ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 373.3; 373.4
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ ИСКУССТВА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Л.Л. Алексеева, Л.Г. Савенкова, Л.В. Школяр
Аннотация. В статье рассматриваются отдельные вопросы теории и практики интеллектуально-творческого развития детей школьного возраста. Авторы формулируют ключевое понятие, раскрывают особенности традиционных и оригинальных методик, а также возможности их применения на уроках изобразительного искусства и музыки в школе; определяют критерии, позволяющие выявить рост умственных способностей учащихся общеобразовательной школы в процессе создания различных продуктов творческой деятельности; предлагают обобщенные критерии для оценки выполнения творческих работ детей в области искусства на уровне начального и основного общего образования.
Ключевые слова: творчество, интеллект, предметы искусства, обучение, развитие, общеобразовательная школа.
THEORETICAL AND METHODICAL ASPECTS
OF INTELLECTUAL AND CREATIVE DEVELOPMENT
OF CHILDREN AT LESSONS OF ART IN SECONDARY SCHOOL
L. Alekseeva, L. Savenkova, L. Shkolyar
Abstract. This Article discusses some issues of Theory and Practice of the intellectual and creative development of Children of School age. The Authors define the key concept, outline the traditional and contemporary techniques, as well as their applicability to the lessons of the fine Arts and Music in School; define criteria to identify growth in mental abilities of secondary School students in the process of creating various products of creative activity; offer generalized criteria to assess the performance of creative works of children in the Arts in primary and basic Education.
Keywords: creativity, intellect, art, education, development, comprehensive school.
Для современной российской педагогической науки и широкой образовательной практики особый интерес представляют исследования, связанные с выявлением влияния искусства, в частности музыки и изобразительного искусства, на интеллектуально-творческое развитие детей в условиях современной общеобразовательной школы. Имеющиеся на сегодняшний день результаты эмпирического опыта и многочисленных исследований в этой области убедительно свидетельствуют о безусловной необходимости приобщения всех детей к искусству, вне зависимости от наличия и уровня развития специальных способностей
(музыкальных, художественных и др.). Достаточно упомянуть труды таких выдающихся деятелей науки и педагогов, как А.В. Бакушинский, Б.В. Асафьев, Н.Я. Брюсова, В.А. Сухомлинский, Д.Б. Кабалевский и Б.М. Неменский и многих других.
В целях проведения опытно-экспериментального исследования по данной проблематике в современных условиях
необходимо определить содержание понятия «интеллектуально-творческое развитие детей на уроках искусства в школе» и разработать соответствующие критерии, выделить круг применяемых методов на уроках музыки и изобразительного искусства, обозначить виды художественно-творческой деятельности детей и разработать обобщенные критерии для оценки выполнения творческих работ.
В процессе исследования проведен комплексный анализ сложившихся в педагогической теории и практике подходов и концепций к разностороннему, умственному и творческому развитию детей на уроках музыкального и изобразительного искусства в современной школе, в том числе на примере трудов М.Г. Арановского [1], А.В. Бакушинского [3], Н.Я. Брюсовой [4], В.И. Петрушина [8], Б.М. Неменского [5;7], М. Янушевска-Варых [12] и др. В результате теоретического анализа дано определение интеллектуально-творческого
развития детей на уроках искусства в общеобразовательной школе как специально
организованного педагогического процесса, направленного на стимулирование и рост умственных способностей школьников через искусство для создания оригинальных продуктов художественной деятельности.
Применяемые педагогические материалы и методы исследования изначально группируются вокруг основных, взаимосвязанных между собой, видов учебной деятельности обучающихся -художественного восприятия, художественного познания и художественного творчества. Такой подход предопределен концептуальными целями и задачами обучения по предметам искусства в современной общеобразовательной школе, а также самой природой искусств, родством художественных образов, единым источником происхождения и развития искусств - жизнью.
При отборе и разработке необходимых методик авторы руководствовались
утверждением педагога В.А. Сухомлинского: «Творчество детей - это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка. Эту самобытность невозможно охватить какими-то правилами, единственными и обязательными для всех» [10, с.51-52]. В опытно-экспериментальном исследовании возможно применение двух групп методик, традиционных и оригинальных. К первой группе отнесены методики, достаточно известные и эффективные, зарекомендовавшие себя в широкой образовательной практике. Это такие, как метод «наблюдения искусства», который имеет собирательный характер и базируется на непрерывном обогащении жизненного опыта детей и знаний о мире, привносимых искусством, и музыкой в том числе [2].
