УДК 378.091.2:78
КОНЦЕПЦИЯ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА _ОСНОВЕ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОДХОДА_
Р01: 10.31618^^2413-9335.2020.1.79.1033
Вэнь Синь
аспирант кафедры общей педагогики УО БГПУ им. М. Танка, г. Минск
THE CONCEPT OF HIGHER MUSIC AND PEDAGOGICAL EDUCATION BASED ON
THE POLY-ARTISTIC APPROACH
Wen Xin
graduate student of the department of general pedagogy
UO BSPU them. M. Tanka, Minsk city
АННОТАЦИЯ
Подготовка специалиста в области преподавания музыкального искусства требует своего совершенствования. Одним из перспективных направления современного музыкально-педагогического образования является возможность опереться на полихудожественноый подход, концепция которого предлагается в данной статье. Основой ее являются: идеи развиваемости мира и человека, теоретические основы музыкального образования, опора на четыре взаимосвязанных подхода. Разработанные принципы полихудожественного подхода обеспечивают эффективность музыкально-образовательного процесса, а направления реализации полихудожественности связываются с организацией образовательного процесса, модернизацией учебного плана и т. д. Предложенные изменения в учебном плане расширяют возможности диверсификации, разнообразия и мобильности системы подготовки специалистов в вузе для обеспечения реализации полихудожественного подхода в школе.
ABSTRACT
The training of a specialist in the field of teaching musical art requires improvement. One of the promising areas of modern music and teacher education is the ability to rely on a poly-artic approach, the concept of which is proposed in this article. It is based on: the ideas of the development of the world and man, the theoretical foundations of music education, reliance on four interrelated approaches. The developed principles of a multi-artistic approach ensure the effectiveness of the musical educational process, and the directions for the implementation of multi-artistic approach are associated with the organization of the educational process, modernization of the curriculum, etc. The proposed changes in the curriculum expand the possibilities of diversification, diversity and mobility of the system of training specialists at the university to ensure the implementation of a poly-artic approach at school.
Ключевые слова: полихудожественный подход; принципы полихудожественного подхода; концепция; методологические позиции; теоретические позиции; организация музыкально -образовательного процесса; учебный план.
Keywords: poly-artistic approach; principles of a poly-artistic approach; concept; methodological positions; theoretical positions; organization of the musical educational process; syllabus.
Поиски инноваций в системе мирового высшего музыкального образования в современной социокультурной ситуации занимают значительное место в исследования ученых, педагогов-музыкантов различных стран. Эта тенденция проявляется также в Республике Беларусь и в Китайской Народной Республике. Анализ последних публикаций по этой проблеме в Беларуси и Китае показывает, что многие из них опираются на поликультурный подход, например, на основе поликультурности рассматриваются проблемы музыкального образования
В. Л. Яконюком, Т. П. Королевой, Е. С. Поляковой (РБ). В исследовании Бай Хуа, сформулированы основные тенденции современного этапа развития музыкального образования в условиях поликультурного взаимодействия [2], а в работе Чи
Юймин определены способы реализации поликультурного подхода в приобщении китайских студентов к российской виолончельной музыке
[15].
Разработанная концепция опирается на следующие философско-методологические идеи:
•развиваемости Мира и Человека - все мировые системы, в том числе и система музыкально-педагогического образования могут быть изменяемы и развиваемы в позитивном плане, обеспечивая лучшее выполнение своих функций (образовательной, воспитательной, обучающей и
др.) [9];
•особого внимания заслуживает идея развиваемости человека в музыкально-образовательном процессе, которая опирается на следующие теоретические позиции:
- признание развивающей функции музыкального искусства, которая базируется на взглядах Конфуция, Лао Цзы, Мо Цзы, Сократа, Аристотеля, Платона и др., которые признавали воспитательную и развивающую функцию музыкального искусства (признавали ее важным предметом для воспитания молодого поколения и делом государственной важности) [1; 7; 12; 13; 16];
- теории М. Мольтца о том, что мозг в момент работы не делает различия между событиями реальными и воображаемыми, что позволяет использовать воображаемый опыт в воспитании личности [6];
- теоретическая позиция Поляковой Е. С. о переводе опыта воображаемого, виртуального в реальные отношения личности через механизмы интроспекции, идентификации и интерпретации
[9];
- теория о телесности восприятия музыки, обеспечивающая успешное формирование человека музыкального (В. П. Рева) [10];
•опора музыкального образования на четыре взаимосвязанных подхода:
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ с принципами (равноправия философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей; равнозначности традиций и творчества, определяющий соотношение устоявшегося и инновационного; экзистенциального равенства людей, обеспечивающего сочетание прав и свобод личности);
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ с принципами (мультикультурности; продуктивности;
аксиологического расширения личностных смыслов культурных феноменов; формирования личности в поликультурной образовательной среде);
ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ с принципами (педагогизации культурного пространства; социализация личности в пространственно-временном континууме поликультурности; целостного развития личности; самовыражения личности в музыкально-образовательном процессе);
ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННЫЙ с принципами (интеграции различных видов художественной деятельности; создания творчески
ориентированной полихудожественной среды; эмоциональной включенности в художественно-образовательный процесс; диалогического расширения пространства для личностного роста обучающегося).
