УДК 793.38: 612.16
Котенкова Е.Д., Шаталова Р.Е., Филиппова А.Д., Якушин Р.В., Соловьева И.Н., Головина В.В.
ИЗУЧЕНИЕ ХАРАКТЕРА НАГРУЗКИ, ОКАЗЫВАЕМОЙ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА ПРИ ЗАНЯТИЯХ ТАНЦЕВАЛЬНЫМ СПОРТОМ
Котенкова Елена Дмитриевна, студент первого курса факультета биотехнологии и промышленной экологии, Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева, Москва, Россия; 125047 Москва, Миусская пл., 9
Шаталова Римма Евгеньевна, студент первого курса высшего химического колледжа Российской академии наук,
Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева, Москва, Россия;
Филиппова Арина Дмитриевна, студент первого курса высшего химического колледжа Российской академии
наук, Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева, Москва, Россия;
Якушин Роман Владимирович*, канд. техн. наук, доцент кафедры физического воспитания, Российский химико-
технологический университет имени Д.И. Менделеева, Москва, Россия;
Соловьева Инна Николаевна, доцент кафедры химии и технологии органического синтеза, Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева, Москва, Россия;
Головина Виктория Викторовна, старший преподаватель кафедры физического воспитания, Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева, Москва, Россия *e-mail: [email protected]
Статья посвящена исследованию зависимости степени напряжения организма спортсменов во время занятий бальными танцами от общей физической подготовки, а также от уровня владения техникой исполнения танцев. В результате исследования был определен комбинированный характер нагрузки, наблюдаемый при занятиях бальными танцами, что является оптимальным для физического развития человека в условиях современной жизни.
Ключевые слова: Частота сердечных сокращений, сердце, пульсовые показатели, бальные танцы, танцевальный спорт.
STUDYING OF THE BURDEN ON THE HUMAN BODY IN DANCE SPORT
Kotenkova E.D., Shatalova R.E., Filippova A.D., Yakushin R.V., Solov'eva I.N., Golovina V.V. D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia
The article is devoted to the study of the dependence of stress of the body of athletes during ballroom dances from general physical training, as well as on the level of possession of dance techniques. As a research result we have determined combined character ofphysical load during ballroom dancing that is optimal for the physical development of human body in the conditions of modern life.
Keywords: Heart rate, heart, pulse indicators, ballroom dancing, Dance sport.
Целью данной работы является установление зависимости степени напряжения организма спортсменов во время занятий бальными танцами от общей физической подготовки и уровня владения техникой исполнения танцев.
Введение
Спортивные бальные танцы относятся к сложно-координационным видам спорта, то есть к видам спортивной деятельности, где критерием оценки является уровень мастерства, с которым выполняется сложная моторная функция. Кроме того, танцевальный спорт предъявляет серьезные требования к большому числу параметров исполнения: технической наполненности
хореографии, сложности композиции, темпу исполнения, использованию физического и эмоционального взаимодействий с партнером. Показателем проявления максимальных
способностей спортсменов в спортивных бальных танцах служит соревновательная деятельность.
К спортивным бальным танцам относят 10 танцев, объединенных в две подгруппы -
Европейская программа (Медленный вальс, Танго, Венский вальс, Медленный фокстрот, Квикстеп) и Латиноамериканская программа (Самба, Ча-ча-ча, Румба, Пасодобль, Джайв). Соревнования проводятся как по 10 танцам, так и по каждой из программ в отдельности, с исполнении 5 танцев длительностью по 1,5 мин с перерывом между ними, не превышающим 30 с. Как правило, такая схема программы соревнования присуща лишь финалу турнира. В зависимости от уровня спортивного состязания, финалу предшествует большое число отборочных туров. В связи с чем, для проявления максимального результата спортсмены должны обладать высоким уровнем специальной выносливости. Существует целый ряд показателей, по которым можно оценить состояние работоспособности спортсмена, однако
непосредственное измерение данных критериев в силу специфики танцевального спорта весьма затруднительно, и на сегодняшний день оптимальным и доступным является оценка частоты сердечных сокращений (ЧСС) [1].
