Научная статья на тему 'Зарубежный опыт применения инновационных технологий в классе фортепиано'

Зарубежный опыт применения инновационных технологий в классе фортепиано Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
588
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MUSICAL EDUCATION / DISKLAVIER / MIDI / DIGITAL PIANO / SENSORS / UV REFLECTIVE PAINT MARKERS / RETRO-REFLECTIVE MARKERS / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСКЛАВИР / ЦИФРОВОЕ ФОРТЕПИАНО / ДАТЧИКИ / УЛЬТРАФИОЛЕТОВЫЕ МАРКЕРЫ / СВЕТООТРАЖАЮЩИЕ МАРКЕРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малыхина И.В.

В связи с активной модернизацией традиционной системы обучения в настоящее время отечественные педагоги и ученые все чаще стали обращаться к вопросам органичного внедрения и использования различных технических средств на всех уровнях музыкального образования. Однако зарубежные исследователи имеют больше опыта в области создания различного аппаратного обеспечения, применяемого в музыкально-исполнительских дисциплинах (в том числе в классе фортепиано), а значит, изучение материалов их экспериментальной деятельности является необходимой составляющей развития отечественной системы образования. В процессе анализа трудов Л. Ф. Хамонд, К. Райли, А. Хаджакос и Дж. МакРитче автор также освещает основные принципы работы используемого в исследованиях оборудования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE OF INTRODUCING INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE PIANO CLASS

Currently, due to the active modernization of the traditional education system, Russian teachers and scholars increasingly begin to pay attention to the problems of introducing and using various types of technical equipment at all levels of music education. However, as it can be seen from exterior scientific research, foreign researchers have more experience in creating various high-tech complexes for performing music disciplines (including for the piano class). This means that a necessary component of the development of the national education system is the study of the experimental materials of foreign teachers and scientists. In the process of analyzing the works of L. F. Hamond, K. Riley, A. Hadjakos and J. McRitchie, the author describes in detail the basic principles of operation of the equipment used in researches.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт применения инновационных технологий в классе фортепиано»

первоклассников к школе, реализуя программу психологической поддержки детей.

2. Деятельность по поддержке первоклассников в адаптационный период необходима и может эффективно осуществляться при организации специальных условий: в процессе обучения учитель будет опираться на комплекс интересующих ребёнка проблем (как это было в дошкольном детстве); общение строить в диалоговом режиме, помогая первокласснику научиться находить и исправлять (неизбежные в начале обучения любому делу) ошибки; а также с использованием результатов проведённых специально подобранных психодиагностических методик.

3. Для проведения психодиагностических методик в период адаптации первоклассников к школе должны быть подобраны компактные (оперативные) в применении процедуры, предоставляющие необходимую информацию для глу-

Библиографический список

бинного знакомства с ребёнком и осуществления психологической поддержки, вписанные в учебный процесс.

4. Проведение психокоррекционных мероприятий в адаптивный период нецелесообразно, так как они могут выступать дополнительным стрессовым фактором, подчёркивая определённые моменты неготовности детей к школе и актуализируя неблагоприятное для отдельных детей сравнение их с одноклассниками. А также могут являться причиной возникновения и развития системы психологической защиты.

На основании результатов исследования нами была разработана и предложена для внедрения в образовательный процесс система работы с участниками процесса обучения (учителями, первоклассниками, их родителями) по организации психологической поддержки детей в период их адаптации к школе.

1. Большой психологический словарь. Под редакцией Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. Москва, 1996.

2. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях. Под редакцией РВ. Танкова-Ямпольская. Москва: Медицина, 1980.

3. Костяк Т.В. Психологическая адаптация к школе. Москва: «Академия», 2008.

4. Гасанова К.Б., Магомедханова У.Ш. Влияние психологической готовности к обучению на адаптацию первоклассников к школе. Материалы РГК. Махачкала: ДГПУ 2015.

5. Магомедханова УШ. Адаптация ребёнка к школе при смене социально-психологической ситуации развития. Материалы МПК. Москва, ДГПУ, 2016.

6. Магомедханова УШ. Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе: учебно-методическое пособие. Махачкала: ДГПУ, 2013.

References

1. Bol'shojpsihologicheskijslovar'. Pod redakciej Mescheryakova B.G., Zinchenko V.P. Moskva, 1996.

2. Social'naya adaptaciya detej v doshkol'nyh uchrezhdeniyah. Pod redakciej R.V. Tankova-Yampol'skaya. Moskva: Medicina, 1980.

