Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОДХОДА В СОДЕРЖАНИИ ВАРИАТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ "ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОДХОДА В СОДЕРЖАНИИ ВАРИАТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ "ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД / ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА / РOLYARTISTIC APPROACH / РOLYARTISTIC TECHNOLOGIES / ART EDUCATION / MASTER PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихонова Елена Вадимовна

В статье освещаются вопросы внедрения полихудожественного подхода в профессиональном художественно - педагогическом образовании. Представлен один из путей его реализации в содержании вариативных дисциплин магистерской программы «Художественное образование». Цель статьи: представить содержание вариативных дисциплин по магистерской программе «Художественное образование» на основе полихудожественного подхода в подготовке учителей предметной области «Искусство». Методология и методы исследования: основные положения полихудожественного (Б. П. Юсов), интегрированного подходов педагогики искусства (Л. Г. Савенкова, О. И. Радомская и др.). Методы: изучение и анализ литературы; опрос; обобщение. Результаты: охарактеризованы особенности полихудожественного и интегрированного подходов педагогики искусства, указано их сходство и различие. В качестве инструментов реализации данных подходов рассматриваются две группы полихудожественных технологий: 1) технологии на основе алгоритмов учебно - исследовательской деятельности; 2) технологии как индивидуальные (авторские) методики, реализующие идеи синтеза искусств. Представлено содержание вариативных дисциплин магистерской программы «Художественное образование» на основе полихудожественного подхода. Научная новизна: обоснованы и апробированы пути реализации полихудожественного подхода в содержании вариативных дисциплин магистерской программы «Художественное образование». Практическая значимость: представлен методический компонент реализации полихудожественного подхода в подготовке магистрантов (полихудожественные технологии, методы: художественного контекста; методы «мягких языков»; когнитивные, оргдеятельностные, креативные).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тихонова Елена Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF A POLIARTICTIC APPROACH IN THE CONTENT OF VARIABLE DISCIPLINES OF THE MASTER’S PROGRAM “ART EDUCATION”

Introduction. The article highlights the issues of implementing of poliartistic approach in professional art and pedagogical education. One of the ways of its implementation is in the content of variable disciplines of the master’s program “Art education” are presented. Aim of the article: to present the content of variable disciplines in the master’s program “Аrt education” based on a рolyartistic approach to the training of teachers in the subject area “Art”. Methodology and research mеthods: the main provisions of the polyartistic, integrated approaches of art pedagogy. Меthods of research: study and analysis of literature; questionnaire; generalization. Results: the features of рolyartistic and integrated approaches to art pedagogy are described, their similarities and differences are indicated. Two groups of рolyartistic technologies are considered as tools for implementing these approaches: 1) technologies based on algorithms of educational and research activities; 2) technologies as individual (author’s) methods that implement the ideas of art synthesis. The content of variable disciplines of the master’s program “Аrt education” based on a рolyartistic approach is presented. Scientific novelty: the ways of implementing of рolyartistic approach in the content of variable disciplines of the master’s program “Аrt education” substantiated and tested in practica. Practical significance: theoretical aspect of the content of variable disciplines in the master’s program “Аrt education” (рolyartistic approach, principles of its implementation); methodical aspect (рolyartistic technologies, author’s methods and teaching methods: method of artistic context; methods of “soft languages”; cognitive, organizational, creative methods).

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОДХОДА В СОДЕРЖАНИИ ВАРИАТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ "ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"»

УДК 378.126 ББК Ч448.98

DO110.26170/po20-03-21 ГРНТИ 14.07.07

Код ВАК 13.00.08

Тихонова Елена Вадимовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного образования, Институт музыкального и художественного образования, Уральский государственный педагогический университет; 620075, Россия, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 9; e-mail: elenatikhonova11@mail.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОДХОДА В СОДЕРЖАНИИ ВАРИАТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: полихудожественный подход; полихудожественные технологии; художественное образование; магистерская программа.

