ЭКОНОМИКА И ПРАВО
ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
717
2018. Т. 28, вып. 5
УДК 343 А.А. Раменская
ВОПРОСЫ ВРАЧЕБНОЙ ТАЙНЫ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ, СВЯЗАННЫМ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
Отмечается, что доступ к врачебной тайне на всех стадиях уголовного процесса по уголовным делам, возникающим из профессиональных преступлений медицинских работников, ограничен и зачастую недоступен близким родственникам умершего пациента. В статье обосновывается необходимость предоставления такого доступа именно близким родственникам пациента по их обращению в медицинское учреждение. На основе анализа судебной практики обращается внимание на важность обеспечения доступа к сведениям, составляющим врачебную тайну, адвоката для более тщательного сбора доказательств и осуществления защиты прав представляемых лиц. Указывается, что доступ к таким сведениям законодательно полностью не урегулирован. Предлагается решение данных проблем путем внесения изменений в законодательство: ввести норму, закрепляющую право адвоката на получение сведений врачебной тайны путем подачи запроса в медицинское учреждение и обязанность учреждения предоставить запрашиваемую информацию.
Ключевые слова: сведения, содержащие врачебную тайну, профессиональное преступление, близкие родственники умершего пациента, адвокат.
Конституция РФ содержит нормы о тайне, в частности, ч. 1 ст. 23 закрепляет право на личную и семейную тайну, неприкосновенность частной жизни, в ч. 1 ст. 24 говорится о том, что запрещается сбор, использование, хранение и распространение информации о частной жизни лица без его согласия.
Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 №323-Ф3 (далее - Основы) в ч. 1 ст. 13 закрепляет понятие «врачебная тайна», куда входят сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении медицинским персоналом.
Исходя из этого можно определить следующее содержание врачебной тайны: это данные о факте обращения конкретного гражданина за оказанием медицинской помощи; о состоянии его здоровья и диагнозе; о применяемых методах лечения; о личной жизни, ставшие известны медицинскому работнику в ходе оказания медицинской помощи (интимные связи, физические недостатки, психические расстройства).
В ст. 9 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» также есть определение врачебной тайны, которую составляют сведения о факте обращения гражданина за психиатрической помощью, состоянии его психического здоровья и диагнозе психического расстройства, иные сведения, полученные при оказании ему психиатрической помощи. Данное определение по смыслу схоже с определением врачебной тайны, данном в Основах.
О.В. Богословская определяет врачебную тайну как охраняемую законом информацию непубличного доступа, которую составляют сведения о состоянии здоровья пациента, иные сведения, ставшие известными при его обследовании и лечении медицинским работникам в ходе исполнения своих профессиональных обязанностей, которая представляет какую-либо ценность для пациента и иных заинтересованных лиц, при разглашении которой возможно причинение вреда пациенту и в отношении которых приняты соответствующие меры по сохранению конфиденциальности [0].
С.Г. Стеценко и В.П. Сальников говорят о врачебной тайне как об обязанности медицинских работников сохранять в тайне сведения о пациенте, которые стали известны в ходе лечения, диагностики либо иным способом, и могут причинить материальный, моральный, физический ущерб пациенту или третьем лица в случае их разглашения [2].
Необходимо отметить, что сведения о врачебной тайне вправе получить только сам пациент либо его законный представитель. Третьи лица могут узнать врачебную тайну исключительно с согласия пациента.
Решая вопрос о возбуждении и дальнейшем расследовании уголовных дел по профессиональным преступлениям медицинских работников, органы следствия работают со значительным объемом не только медицинской документации, но и с большим числом медицинских работников в случаях их
2018. Т. 28, вып. 5 ЭКОНОМИКА И ПРАВО
опроса и привлечения в качестве свидетелей, а также самих подозреваемых, в связи с чем следственным органам становится известна врачебная тайна.
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 13 Основ, предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя возможно только по запросу органов дознания и следствия в связи с осуществлением следственных действий. Следовательно, должностное лицо, проводящее проверку сообщения о преступлении, в безотлагательном порядке оформляет письменный запрос в учреждение здравоохранения, где был причинен вред жизни или здоровью пациента, при этом в запросе обязательно должен быть указан срок его исполнения, поскольку нормы УПК РФ срока исполнения запросов не содержат.
В то же время родственникам умершего пациента практически невозможно получить доступ к врачебной тайне, что не позволяет им всецело защитить права своего умершего родственника.