3. Kostyak T. V. Psihologicheskaya adaptaciya k shkole. Moskva: «Akademiya», 2008.

4. Gasanova K.B., Magomedhanova U.Sh. Vliyaniepsihologicheskoj gotovnosti kobucheniyu na adaptaciyu pervoklassnikov k shkole. Materialy RGK. Mahachkala: DGPU, 2015.

5. Magomedhanova U.Sh. Adaptaciya rebenka k shkole pri smene social'no-psihologicheskoj situacii razvitiya. Materialy MPK. Moskva, DGPU, 2016.

6. Magomedhanova U.Sh. Diagnostika psihologicheskoj gotovnosti detej k obucheniyu v shkole: uchebno-metodicheskoe posobie. Mahachkala: DGPU, 2013.

Статья поступила в редакцию 11.11.18

УДК 372.878

Malykhina I.V., postgraduate, State Independent Educational Institution of Higher Education "Moscow City University' (Moscow, Russia),

E-mail: troizel@mail.ru

FOREIGN EXPERIENCE OF INTRODUCING INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE PIANO CLASS. Currently, due to the active modernization of the traditional education system, Russian teachers and scholars increasingly begin to pay attention to the problems of introducing and using various types of technical equipment at all levels of music education. However, as it can be seen from exterior scientific research, foreign researchers have more experience in creating various high-tech complexes for performing music disciplines (including for the piano class). This means that a necessary component of the development of the national education system is the study of the experimental materials of foreign teachers and scientists. In the process of analyzing the works of L. F. Hamond, K. Riley, A. Hadjakos and J. McRitchie, the author describes in detail the basic principles of operation of the equipment used in researches.

Key words: musical education, Disklavier, MIDI, digital piano, sensors, UV reflective paint markers, retro-reflective markers.

И.В. Малыхина, аспирант ГАОУ ВО МГПУ «Московский городской педагогический университет», г. Москва, Е-mail: troizel@mail. ru

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО

В связи с активной модернизацией традиционной системы обучения в настоящее время отечественные педагоги и ученые все чаще стали обращаться к вопросам органичного внедрения и использования различных технических средств на всех уровнях музыкального образования. Однако зарубежные исследователи имеют больше опыта в области создания различного аппаратного обеспечения, применяемого в музыкально-исполнительских дисциплинах (в том числе в классе фортепиано), а значит, изучение материалов их экспериментальной деятельности является необходимой составляющей развития отечественной системы образования. В процессе анализа трудов Л. Ф. Хамонд, К. Райли, А. Хаджакос и Дж. МакРитче автор также освещает основные принципы работы используемого в исследованиях оборудования.

Ключевые слова: музыкальное образование, Дисклавир, MIDI, цифровое фортепиано, датчики, ультрафиолетовые маркеры, светоотражающие маркеры.

Интенсивное развитие научно-технического прогресса, существенно изменившее жизнь современного общества, также не обошло стороной и сферу музыкального образования. На данный момент российские педагоги и ученые все активнее стали обращаться к теме: использования различного аудио- и видеооборудования в исполнительских классах (И.В. Шлыкова [1]), органичного внедрения МЮ1-инструментов в систему музыкального образования (С.С. Лукашева [2]), создания новых дисциплин, базирующихся на информационных технологиях (И.Б. Горбунова, Н.Ю. Хометская [3]), развития электронно-дистанционного типа обучения (А.Ю. Иванов [4]) и т. п. Вместе с тем, как видно из работ С.Л. Самар-цевой [5], В.Е. Самохваловой [6] и др., несмотря на многие достоинства технических средств среди преподавательского состава исполнительских дисциплин, до сих пор ещё довольно часто встречается несколько предвзятое отношение к вопросу внедрения дополнительного современного аппаратного обеспечения в классе фортепиано.

Важным также является тот факт, что за рубежом, в силу особенностей менталитета, более высокого уровня технических знаний и навыков у преподавателей, большого количества научных исследований в области конструирования му-

зыкально-технических средств, вопрос интеграции инновационных технологий в процесс обучения исполнительскому мастерству выглядит принципиально иначе. Преподаватели не только активно используют уже существующее оборудование, но и создают и применяют на практике новые педагогически ориентированные приборы, что подтверждают исследования Л.Ф. Хамонд, К. Райли, А. Хаджакос, Дж. МакРитче и др. Следовательно, в силу того российское музыкальное образование несколько отстает от зарубежной системы обучения в области конструирования и внедрения ТСО, на данный момент актуальным является вопрос изучения иностранной научной литературы по данной теме.