АННОТАЦИЯ. В статье освещаются вопросы внедрения полихудожественного подхода в профессиональном художественно-педагогическом образовании. Представлен один из путей его реализации в содержании вариативных дисциплин магистерской программы «Художественное образование». Цель статьи: представить содержание вариативных дисциплин по магистерской программе «Художественное образование» на основе полихудожественного подхода в подготовке учителей предметной области «Искусство».

Методология и методы исследования: основные положения полихудожественного (Б. П. Юсов), интегрированного подходов педагогики искусства (Л. Г. Савенкова, О. И. Радомская и др.). Методы: изучение и анализ литературы; опрос; обобщение.

Результаты: охарактеризованы особенности полихудожественного и интегрированного подходов педагогики искусства, указано их сходство и различие. В качестве инструментов реализации данных подходов рассматриваются две группы полихудожественных технологий: 1) технологии на основе алгоритмов учебно-исследовательской деятельности; 2) технологии как индивидуальные (авторские) методики, реализующие идеи синтеза искусств. Представлено содержание вариативных дисциплин магистерской программы «Художественное образование» на основе полихудожественного подхода. Научная новизна: обоснованы и апробированы пути реализации полихудожественного подхода в содержании вариативных дисциплин магистерской программы «Художественное образование». Практическая значимость: представлен методический компонент реализации полихудожественного подхода в подготовке магистрантов (полихудожественные технологии, методы: художественного контекста; методы «мягких языков»; когнитивные, оргдеятельностные, креативные).

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Тихонова, Е. В. Реализация полихудожественного подхода в содержании вариативных дисциплин магистерской программы «Художественное образование» / Е. В. Тихонова. -Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 3. - С. 172-177. -DOI: 10.26170/Р020-03-21.

Tikhonova Elena Vadimovna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of the Department of Art Education, Institute of Music and Art Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

IMPLEMENTATION OF A POLIARTICTIC APPROACH IN THE CONTENT OF VARIABLE DISCIPLINES OF THE MASTER'S PROGRAM "ART EDUCATION"

KEYWORDS: рolyartistic approach; рolyartistic technologies; art education; master program.

ABSTRACT. Introduction. The article highlights the issues of implementing of poliartistic approach in professional art and pedagogical education. One of the ways of its implementation is in the content of variable disciplines of the master's program "Art education" are presented.

Aim of the article: to present the content of variable disciplines in the master's program "АЛ education" based on a рolyartistic approach to the training of teachers in the subject area "Art".

Methodology and research mеthods: the main provisions of the polyartistic, integrated approaches of art pedagogy. Меthods of research: study and analysis of literature; questionnaire; generalization. Results: the features of рolyartistic and integrated approaches to art pedagogy are described, their similarities and differences are indicated. Two groups of рolyartistic technologies are considered as tools for implementing these approaches: 1) technologies based on algorithms of educational and research activities; 2) technologies as individual (author's) methods that implement the ideas of art synthesis. The content of variable disciplines of the master's program "АЛ education" based on a рolyartistic approach is presented. Scientific novelty: the ways of implementing of рolyartistic approach in the content of variable disciplines of the master's program "АЛ education" substantiated and tested in practica.

Practical significance: theoretical aspect of the content of variable disciplines in the master's program "АЛ education" (рolyartistic approach, principles of its implementation); methodical aspect (рolyartistic technologies, author's methods and teaching methods: method of artistic context; methods of "soft languages"; cognitive, organizational, creative methods).

FOR CITATION: Tikhonova, E. V. (2020). Implementation of a Poliartictic Approach in the Content of Variable Disciplines of the Master's Program "Art Education". In Pedagogical Education in Russia. No. 3, pp. 172-177. DOI: io.26i7o/po20-03-2i.