В основу полихудожественного подхода положена полихудожественность как имманентно присущая человеку особенность, недаром в момент зарождения искусства как художественной деятельности человека, оно представляло собой синкретичное образование, в котором смыкались различные виды искусства, обретшие самостоятельность только в процессе длительного развития, формирования и, в конечном итоге, вычленения каждого из них в отдельный вид искусства с только ему присущими особенностями
(музыка - временное искусства, живопись пространственное, танец - пространственное и временное и т.д.) [3]. Поэтому полихудожественный подход является основным для данного исследования. Только в опоре на этот подход можно обеспечить развитие высшего музыкально-педагогического образования, как в Китае, так и в Беларуси на современном этапе развития мирового музыкально-образовательного процесса.
Современные исследования показывают, что полихудожественный подход снимает
психологический дискомфорт, раскрепощает творческий потенциал личности обучающегося, формирует самостоятельность (Е. П. Кабкова). Он обеспечивает многовариантность педагогических решений в организации и управлении художественным восприятием и
полихудожественной деятельностью
(О. В. Стукалова) и предполагает последовательное освоение обучающимся мировой художественной культуры (Е. А. Ермолинская) [4; 5; 11].
Кратко остановимся на анализе принципов полихудожественного подхода и их взаимодействии с основными проблемами, задачами современного этапа развития музыкально-педагогического образования.
Принцип социальной направленности образовательного процесса интенсифицирующий включение в социум взрослеющего человека через многоаспектное воздействие на него произведений различных видов искусства и
практикоориентированное действование в них. Следует отметить, что современная социокультурная ситуация является периодом наиболее значимым для научно-педагогической рефлексии профессиональной подготовки педагога-музыканта. Основанием для такого вывода являются глобальные процессы взаимодействия и взаимовлияния различных музыкально-образовательных систем мира [8; 14]; разработка в конце ХХ - начале XXI веков теории музыкально-образовательного процесса [11; 17] и концепций профессиональной подготовки педагога-музыканта [9]. Профессиональная подготовка должна обеспечить воздействие на будущего педагога художественных произведений различных видов искусства и сформировать практические навыки много аспектной художественной деятельности.
Принцип интеграции различных видов художественной деятельности,
актуализирующий их взаимодействие в едином образовательном процессе и обусловливающий развитие творческого потенциала обучающихся. Анализ и оценка условий функционирования системы высшего музыкально-педагогического образования в Республике Беларусь и Китайской Народной Республике показывает, что не смотря на специфику музыкально-образовательных систем основные теоретико-методологические позиции являются у них сходными. Идейно-содержательный, организационно-методический,
материально-технический аспекты
профессиональной подготовки педагога-музыканта обеспечивают возможность полноценного развития творческого потенциала будущих учителей музыки. Важным педагогическим условием является в этом случае интеграция различных видов художественной деятельности,
актуализирующая их взаимодействие в едином образовательном процессе.
Принцип создания творчески
ориентированной полихудожественной среды, удовлетворяющей имманентно присущую человеку потребность в самовыражении. Сравнение практики подготовки учителей музыки в Китае и Беларуси к нравственному воспитанию и творческому развитию личности обучающихся средствами искусства, позволило определить характерные для Китая и Беларуси достижения данного процесса. К ним можно отнести пристальное внимание РБ и КНР к общему музыкальному образованию, которое пронизывает всю систему общего образования Китая, но в Беларуси ограничено только начальной школой. Общим является и признание творчески ориентированной среды главным фактором удовлетворения потребности человека в самовыражении.