В работе Л.Ф. Хамонд «Педагогическое использование технолого-опо-средованной обратной связи по классу фортепиано в ВУЗах: описательно-действенные кейсы» [7] центральное место занимает концепция обратной связи («feedback» - отклик от чего-либо), а также идея, что посредством общедоступного комплекса средств (компьютер, MIDI-редактор и цифровое фортепиано) можно существенно улучшить результаты учащихся. В целом занятия в эксперименте Л.Ф. Хамонд отличались от традиционных тем, что оба участника учебного процесса в любой момент могли воспроизвести на инструменте игру учащегося или

педагога, а также проанализировать мельчайшие детали каждого исполнения в иной проекции (в виде MIDI-графиков).

Таким образом, используя распространенные на данный момент времени технологии и не меняя общего хода учебного процесса, Л.Ф. Хамонд доказала, что:

1. Цифровое фортепиано оптимизирует межличностную коммуникацию «учитель-ученик» (педагогу больше не нужно показывать игру студента, чтобы он понял ошибку, учащийся сам услышит её при воспроизведении и будет оценивать её не только с позиции исполнителя, но и слушателя-исследователя);

2. Применение ТСО положительно влияет на самоорганизацию студентов за счет расширения внутриличностной коммуникации, а именно появления новых ассоциативных слухо-визуальных связей;

3. Технолого-опосредованная обратная связь ускоряет процесс обучения, так как у студентов появляются новые задачи: а) самостоятельно ставить новые цели и анализировать получающиеся результаты (артикуляцию, педализацию, форму, темп и т.д.), б) пробовать различные интерпретационные решения, а затем сравнивать их вместе с педагогом.

Несколькими годами ранее профессор К. Райли в работе «Понимание интерпретационных нюансов в фортепианном исполнительстве через акустико-ви-зуальные проекции» [8] использовала похожий комплекс средств, только вместо цифрового фортепиано был внедрен гибридный инструмент - Дисклавир. Это акустический рояль или пианино, в который в процессе сборки на фабрике встроили электронные компоненты, такие как: соленоиды, датчики, блок питания и управления и т.д., что позволяет ему без потери основных технических свойств (живой звук) предоставлять пользователям основные функции цифровых инструментов (запись, воспроизведение, подключение к ПК, игра в наушниках и т.п.).

Однако, в силу того, что Дисклавир в основе своей является акустическим инструментом, то и реализация главных цифровых функций несколько модернизирована. Во время записи система высокочувствительных датчиков фиксирует не вибрацию струн в аудио формате, а перемещения всех подвижных элементов инструмента (молоточков, клавиш и педалей) в формате расширенного MIDI (т.е. сила, скорость и глубина каждого движения пианиста измеряется в пределах 1024 градаций). Во время воспроизведения записи встроенный под клавишами и в районе педалей комплекс соленоидов приводит в движение все необходимые подвижные элементы инструмента. Таким образом, в процессе воспроизведения своей записи исполнитель может не только слушать ее в «живом» формате, но и рассматривать все свои движения в реальном времени на клавиатуре и в виде MIDI-графиков на ПК.

Основываясь на вышеописанных функциях инструмента, К. Райли в своем исследовании поставила нестандартную задачу для испытуемых, а именно максимально точно скопировать эталонную запись ноктюрна Ф. Шопена, которую она заранее для этого выбрала. Для достижения данной цели участники эксперимента записывались на Дисклавире, слушали в акустическом формате свои и чужие интерпретации, анализировали различия в MIDI-графиках и затем снова пробовали точнее скопировать эталонную запись (и так несколько раз за урок).

В ходе экспериментальной деятельности К. Райли доказала, что точной копии достичь невозможно (и в этом нет острой педагогической необходимости), однако работа с Дисклавиром полезна для пианистов, так как у студентов:

1. Улучшились слуховые навыки (воспринимая записи в акустическом виде, а не в аудио формате, студенты стали лучше понимать разницу между своим ощущениями, получаемыми во время игры, и реальным результатом);

2. Повысился уровень самоконтроля (рассматривая различные интерпретации в мельчайших подробностях в виде MIDI-графиков, студенты стали точнее и быстрее выявлять свои ошибки, а также четче определять следующие задачи);

3. Усилилась мотивация к занятиям (анализируя различные детали записей, испытуемые ощущали себя уже не студентами, а педагогами и исследователями, что качественно сказывалось на процессе работы).