Назовем также целостный художественно-педагогический метод анализа произведений детского творчества [11], где основой является многоаспектное изучение произведения художественного творчества учащегося, проводимое в соответствии с принципом «комплексности». Необходимым в данном контексте является и метод «забегания вперед и возвращения к пройденному» [9], когда «открытие нового» в «уже знакомом» позволяет привнести элемент новизны в процесс обучения, расширить общее представление школьников о произведении искусства и его авторе. Интересна в этом контексте и методика художественного обобщения на занятиях искусством в школе [6], основанная на явлении резонанса как объединяющей силе, способной направлять и удерживать поле взаимодействия разнообразных явлений на развивающуюся личность ребенка.
Во вторую группу вошли оригинальные исследовательские методы, например, художественно-синкретический метод («Одно через другое»). В основе метода - природа искусств, их общность и родство художественных образов. При помощи совокупности средств художественной выразительности различных искусств (музыкального, изобразительного, танцевального и др.), метод позволяет стимулировать творческую деятельность детей и опосредованно управлять ее качеством в изобразительном творчестве, а также при исполнении музыки детьми (вокальном и/или инструментальном). Для применения этого метода искусство слова с его выразительными средствами имеет приоритетное значение. Учителю искусства необходимо владеть художественной речью, которая в целом характеризуется нестандартностью,
подвижностью, гибкостью и многоплановостью значений, необычностью словообразования. Главное правило метода: искусство художественного слова не может и не должно превращаться в искусственное (формальное) слово.
Возможно применение метода вербального и невербального эмоционального отклика («Элементарные творческие опыты»). Смысл метода заключается в том, что детей побуждают к выражению своих впечатлений от произведения одного вида искусства при помощи выразительных средств каких-либо других видов искусств. Так, обучающиеся могут «откликнуться» на прослушанное литературное, инструментальное или вокальное сочинение какими-либо элементами хореографии (по своим возможностям), небольшой зарисовкой, элементарным пластическим движением и т.п. Впечатление от произведения живописи, графики или скульптуры показать, выразить в звучании певческого голоса или какого-либо элементарного музыкального инструмента, позой, жестом и т.п.
Предлагаемые оригинальные авторские методы не только активизируют творческий потенциал детей, способствуют концентрации внимания школьников на наиболее ярких элементах произведения музыкального, изобразительного или какого-либо другого вида искусства. Их использование в практике углубляет сам процесс восприятия искусства, постепенно способствует более осмысленному пониманию особенностей содержания искусства. Основная цель применения этих методов учителем - дать возможность ребенку, возможно и не обладающему достаточно высоким уровнем развития специальных способностей, пробовать
свои творческие силы в различных видах искусства, учиться свободно выражать собственные творческие идеи и мысли, возможно далекие от совершенства.
В связи с этим, на уроках и занятиях по изобразительному искусству в
общеобразовательной школе учащиеся 1 - 9-х классов (от шести - семи до четырнадцати - пятнадцати лет), исходя из своих возможностей и потребностей:
- осваивают в практической деятельности основные средства художественной выразительности (композиция, пропорции, цвет, объем и форма, линия, штрих, пятно, различные художественные материалы и художественные техники и др.);
- знакомятся с изобразительными видами искусства (живопись, графика, скульптура), приобретают и расширяют свой опыт художественного творчества (портрет, пейзаж, натюрморт, рисунок с натуры и по представлению и др.);
- знакомятся с конструктивными видами искусства (архитектура и архитектурный образ, дизайн промышленный, архитектурный, ландшафтный, графический, арт-дизайн, компьютерная графика и анимация, индустрия моды, пространственная и предметная среда и др.);
- осваивают декоративно-прикладные виды искусства (народное искусство, орнамент, его происхождение и виды, декоративный образ и материалы декоративно-прикладного искусства и др.);
- получают общее представление об изображении в синтетических и экранных видах искусства, художественной фотографии (визуально-пространственные виды искусства, художник в театре, изобразительная природа экранных искусств, телевизионное изображение, искусство фотографии и др.).
На уроках и занятиях по музыке в общеобразовательной школе учащиеся 1 - 9-х классов (от шести - семи до четырнадцати - пятнадцати лет), исходя из своих возможностей и потребностей:
- слушают музыкальные произведения (фрагменты опер, балетов и симфоний, вокальные и инструментальные произведения, детскую музыку) отечественных (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов, С.С. Прокофьев и др.), зарубежных композиторов (И.С. Бах, В.А. Моцарт, Л. ван Бетховен, Дж. Верди, Э. Григ и др.);
- участвуют в хоровом, ансамблевом и сольном пении, коллективном, ансамблевом и сольном инструментальном музицировании на
различных элементарных детских музыкальных инструментах;
- занимаются музыкально-творческой практикой с применением новейших информационно-коммуникационных технологий (эксперименты на электронных музыкальных инструментах, освоение элементарных приемов создания и аранжировки музыки с помощью готовых шаблонов и др.);
- участвуют в драматизации классических и современных музыкальных произведений различных жанров (театрализованные формы музыкально-творческой деятельности, включая постановку фрагментов мюзиклов, детских опер, литературно-музыкальных композиций и др.);
- занимаются музыкально-пластическим движением (театрализованные народные игры и праздники, индивидуальные и коллективные танцевальные импровизации, народные и обрядовые действа и др.).