Принцип эмоциональной включенности в художественно-образовательный процесс,
вызывающий эмоциональное переживание обучающегося, стимулирующее процесс идентификации с высокохудожественными произведениями искусства и обеспечивающий развитие образного мышления и эмоциональной сферы личности. Эмоциональная включенность формирует сопереживание личности и обеспечивает нравственное воспитание личности обучающегося.
Принцип персонального образования в полихудожественной среде, позволяющий самореализоваться и самосовершенствоваться личности в зависимости от наличествующих способностей, потребностей и интересов. Теоретическая разработка полихудожественной модели профессиональной подготовки педагогов обеих стран и ее реализация в образовательной практике обязательно должна опираться на этот принцип, т.к. только персонифицированность образовательного процесса в высшей школе может удовлетворить потребности, интересы и применение способностей личности в будущей профессиональной деятельности.
Принцип диалогического расширения пространства для личностного роста обучающегося, при этом диалог может быть между субъектами образования, между разными видами искусства, между различными культурами. Выявление генезиса идеи полихудожественности в подготовке педагога-музыканта, определение динамики ее становления и развития в теории и практике высшего музыкально-педагогического образования Китая и Беларуси привело к тому, что значительная часть преподавательского корпуса обеих стран связывает
дельнейшее перспективное развитие
профессионального музыкально-образовательного процесса с полихудожественным подходом. Развитие высшего музыкально-педагогического образования возможно только при диалогическом/полилогическом расширении пространства для личностного роста обучающегося, что происходит при включении различных видов искусств в музыкально-образовательный процесс.
Анализ использования принципов
полихудожественного подхода позволяет констатировать, что этот подход прослеживается на всех уровнях музыкально-образовательного процесса: организация музыкально -
педагогического образования, учебный план, содержание дисциплин, формы и методы обучения. Логика должна пронизывать каждый уровень музыкально-образовательного процесса и обеспечивать его функционирование в русле полихудожественности.
Рассмотрим же, как осуществляется организация музыкально-образовательного
процесса в вузе на основе полихудожественного подхода?
Одним из важных компонентов организационного процесса является создание полихудожественной образовательной среды:
•пространственной (оборудование,
украшение классов, рекреаций, коридоров и пр.);
•интерактивной (создание мини-выставок студенческого творчества в коридорах и рекреациях, еженедельный информационный листок, где каждый может высказать свои впечатления о увиденном, прослушанном, сделанном в русле полихудожественности -отрефлексировать свои впечатления, эмоции, чувства);
•звуковой (фоновая музыка через радиовещание на переменах и пересменках, проведение концертов и мини-концертов, музыкальный лекторий и т.д.).
Следующим компонентом становится творческая деятельность студентов во внеклассное и внеурочное время:
•постоянные вокальные и музыкально-инструментальные творческие коллективы, хоры, ансамбли, фольклорные коллективы,
художественные кружки и студии, в том числе и народного творчества и т.д.;
•проведение разного уровня обобщенности фестивалей и конкурсов для студентов;
•организация в русле полихудожественности всех видов практик студентов в школах и т.д.
Особое значение приобретает такой компонент, как индивидуальные творческие задания, отражающие полихудожественный подход, в процессе изучения дисциплин учебного плана.
Такой компонент как организация мероприятий, включающих в себя различные виды художественной деятельности, например, выставки кафедры художественно-педагогического
образования со специально подобранной кафедрой музыкально-педагогического образования
музыкой, соответствующей тематике выставки, может также сыграть позитивную роль в реализации полихудожественного подхода.
И, наконец, организация тематических концертно-туристических поездок по территории Беларуси и сопредельных стран с целью расширения поликультурного багажа
обучающихся.
Перечислим сейчас дисциплины учебного плана, в которых проявления
полихудожественности в профессиональной подготовке педагога-музыканта представлены как имманентно присущая характеристика: «Мировая художественная культура», «Синтез искусств», «Введение в мировую художественную культуру», «История искусств», «История музыки», «Теоретические основы музыкального искусства», «Интерпретация произведения искусства», «Психолого-педагогические основы раннего эстетического образования», «Практикум художественного творчества», «Методика преподавания мировой художественной культуры» и др.
