишами и в районе педалей. С их помощью Дисклавир приводит в движение все механизмы рояля, создавая естественное акустическое звучание инструмента, а не оцифрованное или семплированное, 146 как в цифровом фортепиано. Данная функция не только обеспечивает максимально точное исполнение системой Дисклавир записи, но и позволяет пианисту играть одновременно с воспроизведением.

Основные задачи функции - воспроизведение записи при помощи всей механики рояля, создание живого исполнения, помощь в осуществлении слухового анализа исполнения, обеспечение игры в ансамбле.

PianoSmart как вспомогательная педагогически ориентированная функция даёт возможность в процессе записи и воспроизведения подключать к Дисклавиру и синхронизиро-

вать аудио- и видеотехнику или CD-диски (через привод, вмонтированный в инструмент). С помощью PianoSmart-записи при воспроизведении можно слушать игру системы Дис-клавир с одновременным проигрыванием синхронной аудио- или видеозаписи или трека с CD-диска.

Помимо воспроизведения музыки с CD-дисков или ^В-устройств в формате естественного акустического звучания, функция позволяет вносить изменения в готовую запись (транспонировать, увеличивать или уменьшать темп и громкость исполнения), не используя для этого никакой дополнительной техники.

Основные возможности данной функции - создание Midi-записей с аудио- и/или видеорядом, воспроизведение с CD-дисков студийных или концертных записей исполнения музыкальных произведений различными пианистами. Это способствует накоплению слухового опыта по восприятию вариантов исполнительских трактовок фортепианных сочинений и помогает в проведении слуховизуального анализа во время просмотра аудио- или видеоряда.

Подключение компьютера, ещё одна педагогически ориентированная функция, расширяет возможности записи и воспроизведения, позволяя при помощи компьютерных программ расшифровывать Midi-файлы, переводить их в наглядные схемы и просматривать в деталях все нюансы исполнения. Основные задачи этой функции - создание, расшифровка, воспроизведение и редактирование Midi-записей на компьютере с параллельным отображением схемы исполнения, обеспечение слуховизуального анализа деятельности исполнителя как в деталях, так и в целом.

Общеизвестен факт, что все инновационные технологии в области педагогики музыкально-инструментального исполнительства реализуются в системе «учитель-ученик» и цифровые образовательные ресурсы могут лишь дополнять традиционную схему коммуникации между ними.

В настоящее время только Дискла-вир позволяет создать принципиально иной тип общения между учителем и учеником, а соответственно, и новый тип урока. Несмотря на глубокую методическую проработанность системы формирования исполнительских качеств музыканта-пианиста, в традиционных условиях обучения существует ряд неразрешимых противоречий.

Современная педагогика рассматривает три типа коммуникации ученика и учителя: авторитарный, демократический и либеральный. Исследователи сходятся во мнении, что педагогика музыкального образования должна стремиться к демократическому стилю общения, способствующему развитию таких важных качеств ученика, как инициатива, ответственность, рефлексия, самокритика, творчество и т. д. (А. А. Чукавина [11], М. В. Голубцова [12] и др.).

При демократическом стиле общения педагог стремится максимально раскрыть потенциал учащегося, старается привлечь его к обсуждению тех или иных проблем. Работа над произведением в классе фортепиано обязательно включает анализ музыкально-исполнительской деятельности учащегося, осуществляемый совместно с преподавателем. Однако этот аспект таит в себе ряд скрытых взаимосвязанных проблем.

Как считает М. С. Старчеус, «звучание своего инструмента музыкант

слышит не таким, каким его слышит публика» [13, с. 212], а значит, педагог и учащийся, играющий программу, воспринимают исполнение несколько по-разному. Кроме того, ученик не видит себя со стороны и не всегда осознаёт, какие движения он выполняет. Следует заметить, что некоторые проблемы исполнения могут быть связаны с разного рода мышечными зажимами, которые преподаватель определяет по звучанию или по признакам, связанным с мимикой исполнителя, его посадкой и пр.