Введение. В настоящее время в практику образования активно внедряются разнообразные педагогические технологии, инновационные методы и формы обучения. Их реализация в художественном образовании связана с творческим характером деятельности в различных видах искусства, наличием многочисленных авторских методик, методов и форм обучения. В подавляющем большинстве педагогические технологии разрабатываются для системы основного общего образования; вопросы их проектирования в структуре профессиональной подготовки учителей предметной области «Искусство» освещаются недостаточно. В ФГОС ВО по программе магистратуры «Художественное образование» указывается необходимость достижения выпускниками метапредметных результатов обучения, связанных с интеграцией научно-педагогических и художественно-педагогических знаний в педагогической, научно-исследовательской, проектной, методической, управленческой, культурно-просветительской деятельности, а также применения технологий, отражающих специфику предметной области «Искусство», в т. ч. полихудожественных технологий, отчасти реализующих эти требования. Однако, по мнению Н. Г. Тагильце-вой, О. А. Овсянниковой, существует противоречие между требованиями нормативных документов к подготовке учителей, в т. ч. учителей предметной области «Искусство», с одной стороны, и недостатком внимания к практической реализации этих требований в профессиональной подготовке студентов педагогических вузов, с другой стороны [12, с. 291].

Цель статьи: представить содержание вариативных дисциплин по магистерской программе «Художественное образование» на основе полихудожественного подхода в подготовке учителей предметной области «Искусство».

Обзор литературы. Идеи полихудожественного подхода как стратегии взаимодействия искусств в процессе воспитания школьников, принципы его реализации на практике сформулированы Б. П. Юсовым (1997) [16]. Назовем основные идеи данного подхода: искусство рассматривается как первооснова мышления и художественно-творческого развития ребенка; полихудожественное воспитание основывается на предрасположенности ребенка к занятиям любыми видами творческой деятельности; общностью всех видов искусства является синкретическая основа, а также наличие

художественного образа в единстве технической (умения, навыки) и образной (творческой) составляющих [2, с. 16-17]. Среди наиболее значимых принципов полихудожественного подхода, по мнению Л. В. Матвеевой, можно выделить следующие: 1) принцип духовно-нравственного развития личности ребенка; 2) развитие творческого мышления и художественных способностей; 3) творческое самовыражение в различных видах искусства и разнообразной художественной деятельности [2, с. 1718]. Другими словами, полихудожественный подход опирается на синкретическую природу всех видов искусства и на предрасположенность каждого ребенка к занятиям художественно-творческой деятельностью.

Близким по содержанию к полихудожественному подходу является интегрированный подход, разработанный основе идей Б. П. Юсова (Л. Г. Савенкова, Е. П. Кабкова, О. И. Радомская и др.). Отличительная особенность интегрированного подхода состоит в особом внимании к способам взаимодействия обучающихся с произведениями искусства. Л. Г. Савенкова дифференцирует три уровня такого взаимодействия: первый уровень - межпредметные связи, или иллюстрирование одного произведения искусства - другим; второй уровень - взаимодействие искусств в ходе выявления сходства и различий художественно-образной формы и средств выразительности; третий уровень - интеграция, позволяющая сочетать изучение художественных явлений с научными знаниями для получения целостных представлений о художественном образе, картине мира, природе, социуме и человеке (Л. Г. Савенкова) [8, с. 61]. Итак, интегрированный подход связан с различной степенью «погружения» в процесс изучения и анализа художественных произведений в соответствии с возрастом учащихся, особенностями их восприятия и мышления, а также с оптимальным выбором методов и форм обучения.

Инструментом реализации указанных подходов являются разнообразные технологии и методики в педагогике искусства, среди которых можно выделить две группы: 1) полихудожественные технологии на основе алгоритмов учебно-исследовательской деятельности для создания художественно-творческих проектов; 2) индивидуальные (авторские) методики, основу которых составляют закономерности искусства, особенности творческого процесса, импровизационный характер художественно-творческой деятельности.

