УДК 37.064.2
Простые понятия и сложные решения: к вопросу взаимоотношений учителя и ученика
Simple concepts and complex decisions:
to the question of the relationship between a teacher and a student
Кабкова Е.П., Московский городской педагогический университет, borisr@comtv.ru Kabkova E., Moscow city Pedagogical University», borisr@comtv.ru DOI: 10.51379/KPJ.2021.146.3.002
Ключевые слова: учитель, ученик, взаимодействие, педагогика искусства, гуманистическая психология, творческое развитие, самореализация, регламентация профессиональной деятельности, дистанционная форма обучения.
Keywords: teacher, student, interaction, art-pedagogy, humanistic psychology, creative development, self-realization, regulation of professional activity, distance learning.
Аннотация. В данной статье с различных сторон раскрывается вопрос взаимоотношений учителя и ученика в пространстве педагогики искусства. Показаны общие и различные черты в сложившихся принципах их взаимодействия, а также отличие между областью общего и профессионального музыкального образования.
Выявлены значение состояния ученичества для каждого человека, роль учителя в развитии творческого начала личности, распространенные практики разнообразных тренингов, направленные на активизацию способности к межличностному общению и личностного роста обучающихся.
Отмечено, что важную роль в сложении отношений «учитель - ученик» играет закрепленный и законодательно, и в общественном сознании термин «услуга» в применении к области образования. При этом теряется истинное значение и осознание области образования как общественного блага. Определены проблемы, возникающие в процессе дистанционного формата занятий, особенно значимые для педагогики искусства.
Abstract. This article reveals from the various standpoints the question of the relationship between teacher and student in the environment of art pedagogy. The general and different features in the established principles of their interaction are shown, as well as the difference between the field of general and professional music education.
The importance of the state of apprenticeship for each person, the role of the teacher in the development of creativity and in the formation of personality, as well as the widely spread practices of various trainings aimed at enhancing the ability for interpersonal communication and personal growth of students, are specially considered.
It is noted that an important role in the formation of the relationship "teacher - student" is played by the term "service", enshrined both in law and in the public consciousness, as applied to the field of education. At the same time, the true meaning and awareness of the field of education as a public good is lost. Also shown there are the problems arising in the process of distance learning format, which are especially significant for the pedagogy of art.
Введение. Известные всем такие простые понятия, как школа, урок, учитель, ученик, задача, решение, интерес, расписание, долг, обязанность, экзамен и т.п., связаны с областью образования. Данная область имеет отношение ко всем людям без исключения и давно уже воспринимается как естественный фон (иногда радостный и позитивный, но чаще раздражающий) жизни, её неотъемлемая часть, с которой необходимо мириться. Это не означает,
что образование воспринимается как нечто ненужное, но в оценке значимости и необходимости образования в целом есть свои спады и подъемы, исследованием которых занимается социология.
Мы обращаемся здесь к данным понятиям в связи с тем, что объединяющие их действия вызывают массу вопросов, требующих очень непростых, зачастую противоречивых и неоднозначных ответов.
Остановимся на взаимоотношениях, складывающихся между учителем и учеником в образовательном процессе, причем, учитывая, что наиболее рельефно характер таких взаимоотношений проявляется в области искусства; рассмотрим их именно в этих условиях, сравнивая время от времени с проявлениями в области общего образования.
Материалы и методы. Педагогика искусства при всей дискуссионности ее определения и содержания - от полного признания такого проявления педагогики как ее вида (Е.М. Акишина, Б.М. Неменский, Л.В. Школяр, Б.П. Юсов и др.) до сомнений в необходимости выделения педагогики искусства в некое отдельное направление, арт-педагогики несет в себе ряд важных для всей области образования признаков и свойств [1]. Распространенное и общепринятое сейчас определение педагогики искусства принадлежит Л.В. Школяр, которая формулирует его следующим образом: «под «педагогикой искусства» понимается творчески развивающая педагогика, охватывающая теорию и практику эстетического воспитания и художественного образования... формировалась на протяжении XX века усилиями исследователей и художников, выдвигавших гуманистические идеи «воспитания через искусство», «формирования культуры творческой личности», «пробуждения человеческого в человеке», «приобщения к искусству как к культуре духовной» и др.» [10].
