Humanity space International almanac VOL. 7, No 1, 2018: 118-128
Профессиональное и общеразвивающее направления в художественном образовании
Е.П. Кабкова
Московский городской педагогический университет (Институт культуры и искусств)
119331, ул. Марии Ульяновой, д. 21 Moscow City University (Institute of Culture and Arts) Maria Ulyanova str., 21, Moscow 119331 Russia e-mail: borisr@comtv.ru, e.kabkova51@yandex.ru
Ключевые слова: профессиональное и общеразвивающее направления отечественного художественного образования, вызовы времени, интеллектуальные и творческие способности, когнитивные способности, гармонизирующее влияние музыкальной среды.
Key words: professional and general developmental directions of Russian art education, challenges of time, intellectual and creative abilities, cognitive abilities, harmonizing influence of musical environment.
Резюме: В данной статье показано два направления отечественного художественного образования - профессиональное и общеразвивающее, их особенности, сложности развития, специфика современного состояния и необходимость продвижения общеразвивающего направления в связи с требованиями к качеству подготовки выпускников современной общеобразовательной школы.
Abstract: This article shows two directions of the national art education: professional and general development, their features, the complexity of development, the specifics of the current state and the need to promote the general development direction in connection with the requirements for the quality of graduates of a modern comprehensive school.
[Kabkova E.P. Professional and general developmental directions in art education]
Процессы глобализации, затронувшие все стороны деятельности человека отразились и на отношении к образованию в различных странах, в том числе и тех, традиции которых говорят о глубоком своеобразии их культуры в целом, и образования, в частности. Последовательное стремление к унификации и стандартизации как требований к образованию, так и к его результатам привело к стремлению достижения единых требований к профессиональным качествам специалистов в разных областях знаний, во многом уравняло возможности получения образования для многих социальных групп, но, в то же время, привело к дальнейшему упрощению и
огрублению недооцененных до сего дня образовательных областей, таких, как образовательная область «Искусство».
«Искусство и музыка старше науки... Homo musicus, Человек Музыкальный, слушающий музыку, сочиняющий и исполняющий ее, старше, чем Homo sapiens. Человек музицировал уже тогда, когда не умел еще измерять и вычислять, не мог найти причину природных явлений, не умел обрабатывать землю, строить суда, пересекать моря. Музыка в глубочайшей древности была средоточием чувств и мыслей, помогала общаться с ближними, участвовать в открытии Слова. Умственные навыки человека на протяжении тысячелетий складывались в рамках искусства Музыки» (Кирнарская, 2004:
5).
Художественное образование в целом (и музыкальное образование, в том числе) в нашей стране осуществляется в двух качественно различных направлениях - профессиональном и общеразвивающем. «Профессиональное образование имеет в нашей стране давние традиции и значительные достижения в теории, методике и практике. Достаточно вспомнить блестящие результаты в области музыки, хореографии, циркового искусства. Сюда можно отнести и спортивные достижения, так как воспитание и подготовка юных рекордсменов относится к сфере действия профессионального обучения. Многие педагогические находки и открытия в области профессионального обучения были восприняты развивающей педагогикой и являются своеобразным банком эффективных методов и приемов обучения» (Кабкова, 2003: 5). Рассмотрим на примере музыкального образования особенности этих двух направлений.
Общеразвивающее направление музыкального образования имеет большое значение для образования в целом уже только потому, что оно имеет отношение ко всем школьникам без исключения. И государственные документы (Федеральная целевая программа развития образования на 20112015 гг.; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, 2011; Фундаментальное ядро содержания общего образования, 2011; Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 ноября
2011 г. № МД-1552/03), и исследования ученых постоянно декларируют важность эстетического (в том числе, музыкального) развития школьников. Отмечается, что занятия музыкой способствуют творческому развитию, осуществлению национальной идентификации, развитию ценностного отношения к окружающему миру, становлению и развитию художественного вкуса и т.п.
Однако, несмотря на то, что доказанную необходимость присутствия урока музыки в полной мере в школьном расписании, согласно статистике «для 98,5% детей школьного возраста урок искусства в школе является «последним терминалом», где ребенок имеет возможность получить представления о культуре и искусстве в систематическом виде под руководством педагога, - если этот урок вообще имеет место из-за резкого недостатка учителей, даже в Москве и в крупных культурных центрах страны» (Юсов Б.П. 2001: 8). При этом на протяжении последних пятнадцати лет объем присутствия музыки в общеобразовательной школе последовательно сокращается. Сейчас предмет «Музыка» в школьном расписании присутствует с 1 по 7 класс (1 час в неделю).
