https://doi.org/10.30853/pedaqoqy.2018-3.1
Акопян Лусинэ Хачатуровна
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ: СУЩНОСТЬ, ОЦЕНКА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКОЙ
В данной статье обоснована целесообразность развития интеллектуальных умений у современных школьников во время занятий на уроках фортепиано. Показано, что интеллектуальные умения представляют собой многокомпонентное явление, выступающее в качестве структурной составляющей компонентов мышления и умственного развития. Приведены результаты исследования интеллектуальной активности, проведенного в Детской музыкальной школе г. Дубны, показавшие как высокий уровень интеллекта у учащихся музыкальной школы, так и уверенное падение мотивации к познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет с увеличением возраста. Обосновано предположение, что развитие интеллектуальных умений в сфере музыкального исполнительства может давать положительные результаты для развития общеучебных умений. Идеи, изложенные в данной работе, могут быть использованы в организации учебного процесса в образовательных учреждениях различных типов и рекомендованы для обучения школьников, воспринимающих информацию комплексно, в виде клиповых кластеров, плохо усваивающих алгоритмы и слабо различающих детали.
Адрес статьи: www.gramota.net/materials/4/2018/3/1.html
Источник
Педагогика. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2018. № 3(11) C. 5-9. ISSN 2500-0039.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/4.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/4/2018/3/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 371.398 Дата поступления рукописи: 12.06.2018
https://doi.org/10.30853/pedagogy.2018-3.!
В данной статье обоснована целесообразность развития интеллектуальных умений у современных школьников во время занятий на уроках фортепиано. Показано, что интеллектуальные умения представляют собой многокомпонентное явление, выступающее в качестве структурной составляющей компонентов мышления и умственного развития. Приведены результаты исследования интеллектуальной активности, проведенного в Детской музыкальной школе г. Дубны, показавшие как высокий уровень интеллекта у учащихся музыкальной школы, так и уверенное падение мотивации к познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет с увеличением возраста. Обосновано предположение, что развитие интеллектуальных умений в сфере музыкального исполнительства может давать положительные результаты для развития общеучебных умений. Идеи, изложенные в данной работе, могут быть использованы в организации учебного процесса в образовательных учреждениях различных типов и рекомендованы для обучения школьников, воспринимающих информацию комплексно, в виде клиповых кластеров, плохо усваивающих алгоритмы и слабо различающих детали.
Ключевые слова и фразы: интеллектуальные умения; мышление; развитие; когнитивные способности; вариативность образования.
Акопян Лусинэ Хачатуровна
Московский городской педагогический университет lusineakopyan@mail. гы
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ: СУЩНОСТЬ, ОЦЕНКА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКОЙ
Важнейшей педагогической задачей любой образовательной системы сегодня является развитие мышления учащихся. Любая мыслительная деятельность человека осуществляется с помощью интеллектуальных умений.
В практике закрепился многолетний опыт обучения так называемому «готовому пониманию», не формирующему и не требующему от обучающихся творческой мыслительной деятельности [12, с. 5].
Алгоритмический способ обучения является наиболее быстрым и на первый взгляд эффективным способом, но в результате обучения развиваются преимущественно умения и навыки, а не мышление. Эта проблема становится более очевидной, когда при малейшем изменении условий задачи школьники теряются и не могут применить «заученные» алгоритмы и формулы.
К сожалению, обучающиеся чаще всего не осознают своего непонимания. Иллюзорное псевдопонимание ведет к неадекватной самооценке и может стать основой профессиональных и психологических проблем в долгосрочной перспективе как для индивидуума, так и для общества. В случае осознания непонимания возникает другая проблема: обучающемуся сложно определить причины непонимания, а также наметить дальнейшие действия, необходимые приемы для преодоления возникшего затруднения.
Кроме того, многими педагогами, мыслящими в рамках традиционных бинарных оппозиций («естественнонаучное - гуманитарное», «логика - интуиция», «рациональное - иррациональное» и т.д.), все еще не акцентируется необходимость целенаправленного развития мышления на предметах не только естественнонаучного, но и гуманитарного цикла. Как показывает практика, приемам понимания в гуманитарных курсах фактически не обучают.
