Научная статья на тему 'Комплексная начальная подготовка детей 7-9 лет в спортивных танцах'

Комплексная начальная подготовка детей 7-9 лет в спортивных танцах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
724
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Путинцева Е. В., Пшеничникова Г. Н.

В работе рассматривается комплексная методика начальной подготовки детей 7-9 лет. Авторами предлагается структура видовой подготовки в спортивных танцах. На основе тестирования выделены отдельные компоненты, наиболее значимые в видах подготовки начинающих танцоров. Авторами разработаны специальные комплексы подготовки в виде серии учебных заданий и методика их последовательного применения в спортивных танцах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Complex initial training of children at age 7-9 years old in sports dancing

The complex methodology for initial training of 7-9 years old children is considered in this paper. The authors propose a training program in sports dancing. Some most important components of dancing initial development have been specified by tests. The sports dancing training program was developed using a consequence of specific exercises.

Текст научной работы на тему «Комплексная начальная подготовка детей 7-9 лет в спортивных танцах»

Е. В. ПУТИНЦЕВА Г. Н. ПШЕНИЧНИКОВА

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

КОМПЛЕКСНАЯ

НАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ 7-9 ЛЕТ В СПОРТИВНЫХ ТАНЦАХ

В работе рассматривается комплексная методика начальной подготовки детей 7-9 лет. Авторами предлагается структура видовой подготовки в спортивных танцах. На основе тестирования выделены отдельные компоненты, наиболее значимые в видах подготовки начинающих танцоров. Авторами оаэработаны специальные комплексы подготовки в виде серии учебных заданий и методика их последовательного применения в спортивных танцах.

Введение

Современные спортивные бальные танцы включают в себя все аспекты спортивной тренировки. Здесь понимается направленный процесс формирования необходимого арсенала двигательных умений и навыков, развития различных качеств и связанных с ними способностей. Особое значение имеет начальная подготовка, как фундамент дальнейшего роста спортсмена, ведь период роста мастерства танцоров высокого класса занимает более десяти-пятнадцаги лет. (И.Е.Семенова, 1997, C.B. Бу-харова, 2001 ).

При достаточно быстром развитии в России бального танца как вида спорта, в источниках научно-методической литературы, к сожалению, не уделено серьезного внимания рекомендациям по методике обучения начинающих танцоров.

В зарубежных публикациях (Alex Moor, 1978; Elizabeth Romaine, 1980; Laird, Wolter, 1999) дано краткое описание фигур танцев международной программы в табличной форме, основные позиции и линий в паре. Большая часть специальных изданий по бальным танцам не имеет аналогов на русском языке, а в различных переводах наблюдаются разночтения.

В связи с этим мы провели анализ научно обоснованных рекомендаций по методике обучения юных спортсменов в смежных видах спорта со сложной координацией движений под музыку. Например, в спортивной и художественной гимнастике, акробатике, фигурном катании приняты следующие виды подготовки: техническая, функциональная, физическая, психологическая, тактическая и специально-двигательная (М.А. Укран, 1971; A.M. Шле-мин, 1973; В.М.Смолевский, 1979; Т.С. Лисицкая, 1982; Л.Я. Аркаев,Н.Г. Сучилин, 2004). Мы предположили, что все эти виды подготовки можно использовать в практической деятельности танцоров (рис. 1). Для этого нами была составлена схема, которая легла в основу наших исследований.

Цель исследования: совершенствование методики обучения танцоров 7-9 лет на этапе отбора и начальной подготовки.

Гипотеза исследования: мы предположили, что выявление взаимосвязи спортивных резулыаюв с технической, специа\ьно-двигательной, физической, психологической и тактической подготовленностью позволит разработать комплексы основных видов

подготовки, позволяющих успешно осуществлять начальный этап обучения танцоров 7-9 лег

Объект исследования: педагогический процесс, направленный на комплексное обучение детей на этапе отбора и начальной подготовки.

