УДК 793.38:159.922.1
Якушин Р.В., Новикова М.В., Белкова С.А., Горбачева О.М., Глазков А.Т., Казюбердина М.Д. ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ В ТАНЦЕВАЛЬНОМ СПОРТЕ
Якушин Роман Владимирович*, канд. техн. наук, доцент кафедры физического воспитания, Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева, Москва, Россия; 125047 Москва, Миусская пл., 9
Новикова Мария Валерьевна, аспирант кафедры общей, возрастной и педагогической психологии Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, Москва, Россия; 109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская, д.16-18
Белкова Светлана Александровна, художественный руководитель Муниципального бюджетного учреждения культуры «Дворец культуры городского поселения Ступино», Ступино, Россия; 142800, г. Ступино, Московская область, проспект Победы д. 18/43
Горбачева Ольга Михайловна, канд. полит. наук, педагог дополнительного образования высшей категории, Театр танца «Фестиваль», Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Москвы «Центр детского творчества «Замоскворечье», Москва, Россия; 115035, Москва, Овчинниковская наб., 22/24
Глазков Артем Тигранович, студент третьего курса факультета инженерной химии, Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева, Москва, Россия;
Казюбердина Мария Дмитриевна, студент первого курса факультета химико-фармацевтических технологий и биомедицинских препаратов, Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева, Москва, Россия;
*e-mail: [email protected]
В настоящее время в психологии формируется взгляд на дуэтный танец как на модель социального общения. Наряду с физическим развитием - укреплением мышечного каркаса, развитием координации, повышением выносливости и общей работоспособности, немаловажным является роль бальных танцев как вида дуэтного танца в формировании творческих способностей человека, его психологическом раскрепощении и социализации.
Ключевые слова: Гендерная психология, танцевальный спорт, образование
PECULIARITIES OF GENDER PSYCHOLOGY IN DANCE SPORTS
Yakushin R.V.1, Novikova M.V.2, Belkova S.A.3, Gorbacheva O.M.4, Glazkov A.T.1, Kazyuberdina M.D.1 1D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia 2Moscow State University of Education, Moscow, Russia
3Municipal budget cultural institution "Palace of Culture" of Stupino, Stupino, Russia
4 State budgetary educational institution of additional education of the city of Moscow "Centre of children's creativity "Zamoskvorechye", Moscow, Russia
A look at a pair dance as a model of social communication is formed in psychology. Except of the strengthening of the muscular framework, development of coordination and increase endurance and overall efficiency, the important role of ballroom dancing in shaping the creative abilities of a person, his psychological emancipation and socialization should be noted.
Keywords: Gender psychology, dance sport, education
Гендерная дифференциация и
предрасположенность человека к проявлению тех или иных видов физической и психической активности напрямую связаны с гендерной психологией [1].
Широко известно, что определенные виды спорта характеризуются как наиболее «предпочтительные» для женщин и мужчин. Например, виды спорта, репрезентирующие образы, относящиеся к стереотипам маскулинности и феминности. Однако, существует ряд видов спорта со смешанным гендерным составом спортсменов. К таковым можно отнести фигурное катание, танцы на льду, акробатический рок-н-ролл, бальные танцы и
др. [1].
Одной из важных проблем, связанных с гендерной дифференциацией субъекта, является его роль в социальной адаптации личности. По данным ряда социологических исследований, проведенных среди студенческой молодежи, спорт оказал значительное влияние на представление об общественной жизни спортменов. В связи с этим приоритетным становится направление целостного педагогического процесса на развитие спортивной культуры учащихся, в том числе средствами танцевального спорта, как вида спортивной деятельности, способствующей формированию моделей поведения и социального общения [1, 2].
Современные спортивные бальные танцы относятся к сложно-координационным видам спортивной деятельности (танцевальный спорт), где
критерием оценки является уровень мастерства, с которым выполняется сложная моторная функция. Кроме того, танцевальный спорт предъявляет серьезные требования к большому числу параметров исполнения: технической наполненности
хореографии, сложности композиции, темпу исполнения, использованию физического и эмоционального взаимодействий с партнером. Показателем проявления максимальных
способностей спортсменов в спортивных бальных танцах служит соревновательная деятельность [3].