К таким скрытым проблемам Г. М. Цыпин относит зависимость параметров исполнения от «напряжений, непроизвольно возникающих у учащихся непосредственно перед трудным в техническом отношении эпизодом, пассажем, "скачком" на клавиатуре и т. д.» [14, с. 127]. Самостоятельно ученику довольно трудно справиться с ними, поскольку пианист, в отличие от исполнителей на других инструментах, которые, играя перед зеркалом, могут следить за своей мышечной деятельностью с другого ракурса, лишён возможности слышать и видеть себя со I4' стороны. В анализе своего исполнения он вынужден опираться только на собственные ощущения и представления от игры, которые, в силу своей субъективности, могут быть не всегда ему ясны. Получается, что основной груз в принятии дальнейших решений по корректировке исполнения ложится на плечи педагога.

Таким образом, по мнению Л. А. Ба-ренбойма, обучающийся «лишается самой большой радости - радости проявления инициативы, творческого начала и собственной ответственности» [15, с. 212]. А как заметил Ш. А. Амо-нашвили, «учебная деятельность, ли-

148

шённая собственной оценочной активности, одновременно лишается корректирующей и поэтому мотивирующей своей основы» [16, с. 66].

Не менее значимым является и вопрос о предмете анализа со стороны педагога и ученика. По мнению Р. Ин-гардена, исполнение, «если оно совершилось, не может ни длиться дальше, ни быть повторено» [17, с. 411], то есть получается, что оба участника урока разбирают то, чего уже нет. Преподаватель и учащийся анализируют не свершившееся исполнение, а субъективные воспоминания о нём.

Существует ещё одна проблема. Как отмечает А. В. Малинковская, ис-полнительско-педагогическая школа «особенно уязвима в силу изустности, присущей исполнительской педагогике, несмотря на упомянутый прогресс в средствах процесса обучения» [18, с. 95], что, в свою очередь, выражается в проблеме передачи информации. В силу «изустности» педагогического объяснения, ученик может упустить в нём некоторые детали или по-своему истолковать их смысл и в домашних занятиях в итоге достичь результата, противоположного ожидаемому.

Г. М. Коган также уделяет внимание данной проблеме, замечая, что «даже чуть-чуть изменяющийся ориентир, не совсем та звуковая цель требует подчас совсем не тех движений, совсем иной "настройки" двигательного аппарата» [19, с. 31].

Между тем педагог, часто одновременно со словесным объяснением, использует метод исполнительского показа. Однако при этом не всегда учитывается, что во время игры оба субъекта образовательного процесса видят движения в разной проекции. По этой причине ученик порой не имеет

возможности рассмотреть в движении преподавателя то, что тот ему показывает, а учитель может даже не подозревать об этом.

Включив в систему коммуникации «учитель-ученик» Дисклавир, преподаватель получает новые возможности в решении вышеперечисленных проблем.

Базовые функции записи и воспроизведения позволяют повысить эффективность урока. Происходит это благодаря тому, что анализ воспоминаний об исполнении, которые у педагога и ученика различны, поскольку один из них слушал, а другой исполнял, переходит в анализ точно зафиксированного и воспроизведённого исполнения. Из этого следует, что пассивная роль обучающегося преобразуется в активную: учащийся-исполнитель, так же как и педагог, становится слушателем. А это значит, что и в промежуточном анализе, и в оценке проделанной работы будут участвовать уже два субъекта учебного процесса - не только преподаватель, но и ученик. Более того, у учащегося появляется возможность сравнить полученный результат со своими ощущениями, сформировавшимися во время актуализации произведения.

Также функция воспроизведения за счёт большого объёма памяти, встроенной в систему Дисклавир, позволяет в любое время прослушать записи, хранящиеся с самого начала работы над изучаемым произведением. Следовательно, педагог и ученик могут проводить анализ не только последнего исполнения, но и оценивать качество и скорость проделанной работы за разные периоды времени, устанавливать для себя дальнейший план действий. Как заметил Л. А. Баренбойм,

очень важно «научить играющего ставить перед собой конкретные задачи, эти задачи определять и добиваться их выполнения» [15, с. 50].

На базе функций записи и воспроизведения видоизменяются основные методы работы педагога с учащимся (показ, дирижирование и игра в ансамбле). Вкратце опишем каждый из них.

Как уже упоминалось, преподаватели в ходе урока часто используют метод исполнительского показа отдельных фрагментов произведения. В случае же записи и воспроизведения показа педагога учащийся с позиции слушателя получает возможность сравнить результаты собственного исполнения и исполнения преподавателем, что, в свою очередь, положительно скажется на процессе и скорости понимания поставленной учебной задачи.

