Научная статья на тему 'Девятый международный симпозиум «Теория и практика налоговых реформ» в Калининграде'

Девятый международный симпозиум «Теория и практика налоговых реформ» в Калининграде Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Девятый международный симпозиум «Теория и практика налоговых реформ» в Калининграде»

девятый международный симпозиум « теория и практика налоговых реформ» в калининграде

Общая информация о симпозиуме

2-9 июля 2017 г. в городах Калининград и Светлогорск на базе Балтийского федерального университета им. И. Канта прошел девятый международный симпозиум «Теория и практика налоговых реформ» (далее — налоговый симпозиум), к которому была подготовлена монография «Особые экономические зоны» в двух томах1.

В налоговом симпозиуме приняли участие 111 ученых и практиков из 6 стран (России, Белоруссии, Германии, Китая, Украины и Польши), в том числе 38 докторов экономических наук и 58 кандидатов наук, признанных авторитетов в налоговой области. Они представляли налоговые школы 41 вуза из 32 городов стран — участниц налогового симпозиума. Российское научное сообщество на симпозиуме представляло 95 ученых из 36 высших учебных заведений из 27 городов нашей страны.

Организаторами симпозиума стали Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Санкт-Петербургский государственный университет, Научно-исследовательский центр индустриальных проблем развития НАН Украины, Поволжский государственный технологический университет, Байкальский государственный университет, Тернопольский национальный экономический университет.

1 Особые экономические зоны. Теоретико-методологические аспекты развития. Кн. 1 / под ред. И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 351 с. Особые экономические зоны. Зарубежный и отечественный опыт. Кн. 2 / под ред. И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 287 с.

В рамках симпозиума было проведено пленарное заседание, 7 тематических секций и экспертная дискуссия «Налоговая система России 2018», презентация новых монографических проектов, представленных на сайте налогового симпозиума (http://taxsymposium. ru/ix-mezhdunarodnyj-nalogovyj-simpozium/ prezentatsii-i-materialy).

Обзор пленарных докладов

С приветственным словом к участникам симпозиума обратился ректор Балтийского федерального университета им. И. Канта д-р полит. наук, профессор А. П. Клемешев, акцентировавший внимание участников налогового симпозиума на истории и специфике развития университета в центре Европы, а также на проблемах и перспективах развития университета в эксклавном регионе.

Анализ развития экономических исследований в принимающем вузе представил директор Института экономики и менеджмента Балтийского федерального университета канд. экон. наук А. Я. Баринов (г. Калининград), проанализировавший исследовательские профили института и презентовавший новую образовательную бакалаврскую программу нового поколения «Высокие технологии и инновационные системы», призванную готовить специалистов новой генерации в области инновационного технологического предпринимательства. Эта междисциплинарная программа трех институтов Балтийского федерального университета. Первые три семестра студенты учатся по единой программе, в четвертом семестре они выбирают институт и соответственно дальнейшую специализацию.

С докладом «Налоговая политика в современном мире:особенности и перспективы,

146

симпозиум

реализация в России» выступил д-р экон. наук, профессор кафедры мировой экономики Санкт-Петербургского государственного университета А. И. Погорлецкий (г. Санкт-Петербург). По мнению докладчика, наилучшей налоговой политикой в современных условиях развития мирохозяйственных связей является такая политика, которая ориентирована на усиление регулирующей (стимулирующей), а не на фискальной функции налогов. Современные налоговые системы испытывают на себе влияние большого числа факторов трансформационного характера, что соответствующим образом отражается и в налоговой политике. По мнению докладчика, налоговая политика России должна сохранить преемственность 2000-2017 гг. в части тех видов налогов, их ставок и процедур взимания и контроля, которые не получили серьезного нарекания со стороны предпринимательского сообщества, граждан и госструктур. Конечно, налоговая система России нуждается в определенных изменениях, способствующих ее упрощению и дебюрократизации. Среди же административных процедур сбора налогов должны преобладать те, которые в наибольшей степени носят дружественный характер по отношению к налогоплательщикам и обходятся бюджету дешевле.

