ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ И БЕЛАРУСИ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОСТИ
Вэнь Синь
аспирант,
Белорусский государственный педагогический университет
имени Максима Танка, Республика Беларусь, 220030, г. Минск, ул. Советская, 18
Полякова Е.С. д. п. н., доцент, профессор ФЭО Белорусский государственный педагогический университет
имени Максима Танка, Республика Беларусь, 220030, г. Минск, ул. Советская, 18
THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF ORGANIZATION OF MUSICAL EDUCATION IN CHINA AND BELARUS IN THE CONTEXT OF POLY-ARTISTIC
Wen Xin,
graduate student,
Belarusian State Pedagogical University named after Maxim Tank, Republic of Belarus, 220030, Minsk, st. Soviet, 18
E. S. Polyakova,
Doctor of Education, Associate Professor, Professor FАE Belarusian State Pedagogical University named after Maxim Tank, Republic of Belarus, 220030, Minsk, st. Soviet, 18
Аннотация. Целью работы является рассмотрение теоретико-методологических оснований исследования: синкретичности искусства, развиваемости человека, аксиологических основ образования, музыкально-коммуникативного аспекта взаимодействия субъектов образования с искусством. Практическую реализацию идеи полихудожественности обеспечивают аксиологический, культурологический, поликультурный и полихудожественный подходы. Зависимость результатов обучения и становления личности от развивающей функции искусства, творческого характера музыкально-образовательного процесса, его полифункциональности и полихудожественности - являются теоретической базой исследования.
Abstract. The aim of the work is to consider the theoretical and methodological foundations of the study: syncretic art, human development, axiological foundations of education, the musical and communicative aspect of the interaction of educational subjects with art. The practical implementation of the idea of poly-artistic is provided by axiological, cultural, poly-cultural and poly-artistic approaches. The dependence of the learning outcomes and personality formation on the developing function of art, the creative nature of the musical and educational process, its poly-functionality and poly-artistic are the theoretical basis of the study.
Ключевые слова: музыкальное образование; полихудожественность; методологические подходы; теоретические основания; эффективность профессионального становления.
Key words: music education; poly-artistic; methodological approaches; theoretical foundations; the effectiveness of professional development.
Проблема реализации полихудожественного подхода в высшем образовании КНР и РБ требует опоры на теоретико-методологическую базу, с позиций которой будет исследоваться выдвинутая проблема. Обращение к философии, эстетике, психологии, педагогике и методике музыкального образования, позволяет определиться с теми фундаментальными идеями и теориями, на которые мы будем опираться в своем исследовании. Взгляды на музыкальное искусство как на ценность для государства, общества и отдельной личности является основой всех передовых педагогических систем на протяжении более, чем двух тысячелетий и обеспечивает методологический базис исследования.
Прежде всего, это идея синкретичности, которая была выдвинута еще в античности. Философия и эстетика признают синкретичность искусства на раннем этапе его возникновения и развития. Все будущие виды искусства существовали на заре человечества в едином, нерасчлененном виде, воздействуя в комплексе на человеческое сознание и чувства. От античности и ведет свое развитие идея полихудожественности в образовании. Однако, только на переломе ХХ-ХХ1 веков эта идея получила возможность реального воплощения в практике, благодаря разработке полихудожественного подхода и пользования синтеза искусств для плодотворного развития личности обучающегося (Б. П. Юсов,
Н. И. Бондарева, Е. А. Горпиненко, Е. А. Ермолинская, Л. Р. Золотарева, Е. П. Кабкова, Л. Г. Савенкова, О. В. Стукалова и др.) [3, 4, 16]. Это первая наша методологическая посылка.
Значительную роль в нашем исследовании играет мысль о развиваемости человека, об изменении его личности под влиянием образования. Философия и педагогика признают возможность обучения, воспитания, формирования и развития растущего человека. Все перечисленные процессы пронизывают мировые образовательные системы, т.к. все они отражают функции образования, без которых оно существовать не может. Идеи развиваемости человека и окружающего мира присутствовали уже в древнекитайской философии и с философии античности (Конфуций, Мо Цзы, Гераклит Эфесский, Демокрит, Аристотель). Эта посылка делает весьма перспективной идею интенсификации профессионального развития педагога-музыканта на основе принципа полихудожественности.