Одной из педагогических задач современности становится разрешение противоречия между наличием многочисленных возможностей развития мышления в процессе обучения музыкальному исполнительству и недостатком научных данных по этой проблеме. Требованиям современного информационного общества к уровню развития мышления, понимания и адаптации к постоянно меняющимся ситуациям не соответствуют устаревшие методики обучения [16].
Вопросы психологической природы мышления в отечественной науке разрабатывались двумя научными школами. С. Л. Рубинштейн и его последователи считают, что развитие мышления связано с деятельностью человека, внешние условия имеют преимущественное значение перед внутренними. Человек существует только в окружающей среде, которая не может не предопределять его развитие. Мышление человека детерминировано объектом, с которым он взаимодействует. Важно, что объект не прямо определяет мышление, а посредством интеллектуальной работы субъекта [15].
Л. С. Выготский доказал, что сознание, воля и другие специфические высшие психические функции опираются на социальный, культурно-исторический опыт. Человек рождается в мире готовых условий существования и в сформированной до его рождения культуре. Овладение же знаниями, умениями, общечеловеческим опытом, развитие умственных способностей происходят благодаря его собственной мыслительной деятельности, что является важной специфической для человека формой психического развития [5].
Сегодня интеллект рассматривается не как отдельная способность, а как совокупность, объединяющая все познавательные способности человека: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение [14, с. 12]. Это способность к обучению, происходящая от биологической необходимости осознанно приспособиться к меняющейся среде, адаптируя имеющиеся средства к достижению конкретной цели.
С точки зрения педагогики данное определение интеллекта не даёт представления о том, что же можно и нужно развивать: интеллект характеризуется со стороны его функций (разумно действовать, адаптироваться к среде и так далее). Это делает невозможной постановку педагогических целей развития интеллекта в целом и интеллектуальных умений в частности.
В контексте проблемы обучаемости исследователи интеллекта (Г. А. Берулава, З. И. Калмыкова, Н. А. Менчинская и др.) основываются на представлении о том, что интеллект - это не столько продукт, сколько предпосылка обучения, способность к учению [12]. Понятие «обучаемость» трактуется как общая способность к обучению - не узкая способность к математике, физике или химии, а общая восприимчивость к обучению, опирающаяся на общие умственные способности.
Интеллектуальные умения (ИУ) - составная часть умственных способностей [7]. Это «орудия» мыслительной деятельности, они являются одним из наиболее рациональных способов повышения эффективности обучения, позволяя выполнить больший объем учебной работы за меньшее время. Как правило, ИУ фигурируют в психологии и педагогике в виде терминов: «мыслительные операции», «приемы мыслительной деятельности», «приемы умственной деятельности», «общелогические умения», «умения учиться», «межпредметные умения», «умения учебной деятельности», «логические приемы мышления», «общеучебные умения», «обобщенные умения» и др. [1, с. 579].
В отличие от предметных умений, ИУ имеют широкий диапазон применения. Именно они позволяют человеку осуществлять различные виды деятельности и приобретать новые знания. Сформированные интеллектуальные умения выступают базой для непрерывного процесса самообразования, распространяются на все области деятельности и развивают интеллектуальные способности (вопросы развития интеллектуальных умений раскрывались И. И. Кулибабой, И. Я. Лернером, Н. А. Менчинской).
Наиболее часто к ИУ относят применение синтеза, анализа, сравнения, обобщения; вычленение существенных признаков и осознание остальных как несущественных; умение конкретизировать абстрактные понятия и переходить от общего принципа к конкретным задачам; классифицировать объекты и понятия и устанавливать отношения между ними; систематизировать учебный материал; рассматривать объект с различных точек зрения; проявлять самостоятельность, осуществлять самоконтроль и т.д. [4].
Очевидно, что практически любая форма обучения в определенной степени развивает интеллектуальные умения обучающегося.
В последние годы ученые в странах с прогрессивно направленными педагогическими системами все чаще доказывают, что вопросы развития интеллекта детей эффективно решаются не только посредством логико-математических задач, но и посредством искусства. Звучат призывы о введении в образовательные системы различных форм музыкального исполнительства и художественного творчества [16; 17]. Многие исследования научно обосновывают эффективность этих занятий для развития мозговых структур.
Методы развития интеллектуальных умений посредством занятий искусством в данный момент не изучены и не раскрыты в полной мере. К примеру, игра на музыкальном инструменте предоставляет бесконечное множество вариантов развития интеллектуальных умений.