Предмет исследования: методика применения комплексов видовой подготовки при обучении танцоров 7-9 лет.

Нами было решено определить основные виды подготовки .значимые для спортивных танцев, обосновать их содержание и методику применении, экспериментально оценить эффективность разработанной методики.

В работе использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение данных научно-методической литературы, тестирование, педагогические контрольные испытания, анкетирование, метод экспертных оценок, педагогический эксперимент и методы математической статистики.

Для определения уровней взаимосвязей между спортивным результатом и показателями компонентов видов подготовленности у юных танцоров 7-9 лет первого года обучения, нами были проведены контрольные испытания по технической, специально-двигательной, физической и психолого-тактической подготовленности у 20 пар юных танцоров, учащихся специализированной школы №153 «Видергебурт» г. Омска rio 28 показателям, а также рейтинг, определяющий спортивный результат в статусе спортивно-танцевального клуба.

При статистическом анализе нами были выявлены факторы, в наибольшей степени влияющие на спортивный результат как у мальчиков, так и у девочек (рис. 2).

Высокая степень взаимосвязи обнаружена между спортивным результатом и технической подготовленностью (Rs от 0.805 до 0,99). По-видимому, это связано с тем, что в спортивных танцах основной критерий судейства — это музыкальность и ритмичность исполнителей, а хореографическая подготовленность определяет «школу движений» (Т.Т. Ротерс, 1989., М.В. Левин, 2001, Н. Кауль, 2004, A.A. Коваленко, 2004).

Были выявлены средняя и высокая степени взаимосвязи со специальни-двт агельний подготовленностью (Rs от 0,604 до 0,851). Такие показатели могут быть следствием того, что при определении рейтинга танцевальных пар, по правилам

Рис. 1. Компоненты видов подготовки в спортивных танцах на начальном этапе

соревнований, необходимо чёткое выполнение фигур с минимальным отклонением параметров движений от требуемых стандартов, а так же специальная ориентировка при передвижениях относительно линий и диагоналей танцевальной площадки (B.C. Цап-ко-Сапко, 1999, Н.В. Клюшин, 2001, Н. Рубштейн, 2005).

Менее выражена степень взаимосвязи спортивного результата с физической подготовленностью (Rs от 0,37 до 0,71). Очевидно, это связано с тем, что на этапе начального обучения основным содержанием занятий являются базовые фигуры, исполняемые при средних и замедленных темпах музыки, доступные для занимающихся и выполняемые с умеренными физическими нагрузками, а уровень физической подготовленности является оптимальным для данного этапа подготовки детей (Н.Ф. Сингинаи И.Н. Еремеева, 1999., В.В. Шаталов, 1997., В.А. Горбунов, 1999).

В связи с этим мы предположили, что на этапе начального обучения наибольшее внимание надо уделять компонентам технической и специально-двигательной подготовки.

Нами были разработаны специальные комплексы в виде серий учебных заданий, направленных на последовательное освоение наиболее важных компонентов видов подготовки.

Комплекс технической подготовки включал в себя первые три серии заданий:

— первая серия состояла из музыкальных игр, способствующих общему овладению музыкально-ритмическими основами;

— вторая серия способствовала освоению музыкально-ритмических основ латиноамериканской и европейской программ спортивных бальных танцев с помощью выстукивания руками и ногами и прохлопывания руками заданного танцевального ритма, а также имитационных и пружинных движений;

Рис. 2. Взаимосвязь компонентов видов подготовки со спортивным результатом

— третья серия обеспечивала хореографическую школу движений, формирование правильной танцевальной осанки;

Комплекс специально-двигательной подготовки включал:

— четвёртую серию, направленную на развитие мышечно-суставной чувствительности с использованием гимнастической палки как ограничителя движений и позиций рук, а также разметки на полу в качестве ориентиров направления и величины шага, что обеспечивало точность основных и промежуточных движений звеньев тела:

