ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНО-ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье содержится теоретический анализ психологической структуры спортивно-танцевальной деятельности, выделяются особенности мотивации, эмоционально-волевой, коммуникативной сфер личности и психических процессов спортсменов-танцоров. Авторы формулируют актуальные задачи дальнейших исследований, которые связаны с разработкой методологии эффективной психологической подготовки, планирования успешной спортивной карьеры и пропаганды танцевального спорта в обществе. Ключевые слова: психология спорта, психология личности, спортивные танцы, спортивно-танцевальная деятельность, психологическая подготовка.
PSYCHOLOGICAL FEATURES OF SPORTSDANCING ACTIVITY
Abstract. The article contains the theoretical analysis of psychological structure of sportsdancing activity and certain features of motivation, emotional, strong-willed, communicative spheres of the personality, mental processes in athletes-dancers are marked out. Authors formulate actual problems of further researches which are connected with development of methodology of effective psychological training, planning of successful sports career and promotion of sports ballroom dances in society.
Keywords: Sports psychology, psychology of personality, sports ballroom dances, sportsdancing activity, psychological training.
Согласно Федеральному закону от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [1] в центре внимания — воспитание личности, формирование всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры. Танцевальный спорт на уровне массового спорта и спорта высших достижений выполняет эту важную социальную задачу.
Спортивные танцы в России в настоящее время пользуются большой популярностью среди всех возрастных категорий. Танцевальный спорт является очень зрелищным, ярким и красивым. Это взаимосвязь спорта и искусства. Однако за видимой легкостью исполнения танцевальных фигур скрывается огромное физическое и психологическое напряжение.
Танцевальный спорт относится к сложнокоординационным видам спорта, что означает постоянное усложнение двигательной координации в выступлениях атлетов. Выявление победителей в данных видах спорта, к которым относятся, к примеру, художественная гимнастика и фигурное катание на коньках - это сравнение сложности, точности, качества и эстетичности исполнения двигательных действий спортсменом. Спортивные танцы являются парным видом спорта, значит, согласование требуется не только в моторике танца, но и в психологии партнера и партнерши.
В танцевальном спорте существуют две танцевальные программы, которые существенно отличаются по музыкальному формату, характеру танцев, требованиям к спортивным костюмам: европейская (Standart) и латиноамериканская (Latin). В европейскую программу входят пять танцев: квикстеп (темп 50-52 тактов в мин), медленный вальс (28-29 тактов в мин), танго (30-32 тактов в мин), медленный фокстрот (27-29 тактов в мин), венский вальс (58-60 тактов мин). В латиноамериканскую программу также входят пять танцев: самба (темп 50-52 тактов в мин), ча-ча-ча (30-32 тактов в мин), румба (25-27 тактов в мин), пасодобль (60-62 тактов в мин), джайв (40-44 тактов в мин). Понятно, что для успешного танцевания спортсмены должны демонстрировать высокий уровень физической, танцевальной и психологической подготовки.
В психологической науке определены методологические аспекты психологической подготовки во взаимосвязи с другими видами спортивной подготовки в работах Б.А. Вяткина, Р.М. Загайнова,
© Лысакова А.Н., Новицкая М.С., 2014
А.Н. Лысакова М.С. Новицкая
Anastasia Lyssakova Margarita Novitskaya
И.Б.Лебедева, А.В. Родионова, П.А. Рудика, В.Ф. Сопова и др. Однако система психологического обеспечения спортивно-танцевальной деятельности еще не сложилась. Задача автора - изучить психологические особенности спортивно-танцевальной деятельности, обозначить актуальные задачи данной предметной области спортивной психологии.
Спортивно-танцевальная деятельность - это вид спортивной деятельности, которая имеет общие и специфические психологические характеристики структуры и содержания. Общее для всех видов спортивной деятельности [7; 8]:
1) при занятиях спортом объектом сознания и деятельности человека является он сам, его движения, чувства, эмоции;
2) спортивная деятельность связана с интенсивными физическими и психическими нагрузками;
3) спорту присуща борьба за высшие достижения - соревнование, которое предполагает не столько участие, сколько победу.
Исходя из психологической структуры спортивной деятельности по А.В. Родионову [7], ее существенными элементами являются объективные и субъективные условия. Объективные условия спортивной деятельности — это особенности тренировки, особенности внешней среды, особенности соревнования. К субъективным условиям относятся: особенности мотивации, особенности свойств личности, особенности психических процессов. Рассмотрим объективные и субъективные условия спортивно-танцевальной деятельности.
