Научная статья на тему 'Развитие музыкального интеллекта младших школьников на уроке музыки: методологический аспект'

Развитие музыкального интеллекта младших школьников на уроке музыки: методологический аспект Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1083
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Крючкова Анжела Александровна

Автор статьи анализирует отечественный опыт обучения младших школьников музыке и предлагает свои принципы развития музыкального интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие музыкального интеллекта младших школьников на уроке музыки: методологический аспект»

характер, то есть найти его реальное выражение <...> Ведь искусство артиста-певца ставит своей целью пробудить в зрителях и слушателях представления, образы и чувства, из которых состоит жизнь с ее удивительным сплетением реального и конкретного с фантазией и мечтой поэта» [6].

Использование предложенных нами теоретико-методических установок и рекомендаций, мы полагаем, будет способствовать развитию профессиональных умений и навыков исполнителей-вокалистов, поможет студентам ориентироваться в многообразии существующих музыкальных направлений. Соответственно - и подготовка артистов станет более эффективной, не снижающей, а повышающей художественно-эстетический уровень современной музыкальной эстрады.

Литература

1. Кадцын Л. М. Массовое музыкальное искусство XX столетия (эстрада, джаз, барды и рок в их взаимосвязи). Екатеринбург, 2006. С. 7.

2. Кузнецов В. Г. История становления и развития музыкальной эстрады и эстрадно-джазового образования в России. М., 2005. С. 122.

3. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики: учебник для студентов вузов. М., 2000. С. 251.

4. Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов / под ред. В. Д. Симоненко. М., 2005. С. 211.

5. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: в 6 т. М., 2006.

6. Шаляпин Ф. И. Статьи. Высказывания. Воспоминания. М., 1958. С. 360.

A. B. ARuTYuNovA. professionally oriented TRAINING of variety performers (vocalists)

Analyzing the state of the modern variety, the author of the article notes low artistic level of this kind of art and suggests the changes in educational process in specialized secondary educational institutions and higher educational institutions as a way to improve the situation.

Key words: variety and jazz performance, variety singing, music pedagogy.

А. А. КРЮЧКОВА

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА .. НА УРОКЕ МУЗЫКИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Автор статьи анализирует отечественный опыт обучения младших школьников музыке и предлагает свои принципы развития музыкального интеллекта.

Ключевые слова: начальное музыкальное образование, развитие музыкального интеллекта.

К человеку XXI столетия предъявляются особые требования: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым. Исследования, направленные на развитие интеллекта, занимают особое место в психолого-педагогической науке. В современной общеобразовательной школе реализуются принципы развивающего обучения, и начальные классы можно считать базовым звеном в развитии интеллектуальной личности, способной к нетрадиционному выполнению поставленной задачи в различных видах деятельности.

Согласно теории Ж. Пиаже (по данным Л. Тер-стоуна и Н. Бейли), развитие интеллекта к шести годам достигается более чем на треть, к восьми - наполовину, к двенадцати - на три четверти. Возрастной промежуток между 6-12 годами составляет критический период, от которого зависит все будущее человека. Способность взрослого воспринимать и познавать мир (рассуждение, оценка, самовыражение) в наибольшей степени определяется сформирован-ностью его умственных структур в детстве.

Мы разделяем мнение известного ученого М. А. Холодной о том, что каждый ребенок объективно нуждается в создании условий, содействующих интеллектуальному росту за счет максимально возможного обогащения его ментального опыта [1]. Музыкальный интеллект представляет собой

способность к распознаванию и использованию голоса и ритма, чувствительность к звукам и тональности, высокоразвитый музыкальный слух. По Г. Гарднеру, данный тип интеллекта заложен в человеке с рождения и обладает очень высокой «природной силой» [2]. Проблемы развития музыкального интеллекта в современной науке подняты сравнительно недавно.

Поскольку музыкальный интеллект представляет собой особую форму проявления ума, для раскрытия и развития которого необходимо наличие природных задатков, способностей, а также создание соответствующих педагогических условий, возникает необходимость непрерывного педагогического поиска, методического творчества. Последнее побуждает исследователей искать новые принципы, направленные на развитие музыкального интеллекта у младших школьников на уроке музыки.