Директор департамента налогообложения Национальной академии экономической стратегии Китайской академии социальных наук Ph.D. in Economics, Чжан Бинь (г. Пекин) сделал доклад «Влияние электронных счетов на сбор налогов и налоговую реформу в Китае», в котором продемонстрировал значительные успехи налоговой службы Китая в процессе перехода на бездокументарную форму счетов.

Заместитель директора Научно-исследовательского центра индустриальных проблем развития НАН Украины д-р экон. наук, профессор Ю. Б. Иванов (г. Харьков) сделал доклад о тенденциях и проблемах реформирования налогов на труд в Украине. Докладчик выделил основные изменения в едином социальном взносе (далее — ЕСВ), произошедшие в 2016 г. Это радикальное снижение ставок ЕСВ с 41 до 22% и отмена ЕСВ, удерживаемого из доходов работников. Кроме того, была отменена дифференциация ставок ЕСВ в зависимости от класса

профессионального риска производства и введен минимальный ЕСВ для предпринимателей.

Основные изменения в подоходном налогообложении Украины в 2016 г. были следующими: отказ от прогрессивной шкалы ставок НДФЛ (15 и 20%) и переход к «плоской» шкале в 18%; налогообложение пенсий, превышающих три минимальные заработные платы, по ставке 15%; взимание воинского сбора (1,5% от доходов физического лица). В 2017 г. НДФЛ продолжал совершенствоваться. В качестве альтернативы упрощенной системе налогообложения был введен особый порядок налогообложения для определенных видов индивидуальной деятельности, который характеризуется отсутствием необходимости регистрации субъектам малого предпринимательства, освобождением от обязанности ведения учета доходов и расходов, невысокой ставкой — 10% от минимальной заработной платы.

По итогам реформ налогообложения труда в 2016 и 2017 гг. докладчик сделал вывод, что радикальное снижение ставок ЕСВ не привело к ожидаемому снижению тенизации заработной платы. Кроме того, переход к «плоской» шкале НДФЛ целесообразен при наличии достаточной дифференциации доходов.

С докладом о развитии налогового администрирования и контроля в современных экономических условиях выступил заместитель начальника Контрольного управления ФНС России, государственный советник Российской Федерации 2-го класса, доцент Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Финансового университета при Правительстве Российской Федерации канд. экон. наук К. В. Новоселов (г. Москва), рассмотревший принципы контрольной работы в новой модели налогового контроля:

1) применение риск-ориентированного подхода, когда налоговая служба работает с моделью рисков и определяет, где они максимальны;

2) уход от понимания рисков в одной компании и переход к оценке рисков в том или ином сегменте рынка;

3) создание среды, в которой операции всех участников рынка в том или ином сегменте рынка для налоговой службы прозрачны;

4) уход от понимания, что все решается выездной проверкой, и использование службой

всего набора инструментов налогового администрирования.

Как отметил докладчик, процесс работы с налоговыми рисками в рамках реализации «отраслевых проектов» будет состоять из ряда этапов. В их числе выявление зон налоговых рисков; обнаружение плательщиков, отраслей, сегментов рынка с максимальными налоговыми рисками; анализ причин налогового разрыва; диалог с бизнесом и побуждение к добровольному исполнению налоговых обязательств; назначение выездной налоговой проверки в случае отказа от добровольной уплаты налогов; последующий мониторинг отрасли, позволяющий осуществлять контроль за добросовестным исполнением обязательств предприятиями отрасли, без осуществления выездного налогового контроля.

К числу перспективных инструментов налогового администрирования докладчик отнес автоматизированную систему АСК «НДС-2», которая обеспечивает ряд значимых эффектов:

1) для национальной экономики — это повышение ее прозрачности вследствие выявления и сокращения «теневого» сектора, предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции, поступление дополнительных доходов за счет сокращения «теневого» сектора;

2) для бизнеса — это сокращение административной нагрузки, уменьшение количества истребуемых документов, создание комфортных условий для легального бизнеса;

3) для налоговой службы — это снижение трудовых и материальных затрат на «встречные» проверки, оперативное выявление и пресечение деятельности недобросовестных налогоплательщиков, получение точных данных о величине товарооборота по регионам и отраслям.

