Научная статья на тему 'Восьмой международный симпозиум «Теория и практика налоговых реформ»'

Восьмой международный симпозиум «Теория и практика налоговых реформ» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Восьмой международный симпозиум «Теория и практика налоговых реформ»»

ВОСЬМОЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ СИМПОЗИУМ «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАЛОГОВЫХ РЕФОРМ»

Общая информация о симпозиуме

30 июня — 6 июля 2016 г. в городах Йошкар-Ола и Казань на базе Поволжского государственного технологического университета прошел Восьмой международный симпозиум «Теория и практика налоговых реформ». К симпозиуму был подготовлен фундаментальный труд «Энциклопедия теоретических основ налогообложения»1. В налоговом симпозиуме приняли участие 160 ученых и практиков из шести стран (России, Белоруссии, Германии, Китая, Украины и Эстонии), в том числе 51 доктор экономических наук и 83 кандидата экономических или юридических наук, представлявших налоговые школы 57 высших учебных заведений из 39 городов стран — участниц симпозиума. Российское научное сообщество на симпозиуме представлял 121 ученый из 50 высших учебных заведений, академических и отраслевых организаций из 30 городов нашей страны.

Организаторами симпозиума стали Поволжский государственный технологический университет, Байкальский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Университет государственной фискальной службы Украины, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Тернопольский национальный экономический университет, Научно-исследовательский центр индустриальных проблем развития НАН Украины.

Цель проведения международного симпозиума «Теория и практика налоговых реформ» — консолидация усилий научного экономического сообщества разных стран для обсуждения актуальных проблем реформирования налоговых систем, выработки новых теоретико-методологических подходов к совершенствованию нало-

1 Энциклопедия теоретических основ налогообложения / под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 503 с.

говой политики, а также формирование творческих коллективов для проведения совместных исследований налоговой направленности.

Обзор пленарных докладов

Тематический фокус 8-го симпозиума изначально был определен как развитие теории и методологии налогообложения, исходя из этого и строились пленарные и секционные обсуждения.

С докладом «Перспективы налоговых преобразований в современной России в условиях кризиса» выступил д-р экон. наук, профессор кафедры мировой экономики Санкт-Петербургского государственного университета А.И. Погорлецкий (г. Санкт-Петербург). По мнению докладчика, нарастающий дефицит бюджета неизбежно приведет правительство к повышению налогов. В условиях перспектив затяжной стагнации налоговая политика страны должна корректироваться в сторону усиления фискальной роли налогов и ужесточения налогового администрирования. Речь может идти как о повышении ставок действующих налогов (НДПИ, НДС, акцизов), так и о введении новых налогов (с продаж, на роскошь, с автомобилистов, с вредных продуктов). Ужесточение налогового администрирования наиболее вероятно должно выражаться в демонстративно-показательных действиях в отношении неплательщиков налогов и усилении антиофшорной политики в части введения межгосударственного информационного обмена. При этом, по мнению докладчика, должна усиливаться регулирующая (стимулирующая) роль налогов. Важно поддержать предпринимательскую активность, особенно при выходе экономики на траекторию роста. Наиболее вероятными бенефициариями такой поддержки должны стать малый бизнес, инновационная деятельность, депрессивные регионы, иностранные инвесторы.

Директор департамента налогообложения Национальной академии экономической стра-

тегии Китайской академии социальных наук, Ph.D. in Economics Чжан Бинь (г. Пекин) сделал доклад «Влияние цифровой экономики на налоговые системы: международная налоговая координация и реконструкция налоговой системы».

Заместитель директора Научно-исследовательского центра индустриальных проблем развития НАН Украины, д-р экон. наук, профессор. Ю. Б. Иванов (г. Харьков) сделал доклад о реформировании налогообложения в системе экономических реформ в Украине. Докладчик отметил, что ежегодные изменения украинской системы налогообложения свидетельствуют о явно выраженном процессном подходе, причем результат реформирования отходит на задний план. Не случайно 92% экспертов крайне негативно оценивают качество налогового законодательства Украины. В качестве основных целей реформирования налоговой системы Украины в 2016 г. докладчик выделил снижение налоговой нагрузки на заработную плату и бизнес в целом; упрощение налогового законодательства и процедур; повышение прозрачности, справедливости и упрощение налоговой системы; борьба с коррупцией в налоговых органах. Главным изменением в налогообложении доходов физических лиц является замена существующей прогрессии (ставки 15 и 20%) пропорциональной ставкой 18% с дальнейшей перспективой ее уменьшения с 2017 г. до 17%. Кроме того, в 2016 г. унифицирована и существенно снижена ставка единого социального взноса (на уровне 22 % вместо ранее существовавшей дифференциации ставок в интервале 37-50%). В налогообложении прибыли предприятиям разрешено снижать сумму налога на прибыль на сумму фактически уплаченного налога на недвижимость. Вместе с тем основной проблемой остается несогласованность реформ в налогообложении и других сферах экономики, и прежде всего бюджетной и пенсионной.

