Научная статья на тему 'Развитие аналитических умений у бакалавров направления "Педагогическое образование" в процессе подготовки к реализации полихудожественного подхода'

Развитие аналитических умений у бакалавров направления "Педагогическое образование" в процессе подготовки к реализации полихудожественного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД / АНАЛИТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БАКАЛАВРИАТ / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ / POLYARTISTIC APPROACH / ANALYTICAL SKILLS / MUSICAL EDUCATION / ART EDUCATION / PEDAGOGICAL EDUCATION / BACHELOR DEGREE COURSE / TRAINING FUTURE TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвеева Лада Викторовна, Новоселов Сергей Аркадьевич, Тагильцева Наталия Григорьевна

В статье рассматривается проблема подготовки бакалавров направления «Педагогическое образование» к реализации полихудожественного подхода в обучении и воспитании детей. Раскрывается сущность полихудожественного подхода на этапе его зарождения и в современном понимании как целостной стратегии взаимодействия искусств в образовании школьников. Характеризуются особенности организации процесса подготовки будущих педагогов к реализации полихудожественного подхода в двух структурных подразделениях Уральского государственного педагогического университета Институте музыкального и художественного образования и Институте педагогики и психологии детства. Выявляются типовые ошибки и недостатки реализации будущими учителями полихудожественного подхода в процессе подготовки в педагогическом вузе. Обосновывается необходимость усиления внимания к развитию у бакалавров аналитических умений в процессе их подготовки к реализации полихудожественного подхода. Аналитические умения педагога рассматриваются в контексте требований ФГОС направления «Педагогическое образование» бакалавриата различных профилей. Подробно раскрывается содержание заданий, нацеленных на развитие у будущих педагогов образовательной области «Искусство» аналитических умений в контексте их подготовки к реализации полихудожественного подхода. Приводятся примеры алгоритмов выполнения данных заданий, отражающих последовательность действий обучающихся при выявлении особенностей реализации полихудожественного подхода в практике музыкального или художественного образования. Характеризуются требования к проекту педагогического процесса с использованием элементов полихудожественного подхода, самостоятельно разрабатываемому обучающимися. Анализируются позитивные результаты выполнения ими данных заданий, выявляются недостатки, типичные ошибки в разработке проекта и способы их устранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матвеева Лада Викторовна, Новоселов Сергей Аркадьевич, Тагильцева Наталия Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ANALYTICAL SKILLS IN BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE PROCESS OF TRAINING TO REALIZE THE POLYARTISTIC APPROACH

The article regards the problem of training bachelors of pedagogical education to realize the polyartistic approach to education and upbringing of children. The authors disclose the essence of the polyartistic approach at the stage of its emergence and in the modern interpretation as a holistic strategy of interaction between arts in the education of schoolchildren. The article characterizes the specific features of organization of the process of preparation of future pedagogues for realization of the polyartistic approach at two structural divisions of the Ural State Pedagogical University Institute of Musical and Art Education and Institute of Pedagogy and Psychology of Childhood. The authors reveal the typical mistakes and drawbacks of realization of the polyartistic approach by future teachers in the process of training at the pedagogical university. They also substantiate the need to concentrate more attention on development of analytical skills in bachelors in the process of their training to realize the polyartistic approach. Analytical skills of the pedagogue are viewed upon in the context of the requirements of the FSES in the area “Pedagogical Education” of bachelor degree courses of various profiles. The content of the tasks focusing on the development of analytical skills in future pedagogues of the educational area “Art” in the context of their training to realize the polyartistic approach is paid special attention to. The article contains examples of algorithms of completion of the given tasks reflecting the sequence of actions of the students while revealing the peculiarities of realization of the polyartistic approach in practical musical or art education. The authors characterize the requirements to designing pedagogical process using elements of the polyartistic approach, independently worked out by the students. The article analyzes the positive results of the students’ task completion, reveals possible shortcomings, typical mistakes in project elaboration and ways of their correction.

Текст научной работы на тему «Развитие аналитических умений у бакалавров направления "Педагогическое образование" в процессе подготовки к реализации полихудожественного подхода»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378.147:371.124

ББК Ч448.902.4 ГРНТИ 14.35.01 Код ВАК 13.00.02

Матвеева Лада Викторовна,

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры музыкального образования, Институт музыкального и художественного образования, Уральский государственный педагогический университет; 620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 9; e-mail: lada-matveeva@yandex.ru.

Новоселов Сергей Аркадьевич,

доктор педагогических наук, профессор, директор Института педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26; e-mail: inobr@list.ru.

Тагильцева Наталия Григорьевна,

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой музыкального образования, Институт музыкального и художественного образования, Уральский государственный педагогический университет; 620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 9; e-mail: musis52@mail.ru.

РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОДХОДА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: полихудожественный подход; аналитические умения; музыкальное образование; художественное образование; педагогическое образование; бакалавриат; подготовка будущих учителей.

АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается проблема подготовки бакалавров направления «Педагогическое образование» к реализации полихудожественного подхода в обучении и воспитании детей. Раскрывается сущность полихудожественного подхода на этапе его зарождения и в современном понимании как целостной стратегии взаимодействия искусств в образовании школьников. Характеризуются особенности организации процесса подготовки будущих педагогов к реализации полихудожественного подхода в двух структурных подразделениях Уральского государственного педагогического университета — Институте музыкального и художественного образования и Институте педагогики и психологии детства. Выявляются типовые ошибки и недостатки реализации будущими учителями полихудожественного подхода в процессе подготовки в педагогическом вузе. Обосновывается необходимость усиления внимания к развитию у бакалавров аналитических умений в процессе их подготовки к реализации полихудожественного подхода. Аналитические умения педагога рассматриваются в контексте требований ФГОС направления «Педагогическое образование» бакалавриата различных профилей. Подробно раскрывается содержание заданий, нацеленных на развитие у будущих педагогов образовательной области «Искусство» аналитических умений в контексте их подготовки к реализации полихудожественного подхода. Приводятся примеры алгоритмов выполнения данных заданий, отражающих последовательность действий обучающихся при выявлении особенностей реализации полихудожественного подхода в практике музыкального или художественного образования. Характеризуются требования к проекту педагогического процесса с использованием элементов полихудожественного подхода, самостоятельно разрабатываемому обучающимися. Анализируются позитивные результаты выполнения ими данных заданий, выявляются недостатки, типичные ошибки в разработке проекта и способы их устранения.

Matveyeva Lada Viktorovna,

Doctor of Pedagogy, Professor of Department of Musical Education, Institute of Musical and Arts Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Novoselov Sergey Arkad'yevich,

Doctor of Pedagogy, Professor, Director of Institute of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Tagil'tseva Nataliya Grigor'yevna,

Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Musical Education, Institute of Musical and Arts Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

DEVELOPMENT OF ANALYTICAL SKILLS IN BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE PROCESS OF TRAINING TO REALIZE THE POLYARTISTIC APPROACH

KEYWORDS: polyartistic approach; analytical skills; musical education; art education; pedagogical education; bachelor degree course; training future teachers.

ABSTRACT. The article regards the problem of training bachelors of pedagogical education to realize the polyartistic approach to education and upbringing of children. The authors disclose the essence of the polyartistic approach at the stage of its emergence and in the modern interpretation as a holistic strategy of interaction between arts in the education of schoolchildren. The article characterizes the specific features of organization of the process of preparation of future pedagogues for realization of the polyartistic ap-

proach at two structural divisions of the Ural State Pedagogical University — Institute of Musical and Art Education and Institute of Pedagogy and Psychology of Childhood. The authors reveal the typical mistakes and drawbacks of realization of the polyartistic approach by future teachers in the process of training at the pedagogical university. They also substantiate the need to concentrate more attention on development of analytical skills in bachelors in the process of their training to realize the polyartistic approach. Analytical skills of the pedagogue are viewed upon in the context of the requirements of the FSES in the area "Pedagogical Education" of bachelor degree courses of various profiles. The content of the tasks focusing on the development of analytical skills in future pedagogues of the educational area "Art" in the context of their training to realize the polyartistic approach is paid special attention to. The article contains examples of algorithms of completion of the given tasks reflecting the sequence of actions of the students while revealing the peculiarities of realization of the polyartistic approach in practical musical or art education. The authors characterize the requirements to designing pedagogical process using elements of the polyartistic approach, independently worked out by the students. The article analyzes the positive results of the students' task completion, reveals possible shortcomings, typical mistakes in project elaboration and ways of their correction.

Полихудожественный подход, идеи которого впервые были высказаны в 8о-х гг. ХХ в. в трудах Б. П. Юсова и представителей его научной школы, в настоящее время все более прочно утверждается в качестве целостной стратегии взаимодействия искусств в воспитании дошкольников, младших школьников, подростков, юношества на базе учреждений общего и дополнительного образования. Среди многих преимуществ полихудожественного подхода отметим возможность для учителя «выйти» за рамки «своего» искусства в другие виды искусства, что способствует расширению художественного кругозора, формированию целостного художественного восприятия, развитию эмоционально-эстетического отношения к художественным произведениям и в целом повышению общего культурного уровня не только у школьника, но и у самого учителя. В современной образовательной ситуации актуализируются вопросы подготовки педагогов к реализации полихудожественного подхода в обучении и воспитании детей. В Уральском государственном педагогическом университете такая подготовка целенаправленно ведется в двух структурных подразделениях: Институте музыкального и художественного образования и Институте педагогики и психологии детства.

