упражнений, но и выступают в качестве хорошего средства усвоения теоретических знаний по физической культуре и спорту студентами.
Не менее важным является выполнение простых физических упражнений, направленных на повышение общего уровня физической подготовки студентов. Вызвать интерес у студентов к физическим упражнениям можно через небольшие игры, новые виды упражнений, которые будут интересными и занятными.
Не стоит забывать, что введение инноваций требует полной самоотдачи от преподавателя. Для внедрения новых методик в занятия необходимо досконально разбираться в теме, а также уделять большое количество времени преподаваемому виду спорта, разбираться в новациях и информационных технологиях.
Таким образом, инновационный подход в системе физического воспитания студентов играет положительную роль в организации современного учебного процесса, преследуя цель гармоничного и целостного развития личности, делая занятия по физической воспитанию студентов глубже и интереснее. Использование инновационных технологий позволяет сформировать устойчивую спортивную культуру студентов, мотивацию и интерес к спорту на протяжении всей жизни, сформировать здоровую молодежь.
Литература:
Абдукаримов Н. А. Использование инновационных технологий на занятиях
физической культурой // Молодой ученый. 2016. № 3 (107). С. 1015-1017.
Бака Р.А. Региональные особенности формирования физической культуры студентов // СПб: Стратегия будущего, 2010. С. 140-165.
Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания: Факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности // М.: Просвещение, 2003. С 154.
Коршунова О. С. Поиск инновационных направлений в образовательном пространстве по дисциплине «Физическая культура» в высшей школе // Молодой ученый. — 2015. — № 5 (85). — С. 599-603.
Лубышева Л.И. Спортзация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике // М.:НИЦ «Теория и практика физической культуры», 2017. С. 75.
Шендрих И.Г. Личность и инновации в образовании // Образование и наука: 2000. №2, С. 207-212.
Фирсин С.А. Инновационные формы и методы современного физического воспитания // М.:ФГБОУ ВПО «Моск.гос.ун-т путей сообщ.», Меж.ж-л прикладных и фундаментальных исследований, 2013. № 12. С. 132-136.
Шаломанова А.О. Инновации в оздоровительно-физкультурной деятельностити. Физическая культура, спорт, здоровье: сборник тезисов работ молодых ученых и специалистов по физической культуре и спорту // Саратов: Наука, 2021. С.53-55.
УДК 796.015.12 ГРНТИ 77.29.53
Lopushanskaya Anna-Maria
PhD student
Russian state university of physical education, sport, youth and tourism (SCOLIPE) assistant of the department physical education State University of Humanities and Technology
EDUCATION OF THE SENSE OF THE METRORHYTHM AT THE STAGES OF INITIAL AND SPORTS SPECIALIZATION IN DANCERS-ATHLETES OF THE "ADULTS" CATEGORY
Лопушанская Анна-Мария Сергеевна
аспирант
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК) ассистент кафедры физического воспитания Государственный гуманитарно-технологический университет
Россия, г. Москва
ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА МЕТРОРИТМА НА ЭТАПАХ НАЧАЛЬНОЙ И СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ У ТАНЦОРОВ-СПОРТСМЕНОВ КАТЕГОРИИ «ВЗРОСЛЫЕ»
Abstract. This article is devoted to the issue of fostering a sense of the metro-rhythm at the stages of primary and sports specialization when working with athletes-dancers of the category "adults".
Being one of the components of musicality in general, which in aesthetic sports, in dance sports, occupies one of the most important places, since it is one of the main criteria for judging at competitions, metro-rhythmic education is a complex and painstaking process at any age, especially at the initial stage of training.
As a result of the theoretical study, it was revealed that the process of rhythmic education in adults is based on the main components of the development of the sense of the metro-rhythm inherent in musical pedagogy. At the same time, the peculiarities of the perception of adults, as well as the specificity of the chosen kind of sport, pose challenges for the coaches in choosing the forms and methods of developing the sense of the metro rhythm, and the lack of methodological literature in aesthetic sports on this issue dictates the need to create guidelines for athletes-dancers of the selected group.
Аннотация. Данная статья посвящена вопросу воспитания чувства метроритма на этапах начальной и спортивной специализации при работе со спортсменами-танцорами категории «взрослые».
Являясь одним из компонентов музыкальности в целом, которая в эстетических видах спорта, в частности, в танцевальном спорте, занимает одно из важнейших мест, поскольку входит в число основных критериев судейской оценки на соревнованиях, метроритмическое воспитание представляет собой сложный и кропотливый процесс в любом возрасте, особенно на начальном этапе обучения. В результате проведённого теоретического исследования было выявлено, что процесс ритмического воспитания у взрослых опирается на основные компоненты развития чувства метроритма, заложенные в музыкальной педагогике. Вместе с тем особенности восприятия взрослых людей, а также специфика избранного вида спорта, ставят перед тренерами задачи в выборе форм и методов развития чувства метроритма, а недостаток методической литературы в эстетических видах спорта по данному вопросу диктует необходимость создания методических рекомендаций для спортсменов-танцоров выбранной группы.