Третьей методологической посылкой является признание аксиологических основ общего, эстетического и, в частности, музыкального образования. Образование является непреложной ценностью для Человечества, обеспечивая его существование не только в прошлом, настоящем, но и в будущем. Завоевание каждым последующим поколением людей всей той суммы накопленных знаний, достигнутых предками, усвоение старого и приращение нового знания невозможно без качественной и продуктивной системы мирового образования.
Аксиология, как наука о ценностях и ценностных ориентациях развивалась в русле философии. Начиная от Сократа, Платона, далее И. Канта и до О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина и др. исследователей вопросы ценностей рассматривались в русле ведущих проблем философского знания. Непосредственное исследование проблем аксиологических основ образовательного процесса относится к психолого-педагогической науке ХХ века. Так, большое внимание мировой наукой уделялось ценностям образования и искусства О. Г. Дробницким, М. С. Каганом, В. А. Сластениным, Л. Н. Столович, Е. Н. Шияновым и др. Одним из известнейших ученых в области философии и истории культуры, М. С. Каганом утверждалось, что ценности непосредственно воздействуют «на человеческую деятельность, человеческое поведение, общественную жизнь, развитие культуры» [8, с. 183], т. е. им признавалось определяющее значение аксиологическим основам человеческого существования вообще. А непосредственная связь психолого-педагогического знания с теорией ценностей раскрывается (в русле аксиологического подхода) через ряд принципов, разработанных известными российскими учеными В. А. Сластениным и И. Ф. Исаевым в начале XXI века. Таковыми являются в применении к нашей проблематике: принцип равноправия идей «в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей», в том числе и возможность использования принципа полихудожественности для формирования личности преподавателя образовательной области искусства [10, с. 88]; принцип равнозначности традиций и творчества, по мнению ученых, раскрывает необходимость «... изучения и использования учений прошлого и возможности духовного открытия в настоящем и будущем», а также подчеркивает диалогичность/полилогичность современного полихудожественного образовательного процесса с опорой на взаимообогащение «всех и каждого» [10, с. 88]; принцип экзистенциального равенства людей, опирающийся на гуманистические ценности, предполагает диалог/полилог вместо некритично принятой толерантности. Первостепенной задачей образовательного процесса становится понимание ценности окружающего мира, отношение к человеку как к субъекту познания, общения и творчества, что обеспечивает педагогические аспекты образования.
И, наконец, важное значение имеет музыкально-коммуникативный аспект музыкально-образовательного процесса, обеспечивающий полноценное взаимодействие внутри полисубъекта и между субъектами и различными видами искусств [12]. Музыкально-коммуникативная деятельность состоит из коммуникативных действий в рамках коммуникативных ситуаций, составляющих коммуникативный контекст интерпретации любого музыкального произведения, включенного в музыкально-образовательный процесс. По мнению исследователя М. В. Ивановой музыкально-образовательный процесс связан с музыкально-коммуникативным полем и является компонентом «поляризованного музыкально-информационного пространства, в котором осуществляется коммуникативное действие в рамках музыкально-образовательного процесса)» [7, с. 4]. В этом проявляется, собственно, педагогическая, а точнее, музыкально-педагогическая коммуникация. Данная коммуникация обеспечивает всем участникам МОП переживание позитивных эмоциональных состояний и доставляет музыкально-эстетическое удовлетворение. Музыкально-педагогическая коммуникация «. осуществляется на основе комплекса накопленной человечеством информации, строится на основе эмпатийного взаимодействия и носит эстетический, художественный и просоциальный характер» [7, с. 12]. В музыкально-педагогическом процессе она функционирует благодаря личностно-профессиональным качествам педагога-музыканта, его профессиональным коммуникативным умениям и навыкам.
Таким образом основными методологическими позициями, на которых будет строится наше исследование являются: идея о синкретичности искусства, мысль о развиваемости человека, об изменении его личности под влиянием образования, признание аксиологических основ общего, эстетического и, в частности, музыкального образования и музыкально-коммуникативный аспект музыкально-образовательного процесса.
Остановимся сейчас кратко на методологических подходах, обусловливающих реализацию идеи полихудожественности.