С докладом о развитии теории и практики налогового контроля налоговой базы по налогу на прибыль организаций выступил заместитель начальника Контрольного управления ФНС России, государственный советник Российской Федерации 2-го класса, доцент кафедры налогов и налогообложения Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, канд.

экон. наук К.В. Новоселов (г. Москва). В числе последних мер, направленных на деофшориза-цию экономики, докладчик выделил многостороннюю конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам (охватывает больше 100 юрисдикций, в том числе 20 офшоров); план 020 по борьбе с эрозией налоговой базы и выводом прибыли (ВЕРБ); добровольное декларирование зарубежных счетов и активов.

Докладчик подчеркнул, что в рамках налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний в России достигнут значительный прогресс. Введен механизм налогообложения в России прибыли контролируемых иностранных компаний (прежде всего, офшорных) путем включения нераспределенной прибыли данных компаний в налогооблагаемую базу контролирующих их лиц — резидентов РФ, а также установлена ответственность налогоплательщиков за неисполнение соответствующих обязанностей (гл. 3.4 НК РФ). Изменены также правила признания организаций налоговыми резидентами Российской Федерации, введен критерий «места фактического управления» (ст. 246.2 НК РФ). Существенно дополнены нормы НК РФ о налогообложении доходов иностранных организаций (гл. 25 НК РФ). Кроме того, ограничено применение международных соглашений об избежании двойного налогообложения с помощью правила «фактического получателя дохода» (ст. 7, 312 НК РФ). Докладчик также выделил основные направления перспективного совершенствования налогового контроля налоговой базы по налогу на прибыль организаций:

1) налоговый контроль за трансфертным ценообразованием: анализ уведомлений, выявление налоговых правонарушений по контролируемым сделкам;

2) налоговый контроль в отношении прибыли контролируемых иностранных компаний: анализ уведомлений, информации, проверка полноты включения прибыли кик в налогооблагаемую базу;

3) налоговый контроль в части отдельных элементов (например, контролируемая задолженность);

4) использование информации, полученной от иностранных налоговых администраций, в рамках мероприятий налогового контроля;

5) проведение одновременных налоговых проверок с иностранными налоговыми администрациями.

Профессор кафедры бухгалтерского учета, налогов и экономической безопасности Поволжского государственного технологического университета, министр экономического развития и торговли Республики Марий Эл, д-р экон. наук, профессор Ф. Ф. Ханафеев (г. Йошкар-Ола) в своем докладе рассмотрел специфику контроля обеспечения поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации. Докладчик проанализировал структуру налоговых и неналоговых доходов, подчеркнув, что наибольшую долю доходов региональных бюджетов обеспечивают НДФЛ (40,9 %), налог на прибыль организаций (22,3%), акцизы (10,5%) и налог на имущество организаций (12,3%). Далее была продемонстрирована структура государственного долга Республики Марий Эл, львиную долю которого стали формировать бюджетные кредиты и кредиты банков. Докладчик выделил проблемы регулирования долга субъектов Российской Федерации (на примере Марий Эл). В числе этих проблем продолжающееся наращивание долга; наличие заметной задолженности по налоговым платежам. Но в качестве главной проблемы докладчик обозначил наличие разграничительной линии между бюджетными и налоговыми отношениями (высокая централизация бюджетных полномочий и недостаточная самостоятельность налоговых полномочий). Приоритетным направлением решения данных проблем докладчик видит в смещении акцента в разграничении полномочий с федерального центра в сторону субъектов Российской Федерации.