В отличие от большинства стран мира, мы имеем грандиозные возможности, развивая сформированную в советское время систему дополнительного образования, внесшую огромный вклад в развитие массового искусства и сделавшую его общедоступным. Музыкальные и художественные школы были открыты повсеместно, сложилась уникальная система дополнительного образования, не имеющая аналогов по доступности каждому ребенку до сих пор.
В 2017 году в Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования г. Дубны Московской области «Детская музыкальная школа» было проведено измерение уровня интеллектуального развития и изучение логичности мышления детей 6-9 лет. Были протестированы пятьдесят участников «Летней творческой площадки "Концертино"», из которых восемь - дошкольники, двадцать пять - школьники, обучающиеся в музыкальной школе, семнадцать - школьники, не обучающиеся музыке. Исследование проводилось с помощью цветных прогрессивных матриц Равена.
Тест «Прогрессивные матрицы Равена» относится к числу невербальных тестов интеллекта и основывается на двух теориях, разработанных гештальтпсихологией: теории перцепции форм и так называемой «теории неогенеза» Ч. Спирмена.
Согласно теории перцепции форм, каждое задание может быть рассмотрено как определенное целое, состоящее из ряда взаимосвязанных друг с другом элементов. Предполагается, что первоначально происходит глобальная оценка задания-матрицы, а затем осуществление аналитической перцепции с выделением испытуемым принципа, принятого при разработке серии. На заключительном этапе выделенные элементы включаются в целостный образ, что способствует обнаружению недостающей детали изображения. Теория Ч. Спирмена углубляет рассмотренные положения теории перцепции форм. Как показывает опыт многолетних исследований, данные, полученные с помощью теста Равена, хорошо согласуются с показателями других распространенных тестов: Векслера, Стенфорд-Бине, ШТУРа, Выготского-Сахарова. Прогрессивные матрицы Равена предназначены для определения уровня умственного развития у детей ментального возраста (1-4 класс массовой школы). Матрицы Равена могут применяться на испытуемых с любым языковым составом и социокультурным фоном, с любым уровнем речевого развития. Тестируемым предъявлялись рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Предпосылкой правильного решения является логическое рассуждение о том, по какому закону составлен рисунок, и выбор правильного варианта изображения недостающей фигуры. Время на решение 60 заданий ограничено 20 минутами. Тест считается прогрессивным, так как сложность заданий все время увеличивается.
Все участники исследования, обучающиеся в Детской музыкальной школе г. Дубны, продемонстрировали высокий уровень интеллектуального развития и хорошую способность к систематизированной, планомерной, методичной интеллектуальной деятельности (логичность мышления). Результаты многих существенно превысили возрастную норму. Участники, не играющие на музыкальных инструментах, показали как высокие, так и низкие результаты.
В процессе исследования оценивался не только конечный результат, но и поведенческие особенности участников, которые автор считает необходимым осветить в данной статье. Неожиданным результатом тестирования стало понимание, что 6-7 летние участники обычно размышляют без спешки и обдумывают решения, тогда как 8-9 летние - склонны дать мгновенный ответ без обдумывания. Тест предусматривает два указания инструктора на ошибку, но даже в случае ошибки старшие испытуемые не задерживались при выборе ответа.
Таким образом, тестирование показало, что в младших классах происходит резкое падение мотивации к познавательной и вообще к активной интеллектуальной деятельности. Самый первый и самый важный мо-тивационный аспект развития интеллектуальных умений не функционирует, и это неизбежно тормозит развитие детей. Несмотря на то, что ведущей деятельностью младшего школьника является учебная деятельность, что-то заставляет ребенка отложить вопрос, требующий минутного обдумывания, - большинство детей давали моментальные ответы, даже после сообщения об ошибке.
Причины такой печальной ситуации могут быть обусловлены как физиологически, так и социально. Эта проблема требует глубокого осмысления и, вероятно, существенного изменения педагогических условий обучения детей. Но можно с уверенностью сделать вывод о важности заинтересованности обучающегося, необходимости развивать интеллектуальные умения в разных областях учения, на том конкретном материале, который нужен конкретному ребенку. Поэтому нельзя игнорировать возможности обучения, заложенные в различных областях знания, в том числе в сфере гуманитарных дисциплин.