Вместе с тем, признается и недостаточность осмысления данного феномена, который все еще находится в процессе становления. Многие исследователи видят в педагогике искусства и эстетическом воспитании настолько тесную общность, что практически не разделяют их ни по содержанию, ни по методологии. Так, Е.Ю. Волчегорская отмечает, что «в педагогике искусства пока отсутствует единый методологический подход к разработке теоретических основ организации личностно ориентированного эстетического воспитания» [2,
С.6].
Но, несмотря на пробелы в методологии и целостном осмыслении, педагогика искусства как область педагогики, развивающаяся и действующая в пространстве искусства, уже накопила важнейший теоретический и практический материалы, касающиеся воздействия искусства на сам педагогический процесс. Так, чрезвычайно актуальными для нашего времени являются традиции взаимоотношения педагога и ученика,
сложившиеся в пространстве музыкального образования за 150 лет развития его профессионального направления. Известные всему миру исполнительские школы -фортепианная, скрипичная, хоровая - в полной мере отражают определяющую роль особых, очень личных и душевных взаимоотношений между учителем и учеником, которые не только влияют на успешность в овладении музыкальным искусством, но и служат опорой в процессе сохранения и развития лучших традиций музыкальной педагогики.
Открытые Л.С. Выготским «зоны ближайшего развития» позволяют рассматривать педагогическое сопровождение и помощь ребенку в его освоении мира как необходимую часть его развития. Однако ученичество - это такое состояние человека, когда он (уже взрослый человек) как ребенок стоит на пороге нового и почти всегда нуждается в опоре, поддержке для того, чтобы сделать первый шаг. Учитель, наставник здесь - незаменимая фигура. Точно также, как в представлении народа живущие родители сохраняют своих детей в их «детском» образе и отделяют от последней черты существования собственной жизнью, Учитель (если он есть) защищает уже взрослого человека от творческого одиночества, непонимания, сохраняет перспективу развития - понимание того, что еще многому можно научиться, многое узнать. И возраст тут ни при чем.
Взаимоотношения учитель - ученик в области музыкального образования наиболее ярко демонстрируют противоположные принципы педагогики - тот, который сложился в западных странах и США и тот, который стал ведущим в российском музыкальном образовании. Здесь необходимо уточнение, касающееся того, что и в США, и в нашей стране наиболее изученной все же остается область взаимодействия учитель -ученик в условиях общеобразовательной школы.
Безусловно, можно выделить в данном контексте и много общих черт. На это обращают внимание современные исследователи. В частности, в диссертации Г.А. Михайловой мы находим утверждение о том, что, учителя постоянно испытывают трудности в коммуникации с обучающимися, что доказывает непреодоленные по сей день явления авторитарного поведения, отсутствие
индивидуального подхода. Таким образом, существует насущная необходимость
продвижения тех принципов отечественной и зарубежной педагогики, которые нацеливают специалистов в этой сфере на выстраивание горизонтальных субъект-субъектных отношений
в образовательном процессе, развития особой доверительной атмосферы на занятиях [7].
В области отечественной педагогики искусства наследие выдающихся педагогов-музыкантов, напротив, свидетельствует о том, что выбор педагога целиком находится в зоне ответственности родителей будущих музыкантов, которые сознательно выбирают того или иного наставника для своего ребенка. Со стороны педагога - это тоже, как правило, сознательный выбор, так как профессиональное музыкальное образование подразумевает достаточно серьезную конкурсную основу при поступлении на учебу. Педагог выбирает в качестве своих будущих учеников тех, кто наиболее соответствует его требованиям к их профессиональным и личностным качествам.