Доклад «Новые технологии налогового администрирования: международный аспект» сделала руководитель Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования Финансового университета, д-р экон. наук, профессор Л.И. Гончаренко (г. Москва). По мнению докладчика, реформирование налоговых систем большинства стран осуществляется по двум стратегическим направлениям: снижение налоговой нагрузки и упрощение способов уплаты налогов. Докладчик обосновала реализацию этих направлений в практике ряда стран. Особый акцент в

докладе был сделан на процедурной стороне взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков. Докладчик выделил и охарактеризовал три основных типа таких взаимодействий:

1) административное принуждение, характерными чертами которого являются угрозы применения штрафов, арест банковских счетов и другого имущества налогоплательщиков, ограничение действий, свободы передвижений налогоплательщиков и т.п.;

2) взаимодействие по типу регулируемых альтернатив — предоставление налогоплательщикам свободы выбора между разрешенными законом разными вариантами юридической формы ведения его деятельности, порядка ведения и составления учета и отчетности, способа исполнения обязательства по уплате налога, применением и распределением налоговых льгот и т.п.;

3) взаимодействие по типу дружественного партнерства — заключение между налоговыми органами и налогоплательщиками соглашений о применяемых ценах по контролируемым сделкам, «горизонтальный» налоговый мониторинг, рулинг. Стратегическим вектором развития взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками является переход от первого ко второму и третьему типу взаимодействия.

С докладом о теоретической спорности и неоднозначности понятия «налоговая нагрузка на бизнес» выступил заведующий кафедрой финансового и налогового менеджмента Уральского федерального университета, главный научный сотрудник Дальневосточного федерального университета, д-р экон. наук, профессор И. А. Майбуров (г. Екатеринбург, г. Владивосток). Докладчик теоретически обосновал, что устоявшийся в обществе подход к налоговой нагрузке на бизнес как части произведенного каким-либо субъектом хозяйствования общественного продукта, который перераспределяется в пользу государства посредством налогообложения, ошибочен, поскольку не учитывает факторов переложения налогов. По мнению докладчика, любое предприятие осущест-

вляет переложение налогов вперед (на потребителя) или назад (на поставщика). Налоговую же нагрузку, которую не удалось переложить вперед или назад по торгово-сбытовой цепочке, налогоплательщик перекладывает на своих работников и реже всего на собственников бизнеса. В любом случае, вне зависимости от вида переложения, по мнению докладчика, переложение всегда завершится на физических лицах, которые и являются плательщиками (дестина-торами) всех налогов предприятия.

При импорте товаров на отечественного покупателя перелагаются налоги страны-производителя, соответственно налоговая нагрузка на бизнес, налагаемая в стране производства, перемещается на конечных потребителей в стране потребления. При экспорте отечественных товаров налоговая нагрузка на бизнес перекладывается на потребителей в других странах, соответственно конечными плательщиками (дестинаторами) российских налогов будут налогоплательщики иных юрисдикций. Когда внешнеторговое сальдо положительное, часть российских налогов оплачивают зарубежные налогоплательщики.

Дифференциация нагрузки на бизнес разных отраслей может рассматриваться как формирование для них неодинаковых усилий по переложению этой нагрузки, по разной структуре переложения. По мнению докладчика, бизнес является формальным носителем налоговой нагрузки, фактическим ее носителем являются физические лица. В связи с этим неправомерно ставить вопрос о субсидировании бизнеса в контексте возврата части уплаченных им налогов (любое субсидирование бизнеса государством осуществляется за счет средств физических лиц). Правомерно лишь финансирование инфраструктурных задач, где потребителями являются и физические лица, и бизнес одновременно.

Н.П. Мельникова, канд. экон. наук, доцент, профессор Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования Финансового университета, расценила высказанную профессором И.А. Майбуровым гипотезу переложения налоговой нагрузки бизнеса на покупателей как неоднозначную. Переложение налогового бремени на покупателей имеет свои

границы как в косвенных, так и в прямых налогах. Перелагая косвенные налоги через прямое увеличение цены (прямое переложение налоговой нагрузки), а прямые налоги через себестоимость (косвенное переложение налоговой нагрузки), бизнес сталкивается не только с конкуренцией на рынке, противодействием государства монополизму, но и с ограниченностью покупательной способности. Последний фактор особенно усиливается в условиях кризисных явлений в экономике. Кроме того, даже при переложении налоговой нагрузки на другое лицо нельзя утверждать, что налоговая нагрузка полностью снимается с бизнеса. Уплата бизнесом любого налога ведет к отвлечению оборотных средств в каждый момент времени, что приводит к поиску дополнительных денежных средств для обслуживания текущего бизнес-процесса. Нельзя сбрасывать со счетов и такой фактор, как административная нагрузка на бизнес в связи с исполнением обязанности по уплате налогов. Речь идет о ведении налогового учета, заполнении и представлении налоговых деклараций, а также трудовых и временных затратах, связанных с камеральными и выездными проверками организации. Таким образом, нельзя утверждать, что бизнес не несет налоговой нагрузки.