К спортивным бальным танцам относят 10 танцев, объединенных в две подгруппы -Европейская программа (Медленный вальс, Танго, Венский вальс, Медленный фокстрот, Квикстеп) и Латиноамериканская программа (Самба, Ча-ча-ча, Румба, Пасодобль, Джайв).
Изначально, бальные танцы являлись одним из видов искусства, корни которого уходят вглубь истории и представляют собой часть народного фольклора различных стран мира. И, несмотря на то, что сейчас они представляют собой самостоятельный вид спорта, главные характеристики искусства в них не утратили своей актуальности. Наряду с двигательными навыками, физическими нагрузками, координацией, большее значение все же отводится эмоциональной составляющей, эстетическому восприятию танца, художественному образу.
Каждый танец представляет собой отдельную систему, в которой взаимодействие партнеров выстраивается по своим отдельным правилам. Это связано с тем, что каждый из танцев, включенных в программу танцевального спорта, имеет собственные корни и особенности происхождения.
Так, например, танец Танго в его современной форме исполнился в гетто Буэнос-Айреса. В Париже в 30-е годы прошлого века танец был видоизменен, позиция стала более строгой и танец приобрел акцентированный характер. Танго - это танец противостояние, которому присущи резкие движения, внезапные ритмические паузы, позировки.
Пасодобль является одним из испанских народных танцев, дословный перевод названия которого означает «два шага». Хореография танца Пасодобль максимально театрализована и имитирует корриду. Движения можно интерпретировать как битву матадора с быком. Впервые в качестве бального танца Пасодобль был исполнен во Франции в 1920 году. Основным отличием танца Пасодобль от других танцев является особенность в позиции корпуса и положении бедер. Различные существующие движения можно интерпретировать как битву двух быков. Постановка хореографии танца соответствует мелодии испанского цыганского танца «Espana Cani», который имеет три музыкальных акцента. Эти акценты отражаются на хореографии танца, так как создают особый драматизм исполнения. В отличие от других танцев, где на первом плане выступает партнерша, пасодобль считается мужским танцем.
Внимание зрителей обращено на партнера -«тореадора». А его партнерша ведет себя как в европейских стандартных танцах, следует его шагам и ведению [4].
Танец Румба привезен на Кубу в конце XIX века. Изначально мелодия для танца Румба отсутствовала и представляла лишь сложные, накладывающиеся друг на друга ритмы, выстукиваемые горшками, ложками и бутылками. Основные фигуры танца -кубинские, многие движения появились на других Карибских островах и в Латинской Америке. Движение плечевого пояса и работа корпуса танцоров имитировало движения рабов под тяжелой ношей груза в руках. Эти сравнения способны показать глубокое взаимопроникновение и влияние народного фольклора и повседневной жизни [4].
В современном танцевальном спорте Румба считается танцем любви, так как среди всех бальных танцев Румба характеризуется наиболее глубоким эмоциональным содержанием, где по средствам хореографии наиболее ярко демонстрируются чувства, испытываемые мужчиной и женщиной. Контраст драматического содержания музыки и движения исполнителей танца производят неповторимый эстетический эффект на зрителя.
На рассмотренных примерах можно убедиться в том, что бальные танцы являются яркой демонстрацией гендерных взаимоотношений мужчины и женщины. И несмотря на постепенную смену ролей в мире, танцы довольно консервативны.
В настоящее время в психологии формируется взгляд на дуэтный танец как на модель социального общения. Наряду с физическим развитием -укреплением мышечного каркаса, развитием координации, повышением выносливости и общей работоспособности, немаловажным является роль бальных танцев в формировании творческих способностей человека, его психологическом раскрепощении. Таким образом, можно сказать, что танцевальный спорт представляет собой синтетическую деятельность, способствующую таким процессам как социализация, адаптация, развитие и реабилитация человека. Однако, основной спецификой танцевального спорта является то, что бальные танцы исполняются в паре, в связи с чем возникает вопрос физического и психологического взаимодействия с партнером, а также вопрос ролевых моделей в паре, которые естественным образом перекладываются на всю жизнь танцора.
Роли двух партнеров в паре нельзя классифицировать как «главная» и «побочная», они вносят общий, эквивалентный вклад при исполнении танца как с точки зрения биомеханики, так и с точки зрения психологии, где наиболее ярко проявляются межличностные и гендерные отношения, которые находят свое выражения в ролях «ведущий» и «ведомый».