Если в общеобразовательной школе (а также и в области педагогики искусства, но в её общеразвивающем направлении) во главе угла находится интерес ученика к обучению, приобретению знаний и навыков, то в области профессионального музыкального образования интерес не привлекает такого внимания со стороны педагога. Здесь на первый план выходит мотивация к деятельности, желание ученика достичь высот мастерства и, в связи с этим, очень рано проявляющееся стремление к опоре на авторитет учителя, доверие к нему.
Действительно, в общем образовании «вместе с интересом сохраняется и способность учиться, и вместе с тем некая удивительная, неподвластная времени молодость души... В какой-то момент человек может потерять жажду к познанию нового, и, наверное, этому способствуют две беды: леность и гордость. Леность заставляет нас избегать трудов - лишних или тех, которые кажутся лишними. А гордость все время подсказывает человеку, что он самодостаточный, самостоятельный, что он и так уже хорош, и лучше становиться не надо» [5].
Для будущего музыканта ни леность, ни гордость практически не влияют на его развитие как музыканта. Если ребенок уже в самом начале своего профессионального обучения музыке настолько ленив, что активно сопротивляется обучению, он просто выпадает из профессионального сообщества, и на его место приходят другие, те, кто способен получать удовольствие от самого процесса звукоизвлечения, никак не связанного с похвалой, успехом и другими сопутствующими условиями музыкальной деятельности. Что касается гордости, то она проявляется у профессионального музыканта совершенно по-другому - как уверенность в своих силах,
уверенность в своем мнении, своей интерпретации, своем собственном исполнении.
Взаимоотношения учитель - ученик в области музыкального образования наиболее ярко демонстрируют противоположные принципы педагогики - тот, который сложился в европейских странах и США, и тот, который стал ведущим в российском музыкальном образовании. В чем заключается отличие?
Формат данной статьи не позволяет подробно рассмотреть взаимоотношения учителя и ученика во всех проявлениях и, тем более, обоснованно сравнить разные типы этих взаимоотношений. Однако мы можем очертить границы двух противоположных подходов, сложившихся в американской и российской педагогике. К сожалению, западные модели все еще недостаточно представлены в отечественной педагогической литературе, и судить об их качестве очень трудно, однако «общий взгляд на историю развития отечественного образования показывает, что педагогическая мысль России традиционно отличалась высоким уровнем восприимчивости к зарубежным идеям и в разные времена (в зависимости от государственной политики и идеологии) перенимала., определенные подходы построения
взаимоотношений между учителем и учеником»
[7].
В общем и целом, очевидно значительное влияние западной гуманистической психологии, у истоков которой стояли такие авторы, как Дж. Бюджентал, А. Комбс, А. Маслоу, А. Нейл, Г. Олпорт, К. Роджерс и др. [3] Как отмечает Д.А. Леонтьев, «основной пафос работ представителей гуманистической психологии. обращён против господства в психологии сциентистского, механистического подхода к человеку, перенесённого из методологии естественных наук. Уникальность каждого человека, делающая анализ отдельных случаев столь же правомерным методом исследования, как и статистические обобщения, выводится представителями гуманистической психологии не из индивидуальных различий, обусловленных наследственностью и условиями среды, но прежде всего из уникальности жизненных целей и смыслов, реализуемых человеком. Человеческая жизнь рассматривается как единый процесс становления и бытия: человек является одновременно тем, кто он есть, и тем, кем он стремится стать» [6].
Важнейшей идеей гуманистической психологии, ставшей одним из ее основных признаков, является идея создания условий, необходимых для развития творческих
способностей ученика и его самореализации. В практическом отношении эта идея оказала определяющее влияние на широкое распространение практики разнообразных тренингов, направленных на активизацию способности к межличностному общению и личностный рост обучающихся.
В ХХ веке проблемы самореализации находят отражение в философии экзистенциализма, где «человек - единоличный владелец и творец своей жизни, сам определяющий пути и способы самореализации» [4, с.11].
Результаты. В русле содержания данной статьи мы сосредоточимся на наиболее существенных для взаимоотношений «учитель -ученик» отличиях - обязанностях учителя и регламентации его профессиональной деятельности.