Идеи полихудожественности, впоследствии закрепленные на уровне подхода, первоначально рассматривались Б. П. Юсовым и представителями его научной школы применительно к развитию и воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста. «Причин введения этой концепции в художественное обучение дошкольников и младших школьников много. Среди них — предрасположенность детей этого возраста ко всем видам художественной деятельности и восприятию различных видов искусства, целостность восприятия ребенком мира, изначальная синкретичность искусства и т. д.» [14, с. 146]. Обзор отечественных работ по данной проблематике по-

казывает, что возможности внедрения полихудожественного подхода «рассматриваются более всего применительно к дошкольному и младшему школьному возрасту» [16, с. 292].

В опоре на вышеприведенные идеи базовой концепции Б. П. Юсова организуется освоение полихудожественного подхода обучающимися Института педагогики и психологии детства УрГПУ. Подготовка будущих педагогов периода детства, учителей начальных классов к реализации полихудожественного подхода осуществляется с позиций «системного взгляда на проблему развития личности ребенка средствами искусства, ориентации в методических материалах, нацеленных на детское музыкально-художественное творчество» [3]. В процессе освоения студентами полихудожественного подхода акцентируются идеи соответствия единой художественной природы всех искусств возрастным особенностям ребенка; наличия общих характеристик у полихудожественной деятельности и игры; выхода детской полихудожественной деятельности за пределы устоявшихся видов искусства (музыки, хореографии, изобразительного искусства и др.) «в область выразительного речевого интонирования, ритмических движений, тембровой, шумовой, цветовой, графической, двигательной импровизации» [3]; раскрывается потенциал полихудожественной деятельности в социально-коммуникативном развитии ребенка [5]. Обучающиеся «осваивают технологии организации детского музыкального творчества: коллективного творчества на основе игровых моделей детского музыкального фольклора, эмоционального самовыражения в играх — пластических импровизациях, интонационно-ритмических и интонационно-речевых играх, играх со звуками, рисовании музыки» [4, с. 78]. Осмыслению полихудожественного подхода способствует опыт практической подготовки будущих педагогов периода детства в области музыки, изобразительного и декоративно-при-

© Матвеева Л. В., Новоселов С. А., Тагильцева Н. Г., 2018

кладного искусства, который они получают в процессе освоения соответствующих учебных дисциплин применительно к решению профессиональных задач в работе с дошкольниками и младшими школьниками.

Иначе организован процесс подготовки к реализации полихудожественного подхода будущих педагогов образовательной области «Искусство»: учителей музыки и изобразительного искусства, а также обучающихся таких профилей направления «Педагогическое образование», как «Хореографическое образование», «Дизайн и компьютерная графика в образовании», «Экранные искусства в образовании». Во-первых, обучающиеся на протяжении всех лет обучения в вузе включены в монохудожественный процесс углубленного освоения определенного вида искусства, который в условиях реализации полихудожественного подхода будет выступать в качестве доминантного. Во-вторых, они готовятся к реализации полихудожественного подхода в более широком возрастном диапазоне (от дошкольников до подростков и юношества) и вариативных условиях общего и дополнительного образования. Соответственно, в процессе подготовки педагогов образовательной области «Искусство» к реализации полихудожественного подхода, наряду с освоением основополагающих идей концепции Б. П. Юсова, актуализируется современное расширенное понимание сущности полихудожественного подхода как стратегии взаимодействия искусств, включающей процессы интеграции дисциплин образовательной области «Искусство», а также методический опыт «выхода» за пределы осваиваемого (доминантного) вида искусства в другие виды искусства, что «приводит к пониманию единства искусства, отражающего мир в определенных художественных образах не дискретно, а целостно» [14, с. 148].

Результаты исследований последнего десятилетия, проведенных в рамках научной школы Н. Г. Тагильцевой (Институт музыкального и художественного образования УрГПУ, Тюменский государственный университет), позволили «выделить из множества принципов, обозначенных Б. П. Юсовым, основополагающие. Это — интеграция на уровне внутренних связей художественных средств в разных видах искусства, формирование у детей и юношества представлений о духовной истории человечества, отраженной в разных видах искусства, в том числе и в искусстве этносов, формирование представления путем активизации воображения у детей "вектора будущего" в развитии искусства и художественного творчества» [15, с. 92].