— пятую серию, способствующую развитию общей и пространственной координации движений, включающую в себя различные виды ходьбы и поворотов в сочетании с разноимёнными и разнонаправленными движениями рук и ног в различном темпе;

— шестую серию, направленную на повышение функциональной устойчивости вестибулярного анализатора с помощью пассивных вращений на «круге здоровья» с сохранением стандартной стойки характерной для европейских и латино-американских танцев, а также различных видов ходьбы с одновременными движениями головой в различных плоскостях и направлениях с закрытыми или открытыми глазами;

Комплекс физической подготовки включал в себя следующие три серии:

— седьмую серию, направленную на формирование статической выносливости и проводимую методом сопряжённого воздействия (одновременно с 3-й по 9-ю серию) с постепенным усложнением задания и использованием гимнастической палки в качестве фиксатора рук в основных стойках Ьа и

— восьмую серию, которая способствовала развитию подвижности в суставах благодаря использованию круговых движений руками вперёд и назад, различных видов приседаний, а также круговых и восьмёркообразных движений в тазобедренных суставах;

- девятую серию, на совершенствование ско-ростно-силовых качеств с помощью бега по линии танца со сгибанием ноги вперёд под музыкальное сопровождение различного темпа, подскоков, галопов и пружинных движений ногами;

В основу комплекса психолого-тактической подготовки была предложена разработанная нами деловая игра «мини-конкурс», моделирующая соревновательные ситуации в различных вариантах с целью отработки психолого-тактических приёмов поведения в соревновательной деятельности, оценки и самооценки рейтинговых возможностей. Игра проводилась в течение 7-10 минут каждого тренировочного занятия со второй по девятую серию включительно.

Всего на проведение комплексов отводилось 20-25 минут от 60 минутной тренировки.

Для проверки эффективности методики применения комплексов был проведён педагогический эксперимент. Для этого был разработан график последовательности введения комплексов по уровню их влияния на спортивный результат. Эксперимент проводился в течении одного учебного года, были организованы две группы: экспериментальная и контрольная, по 10 танцевальных пар в каждой. В начале эксперимента по основным показателям видов подготовленности обе группы были идентичны (р<0,05). Далее в процессе занятий в экспериментальной группе последовательно были введены все вышеназванные комплексы. Всего в период эксперимента в обеих группах было проведено по 80 занятий.

На основе анализа различия среднеарифметических показателей контрольных нормативов в начале и конце эксперимента получены данные, свидетельствующие об эффективности разработанной нами методики обучения начинающих танцоров 7-9 лет, кроме того, рейтинг танцевальных пар в конце эксперимента показал значительное улучшение спортивного результата среди танцоров экспериментальной группы.

Выводы

1. Определены основные виды подготовки, влияющие на спортивный результат начинающих танцоров: техническая, специально-двигательная, физическая, психолого-тактическая.

2. Выделены наиболее значимые компоненты видов подготовки в спортивных танцах: музыкальность и ритмичность, хореографичность, мышечно-суставная чувствительность, координация, функциональная устойчивость вестибулярного анализатора, подвижность в суставах, статическая выносливость, скоростно-силовые качества.

3. Подтверждено предположение о том, что в процессе тренировки начинающих танцоров необходимо использовать комплексы видов подготовки, направленных на развитие моторных качеств, соответствующих специфике спортивных танцев.

Практические рекомендации

• Комплексы многовидовой подготовки должны быть представлены в форме серий учебных заданий, направленных на последовательное освоение наиболее важных компонентов.

• Положительное влияние на эффективность тренировочного процесса начинающих танцоров оказывает применение вспомогательных средств, таких как гимнастическая палка, скакалка, «круг здоровья», разметки на полу.

• Применение «мини-конкурса» для моделирования соревновательных ситуаций ра:.личной сложности позволяет применять простейшие тактические приёмы поведения на паркете и значительно улучшает предстартовое состояние юных танцоров.