А. Хаджакос в работе «Сенсорная обратная связь в фортепианной педагогике» [9] поставил задачу зафиксировать и изучить разницу между первичными (целенаправленными) движениями рук пианиста и вторичными (находящимися вне сознательного контроля человека). Изучая вопрос исполнительского аппарата музыкантов, исследователь обратил внимание, что данной теме посвящено множество научных работ в области скрипичного мастерства, где перемещения

Библиографический список

рук зафиксировать можно множеством технических способов. Однако в фортепианной педагогике данные приспособления не могут быть применены, так как руки пианиста находятся в одной плоскости и многие движения пребывают в скрытом состоянии, а значит, для фиксации движений пианиста требуется новое оборудование.

Для решения поставленной задачи А. Хаджакос использовал цифровое фортепиано, компьютер, MIDI-редактор, компьютерные программы по расшифровке информации, поступающей со специально разработанных им нарукавников, закрывающих руки пианиста от основания пальцев и до плечевого сустава (основу данного прибора составляют высокочувствительные датчики MotionNet).

Испытывая на практике вышеописанный комплекс технических средств, А. Хаджакос пришел к следующим выводам:

1. Для анализа больших произведений данный инновационный комплекс не подходят, так как от нарукавников в компьютер поступает слишком много информации (что еще требует технологической доработки), однако, во время работы над различными техническими упражнениями его помощь неоценима;

2. Разработанный исследователем прибор точно фиксирует первичные и вторичные движения, а значит, может помочь студентам лучше понять устройство своего исполнительского аппарата (как взаимосвязаны пальцы, кисть, локоть, плечо и как их движения влияют на структуру интерпретации);

3. Использование данного мобильного комплекса в традиционной системе обучения позволяет конкретнее ставить учебные задачи и быстрее их достигать.

К той же научной области относится работа Дж. МакРитче «Исследование музыкальной структуры посредством эмпирических измерений исполнительских параметров» [10]. В данном исследовании была поставлена более фундаментальная задача - изучить в благоприятной для исполнителя обстановке (без датчиков и дополнительных проводов) весь исполнительский аппарат музыканта, с помощью фиксации всех движений пальцев и корпуса в целом. Для достижения поставленной цели помимо цифрового фортепиано исследователь использовала две технических установки, одну из которых она сконструировала сама.

Для фиксации движений пальцев применялась разработка Дж. МакРитче, которая требует предварительной подготовки: на суставы рук пианиста наносятся ультрафиолетовые отражающие маркеры, одновременно с этим над клавиатурой располагается установка с высокоскоростной (60 кадров / сек.) камерой AVT Guppy F-046 FireWire, настроенной конкретно на маркеры. Благодаря данной последовательности действий появляется возможность бесконтактным способом собрать всю информацию о мельчайших движениях рук пианиста, а затем с помощью профессиональных компьютерных программ отобразить их в графическом формате.

Для измерения движений корпуса и головы использовалась стационарная мультимодальная система Vicon, находящаяся в университет Глазго. Принцип работы данной системы схож с разработкой Дж. МакРитче: на корпус и голову пианиста наносятся светоотражающие маркеры (или используется специальный костюм с шапочкой), вокруг исполнителя располагается 12 высокоскоростных (120 кадров / сек.) камер, работающих в инфракрасном спектре, информация от которых вводится в компьютер и расшифровывается программами.

В ходе работы Дж. МакРитче доказала, что:

1. Данный комплекс технических средств позволяет собрать достаточно большое количество материала без сковывающих пианиста датчиков и проводов;

2. При такой фиксации информации исследователи на принципиально ином уровне качества могут находить и изучать стандартные (шаблонные) и индивидуальные исполнительские черты, пианистические приемы и т. д.;

3. Движения рук и корпуса значительно влияют на интерпретацию исполнителя, а значит, использование данных инновационных инструментов в классе фортепиано в целом необходимо для студентов, так как с их помощью оба участника учебного процесса могут увидеть и разобрать многие вещи, которые раньше были только на уровне ощущений (мельчайшие движения пальцев и кисти, влияние положения корпуса на мелодический рисунок сочинения и т. д.).

Таким образом, из краткого изложения отдельных трудов видно, что зарубежные технические разработки в области музыкально-исполнительских дисциплин представляют большой интерес для отечественной системы образования, а значит, углубленный анализ представленных выше и других работ исследователей может стать темой следующих исследований.

1. Шлыкова И.В. Использование технических средств обучения (аудио и видео) в процессе преподавания музыки: (На материале учебной работы в музыкально-исполнительских классах). Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2008.