В практике вузов подготовка будущих педагогов к реализации полихудожествен-

ного подхода осуществляется двумя способами: 1) опосредованно — в процессе освоения дисциплин методологической и методической направленности, а также дисциплин, содержанием которых является практическое освоение профильного вида искусства; 2) непосредственно — в процессе изучения дисциплин по выбору, содержание которых отражает различные аспекты взаимосвязи и синтеза искусств, полихудожественной деятельности учителя и обучающихся. Различные варианты организации процесса подготовки бакалавров и магистрантов к внедрению полихудожественного подхода представлены в виде моделей [14; 16]. В любом случае процесс подготовки будущих педагогов к реализации полихудожественного подхода объективно предполагает создание так называемых «педагогических ситуаций нового вида» — ситуаций, в которых «взаимодействующие субъекты образовательного процесса ощущают недостаточность или невозможность использования имеющегося у них опыта образовательной деятельности для удовлетворения их объективно и субъективно меняющихся образовательных потребностей» [9, с. 264]. Реализуя идеи полихудожественного подхода применительно к условиям образовательного процесса в соответствии с профильной направленностью обучения, будущие педагоги образовательной области «Искусство» включаются в дидактическое творчество — «вид творческой педагогической деятельности, целью которого является обновление и совершенствование компонентов дидактических систем, в первую очередь содержания, методов, дидактических средств и форм организации обучения» [9, с. 265].

Первоначальный опыт включения бакалавров направления «Педагогическое образование» в дидактическое творчество на основе полихудожественного подхода позволил выявить ряд затруднений и ошибочных действий. Например, использование произведений разных видов искусства на уроках музыки и изобразительного искусства нередко превращается в простое иллюстрирование общих тем, сравнение средств выразительности двух-трех произведений искусства или жизненных обстоятельств, побудивших к их отражению в художественном продукте авторов (обратим внимание на то, что подобные ошибки часто встречаются и на уроках начинающих учителей). Отсутствие систематизированных знаний и опыта практической деятельности в области видов искусств, выходящих за пределы доминантного, приводит к фактологическим ошибкам, когда, к примеру, при установлении взаимосвязи музыкаль-

ного произведения с произведениями литературы и изобразительного искусства не учитывается художественный стиль, а для создания хореографических композиций выбираются инструментальные переложения вокальных произведений без учета их содержания.

Идея полихудожественного подхода, в соответствии с определением Б. П. Юсова [17], заключается в том, что искусство, являясь основой мышления человека, дает толчок к его духовному развитию. Поэтому главной целью музыкального и художественного образования на полихудожественной основе является не общность тем в разных произведениях или средств их воплощения художниками, а совпадение общечеловеческих идей, их выявление, присвоение и воплощение ребенком в собственном художественном продукте. Необходимо ориентировать педагогов не на презентацию детям «видимого», а на стимулирование детей к самостоятельному смысловому постижению художественных произведений; необходимо осуществлять «выход» за пределы «художественного» в «истоки духовной жизни человека» [17, с. 216] — то, что Д. Б. Кабалевский [12] определял как принцип связи искусства (музыки) с жизнью. Подобное понимание сущности полихудожественного подхода базируется на сравнении стилей, направлений произведений разных видов искусства, на выявлении общности средств выразительности, фабул художественных произведений и др. Обратим внимание на то, что Б. П. Юсов и Г. П. Шевченко (активно развивавший его идеи) еще в 80-х гг. ХХ в. выделили несколько типов взаимосвязи искусств, используемых в общем образовании детей. Но для установления взаимосвязи осваиваемого вида искусства с другими видами искусства в рамках выделенных типов будущий учитель должен обладать развитыми аналитическими способностями и сформированными аналитическими умениями.

В этой связи мы сочли необходимым в процессе подготовки будущих педагогов образовательной области «Искусство» к реализации полихудожественного подхода сконцентрировать внимание на развитии у них аналитических умений.

В отечественном профессиональном образовании используются различные методы, среди которых одним из главных является анализ. Это метод научного исследования (познания) явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы [13]. Выявлять составные части объекта, находить в них показатели его целостности, а затем определять векторы прогнозирования,

планирования и управления — задачи, которые в настоящее время находят отражение в ФГОСах различных направлений подготовки. Не являются исключением и ФГО-Сы направления «Педагогическое образование» бакалавриата и магистратуры, где сформированность аналитических умений и способностей студентов опосредованно и непосредственно отражается в ряде компетенций. Как отмечает И. Г. Овсянникова, «профессиональные компетенции предполагают анализ педагогической действительности в рамках решения педагогических задач, проведения педагогической диагностики и обработки ее результатов, выявления возможностей образовательной среды для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса. Сказанное подчеркивает практическую значимость формирования у будущих учителей аналитических умений» [10, с. 33].

В современной педагогике взят за основу состав блока аналитических умений в структуре профессиональной компетентности педагога, представленной В. А. Слас-тениным, И. Ф. Исаевым, А. И. Мищенко и Е. Н. Шияновым [11]. Предложенные данными авторами формулировки частных умений, входящих в группу аналитических, частично скорректированы В. А. Миже-риковым и М. Н. Ермоленко [6]: «анализировать педагогические явления, т. е. расчленять их на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления и пр.); осмысливать каждый элемент в связи с целым и во взаимодействии с другими; находить в педагогической теории положения, выводы, закономерности, соответствующие рассматриваемым явлениям; правильно диагностировать педагогическое явление; формулировать доминирующую педагогическую задачу; находить оптимальные способы ее решения» [6, с. 133]. Развивая данные идеи, И. Г. Овсянникова рассматривает «аналитические умения будущих учителей с позиций целостного подхода как сложное образование, представляющее собой систему мыслительных действий и операций, направленных на постижение педагогической действительности», и включает «в их состав не только собственно анализ, но также синтез, аналогию, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей» [10, с. 34]. Аналитические умения подразделяются И. Г. Овсянниковой на две группы: аналитико-прогностические (объект — существующая ситуация, направленность — получение информации, необходимой для построения педагогических прогнозов, моделей, проектов, например, разработки урока или воспитывающей ситуации) и