Работа секций и круглых столов

Оживленные дискуссии состоялись на пяти тематических секциях:

1) «Развитие теоретических основ международного и федерального (общегосударственного) налогообложения» (модератор Л.И. Гончаренко);

2) «Развитие методологии налогового администрирования» (модератор О. А. Миронова);

3) «Развитие теории субфедерального и отраслевого налогообложения» (модератор В. В. Иванов);

4) «Развитие эмпирических исследований и математического моделирования в налогообложении» (модератор А.П. Киреенко);

5) «Развитие понятийного аппарата теории налогообложения» (модератор А. И. По-горлецкий).

На этих секциях в общей сложности было обсуждено более 43 докладов (презентации всех докладов доступны на сайте симпозиу-

ма (URL: http://www.intaxsym.ru/2016---viii-simpozium/materialy-viii-simpoziuma).

Значительный интерес вызвала общественная экспертиза результатов налоговых исследований докторантов, так называемый День докторанта (модератор В.Г. Пансков). В частности, практика организации такой экспертизы, реализуемая уже четвертый год подряд, привлекает не только самих докторантов, поскольку позволяет им получить независимую оценку их исследований, советы и рекомендации, но и организаторов налогового симпозиума, заинтересованных в притоке новых идей и новых участников.

Завершил работу симпозиума круглый стол «Повышение качества научных исследований в области налогообложения». На нем была презентована «Энциклопедия теоретических основ налогообложения». Редакционный совет энциклопедии разработал механизм обратной связи читателей с оценкой качества каждой статьи этой энциклопедии (анкета доступна на сайте симпозиума URL: http://www.intaxsym.ru/project-updates/soobseniebezzagolovka-1). На круглом столе были обсуждены достоинства и недостатки подготовки первой энциклопедии, был подтвержден бесценный опыт внутреннего рецензирования. Редакторы надеются, что данная энциклопедия осуществит теоретико-методологический прорыв в понимании ряда налоговых терминов и подходов. Была одобрена рекомендация всем участникам симпозиума придерживаться тех определений и подходов, которые сформулированы в энциклопедии. При этом подобная рекомендация не запрещает использования иных определений и подходов, но их использование должно быть аргументированным.

Заинтересованное обсуждение участников круглого стола вызвала проблема идентификации тематического фокуса следующего симпозиума, а также будущих издательских проектов. Были сделаны различные предложения, проведен их анализ. В итоге участники круглого стола подтвердили наибольшую заинтересованность в подготовке и издании в 2017 г. коллективной монографии «Особые экономические зоны: механизмы развития». Была также одобрена рекомендация подготовки новой тематической «Энциклопедии налогового администрирова-

ния» с двухлетним циклом подготовки и изданием в 2018 г.

Заключение

В целом же следует отметить, что участники симпозиума вышли на новое качество обсуждения актуальных проблем теории и методологии налогообложения, об этом неоднократно говорилось в дискуссии. Каждый участник почерпнул для себя что-то новое, наметил направление дальнейших исследований, чтобы на следующем симпозиуме сделать новый доклад. Общим же итогом проведения симпозиума «Теория и практика налоговых реформ» следует считать бесценный опыт научной дискуссии, скрупулезный анализ последних научных разработок и лучшего зарубежного опыта, а главное — новые научные контакты и перспективы будущих совместных исследовательских проектов.

Следующий симпозиум «Теория и практика налоговых реформ» состоится в начале июля 2017 г. в Калининграде. «Эстафетную палочку» симпозиума принимает Балтийский федеральный университет имени И. Канта (Институт экономики и менеджмента).

Обзор подготовили: И.А. Майбуров,

д-р экон. наук, профессор, заведующий кафедрой финансового и налогового менеджмента Уральского федерального университета, главный научный сотрудник кафедры «Финансы и кредит» Дальневосточного федерального университета

И. Б. Иванов,

д-р экон. наук, профессор, заместитель директора по научной работе Научно-исследовательского центра индустриальных проблем развития НАН Украины

О. А. Миронов,

д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой бухгалтерского учета, налогов и экономической безопасности Поволжского государственного технологического университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.