Основными характеристиками пульса являются: частота, быстрота, ритм, напряжение, наполнение и величина. Частота пульса определяется числом сердечных сокращений в минуту. В состоянии покоя частота сердечных сокращений у детей старше 10 лет и у взрослых, включая пожилых, колеблется в интервале от 60 до 100 уд/мин. Уменьшение частоты пульса менее 60 уд/мин называется брадикардией, увеличение более 100 уд/мин - тахикардией. Снижение частоты пульса встречается как вариант нормы у тренированных спортсменов [2, 3].
Сердце, как любая мышца, растёт в детском возрасте и может увеличиваться в размере под воздействием тренировок. Поэтому в состоянии покоя у «аэробных» спортсменов (марафонцев, лыжников, велосипедистов, пловцов) для прокачки того же объёма крови требуется меньше сердечных сокращений (40-60 сердечных сокращений в состоянии покоя), чем сердцу нетренированного человека [2].
ЧСС учитывается в физиологии спорта для оптимального дозирования физических нагрузок. Частота пульса при физических упражнениях, равная 130-150 уд/мин, соответствует аэробному режиму работы организма. В этом режиме можно работать в течение долгого промежутка времени без утомления. Смешанный режим работы, при котором начинает проявляться кислородная задолженность в организме, наблюдается при частоте пульса, равной 150-170 уд/мин. Значения частоты пульса, превышающие 180 уд/мин, соответствуют анаэробному режиму работы, при котором энергообеспечение организма полностью переходит на бескислородный путь обмена [3].
Основным методом исследования пульса является его пальпация. Чаще всего пульс исследуют на лучевой артерии, которая расположена непосредственно под кожей. Особенности ее расположения позволяют прижать сосуд к кости, что облегчает определение характеристик пульса [2].
Методы исследования
В исследовании принимали участие добровольцы обоего пола: 19 танцоров «Хобби»-
класса и 13 действующих спортсменов с диапазоном классов мастерства от «С» до «Б». У всех испытуемых регистрировали показатели ЧСС до тренировки, после разминочной части и после интервального исполнения базовых технических фигур каждого танца. В качестве способа исследования использовали метод пальпации лучевой артерии. Более детализированное исследование пульса проводили у одной из испытуемых при помощи пульсотахографа РМ70 (по своей точности соответствует ЭКГ) и регистратора скорости Брее^ох. Максимально допустимая частота сердечных сокращений также фиксировалась пульсотахографом (формула: 200 -возраст) и отображена на обработанном графике данных.
Результаты исследования
Для наглядного отображения результатов измерений было решено представить данные в виде графиков, изображенных на рисунках 1 и 2. Для определения зависимости пульсовых показателей испытуемых от уровня мастерства
проанализировано изменение средних пульсовых показателей в обоих рассмотренных случаях. Как следует из приведенных данных, изменение пульсовых показателей танцоров происходит как постепенно, так и скачкообразно.
В конце разминочной части в группе действующих спортсменов средние значения ЧСС возросли до 137 уд/мин, а в общей группе - до 100 уд/мин. Физическая нагрузка при пульсе, равном около 130 уд/мин, типична для упражнений разминочного характера, в то время как работа при частоте пульса 100 уд/мин не вызывает существенных сдвигов в организме и, следовательно, не оказывает достаточного влияния на организм спортсмена [3]. Полученный результат подтверждает тот факт, что танцоры группы действующих спортсменов более техничны и тренированны, и поэтому быстрее включаются в процесс тренировки.
ЧСС, уд./мин
180 140 100 60
3 4 Измерение
ЧСС, уд./мин
180 140 100
60
34
Измерение
-Минимум
■ Среднее
-Максимум
Минимум
Среднее
Максимум
1
2
5
6
1
2
5
6
а б
Рис 1. Изменение пульсовых показателей испытуемых (1 - исходное значение; 2 - разминка; 3 - «Самба»; 4 - «Ча-ча-ча»; 5 - «Румба»; 6 - «Джайв»): а - группа «Хобби»-класса; б - группа действующих спортсменов.