аналитико-рефлексивные (объект — состоявшееся педагогическое взаимодействие, направленность — анализ собственной деятельности и ее результатов).

Развитие аналитических умений у бакалавров направления «Педагогическое образование» (профили «Музыкальное образование», «Хореографическое образование», «Дизайн и компьютерная графика в образовании», «Экранные искусства в образовании») осуществляется в процессе выполнения трех учебных заданий.

Задание 1. Выявление особенностей реализации полихудожественного подхода в практике музыкального или художественного образования на основе наблюдений за педагогическим процессом (устное сообщение на практическом занятии).

Задание 2. Изучение современных публикаций по проблемам полихудожественного воспитания детей: 1) научная статья, опубликованная в профильном журнале (предложен ориентировочный перечень статей, опубликованных в электронном журнале «Педагогика искусства»); 2) статья (тезисы) из изданий, подготовленных на кафедрах музыкального и художественного образования УрГПУ (предложен ориентировочный перечень статей и тезисов; 3) самостоятельно найденная статья или тезисы (устное сообщение на практическом занятии).

Задание 3. Методическая разработка (проект) с элементами полихудожественного подхода (презентация на практическом занятии).

По просьбе обучающихся для заданий 1—2 были разработаны алгоритмы действий по выполнению задания и по презентации его результатов в кратком устном сообщении; для задания 3 — подробные требования к выполнению. Приведем эти инструкции.

Алгоритм выполнения задания 1 включает следующие действия: 1) узнать точное название дисциплины, ее значимость в реализации образовательной программы; 2) определить характер дисциплины — полихудожественный или монохудожественный; 3) узнать, предусмотрена ли в содержании программы по дисциплине реализация полихудожественного подхода, интеграция с другими художественными дисциплинами, учебные темы, в которых специально рассматриваются вопросы взаимодействия искусств; 4) наблюдая за уроками (занятиями) по доминантному виду искусства, зафиксировать примеры обращения к другим видам искусства (какие виды искусства были привлечены; какое задание дал обучающимся педагог, какие задал вопросы; какие ответы были получены от обучающихся, как складывался ход диалога, обсуждения); 5) постараться опре-

делить, с какой целью педагог на своем уроке (занятии) обратился к другим видам искусства (чтобы показать, как одно и то же явление окружающей жизни может быть отражено средствами различных видов искусства; чтобы создать на уроке (занятии) необходимый эмоциональный настрой; чтобы визуализировать музыкальные или литературные образы; чтобы «озвучить» образы произведений изобразительного искусства для более глубокого их восприятия; чтобы побудить обучающихся к размышлениям об искусстве; чтобы обогатить ассоциативный ряд, возникающий у обучающихся при восприятии произведений искусства; чтобы заложить основу для создания обучающимися собственных художественных продуктов; другое — по выбору выполняющего задание); 6) подтвердить свои выводы примерами (зафиксировать ответы обучающихся, охарактеризовать созданные ими художественные продукты и др.); 7) обсудить результаты своих наблюдений с педагогом, проводившим урок (занятие): на данном этапе выполнявший задание должен зафиксировать позиции, совпадающие с собственными выводами, и позиции, «ускользнувшие» от его внимания.

Алгоритм сообщения по содержанию изученной публикации (задание 2) включает следующие действия: 1) сообщить заглавие статьи, фамилию автора (а также имя и отчество, если они указаны полностью), кем является автор (специалист научно-исследовательского учреждения, педагог вуза, учитель общеобразовательной школы, педагог учреждения дополнительного образования, студент и др.); 2) указать жанр публикации: статья или тезисы; з) указать характер публикации: научно-теоретическая или практико-ориентированная; 4) пояснить своими словами, о чем в целом говорится в данной публикации, чтобы аудитория могла соответствующим образом настроиться на восприятие сообщения; 5) определить, какую цель ставит автор (если в тексте отсутствует формулировка цели, то постараться самостоятельно выявить цель, с которой написана работа); 6) сообщить, какие идеи выдвигает автор публикации, какие положения доказывает, какие практические пути решения поставленной задачи предлагает; 7) сообщить, на каких исследователей ссылается автор публикации, обосновывая свою позицию; 8) сделать вывод об актуальности изученной публикации в свете модернизации российского образования; 9) высказать свое мнение о значимости материала публикации в свете развития личности ребенка; 10) высказать свои соображения о том, где и как может быть использован материал изученной публика-

ции (в качестве теоретического обоснования дальнейшей научной разработки проблемы; непосредственно в практике художественного образования; как образец для аналогичной разработки в ином направлении художественного образования и т. п.).