© Тихонова Е. В., 2020

Полихудожественные технологии на основе алгоритмов учебной деятельности, внедряемые в профессиональную подготовку учителей, в т. ч. учителей предметной области «Искусство», рассматриваются как фактор оптимизации учебно-воспитательного процесса, как условие достижения метапредметных результатов обучения (И. В. Арябко, Л.В. Матвеева, Е. П. Кабкова, О. И. Радомская, Л. Г. Савенкова, Н. Г. Та-гильцева и др.). В «Интегрированной проектной технологии» (О. И. Радомская) этапы исследовательской деятельности объединены с этапами организации и проведения художественно-творческих событий [6, с. 68-69]; или алгоритм самостоятельной работы для анализа научных публикаций в области музыкального и художественного образования, разработанный для студентов-бакалавров по направлению «Педагогическое образование», профилям «Музыкальное образование», «Художественное образование» (Н. Г. Тагильцева, Л. В. Матвеева) [4, с. 148].

Полихудожественные технологии как индивидуальные (авторские) методики характеризуют импровизационность, органичное сочетание этапов организации урока искусства с драматургией его проведения, с этапами творческого процесса (Л. Н. Мун, Н. А. Новикова). Л. Н. Мун разработана «Интерактивная импровизационная технология», реализующая идеи синтеза искусств в художественном образовании и применение методов педагогики искусства: компаративного анализа, автореферентности, импровизационности и др. [5]. Этапы технологии: 1) поиск художественной идеи в произведениях искусства; 2) метафоричный перевод-импровизация художественных образов в другие модальности; 3) поиск аналогов художественных образов в других видах искусства. Н. А. Новиковой реализуется технология «Мастерская творческой деятельности» на основе алгоритмов деятельности учителя предметной области «Искусство», в которой этапы творческого процесса сочетаются с этапами организации и драматургией проведения учебного занятия [8, с. 98-99].

Полихудожественный подход и технологии его реализации в контексте духовно-нравственного развития личности находят применение в профессиональной подготовке учителей начальных классов (И. А. Аряб-кина, Н. Г. Куприна, И. А. Синкевич, Е. В. Шувалова и др.) [1; 10; 15].

Ценный опыт внедрения полихудожественного подхода в профессиональную подготовку учителей предметной области «Искусство» обобщает Н. Г. Тагильцева (бакалавриат по направлению «Педагогиче-

ское образование»). Автор предлагает технологию «сквозной» реализации данного подхода, начиная с занятий, формирующих исполнительские навыки будущих учителей музыки, через освоение содержания подхода в дисциплинах методической направленности (теория и методика музыкального образования), его апробацию в ходе педагогической практики, и, наконец, в создании студентами полихудожественных проектов для выпускной квалификационной работы, сочетающей теоретические основания данного подхода с практикой его внедрения в учебный процесс предметной области «Искусство» [11; 12]. Опыт внедрения полихудожественных технологий в музыкальном образовании приводит Н. П. Шишляннико-ва: создание учебно-методического комплекса, системы художественных методов и приемов обучения, практических и исследовательских заданий для проведения занятий на полихудожественной основе [14]. Е. В. Тихоновой разработаны когнитивные, креативные и оргдеятельностные задания в контексте эвристического обучения для самостоятельной работы студентов по классу музыкального инструмента (бакалавриат по направлению «Педагогическое образование»). Когнитивные задания: эскизное разучивание музыкальных произведений с аннотацией о замысле композитора, о художественных аналогиях с произведениями других видов искусства; оргдеятельностные задания: разработка плана самостоятельной работы на музыкальном инструменте или индивидуального плана музыкальных занятий; креативные задания: подготовка беседы, лекции-концерта на основе взаимодействия различных видов искусства или рецензии на художественное событие [13, с. 89].

Итак, обзор литературы показывает: изучены теоретические основы внедрения полихудожественного, интегрированнного подходов в образовательный процесс; проанализированы возможности полихудожественных технологий, обладающих значительным потенциалом для личностного развития, разрабатывается их содержание и пути реализации в образовательный процесс. Одним из способов внедрения полихудожественного подхода в профессиональную подготовку учителей предметной области «Искусство» может быть содержание вариативных дисциплин магистерской программы «Художественное образование».

