Научная статья на тему 'Ключевые тенденции современного преподавания искусства: проблемы и перспективы'

Ключевые тенденции современного преподавания искусства: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
578
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОК ИСКУССТВА / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА / СТЕРЕОТИПЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ART LESSON / ART EDUCATION / PEDAGOGICS OF ART / STEREOTYPES / PEDAGOGICAL THINKING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Школяр Людмила Валентиновна, Курбатова Наталья Викторовна

В статье рассматриваются важнейшие проблемы современного образования и такой аспект, как преподавание искусства. Авторы раскрывают негативные тенденции, показывая, как в результате информативного подхода происходит отчуждение искусства от растущего человека. Искусство теряет свое глубокое философское содержание, что превращает его во внешнее средство воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Школяр Людмила Валентиновна, Курбатова Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Key Trends of the Modern Teaching of Art: Problems and Prospects1RAE Institute of Art Education

The article discusses the most important problems of modern education and the aspect of how the teaching of art. The authors reveal the negative trends; they show how the alienation of art from the young man is the result of an informative approach. Article focused on programs developed by D.B. Kabalevsky, B.P. Yusov and B.M. Nemensky, as well as on the issue how it is possible an art education. At authors, the main problem of teaching art in schools is misunderstanding of the subject matter, as well as stereotype of pedagogical way of thinking; the domination of the verbal methods of teaching turns the explanation into the lesson of knowledge and skills. The art loses its deep philosophical meaning, which makes it an external means of education. Authors believe that overcoming these negative trends is possible by developing a methodology capable to organize intellectual activity in the perception of students as a reflection of the process and the result of the interaction of moral and aesthetic judgments in the logic of sequences meanings. This methodology provides processuality by thematic, figurative and semantic contradictions, and the result of its application is a situation of internal spiritual and moral choice.

Текст научной работы на тему «Ключевые тенденции современного преподавания искусства: проблемы и перспективы»

УДК 37.022:7.071.5

Школяр Л.В.*, Курбатова Н.В.**

JI.B. Школяр Н.В. Курбатова

Ключевые тенденции современного преподавания искусства: пробле м ы и пе р с пективы

*Школяр Людмила Валентиновна, доктор педагогических наук, профессор, действительный член директор Российской академии образования, директор ФГНУ «Институт художественного образования» РАО

E-mail: [email protected]

**Курбатова Наталья Викторовна, кандидат педагогических наук, учитель изобразительного искусства и мировой художественной культуры ГБОУ СОШ № 1279 (г. Москва), методист образовательной области «Искусство» ЮЗОУО, Почетный работник общего образования, Председатель Ассоциации учителей образовательной области «Искусство» г. Москвы

E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются важнейшие проблемы современного образования и такой аспект, как преподавание искусства. Авторы раскрывают негативные тенденции, показывая, как в результате информативного подхода происходит отчуждение искусства от растущего человека. Искусство теряет свое глубокое философское содержание, что превращает его во внешнее средство воспитания.

Ключевые слова: урок искусства, художественное образование, педагогика искусства, стереотипы, педагогическое мышление.

На сегодняшний день в преподавании искусства (в данном случае мы сосредоточиваемся прежде всего на школьном уровне) существуют несколько подходов, каждый из которых, к сожалению, стремится утвердить себя в качестве единственного.

Традиционный подход к преподаванию предметов искусства в школе сформировался в рамках эмпирического педагогического мышления, предусматривающего сообщение учащимся знаний такого же уровня. Для него характерно «упрощенно-утилитарное» понимание образования - как научения (в количественном смысле), и в этом плане он не обеспечивает должного развития личности.

Устоявшийся подход к искусству как, прежде всего, к «средству» воспитания был чем-то самим собой разумеющимся. Только с выходом в свет программы Д.Б. Кабалевского1, основанием журнала «Музыка в школе», появлением книг и программ Б.П. Юсова, Б.М. Неменского2 положение стало несколько меняться: появился целый ряд работ, в которых в полемическом плане обсуждались актуальные проблемы развития художественного образования.

Между тем одной из тенденций современного преподавания предметов искусства в общеобразовательной школе является непонимание сущности искусства.

Другой тенденцией можно назвать стереотипность педагогического мышления.