К выполнению задания 3 предъявляются следующие требования: 1) в методической разработке должны быть реализованы идеи взаимосвязи различных видов искусства и художественной деятельности детей; виды взаимосвязи искусств — по выбору студента; вид искусства, соответствующий направлению подготовки студента, может выступать в качестве доминантного; 2) в методической разработке полихудожественный подход должен быть обусловлен необходимостью духовно-нравственного развития детей; 3) методическая разработка должна быть адресована детям определенного возраста, учитывать особенности восприятия ими различных видов искусства и требования к организации художественно-творческой деятельности; 4) методическая разработка должна создаваться применительно к определенным условиям реализации (уроки предметной области «Искусство» в общеобразовательной школе, внеурочная деятельность школьников, дополнительное музыкальное или художественное образование). Обучающимся также предлагается алгоритм раскрытия сути предлагаемого методического решения во введении, описания методического инструментария и образец технологической карты урока (занятия).

Обсуждение результатов наблюдений обучающихся за педагогическим процессом в период педагогической практики показало следующее. Полихудожественный подход активно и устойчиво реализуется учителями музыки на уроках музыки в общеобразовательной школе. Этому способствует включение в содержание программы по предмету «Музыка» специальных учебных тем, посвященных взаимосвязи музыки и других видов искусства, а также применение метода художественного контекста, предполагающего «выход» на уроке за пределы доминантного музыкального искусства, широкое привлечение произведений других видов искусства. Анализ содержания уроков, действий учителя и школьников позволил обучающимся прийти к заключению о том, что полихудожественный подход был реализован в соответствии с концептуальными установками научной школы Б. П. Юсова и способствовал духовно-нравственному развитию школьников. Многие обучающиеся в период педагогической практики проводили уроки музыки с использованием элементов полихудожественного подхода и вдумчиво анализировали

свои действия в аспекте недопущения «прямого иллюстрирования» музыки.

Обучающиеся профилей «Хореографическое образование», «Экранные искусства в образовании», «Дизайн и компьютерная графика в образовании» на основе анализа результатов наблюдений за педагогическим процессом в подавляющем большинстве пришли к выводу о том, что полихудожественный подход в его целостном виде на занятиях по профильным дисциплинам не использовался. При этом обучающиеся профилей «Хореографическое образование» (в первую очередь) и «Экранные искусства в образовании» обращали внимание на синтетическую природу осваиваемого ими вида искусства, сущностью которого является взаимодействие различных искусств. Обучающиеся профиля «Хореографическое образование» также подчеркивали, что обращение к художественным образам литературы и изобразительного искусства на занятиях хореографией, конечно же, осуществляется в целях более глубокого и разностороннего раскрытия художественного образа. Поставленная задача анализа педагогического процесса в аспекте реализации полихудожественного подхода побудила обучающихся (в первую очередь дизайнеров) к размышлению о возможных вариантах привлечения других видов искусства и моделированию соответствующих вариантов проведения урока, который они наблюдали.

Обсуждение результатов изучения публикаций по проблемам полихудожественного образования позволило, с одной стороны, углубить методологическую базу полихудожественного подхода в его современном понимании, с другой — расширить представления обучающихся о возможных путях реализации полихудожественного подхода и его элементов в практике музыкального и художественного образования школьников. Так, например, в процессе обсуждения достаточно сложных для восприятия обучающимися статей И. Э. Кашеко-вой [2] и Л. Н. Мун [7; 8] были сделаны выводы о глубокой философской основе идей полихудожественного подхода и механизмов интеграции искусств; приведенные примеры взаимодействия произведений искусства, выходящие за рамки школьных программ, позволили будущим педагогам ощутить себя в роли школьников, включенных в проблемную ситуацию на уроке искусства. Практико-ориентированный интерес вызвала разработанная И. Э. Кашековой [2] таблица с обобщенными примерами «узелков» интегративности и конвергент-ности науки и искусства применительно к различным школьным дисциплинам. Ма-

териал статьи Е. А. Горпиненко [1] помог обучающимся хореографического профиля осмыслить различные варианты обращения к смежным видам искусства в логике полихудожественного подхода.