Между тем, требования, предъявляемые современным обществом молодым людям, вступающим в жизнь, достаточно высоки, а возможности подготовки к самостоятельной успешной деятельности не всегда соответствуют этим требованиям. Общеизвестно, что для достижения значительных результатов человеку сегодня в равной степени необходимы развитые интеллектуальные и творческие способности. Наиболее широкие возможности для развития подрастающего поколения предоставляет область искусства, в которой в равной степени задействованы все сферы человеческой личности -интеллектуальная, эмоциональная, коммуникативная, эстетическая и этическая, а также ее способность к творческой деятельности, креативность. Необходимая для успешного развития культурная среда определяет и направление, и степень развития личности, так как «важнейшим признаком культуры является ее всепроникающий характер, непременное включение во все сферы жизни общества и личности» (Иконникова, 2008:
13), причем наиболее эффективной является педагогически организованная музыкальная среда (Л.И. Уколова). «Одним из базовых свойств музыки является ее способность создавать полимодальную динамическую среду, обладающую специфическими (пространственными, временными,
психологическими и педагогическими) параметрами, оказывающими сильное формирующее и воспитательное воздействие на человека... особенностью музыкально-педагогической деятельности является ее универсальность, определяемая многогранностью знаний, умений и навыков учителя-музыканта..., всей своей деятельностью стремящегося к созданию педагогически организованной музыкальной среды, способной оказать комплексное формирующее воздействие на духовную сферу подрастающего поколения» (Уколова, 2011: 69).
Когнитивные способности человека - восприятие, память, логика, способность к осуществлению иерархических построений, воображение, фантазия и т.п. - это те способности, которые необходимы современному человеку во всех направлениях избранной им деятельности. Исследования когнитивного развития человека показывают, что занятия музыкой существенно активизируют работу мозга, увеличивают количество межполушарных связей, что, в свою очередь, способствует развитию всей когнитивной сферы (Р. Аткинсон, Дж. Брунер, Дж. Миллер, У. Найссер).
Занятия музыкой не только способствуют расширению знаний учащихся, но и совершенствуют способность понимать, мыслить и воспринимать, а также применять знания и способности при решении практических задач в других областях жизни. К вопросам умственного развития школьников в процессе занятий музыкой обращались такие ученые, как Н. Краус, Г. Орсмонд, М. Серафин, Ш. Сузуки, Л. Трейнор, М. Филиппи. Специфика музыкальных способностей и их связь с общим развитием человека всесторонне рассмотрены Д.К. Кирнарской, которая считает, что «музыка стимулирует мозговую деятельность в целом: музыкальные занятия оптимизируют работу мозга, и это не может не сказаться на лучшем выполнении самой разнообразной умственной работы...
Музыка весьма помогает формированию аналитических мыслительных навыков, на которые во многом полагается школьная наука, так как среди всех видов искусств музыка наиболее абстрактна и структурирована. Занимаясь музыкой, легче развить мыслительные навыки, которые понадобятся для занятий любой умственной работой... музыка улучшает показатели ученика по всем предметам сразу. обогащает умственно; способствует росту основных человеческих способностей к логическому мышлению и к овладению языком и речью. расширяет и усиливает все духовные и интеллектуальные возможности человека» (Кирнарская, 2004: 18).
Разнообразные возможности музыкального искусства и его влияние на развитие когнитивной сферы учащихся могут быть реализованы только в том случае, если учащиеся проявляют активный интерес к занятиям, что представляет собой достаточно сложную задачу даже в условиях дополнительного, то есть необязательного и наиболее гуманистического по своей сути образования. Это связано, в первую очередь, с необходимостью раннего приобщения к музыкальным занятиям, а также с тем, что успешность таких занятий зависит от их регулярности, требует от ученика значительных усилий, упорства и собственного стремления в достижении поставленных целей. Наиболее сложным аспектом здесь является проявление и сохранение активного интереса учащихся к самому процессу занятий музыкой. В условиях общего образования данная задача становится еще сложнее. Здесь необходимо четко понимать разницу между профессиональным и общеразвивающем направлениями в области музыкального образования. Сам подход к музыкальному развитию школьников в условиях общеобразовательной школы принципиально отличается от подхода в профессиональном музыкальном образовании. В чем состоит разница? Профессиональное обучение музыке предполагает:
1. Раннее приобщение к музыкальному искусству на принципах профессионализма - дети, уже в раннем возрасте обнаружившие выдающиеся музыкальные способности (слух,
ритм, координацию движений, волевые качества и т.п.) обучаются интенсивно и без особых скидок на особенности детского возраста. Те, кто не выдерживает темпа и насыщенности занятий - просто отсеиваются и их место занимают другие.