Прежде всего, наше исследование опирается, как мы уже упоминали, на аксиологический подход с принципами: равноправия философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей; равнозначности традиций и творчества, определяющий соотношение устоявшегося и инновационного; экзистенциального равенства людей, обеспечивающего сочетание прав и свобод личности и др. (А. И. Буров, О. Г. Дробницкий, М. Рокич, В. П. Тугаринов, Л. Н. Столович, М. С. Каган, И. Б. Котова,
A. Н. Максимов, С. А. Смирнов, Е. Н. Шиянов и др.).
Поскольку исследование затрагивает проблему совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта, важным является и культурологический подход с принципами: мультикультурности; продуктивности; аксиологического расширения личностных смыслов культурных феноменов; формирования личности в поликультурной образовательной среде и др. (С. И. Гессен, М. М. Бахтин, А. С.Зубра, М.Коул, И. Б. Котова, С. А. Смирнов, Е. Н. Шиянов, М. С. Коган, Ю. М. Лотман,М. К. Мамардашвили, Н. И. Киященко, Е. В. Квятковский, Н. И. Лейзеров, Т. В. Холостова и др.).
Безусловно, необходимым в исследовании является и поликультурный подход как отражение многофакторности и многофункцмональности музыкально образовательного процесса. Его принципами являются: педагогизации культурного пространства; социализация личности в пространственно-временном континууме поликультурности; целостного развития личности; самовыражения личности в музыкально-образовательном процессе и др. (Н. А. Сергеева, В. И. Матис, Н. А. Егорова, Г. А. Синтяева, И. Б. Савелова и др.) [14, 15].
И, наконец, основным подходом, обеспечивающим в нашем исследовании долговременные перспективы развития высшего музыкально-педагогического образования является полихудожественный подход с принципами: интеграции различных видов художественной деятельности; создания творчески ориентированной полихудожественной среды; эмоциональной включенности в художественно-образовательный процесс; диалогического расширения пространства для личностного роста обучающегося и др. (Н. И. Бондаревой, Е. А. Горпиненко, Е. А. Ермолинской, Л. Р. Золотаревой, Е. П. Кабковой, Л. Г. Савенковой, О. В. Стукаловой и др.) [4, 16].
Теоретическими идеями в нашем исследовании выступают:
1. Эффективность и прогнозируемость результатов обучения зависит от развивающей функции искусства [12 с. 205]. Прежде всего, следует отметить, что философия и психология музыкального искусства обращается к развивающей функции музыки. Передовыми умами человечества всегда отмечается важная роль развивающей функции музыкального искусства (Аристотель, Конфуций, Платон, Сыма Цянь, Ф. Салинас, В. Галилей, М. М. Бахтин, М. С. Каган, Е. В. Квятковский, Н. И. Киященко, М. К. Мамардашвили, Д. Б. Кабалевский, Э. Жак-Далькроз, З. Кодаи, К. Орф, П. Михель, Ф. Лысек, Сяо Юмей, Ли Шутонг, Мэй Ланфанг и др.). В чем же ученые видят сущность и значимость развивающей функции музыки, да и искусства вообще? Признано, что суть развивающей силы музыкального искусства опирается на: многоаспектность воздействия музыки на личность; интроспекцию и самоидентификацию личности в процессе взаимодействия с художественным произведением, с искусством вообще; единый принцип, обеспечивающий функционирование сигнальности, регулируемости, парности и фазности, как для музыки, так и для эмоций; музыкальность личности, базирующейся на эмоциональномоторной природе; подсознательное «...воздействие музыкального языка эмоций, помогающего приобретению воображаемого опыта и переводу его в плоскость реальных отношений личности» [12, с. 206]; включение личности в многогранную художественную деятельность (восприятие, исполнение, творчество) [12].
Значимыми для понимания роли искусства в развитии личности человека являются многочисленные данные экспериментальных исследований, как в Беларуси, так и в Китае, а также и в рубежных странах (Л. Г. Арчажникова, Х. Гарднер, Д. Кемпбелл, Т. П. Королева, Ли Шутонг, Мэй Ланфанг, В. И. Петрушин,
B. М. Подуровский, Е. С. Полякова, Н. В. Суслова, Сяо Юмей, К. В. Тарасова, Г. М. Цыпин, В. Л. Яконюк и мн. др.), показывающих объективность существования развивающей функции искусства.
Взаимодействие с любым художественным произведением способствует самоидентификации, самопознанию и раскрытию личности с помощью интроспекции через искусство и принятие личностных смыслов, что повышает изменяемость проектируемой личности специалиста в области искусства (например, учителя музыки), ее самоактуализацию и самореализацию [13].