Партнер является главным в танце, и паркете он выполняет много функций, но все их можно объединить термином «ведение» или «акция».
Основной задачей партнерши служит «следование» за партнером или «реакция».
На соревнованиях по танцевальному спорту, одновременно на паркет приглашаются несколько пар. Каждая пара стремится четко и правильно исполнять свою вариацию, и при этом избежать столкновения с соперниками. Подобные ситуации предъявляют особые требования к действиям ответвленного лица в паре - партера. От партнера зависит безопасность пары, расположение пары на площадке, то есть процесс исполнения танца является социальным взаимодействием и сотрудничеством с другими людьми.
Управление в паре осуществляется путем ведения и взаимодействия, что напрямую оказывает влияние на качество танца. С помощью ведения партнер меняет направления движения партнерши, а взаимодействие увеличивает функциональные возможности в паре. И не смотря на то, что эти действия очень похожи, смысл, вкладываемый в них различается. При ведении партнер указывает партнерше направление дальнейшего перемещения, но при этом она двигается самостоятельно. В случае если партнер считает необходимым, чтобы партнерша выполнила танцевальную фигуру с ускоренным ритмом и изменила направление своего движения, применяется взаимодействие [5].
Ведение и взаимодействие реализуются по средствам контакта в паре, инерциального движения тел, а также через чувство давления и натяжения в руках, призванные сохранять индивидуальный и центральный баланс в паре. Кроме того взаимодействие в паре происходит на уровне эмоций по средствам жестикуляции, мимики и установления зрительного контакта. Эти качества также постепенно развиваются в процессе регулярных тренировок и соревновательной деятельности танцоров [5].
С целью более детального понимания того, каким образом подобные виды физического и психического взаимодействия в танцевальном спорте могут оказывать влияние на танцора, необходимо привести некоторые аспекты психического формирования постоянного образа.
Еще в XIX веке Ж. Пиаже экспериментально показал, что психика выделяет некое постоянное явления по отношению к той или иной операции или процессу, называемое инвариантом этого процесса или операции [6]. Основой психического отражения реальности является психический образ. Образ, в свою очередь, состоит из частей, называемых признаками и представляющими собой внутренний «алфавит» отражения реальности, которым соответствуют конкретные ее свойства. При содействии психических процессов торможения и возбуждения признаки могут переходить в активное или заторможенное состояние. Стабильная совокупность активизированных признаков - это и есть образ. Образ существует за счет баланса процессов возбуждения и торможения. Между активизированными признаками формируются связи, а при многократной активизации связи
усиливаются, что приводит к формированию значимых связей. Данный механизм призван защищать психику человека от случайных событий и выделять регулярно повторяющиеся. Стабилизация совокупности активизированных признаков является внутренним критерием достижения результата, то есть психика способна диагностировать возникновение образа, которое сопровождается эмоциональными реакциями, заставляя человека делать выбор в сторону одного или другого.
Таким образом, закладываемые в процессе обучения бальным танцам модели поведения партнеров по отношению к друг другу приводят к формированию определенных паттернов, которые, в дальнейшем, на уровне бессознательного оказывают влияние на процессы социализации и взаимоотношения с противоположным полом.
Список литературы
1. Шахов Ш.А. К., Дамадаева А.С. Гендерная психология спорта: культурно-образовательный аспект // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - № 2. — С. 23-26.
2. Пивторак А.Н. Бальный танец как средство развития и гармонизации личности // Интеллектуальный и научный потенциал XXI века. -2016. - С. 157-160.
3. Якушин Р.В., Акулова Т.Н., Гловина В.А. Бальные танцы. Самба. Адаптированный курс для студентов непрофильных специальностей. Учебно-методическое пособие // М.: РХТУ им. Д. И. Менделеева. 2017. — 36 с.
4. Акулова Т.Н., Гловина В.А., Якушин Р.В. Физическая культура. Бальные танцы. Учебно-методический комплекс // М.: РХТУ им. Д. И. Менделеева. 2013. — 72 с.
5. Херувимова Т. А., Лубышева Л. И. Формирование спортивной культуры юных танцоров на этапе начальной подготовки в условиях общеобразовательной школы // Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в образовательных учреждениях. - 2010. - С. 212-215.
6. Пиаже Ж. Психология интеллекта //СПб.: Питер. -2003. - Т. 192. — 192 с.