Так, например, принятая в западных университетах регламентация работы преподавателя обязывает его быть готовым и доступным к непосредственному общению со студентами во время лекционных и семинарских занятий. Все остальное время преподаватель организует по своему усмотрению - он готовится к занятиям, ведет собственную научную работу, участвует в конференциях и научных симпозиумах и т.п. Если студентам необходима консультация педагога - они должны заранее (иногда за месяц) договориться о ней. В музыкальных вузах общение между учителем и учеником, в основном, также происходит непосредственно на занятиях.
То есть, западная система высшего образования выработала некие границы (временные и пространственные), не позволяющие работе вторгаться в область личного времени и досуга преподавателя.
Процессу известной формализации взаимоотношений учителя и ученика способствовало формирование восприятия области образования как области услуг.
Отечественная традиция, сложившаяся в области профессионального музыкального образования, никак не ограничивает область творческой деятельности педагога-музыканта. То есть, в официальных документах образовательных учреждений,
регламентирующих нагрузку педагога, подробно представлено, какое количество часов и в какой форме преподаватель обязан отдать своей педагогической деятельности, чтобы
соответствовать своей должности. Но фактически все гораздо сложнее.
С одной стороны, тот факт, что «образовательные организации предоставляют
именно услуги. вытекает из статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Часть 1 этой статьи устанавливает, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в сферах науки, образования (курсив мой - Е.П. Кабкова) здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Аналогичные нормы содержатся и в Федеральном законе от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» [9].
Таким образом, мы видим, что сам термин «услуга» в применении к области образования -законодательно закрепленный статус,
относящийся ко всем образовательным учреждениям, пока остается таковым, несмотря на очевидную его абсурдность.
Опыт выдающихся педагогов-музыкантов, исследования, посвященные их деятельности, показывают, что в данном случае педагогическая деятельность не ограничивается во времени. Она продолжается постоянно - педагог постоянно думает о своих учениках, готов в любое время посвятить им свое время и отдать все свои силы. В определении Л.И. Уколовой основными особенностями педагогически организованной педагогической среды являются «интентное педагогическое включение, создание атмосферы доверия, высокий «нравственный градус», обращение к внутренним силам учащихся в процессе их погружения в атмосферу творческого созидания, широта интересов и всесторонняя образованность педагога» [8, с.13]. Все эти понятия невозможно «втиснуть» в пространство услуг, где взаимоотношения участников строятся по совсем другим законам, и достаточно жестко ограничиваются во времени и в пространстве.
Естественным и логичным шагом было бы «выделить из общего ряда учреждений отдельно государственные и муниципальные
образовательные учреждения и закрепить в законе, что они предоставляют не услуги, а общественное благо, и закрепить таким образом их фактический особый организационно-правовой статус» [9].
В связи с современными проблемами и вызовами времени, связанными, прежде всего, с пандемией коронавируса, нельзя не упомянуть и о проблемах, проявившихся в процессе приспособления работы образовательных учреждений к новым условиям - имеется в виду удаленный формат общения. Здесь тоже не может
быть однозначного толкования происходящих изменений и их оценки. Исходя из собственного опыта работы, могу с уверенностью отметить, что удаленный формат общения со студентами-музыкантами, с одной стороны, значительно активизировал освоение информационно-компьютерных технологий среди самих педагогов, что, безусловно, является положительным фактором данного явления.
С другой стороны, такая форма работы способствует усилению формализма в отношении обучающихся к своим обязанностям - они имеют возможность прогуливать занятия, во время ответа на вопросы пользоваться записями и справочной литературой, в то время, как от них требуется формулировка собственного мнения по тому или иному вопросу и т.п.