Основной системообразующий фактор обучения музыке в развитии интеллектуальных умений - активное восприятие детьми слуховой информации: обогащение образных ассоциаций, расширение эмоционального словаря, умение последовательно и логично выразить свои впечатления в словах, вести дискуссию об услышанном, умение анализировать услышанное и т.п.
«Важнейшим условием реализации новых прогрессивных подходов к воспитанию и образованию является обращение к обобщающим стратегиям в самом процессе освоения учащимися искусства. В настоящее время, когда освоение информации, настигающей школьников в процессе учебы, увеличилось до угрожающих размеров, перед педагогикой встала задача найти новый принцип обучения и развития детей, при котором поток информации, направленный на школьников, может быть сокращен до пределов, имеющих прагматический смысл» [7, с. 47].
Во время решения творческих задач в музыкальном исполнительстве непосредственный опыт ребенка опосредуется, формируется умение абстрагироваться, анализировать объекты с разных точек зрения.
Согласно концепции планомерного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, любое действие высшего интеллектуального уровня опирается на собственную исходную форму, практическую, наглядно-действенную, наиболее полную и развернутую [3]. Игра же на музыкальном инструменте предоставляет бесконечное множество возможностей для развития разнообразных умственных действий в иерархической структуре - от исполнения самых простых форм музыкального периода до крупномасштабных циклических или симфонических произведений.
В музыкальной педагогике обращаются к таким методам развития интеллектуальных умений, как анализ музыкального произведения, сочинение целого музыкального произведения, его частей или элементов, изучение элементарной теории музыки, овладение способами эффективного движения [2, с. 122]. Существуют различные виды музыкального анализа, имеющие единую цель - лучшее, более глубокое постижение музыкального произведения путем построения связей между художественным целым и его частями, лишь ярче высвечивающих ту или иную сторону целого.
Наиболее существенными категориями музыкального анализа являются конкретно-эстетическое содержание, гармония, форма, эстетическая ценность, технические параметры, выразительность музыкального произведения. Выделение элементов изучаемого объекта, их анализ и последующее обобщение, соотнесение с имеющимся опытом развивают имажинитивные умения - мыслительное построение образов, которые не воспринимаются непосредственно, а лишь опираются на имеющиеся родственные представления.
Музыкальная интонация аналогична речевой, работа над ней развивает образное и ассоциативное мышление, а понимание интонационных связей несет смыслообразующую функцию в музыке. Работа над музыкальной формой предполагает сопоставление схожих элементов в различных сочетаниях и условиях; синтез мотивов, ведущий к возникновению фразы, предложения, периода в соответствии с иерархией основных элементов музыкального синтаксиса - системы строения музыкальной речи. Развивается конструктивно-логическое мышление: умение сопоставлять, сравнивать, способность к рациональному запоминанию, выделение элементов изучаемого объекта, выделение главного в изучаемом материале, отрабатываются приемы логического мышления.
Понимание и воспроизведение многоголосной фактуры требует удерживания внимания на нескольких развивающихся объектах. Музыкальное исполнительство развивает умение предслышать звук до фактического его извлечения, координировать моторные и сенсорные действия. Составление схемы музыкального, а значит, временного произведения и движения по ней учит придерживаться внутреннего плана действий.
«Чтобы хорошо играть на рояле, нужно нажать нужную клавишу в нужный момент времени с нужной силой» - это распространенное заблуждение, свойственное людям, не имеющим опыта игры на музыкальном инструменте. Каждый исполнитель имеет неповторимый технический аппарат, который нужно приспособить
для исполнения конкретного и уникального музыкального произведения. Качество звука, его эмоциональная и содержательная составляющие также напрямую зависят от характера прикосновения к инструменту, которое далеко не исчерпывается простым нажатием «нужной клавиши в нужное время». Умение привлечь несколько вариантов решения, найти оптимальный вариант, сравнить собственные возможности с объективной необходимостью, оценить собственные индивидуальные предпочтения - неотъемлемая часть работы музыканта.
Художественное исполнение предполагает акцентирование существенных деталей музыкального образа и нивелирование несущественных. Определить, что важно, а что нет, выделить главное и делать обобщенные выводы - сложная задача, постоянно стоящая перед исполнителем любого уровня.
Часто академическая музыка становится понятной и близкой только после детального ознакомления, и это означает, что слушатель должен проделать некую интеллектуальную работу, чтобы осмыслить музыкальный материал. С научной точки зрения эта работа пока недостаточно изучена, ее педагогический потенциал требует детального изучения.