В традиционной педагогике музыкально-исполнительского искусства применяются также ещё два метода -«дирижирование» во время исполнения произведения педагогом, выполняющего в данном случае функцию эталона, и игра с ним в унисонном ансамбле. В процессе этой деятельности учащийся пытается оценить недостатки своего исполнения, однако успех при этом не гарантирован, так как в данном случае сравниваются феномены разного порядка: воспоминания и актуальные ощущения, субъективные представления и поступающая из внешнего мира информация, «своё» и «чужое».

Если же предложить ученику «дирижировать» воспроизведением собственной записи или сыграть в ансамбле с самим собой, то он сможет не только умозрительно, но и физически ощутить все неточности исполнения в плане динамики, баланса элементов фактуры, фразировки, педализации, темпа и т. д.

После этого «дирижирование» во время исполнения произведения преподавателем или игра с ним в ансамбле также будут восприниматься иначе.

Что касается функции PianoSmart, то она расширяет для учащегося возможности самоанализа, позволяя не только послушать, но и посмотреть на себя со стороны. Как заметил Р. В. Панкевич в своём исследовании, посвящённом применению информационных технологий в классе дирижирования, метод видеосъёмки может быть очень полезен, поскольку за организацией исполнительского аппарата музыканту следить сложнее всего. Для одной из участниц этого эксперимента «явилось полной неожиданностью несоответствие наблюдаемого на экране жеста» с тем, что она себе представляла [5, с. 148].

Как пишет В. И. Петрушин, «одна из распространённых ошибок, допускаемых молодыми музыкантами во время исполнения, - это подмена выражаемого чувства мышечным напряжением» [20, с. 59]. В таком случае учащийся, как правило, не всегда ощущает, что совершает лишние движения, или у него присутствуют разного рода зажимы.

PianoSmart помогает запечатлеть во всех деталях организацию пианистического аппарата исполнителя во время игры. Это позволяет ученику анализировать те стороны исполнения, которые он пока ещё не в состоянии контролировать в процессе звуко-извлечения. Дополнительной областью для аналитической работы учащегося может стать PianoSmart-запись показа преподавателя во время урока.

Кроме того, функция PianoSmart позволяет проигрывать в «живом» формате (за счёт движения клавиш и

149

150

педалей) многие произведения в интерпретации великих мастеров, а также трансформировать их. Изменение общего темпа или громкости записи может помочь учащемуся лучше вникнуть в детали исполнения произведения различными пианистами, а транспонирование - посмотреть на известные произведения по-новому и даже обратить внимание на ранее не замеченные им детали, так как в разных регистрах одна и та же музыка воспринимается совершенно по-разному.

Однако и этим возможности данной функции не ограничиваются. Многие ученики играют фортепианные концерты, и на уроках партию оркестра исполняет педагог. Когда же приходит время репетиции с оркестром, учащийся, привыкнув ориентироваться на особенности тембра фортепиано, иногда теряет контроль над своей деятельностью, что может привести к частичной её дезорганизации. PianoSmart позволяет не только воспроизводить CD-диски с «минусов-кой» оркестра, но и делать синхронную запись исполнения с CD-диском.

Конечно, «минусовка» никогда не сравнится с «живым» оркестром, но она даёт пианисту шанс заранее настроить свой слух на определённые тембры, а значит, и работа с оркестром будет более продуктивной, поскольку на адаптацию потребуется меньше времени. А главное, что во время урока педагог сможет внимательно слушать исполнение ученика, не отвлекаясь на собственную музыкально-исполнительскую деятельность.

Иногда во время работы в классе над произведением педагогу для решения особенно сложных пианистических задач требуется «заглянуть» в самые тончайшие детали исполнения.

В таких случаях может помочь функция подключения компьютера, позволяющая привлечь ученика к слухови-зуальному анализу отображённого на компьютере в виде схемы Midi-файла.

Особый интерес вызывает данная функция относительно применения педали. Многие исследователи обращали внимание на то, что из-за большого количества вариантов педализации педагогу порой бывает довольно затруднительно объяснить ученику грань между ними. И здесь на помощь педагогу приходит компьютерное отображение Midi-записи, которое позволяет увидеть не только мельчайшие детали звукоизвлечения (длительность и громкость), но и полный рисунок движения педалей во время игры пианиста (в пределах 1024 градаций снятия и нажатия). Главное, что преподаватель всегда может сделать запись на Дисклавире и на наглядном примере показать ученику различные варианты педализации, рассмотреть, в чём конкретно заключаются его ошибки, а также объяснить ему, к чему следует стремиться.