Наконец, основанные на опыте ведущих преподавателей образовательной области искусства, эмпирические данные, позволяют констатировать: речевое общение на уроке искусства не должно превалировать. Вербализация не должна подменять воздействие искусства, т.к. она не компенсирует его развивающую функцию. На уроке искусства должно доминировать искусство и деятельность обучающихся в различных его видах.
2. Интенсивность становления личности педагога-музыканта определяется творческим характером музыкально-образовательного процесса [12, с. 207]. Связь творческого характера музыкально-образовательного процесса с эффективным становлением личности педагога-музыканта прослеживается по следующим параметрам. Как отмечают известные ученые: Б. В. Асафьев, Д. Б. Кабалевский, В. В. Медушевский, В. И. Петрушин, А. Н. Сохор, Б. М. Теплов, Г. М. Цыпин и др., -психолого-педагогическая наука ХХ-ХХ1 веков признает потребность в творчестве имманентно присущим, родовым свойством человека. Чтобы маленький человек мог полностью реализовать свои потенции в искусстве, он должен столкнуться на ранних стадиях онтогенеза с различными его видами.
Искусство является внешним фактором по отношению к становящейся и развивающейся личности и обеспечивает культурную среду для развития человека. Таким образом, социальным заказом общества становится формирование творческой личности, соответствие ее объективным требованием любого государства как социального институт и всего человечества.
Педагог образовательной области искусства осознает свою профессию как профессию творческую по ряду причин: рутинность традиционной педагогической системы во многих звеньях подвергается стагнационным процессам, что требует ответной реакции от мыслящего учителя; большинство исследователей убеждены, что только творческая личность учителя способна сформировать креативность обучающегося (В. Г. Ражников); целостность личности является субъективной и объективной экзистенциальной ценностью, и способна сохраняться только через творчество. Именно оно способно актуализировать и активизировать с наименьшими потерями все аспекты взаимоотношений субъекта образовательного процесса с собой и объективной реальностью.
Творчество обучающегося в музыкально-образовательном процессе характеризуется по критериям: результативность, аксиологичность, процессуальность и системность.
A. Продукт деятельности педагога-музыканта является результатом творческого акта и непосредственным прямым результатом. Для практической и научной музыкально-педагогической деятельности специалиста это могут быть: формирование личности обучающегося, его творческой индивидуальности; создание условий для саморазвития, самоактуализации и самореализации человека в различных видах искусства; раскрытие закономерностей музыкально-образовательного процесса в современных условиях; формирование необходимых профессиональных компетенций у будущего специалиста; разработка инновационных форм, методов и приемов работы на основе нестандартных подходов и многовариантности решений любой проблемы; трансформация уже известного в музыкальной педагогике в зависимости от новых задач и изменяющихся условий функционирования музыкально -образовательного процесса; обеспечение смыслотворчества будущего педагога-музыканта в музыкально-образовательном процессе (как при восприятии произведений искусства, так и в ситуациях учебно -музыкальной деятельности).
Б. Любая продуктивная творческая деятельность является определенной общественной или личностной ценностью, т. е. продукт творческой деятельности будущего педагога-музыканта аксиологичен. Поскольку С. Л. Рубинштейн определяет творчество как нечто новое, оригинальное, входящее в историю искусства, науки, педагогики и т. д., постольку любой творческий продукт, обладая несомненной личностной, субъективной ценностью, не всегда коррелирует по значимости с ценностью общественной. Аксиологичность творческого продукта может обладать разной степенью широты. По мнению А. Маслоу, креативность человека может проявляться даже в повседневной жизни и в разных формах самовыражения [9]. Таким образом, непосредственной общественной ценностью продукт творчества обучающегося может и не обладать, однако изменение личности, становление ее креативности влияет опосредованно на изменение качества жизни человека, его самореализацию в этом мире.
B. Творческий акт порождает и побочный продукт, чаще всего латентный, неосознаваемый. Личностью будущего педагога-музыканта приобретается индивидуальный опыт творческой деятельности в музыкально-образовательном процессе, формируется способность генерации и разработки идей, превращая становление креативности специалиста в процесс. Изменения в личности обучающегося процессуальны и отражают его творческое развитие, самодвижение к вершинам профессионализма.