Необходимо ориентироваться на исходные положения, раскрывающие цели, задачи и содержание музыкального образования. Принципы музыкального образования можно определить как обоснование совместных действий учителя и ученика, направленных на развитие определенных музыкальных способностей. Данным вопросам уделяли внимание многие музыкальные педагоги (Д. Б. Кабалевский, Л. В. Горюнова, Г. П. Сергеева, Ю. Б. Алиев, Э. Б. Абдуллина, Л. В. Школяр и др.).

Основополагающими в музыкальной педаго-

010008000130000201

гике являются принципы, разработанные Д. Б. Кабалевским:

- выявление сходства / различия на всех уровнях организации музыкального материала и во всех видах музыкальной деятельности;

- трактовка музыкальной грамотности в широком смысле слова, включающая в содержание этого понятия не только элементарную нотную грамоту, но и, в сущности, всю музыкальную культуру;

- понимание восприятия музыки как основы всех видов музыкальной деятельности и музыкального воспитания в целом и др.

Они получают специфическое преломление в преподавании музыки: общие занятия с сильными и слабыми учениками обеспечивают возможность оптимального развития каждого. Занимаясь одним видом деятельности, ребенок оказывается способным творить и в других сферах - интеллектуально развитая личность оказывается творчески активной во многих областях [3].

На наш взгляд, необходимы для развития музыкального интеллекта и должны применяться на уроке музыки принцип целостности и принцип образности, предложенные Л. В. Горюновой. Принцип целостности проявляется на разных уровнях: соотношение части / целого в музыке и в педагогическом процессе; сознательного / подсознательного; эмоционального / рационального в формировании духовной культуры ребенка и т. д. Принцип образности опирается на присущее ребенку конкретно-чувственное, образное освоение действительности [4].

В программе, разработанной коллективом авторов под руководством Г. П. Сергеевой, сформулированы следующие принципы, на которые опирается процесс обучения и развития детей на уроке музыки [5]. Каждому виду музыкальной деятельности соответствует свое «информационное пространство», способы формирования и использования которого базируются на принципах организации интеллекта (память, мышление и др.). «Информационное пространство» есть и «интеллектуальное пространство», так как в нем заложены принципы планирования, организации использования и поэтапного контроля для достижения поставленной цели на уроке музыки.

Педагогические принципы, на которые опирается концепция музыкального воспитания, предложенная Ю. Б. Алиевым: единство эмоционального и сознательного в музыкальном образовании детей, единство художественного и технического в музыкальном образовании и др. [6] - можно рассмотреть на примере музыкально-ритмических движений, пения, слушания музыки. Данный вид музыкальной деятельности направлен не только на эстетическое наслаждение, но и на приобретение историко-теоретических познаний (понимание стиля, формы, жанров). Так, при музыкально-ритмических движениях эмоциональный отклик на восприятие музыки сочетается с освоением особенностей музыкального языка (метроритм, динамика, фактура и др.). А при пении равно важными являются выразительность исполнения и мастерство владения вокально-хоровыми навыками.

Единство принципов музыкального образования: развитие и формирование интеллектуальной

и эмоциональной сферы младших школьников, систематичность и последовательность музыкального развития, интеграция познаний в активную умственную деятельность - служит развитию музыкального интеллекта младших школьников. Мы систематизировали принципы развития музыкального интеллекта, учитывая отечественный и собственный опыт обучения младших школьников музыке в общеобразовательной школе:

- принцип когнитивной направленности музыкальной деятельности младших школьников;

- принцип креативности музыкального обучения детей;

- принцип дифференциации развития музыкального интеллекта младших школьников.

Первый принцип позволяет детям, независимо от их музыкальных способностей и типа интеллекта, глубже постичь музыку, активно участвовать во всех видах музыкальной деятельности; способствует умственному восприятию / переработке внешней информации, ее конкретизации. В соответствии с принципом когнитивной направленности процесс обучения и развития должен иметь научную направленность: систематичность и последовательность в развитии музыкального интеллекта тесно связана с процессом обучения музыкальной деятельности.

Согласно второму принципу (креативность), должна создаваться атмосфера творческой активности. Креативность (от англ. сгеа1е - создавать') входит в структуру одаренности в качестве независимого фактора - как творческие способности индивида, готовность к выдвижению новых, не похожих на традиционные, идей.

По П. Торренсу, в креативность входят:

- повышенная чувствительность к проблемам, к дефициту (или противоречивости) знаний;

- действия по выявлению проблем и поиску их решений на основе выдвижения гипотез;

- формулирование результата.

Для оценки уровня креативности используются различные тесты, опросники, а также анализ результативности деятельности.