К примеру, истец обратился в суд с иском к медицинскому учреждению с требованием о возложении обязанности предоставить копию протокола патологоанатомического вскрытия его дочери. До обращения с иском в суд истцу было отказано ответчиком в выдаче копии протокола, поскольку запрашиваемый документ выдается только по запросу органов дознания, следствия и суда, с чем истец не был согласен. Однако суд установил отсутствие каких-либо правовых оснований для выдачи запрашиваемых документов истцу. Суд в соответствии с ч. 5 ст. 67 Основ пришел к выводу, что истец как родитель умершего пациента вправе получить заключение о причине смерти и диагнозе заболевания, но правом на получения протокола патологоанатомического исследования он не обладает. Суд также отметил, что доводы истца о необходимости запрашиваемых документов для проведения независимой экспертизы и обжалования ее результатов не является исключительным основанием к предоставлению испрашиваемых сведений. Помимо этого, ответчик в процессе судебного разбирательства пояснил, что протокол вскрытия родственника истца был изъят органами следствия, в связи с чем, по мнению суда, истец может ознакомиться с протоколом в материалах уголовного дела [3].
На основании изложенного судебного решения можно сделать вывод, что получение каких-либо медицинских документов после смерти близких родственников невозможно даже таким способом, как судебная защита, поскольку суды в гражданском процессе отказывают родственникам в выдаче медицинских документов, ссылаясь на то обстоятельство, что такие документы содержат сведения врачебной тайны и по российскому законодательству после смерти родственникам не могут стать известны такие сведения.
Конституционный Суд РФ также выразил свою позицию по спорному вопросу [4].
Так, заявителем была подана жалоба в Конституционный суд РФ в связи с оспариванием конституционности взаимосвязанных положений чч. 2, 3, 4 ст. 13 Основ. Ранее заявителем было подано заявление в районный суд, который вынес решение о признании незаконными действий главного врача медицинского учреждения, отказавшего ему в выдаче копии амбулаторной карты его умершей супруги, так как заявитель не является доверенным лицом супруги или ее законным представителем.
Впоследствии это решение было отменено апелляционным определением вышестоящего суда, в связи с чем было принято решение об отказе в удовлетворении требования. Суд указал, что факт наличия зарегистрированного брака и факт получения заявителем медицинских документов до смерти жены не свидетельствуют о праве заявителя на получение медицинских документов после смерти жены.
Конституционный суд РФ отказал в принятии данной жалобы, поскольку в законодательстве предусмотрены случаи, когда такие сведения могут быть получены. Также суд отметил, что законодатель может предусмотреть и иные механизмы доступа к врачебной тайне.
В 2015 г. на рассмотрение в Государственную думу был внесен законопроект № 925329-6, регламентирующий предоставлении сведений, составляющих врачебную тайну, после смерти лица. В частности, ст. 13 Основ предлагалось дополнить п. 3.1, который предусматривал бы предоставление сведений, составляющих врачебную тайну близким родственникам умершего пациента либо его наследникам, по их требованию, за исключением случая, когда пациент еще при жизни выразил запрет на предоставление иным лицам таких сведений [5].
Однако данный законопроект 16.06.2017 г. был отклонен, поскольку, по мнению комитета, в проекте закона не определены необходимые основания для раскрытия информации, составляющей врачебную тайну пациента, в случае его смерти третьим лицам, а также порядок её предоставления. Данный проект закона не меняет предусмотренный существующий алгоритм действий лица, близкого умершему. Отклонение данного законопроекта лишь способствует дальнейшему сокрытию медицинскими работниками совершенных ими профессиональных преступлений.
Вопросы врачебной тайны в уголовном судопроизводстве.
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
719
2018. Т. 28, вып. 5
Получение медицинских документов органами следствия должно быть более оперативным во избежание их полного или частичного изменения. Если бы законодательство предусматривало получение медицинских документов родственниками умершего, то сокрытие преступлений значительно осложнилось, так как к заявлению о преступлении прилагались бы оригинальные документы и при сравнении с документами, полученными из медицинского учреждения, в случае их изменения можно было бы выявить факт подделки и сокрытия правонарушения.
В процессе расследования уголовного дела адвокату для осуществления защиты прав представляемых лиц могут быть известны сведения, составляющий врачебную тайну, но их сбор и получение недостаточно регламентированы правовыми нормами.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 6 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать необходимые документы от органов власти, организаций. Согласно ст. 6.1 указанного закона, он вправе направлять запросы, при этом органы власти, организации, которым направлен такой запрос, должны дать на него ответ в письменной форме в месячный срок со дня его получения. Относительно уголовного судопроизводства адвокат как защитник, согласно ч. 3 ст. 86 УПК РФ, вправе собирать доказательства путем получения документов, предметов и иных сведений; опроса лиц с их согласия; истребования документов.
Исходя из содержания вышеприведенных норм, по нашему мнению, адвокат также может получать и медицинские документы, содержащие врачебную тайну, касающиеся его профессиональной деятельности. Однако в ст. 13 Основ адвокат не предусмотрен в качестве лица, которому могут быть переданы сведения, составляющие врачебную тайну. Суды также указывают на отсутствие законодательных норм для того, чтобы адвокат имел право получить доступ к сведениям, составляющим врачебную тайну.