В ряду качественных критериев, позволяющих выявить рост умственных способностей учащихся общеобразовательной школы в процессе создания различных продуктов творческой деятельности, выделены:
наблюдательность; объем и глубина имеющейся информации; скорость и подвижность применения знаний; активность в решении творческих задач; владение операциями сравнения и обобщения. Предложены обобщенные критерии для оценки выполнения творческих работ детей в области изобразительного и музыкального искусства на уровне начального и основного общего образования: оригинальность воплощения или исполнения; эмоциональность при передаче художественного образа; содержательность (художественная ценность) продуктов творчества; самостоятельность (действие «не по инструкции»); сформированность
художественных умений и навыков.
Теоретические и методические аспекты интеллектуально-творческого развития детей на уроках искусства в общеобразовательной школе, безусловно, не ограничиваются изложенным выше. Важно и то, чтобы учитель искусства в работе с учащимися придавал особое значение развитию у школьников умения рассуждать о произведениях музыкального и изобразительного искусства различных стилей, видов и жанров, сравнивать их и сопоставлять, выявлять общее и различное, критически оценивать свои художественные достижения (произведения изобразительного творчества, исполнение музыки и др.), высказывать собственное мнение о результатах творческой деятельности одноклассников.
Литература:
1. Арановский М.Г. Музыка. Мышление. Жизнь. Статьи, интервью, воспоминания / М.Г. Арановский; редактор-составитель Н.А. Рыжкова. - Москва: Государственный институт искусствознания, 2012. -440 с.
2. Асафьев Б.В. Музыка в современной общеобразовательной школе: сборник / Б.В. Асафьев // Вопросы музыки в школе; под ред. И. Глебова. - Л.: Изд-во Брокгауз-Ефрон, 1926. - 290 с.
3. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств / А.В. Бакушинский; составитель Н.Н. Фомина, вступительные статьи Н.Н. Фомина, Т.А. Копцева. - Москва: ИД «Карапуз», 2009.
- 304 с. (Педагогика детства).
4. Брюсова Н.Я. За искусство / Н.Я. Брюсова // Новая школа. - 1918. - № 4. - С. 193-196.
5. Изобразительное искусство и художественный труд: программы общеобразовательных учреждений. 1
- 9 классы; под руководством Б.М. Неменского. -Москва: Просвещение, 2016. - 141 с.
6. Кабкова Е.П. Художественное обобщение на занятиях искусством в школе: монографическое издание / Е.П. Кабкова. - Москва: Институт художественного образования, 2005. - 251 с.
7. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. Книга для
учителя / Б.М. Неменский. - Москва: Просвещение, 1981. - 192 с.
8. Петрушин В.И. О развитии эмоционального интеллекта в процессе музыкальных занятий / В.И. Петрушин // Музыкальное искусство и образование. Вестник кафедры ЮНЕСКО. - 2 (14). - 2016. - С. 6882.
9. Программы общеобразовательных учреждений: Музыка. 1-8 классы; под руководством Д.Б. Кабалевского. 3-е изд. - Москва: Просвещение, 2006. -224 с.
10. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. Издание 5-е. - Киев: Радянська школа, 1974. - 288 с.
11. Фомина Н.Н. Художественное воспитание детей в культуре России первой половины XX в.: автореферат дис. ... докт. пед. наук: 13.00.02 / Н.Н. Фомина. - Москва: Институт художественного образования Российской академии образования, 2002. -48 с.
12. Янушевска-Варых М. Развивающие возможности музыки в обучении детей разного интеллектуального уровня: монография / М. Янушевска-Варых. - Москва: Издательский дом Российской академии образования, 2006. - 369 с.
Сведения об авторах:
Алексеева Лариса Леонидовна (г. Москва, Россия), доктор педагогических наук, доцент, заместитель директора по научной работе, ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», e-mail: [email protected]
Савенкова Любовь Григорьевна (г. Москва, Россия), доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, главный научный сотрудник, ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», email: [email protected]
Школяр Людмила Валентиновна (г. Москва, Россия), доктор педагогических наук, профессор, действительный член Российской академии образования.
Data about the authors:
L. Alekseeva (Moscow, Russia), Doctor of Education, Associate professor, Deputy Director for scientific Work, Federal State Budgetary Scientific Institution «Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education», e-mail: [email protected]
L. Savenkova (Moscow, Russia), Doctor of Education, Professor, corresponding member of the Russian Academy of Education, Chief Research Officer, Federal State Budgetary Scientific Institution «Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education», e-mail: [email protected]
L. Shkolyar (Moscow, Russia), Doctor of Education, Professor, Member of the Russian Academy of Education.