Библиографический список

1.Аркаев Л.Я Как готовите чемпионов. Теория и технология подготовки гимнастов высшей квалификации / Л.Я. Аркаев, Н.Г. Сучилин. - M.: ФиС, ?00« - 328 с.

2. Горбунов В.А. Гимнасп-.кз в системе специализированных сред' тв подготовки споптсменоч в спортивных танцах / В .А. Горбунов. - Иркутск: ИТФК, '999. - 46 с.

3. Каулъ i l. Спортивные бальные танцы / Н, Кауль. - Ростов: Феникс, 2004. - 351' с.

4. Клюшин H B. Использование упражнений на взаимодействие в паре в технической подготовке спортсменов-танцоров / И В, Клюшин // Спортивные бальные танцы: бюллетень. - М.: РГАФК, 2001. - №4. - 60 с.

5.Коваленко A.A. Использование в практике судейства в спортивных танцах оценки качества исполнения технических действий / A.A. Коваленко // Проблемы развития танцевальных видов спорта «Dancelab»: Матер. VIII всерос. науч.-практ. конф. - М., 2004.

6. Левин М.В., Гимнастика в хореографической школе / М.В.Левин. - М : Терраспорт, 2001. — 96с.

7. Ротерс Т.Т, Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика / Т.Т. Ротерс. — М.: Просвещение, 1989. - 175 с.

8. Руб штейн Н. Осознание тела и контроль над телом / Н. Руб-штейн // Совершенствование системы подготовки в танцевальном спорте: Матер. IX Всерос. науч.-практ. конф. — М.: РГАФК, 2005. - С.94.

9. Семенова И.Е. Классика и спортивный бальный танец — точки соприкосновения / И.Е. Семенова // I науч.-метод, конф. по проблемам развития спортивных танцев: Тез. докл. - М: РГАФК, 1997 - С.44.

10. Сингина Н.Ф. Некоторые аспекты общей и специальной физической подготовки в спортивных танцах / Н.Ф. Сингина, И.H Еремеева // Спортивные танцы: бюллетень. — М: РГАФК, 1999. -№3. - 68 с

11. Смолевский ВН. Кинематика движений человека / В.Н. Смо-левский. - М.: ГЦОЛИФК. 1990. -24 с.

12. Художественная гимнастика: учеб. для ин-товфиз. культуры / Под ред. Т.С. Лисицкой. - М: ФиС. 1982. - 232 с.

13. Цапко-Сапко B.C. Начальная школа обучения - первый этап подготовки начинающих спортсменов / B.C. Цапко-Сапко // Матер, Ш Рос. науч.-метод, конф. по проблемам спортивных танцев. - М, 1999. - С.44.

14. Шаталов В.В. Прикладные методы развития физических качеств спортсмена / В,В. Шаталов // I науч.-метод. Конф. по проблемам развития спортивных танцев: Тез. докл. - М: РГАФК, 1997. - С 44.

15. Шлемин A.M. Юный гимнаст/A.M. Шлемин. - М.,ФиС, 1973.

16. Alex Moor. Balroom Dancing. Zita dance studies / Moor Alex. - Cenyston, 1978.

17. Elizabeth Romaine. Popular Variations in Latin-American Dancing / Romaine Elizabeth. - London: MTA, 1980.

18. Laird. Wolter. Technique of Latin Dancing Dance Magazine. - London, 1999.

19. The British council of ballroom dancing ltd rule book. -1996. _

ПУТИНЦЕВЛ E.B, старший преподаватель кафедры ТиМ гимнастики.

ПШЕНИЧНИКОВА Г.Н., к.п.н., доцент кафедры ТиМ гимнастики.

Дата поступления статьи в редакцию: 19.04.06 г. © Путинцева Е.В., Пшеничникова Г.Н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.