Соответствуя динамике тренировок, значения частоты пульса значительно увеличиваются при исполнении первого после разминочной части танца «Самба», темп музыкального сопровождения которого составляет 52-54 тактов в минуту. Следующий скачок средних значений наблюдается после выполнения танца «Джайв», темп музыкального сопровождения которого составляет 40-46 тактов в минуту. Таким образом, за исключением начального этапа тренировки, у танцоров обеих групп наблюдаются подобные изменения пульсовых показателей в ходе всего тренировочного процесса.
Детализированное исследование пульса при помощи пульсотахографа PM70 и регистратора скорости Speedbox
Общая картина изменения пульса испытуемой и скорости зафиксирована приборами и показана на рисунке 3. Стоит обратить внимание на то, что во время разминки происходит постепенное изменение значения пульса. Во время разминочной части (область до начала исполнения танцев 1, 2, 3, 4, 5) ЧСС изменяется плавно, увеличивая, а затем несколько снижая свое значение. Интервал, в котором значение ЧСС снижается — фаза расслабления. Во вторую фазу расслабления (граничная точка «20 мин») значение пульса упало до 102 уд/мин. То же значение пульса наблюдаем в точке «6 мин». Длительность интервала возвращения пульса обусловлена динамичностью одного из выполняемых упражнений, что прослеживается на графике, изображенном на рис. 3. После зоны 2, которая соответствует измерениям в течение исполнения танца «Самба», пульс испытуемой не вернулся к значению, зафиксированному в начале 2 зоны, и составил 160 уд/ мин. После зоны 3 (танец «Ча-ча-ча», темп музыкального сопровождения которого составляет 30-32 тактов в минуту) значение пульса снизилось до 150 уд/мин. По истечении 4-го танца ЧСС вернулась к значению ЧСС до тренировки, что можно объяснить утомлением спортсменки.
Также были зафиксированы скорость движений и значения пульса в периоды между основными танцами, в которые испытуемая дополнительно отрабатывала технику исполнения танца. Значения скорости и пульса при этом составили, соответственно, 9,5 км/ч и 178 уд/мин. Отметим, что данное значение пульса совпадает с максимальными значениями пульса, полученными в период заминки при скорости примерно в три раза меньшей.
Выводы
Предел нагрузки по пульсу превышается у 8% испытуемых при исполнении танца «Джайв», что составляет 1,5 мин. от тренировки. (ЧССтах: 192 уд/мин у группы «Хобби»-класса и 188 уд/мин у группы действующих спортсменов).
Сердечнососудистая система участников различных групп ведет себя похожим образом (исключением является разминочный этап, в котором сказывается качество выполнения упражнений). Характер нагрузки - комбинированный, включает в себя аэробный, анаэробный и смешанный этап работы организма. Данный тип тренировок направлен на совершенствование всех звеньев системы кислородного обеспечения организма, подходит широкому кругу людей, не требует какой-либо физической подготовки и не включает в себя риски, так как тренировка проходит под контролем преподавателя.
Список литературы
1. Александрова В.А., Шиян В.В. Оценка интенсивности выполнения латиноамериканской соревновательной программы спортивных бальных танцев по пульсовым показателям // Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. - 2012. Т. 87. №5. -С. 7-10.
2. Петровский. Б.В. Краткая медицинская энциклопедия, издание второе. Москва: Советская энциклопедия, 1989. - 1791 с.
3. Куприянов В.С., Куприянов С.В., Семенова Л.М. Физиология сердца, артериального и венозного пульса // Чебоксары: Изд-во Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова. 1997. - 34 с
4. Чепик В.Д. Оптимизация спортивной тренировки. Москва: Изд-во Московского областного государственного института физической культуры, 1982. - 62 с.
Время
Рис 2. Показания пульсотахографа PM70: 1 - «Танго»; 2 -«Самба»; 3 - «Ча-ча-ча»; 4 - «Румба»; 5 - «Джайв».