2. Ежедневные многочасовые занятия. Это наиболее сложный, но и абсолютно необходимый аспект профессиональной подготовки музыканта. Понятно, что маленький ребенок и даже младший подросток не будет по своей воле несколько часов ежедневно проводить за инструментом. Формат данного сообщения не позволяет в подробностях осветить данную тему, отметим только, что ответственность за ежедневные занятия ложится, как правило, на родителей одаренного ребенка. Чем раньше юный музыкант научится получать удовольствие от самого процесса звукоизвлечения, тем скорее он сможет, образно говоря, быть принят в профессиональное сообщество, что кардинально изменит качество его жизни. Как говорят старые педагоги-музыканты - профессия музыканта отличается тем, что он ежедневно «разговаривает с Богом».
Развивающее направление музыкального образования ставит перед собой совершенно иные задачи. Никакому государству не нужно миллион солистов-исполнителей ежегодно, но совершенно необходимы умные, способные к осуществлению логических умозаключений, анализу, сравнению, обобщению и переносу информации, коммуникабельные, адекватно оценивающие себя и окружающих, способные к эмпатии, творчески развитые граждане. Именно поэтому учебные программы по музыке для общеобразовательных школ не могут быть упрощенными, адаптированными программами, основанными на принципах профессионализма. Не надо думать, что в условиях общеобразовательной школы можно подготовить певцов, исполнителей-инструменталистов, композиторов, дирижеров. Это не только заблуждение, это абсурд.
Но школа может направить силы искусства на то, чтобы у каждого ребенка была возможность улучшить свои показатели по линии когнитивного, эмоционального, коммуникативного
развития, получить опыт проживания новых социальных ролей, ощутить весть спектр переживаний, свойственных человеку, почувствовать необходимость в понимании чувств Другого.
Российские ученые-медики, исследуя процессы согласованности и параллелизма полушарий головного мозга человека пришли к выводу о гармонизующем влиянии музыки и музицирования на мозговую деятельность (Маляренко, 2005), причем подчеркивается, что другие виды деятельности не дают такого яркого эффекта.
У музыкантов меньше выражена асимметрия мозговых полушарий, в процессе мозговой деятельности полушария мозга легче подменяют друг друга и передают друг другу различные функции. Эту закономерность выявил эксперимент, который провели немецкие ученые Г. Шлауг, Х. Штейнмец и Л. Янке. Они зафиксировали, что у музыкантов более развит отдел мозга, отвечающий за развитие моторных навыков и их связь с органами чувств (corpus callosum). У музыкантов связь зрения, слуха и движения гораздо активнее чем у немузыкантов: музыкант скорее среагирует на визуальный или звуковой сигнал, чем немузыкант. Эта закономерность ярко выражена у тех, кто даже не будучи профессионалом, начал заниматься музыкой до 7 лет.
При усвоении школьного материала учащимся необходимы аналитические навыки. Учащиеся прибегают к операциям обобщения и переноса информации, они учатся выделять отдельные фрагменты, правила, отношения и соединять все это в целостную картину. Особенно важны данные навыки при изучении родного и иностранного языка, математики. Музыка способствует формированию аналитических мыслительных навыков, в сознании человека, занимающегося музыкой, складывается навык и привычка к образованию иерархических структур.
Ученые отмечают, что «узко сфокусированная программа, в которой нет предметов искусства или им уделяется недостаточное внимание, где участие искусства ограничено и проявляется спорадически, оказывают негативный эффект на развитие когнитивной компетентности и мыслительных навыков, а также на развитие личности и ее отношения к жизни
в целом» (Петрушин, 2008).
Креативность - качество, необходимое для становления и развития творческих способностей. Эти способности последовательно проявляются в процессе трехступенного освоения поступающей извне информации: на первом этапе школьник выбирает из массы идей, существующих в его воображении одну - ту, которая на данный момент ему наиболее близка и интересна. Следующий этап заключается в последовательном освоении и развитии данной идеи. В это время происходит освоение новой информации, приобретение необходимых для реализации идеи навыков, интенсивная коммуникация и саморазвитие. На третьем этапе школьник получает результат - некий творческий продукт - то, что можно предъявить окружающим для обсуждения, критики, изучения, любования и т.п. (макет, модель, литературное высказывание, рисунок, музыкальное сочинение и т.п.). Данный творческий продукт может быть самым скромным по объему, но он должен быть осмыслен и завершен. Именно в этом заключается смысл подобной работы.