Привнесенным элементом поликультурность присутствует в дисциплинах: «Основы педагогической профессии», «Педагогика школы», «История», «Философия», «Основы
педагогической профессии», «Возрастная и педагогическая психология», «Теория и практика специального образования», «Информационные технологии в образовании», «Теория и методика организации театральной деятельности», «Организация музыкальной деятельности и ее педагогическое сопровождение» и др.
Однако, учебный план музыкально-образовательного процесса в вузе на основе полихудожественного подхода может
трансформироваться и за счет введения дополнительных дисциплин в учебный план. Таковыми могут быть специально разработанные дисциплины, отражающие весь спектр такого феномена как полихудожественное образование. Прежде всего, это дисциплина «Методология и теория полихудожественного образования» -содержание дисциплины должно отражать онтологический статус категории
полихудожественности и полихудожественного образования, теоретические предпосылки его реализации, перспективы дальнейшего
функционирования и т.д. Далее логика требует обязательного включения в учебный план дисциплины «Методы полихудожественного образования в средней школе», изучение которой обеспечит формирование методических компетенций будущих преподавателей
образовательной области «Искусство». Дисциплина «Технологии полихудожественного образования на различных уровнях образовательного процесса» аккумулирует в себе различные технологии всех областей искусства, включая адаптированные для всех уровней (школа,
Ссуз, вуз). И, наконец, дисциплина «Практикум полихудожественного образования в средней школе» обеспечит практикоориентированность формируемых компетенций будущих учителей и включит их в реальный образовательный процесс
Формами, средствами и методами полихудожественного образования могут быть как традиционные, так и специфические, специальные:
Формы: массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения; школьные (уроки, работа в мастерских, на пришкольном опытном участке, в лаборатории и т. п.) и внешкольные (домашняя самостоятельная работа, экскурсии, занятия на предприятиях и т. д.); классический урок, спаренное занятие, спаренное ускоренное занятие, а также уроки произвольной длительности.
Средства: на уровне урока, на уровне предмета, на уровне всего процесса обучения: идеальные (знания в области музыкального искусства, сформированные музыкальные умения и навыки); материализованные (абстрактные вещественные объекты, графические изображения, знаковые символы); материальные (программно-методическое и учебно-методическое обеспечение, помещение, мебель, оборудование, учебно-технические средства обучения, электронные средства обучения).
Методы:
• методы общей педагогики (словесные, наглядные, репродуктивные, творческие и т.д.), которые можно классифицировать по источнику знаний (восходит еще к Я. А. Коменскому), по назначению (приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение знаний и т.д.), по характеру познавательной деятельности (классификация И. Я. Лернера и М. Н. Скаткина) объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический, исследовательский и др.;
• методы педагогики искусства (наблюдения за музыкой, убеждения, импровизации (Б. В. Асафьев), забегания вперед и возвращения к пройденному, размышления о музыке, музыкального обобщения, эмоциональной драматургии (Э. Б. Абдуллин, Д. Б. Кабалевский), сопереживания (Н. А. Ветлугина), развития стилеразличения у подростков (Ю. Б. Алиев), интонационно-стилевого постижения музыки и моделирования художественно-творческого процесса (Е. Д. Критская и Л. В. Школяр), декламационный метод (И. Д. Перфильева) и др.).
Все методы общей педагогики и педагогики искусства выполняют следующие функции в музыкально-образовательном процессе:
обучающую, развивающую, воспитывающую, мотивационную, контрольно-коррекционную и
др.