В результате работы данной системы в 2016 г. в 7,8 раза снизилось количество случаев заявления о возмещении НДС высокорисковыми организациями, в 2,5 раза сократилось число фирм-однодневок, 257 тыс. налогоплательщиков самостоятельно представили уточненные декларации. Это позволило увеличить рост поступлений НДС на 8,5% и налога на прибыль на 11%.

В числе других инструментов налогового администрирования докладчик упомянул сов-

ременную модель учета операций в сфере торговли и услуг посредством онлайн-касс, новый сервис «НДС-офис интернет-компании», а также пилотный проект по маркировке товаров. В частности, маркировка меховых изделий позволила увеличить легальный оборот меховых изделий в 2016 г. в пять раз, получить дополнительно таможенных платежей на 450 млн руб., а налоговых поступлений — более 1 млрд руб.

Профессор Департамента финансового учета и аудита Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, д-р экон. наук, профессор М. В. Мельник (г. Москва) сделала доклад на тему «Объективизация налоговой базы и ее отражение в учете и отчетности». Докладчик представил вниманию участников налогового симпозиума концепцию внутреннего контроля налоговых издержек, в том числе включающую подсистему разработки стратегии и тактики налоговой безопасности, нацеленную на декриминализацию налоговых отношений, управление налоговыми рисками и модернизацию налогового правосознания. Докладчик обратил внимание участников налогового симпозиума на внешние и внутренние факторы, влияющие на налоговые риски, и последствия их возникновения. Были также проанализированы структурные элементы аудита бизнеса, содержащие элементы аудита налоговых издержек. Вниманию аудитории были представлены иерархическая модель внутреннего налогового контроля компании и система внутреннего контроля налоговых издержек.

С докладом о возможностях фискального регулирования процессов владения и использования грузового автотранспорта в России выступил заведующий кафедрой финансового и налогового менеджмента Уральского федерального университета, главный научный сотрудник Дальневосточного федерального университета д-р экон. наук, профессор И. А. Майбуров (г. Екатеринбург, г. Владивосток). Докладчик аргументировал актуальность активного вмешательства государства в фискальное регулирование грузоперевозок, поскольку на сегодняшний день грузоперевозчики за использование дорожной инфраструктуры компенсируют не более 40-50%. Кроме того, фискальное регулирование должно повышать

148

симпозиум

транспарентность и ликвидацию «теневого» сектора грузоперевозок, приводить к укрупнению бизнеса в этой сфере. По мнению докладчика, фискальное регулирование должно формировать рациональную структуру грузоперевозок разными видами транспорта. Целевой вектор такого регулирования должен быть ориентирован в сторону доминирования грузоперевозок видами транспорта (железнодорожным, трубопроводным, внутренним водным), не конкурирующими с обыкновенными потребителями за доступ к ограниченной инфраструктуре, как это сейчас происходит в случае с дорожной инфраструктурой. Докладчик привел негативные примеры переориентирования традиционных железнодорожных грузов на автомобильный способ доставки. Были обсуждены результаты авторских исследований структуры стоимости владения и коммерческого использования грузового автотранспорта разной грузоподъемности, а также структуры налогов и иных обязательных платежей в этой стоимости. Основной вывод данного анализа — с увеличением грузоподъемности стоимость перевозки одной тонны груза на 1 км существенно уменьшается, в том числе по причине уменьшения доли обязательных платежей с ростом грузоподъемности в стоимости эксплуатации. По мнению докладчика, внедрение системы «Платон» соответствует европейским тенденциям, при том что удельные расходы перевозчиков в расчете на тонну-километр в России занижены по сравнению с Европой. В связи с этим фискальное регулирование грузоперевозок необходимо совершенствовать. При этом должна реализовываться зависимость переменных транспортных платежей от величины ущерба, наносимого дорожному покрытию и окружающей среде. С увеличением грузоподъемности размер переменных транспортных платежей должен существенно возрастать. Докладчик также сформулировал конкретные предложения по совершенствованию системы «Платон».