Ещё одним достоинством данной функции является то, что она позволяет просмотреть не только каждый элемент, но и получившуюся в результате исполнения форму произведения. Как заметил Л. А. Баренбойм, «умение воспринимать музыку, которая звучит в данный момент, в своеобразном "сопоставлении" с теми событиями, которые происходили в ней раньше и которые произойдут в дальнейшем» [15, с. 235], развивается с большим трудом. Возможно, поэтому М. С. Старчеус отмечает, что «музыкальное чувство формы психологами совершенно не изучено» [21, с. 591]. Компьютерные схемы, благо-

даря своей наглядности, помогают ученику охватить не только слухом, но и взглядом всё исполнение, что значительно облегчает сам процесс формирования слуховых представлений формы. Однако следует заметить, что данный аспект применения Дис-клавира ещё требует дальнейшей, более детальной проработки.

Просматривать на компьютере схемы исполнения ученика и исполнительского показа педагога можно не только на уроке, но и дома. Поскольку все файлы Дисклавир сохраняются в Midi-формате, их можно прослушать на любом компьютере (при помощи специальных программ) без непосредственного подключения к инструменту.

Таким образом, система Дискла-вир позволяет формировать материал для самостоятельной работы учащегося. Конечно, качество звучания записи на компьютере будет зависеть от встроенной библиотеки семплов, но главное, что ученик во время самостоятельной работы может ориентироваться на имеющиеся у него записи, а не только на свои ощущения и не всегда подробные воспоминания.

Важно, что для более глубокого исполнительского осознания каких-либо деталей ученик может вносить разного рода изменения в запись, например убирать мелодический рисунок, чтобы прослушать качество аккомпанемента, изменять темп и т. д.

Благодаря возможности внесения изменений в запись, данная функция способствует развитию у ученика таких качеств, как самостоятельность, творческий поиск и инициатива. Учащийся, к примеру, при помощи системы Дисклавир и компьютера может проверять свои идеи по реализации

нового художественного образа, который существует ещё только в воображении и слуховом представлении и пока невозможен в плане реализации.

Как заметил Г М. Цыпин, «современная научная концепция трактует музыкально-исполнительский процесс как диалектическое триединство: вну-треннеслуховое представление интерпретатора, создаваемый им в воображении звуковой прообраз; двигательно-моторное воплощение этого прообраза на клавиатуре (грифе и т. д.); реальное звучание инструмента, контролируемое и корректируемое слухом играющего» [14, с. 41]. Чаще всего проблемы возникают именно в момент двигатель-но-моторного воплощения.

Корректируя компьютерную запись, учащийся может постараться приблизить реальное исполнение к идеальному, которое живёт пока только в его сознании, а потом уже работать в направлении приближения реального исполнения к спроектированному им на компьютере.

Таким образом, при сравнении коммуникативных систем становится очевидным тот факт, что инновацион- 'Л ный тип урока базируется на основах традиционного, но взаимодействие учителя и ученика уже выходит на иной уровень, где последний участвует в создании модели художественного образа на равных с преподавателем. Именно к этому стремится педагогика музыкального образования, и именно такое соотношение становится возможным благодаря применению системы Дисклавир.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Грицай, А. А. Роль информационных технологий в современном образовании

152

[Текст] / А. А. Грицай // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». - 2014. -№ 43. - С. 14-15.

2. Савельева, Л. А. Использование информационных технологий в образовании [Текст] / Л. А. Савельева // Вопросы науки: Естественно-научные исследования и технический прогресс. - 2015. - № 2. -С. 103-105.

3. Лукашёва, С. С. Модель организации педагогического процесса подготовки музыкантов-исполнителей на основе средств информационных технологий [Текст] / С. С. Лукашёва // Вектор науки ТГУ. -2014. - № 3 (29). - С. 304-308.

4. Лосева, Л. Ю., Соловьёва, И. В. Применение информационных и компьютерных технологий в музыкальном образовании [Текст] / Л. Ю. Лосева, И. В. Соловьёва // Педагогический журнал. - 2015. -№ 1-2. - С. 30-46.