Первое и самое главное его следствие - отчуждение искусства от человека: искусство теряет свое человеческое содержание, что превращает его в некое, хотя и объективно существующее, но внешнее средство воспитания, которое можно «приложить» к каким-либо иным воспитательным воздействиям, использовать в дру-

1 Кабалевский, Д. Программа по музыке для общеобразовательной школы (экспериментальная): Вып. 1. Первый класс. М.: НИИ школ МП РСФСР, 1974. 60 с.; Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы. 1-3 классы. М.: Просвещение, 1985. С. 7-12. См. также: Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1984. 206 с.; Кабалевский Д.Б. Ровесники: Беседы о музыке для юношества. М.: Музыка, 1981. 125 с.; Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. М.: Просвещение, 1989. 191 с.

2 См., напр.: Живой мир искусства: программа полихудожественного развития школьников 1-4 классов / Под. ред. Б.П. Юсова. Мурманск: МГПИ, 1995. 66 с.; Юсов Б.П. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. Луганск, 1990. 180 с.; Неменский Б.М. Педагогика искусства. М.: Просвещение, 2007. (Библиотека учителя изобразительного искусства). 256 с.; Неменский Б.М., Горяева Н.А., Неменская Л.А. и др. Изобразительное искусство и художественный труд. Программы общеобразовательных учреждений. 1-9 классы / Под ред. Неменского Б.М. 3-е изд. М.: Просвещение, 2008. 141 с.

КАТЕГОРИЯ СМЫСЛА

гих направлениях воспитания. Отсюда проистекает понимание искусства в школе как «усилителя», своего рода «катализатора», других воспитательных воздействий.

Искусство действительно может выступать в такой роли: это заложено в его природе - быть отражением внутренней эмоциональной жизни человека, концентрировать и усиливать его эмоции и чувства, рожденные самыми различными жизненными обстоятельствами, превращать, как говорил Д.Б. Кабалевский, «любой факт истории в факт эмоционально одухотворенный». Но быть «катализатором» эмоций - это только одно из его функций. Обозримая история человечества являет неисчислимое множество примеров не «утилитарного» понимания искусства: уже древние греки понимали искусство (прежде всего, музыку) как источник возвышения души, отмечали ее облагораживающее воздействие

Упрощенно-практическое использование искусства как средства воспитания влечет за собой то, что оно, теряя свое высокое предназначение, превращается в иллюстрацию жизненных явлений, в «образное подтверждение» их.

Например, в практике музыкального образования это очень распространенный метод: обязательно найти эмоционально-образному содержанию музыки какой-либо аналог в жизни и наоборот, причем нередко с обязательной детализацией. Особенно это заметно на уроках с использованием других видов искусства. Считается, что таким образом раскрывается подлинное «содержание музыкального произведения», но фактически мы имеем здесь дело со стремлением каким-то образом «упорядочить» музыкальное содержание, «приблизить» его к пониманию школьника (а также - и особенно - дошкольника) при помощи заведомо известных и понятных явлений и событий.

Прямое отождествление содержания произведений искусства и жизни сводит на нет предназначение искусства не просто «отобразить», а выразить сущность явления в его человеческих эмоционально-нравственных оценках. Искусство, используя смысловую символику образов, раскрывает действительность в таких категориях, как добро и зло, жизнь и смерть, любовь и ненависть и т.д., и оценивает действительность также на категориальном уровне: возвышенное и низменное, прекрасное и безобразное, комическое и трагическое. Поэтому попытки «донести» до сознания школьников масштабность идей, например, симфонической музыки путем детализации ее содержания является вульгаризацией ее, поиском в музыке того, чего в ней нет. И как следствие: философская символика содержания музыкального искусства низводится до уровня обыденного, повседневного содержания нашей жизни.

Казалось бы, что в этом нет ничего плохого, ведь искусство «приближается» к жизни, более активно проникает во все ее по ры, становится понятнее детям. ЕЬ не в его исторически сложившемся высоком предназначении, а в том, которое отводит ему привычное содержание повседневной жизнедеятельности - искусство начинает, таким образом, выполнять преимущественно оформительскую функцию, превращаясь в «гарнир» к жизни.

Абсолютизация прямого воздействия искусства на человека без учета «механизма восприятия», «деятельности» искусства в человеке является еще одной тенденцией современного преподавания предметов искусства в школе. Она находит свое выражение в методике - в одних случаях учитель, в зависимости от своих пристрастий, ограничивается раскрытием содержания произведения искусства вообще, а в других случаях - односторонним изучением средств выразительности. На этих методических «полюсах» мы имеем либо «прекрасноречие», т.е. красивые и даже выспренние разговоры об искусстве, либо чисто «технологический» разбор произведения, приближающийся к анализу форм и средств выразительности в сфере профессионального музыкального образования.