Доклад «Ограничения и риски реформирования налоговой системы» сделала руководитель Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования Финансового университета при Правительстве

Российской Федерации д-р экон. наук, профессор Л. И. Гончаренко (г. Москва). По мнению докладчика, кардинального реформирования налоговой системы России в 2018 г. осуществлять не следует, необходимы только адресные корректировки этой системы, которые следует осуществлять по трем основным направлениям: совершенствование налогового законодательства, упрощение способов декларирования и уплаты налогов, снижение налоговой нагрузки. Докладчик остановился на анализе возможных последствий предлагаемого налогового маневра в части снижения налоговой нагрузки на труд и увеличения нагрузки на потребление. Более развернуто Л. И. Гончаренко представила идею перехода к реформированию подоходного налогообложения в части замены пропорциональной шкалы НДФЛ на прогрессивную. Представленный докладчиком алгоритм перехода к прогрессивной шкале НДФЛ состоит из четырех последовательных этапов. На первом этапе необходимо ввести не облагаемый налогом минимум доходов, на втором — повышенную налоговую ставку в размере 20% для сверхдоходов, на третьем — ввести вторую налоговую ставку 10% для доходов свыше необлагаемого минимума и менее 300 тыс. руб. в год, на четвертом — ввести еще две ставки в размере 13% для доходов от 300 тыс. до 1,2 млн руб. в год и ставки 17% — для доходов от 1,2 до 3 млн руб. в год. Процесс перехода на новый алгоритм, по мнению докладчика, должен сопровождаться усилением мер социальной поддержки населения. В их числе увязка необлагаемого минимума с прожиточным минимумом; введение дополнительных коэффициентов, снижающих доход при росте числа детей; ежегодная индексация стандартных, социальных и имущественных вычетов; установление дополнительного вычета из налоговой базы сумм, уплаченных в качестве налогов и других обязательных платежей физических лиц.

Завершил пленарную работу налогового симпозиума доклад «Методологический инструментарий управления налоговой безопасностью территорий», который сделала заведующая кафедрой бухгалтерского учета, налогов и экономической безопасности Поволжского государственного технологического универси-

тета д-р экон. наук, профессор О. А. Миронова (г. Йошкар-Ола). По мнению докладчика, налоговая безопасность государства — это состояние защищенности национальных экономических интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее экономический рост и развитие, независимость национальной экономики и бюджет государства на основе реализации основных направлений налоговой политики. Угрозы налоговой безопасности докладчик структурировал на внешние и внутренние. В числе угроз необеспеченности бюджетной системы налоговыми доходами докладчик выделил следующие:

1) угрозу наличия и роста «теневой» экономики и коррупции;

2) угрозу ухудшения условий налоговой среды для обеспечения экономического роста;

3) угрозу размывания налоговой базы и вывода ее за пределы государства;

4) угрозу несохранения величины физической налоговой базы;

5) угрозу роста латентной (скрытой) налоговой базы;

6) угрозу чрезмерной налоговой нагрузки.

В качестве налоговых индикаторов на

микроуровне (на уровне хозяйствующего субъекта) докладчик предложил использовать следующие: налоговую нагрузку, коэффициент эффективности налогообложения, налогоемкость, налоговый потенциал. По индикатору налоговой нагрузки докладчик предложил применять коридор, ограниченный нижней и верхней границей. Нижняя граница — это минимально допустимое значение показателя налоговой нагрузки, при котором предприятие не попадает в группу с максимальными налоговыми рисками и его деятельность остается экономически выгодной. А верхняя граница — это такое значение налоговой нагрузки, при котором рентабельность деятельности предприятия сопоставима с приростом налоговой нагрузки, т.е. при котором предприятие будет сохранять стабильное финансовое положение и располагать достаточными ресурсами к дальнейшему развитию. Докладчик продемонстрировал меры противодействия чрезмерной налоговой нагрузки и сформулировал аналитический подход к оценке налоговой безопасности предприятия.