Key words: dancesport, aesthetic sports, coordination, musicality, metro rhythm, training process, sports ballroom dancing, theory and methodology of sports
Ключевые слова: танцевальный спорт, эстетические виды спорта, координация, музыкальность, метроритм, тренировочный процесс, спортивные бальные танцы, теория и методика спорта
ВВЕДЕНИЕ. Спортивные бальные танцы -вид спортивной соревновательной деятельности, позволяющий не просто заниматься им, но и добиваться высоких спортивных результатов спортсменам, начавшим заниматься в разном возрасте.
Несмотря на общепринятое представление о том, что спорт - это удел молодых, и спортивные результаты в категории «взрослые» могут появиться только у тех, кто начал свое развитие в избранном виде спорта в раннем детском возрасте, все больше спортсменов начинают свой путь в спортивных бальных танцах в возрасте старше 16
лет и успешно переходит на уровень спорта высших достижений.
Исходя из анализа базы спортсменов федерации танцевального спорта и акробатического рок-н-ролла России 1, была собрана небольшая выборка спортсменов, начавших свой танцевальный спортивный путь в возрасте старше 18 лет. Как можно увидеть в таблице ниже, все они достигли минимум «А» класса по одной или двум программам (европейская или латиноамериканская) исходя из внутренней классификации данного вида спорта, что соответствует спортивному эквиваленту ГГ-Г разряда и выше.
N ФИО Возраст Начало отсчета Текущий результат
11 Силина Анастасия Михайловна 40 2009 (Е-Д) А/А
22 Смирнов Алексей Сергеевич 27 2012(Д) B/S
33 Ерош Полина Александровна 22 2018(Д) А/D
44 Пономарев Андрей Сергеевич 27 2012 (Е) B/M
55 Крайнов Павел Вадимович 23 2019(Д) D/A
66 Ряховская Марина Андреевна 34 2013(Д) D/S
77 Сиражетдинов Ирик Римович 40 2008 (Е) E/A
88 Сиражетдинова Олеся Анатольевна 34 2012 (E) E/A
99 Злотникова Анна Юрьевна 30 2013 (Д) А/D
1 https://dance.vftsarr.ru/index.php
110 Кукк Андрей Владимирович 59 2009 (Д) А/В
111 Березина Анна Александровна 59 2009 (Д) А/В
112 Юхин Максим Андреевич 28 2011 (Е) С/А
113 Ильюшонок Мария Владимировна 38 2009 (Д) В/А
114 Лихачева Ольга Радмировна 36 2011 (Е) А/В
115 Зубков Алексей Николаевич 47 2009 (Д) С/А
116 Дусмухамбетов Ринат Кайрулович 31 2009 (Е) В/М
117 Лесниченко Павел Анатольевич 37 2009 (Д) В/А
119 Чадушкин Александр Николаевич 35 2011 (Е) В/А
219 Чадушкина Ирина Михайловна 41 2011 (Е) В/А
220 Кушанов Алексей Анатольевич 30 2009 (Д) В/А
221 Ширенщикова Александра Олеговна 28 2013 (Е) В/8
Приведенные выше данные доказывают актуальность спортивных бальных танцев, как вида спорта уже не только детского, а значит, требующего собственную методическую литературу для данной категории спортсменов, с учетом возрастных особенностей танцоров.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Перейдем к вопросам метроритмической составляющей музыкальности и использовании ее в тренировочном процессе спортивных бальных танцев.
Нами была поставлена задача проанализировать существующие методики воспитания музыкальности и, в частности, метроритма, используемые как в музыке, так и в спортивных бальных танцах (при наличие), а также предложить собственные методические рекомендации для воспитания вышеназванных качеств у взрослых в контексте такого сложнокоординационного вида спорта, как спортивные бальные танцы.
Метроритмическое воспитание является важной частью не только музыкального, спортивного, но и физиологического развития человека. С одной стороны, чувство ритма является у человека врожденным, с другой - данная сторона физиологии может быть откорректирована и развита в меру способностей и образа жизни человека.
Танцевальный спорт, являясь не только эстетическим, но и сложнокоординационным видом, предъявляет высокие требования не только к собственно чувству метроритма, но и умению выполнять соревновательные упражнения с учетом метроритмических особенностей отдельных движений и самого танца в целом.
Согласно правилам вида спорта «Танцевальный спорт», критерии оценки мастерства исполнителей состоят из четырех компонентов по европейской программе и четырех компонентов латиноамериканской программы:
техника исполнения;
музыкальность движения;
партнерство;
хореография и презентация.