Материалы и методы. Прежде чем начать разработку содержания вариативных дисциплин магистерской программы «Художественное образование», следовало выяснить, насколько магистранты готовы к освоению теоретических и практических основ полихудожественного и интегриро-

ванного подходов, что они хотят получить в процессе обучения в педагогическом вузе? Для этого проведен опрос, цель которого состояла в выявлении мнений магистрантов о возможности введения указанных подходов и полихудожественных технологий в профессиональную подготовку, а также возможности их применения в собственной педагогической деятельности.

Охарактеризуем результаты опроса, проведенного в 2019-2020 учебном году, в котором участвовали 25 человек, обучающихся по магистерской программе «Художественное образование».

Согласно полученным данным, основное внимание магистрантов направлено на применение общепедагогических технологий в сфере художественного образования, вопросы обогащения его содержания путем введения полихудожественного подхода практически не рассматривается. Подавляющее большинство опрошенных (92%) понимают под педагогической технологией систему методов и форм обучения; 20% рассматривают ее как алгоритм педагогической деятельности; 4% -как авторскую методику. Респонденты отмечают, что в образовательной деятельности наиболее распространены игровые технологии - 84% опрошенных, проектные - 56%, проблемные - 52%, здоровьесберегающие -36%, личностно-ориентированные - 28%, полихудожественные технологии - 8%. Как видим, большинство респондентов называют общепедагогические технологии, не учитывающие специфики художественно-творческой деятельности; полихудожественные технологии известны незначительному числу опрошенных.

В своей профессиональной деятельности (система общего и дополнительного художественного образования) респонденты чаще всего используют методы и приемы игровых технологий - 60%, проблемных и проектных технологий - 44%. Опрошенные указывают преимущества проектных технологий (интеграция знаний, сотрудничество педагога и учащихся, творческий характер деятельности и др.) и их недостатки (сложность организации, стрессовые ситуации, психологические проблемы общения, субъективный характер оценивания творческого результата). Больше узнать о полихудожественном подходе, его принципах и способах реализации на практике хотели бы 100% респондентов. Согласно опросу, магистранты рассматривают полихудожественный подход на уровне межпредметных связей; вопросы изучения глубинных связей разнообразных произведений искусства, анализ сходных композиционных форм и средств художественной выразительности магистрантам неизвестны, но вызвали ин-

терес. (Среди магистрантов выпускники музыкальных вузов, бакалавры по направлению «Педагогическое образование» профилям «Изобразительное искусство», «Хореографическое искусство»). Магистранты отметили перспективы в реализации полихудожественного подхода в образовании и возможность применения полихудожественных технологий в своей профессиональной деятельности.

Таким образом, результаты опроса и аргументы, подчеркивающие значимость полихудожественного подхода в профессиональной подготовке учителей предметной области «Искусство», показали возможность проектирования вариативных курсов магистерской программы «Художественное образование».

Результаты. Нами разработано содержание трех дисциплин по магистерской программе «Художественное образование»: «Концептуальные основы современного художественного образования», «Инновационные технологии художественного образования», «Художественное образование в контексте современной культуры» в единстве теоретического и методического компонентов профессиональной подготовки. Теоретический компонент направлен на формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций у обучающихся, методический - на формирование профессиональных компетенций по видам деятельности.

Дисциплина «Концептуальные основы современного художественного образования» связана с совершенствованием теоретической подготовки магистрантов в области методологии художественного образования, в т. ч. изучение полихудожественного подхода, принципов его реализации с разной степенью «погружения»: уровень межпредметных связей, уровень взаимодействия искусств, уровень интеграции художественных явлений с научными знаниями.

Дисциплина «Инновационные технологии художественного образования» обогащает методический опыт магистрантов: проектирование учебных занятий на полихудожественной основе с учетом возрастных особенностей школьников; применение полихудожественных технологий на основе алгоритмов учебно-исследовательской деятельности, авторских методик и методов обучения: метод создания художественного контекста; методы «мягких языков»; когнитивные, оргдеятельностные, креативные методы; а также использование традиционных и нетрадиционных урочных и внеурочных форм обучения.