5. Панкевич, Р. В. Инновационные методы применения информационных технологий в музыкальном образовании [Текст] / Р. В. Панкевич // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 7. - С. 147151.

6. Рояль будущего - Disklavier [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ru. yamaha.com/ru/services/yasm/disklavier (дата обращения : 09.06.2016) // Yamaha. Текстовые данные. © 2016 Yamaha Corporation // Yamaha Music Russia. All rights reserved, 2016.

7. Riley, K. Understanding piano playing through MIDI: Students' perspectives on performance analysis and learning [Text] / K. Riley // American Music Teacher. - 2005. - P. 33-37.

8. Илларионова, Е. Н., Миннегалиева, М. Г. Традиции и инновационные технологии в музыкальном искусстве и образовании [Текст] / Е. Н. Илларионова, М. Г. Минне-галиева // Вестник Магнитогорской консерватории. - 2014. - № 2, 1. - С. 99-107.

9. YAMAHA DC1M4 PB IV дисклавир-сай-лент [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://yamaha-m.ru/shop/UID_338. html (дата обращения : 18.02.2016) // YAMAHA. Текстовые данные. © YAMAHA-M.RU, 2016.

10. Малыхина, И. В. Дисклавир как инновационный тип музыкального инструмента: технологический и педагогический аспекты [Текст] / И. В. Малыхина // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». - 2016. - № 1 (13). -С. 160-171.

11. Чукавина, А. А. Педагогическое общение в стратегии и тактике психолого-педагогического воздействия [Текст] / А. А. Чукавина // Молодой учёный. - 2015. -№ 22.3 (102.3). - С. 28-29.

12. Голубцова, М. В. Культура педагогического общения как условие благоприятного психологического климата в школе [Текст] / М. В. Голубцова // Молодой учёный. - 2015. - № 22.3 (102.3). - С. 4-6.

13. Старчеус, М. С. Личность музыканта [Текст] / М. С. Старчеус. - М. : Изд-во МГК им. П. И. Чайковского, 2012. - 848 с.

14. Цыпин, Г. М. Обучение игре на фортепиано [Текст] / Г. М. Цыпин. - М. : Просвещение, 1984. - 176 с.

15. Баренбойм, Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство [Текст] / Л. А. Баренбойм. - Л. : Музыка, 1974. - 336 с.

16. Амонашвили, Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: Экспериментально-педагогическое исследование [Текст] / Ш. А. Амонашвили. - М. : Педагогика, 1984. - 296 с.

17. Ингарден, Р. Исследования по эстетике [Текст] / Р. Ингарден ; пер. с польск. А. Ермилова и Б. Фёдорова. - М. : Изд-во иностранной литературы, 1962. - 572 с.

18. Малинковская, А. В. Исполнительско-пе-дагогическая школа как явление музыкальной культуры и образования [Текст] /

A. В. Малинковская // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». - 2013. - № 1. - С. 94-102.

19. Коган, Г. М. У врат мастерства [Текст] / Г. М. Коган - М. : Классика-ХХ1, 2004. -136 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Петрушин, В. И. Музыкальная психология [Текст] : учеб. пособие для вузов /

B. И. Петрушин. - 2-е изд. - М. : Академический проект ; Трикста, 2008. - 400 с.

21. Старчеус, М. С. Слух музыканта [Текст] / М. С. Старчеус - М. : Изд-во МГК им. П. И. Чайковского, 2003. - 640 с.

REFERENCES

1. Gricaj A. A. Rol' informacionnyh tekhno-logij v sovremennom obrazovanii. In: Sborniki konferencij NIC "Sociosfera".

2014. No. 43, pp. 14-15. (in Russian)

2. Savel'eva L. A. Ispol'zovanie infor-macionnyh tekhnologij v obrazovanii. In: Voprosy nauki: Estestvenno-nauchnye issledovaniya i tekhnicheskij progress.