Особенности тренировки в танцевальном спорте заключаются в значительном разнообразии ее видов и форм: физической, хореографической, психофизиологической, например на тренировку вестибулярного аппарата (исполнение венского вальса без хорошо натренированного вестибулярного аппарата невозможно), психомоторной (отработка всех элементов и их связок в ритме определенного танца), психологической. Танцоры проводят тренировку самостоятельно (индивидуально или в паре), под руководством тренера (хореографа, психолога), а также в группе.
Особенности внешней среды - это целостная ситуация на турнире, куда входит состояние паркета (размер, качество покрытия), санитарно-гигиенические нормы (зачастую соревнования проходят в помещениях, не оснащенных современной системой вентиляции воздуха, с высокими показателями громкости звука); дистанция, отделяющая спортсменов от болельщиков и судей (в большинстве залов эта небольшая дистанция); специфическая система судейства, которая в танцевальном спорте еще не вышла на достаточный уровень объективности; дизайн костюмов (может как повысить самооценку и уверенность танцоров, так и наоборот).
Особенности соревнования состоят в факторе неопределенности, т.е. новизне музыкального сопровождения, количестве пар в заходе, соотношения сильных/слабых пар, длительности музыкального фрагмента по каждому танцу. Складываются уникальные соревновательные ситуации в каждом заходе и на турнире в целом. Таким образом, в танцевальном спорте существуют объективные условия для формирования у спортсменов психологических качеств, необходимых для успешности именно в данном виде спорта.
Прежде всего, это особенности мотивации. Важной характеристикой спортивной деятельности является потребность в достижении цели, мотивация достижения. Мотивация в спорте связана с психическим напряжением, которого спортсмен не стремится избежать (по сравнению с большинством других видов деятельности), а, наоборот, видит в нем положительную сторону соревновательной борьбы. Спортивная деятельность постоянно протекает на фоне выраженной соревновательной установки - активного состояния, проявляющегося в желании и готовности спортсмена соревноваться, в стремлении не только к самому процессу соревнования, но и достижению победы [1; 2; 3; 10].
Особую роль в деятельности и поведении спортсмена играют нравственные мотивы, характеризующие направленность его личности. Благодаря нравственной направленности личности отношение спортсмена к тренировочным занятиям и участию в соревнованиях формируется как отношение к деятельности общественного характера. Такое отношение вызывает у спортсмена чувство ответственности и долга перед коллективом, общественную заинтересованность результатами деятельности, способствует реализации его творческих возможностей.
В структуре мотивации спортсменов-танцоров имеют место все перечисленные виды мотивов: нравственные, достижения успеха, ответственности, престижа. Есть еще и специфические - эстетического самовыражения, художественного воплощения демонстрируемых танцевальных образов. Танцевальный спорт близок к искусству. Радионов М.В. [6] на основе анализа научно-методической литературы и мнений экспертов по спортивным бальным танцам (педагогов, специалистов) выявил высокий уровень значимости (5,2-6,0 баллов по социометрической шкале) формирования эстетической культуры детей младшего школьного возраста при занятиях спортивными бальными танцами; содержание системы формирования эстетической культуры составляют следующие компоненты: физическая подготовка (80%), хореографическая подготовка (93,3%), воспитание эстетических качеств, составляющих систему эстетической культуры (100%). В ходе исследования отмечены положительные сдвиги в течение одного года у детей-танцоров по всем указанным компонентам.
Для танцевального спорта также важна интенсивность и стабильность значимой мотивации, оптимальность уровня притязаний и адекватность его изменения по отношению к успехам и неуспехам, серьезное отношение к тренировке и повышению спортивного мастерства, высокий уровень коллективной и личной ответственности спортсменов и др.
По мнению А.В. Родионова [7] для спортсменов характерны кроме отдельных свойств личности соотношения личностных свойств. Наиболее существенными из них являются:
1) преобладание волевых качеств, мобилизующих спортсмена на преодоление возникающих препятствий и трудностей, над тревожностью и неуверенностью в себе;
2) преобладание психической устойчивости и самоконтроля над эмоциональной возбудимостью.