Итак, полихудожественный подход в музыкальном образовании может реализоваться при обращении к национальному культурному наследию и при обращении к художественной культуре иных народов, обеспечивая
поликультурное и полихудожественное взаимодействие в рамках единого музыкально -образовательного процесса. При этом происходит постоянное наращивание объемов усваиваемого материала и, одновременно, обогащение музыкальной и общей культуры взрослеющей личности за счет привлечения различных видов художественной деятельности. Разнообразие видов восприятия, художественной деятельности на уроке является условием создания мобильной образовательной системы, т.к. только диверсификация способна быстро реагировать на все общественные изменения и вызовы современности. Поэтому именно
полихудожественный подход может обеспечить разнообразие и мобильность системы музыкального и музыкально-педагогического образования. Предложенная концепция высшего музыкально-педагогического образования на основе полихудожественного подхода, опираясь на методологические и теоретические основы современного образовательного процесса и разработанные принципы полихудожественного подхода, способна обеспечить перспективу развития образовательной области «Искусство» на значительный временной период. Предложенные изменения в учебном плане расширяют возможности диверсификации, разнообразия и мобильности системы подготовки специалистов в вузе для обеспечения реализации полихудожественного подхода в школе.
Литература:
1.Аристотель. Сочинения. В 4-х т. Т.3 ; перевод / Вступ. статья и примеч. И. Д. Рожанский. - М. : Мысль, 1981. - 613 с.
2.Бай, Хуа. Теоретико-методологические основы преподавания музыкального искусства в контексте диалога культур / Хуа Бай. - Минск : ИВЦ Минфина, 2017. - 234 с.
3.Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном
развитии школьников / под ред. Б. П. Юсова. -Луганск, 1999 - 180 с.
4.Ермолинская, Е. А. Взаимодействие искусств как условие активизации педагогического творчества учителя изобразительного искусства: автореф. к.п.н. /Е. А.Ермолинская. - М, 2004 - 20 с.
5.Кабкова, Е. П. Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей: метод. пособие / Е. П. Кабкова. - М. : Просвещение, 2009 - 176 с.
6.Мольц, М. Психокибернетика / М. Мольц. -СПб. : Питер, 2002. - 220 с.
7.Платон. Соч. в 3 т., ч.1 / Платон. - 401 е. - М. : Мысль, 1972, - С. 185.
8.Полякова, Е.С. Концепция перманентного развития личности педагога-музыканта в условиях полисубъектного взаимодействия / Е.С. Полякова // Теория и практика на психолого-педагогическата подготовка на специалиста в университета: Сборник с научни доклади. - Втора книга. -Ассоциация на професорите от славянските страни (АПСС). - 2016. - Габрово: Издателство «ЭКС-ПРЕС», 2016. - 647 с. - С. 127-132.
9.Полякова, Е. С. Методологические основания развития личности педагога-музыканта в образовательном процессе / Е. С. Полякова. -Минск : ИВЦ Минфина, 2019. - 235 с.
10.Рева, В. П. Системы музыкального воспитания : учебно-методические материалы : в 2 ч. / В. П. Рева. - Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2017. - Ч. 1. - 72 с.
11.Стукалова, О. В. Созвучие идей (о философских основах теории Б. П. Юсова) / О. В. Стукалова // Междисциплинарный интегрированный подход к обучению и воспитанию искусством (опыт региональных исследований) : Сборник науч. тр. - М. : Институт художественного образования РАО, 2006. - С. 1620.
12.Сыма, Цянь. Юэ шу («Трактат о музыке») / Цянь Сыма // Исторические записки («Ши цы»). -М. : Наука, 1986. - Т.4. - С. 77-92.
13.Тарапата-Бшьченко, Л. Г. Фшософ1я музики: навчальний поабшк для студентив та мапстранпв факультету мистецтв /Л. Г. Тарапата-Б1льченко. - Суми : СумДПУ 1м. А. С. Макаренка, 2004. - 76 с.
14.Чжу, Цзин. Сравнение моделей высшего музыкального образования Китая и России / Цзин Чжу. - Городское образование. - 2014. - № 5. - С. 274.
15.Чи, Юймин. Приобщение студентов китайских музыкально-педагогических вузов к российской виолончельной музыке / Юймин Чи. -Педагогическое образование в России. - 2015. - № 6. - С. 80-85.
16.Шу, Цзин. Сборник афоризмов Конфуция / Цзин Шу. - Литература и музыкальная эстетика[Х]. - Журнал объединенных университетов. - 2004. -№ 4.
17.ШШ
2000. 2004.669. = Сунь, Цзинань.
Летописи истории китайского современного музыкального образования и музыкального образования новой эпохи: 1840-2000 / Цзинань Сунь. - Шаньдун : Изд-во Образование Шаньдун, 2004. - 669 с.