Компонент «музыкальность движения» имеет три раздела:
- счет (тайминг) - интерпретация его длительности
- ритм - соответствие ритмическим акцентам музыки
- музыкальная структура - фраза, мелодия, тема, пауза, интенсивность
Поскольку исполнение соревновательных упражнений без музыки в спортивных бальных танцах невозможно, любому техническому действию (движению) музыкальное
сопровождение диктует темп, музыкальный размер, ритмические акценты, фразировку, характер и динамику. Организация звуков во времени, чередование их равными по времени долями образует равномерное движение -пульсацию. В этом движении некоторые звуки выделяются ударениями, так называемыми акцентами. Доли, на которые приходятся акценты, называются сильными долями, доли, не имеющие акцентов - слабыми. Равномерное чередование сильных и слабых долей определяет музыкальный размер.
Танцы европейской (медленный вальс, танго, венский вальс, фокстрот, квикстеп,) и латиноамериканской (самба, ча-ча-ча, румба,
пасодобль, джайв) программ имеют определенный неизменный музыкальный размер. Медленный вальс и венский вальс 3/4. Самба, пасодобль, танго 2/4. фокстрот, квикстеп, ча-ча-ча, румба, джайв 4/4. Скорость движения тактов называют темпом, который измеряется количеством тактов в минуту.
Для конкурсных пар, исполняющих танцы европейской и латиноамериканской программ, определены следующие темпы: медленный вальс -28-30 тактов в минуту; танго - 31-33 такта в минуту; венский вальс - 58-60 тактов в минуту; фокстрот -28-30 тактов в минуту; викстеп - 50-52 такта в минуту; самба - 50-52 такта в минуту; ча-ча-ча - 3032 такта в минуту; румба - 25-27 тактов в минуту; пасодобль - 60-62 такта в минуту; джайв - 42-44 такта в минуту. [3]
Музыкальный ритм в классическом определении - это «закономерное распределение во времени ритмических единиц (ритмический рисунок), которое подчиняется регулярному чередованию сильных и слабых долей (метр), осуществляющему с определенной скоростью (темп)» [1, с. 21].
Чередование длительностей, объединенное в определенной последовательности, образует ритмический рисунок. Каждый ритмический рисунок имеет свои акценты, не всегда совпадающие с акцентом (сильной долей) такта. Для счёта ритма движений применяется два варианта: «медленно -быстро» или с использованием звуков «1и- 2а- 3иа...». Каждый из бальных танцев имеет свой характерный ритм со специфическими сильными и слабыми акцентами. Эти ритмы сложились традиционно, отображая природу и происхождения каждого из танцев. Ритмы фигур танца могут иметь добавленные или сглаженные акценты, которые имеют природу варьирования и отображают, обогащают характер каждого танца европейской и латиноамериканской программ.
Критерий «техника исполнения» включает в себя понятие «музыкальность», оценка которой основывается на соответствии основному ритму музыкального сопровождения, на соответствии динамики исполнения танцевальных движений темпу и характеру музыкального сопровождения, на соответствии исполнения танцевальной пары фразеологической концепции музыкального сопровождения, на гармоничном соответствии типичных ритмов, заданных хореографией, тексту музыкального сопровождения. Уровень сложности по данному критерию определяется темпом музыкального сопровождения, количеством и разнообразием исполняемых ритмов. Наиболее простым для восприятия является темп, затем метр и только потом ритмический рисунок. [3]
Важно заметить, что практическое освоение ритмических заданий для взрослых на начальном этапе обучения является основополагающим. В работе со взрослыми следует учитывать, что восприятие технической и теоретической информации значительно опережает способность
воплощать эти знания на практике, особенно при совмещении получаемых навыков с выполнением того или иного танцевального движения.
Поэтому, при работе со взрослым контингентом актуальным становиться непрерывное и систематическое повторение пройденного материала с последующим его закреплением. Особенно остро этот вопрос встает в процессе изучения ритмических фигур. Лёгкость материала на начальных этапах усвоения ритмических ритмоформул, может ослабить внимание, направленное на оценивание качества, точность исполнения ритмического рисунка. Очень важно следить за тем, чтобы ученик взрослого возраста объективно оценивал свои ритмические способности во избежание появления закрепления неправильных привычек.
Освоению ритмических трудностей могут способствовать следующие базовые упражнения, используемые в музыкальной педагогике:
• Прослушивание (простукивание) ритмического рисунка под метроном
• Прослушивание ритмического рисунка произведения под шаг (шаг является одним из примеров ритма в повседневной жизни)
• Восприятие ритмического рисунка на слух, отображение его на память
• Отражение метрической пульсации
• Связь музыкального ритма и декламации или чтения стихов (ударный - безударный слог)
Воспитания чувства метроритма на начальном этапе обучения у взрослых неразрывно связано с процессами памяти, координации и моторных ощущений.