Личностные качества спортсменов-танцоров - решительность, смелость, ответственность, уверенность в себе, в партнере, тренере, дисциплинированность, стремление к успеху. Безусловно, для достижения успеха спортсмен-танцор должен обладать такими психическими качествами, как «чувство ритма», хорошая двигательная память, развитое переключение внимания, сформированный социальный интеллект, точная пространственно-временная ориентировка, оперативное мышление, высокая психофизиологическая готовность перед выходом на паркет и т.д.
В танцевальном спорте эффективность деятельности непосредственно зависит от уровня развития психомоторных, сенсомоторных качеств, психической (эмоциональной устойчивости), способности к саморегуляции на непроизвольном и произвольном уровнях. Для танцоров важна способность сохранять отчетливое восприятие различных компонентов движения при высоких нагрузках. Способность спортсменов-танцоров к саморегуляции на непроизвольном и произвольном уровнях непосредственно перед выступлением — необходимое условие успешного выступления. Непроизвольная регуляция предстартового состояния осуществляется путем реализации определенных программ, автоматизированных в процессе подготовки. Сознательная регуляция предстартового состояния основана на выработанном умении спортсмена контролировать его проявления и причины, целенаправленно создавать образы-представления, концентрировать и переключать внимание на любые объекты, отвлекаться от воздействия отрицательных психогенных факторов и раздражителей, использовать словесные формулировки и специальные приемы для воздействия на состояние мышц, вегетативные функции и эмоциональное возбуждение.
Установлено, что в тех видах спорта, где эффективность деятельности определяется взаимодействием партнеров (например, в спортивных играх, в парных видах спорта), компонентом надежности являются социально-психологические факторы [4; 5; 8], прежде всего, особенности функциональной и эмоциональной структур группы и их взаимосвязь. Чем более четко дифференцированы роли и функциональные обязанности спортсменов в тренировке и соревнованиях, тем больше интеллектуальная согласованность и эмоциональная сплоченность в спортивном коллективе, тем более он надежен.
В танцевальном спорте социальная психология воплощается в понятии диада. Все социально-психологические трудности и преимущества конкретной танцевальной пары напрямую отражаются на результатах соревновательной деятельности [9]. Если в паре достигнуто ценностно-ориентационное единство, сплоченность и способность оперативно регулировать конфликты, то с большой вероятностью танцорам удаются адекватные тактические решения и положительная динамика спортивной карьеры.
Итак, психологические особенности спортивно-танцевальной деятельности: 1) мотивы эстетического самовыражения, художественного воплощения демонстрируемых танцевальных образов; 2) личностные качества спортсменов-танцоров - стрессоустойчивость в условиях неопределенности соревновательной ситуации и недостаточной объективности судейства, социально-психологическая сплоченность в диаде; 3) психические процессы - чувство ритма, хорошая двигательная память, развитое переключение внимания, сформированный социальный интеллект, точная пространственно-временная ориентировка, оперативное мышление, высокая психофизиологическая готовность перед выходом на паркет и т.д.
Актуальными задачами исследований в области психологии танцевального спорта являются:
- разработка методов эффективной психологической подготовки для разных возрастных категорий спортсменов (дети, подростки, взрослые);
- обоснование принципа индивидуального подхода в планировании спортивной карьеры; создание концепции пропаганды танцевального спорта среди населения.
Библиографический список
1. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях / Б.А. Вяткин. - М.: ФиС, 1981. - 112 с.
2. Генов Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена / Ф. Генов. - М.: ФиС, 1971. - 244 с.
3. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М.: Академия, 2000. - 288 с.
4. Загайнов Р.М. Психолог в команде / Р.М. Загайнов. - М.: ФиС, 1984. - 144 с.
5. Психология спорта высших достижений / Под ред. А.В. Родионов. - М., 1979.
6. Радионов М.В. Формирование эстетической культуры детей младшего школьного возраста средствами спортивных бальных танцев: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2011.
7. Родионов А.В. Практическая психология физической культуры и спорта / А.В. Родионов. - Махачкала: Юпитер, 2002. - 386 с.
8. Рудик П.А. Психология / П.А. Рудик. - М.: ФиС, 1976. - 239 с.
9. Рубштейн Н.В. Что нужно знать, чтобы стать первым. Психология танцевального спорта / Н.В. Рубштейн. - М., 2002. - 138 с.
10. Сопов В.Ф. Психическая саморегуляция в физической культуре и реабилитации // Эмоциональная саморегуляция: теоретические основы и прикладные аспекты. - Самара, 2002.
11. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».