Научная статья на тему 'Возможности расширения спектра профессиональной подготовки студентов в высшем и среднем специальном образовании в сфере культуры и искусства'

Возможности расширения спектра профессиональной подготовки студентов в высшем и среднем специальном образовании в сфере культуры и искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
91
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕРТМЕЙСТЕР / ВИДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОФЕССИИ "КОНЦЕРТМЕЙСТЕР" / НЕДОСТАТКИ В ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИИ ПОДГОТОВКИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРОВ В СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ И ВЫСШИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ / ACCOMPANIST / TYPES AND DIRECTIONS OF ACCOMPANIST ACTIVITY / PEDAGOGICAL / PSYCHOLOGICAL AND ORGANIZATIONAL COMPONENTS OF THE PROFESSION "ACCOMPANIST" / SHORTCOMINGS IN THE ORGANIZATION AND CONTENT OF THE TRAINING OF ACCOMPANISTS IN SECONDARY SPECIALIZED AND HIGHER MUSICAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кабкова Е.П.

В данной статье на примере профессиональной подготовки студентов будущих концертмейстеров раскрываются отличительные особенности, различные направления работы этого специалиста в сфере культуры и искусства в вокальном, инструментальном, хоровом и хореографическом классах. Показана значимость концертмейстера как важнейшего участника музыкальной жизни, без творчества которого невозможно исполнение огромного пласта как классической, так и современной музыки. Описаны необходимые для концертмейстерской деятельности такие качества, как артистизм, наличие образного мышления, фантазии, мобильность, отзывчивость, коммуникативность, ответственность и т.п. Определен спектр педагогической, психологической и организационной составляющих профессии «концертмейстер». В статье также обращается внимание на недостатки подготовки данных специалистов, так как в учебных планах средних специальных и высших музыкальных и музыкально-педагогических учреждений все еще слабо представлены такие важнейшие направления концертмейстерской работы, как аккомпанемент в хореографическом и хоровом классах. Обоснована необходимость расширения спектра специализации в процессе профессиональной подготовки на уровне средних специальных и высших музыкальных учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES FOR EXPANDING THE RANGE OF STUDENTS’ PROFESSIONAL TRAINING IN HIGHER AND SECONDARY SPECIALIZED EDUCATION IN THE FIELD OF CULTURE AND ART

. In this article, on the example of professional training of students future accompanists, the distinctive features, various directions of this specialist's work in the field of culture and art in the vocal, instrumental, choral and choreographic classes are revealed. The importance of the accompanist as the most important participant in musical life, without whose creativity it is impossible to perform a huge layer of both classical and modern music, is shown. The qualities necessary for accompaniment are described, such as artistry, the presence of imaginative thinking, imagination, mobility, responsiveness, communication, responsibility, etc. The pedagogical, psychological and organizational components of the “accompanist” profession are shown. The article also draws attention to the shortcomings in the preparation of these specialists, since the curriculum of secondary special and higher musical and musical pedagogical institutions still lacks such important areas of concertmaster work as accompaniment in choreographic and choral classes. The necessity of expanding the range of specialization in the process of professional training at the level of secondary specialized and higher musical educational institutions is substantiated.

Текст научной работы на тему «Возможности расширения спектра профессиональной подготовки студентов в высшем и среднем специальном образовании в сфере культуры и искусства»

УДК 377

ВОЗМОЖНОСТИ РАСШИРЕНИЯ СПЕКТРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ВЫСШЕМ И СРЕДНЕМ СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

Е.П. Кабкова

Аннотация. В данной статье на примере профессиональной подготовки студентов - будущих концертмейстеров раскрываются отличительные особенности, различные направления работы этого специалиста в сфере культуры и искусства - в вокальном, инструментальном, хоровом и хореографическом классах. Показана значимость концертмейстера как важнейшего участника музыкальной жизни, без творчества которого невозможно исполнение огромного пласта как классической, так и современной музыки. Описаны необходимые для концертмейстерской деятельности такие качества, как артистизм, наличие образного мышления, фантазии, мобильность, отзывчивость, коммуникативность, ответственность и т.п. Определен спектр педагогической, психологической и организационной составляющих профессии «концертмейстер». В статье также обращается внимание на недостатки подготовки данных специалистов, так как в учебных планах средних специальных и высших музыкальных и музыкально-педагогических учреждений все еще слабо представлены такие важнейшие направления концертмейстерской работы, как аккомпанемент в хореографическом и хоровом классах. Обоснована необходимость расширения спектра специализации в процессе профессиональной подготовки на уровне средних специальных и высших музыкальных учебных заведений.