Дисциплина «Художественное образование в контексте современной культуры»

направлена на изучение полихудожественных проектов выдающихся деятелей искусства (А. Скрябин, М. Чюрленис, В. Кандинский и др.); практики создания художественно-творческих проектов во внеучебной деятельности, культурно-образовательном пространстве школы или города, в использовании синтетических форм искусства, объединяющих музыку, поэзию, хореографическое и изобразительное искусство. Под научным руководством автора данной статьи магистрантами разработаны творческие проекты на полихудожественной основе для школьников: проект по бисероплетению, сочетающий изобразительное и декоративно-прикладное искусство (Е. Ю. Самкова); проект на основе взаимодействия литературы, музыки, скульптуры, кино (Л. В. Гущин); проект, интегрирующий изобразительное искусство, музыку и литературу (В. В. Тверитина). Участие школьников в названных проектах обеспечивает развитие их познавательной активности и самостоятельности, эмпатии, целостного художественного восприятия, мышления и воображения. Для магистрантов процесс создания полихудожественных проектов связан с личностно-профессиональным саморазвитием, совершенствованием восприятия и художественно-педагогического мышления, развитием рефлексии, креативности. Таким образом, реализация полихудожественного

подхода в содержании вариативных дисциплин по программе «Художественное образование» обеспечивает профессиональную подготовку учителей, обладающих глубокой эрудицией и владеющих системой способов художественного развития детей в разнообразных видах творческой деятельности на основе интеграции искусств.

Выводы и обсуждение. Реализация полихудожественного подхода в подготовке будущих учителей предметной области «Искусство» представлена содержанием вариативных дисциплин по магистерской программе «Художественное образование». Полихудожественные технологии на основе взаимодействия и синтеза искусств рассматриваются как один из способов внедрения полихудожественного подхода в профессиональной подготовке магистрантов.

В процессе освоения содержания вариативных дисциплин магистранты учатся разрабатывать авторские программы на полихудожественной основе, изучают авторские методы и приемы обучения, создают полихудожественные проекты, направленные на художественно-творческое развитие детей на основе стратегии взаимодействия и синтеза искусств. Перспективным представляется дальнейшее изучение полихудожественных технологий на основе интеграции и синтеза искусств в дополнительном образовании.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арябкина, И. В. Полихудожественные контексты культурно-эстетического развития современных младших школьников / И. В. Арябкина // Научное мнение. - 2016. - № 2-1. - С. 65-68.

2. Матвеева, Л. В. Полихудожественное воспитание в школе : учеб. пособие для самостоятельной работы обучающихся / Л. В. Матвеева, Н. Г. Тагильцева. - Екатеринбург : [б. и.], 2018. - 132 с.

3. Матвеева, Л. В. Полихудожественное воспитание в школе : метод. рекомендации для учителей общеобразовательных школ / Л. В. Матвеева, Н. Г. Тагильцева, Е. А. Заплатина. - Екатеринбург : [б. и.], 2019. - 61 с.

4. Матвеева, Л. В. Развитие аналитических умений у бакалавров направления «Педагогическое образование» в процессе подготовки к реализации полихудожественного подхода / Л. В. Матвеева, Н. Г. Тагильцева, С. А. Новоселов // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 11. - С. 144-151.

5. Мун, Л. Н. Синтез искусств в художественном образовании (интерактивная импровизационная технология) / Л. Н. Мун. - Текст : электронный // Педагогика искусства. - 2008. - № 4. - URL: http: //www.art-educati0n.ru/AE-magazine/new-magazin-4-2008.htm (дата обращения: 08.01.2020).

6. Радомская, О. И. Интегрированные педагогические технологии в общеобразовательной школе / О. И. Радомская. - Текст : электронный // Педагогика искусства. - 2017. - № 4. - С. 66-71. - URL: http: //www.art-educati0n.ru/AE-magazine/new-magazin-4-2017.htm (дата обращения: 09.01.2020).