2. Лукашева С.С. Формирование профессиональных способностей музыкантов-исполнителей средствами информационных технологий. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2017.

3. Горбунова И.Б., Хомутская, Н.Ю. Информационные и музыкально-компьютерные технологии в музыкальном образовании в школе цифрового века. Теория и практика общественного развития. 2014; 21: 294 - 297.

4. Иванов А.Ю. Современные технологии в музыкальном образовании. Симбирский научный вестник. 2017; 1 (27): 70 - 73.

5. Самарцева С.Л. Обучение игре - на фортепиано или электронном пианино? Поволжский педагогический вестник. 2015; 1 (6): 92 - 95.

6. Самохвалова В.Е. Использование современных средств обучения на уроках фортепиано. Available at: https://revolution.allbest.ru/music/00865475_0.html

7. Hamond L.F. The pedagogical use of technology-mediated feedback in a higher education piano studio: an exploratory action case study. Thesis Ph. D. London, 2017.

8. Riley K. Understanding interpretive nuance in piano performance through aural/visual feedback. VDM Verlag Dr. Müller Aktiengesellschaft & Co. KG, 2009.

9. Hadjakos A. Sensor-Based Feedback for Piano Pedagogy. Thesis Ph. D. Darmstadt, 2011.

10. MacRitchie J. Elucidating Musical Structure Through Empirical Measurement of Performance Parameters. Thesis Ph. D. Glasgow, 2011.

References

1. Shlykova I.V. Ispol'zovanie tehnicheskih sredstv obucheniya (audio i video) v processe prepodavaniya muzyki: (Na materiale uchebnoj raboty v muzykal'no-ispolnitel'skih klassah). Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2008.

2. Lukasheva S.S. Formirovanie professional'nyh sposobnostej muzykantov-ispolnitelej sredstvami informacionnyh tehnologij. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2017.

3. Gorbunova I.B., Homutskaya, N.Yu. Informacionnye i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v muzykal'nom obrazovanii v shkole cifrovogo veka. Teoriyaipraktikaobschestvennogo razvitiya. 2014; 21: 294 - 297.

4. Ivanov A.Yu. Sovremennye tehnologii v muzykal'nom obrazovanii. Simbirskijnauchnyj vestnik. 2017; 1 (27): 70 - 73.

5. Samarceva S.L. Obuchenie igre - na fortepiano ili 'elektronnom pianino? Povolzhskijpedagogicheskij vestnik. 2015; 1 (6): 92 - 95.

6. Samohvalova V.E. Ispol'zovanie sovremennyh sredstv obucheniya na urokah fortepiano. Available at: https://revolution.allbest.ru/music/00865475_0.html

7. Hamond L.F. The pedagogical use of technology-mediated feedback in a higher education piano studio: an exploratory action case study. Thesis Ph. D. London, 2017.

8. Riley K. Understanding interpretive nuance in piano performance through aural/visual feedback. VDM Verlag Dr. Müller Aktiengesellschaft & Co. KG, 2009.

9. Hadjakos A. Sensor-Based Feedback for Piano Pedagogy. Thesis Ph. D. Darmstadt, 2011.

10. MacRitchie J. Elucidating Musical Structure Through Empirical Measurement of Performance Parameters. Thesis Ph. D. Glasgow, 2011.

Статья поступила в редакцию 08.11.18

УДК 378

Mamalova Kh.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Chechen Philology "Chechen State University " (Grozny, Russia),

E-mail: mamalova_1964@list.ru

Ahmadova Z.M., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Chechen Philology "Chechen State University' (Grozny, Russia),

E-mail: akhmadova-64@mail.ru

ORGANIZATION OF CONTINUOUS PEDAGOGICAL PRACTICES IN CONDITIONS OF A UNIVERSITY. The article examines the process of organizing continuous teaching practice in conditions of a university. The analysis of the basics and contents of pedagogical practice in conditions of a pedagogical university, various approaches in the organization of students' training allowed us to identify a number of problems and shortcomings that significantly reduce the effectiveness of their readiness for future professional activities. The pedagogical practice of student youth often comes down to simply copying the methods and techniques of school teachers, where students are directed, without the necessary psychological and pedagogical analysis and understanding of it, which does not allow the student to effectively form the basis of pedagogical skills.

Key words: pedagogical practice, professional self-determination, student.