Если творческий акт остается единичным явлением он не влияет на личность студента в такой же мере, как и система творческих актов. Творческие акты в различных видах искусств должны пронизывать музыкально-образовательный процесс. Только в этом случае он может оказать заметное влияние на развитие творческого потенциала будущего педагога-музыканта.
Современная музыкальная психология и педагогика признает деятельность в области искусства как взаимодействие ее репродуктивных и продуктивных сторон (Б. В. Асафьев, Л. С. Выготский, Д. Б. Кабалевский, А. Н. Леонтьев, В. В. Медушевский, В. Н. Наумчик, В. И. Петрушин, А. Н. Сохор, Б. М. Теплов и др.), но наибольшее влияние на становление компетентного профессионала оказывает его включение в творческий процесс. Аксиомой специальной профессиональной подготовки на современном этапе развития музыкального образования является перехода его на продуктивный, творческий уровень.
3. Зависимость становления, развития и формирования личности педагога-музыканта от полифункциональности музыкально-образовательного процесса [11, с. 115].
Полифункциональность музыкально-образовательного процесса опирается на теорию функциональных систем П. К. Анохина, являясь одной из концептуальных основ нашего исследования [1]. Сущность теории - в изменениях при включении человека в какую-либо деятельность, которые обусловлены самой деятельностью. По мысли П. К. Анохина, в мозгу человека представлена модель желаемого результата и каждое движение организма отражается в мозгу как афферентный импульс, сравнивающий фактически достигнутое с заданной программой. Коррекция двигательного акта и тренировка эффекторной системы продолжается до выработки автоматизма. Приспособление к окружающей среде формирует «опережающее отражение», контролирующее результаты и сличающее их с желаемой целью.
Упоминание Н. А. Бернштейна о «модели потребного будущего», проектирующей и организующей поведение человека [2], которая «... избирательно мобилизуют в коре головного мозга именно те синаптические организации, которые в процессе прошлого жизненного опыта животного или человека были связаны с удовлетворением такого же состояния. Благодаря такому избирательному распространению возбуждений по коре больших полушарий создаются энергетические условия для занятия превалирующего в функциональном отношений положений теми корковыми ассоциациями, которые в прошлом способствовали возникновению и удовлетворению имеющейся в данный момент потребности» [1, с. 14] позволяет экстраполировать этот постулат в педагогическую науку. Можно констатировать, что конечный результат деятельности определяет структуру очередной функциональной системы и обусловливает, как будут действовать психологические структуры личности ее представляющие.
В этом плане значимым становится определение целей-задач деятельности педагога-музыканта, затрагивающее процессы целеполагания и целеобразования, фундаментом которых является потребностно-мотивационная сфера человека. Поставленная перед человеком цель-задача активизирует организмические системы и психологические структуры, обеспечивая получение заранее прогнозируемого результата, т. е. решения поставленной задачи. В человеческом организме саморегуляция обеспечивает необходимые действия и поведение, приводящие к успеху. Важным выводом является представление о возможности «саморегуляции полифункциональной деятельности педагога-музыканта» [11].
Известные российские и белорусские ученые А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. И. Жук, Н. А. Масюкова, П. Г. Щедровицкий и др. рассматривают профессиональную педагогическую деятельность как динамическую систему, обладающую следующими характеристиками: полиструктурность, полипредметность и полифункциональность [5, 6].
Рассматривая педагогическую деятельность как систему, состоящую из базовой деятельности, в нашем случае музыкально-педагогической, и сервисных деятельностей, обусловливающих полноценное функционирование базовой, ученые доказывают возможность обогащения собственно педагогической деятельности.
Рассмотрим музыкально-педагогическую деятельность, требующую многостороннего предъявления обучающемуся всего спектра искусств. Как пишет Е. С. Полякова «. многоаспектная коммуникативная деятельность . состоит помимо педагогического общения из обеспечения художественной коммуникации между музыкальным произведением и воспринимающей личностью, между эпохой создания и учеником, между личностью композитора и личностью слушателя, между восприятием и смыслотворчеством педагога и восприятием и смыслотворчеством ученика и т.д. Все это дополнительно осложняется эмоционально-ценностными отношениями как в системах учитель-ученик, ученик-учитель-музыка, так и в системе ученик-музыкальное искусство» [12, с. 226].