7. Радомская, О. И. Теоретическое основание комплексного интегрированного обучения / О. И. Радомская, Л. Г. Савенкова. - Текст : электронный // Педагогика искусства. - 2015. - № 2. - С. 131140. - URL: http://www.art-educati0n.ru/AE-magazine/new-magazin-2-2015.htm (дата обращения: 09.01.2020).

8. Савенкова, Л. Г. Воспитание человека в пространстве мира и культуры: Интеграция в педагогике искусства : монография / Л. Г. Савенкова. - М. : МАГМУ-РАНХиГС, 2011. - 156 с.

9. Савенкова, Л. Г. Педагогические условия внедрения в практику школы интегрированных направлений работы / Л. Г. Савенкова. - Текст : электронный // Педагогика искусства. - 2010. - № 4. - URL: http: //www.art-educati0n.ru/AE-magazine/new-magazin-4-2010.htm (дата обращения: 08.01.2020).

10. Синкевич, И. А. Подготовка студентов педагогических вузов к полихудожественному развитию школьников / И. А. Синкевич // Психология обучения. - 2009. - № 9. - С. 44-56.

11. Тагильцева, Н. Г. Полихудожественный подход в организации процесса обучения учителей музыки в педагогическом вузе / Н. Г. Тагильцева // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 5. -С. 147-152.

12. Тагильцева, Н. Г. Полихудожественный подход в подготовке учителей предметной области «Искусство» / Н. Г. Тагильцева, О. А. Овсянникова // Язык и культура. - 2017. - № 40. - С. 289-301.

13. Тихонова, Е. В. Эвристическое обучение в подготовке бакалавров педагогического образования / Е. В. Тихонова // Образование в сфере искусства. - 2016. - № 1 (7). - С. 87-92.

14. Шишлянникова, Н. П. Полихудожественная подготовка будущего педагога-музыканта к работе в школе / Н. П. Шишлянникова // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е: Педагогические науки. - 2013. - № 15. - С. 21-26.

15. Шувалова, Е. Е. Подготовка педагога начальной школы к реализации полихудожественного подхода / Е. Е. Шувалова. - Текст : электронный // Педагогика искусства. - 2015. - № 1. - URL: http: //www.art-educati0n.ru/AE-magazine/new-magazin-1-2015.htm (дата обращения: 09.01.2020).

16. Юсов, Б. П. Стратегия взаимодействия искусств в воспитании школьников (новая парадигма) / Б. П. Юсов // Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование : матер. между-нар. науч.-практ. конференции 25-27 августа 1997. - Астрахань, 1997. - С. 214-220.

REFERENCES

1. Aryabkina, I. V. (2016). Polikhudozhestvennye konteksty kul'turno-esteticheskogo razvitiya sovremennykh mladshikh shkol'nikov [Polyartistic contexts of cultural and aesthetic development of modern elementary school students]. In Nauchnoe mnenie. No. 2-1, pp. 65-68.

2. Matveeva, L. V., Tagil'tseva, N. G. (2018). Polikhudozhestvennoe vospitanie v shkole [Polyart education at school]. Ekaterinburg. 132 p.

3. Matveeva, L. V., Tagil'tseva, N. G., Zaplatina, E. A. (2019). Polikhudozhestvennoe vospitanie v shkole [Polyart education at school]. Ekaterinburg. 61 p.

4. Matveeva, L. V., Tagil'tseva, N. G., Novoselov, S. A. (2018). Razvitie analiticheskikh umeniy u bakalavrov napravleniya «Pedagogicheskoe obrazovanie» v protsesse podgotovki k realizatsii polikhudozhestvennogo podkhoda [Development of analytical skills for bachelors in the direction of "Pedagogical education" in the process of preparing for the implementation of a polyartistic approach]. In Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. No. 11, pp. 144-151.