Ключевые слова: концертмейстер, виды и направления концертмейстерской деятельности, педагогическая, психологическая и организационная составляющие профессии «концертмейстер», недостатки в организации и содержании подготовки концертмейстеров в средних специальных и высших музыкальных учебных заведениях.

OPPORTUNITIES FOR EXPANDING THE RANGE OF STUDENTS' PROFESSIONAL TRAINING IN HIGHER AND SECONDARY SPECIALIZED EDUCATION IN THE FIELD OF CULTURE AND ART

E. Kabkova

Abstract. In this article, on the example of professional training of students - future accompanists, the distinctive features, various directions of this specialist's work in the field of culture and art - in the vocal, instrumental, choral and choreographic classes are revealed. The importance of the accompanist as the most important participant in musical life, without whose creativity it is impossible to perform a huge layer of both classical and modern music, is shown. The qualities necessary for accompaniment are described, such as artistry, the presence of imaginative thinking, imagination, mobility, responsiveness, communication, responsibility, etc. The pedagogical, psychological and organizational components of the "accompanist" profession are shown. The article also draws attention to the shortcomings in the preparation of these specialists, since the curriculum of secondary special and higher musical and musical pedagogical institutions still lacks such important areas of concertmaster work as accompaniment in choreographic and choral classes. The necessity of expanding the range of specialization in the process of professional training at the level of secondary specialized and higher musical educational institutions is substantiated.

Keywords: accompanist, types and directions of accompanist activity, pedagogical, psychological and organizational components of the profession "accompanist", shortcomings in the organization and content of the training of accompanists in secondary specialized and higher musical educational institutions.

Современность выдвигает все более высокие требования к молодым специалистам, объему и качеству освоения им необходимых профессиональных компетенций. Наиболее востребованной сегодня становится базовая компетенция специалиста любой области человеческой деятельности - способность учиться в течение всей жизни, включающая в себя такие качества, как самостоятельность, стремление к самосовершенствованию,

любознательность, творческий подход к работе. На данный аспект профессиональных качеств еще во второй половине ХХ века справедливо обращал внимание выдающийся английский концертмейстер доктор музыки и почетный член Королевской музыкальной академии Джеральд Мур. Он писал: «Вечная радость моей профессии в том, что учиться нужно всегда. Возраст не имеет никакого значения, и если кто-нибудь приоткроет дверь и осветит все по-новому, я с

благодарностью вдохну свежий воздух» [1, с.25-26].

Профессия «концертмейстер» является одной из самых распространенных в области музыкального искусства. Данное понятие трактуется в двух основных смыслах:

1. концертмейстер (от нем. Konzertmeister -мастер концертов) в справочной литературе определяется как «первый скрипач оркестра; иногда заменяет дирижёра. В обязанности концертмейстера входит проверка правильности настройки всех инструментов оркестра. В струнных ансамблях концертмейстер является обычно художественным и музыкальным руководителем... Музыкант, возглавляющий каждую из групп струнных инструментов оперного или симфонического оркестра;

2. «. концертмейстер - пианист-аккомпаниатор, в обязанности которого входит разучивание партий с солистами - певцами, инструменталистами, дирижерами, танцовщиками и участие в концертных выступлениях» [3].

Учитывая объем разнообразного

музыкального репертуара в области ансамбля, можно утверждать, что концертмейстер - это важнейший участник музыкальной жизни, творчество которого необходимо для исполнения огромного пласта как классической, так и современной музыки.

В области образования, на всех его этапах - от начального (детские музыкальные школы, школы искусств, разнообразные музыкальные студии, кружки, инструментальные, хоровые и танцевальные объединения) до высшего (музыкальные и музыкально-педагогические вузы, хоровые и хореографические академии и т.п.) в полной мере проявляется многогранность данной профессии. Несмотря на то, что до сих пор бытует мнение о ее якобы несложности, очевидно (и это отмечается целым рядом исследователей, таких, например, как А.Д. Алексеев, И.А. Белоконь, В.Н. Бикташев, Н.М. Борисова, Г.Н. Брыкина, К.А. Виноградов, М.В. Воротнойи др.), что концертмейстер - это не только музыкант-исполнитель, это и педагог, и психолог, и организатор.

Концертмейстерская работа со студентами-музыкантами включает в себя множество направлений - это, в первую очередь, непосредственное высокопрофессиональное исполнение произведений, требующее серьезной фортепианной подготовки, ансамблевой культуры и широкого культурного кругозора. Важно также учитывать и необходимость владения концертмейстером навыками чтения с

листа, транспонирования нотного текста, а также навыками аранжировки. Не менее значима и способность к импровизации - мгновенной реакции на те или иные изменения в процессе исполнения произведения.