Например, адвокат обратился в суд с иском о признании незаконным отказа в предоставлении информации. В обоснование своих требований он указал, что как адвокат в рамках осуществления своих полномочий по защите подсудимого по уголовному делу обратился с запросами об обстоятельствах причинения вреда потерпевшему в медицинские учреждения, которые отказали в предоставлении запрашиваемой информации.
Судом было установлено, что право адвоката, осуществляющего защиту по уголовному делу, на получение сведений от лиц, не являющихся участниками уголовного судопроизводства, подлежит осуществлению с учётом нормативно-правовых актов, где предусмотрен порядок предоставления информации ограниченного доступа. В итоге суд пришел к выводу о том, что нет оснований для возложения обязанности на ответчиков по предоставлению документов, содержащих врачебную тайну, адвокату по его запросу. Суд также отметил, что право защитника на получение такого рода документов подлежит реализации путем подачи ходатайства следователю или суду об истребовании таких документов и последующего ознакомления с ответами в порядке, регламентированном УПК РФ [6].
Следовательно, на сегодняшний день адвокат в уголовном процессе может получить сведения, составляющие врачебную тайну, только путем подачи ходатайства. На наш взгляд, необходимо закрепить законодательно, что защитник как участник уголовного процесса вправе получать сведения, составляющие врачебную тайну, по адвокатскому запросу в учреждения здравоохранения.
В судебном процессе по уголовным делам, связанным с профессиональными преступлениями медицинских работников, можно выделить следующие способы получения сведений, составляющих врачебную тайну:
1) допрос медицинских работников (свидетелей, подозреваемых, обвиняемых);
2) назначение и проведение судебно-медицинской экспертизы;
3) получение по запросу правоохранительных органов каких-либо медицинских документов.
В настоящее время в УК РФ нет отдельной статьи о наказании за распространения врачебной тайны. В ст. 137 УК РФ говорится о тайне в широком смысле, куда входят сведения о частной жизни лица, составляющие личную или семейную тайну. На наш взгляд, уголовную ответственность за разглашение врачебной тайны следует выделить в отдельный состав и изложить в следующей форме: «Незаконное разглашение врачебной тайны, то есть разглашение медицинским персоналом без служебной необходимости сведений о заболевании, результатах медицинского освидетельствования пациента». Поскольку у адвоката отсутствует право на получения сведений, составляющих врачебную тайну из медицинского учреждения путем подачи адвокатского запроса, предлагаем дополнить ч. 4 ст. 13 Основ п. 3.2 следующего содержания: «по адвокатскому запросу в связи осуществлением защиты лица».
2018. Т. 28, вып. 5 ЭКОНОМИКА И ПРАВО
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богословская О.В. Медицинская тайна в российском гражданском праве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2006. С. 7-8.
2. Сальников В.П., Стеценко С.Г. Трансплантация органов и тканей человека: проблемы правового регулирования. СПб.: Фонд «Университет», 2000. С. 30.
3. Решение Йошкар-Олинского городского суда от 23.12.2014 по делу №2-7152/2017. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 30.10.2017).
4. Определение Конституционного Суда РФ от 09.06.2015 г. // СПС «КонсультантПлюс».
5. Законопроект №925329-6 «О внесении ряда изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"». URL: http://sozd.parlament.gov.ru/bill/925329-6 (дата обращения: 10.09.2016).
6. Апелляционное определение Омского областного суда от 23 октября 2013 г. по делу № 33-6945/2013. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 30.10.2017).
Поступила в редакцию 12.06.2018
Раменская Алена Алексеевна, аспирант кафедры уголовного процесса
и правоохранительной деятельности
ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)
E-mail: [email protected]
A.A. Ramenskaya
ISSUES OF MEDICAL SECRECY IN CRIMINAL PROCEEDINGS ON CASES RELATED TO PROFESSIONAL CRIMES OF MEDICAL WORKERS
Access to medical secrecy at all stages of criminal proceedings in criminal cases arising from the professional crimes of medical workers is limited and often unavailable to close relatives of the deceased patient. The article substantiates the need to provide such access to close relatives of the patient upon their visit in a medical institution. On the basis of an analysis of judicial practice, attention is drawn to the importance of ensuring access to information that constitutes medical confidentiality of a lawyer in order to gather more evidence and protect the rights of the persons represented. It is noted that access to such information is not fully regulated by legislation. The solution to these problems is proposed by amending the legislation: securing the right of an attorney to obtain information of medical confidentiality by submitting a request to a medical institution and the institution's obligation to provide the requested information.
Keywords: medical secret, medical workers, professional crime, close relatives of the deceased patient, lawyer.
Received 12.06.2018
Ramenskaya A.A., postgraduate student Udmurt State University
Universitetskaya st., 1/4, Izhevsk, Russia, 426034 E-mail: [email protected]