В работе С. А. Новоселова отмечается, что «педагогическая ситуация нового вида превращается в творческую педагогическую ситуацию, если педагогу удается и у него есть время ее осмыслить. В таком случае первым шагом творческой деятельности становится постановка и анализ творческой педагогической задачи» [9, с. 265]. Позитивные результаты усиления внимания к анализу педагогического процесса и современных публикаций в части содержания подготовки будущих педагогов к реализации полихудожественного подхода, на наш взгляд, проявляются в повышении качест-

венного уровня методических разработок (проектов), индивидуально и совместно выполняемых обучающимися. Так, например, взаимодействие отобранных произведений искусства всё чаще рассматривается не только в рамках общей темы, но и в контексте единой идеи (война и мир, любовь и ненависть и т. д.); в обосновании предлагаемых методических решений акцентируются задачи духовно-нравственного и творческого развития детей и подростков посредством включения в полихудожественную деятельность; многие совместные разработки предполагают интеграцию предметов сферы искусства и сотрудничество педагогов образовательной области искусства в рамках образовательного учреждения, нацелены на создание единой полихудожественной среды.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горпиненко Е. А. Полихудожественный подход как важнейшее методологическое основание развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. — 2014. — № 1. — Режим доступа: http://art-education.ru/ electronic-journal/polihudozhestvennyy-podhod-kak-vazhneyshee-metodologicheskoe-osnovanie-razvitiya.

2. Кашекова И. Э. Технология интеграции и конвергентности с искусством в предпрофильном и профильном образовании [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. — 2008. — № 1. — Режим доступа: http: //art-education.ru/ electronic-journal/ tehnologiya-integracii-i-konvergentnosti-s-iskusstvom-v-predprofi lnom-i-profilnom.

3. Куприна Н. Г. Музыка в личностном развитии ребенка [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. — 2014. — № 4. — Режим доступа: http://www.art-education.ru/electronic-journal/muzyka-v-lichnostnom-razvitii-rebenka.

4. Куприна Н. Г., Новоселов С. А. Системно-деятельностный подход и современный урок музыки (анализ конкурсных заданий по уроку предметной области «Искусство») // Педагогическое образование в России. — 2017. — № 12. — С. 75—79.

5. Куприна Н. Г., Оганесян Э. Д. Полихудожественный подход в социально-коммуникативном развитии детей старшего дошкольного возраста // Педагогическое образование в России. — 2016. — № 5. — С. 167—170.

6. Мижериков В. А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую деятельность : учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М. : Педагогическое общество России, 2002. — 268 с.

7. Мун Л. Н. Синтез искусств в художественном образовании (интерактивная импровизационная технология) [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. — 2008. — № 4. — Режим доступа: http://www. art-education.ru/electronic.journal/sintez-iskusstv-v-hudozhestvennom-obrazovanii-interaktivnaya-improvizacionnaya.

8. Мун Л. Н. Синтез искусств как постоянно развивающийся процесс порождения нового в искусстве, образовании, науке и его импровизационная природа [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. — 2008. — № 2. — Режим доступа: http://www.art-education.ru/electronic-journal/sintez-iskusstv-kak-postoyan no-razvivayushchiysya-process-porozhdeniya-novogo-v.

9. Новоселов С. А. Подготовка студентов к педагогическому творчеству: система понятий и ее воспитательная направленность // Понятийный аппарат педагогики и образования : коллективная моногр. / отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2017. — С. 258—266.

10. Овсянникова И. Г. Аналитические умения будущих учителей: сущностные характеристики // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. — 2013. — № 2 (77). — С. 33—36.

11. Педагогика : учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. — М. : Школа-пресс, 1997. — 512 с.

12. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1—8 кл. / под руководством Д. Б. Кабалевского. — 3-е изд. — М. : Просвещение, 2006. — 224 с.

13. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. — М. : ИНФРА-М, 1999. — 479 с.

14. Тагильцева Н. Г. Полихудожественный подход в организации процесса обучения учителей музыки в педагогическом вузе // Педагогическое образование в России. — 2016. — № 5. — С. 147—152.

15. Тагильцева Н. Г. Полихудожественный подход в развитии стратегии полихудожественного образования // Педагогическое образование в России. — 2015. — № 12. — С. 91—94.

16. Тагильцева Н. Г., Овсянникова О. А. Полихудожественный подход в подготовке учителей предметной области «Искусство» / / Язык и культура. — 2017. — № 40. — С. 289—301.

17. Юсов Б. П. Стратегия взаимодействия искусств в воспитании школьников (новая парадигма) // Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование : материалы междунар. науч.-практ. конф. (Астрахань, 25—29 авг. 1997 г.). — Астрахань, 1997. — № 4. — С. 214—220.

REFERENCES

1. Gorpinenko E. A. Polikhudozhestvennyy podkhod kak vazhneyshee metodologicheskoe osnovanie razvitiya improvizatsionnykh sposobnostey uchashchikhsya mladshikh klassov khoreograficheskikh uchilishch [Elektronnyy resurs] // Pedagogika iskusstva. — 2014. — № 1. — Rezhim dostupa: http://art-education.ru/ electronic-journal/polihudozhestvennyy-podhod-kak-vazhneyshee-metodologicheskoe-osnovanie-razvitiya.