Необходимыми качествами концертмейстера являются артистизм, наличие образного мышления, фантазии, мобильность,

отзывчивость, коммуникативность,

ответственность. В наибольшей полноте обучение будущих концертмейстеров представлено в музыкальных колледжах и вузах в классах концертмейстерского искусства. Однако, как правило, педагоги здесь сосредоточены на освоении вокального репертуара (романсов, песен, арий из опер) и ансамбля (в основном, дуэтов, реже трио) струнных или духовых инструментов с фортепиано. В теоретическом и методическом аспектах практически совсем не представлено такое важнейшее направление концертмейстерской работы, как аккомпанемент в хореографическом и хоровом классах.

Особой спецификой отличается работа концертмейстера хореографического класса. Необходимо отметить, что концертмейстерство в области хореографии до сих пор изучено недостаточно. Отсутствуют систематические исследования в этой области, специальная методическая литература. Налицо серьезное противоречие, когда востребованная профессия не подкрепляется серьезной подготовкой специалистов в данной области. Молодые концертмейстеры в хореографическом классе вынуждены начинать практически «с нуля», осваивая профессию в процессе практической работы. Дело в том, что в учебных планах концертмейстерских классов в вузах отсутствует специальный раздел, посвященный освоению навыков аккомпанемента танцу (в методическом плане данный аспект отчасти раскрывается для концертмейстера балета и не распространяется на другие направления танцевального искусства -народный, исторический, бальный, современный танец модерн и др.).

Отчасти теоретическая база аккомпанемента в области хореографии рассмотрена Г.А. Безуглой и Л.А. Ладыгиным. Большое значение имеет также классический труд А.Я. Вагановой «Основы классического танца», где имеются примеры музыкального сопровождения. Проблемы взаимодействия педагога и концертмейстера касаются Н.П. Базарова и В.С. Костровицкий.

Взаимодействие движения и музыки в процессе обучения танцу, неразрывное единство движения и музыки во всех проявлениях

танцевального искусства, его видах и формах и на всех возрастных уровнях является одной из важнейших, но пока еще не решенных задач. Как отмечают Е.В. Громова и С.Е. Шиеринская в своей статье «Аккомпанемент на уроке классического танца как инструмент развития музыкальности танцовщика в современном хореографическом образовании» [2], сегодня можно констатировать недооценку «роли музыкального материала как полноправного компонента в экзерсисе. Пока музыка в экзерсисе -второстепенное, а часто и случайное средство» [6].

Н.Е. Раевская отмечает, что концертмейстер в балетном классе обязан не только свободно читать музыкальный текст с листа, но и владеть музыкальной импровизацией, так как, по ее мнению, урок классического танца является примером свободного взаимодействия музыки и пластики, и концертмейстер только тогда сможет овладеть необходимыми навыками, когда самостоятельно пройдет как можно больше клавиров балетной музыки и почувствует ее специфику, ритмическую основу, текучую выразительность мелодий и увлекающую слушателей динамику. «Урок классики - это живое взаимодействие музыки и пластики, строится он на импровизационном материале. Играть по нотам надо дома: необходимо переиграть как можно большее количество балетных клавиров, это поможет войти в русло этой музыки, почувствовать ее стиль, гармоническую канву. Нотный материал можно использовать лишь в некоторых комбинациях...» [6, с.83].

Концертмейстер хора - это особое, отличающее собственной спецификой направление концертмейстерской деятельности. Несмотря на то, что исполнение музыкальных произведений с поющими солистами - это наиболее разработанный аспект

концертмейстерской деятельности, при работе с хором закономерности взаимодействия голоса и аккомпанемента приобретают иное прочтение, новый смысл, приближаясь по своей наполненности к симфоническому

многослойному звучанию и многоплановому взаимодействию. «Хор, как природный музыкальный инструмент, способен на разные оттенки звука, от нежного «пианиссимо» до мощного «фортиссимо», оставаясь вместе с тем верным своей певческой природе. Профессиональный концертмейстер,

аккомпанируя хору, всегда должен помнить о голосовой, певческой природе хорового звука, и даже исполняя произведения, где присутствуют оттенки мощного «форте», никогда не переходить

на форсацию звука. Наоборот, опытный концертмейстер всегда стремиться преодолеть ударную молоточковую природу своего инструмента, подражая хоровому звучанию» [7, с.

9].

Вместе с тем, несмотря на повсеместное распространение хоровых коллективов и очевидную востребованность профессии концертмейстера хора до сих пор наблюдается нехватка профессионалов в данной области.