Достигнуть «золотой середины» как меры «уравновешивания» крайностей обычно не удается. И, прежде всего, по двум причинам, в свою очередь являющимся следствиями отсутствия в практических методиках должной научно-методологической базы: неумение вести анализ произведения от содержания к форме и представление о восприятии искусства как некоем «таинственном акте», глубоко «индивидуальном процессе», целиком находящемся во власти воспринимающего произведение человека.

Кстати, именно боязнь слушательского ученического «произвола» в трактовке музыки привела в свое время к созданию в программах некоего «золотого фонда» произведений, содержание которых было детализировано применительно к той или иной «воспитательной задаче». Мышление в русле этого стереотипа иногда заставляет некоторых учителей буквально навязывать школьникам устоявшуюся, педагогически «апробированную» интерпретацию произведения в русле определенных идей и взглядов (как правило, с обязательным нравственным резюме).

Такое «программирование» лишает восприятие непосредственности, а эмоциональные реакции детей уже не носят следов «эмоционального открытия», поскольку все уже известно и остается только следить за тем, как в музыке «иллюстрируется» изложенная учителем идея. Однако воспитательное воздействие музыки заложено в самом переживании музыки как самоценного явления, «жизнью рожденного и к жизни обращенного» (Д.Б. Кабалевский), - без понимания этого сама идея превращения урока музыки в урок искусства остается лозунгом, лишенным смысла, и со временем становится лишь расхожей тривиальной фразой.

Непонимание сущности искусства, и в первую очередь того, что по своему содержанию оно в высшем смысле представляет собой жизнь, выраженную в чувственно воспринимаемых художественных образах, приводит к пониманию сущности художественного мышления только как мышления структурно-аналитического. В связи с этим, художественно-образное содержание произведений искусства «загоняется» в привычные для стереотипа педагогического мышления классификационно-дидактические рамки, ограниченные реально сложившимся жизненным опытом ребенка (по большей части на уровне примитивно-иллюстративных ассоциаций в духе детских фантазий). Но если нет представления о глубинном содержании искусства вообще, то и о воспитании движения мышления от общего к частному, т.е. к содержанию конкретных произведений искусства говорить уже нельзя.

Критерием понимания искусства в школе зачастую выступает количественный фактор. Считается: чем больше конкретных фактов искусства изучается, классифицируется, объясняется и пр., чем больше ученики усваивают терминов, понятий и применяют их при «анализе» произведения, тем успешнее осуществляется воспитание эстетического вкуса школьника. Одним из своих «достижений» этот подход считает ранжировку и расположение знаний, умений и навыков по годам обучения, регламентацию процесса получения знаний доступностью и последовательностью «развития творческих способностей детей.

Отмечаем с грустью, что на уроках искусства преобладают словесно-объяснительные методы преподавания, что окончательно превращает в урок знаний, умений и навыков.

Мы считаем, что преодоление выделенных негативных тенденций лежит в разработке такой методики, которая смогла бы организовывать интеллектуальную деятельность в восприятии школьников как осмысление процесса и результата взаимодействия нравственно-эстетических оценок в логике следования смыслов, где процессуальность обеспечивается тематическими, образно-смысловыми противоречиями, а результатом становится ситуация внутреннего духовно-нравственного выбора.

ЛИТЕРАТУРА

1. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. 222 с.

Apraksina O.A. (1983). Metodika muzykal'nogo vospitaniya v shkole. Prosveshchenie, Moskva. 222 p.

2. Давыдов В.В. О деятельностном подходе к определению содержания образования. Тезисы. Томск, Изд-во «Пеленг», 1995.

Davydov V.V. (1995). O deyatel'nostnom podkhode k opredeleniyu soderzhaniya obrazovaniya. Tezisy. Izd-vo «Peleng», Tomsk.

3. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989. 70 с. Dmitrieva L.G., Chernoivanenko N.M. (1989). Metodika muzykal'nogo vospitaniya v shkole. Prosveshchenie, Moskva. 70 p.

4. Живой мир искусства: программа полихудожественного развития школьников 1-4 классов / Под. ред. Б.П. Юсова. Мурманск: МГПИ, 1995. 66 с.

Zhivoi mir iskusstva: programma polikhudozhestvennogo razvitiya shkol'nikov 1-4 klassov. Pod. red. B.P. Yusova. MGPI, Murmansk. 1995. 66 p.

5. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1984. 206 с. Kabalevskii D.B. (1984). Vospitanie uma i serdtsa: Kn. dlya uchitelya. 2-e izd., ispr. i dop. Prosveshchenie, Moskva. 206 p.

6. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. М.: Просвещение, 1989. 191 с.

Kabalevskii D.B. (1989). Kak rasskazyvat' detyam o muzyke. Prosveshchenie, Moskva. 191 p.

7. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы. 1-3 классы. М.: Просвещение, 1985. С. 7-12.

Kabalevskii D.B. (1985). Osnovnye printsipy i metody programmy po muzyke dlya obshcheobrazovatel'noi shkoly. In: Programma po muzyke (s pourochnoi metodicheskoi razrabotkoi) dlya obshcheobrazovatel'noi shkoly. 1-3 klassy. Prosveshchenie, Moskva. 1985. Pp. 7-12.

8. Кабалевский Д.Б. Ровесники: Беседы о музыке для юношества. М.: Музыка, 1981. 125 с.

Kabalevskii D.B. (1981). Rovesniki: Besedy o muzyke dlya yunoshestva. Muzyka, Moskva. 125 p.

9. Кабалевский Д. Программа по музыке для общеобразовательной школы (экспериментальная): Вып. 1. Пер-

вый класс. М.: НИИ школ МП РСФСР, 1974. 60 с.

Kabalevskii D. (1974). Programma po muzyke dlya obshcheobrazovatel'noi shkoly (eksperimental'naya): Vyp. 1. Pervyi klass. NII shkol MP RSFSR, Moskva. 60 p.

10. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки: Исследование. М.: Композитор 1993. 262 с.

Medushevskii V.V. (1993). Intonatsionnaya forma muzyki: Issledovanie. Kompozitor, Moskva. 262 p.

11. Неменский Б.М. Педагогика искусства. М.: Просвещение, 2007. (Библиотека учителя изобразительного искусства). 256 с.

Nemenskii B.M. (2007). Pedagogika iskusstva. Prosveshchenie, Moskva. (Biblioteka uchitelya izobrazitel'nogo iskusstva). 256 p.

12. Неменский Б.М., Горяева Н.А., Неменская Л.А. и др. Изобразительное искусство и художественный труд. Программы общеобразовательных учреждений. 1-9 классы / Под ред. Неменского Б.М. 3-е изд. М.: Просвещение, 2008. 141 с.

Nemenskii B.M., Goryaeva N.A., Nemenskaya L.A. i dr. (2008). Izobrazitel'noe iskusstvo i khudozhestvennyi trud. Programmy obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdenii. 1-9 klassy. Pod red. Nemenskogo B.M. 3-e izd. Prosveshchenie, Moskva. 141 p.

13. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Музыка 1-8 классы / Под общ. ред. Ю.Б. Алиева. М.: Просвещение, 1993. 80 с.

Programmy dlya srednikh obshcheobrazovatel'nykh uchebnykh zavedenii. Muzyka 1-8 klassy. Pod obshch. red. Yu.B. Alieva. Prosveshchenie, Moskva 1993. 80 p.

14. Рачина Б.С. Путешествие в страну музыки: Учеб.-метод. пособие. СПб.: ГУПМ, МиМ-Экспресс, 1997. 128 с. Rachina B.S. (1997). Puteshestvie v stranu muzyki: Ucheb.-metod. posobie. GUPM, MiM-Ekspress, S-Peterburg. 128 p.

15. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства // Вопросы социологии и эстетики музыки. Л.: Сов. композитор, 1981. Вып. 2. С. 111-230.

Sokhor A.N. (1981). Muzyka kak vid iskusstva. In: Voprosy sotsiologii i estetiki muzyki. Sov. kompozitor, Leningrad. 1981. Vyp. 2. Pp. 111-230.

16. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие / Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская и др. М.: Флинта; Наука, 1998. 336 с.

Teoriya i metodika muzykal'nogo obrazovaniya detei: Nauchno-metodicheskoe posobie. L.V. Shkolyar, M.S. Krasil'nikova, E.D. Kritskaya i dr. Flinta; Nauka, Moskva. 1998. 336 p.

17. Юсов Б.П. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. Луганск, 1990. 180 с.

Yusov B.P. (1990). Vzaimodeistvie i integratsiya iskusstv v polikhudozhestvennom razvitii shkol'nikov. Lugansk. 180 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.