Самым же непредсказуемым и опасным в плане последствий такого формального отношения к занятиям становится поверхностное отношение к педагогу, его требованиям, его личности. Дело в том, что уже довольно давно (с конца 1970-хгг.) было отмечено, что сам экран вносит собственные коррективы в процесс восприятия информации, которая транслируется с его помощью. Об этом убедительно и очень интересно сообщала на конференции в государственном институте искусствознания Мария Андреевна Чегодаева - российский искусствовед, художественный критик, публицист, академик Российской академии художеств. Она в своем докладе «Теле- видение масс» обращала внимание на то, что информация, воспринятая через экран, обладает ярко выраженной спецификой, которая разделяет реальное восприятие от того, что получает зритель через демонстрацию на телевидении, в кино и т.д., т.е. эта информация далеко не всегда соответствует тому, что есть в действительности. Исследователь отмечает, что, например, большинство великих произведений
изобразительного искусства в их экранном воплощении теряют свои выдающиеся качества и не увлекают зрителя своим совершенством, а малохудожественные картинки, напротив, зачастую прекрасно выглядят и производят сильное впечатление.
В отношении музыкального искусства можно достаточно уверенно сказать, что удаленный формат занятий стал необходимым, но временным явлением, помогающим в этот трудный для образования (и особенно, для образования музыкального) период сохранить высокие позиции, уже достигнутые в области педагогики искусства. Но такие занятия не могут стать основными - нельзя научить играть на
музыкальных инструментах, петь и дирижировать удаленно, без непосредственного личного контакта учителя и ученика.
Кроме того, увеличилась нагрузка на педагога
- при подготовке к лекциям мной было отмечено, что значительно увеличивается плотность текста
- как минимум в два-три раза. В процессе очного общения со студентами во время лекции педагог имеет возможность «видеть глаза собеседников», задавать вопросы, импровизировать в зависимости от реакции аудитории.
А самое главное заключается в том, что происходит интенсивный обмен энергией между участниками занятия - точно так же, как во время концертного исполнения музыкальных произведений. При удаленном чтении лекции педагога не оставляет ощущения «вещания в пустоту», в результате чего не происходит объединения субъектов действия в единое целое.
Заключение. Таким образом, проблема взаимоотношений учителя и ученика не только сохраняет свою актуальность, но и становится все более значительной. При ее осмыслении целесообразно обращаться к опыту, накопленному в области педагогики искусства, педагогическим принципам и методам, выработанным ее выдающимися
представителями, такими, как А.Д. Артоболевская, Н.С. Зверев, А.И. Зилоти, Е.Ф. Гнесина, А.Ю. Гольденвейзер, К.Н. Игумнов, Г.Г. Нейгауз, Л.Н. Обрин и др.
Существенное значение имеют как общие, так и противоположные принципы педагогики, сложившиеся в европейских странах, США и в российском музыкальном образовании. С одной стороны, это значительное влияние западной гуманистической психологии на развитие отечественной педагогической науки. С другой, это отношение к выработанным в западной традиции принципам организации
образовательного процесса. Они касаются, в основном, временных и пространственных границ, ограждающих область личного времени и досуга преподавателя. В отечественной традиции наиболее ярким стало отношение выдающихся педагогов к педагогической деятельности как к искусству и к образу жизни, когда нет границы и разделения на работу и досуг.
Это само по себе является сложным вопросом и усугубляется тем, что в настоящее время существует смещение понятий, когда в статью 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» было внесено положение о том, что образовательные организации предоставляют именно услуги, а не общественно значимое благо. В результате эта
норма в широком поле обсуждения была отнесена ко всем организациям, что отразилось и на отношении к образованию в целом, и на отношениях учителя и ученика. К этому уже существующему комплексу вопросов в последнее время прибавляются проблемы, связанные с
новыми условиями проведения занятий -дистанционным обучением. Очевидно, что подходить к решению данных проблем стоит комплексно, деликатно, учитывая существующие традиции и запросы информационного общества на подготовку растущего человека к полноценной самореализации в обществе.
1. Базиков А.С. Музыкальное образование в современной России: основные противоречия и пути их преодоления [Электронный ресурс] / А.С. Базиков. - Тамбов. - 2002. - 312 с. - Режим доступа: search.rsl.ru/ru/record/01003295522
2. Волчегорская Е.Ю. Личностный подход в педагогике искусства: монография / Е.Ю. Волчегорская. - М., 2007. - 199 с.