2015. No. 2, pp. 103-105. (in Russian)

3. Lukashyova S. S. Model' organizacii pedagogicheskogo processa podgotovki muzykantov-ispolnitelej na osnove sredstv informacionnyh tekhnologij. In: Vektor nauki TGU. 2014. No. 3 (29), pp. 304-308. (in Russian)

4. Loseva L. Yu., Solov'yova, I. V. Prim-enenie informacionnyh i komp'yuternyh tekhnologij v muzykal'nom obrazovanii. In: Pedagogicheskij zhurnal. 2015. No. 1-2, pp. 30-46. (in Russian)

5. Pankevich R. V. Innovacionnye metody primeneniya informacionnyh tekh-nologij v muzykal'nom obrazovanii. In: Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2015. No. 7, pp. 147-151.

6. Royal' budushchego Disklavier. Rezhim dostupa: http://ru.yamaha.com/ru/ser-vices/yasm/disklavier (data obrash-cheniya: 09.06.2016). In: Yamaha. Tek-stovye dannye. © 2016 Yamaha Corporation. In: Yamaha Music Russia. All rights reserved, 2016.

7. Riley K. Understanding piano playing through MIDI: Students' perspectives on performance analysis and learning. In: American Music Teacher. 2005. P. 33-37. (in Russian)

8. Illarionova E. N., Minnegalieva M. G. Tradicii i innovacionnye tekhnologii v muzykal'nom iskusstve i obrazovanii. In: Vestnik Magnitogorskoj konservatorii. 2014. No. 2, 1, pp. 99-107. (in Russian)

9. YAMAHA DC1M4 PB IV disklavir-sa-jlent. Rezhim dostupa: http://yamaha-m. ru/shop/UID_338.html (data obrash-cheniya: 18.02.2016). In: YAMAHA. Tekstovye dannye. © YAMAHA-M.RU,

2016. (in Russian)

10. Malyhina I. V. Disklavir kak innova-cionnyj tip muzykal'nogo instrumenta: tekhnologicheskij i pedagogicheskij aspe-kty. In: Vestnik kafedry YUNESKO "Mu-zykal'noe iskusstvo i obrazovanie". 2016. No. 1 (13), pp. 160-171. (in Russian)

11. Chukavina A. A. Pedagogicheskoe ob-shchenie v strategii i taktike psihologo-pedagogicheskogo vozdejstviya. In: Mo-lodoj uchyonyj. 2015. No. 22.3 (102.3), pp. 28-29. (in Russian)

12. Golubcova M. V. Kul'tura pedagogichesk-ogo obshcheniya kak uslovie blagopriyat-nogo psihologicheskogo klimata v shkole. In: Molodoj uchyonyj. 2015. No. 22.3 (102.3), pp. 4-6. (in Russian)

13. Starcheus M. S. Lichnost' muzykanta. Moscow: Izd-vo MGK im. P. I. Chaj-kovskogo, 2012. 848 p. (in Russian)

14. Cypin G. M. Obuchenie igre na fortepiano. Moscow: Prosveshchenie, 1984. 176 p. (in Russian)

15. Barenbojm L. A. Muzykal'naya peda-gogika i ispolnitel'stvo. Leningrad: Muzyka, 1974. 336 p. (in Russian)

16. Amonashvili Sh. A. Vospitatel'naya i ob-razovatel'naya funkciya ocenki ucheniya shkol'nikov: Ehksperimental' no-peda-gogicheskoe issledovanie. Moscow: Peda-gogika, 1984. 296 p. (in Russian)

17. Ingarden R. Issledovaniya po ehstetike.

Per. s pol'sk. A. Ermilova i B. Fyodoro- irn va. Moscow: Izd-vo inostrannoj liter-atury, 1962. 572 p. (in Russian)

18. Malinkovskaya A. V. Ispolnitel'sko-ped-agogicheskaya shkola kak yavlenie muzykal'noj kul'tury i obrazovaniya. In: Vestnik kafedry YUNESKO "Muzy-kal'noe iskusstvo i obrazovanie". 2013. No. 1, pp. 94-102. (in Russian)

19. Kogan G. M. U vrat masterstva. Moscow: Klassika-XXI, 2004. 136 p. (in Russian)

20. Petrushin V. I. Muzykal'naya psihologi-ya: ucheb. posobie dlya vuzov. 2-e izd. Moscow: Akademicheskij proekt; Trik-sta, 2008. 400 p. (in Russian)

21. Starcheus M. S. Sluh muzykanta. Moscow: Izd-vo MGK im. P. I. Chajkov-skogo, 2003. 640 p. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.