В настоящее время, когда количество информации, настигающей школьников в процессе учебы, увеличилось до угрожающих размеров, педагогика должна найти новый принцип обучения и развития детей, при котором поток информации, направленный на школьников может быть сокращен до пределов, имеющих прагматический смысл. Исследователи отмечают, что «недостаточная четкость учебного материала, репрезентованного в школьных программах, отсутствие конкретных ограничений относительно объема и глубины знаний привели к необоснованным перегрузкам, обилию второстепенного материала ... все это приводит к непомерным психическим и физическим перегрузкам учащихся, существенным изменениям состояния их здоровья. Характерно, что непомерная психофизиологическая цена, которой приходится расплачиваться за обучение в современной школе, никак не соответствует его результатам» (Кобзарь, 2001: 73).
В настоящий период в создании образовательного пространства продолжает доминировать традиционный подход, который оперирует в большей степени понятием
«формирование», а не «становление личности», в известной мере ограничивая свободу развития ее эмоциональных и духовных качеств. В массовой школе отмечается преобладание рационально-логической стороны познания над чувственно-эмоциональной. Так, например, базисный учебный план основывается на единых стандартах, когда 75% учебных предметов школы направленно на развитие рационально-логической стороны познания, а на эстетические предметы отводится лишь 3%. Обучение также обладает подавляющим приоритетом перед воспитанием, что не способствует созданию условий для творческого проявления личности.
Между тем, потребность создания продуктивного образовательного пространства продиктована насущными потребностями информационного общества, которое требует обеспечить: 1) соответствие образования уровню развития современной науки и непрерывно ускоряющемуся нарастающему потоку информации; 2) создание условий для трансляции системы мировоззренческих ценностей молодому поколению. В настоящее время процесс воспитания оказывается, скорее, «побочным» продуктом, но не результатом воздействия учебного занятия как такового.
Важно, что требования к будущим специалистам в современном обществе так или иначе сопрягаются с необходимостью активизации их компетентностных качеств, что невозможно без последовательного формирования профессиональной культуры, которая «приобретается в процессе целенаправленного обучения, предполагающего высокий уровень дисциплины и самоконтроля, ответственности и стремления к самосовершенствованию» (Грибкова, 2012: 5). Кроме того, система образования в информационном обществе должна ставить цель формирования «человека культуры», воспринимающего готовые знания не механически, а видящего и понимающего процесс их возникновения, их значимость, умеющего осмысливать их, способного работать с разными типами мышления, с разными менталитетами, с идеальными конструкциями и системами символов разных культур (Библер, 1990).
Таким образом, мы подчеркиваем, что занятия музыкой в
школе, представляющие общеразвивающее направление отечественного музыкального образования способствуют развитию способности к обобщению и переносу впечатлений, полученных при восприятии искусства и действительности на другие области деятельности, существенно влияют на развитие когнитивных способностей и креативности, что является одним из главных условий для достижения необходимого в современном мире уровня профессионализма в любой сфере человеческой деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
Библер В.С. 1990. От наукоучения - к логике культуры: Два философских
введения в двадцать первый век. М.: Политиздат. 413 с. Грибкова О.В. 2012. Проектирование модели профессиональной культуры педагога-музыканта в современном образовательном пространстве. Монография. М.: Издательство 11-формат. 165 с. Иконникова С.Н. 2008. Теория культуры. СПб: Питер. 593 с. Кабкова Е.П. 2003. Торжество почемучек: художественная культура для детей.
М.: ИХО РАО. 106 с. Кирнарская Д.К. 2004. Психология специальных способностей. Музыкальные
способности. М.: Таланты XXI век. 496 с. Кобзарь Б.С. 2001. Перспективы образования на рубеже Третьего тысячелетия.
- Мир образования - образование в мире. №1: 73. Маляренко Т.Н. 2005. Пролонгированное информационное воздействие как немедикаментозная технология оптимизации функций сердца и мозга. Автореф. дисс. ... доктора медицинских наук. Пятигорск. 55 с. Петрушин В.И. 2008. Что надо говорить учителям музыки своим депутатам, мэрам и губернаторам, чтобы они стали их уважать и платить деньги за их работу. - Музыкальная психология и психотерапия: научно-методический журнал для музыкантов, психологов и психотерапевтов. №2: 30-40.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 ноября 2011 г. № МД-1552/03 «Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся». М., 2011. Уколова Л.И. 2011. Педагогическая модель музыкальной среды в образовательном пространстве (характеристика, структура, развивающий потенциал). Монография. М.: МГПУ. 179 с. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования. - М.: Просвещение, 2011. 48 c. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под ред. В.В.
Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2011. 79 с. Юсов Б.П. 2001. Современная концепция образовательной области «Искусство» в школе. - Известия Российской академии образования. №4: 64-73.
Получена / Received:01.03.2018 Принята /Accepted: 07.03.2018