Экспертная дискуссия

3 июля 2017 г. состоялась экспертная дискуссия «Налоговая система — 2018», на которой в качестве экспертов выступили д-р экон. наук Л. И. Гончаренко, д-р экон. наук И. А. Майбуров, канд. юрид. наук В. А. Мачехин, канд. экон. наук К. В. Новоселов, д-р экон. наук Л. С. Гринкевич, канд. экон. наук М. А. Евневич. В центр обсуждения модератор (д-р экон. наук А. И. Погорлецкий) поставил дилемму: нужно ли кардинально реформировать в 2018 г. налоговую систему или достаточно совершенствования отдельных элементов этой системы? Эксперты единодушно высказались за отказ от радикальных экспериментов и сохранение налоговой системы, которая доказала свою работоспособность и приемлемость в целом для государства, бизнеса и населения. После чего основная дискуссия развернулась в отношении тех элементов налоговой системы, которые необходимо совершенствовать. В частности, был обсужден ряд актуальных вопросов для существующей налоговой системы: как легализовать доходы населения и бизнеса через изменения в налоговой системе; как улучшить налоговое администрирование; сохранять «плоскую» или переходить к прогрессивной шкале НДФЛ; как решать автомобильные проблемы урбанизированных территорий посредством фискального регулирования; каким быть налогу на дополнительный доход в нефтедобыче; как развивать международное налогообложение; какие налоговые изменения ожидает бизнес? Более подробно данная дискуссия будет освещена в отдельной публикации и представлена на сайте симпозиума.

Обзор секционной работы

Оживленные дискуссии продолжились на семи тематических секциях:

1) «Теоретико-методологические аспекты совершенствования налоговой политики на современном этапе»;

2) «Налоговое администрирование в контексте обеспечения налоговой безопасности государства»;

3) «Развитие эмпирических исследований и моделирования в налогообложении»;

150

симпозиум

4) «Развитие теоретических и практических вопросов международного налогообложения»;

5) «Современные проблемы налогообложения»;

6) «Теоретико-методологические аспекты развития особых экономических зон»;

7) «Практические аспекты развития особых экономических зон».

На этих секциях в общей сложности было заслушано и обсуждено 40 докладов.

Венчал работу симпозиума круглый стол, посвященный обсуждению тематического фокуса будущего десятого симпозиума и тематики монографических исследований, которые будут подготовлены к симпозиуму.

Были сделаны различные предложения, проведен их анализ. В итоге, участники круглого стола подтвердили наибольшую заинтересованность в подготовке и изданию в 2018 г. коллективных монографий «Налогообложение природных ресурсов» и «Экологическое налогообложение» (http://taxsymposium. ru/homepage/novosti/246-novyj-proekt-k-desyatomu-simpoziumu). Также была одобрена рекомендация подготовки новой тематической «Энциклопедии налогообложения природных ресурсов» с двухлетним циклом подготовки и изданием в 2019 г. Кроме того, была одобрена идея организации на следующем симпозиуме форсайт-сессий по основным направлениям проектирования налоговой системы будущего.

заключение

Итоговое решение можно уместить в формате одного предложения. Практику проведения подобных симпозиумов следует продолжать. Десятый симпозиум «Теория и практика налоговых реформ» состоится в начале июля

2018 г. во Владивостоке. «Эстафетную палочку симпозиума» принимает Дальневосточный федеральный университет (Школа экономики и менеджмента, кафедра «Финансы и кредит»). Мы будем рады видеть новых участников и приветствовать новые идеи! Мы будем рады любой организационной и спонсорской помощи! Ждем Вас! Пишите на электронный адрес оргкомитета: 5symposium@mail.ru

Обзор подготовили:

Майбуров И. А.,

д-р экон. наук, профессор, заведующий кафедрой финансового и налогового менеджмента Уральского федерального университета, главный научный сотрудник кафедры «Финансы и кредит» Дальневосточного федерального университета, Россия, г. Екатеринбург, Владивосток;

Иванов Ю. Б.,

д-р экон. наук, профессор,

заместитель директора по научной работе

Научно-исследовательскиго

центра индустриальных

проблем развития НАН Украины,

Украина, г. Харьков;

Баринов А. Я.,

канд. экон. наук, директор Института экономики и менеджмента Балтийского федерального университета им. И. Канта, Россия, г. Калининград

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.