Человеческая память представляет собой способность запоминать и воспроизводить информацию. Процессы памяти в воспитании чувства метроритма у взрослых на начальном этапе обучения неразрывно связаны с освоением ритмических формул и устойчивых ритмических оборотов. При запоминании материала у взрослых, используются следующие виды памяти: зрительная, слуховая, двигательная (или моторная), эмоциональная и логическая (что в случае работы с детьми встречается крайне редко).
Следующим этапом развития метроритма в спортивных бальных танцах будет совмещение технически простых элементов и их частей под счет с заданным ритмическим рисунком.
К примеру, в латиноамериканской программе:
• Перемещение шагами в произвольную сторону под основные ритмы танцев «ча-ча-ча», «самба», «румба» (1а2, 1а-2, 1-2а, 4и1-2-3, 4..1-2-3)
• Перемещение шагами в заданную сторону со сменами направления под основные ритмы танцев «ча-ча-ча», «самба», «румба»
• Исполнение основных базовых движений с использованием базовых ритмов с разной скоростью (под музыку разной скорости)
• Резкое чередование ритмических рисунков или движений
• Изменение скорости музыкального сопровождения во время выполнения одного движения
Эти упражнения могут одновременно служить и развивающими, и тестирующими.
Только после достаточного уровня овладения вышеперечисленными упражнениями, можно переходить непосредственно к исполнению последовательности танцевальных движений, соревновательной связке.
ВЫВОДЫ. Резюмируя все вышеизложенное, можно увидеть, что
• Воспитание метроритма, как основного компонента музыкальности, является важнейшим при работе со взрослыми спортсменами в спортивных бальных танцах
• Особенности восприятия детей и взрослых отличаются, что требует различного подхода в рамках тренировочного процесса
• Для начала обучения необходимо использовать базовые упражнения из музыкальной педагогики, актуальные при работе со взрослыми
• На данный момент не существует конкретных методических пособий для спортсменов эстетических видов спорта категории «взрослые», существуют лишь некоторые методические рекомендации для спортсменов детского возраста в некоторых видах спорта
• Тренировка метроритма в сочетании с координацией двигательных действий необходима на отдельных движениях или их частях
• Переходить к полноценным связкам движений, используемых как соревновательные упражнения, возможно после достаточного освоения вышеперечисленных упражнений
Список литературы
1. Давыдова Е. В. Методика преподавания сольфеджио [Текст] : [Учеб. пособие для муз. вузов и муз. училищ]. - Москва: Музыка, 1975. - 160 с.
2. Ефремова Нина Ивановна Теория и методика музыкально-ритмического воспитания -модель курса (презентация дисциплины) // Вестник ЧГАКИ. 2012. №3 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-i-metodika-
muzykalno-ritmicheskogo-vospitaniya-model-kursa-
prezentatsiya-distsipliny (дата обращения: 21.12.2021).
3. Кузовникова Т.Б., Багирова Е.В. Музыкальность движения как один из критериев оценки дисциплин европейской и латиноамериканской программ // МНКО. 2018. №5 (72). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7muzykalnost-dvizheniya-kak-odin-iz-kriteriev-otsenki-distsiplin-evropeyskoy-i-latinoamerikanskoy-programm (дата обращения: 21.12.2021).
4. Кулюткин, Ю.Н. Психология обучения взрослых / Ю.Н. Кулюткин. М.: Просвещение, 1985. - 128 с.
5. Назайкинский, E.B. О психологии музыкального восприятия / Е.В. Назайкинский. М.: Издательство «Музыка», 1972. - 83 с.
6. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей : учебное пособие / Б. М. Теплов. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2020. — 488 с. — ISBN 978-5-8114-4300-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/129241 (дата обращения: 20.12.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
УДК 37.08
Мхитарьянц Эвелина Гарриевна
кандидат филологических наук, доцент Калининградский филиал Санкт-Петербургский государственный аграрный университет
г. Калининград, Россия
АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Evelina G. Mkhitaryants
Cand. Philol. sciences, associate professor, Kaliningrad branch of the Saint-Petersburg State Agrarian University
Kaliningrad, Russia
AKTUAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE PROFESSIONAL COMPETENCE IN THE SYSTEM OF ADVANCED TRAINING OF TEACHING FOREIGN LANGUAGE
Аннотация. Данная статья посвящена основным аспектам повышения квалификации учителей и преподавателей иностранных языков в вопросе развития иноязычной коммуникативной профессиональной компетенции. Актуальность данной темы определяется необходимостью реализации стандартов в системе среднего и высшего профессионального образования нового поколения, предусматривающие владение иноязычной коммуникативной профессиональной компетенцией в