Существуют многообразные виды музыкально-педагогической деятельности, обусловливающих ее полифункциональность: планирование и организация музыкально-образовательного процесса; музыкально-теоретическая, музыкально-историческая и музыкально-критическая деятельность учителя музыки на уроке; организация художественно-эстетической коммуникации; педагогическое взаимодействие, музыкально-просветительская работа на уроке и во внеурочное время; многочисленные виды музыкально-исполнительской деятельности (игра на музыкальном инструменте, вокал, дирижирование и пр.); художественно-педагогический анализ музыкального произведения; управление учебно-музыкальной деятельностью обучающихся (восприятием, исполнением на музыкальных инструментах, вокалом, теоретической и рефлексивной деятельностями и т. д.); фасилитация и психолого-педагогическое сопровождение музыкально-образовательного процесса; рефлексивная деятельность самого учителя и т.д.
В сознании педагога-музыканта формируется программа будущих действий, системы же организма преподавателя выполняют планируемое действие. Результат деятельности зависит от функционирования программирующей и исполняющей системы.
Полифункциональность учебно-музыкальной деятельности обучающегося особенно заметна в практических аспектах, обеспечивающих эффективность профессионального становления специалиста в области музыкального искусства.
Итак, анализ организации музыкального образования в Китае и Беларуси в контексте полихудожественности потребовал рассмотрения теоретико-методологических оснований исследования. Фундаментальными позициями являются: идея синкретичности искусства; мысль о развиваемости человека, об изменении его личности под влиянием образования; признание аксиологических основ общего, эстетического и музыкального образования, а также важность музыкально-коммуникативного аспекта музыкально-образовательного процесса, обеспечивающего полноценное взаимодействие субъектов образования с различными видами искусств. Эти позиции реализуются при взаимодействии различных методологических подходов: аксиологического, культурологического, поликультурного, полихудожественного и конкретизирующих их принципов. Основными теоретическими идеями исследования являются: признание эффективности и прогнозируемости результатов обучения от развивающей функции искусства; утверждение, что интенсивность становления личности педагога-
музыканта определяется творческим характером музыкально-образовательного процесса; доказательство зависимости становления, развития и формирования личности педагога-музыканта от полифункциональности музыкально-образовательного процесса. Все перечисленные теоретико-методологические позиции способны обеспечить успешную организацию и перспективное развитие музыкального образования в разных странах на основе полихудожественности.
Список литературы:
1. Анохин, П. К. Кибернетика и интегративная деятельность мозга / П. К. Анохин // Вопросы психологии. - 1966. - № 3. - С. 10-31.
2. Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н. А. Бернштейн.
- М. : Медицина, 1966. - С. 299-300; 322.
3. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников / под ред. Б.П. Юсова. - Луганск, 1999 - 180 с.
4. Горпиненко, Е. А. Развитие импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ: полихудожественный подход: автореферат дис. ... к.п.н. / Е. А. Горпиненко. -М., 2014. - 26 с.
5. Деркач, А. А. Акмеология : учеб. пособие / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. - СПб. : Питер, 2003. -256 с.: ил.
6. Жук, А. И. Основные направления развития университетского образования / А. И. Жук // Известия Междунар. акад. наук высш. школы. - 2003. - № 3 (25). - С. 21-29.
7. Иванова, М. В. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя музыки в музыкально-коммуникативном поле : автореф. ... дис. кан. пед. наук / М. В. Иванова. - Минск, 2018. - 30 с.
8. Каган, М. С. Философская теория ценности / М. С. Каган. - СПб. : ТОО ТК Петрополис, 1997. -205 с.
9. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2003. - 352 с.
10. Сластенин, В. А. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. - М. : Академия, 2013. - 576 с.
11. Полякова, Е. С. Методологические основания развития личности педагога-музыканта в образовательном процессе : монография / Е. С. Полякова. - Минск : ИВЦ Минфина, 2019. - 235 с.
12. Полякова, Е. С. Педагогические закономерности становления и развития личностно-профессиональных качеств учителя музыки : монография / Е. С. Полякова. - Минск : ИВЦ Минфина, 2009.
- 542 с.
13. Психология музыкальной деятельности: теория и практика : учеб. пособие для студ. муз. высш. пед. учеб. заведений / Д. К. Кирнарская, Н. И. Киященко, К. В. Тарасова [и др.] ; под ред. Г. М. Цыпина. -М. : Академия, 2003. - 368 с.