5. Mun, L. N. (2008). Sintez iskusstv v khudozhestvennom obrazovanii (interaktivnaya improvizatsionnaya tekhnologiya) [Synthesis of arts in art education (interactive improvisational technology)]. In Pedagogika iskusstva. No. 4. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/new-magazin-4-2008.htm (mode of access: 08.01.2020).

6. Radomskaya, O. I. (2017). Integrirovannye pedagogicheskie tekhnologii v obshcheobrazovatel'noy shkole [Integrated pedagogical technologies in a comprehensive school]. In Pedagogika iskusstva. No. 4, pp. 66-71. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/new-magazin-4-2017.htm (mode of access: 09.01.2020).

7. Radomskaya, O. I., Savenkova, L. G. (2015). Teoreticheskoe osnovanie kompleksnogo integrirovannogo obucheniya [he theoretical basis of integrated education]. In Pedagogika iskusstva. No. 2, pp. 131-140. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/new-magazin-2-2015.htm (mode of access: 09.01.2020).

8. Savenkova, L. G. (2011). Vospitanie cheloveka v prostranstve mira i kul'tury: Integratsiya v pedagogike iskusstva [Man's education in the space of peace and culture: Integration in the pedagogy of art]. Moscow, MAGMU-RANKhiGS. 156 p.

9. Savenkova, L. G. (2010). Pedagogicheskie usloviya vnedreniya v praktiku shkoly integrirovannykh napravleniy raboty [Pedagogical conditions for the implementation of integrated work areas in school practice]. In Pedagogika iskusstva. No. 4. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/new-magazin-4-2010.htm (mode of access: 08.01.2020).

10. Sinkevich, I. A. (2009). Podgotovka studentov pedagogicheskikh vuzov k polikhudozhestvennomu razvitiyu shkol'nikov [Preparing students of pedagogical universities for the polyartistic development of schoolchildren]. In Psikhologiya obucheniya. No. 9, pp. 44-56.

11. Tagil'tseva, N. G. (2016). Polikhudozhestvennyy podkhod v organizatsii protsessa obucheniya uchiteley muzyki v pedagogicheskom vuze [Poly-artistic approach to the organization of the process of teaching music teachers at a pedagogical university]. In Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. No. 5, pp. 147-152.

12. Tagil'tseva, N. G., Ovsyannikova, O. A. (2017). Polikhudozhestvennyy podkhod v podgotovke uchiteley predmetnoy oblasti «Iskusstvo» [Polyartistic approach in the training of teachers of the subject field "Art"]. In Yazyk i kul'tura. No. 40, pp. 289-301.

13. Tikhonova, E. V. (2016). Evristicheskoe obuchenie v podgotovke bakalavrov pedagogicheskogo obrazovaniya [Heuristic education in the preparation of bachelors of teacher education]. In Obrazovanie v sfere iskusstva. No. 1 (7), pp. 87-92.

14. Shishlyannikova, N. P. (2013). Polikhudozhestvennaya podgotovka budushchego pedagoga-muzykanta k rabote v shkole [Polyartistic preparation of the future musician teacher for work at school]. In Vestnik Polotskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya E: Pedagogicheskie nauki. No. 15, pp. 21-26.

15. Shuvalova, E. E. (2015). Podgotovka pedagoga nachal'noy shkoly k realizatsii polikhudozhestvennogo podkhoda [Preparing an elementary school teacher to implement a multi-artistic approach]. In Pedagogika iskusstva. No. 1. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/new-magazin-1-2015.htm (mode of access: 09.01.2020).

16. Yusov, B. P. (1997). Ctrategiya vzaimodeystviya iskusstv v vospitanii shkol'nikov (novaya paradigma) [Strategy for the interaction of arts in the education of schoolchildren (a new paradigm)]. In Vzaimodeystvie iskusstv: metodologiya, teoriya, gumanitarnoe obrazovanie: mater. mezhdunar. nauch.-prakt. konferentsii 25-27avgusta 1997. Astrakhan, pp. 214-220.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.