3. Зарецкий А.Д. Гуманистическая психология как инструмент познания экономических явлений в обществе [Электронный ресурс] / А.Д. Зарецкий // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=7459
4. Иванов М.С. Психология самореализации личности в компьютерной игровой деятельности: монография / М.С. Иванов. - Кемерово. - 2008. - 152 с.
5. Игумен Нектарий. Ученичество - неподвластная времени молодость души [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vzsar.ru/ blogs/1745
6. Леонтьев Д.А. Гуманистическая психология [Электронный ресурс] / Д.А. Леонтьев. - Режим доступа:
https://bigenc.ru/psychology/text/1935483
7. Михайлова Г.А. Проблема взаимоотношений учителя и ученика в американской науке об образовании [Электронный ресурс]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Михайлова Галина Анатольевна. - 2004. - 253 с. - Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/problema-vzaimootnoshemi-ucЫtelya-i-uchenika-v-amerikamkoi-nauke-ob-obrazovanii
8. Уколова Л.И. Педагогически организованная музыкальная среда как средство становления духовной культуры растущего человека: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Уколова Любовь Ивановна. - М., 2008. - 55 с.
9. Чеха В. Является ли образование услугой? [Электронный ресурс] / В. Чеха. - Режим доступа: https://vogazeta.ru/articles/2017/10/2/blog/397-yavlyaetsya_li_obrazovanie_uslugoy
10. Школяр Л.В. Современные подходы к образованию через искусство [Электронный ресурс] / Л.В. Школяр. -Режим доступа: http://www.art-education.ru/electronic-joumal/sovremennye-podhody-k-obrazovaniyu-cherez-iskusstvo
References:
1. Bazikov A.S. Musical education in modern Russia: basic contradictions and ways to overcome them / A.S. Bazikov. -Tambov. - 2002. - 312 p.
2. Volchegorskaya E.Yu. Personal approach in art pedagogy: monograph / E.Yu. Volchegorskaya. - M., 2007. - 199 p.
3. Zaretsky A.D. Humanistic psychology as an instrument of cognition of economic phenomena in society [Electronic resource] / A.D. Zaretsky // Modern problems of science and education. -2012. - № 6. - Access mode: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=7459
4. Ivanov M.S. Psychology of personality self-realization in computer game activity: monograph / M.S. Ivanov. - Kemerovo. -2008. - 152 p.
5. Hegumen Nektarios. Discipleship - timeless youth of the soul [Electronic resource]. - Access mode: https://www.vzsar.ru/blogs/1745
6. Leontiev D.A. Humanistic psychology [Electronic resource] / D.A. Leontiev. - Access mode: https://bigenc.ru/psychology/text/1935483
7. Mikhailova G.A. The problem of teacher-student relationship in American education science [Electronic resource]: dis. ... cand. ped. sciences: 13.00.01 / Mikhailova Galina Anatolyevna. - 2004. - 253 p. - Access mode: https://www.dissercat.com/content/problema-vzaimootnoshenii-uchitelya-i-uchenika-v-amerikanskoi-nauke-ob-obrazovanii
8. Ukolova L.I. Pedagogically-organized musical environment as a means of developing the spiritual culture of a growing person: abstract of Ph.D. dis. ... dr. ped. sciences: 13.00.08 / Ukolova Lyubov Ivanovna. - M., 2008. - 55 p.
9. Chekha V. Is education a service? [Electronic resource] / V. Chekha. - Access mode: https://vogazeta.ru/articles/2017/10/2/blog/397-yavlyaetsya_li_obrazovanie_uslugoy
10. Shkolyar L.V. Modern approaches to education through art [Electronic resource] / L.V. Shkolyar. - Access mode: http://www.art-education.ru/electronic-joiurnal/sovremennye-podhody-k-obrazovaniyu-cherez-iskusstvo
13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Сведения об авторе:
Кабкова Елена Павловна (г. Москва, Россия), доктор педагогических наук, профессор, департамент музыкального искусства института культуры и искусств «Московский городской педагогический университет, e-mail: borisr@comtv.ru