В целях развития музыкального интеллекта могут использоваться особые учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов (учащихся поощряют к самостоятельной формулировке и поиску путей разрешения вопросов). Следование принципу креативности обеспечивает развитие в ходе занятий инициативы, творчества, самостоятельности, познавательных способностей; умение интерпретировать музыкальный материал, выделять главное, сравнивать, сопоставлять, анализировать, трансформировать, выражать и т. п.

Третий принцип (дифференциация развития музыкального интеллекта) - выделение частного из общей совокупности по некоторым признакам - служит разрешению основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний. При обучении, направленном на развитие музыкального интеллекта, задачей педагогов становится создание психолого-педагогических условий, которые стимулируют самообразование, саморазвитие,

“Культурная жизнь Юга России”

92 ^™

№ 3 (46), 2012

самовыражение в ходе овладения знаниями. Данный принцип ориентирован на учет своеобразия психики, неповторимых черт личности (физиологические особенности, темперамент, специфика интересов, умственных процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида).

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях фактически без внимания остается психологическая составляющая возможностей ребенка в музыкальной деятельности. Решение проблемы видится нам в развитии музыкального интеллекта детей через обучение основам музыкального искусства. Дифференцированный подход позволяет развивать способности и интересы детей, формировать у них позитивную мотивацию к урокам музыки в школе.

Таким образом, рассмотренные принципы музыкального образования в своем единстве выступают как база успешного развития музыкального интеллекта младших школьников. Практика показывает: организуемая при их применении результативная умственная деятельность учащихся при-

носит им чувство удовлетворения, обеспечивает развитие познавательной сферы ребенка на уроке музыки. Это повышает эффективность процесса обучения на уроках музыки.

Литература

1. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М., 1997.

2. Гарднер Г. Структура разума: теория множественности интеллекта. М., 2007.

3. Кабалевский Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. М., 1980.

4. Горюнова Л. В. На пути к педагогике искусства // Музыка в школе. 1988. № 2. С. 7-8.

5. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка // Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа / сост. Е. О. Яременко. М., 2001. С. 185.

6. Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада - к начальной школе). Воронеж, 1998. С. 11.

A. A. KRYUCHKOVА. Development of MuSic INTELLECT oF juNioR ScHooLcHILDREN

at the lesson of music: methodological aspect

The author of the article analyzes the domestic experience of teaching junior schoolchildren music and offers her own principles for the development of music intellect.

Key words: elementary music education, development of music intellect.

А. П. МАНСУРОВА

К ВОПРОСУ ОБ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье характеризуются принципы альтернативных педагогических методик, внедряемых в различных учебных заведениях.

Ключевые слова: подготовка преподавателей-музыкантов, альтернативные педагогические системы.

Современное отечественное музыкальное образование как система реализуется в учреждениях различного типа на основе ряда педагогических методик и концепций, взаимодействующих между собой. Хотя наличествует их унификация в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, школам предоставлена возможность апробировать инновации, развивая межпредметные связи на основе интегративного и художественно-комплексного подходов (А. В. Бакушинский, Б. П. Юсов). Поощряется организация художественно-творческих и экскурсионно-краеведческих мероприятий в рамках традиционных методов духовно-нравственного, этнокультурного, патриотического, эстетического воспитания средствами музыкального искусства.

Помимо этого практикуются и новые перспективные, социально значимые направления в преподавании - инклюзивное обучение и альтернативные педагогические системы М. Монтессо-ри, Р. Штайнера, которые внедряются в нашей

стране и за рубежом на базе государственных и негосударственных учреждений дополнительного образования детей. К такого рода организациям относятся вальдорфские школы, в основе методики которых лежат гуманистические принципы формирования индивидуальности, гармонизации духовно-интеллектуальной сферы личности и социальной среды с «неопережением» этапов естественного развития ребенка и т. д. Подобные установки актуальны и для стандартных программ, однако не реализуются в полной мере.

Теоретико-методологическую базу Вальдорф-ской системы образования составляет учение немецкого философа Рудольфа Штайнера, родоначальника антропософии. Особенно важны для преподавателя те его работы, которые затрагивают вопрос о сущности музыкального искусства, о восприятии его основных элементов («метод переживания интервалов» и др.), о приобщении к активному инструментальному музицированию [1]. Вальдорфская педагогика получила широкое общественное признание в 2008 году, когда ее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.