2. Kashekova I. E. Tekhnologiya integratsii i konvergentnosti s iskusstvom v predprofil'nom i profil'nom obrazovanii [Elektronnyy resurs] // Pedagogika iskusstva. — 2008. — № 1. — Rezhim dostupa: http://art-education.ru/electronic-journal/tehnologiya-integracii-i-konvergentnosti-s-iskusstvom-v-predprofilnom-i-profilnom.

3. Kuprina N. G. Muzyka v lichnostnom razvitii rebenka [Elektronnyy resurs] // Pedagogika iskusstva. — 2014. — № 4. — Rezhim dostupa: http://www.art-education.ru/electronic-journal/muzyka-v-lichnostnom-razvitii-rebenka.

4. Kuprina N. G., Novoselov S. A. Sistemno-deyatel'nostnyy podkhod i sovremennyy urok muzyki (analiz konkursnykh zadaniy po uroku predmetnoy oblasti «Iskusstvo») // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. — 2017. — № 12. — S. 75—79.

5. Kuprina N. G., Oganesyan E. D. Polikhudozhestvennyy podkhod v sotsial'no-kommunikativnom razvitii detey starshego doshkol'nogo vozrasta // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. — 2016. — № 5. — S. 167—170.

6. Mizherikov V. A., Ermolenko M. N. Vvedenie v pedagogicheskuyu deyatel'nost' : ucheb. posobie dlya studentov pedagogicheskikh uchebnykh zavedeniy. — M. : Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 2002. — 268 s.

7. Mun L. N. Sintez iskusstv v khudozhestvennom obrazovanii (interaktivnaya improvizatsionnaya tekhnologiya) [Elektronnyy resurs] // Pedagogika iskusstva. — 2008. — № 4. — Rezhim dostupa: http: //www.art-education.ru/ electronic.journal/sintez-iskusstv-v-hudozhestvennom-obrazovanii-interaktivnaya-improvizacionnaya.

8. Mun L. N. Sintez iskusstv kak postoyanno razvivayushchiysya protsess porozhdeniya novogo v iskusstve, obrazovanii, nauke i ego improvizatsionnaya priroda [Elektronnyy resurs] // Pedagogika iskusstva. — 2008. — № 2. — Rezhim dostupa: http://www.art-education.ru/electronic-journal/sintez-iskusstv-kak-postoyanno-razvi-vayushchiysya-process-porozhdeniya-novogo-v.

9. Novoselov S. A. Podgotovka studentov k pedagogicheskomu tvorchestvu: sistema ponyatiy i ee vospitatel'naya napravlennost' // Ponyatiynyy apparat pedagogiki i obrazovaniya : kollektivnaya monogr. / otv. red. E. V. Tkachenko, M. A. Galaguzova ; Ural. gos. ped. un-t. — Ekaterinburg, 2017. — S. 258—266.

10. Ovsyannikova I. G. Analiticheskie umeniya budushchikh uchiteley: sushchnostnye kharakteristiki // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. — 2013. — № 2 (77). — S. 33—36.

11. Pedagogika : ucheb. posobie dlya studentov pedagogicheskikh uchebnykh zavedeniy / V. A. Slastenin, I. F. Isaev, A. I. Mishchenko, E. N. Shiyanov. — M. : Shkola-press, 1997. — 512 s.

12. Programmy obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy. Muzyka. 1—8 kl. / pod rukovodstvom D. B. Kaba-levskogo. — 3-e izd. — M. : Prosveshchenie, 2006. — 224 s.

13. Rayzberg B. A., Lozovskiy L. Sh., Starodubtseva E. B. Sovremennyy ekonomicheskiy slovar'. — 2-e izd., ispr. — M. : INFRA-M, 1999. — 479 s.

14. Tagil'tseva N. G. Polikhudozhestvennyy podkhod v organizatsii protsessa obucheniya uchiteley muzyki v pedagogicheskom vuze // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. — 2016. — № 5. — S. 147—152.

15. Tagil'tseva N. G. Polikhudozhestvennyy podkhod v razvitii strategii polikhudozhestvennogo obrazova-niya // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. — 2015. — № 12. — S. 91—94.

16. Tagil'tseva N. G., Ovsyannikova O. A. Polikhudozhestvennyy podkhod v podgotovke uchiteley predmetnoy oblasti «Iskusstvo» // Yazyk i kul'tura. — 2017. — № 40. — S. 289—301.

17. Yusov B. P. Strategiya vzaimodeystviya iskusstv v vospitanii shkol'nikov (novaya paradigma) // Vzaimodeystvie iskusstv: metodologiya, teoriya, gumanitarnoe obrazovanie : materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Astrakhan', 25—29 avg. 1997 g.). — Astrakhan', 1997. — № 4. — S. 214—220.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.