Данный вопрос рассматривается только с позиций специальных пианистических задач, в то время как развитие интеллектуальных умений посредством музыкального исполнительства имеет большие возможности для развития общего интеллекта. «Изжившая себя парадигма образования с обучающей доминантой сменяется в наше время парадигмой развивающей, направленной на пробуждение и развитие творческих начал и культуры личности. Сегодня во главу угла педагогом должно ставится развитие у детей способностей к самостоятельной творческой, проектной деятельности, к поиску необходимой информации, и к планированию собственной деятельности» [9, с. 47]. Очевидно, что интеллектуальные умения развиваются в работе, направленной на конкретный материал обучения и специфический источник знаний.
Таким образом, проанализировав сущность и оценив уровень ИУ учащихся музыкальной школы в возрасте от 6 до 9 лет, можно сказать, что для активного развития ИУ целесообразно использование конкретного анализа музыкальных задач на уроках фортепиано, а именно необходимо:
• развивать мотивацию к занятиям, так, чтобы ребенок воспринимал музыкальное произведение как источник эстетического наслаждения, беседовать о стиле, исторических особенностях возникновения этого сочинения, воображать ситуацию, в которой могла бы звучать эта музыка;
• анализировать, классифицировать и сравнивать, т.е. активно использовать группы технических упражнений, темы и вариации, моменты развития и «затухания» мелодии;
• отделять существенное от второстепенного: прослеживать движение тем в многоголосной фуге, строить тематический диалог в классической сонате, выделять кульминации;
• делить целое на части, выделять его свойства, а затем объединять элементы, найденные в результате анализа, в цельную художественную форму;
• составлять «внутренний план действий» и придерживаться его. Развитие этого умения в процессе музыкального исполнительства имеет ряд преимуществ в сравнении с другими видами деятельности благодаря временной природе музыки, непрерывному развитию музыкальной формы в процессе исполнения музыкального произведения.
Список источников
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.
2. Акопян Л. Х. Некоторые методы развития интеллектуальных умений в музыкальной педагогике // Педагогика искусства. 2016. № 4. С. 121-125.
3. Акопян Л. Х., Кабкова Е. П. Интеллектуальные умения: системность и полимодальность // Инициативы XXI века. 2017. № 1-2. С. 34-37.
4. Акопян Л. Х., Стукалова О. В. Возможности развития интеллектуальных умений младших школьников на занятиях искусством // Педагогика искусства. 2018. № 1. С. 74-78.
5. Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с.
6. Генезис сенсорных способностей / под ред. Л. А. Венгера; Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР. М.: Педагогика, 1976. 256 с.
7. Григорьева А. В. Формирование интеллектуальных умений личности как фактор ее становления [Электронный ресурс]. URL: http://pglu.ru/upload/iblock/41e/uch_2008_xi_00018.pdf (дата обращения: 12.10.2018).
8. Денисенкова М. В. Физиологические и психологические аспекты формирования интеллектуальных умений личности [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fiziologicheskie-i-psihologicheskie-aspekty-formirovaniya-intellektualnyh-umeniy-lichnosti (дата обращения: 12.10.2018).
9. Кабкова Е. П. Интегрированное обучение и полихудожественное воспитание // Инициативы XXI века. 2009. № 1. С. 46-51.
10. Кабкова Е. П. Развитие способности школьников к художественному обобщению на уроках искусства: дисс. ... д. пед. н. М., 2005. 306 с.
11. Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. М.: Таланты - XXI век, 2004. 496 с.
12. Кудаев М. Р., Богус М. Б., Кятова М. К. Развитие вербально-логического мышления обучаемых в процессе формирования когнитивного понимания текста (на материале гуманитарных дисциплин). Майкоп: Изд-во АГУ, 2009. 150 с.
13. Лагутина О. А. Педагогические условия развития учебно-интеллектуальных умений у младших школьников в процессе обучения: метод. пособие / Федеральное агентство по образованию; Омский государственный педагогический университет. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005. 42 с.
14. Нуриханова Н. К. Формирование интеллектуальных умений у младших школьников в образовательном процессе: дисс. ... к. пед. н. Уфа, 2006. 207 с.
15. Рубинштейн С. Л. Проблемы способностей и принципиальные вопросы психологической теории // Тезисы докладов на I съезде Общества психологов. М., 1959. Вып. 3. С. 47-60.