Х.Э. Мамалова, канд. пед. наук, ст. преп. каф. чеченской филологии, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный,

E-mail: mamalova_1964@list.ru

З.М. Ахмадова, канд. филол. наук, доц. каф. чеченской филологии, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный,

E-mail: akhmadova-64@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ НЕПРЕРЫВНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В УСЛОВИЯХ ВУЗА

В статье изучен процесс организации непрерывной педагогической практики в условиях вуза. Анализ сути и содержания педагогической практики в условиях педагогического вуза, различных подходов в организации педпрактики студентов позволил выявить ряд проблем и недостатков, которые существенно снижают эффективность формирования у них готовности к будущей профессиональной деятельности. Педагогическая практика студенческой молодёжи часто сводится к простому копированию методов и приемов работы учителей школ, куда направлены студенты, без необходимого ее психолого-педагогического анализа и осмысления, что не позволяет эффективно формировать у студента основы педагогического мастерства.

Ключевые слова: педагогическая практика, профессиональное самоопределение, студент.

Изменения в социально-экономической структуре общества, а вместе с ними и запросов общества на компетентного учителя современной инновационной школы, требует внесения соответственных изменений в систему непрерывной педагогической практики студентов, гуманизации, гуманитаризации, инновационной и исследовательской деятельности, самостоятельного поиска учителем педагогических новшеств и их эффективным внедрением в образовательный процесс школьного учреждения.

Непрерывная педагогическая практика в профессиональной подготовке учителя занимает важное место как существенный фактор педагогической деятельности, в ходе которой активно формируются необходимые педагогические (общекультурные и профессиональные) компетенции. Известно, что в образовательно-воспитательном процессе педагогических вузов педагогическая практика имеет различные виды. Мы согласны с академиком В.А. Сластениным в том, что все «существующие виды педагогической практики должны рассматриваться в комплексе как единый непрерывный процесс, цель которого - формирование профессиональных компетенций, и как следствие, в конечном итоге - формирование педагогического мастерства» [1, с. 54].

Личностно-профессиональные способности учителя, основы педагогического мастерства активно формируются в педагогическом вузе и далее совершенствуются в процессе непрерывной педагогической практики в школе. Они поддаются систематическому и последовательному формированию, если систематизированы и управляемы, если учебно-воспитательный процесс специалиста не строится исключительно на теоретических знаниях и набором практических навыков, но и связаны с углубленной профессиональной подготовкой к профессиональной деятельности, что также актуализируется в процессе непрерывной педагогической практики. Ряд исследователей (Н.М. Миняева, В.А. Сластенин, Т.М. Толкачева, О.А. Шатняя и др.) рассматривают непрерывную педагогическую практику как важную часть профессиональной подготовки будущего учителя, как условие овладения будущими педагогами математики не только профессиональ-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ными компетенциями, но и основами педагогическими мастерства, формирующее у студентов навыки применения научных методов преподавания, определенный педагогический опыт, развивающее педагогическое мышление и т. д.

Главный смысл непрерывной педагогической практики заключается в постоянном творческом обновлении, развитии и совершенствовании будущего педагога на протяжении всей его профессиональной деятельности [2, с. 183 - 185].

Непрерывность педагогической практики предполагает последовательное прохождение студентом всех образовательных и воспитательных этапов подготовки к педагогической профессии. Учёные считают ошибочным мнение о том, что личность студента формируется только тогда, когда с ним работают и общаются педагоги вуза, учителя школ во время прохождения практики, родители с определенной воспитательной целью. Педагоги не должны думать, что они оказывают воспитывающее воздействие на студента только тогда, когда они с ним разговаривают, его обучают в непосредственном контакте, в процессе общения, в процессе занятий; педагоги воспитывает студента даже тогда, когда такого контакта нет, тогда когда вы разговариваете с другими педагогами или говорите о других людях, - все это имеет для воспитанника большое значение. То есть, студент, поступая в педагогический вуз, попадает в многоаспектный и многомерный мир факторов и средств, осуществляющих непрерывное воспитывающее воздействие на него. Поэтому обязанность педагогического состава вуза, который действует через различные специальные факторы, целенаправленно ежечасно, ежедневно заботиться о гуманизации тех факторов вузовского образования, которые формируют в итоге будущего профессионала.

На сегодняшний день существует ряд определений относительно того, что такое «непрерывная педагогическая практика». Ряд исследователей (М.И. Гав-ро, Л.Х. Рустамов, ГП. Синицына и др.) утверждают, что «целью непрерывной педагогической практики является развитие профессиональной компетентности будущих учителей в процессе решения учебно-профессиональных задач, в том числе в условиях работы в учреждениях системы образования» [3, с. 100].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.