14. Савелова И.Б. Педагогический ресурс фольклора и его роль в формировании поликультурной образовательной среды. - [ Электронный ресурс] - Режим доступа : http://journals.uspu.ru/index.php?option=com_ content&view=category&id=228&Itemid=165. - Дата доступа : 27.08.2020.
15. Савелова, И. Б. Творческое «Я» как основная составляющая поликультурной компетентности педагога. - Уральский педагогический вестник. - 2012. - № 6 - С. 122-129.
16. Стукалова, О. В. Созвучие идей (о философских основах теории Б. П. Юсова) / О. В. Стукалова // Междисциплинарный интегрированный подход к обучению и воспитанию искусством (опыт региональных исследований): Сборник науч. тр. - М. : Институт художественного образования РАО, 2006.
- С. 16-20.
References:
1. Anokhin, P. K. Cybernetics and integrative activity of the brain / P. K. Anokhin // Questions of psychology.
- 1966. - No. 3. - P. 10-31. (In Russian).
2. Bernstein, N. A. Essays on physiology of movements and physiology of activity / N. A. Bernstein. - M. : Medicine, 1966. - S. 299-300; 322. (In Russian).
3. Interaction and integration of arts in poly-artistic development of schoolchildren / ed. B. P. Yusov. - Lugansk, 1999 - 180 p.(In Russian).
4. Gorpinenko, E. A. Development of improvisational abilities of pupils of primary grades of choreographic schools: polyartistic approach: abstract of thesis. ... c.p.n. / E. A. Gorpinenko. - M. , 2014 .-- 26 p. (In Russian).
5. Derkach, A. A. Acmeology: textbook. allowance / A. A. Derkach, V. G. Zazykin. - SPb. : Peter, 2003 .-256 p .: ill. (In Russian).
6. Beetle, A. I. Main directions of development of university education / A. I. Beetle // Izvestiya Mezhdunar. acad. sciences higher. schools. - 2003. - No. 3 (25). - S. 21 29. (In Russian).
7. Ivanova, MV Formation of professional competence of a future music teacher in a musical and communicative field: author. ... dis. can. ped. Sciences / M.V. Ivanova. - Minsk, 2018 .-- 30 p. (In Russian).
8. Kagan, M. S. Philosophical theory of value / M. S. Kagan. - SPb. : TOO TK Petropolis, 1997 .-- 205 p. (In Russian).
9. Maslow, A. Motivation and personality / A. Maslow. - 3rd ed. - SPb. : Peter, 2003 .-- 352 p. (In Russian).
10. Slastenin, V. A. Textbook for students of higher pedagogical educational institutions / V. A. Slastenin, I. F. Isaev, E. N. Shiyanov; ed. V. A. Slastenin. - M.: Academy, 2013 .-- 576 p. (In Russian).
11. Polyakova, E. S. Methodological foundations of the personality development of a music teacher in the educational process: monograph / E. S. Polyakova. - Minsk: Information and Computing Center of the Ministry of Finance, 2019 .-- 235 p. (In Russian).
12. Polyakova, E. S. Pedagogical patterns of formation and development of personal and professional qualities of a music teacher: monograph / E. S. Polyakova. - Minsk: ITTs Ministry of Finance, 2009 .-- 542 p. (In Russian).
13. Psychology of musical activity: theory and practice: textbook. manual for stud. muses. higher. ped. study. institutions / D. K. Kirnarskaya, N. I. Kiyashchenko, K. V. Tarasova [and others]; ed. G. M. Tsypina. - M.: Academy, 2003 .-- 368 p. (In Russian).
14. Savelova I. B. Folklore pedagogical resource and its role in the formation of a multicultural educational environment. - [Electronic resource] - Access mode: http://journals.uspu.ru/index.php?option=com_ content & view = category & id = 228 & Itemid = 165. - Date of access: 27.08. (In Russian).
15. Savelova, I. B. Creative "I" as the main component of the teacher's multicultural competence. - Ural Pedagogical Bulletin. - 2012. - No. 6 - P. 122-129. (In Russian).
16. Stukalova, O. V. Consonance of ideas (on the philosophical foundations of the theory of BP Yusov) / O. V. Stukalova // Interdisciplinary integrated approach to teaching and education by art (experience of regional studies): Collection of scientific. tr. - M.: Institute of Art Education RAO, 2006. - S. 16-20. (In Russian).
© Вэнь Синь, Е. С. Полякова, 2020