16. Intellectual skills assessment and closing the loop [Электронный ресурс]. URL: https://csumb.edu/tla/intellectual-skills-assessment-and-closing-loop (дата обращения: 12.10.2018).
17. Kwan А. Learning to play an instrument can help your child fine-tune her ear and enhance skills needed for education and social interaction [Электронный ресурс] // 6 Benefits of Music Lessons. URL: https://www.parents.com/kids/development/ intellectual/6-benefits-of-music-lessons (дата обращения: 12.10.2018).
SCHOOLCHILDREN'S INTELLECTUAL SKILLS: ESSENCE, ASSESSMENT AND METHODS OF DEVELOPMENT IN MUSIC CLASSES
Akopyan Lusine Khachaturovna
Moscow City University lusineakopyan@mail. ru
The article substantiates the advisability of developing modern schoolchildren's intellectual skills during piano lessons. It is shown that intellectual skills are a multicomponent phenomenon acting as a structural component of thinking and mental development. The author gives the results of the research of intellectual activity conducted at the Children's Music School in Dubna that show both the high level of intelligence among the students of music school and confident decrease in motivation for cognitive activity with the age increase among 6-9-year-old children. The assumption is substantiated that intellectual skills development in the field of musical performance can give positive results for general educational skills development. The ideas set forth in this paper can be used in the organization of training process in educational institutions of various types and are recommended for teaching schoolchildren, who perceive information in a complex way, in the form of clip clusters, master algorithms and distinguish details poorly.
Key words and phrases: intellectual skills; thinking; development; cognitive abilities; variability of education.
УДК 378 Дата поступления рукописи: 24.08.2018
https://doi.Org/10.30853/pedagogy.2018-3.2
В статье рассмотрена педагогическая проблема практико-ориентированной подготовки будущего продюсера телевидения. Обоснована необходимость актуализации профессиональных компетенций специалистов в сфере телевидения как динамично развивающейся отрасли под влиянием разработок новых технологий вещания, развития интернет-ресурсов, социальных медиа. Предложено разрабатывать учебные программы для вузов совместно с телекомпаниями-работодателями с целью преодоления диспропорции в деятельности профессионального образования и работодателей с учетом новых стандартов ФГОС 3++. Приведены результаты анкетирования сотрудников региональных и федеральных телевизионных каналов с целью выявления профессиональных требований, предъявляемых к продюсерам телевидения.
Ключевые слова и фразы: продюсер телевидения; практико-ориентированное образование; организационно-творческая деятельность; профессиональные навыки; педагогическая модель; высшее образование; средства массовой информации.
Величкина Ольга Владимировна
Краснодарский институт культуры olga_velichkina@mail. гы
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПРОДЮСЕРА ТЕЛЕВИДЕНИЯ
В УСЛОВИЯХ ОТРАСЛЕВОЙ СИНГУЛЯРНОСТИ
Поиск эффективных способов, повышающих качество образования, - базовое направление как государственной политики, так и профессионального педагогического сообщества. Изменения в общественно-политическом и социально-экономическом развитии страны предъявляют новые требования к структуре и качеству подготовки специалистов. Сегодня современное образование проходит очередную ступень реформирования, которое сориентировано, прежде всего, на усиление гибкости и вариативности системы высшего образования. В вузах необходимо готовить такого выпускника, которому, кроме чисто профессиональных знаний, умений, навыков, нужны способности ориентироваться во все возрастающем потоке информации, быть готовым к постоянному обновлению и пополнению знаний [2].
Традиционная система обучения в вузах, которая существовала долгое время и характеризовалась единообразием, строгой регламентацией, стабильностью учебных планов и предметов, в настоящее время не удовлетворяет потребностям современного образования. Сегодня высшая школа наряду с работодателями обязана следить за развитием профессиональной деятельности по направлениям обучения, анализировать изменения и предлагать новые подходы и направления при составлении образовательных программ.
Наиболее актуальна эта проблема для тех отраслей, которые подвержены постоянной трансформации, например в сфере телевидения, где происходят стремительные изменения под влиянием новых разработок вещательных систем, цифровых моделей, развития интернет-ресурсов, социальных медиа. Технологические парадигмы меняются с каждым годом все быстрее: в 2000-м году появились интернет-СМИ; в 2010 году -