При работе с учащимися детских музыкальных школ педагогическая,

психологическая и организационная

составляющие профессии «концертмейстер» приобретают особую значимость. Так, в обязанности концертмейстера входит разучивание с учеником нового музыкального материала, причем в том ключе, который был избран педагогом по специальности. Здесь требуются особые чуткость и тактичность, способность концертмейстера проводить в жизнь установки педагога и при этом реализовывать собственное видение содержания произведения, собственные педагогические наработки, опыт его освоения и исполнения совместно с учеником.

Особенно большая ответственность ложится на концертмейстера при исполнении зачетных и экзаменационных программ, а также во время концертного исполнения. Он обязан обеспечить ученика всем необходимым для подготовки к выступлению - организовать репетицию, уточнить временные рамки (нельзя допускать, чтобы ученик вынужден был долго ожидать своего выступления), проверить состояние инструмента, наличие необходимого нотного материала, концертного костюма,

психологически настроить своего подопечного, чтобы он подошел к выступлению в лучшей форме.

Кроме того, концертмейстер в процессе выступления должен быть готов к различным непредвиденным ситуациям - ошибка исполнителя, внезапная остановка, изменения темпа и т.п., чтобы мгновенно «прикрыть» ученика, помочь ему собраться и продолжить выступление.

Важность психологического начала в работе концертмейстера отмечала в своих книгах и статьях Наталья Яковлевна Лузум - выдающийся отечественный концертмейстер, профессор Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки. Она писала, в том числе, и о так называемом «дирижерском предвидении и предслышании», которыми обладает

высокопрофессиональный концертмейстер. Это качество как ничто другое помогает «спасти

ситуацию» во время концертного выступления, вовремя оказать ученику необходимую поддержку [4;5].

Таким образом, отмечаем, что профессия «концертмейстер» обладает своей ярко выраженной спецификой и многоплановостью, является востребованной в практике работы как профессиональных учебных заведений, так и в дополнительном образовании. Однако подготовка специалистов, способных к

высокопрофессиональной деятельности в качестве концертмейстера вокального,

инструментального, хорового и

хореографического классов, все еще оставляет желать лучшего. Особенно сложная ситуация сложилась в отношении концертмейстера хора и концертмейстера хореографического класса.

Налицо необходимость расширения спектра специализации внутри концертмейстерского класса, предоставление возможности будущим специалистам охватить основы всех направлений данной профессии, так как каждое из этих направлений обладает собственной спецификой, собственными секретами мастерства.

1. Гриних Д. Важа Чачава: артистами рождаются / Д. Гриних // Музыкальная жизнь. - 2008. - № 10. - С. 25-26.

2. Громова Е.В. Аккомпанемент на уроке классического танца как инструмент развития музыкальности танцовщика в современном хореографическом образовании [Электронный ресурс] / Е.В. Громова, С.Е. Шиеринская. - Режим доступа: ЬИр5://суЬег1етпка.ги/агйс1е/п/аккотрапетеп1-па-игоке-k1assicheskogo-tantsa-kak-instrument-razvitiya-тшука^озй^айдаузсЫка-у-зоугетеппот-horeograficheskom

3. Концертмейстер [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.be1canto.ru/ konzertmeister

4. Лузум Н. Я. В ансамбле с солистом / Н.Я. Лузум. - М.: Бегемот, 2005. - 96 с.

5. Лузум Н.Я. Концертмейстер в камерно-вокальном исполнительстве: сб. науч. -метод. ст. / Н.Я. Лузум // Концертмейстер: призвание и профессия. - Н. Новгород: ННГК им. М.И. Глинки, 2000. - С. 5-33.

6. Раевская Н.Е. Музыкальное оформление урока классического танца / Н.Е. Раевская. - СПб.: Союз художников, 2010. - 91 с. - С. 83.

7. Савченко Л.И. Методические рекомендации к работе концертмейстера в хоровом классе / Л.И. Савченко. - Клинцы: ГБОУ СПО «Клинцовский социально-педагогический коллеж», 2013. - 77 с. - С. 9.

Сведения об авторе:

Кабкова Елена Павловна (г. Москва, Россия), доктор педагогических наук, профессор кафедры музыкального искусства института культуры и искусств государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет», e-mail: borisr@comtv.ru

Data about the author:

E. Kabkova (Moscow, Russia), Doctor of Pedagogical Sciences, professor of department of musical art of institute of culture and arts of the public autonomous educational institution of the higher education of the city of Moscow "Moscow city pedagogical university", e-mail: borisr@comtv.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.